12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Александровна1571
Мой педагогический девиз: Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)
Россия, Смоленская обл., Смоленск


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


Принято

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31. 08. 2018 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

59 от 31.08. 2018 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 7 класса








Автор - составитель

учитель Никитина Екатерина Александровна

















2018-2019 учебный год


Пояснительная записка

Особенностью данной программы является то, что она объединяет задачи общего и дополнительного образования, направленные на воспитание и развитие обучающихся в области литературы и краеведения, в единую систему и формирует у подрастающего поколения устойчивый интерес к процессу взаимодействия общенациональной и местной культур.

В процессе изучения основного курса литературы предполагается изучение памятников литературы и фольклора Смоленской земли, произведений, написанных о Смоленском крае, созданных на разных этапах развития культуры края, связей смоленских писателей и поэтов с родным краем, знакомство с жизнью и творчеством некоторых смоленских писателей дополнительно к программе по литературе основной школы. В региональный компонент содержания программы включены лучшие произведения местных писателей, а также произведения тех авторов, которые так или иначе связаны со Смоленщиной.

Содержание и структура программы даёт возможность системного изучения региональной литературы, позволяет познакомиться со спецификой литературного процесса на Смоленщине, с богатством её художественных традиций. Краеведческий компонент логично соотносится с содержанием программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, что позволяет сопоставлять произведения региональной литературы с базовым курсом, выявлять их сходства и своеобразие художественных решений. Такая работа позволит обучающимся воспринимать литературу Смоленщины и о Смоленщине в контексте временного и культурного процесса, позволит пробудить интерес обучающихся к истории и культуре родного края, поможет им, опираясь на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры. Таким образом, будет реализован принцип единого литературного образования.

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2.Федерального образовательного стандарта основного общего образования.

3.Приказа Минобразования РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1644; от 31.12.2015 №1577).

4. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).

5. Примерной программы основного общего образования по литературе.

6. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.

7.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г., в действующей редакции).

8.Положения о рабочей программе.

9.Примерной авторской программы по литературе для общеобразовательной организации В.Я. Коровиной1.

10.С учётом программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины. Смоленск, «Траст-Имаком», 1995г. Составители: Н.Н. Колпачков, Г.А. Ластовский.

Для реализации программного содержания используется учебник: Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: в 2 ч./ В.П. Полухина (и др.); под ред. В.Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2016. С учётом учебника: Меркин Г.С. Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению в 2-х частях, - Смоленск: Универсум, 2017г.

Место курса литературы в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение литературе в объёме 102 часов в год.

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.

Отличительные особенности рабочей программы и авторской. В авторскую программу В.Я. Коровиной внесено изменение: уменьшено количество часов на изучение темы («Литература народов России») в связи с выделением 1 часа на промежуточную аттестацию.





















п/п

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по программе МБОУ Синьковская СШ

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество (в т.ч. региональный компонент).

4

4

3

Древнерусская литература. Древний эпос.

3

8

4

Произведения русских писателей XVIII века

2

3

5

Произведения русских писателей XIX века (в т.ч. региональный компонент).

27

36

6

Произведения русских писателей XX века(в т.ч. региональный компонент).

22

34

7

Из литературы народов России

2

1

8

Из зарубежной литературы

6

12

9

Повторение и систематизация

Промежуточная аттестация

1

-

1

1


Итого

68

102



















Целеполагание

Изучение литературы в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:

*формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

*развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

*постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; *открытие  обучающимися прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация  познавательной деятельности обучающимися;

*формирование поэтапного, последовательного формирования умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

*овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

*овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);

*использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

















Планируемые результаты

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

-осознание эстетической ценности художественного слова; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию;

-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ;

-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- осуществление контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.

-корректировка деятельности: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

- определение сферы своих интересов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-осуществление коммуникативной рефлексии как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

-оказание поддержки и содействия тем, от кого зависит достижение целей в совместной деятельности;

-демонстрация умений понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Познавательные универсальные учебные действия:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществление записи (фиксации) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- осуществление умения строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществление умения воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- осуществление умения анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществление умения проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- осуществление умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- осуществление умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов).

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

-осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

-понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России (с включением регионального компонента) и зарубежной литературы;

-выделять нравственную проблематику сказок, пословиц, поговорок, народных песен, преданий, былин как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

-видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного чтения;

-выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

-пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

-выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

-целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

-обращаться к преданиям, былинам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;

-выразительно читать былины, народные песни, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

-пересказывать былины и предания, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народного эпоса художественные приёмы;

-адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов, устанавливать поле читательских ассоциаций, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы, избирая произведения для самостоятельного чтения;

-выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

-создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос и определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусства;

-работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации

Обучающийся получит возможность научиться:

-сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

-рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

-сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

-сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

-выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

-устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

-дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

-сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

-создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

-сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (а также с произведениями регионального компонента), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).




































Содержание

Раздел 1. Введение (1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.  Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.  Труд писателя,  его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Раздел 2. Устное народное творчество (4 ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». Былины.  «Вольга и Микула Селянинович».  Воплощение в былине нравственных свойств русского народа,  прославление мирного труда. Киевский цикл былин.  «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. Для внеклассного чтения. Новгородский цикл былин.  «Садко».  Своеобразие былины. Поэтичность.  Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.  Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. Теория литературы.  Предание. Гипербола. Былина. Мифологический эпос (начальные представления). Пословицы и поговорки. Собиратели смоленского фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Народная мудрость пословиц и поговорок. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора.  Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Раздел 3. Из древнерусской литературы (8 ч)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Лука Смолянин. «Поучение Владимира Мономаха». Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.  Внимание к личности, гимн любви и верности. Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.  Теория литературы. Летопись.

Раздел 4. Из русской литературы XVIII века (3 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).  Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм.  Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание».  Размышления о смысле жизни, о судьбе.  Утверждение необходимости свободы творчества.

Раздел 5.Из русской литературы XIX века (36 ч)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»),  «Песнь о вещем Олеге».  Интерес Пушкина к истории России.  Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.  Выражение чувства любви к Родине.  Сопоставление полководцев (Петра и Карла). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».  Особенности композиции.  Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.  Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы.  Баллада (развитие понятия). Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).  Образ летописца как образ древнерусского писателя.  Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.  Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.  Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.  Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Оценка  героев с позиций народа.  Образы гусляров.  Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва»,  «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил,  связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества,  осуждение предательства.  Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.  Патриотический пафос повести.  Особенности изображения людей и природы в повести. Теория литературы.  Историческая и фольклорная основа произведения.  Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.  Мастерство в изображении пейзажа.  Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе.  «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.  Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления о парадного подъезда».  Боль поэта за судьбу народа.  Своеобразие некрасовской музы (для чтения и обсуждения). Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.  Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».  Нравственные пороки общества.  Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика.  Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Теория литературы.  Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и другие. Взаимоотношения детей и взрослых.  Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь.

Иван Алексеевич Бунин.  Краткий рассказ о писателе.  «Цифры». Воспитание детей в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.  «Хамелеон». Живая картина нравов.  Осмеяние трусости и угодничества.  Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. Книгоиздательское дело на Смоленщине. История смоленской журналистики первой половины XIX века.

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин. «Родина»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».  Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Раздел 6.Из русской литературы XX века (34 ч)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.  Изображение «свинцовых мерзостей жизни».  Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).  Изображение быта и характеров.  Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).  Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям».  Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы.  Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.  Тоническое стихосложение.

Леонид Николаевич Андреев.  Краткий рассказ о писателе.  «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.  «Юшка». Главный герой произведения,  его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость.  Любовь и ненависть окружающих героя людей. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.  «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.  «Июль», «Никого не будет в доме...».  Картины   природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.  Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и других.  Ритмы и образы  военной лирики. Теория литературы. Публицистика.  Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов.  Краткий рассказ о писателе.  «О чем плачут лошади».  Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы.  Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».  Сила внутренней, духовной красоты человека.  Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающим людям, природе.  Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.  Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков.  Краткий рассказ о писателе.  «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.  Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственно восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа.  Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.  

Общее и индивидуальное в восприятии природы родного края русскими поэтами. Смоленская поэтическая школа. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о смоленском поэте.  «Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Дмитрий Сергеевич Лихачев.  «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр. Михаил Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда».  Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова поэтов 20 века. А.Вертинский. «Доченьки», И.Гофф. «Русское поле», Окуджава. «По смоленской дороге...».  Лирические размышления о жизни. Светлая грусть переживаний.

Раздел 7.Из литературы народов России (1 ч)

Расул Гамзатов.  Краткий рассказ о дагестанском поэте.  «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Раздел 8. Из зарубежной литературы (12 ч)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Теория литературы.  Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов».  Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.  Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».  Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра.

Раздел 9. Повторение и систематизация (2 ч) Промежуточная аттестация.









Тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Количество часов

Виды контроля (по необходимости)

1

Введение

1

-

2

Устное народное творчество (в т.ч. региональный компонент).

4

-

3

Древнерусская литература

8

1

4

Произведения русских писателей XVIII века

3

-

5

Произведения русских писателей XIX века (в т.ч. региональный компонент).

36

2

6

Произведения русских писателей XX века(в т.ч. региональный компонент).

34

1

7

Из литературы народов России

1

-

8

Из зарубежной литературы

12

-

9

Повторение и систематизация

Промежуточная аттестация

1

1

-

1


Итого

102

5

























Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Дата коррек

тиров

ки (по необхо

димости

Введение (1 ч)

1


Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1 ч



Устное народное творчество (4 ч)

2



Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

1 ч



3


Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович».

1 ч



4


Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Новгородский цикл былин «Садко». Особенности былинного стиха.

1 ч



5


Мудрость народа в пословицах и поговорках. Смоленские собиратели фольклора. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.

1 ч



Древнерусская литература. Древний эпос (8 ч)

6

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Февронии и Петре Муромских». Прославление любви и верности.

1 ч



7

Карело-финский эпос «Калевала».

1 ч



8

«Песнь о Роланде»- знаменитая из поэм французского Средневековья

1 ч



9


Поучение как жанр древнерусской литературы. «Из похвалы князю Ярославу и книгам»

1 ч



10

«Поучение Владимира Мономаха» как образец древнерусской литературы.

1 ч



11


Житийная литература. «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского».


1 ч



12

Контрольная работа по древнерусской литературе

1 ч



13

Классное сочинение: «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе.

1 ч



Произведения русских писателей VIII века (3 ч)

14

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «На день восшествия на престол её величества императрицы», «К статуе Петра Великого». Понятие о жанре оды.

1 ч



15

Г.Р. Державин. «Река времён…», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе.

1 ч



16

Басенное творчество А.П. Сумарокова. Притчи «Жуки и пчёлы», «Ремесленник и купец»

1 ч



Произведения русских писателей XIX века (36 ч)

В.А. Жуковский (1ч)

17

В.А. Жуковский и его балладное творчество. Переводная баллада «Рыцарь Тогенбург».

1 ч



А.С. Пушкин (9 ч)

18

Изображение Петра Первого в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

1 ч



19


А.С. Пушкин. Интерес Пушкина к истории России, отражённый в поэме «Полтава»

1 ч



20


А.С. Пушкин. «Медный всадник». Прославление деяний Петра. Образ автора в отрывке из поэмы.

1 ч



21

«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и ее летописный источник. Особенности содержания и формы баллады.

1 ч



22

Отражение истории России в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

1 ч



23

Анализ отрывка «Сцена в Чудовом монастыре» из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»

1 ч



24

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»-произведение из цикла «Повести Белкина».

1 ч



25

Изображение «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»


1 ч



26

Классное сочинение: «История России в произведениях А.С. Пушкина»

1 ч



М.Ю. Лермонтов (4 ч)

27

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Историческое прошлое Руси. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1 ч



28

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1 ч



29

М.Ю. Лер­монтов. Стихо­творения «Молитва», «Ангел», «Когда волнует­ся жел­теющая нива...». Проблема гармонии человека и природы.

1 ч



30

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

1 ч



Н.В. Гоголь (4 ч)

31

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1 ч



32

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

1 ч



33

Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1 ч



34

Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1 ч



И.С. Тургенев (3 ч)

35

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника».

1 ч



36

Нравственные проблемы рассказа И.С. Тургенева «Бирюк».

1 ч



37

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра.

1 ч



Н.А. Некрасов (3 ч)

38

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Судьба русской женщины в поэме Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Понятие о поэме.


1 ч



39

Образ Родины и народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

1 ч



40

Взаимосвязь мира природы и человека в поэме Н.А. Некрасова «Саша»

1 ч



А.К. Толстой (1 ч)

41

А.К. Толстой. Слово о поэте. Правда и вымысел в исторических балладах «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1 ч



М.Е. Салтыков – Щедрин (3 ч)+ 1 ч к.р.

42

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Обзор сатирических сказок («Гиена», «Верный Трезор»)

1 ч



43

Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

1 ч



44

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

1 ч



45

Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1 ч



Л.Н. Толстой (3 ч)

46


Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство»

1 ч



47

Сложность взаимоотношений детей и взрослых по сюжету повести Л.Н. Толстого «Детство»

1 ч



48

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1 ч



А.П. Чехов (2 ч)+ 1ч.

49

А.П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон». Развитие понятия о юморе и сатире.



50

Нравственность постулаты в рассказах А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

1 ч



51

Книгоиздательское дело на Смоленщине. История смоленской журналистики первой половины XIX века.

1 ч



Лирика поэтов XIX века (1ч)

52

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Жуковский, Тютчев, Фет, А.Н.Майков, Я.П. Полонский.

1 ч



Произведения русских писателей XX века (34 ч)

В.Г. Короленко (1 ч)

53

В.Г. Короленко. Слово о писателе. Путь восхождения к свету по повести «Слепой музыкант».

1 ч



И.А. Бунин (3 ч)

54

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1 ч



55

И.А.Бунин. Нравственный смысл рассказа «Лапти». Мастерство Бунина- прозаика.

1 ч



56

Мастерство Бунина – поэта. Пейзажная лирика И.А. Бунина. «Высоко полный месяц стоит…», «Листопад», «Осыпаются астры в садах».

1 ч



А.И. Куприн (1 ч)

57

А.И. Куприн. Слово о писателе. Несправедливость современного мира в рассказе «Изумруд».

1 ч



М. Горький (5 ч)

58

М.Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство».

1 ч



59

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Образ Василия Каширина.

1 ч



60

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

1 ч



61

Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1 ч



62

Классное сочинение: «Золотая пора жизни - детство» (по произведениям Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, М. Горького).

1 ч



Л.Н. Андреев (1 ч)

63

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе «Кусака».

1 ч



В.В. Маяковский (2 ч)

64

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

1 ч



65

Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое.

1 ч



В.П. Астафьев (1 ч)

66

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Трудности жизни в довоенной деревне «неприютной детской души» в рассказе «Мальчик в белой рубашке».

1 ч



А.П. Платонов (2 ч)

67

А.П. Платонов. Слово о писателе. Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих в рассказе «Юшка».

1 ч



68

А.П. Платонов.«В прекрасном и яростном мире».Труд-основа нравствен-ности. Своеобразие языка прозы.



Б.Л. Пастернак (1 ч)

69

Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Стихотворения «Никого не будет в доме...». «Июль».

1 ч



А.Т. Твардовский (1 ч)

70

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике поэта. «Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...». «На дне моей жиз­ни...»

1 ч



Ф.А. Абрамов (1 ч)

71

Ф.А.Абрамов.Эстетические,нравственно-экологические проблемы рассказа «О чем плачут лошади».



Г.Н. Троепольский (2 ч)

72

Г.Н. Троепольский. Слово о писателе. «Судьба. У каждой собаки - своя судьба» по повести «Белый Бим Чёрное ухо».

1 ч



73

Классное сочинение: «Нужны ли в жизни человеку сочувствие и сострадание» (по произведениям Л.Н. Андреева, А.П. Платонова, Ф.А.Абрамова, В.В. Маяковского, Г.Н. Троепольского).

1 ч



Е.И. Носов (3 ч)

74

Е.И. Носов. Слово о писателе. Идея и символы в рассказе «Кукла»

1 ч



75

Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

1 ч



76

Героическое поколение в военной прозе Е.И. Носова. Анализ повести «Красное вино Победы»

1 ч



Ю.П. Казаков (1 ч)

77

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. Художественный анализ рассказа «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1 ч



Д.С. Лихачёв (1 ч)

78

Д.С. Лихачёв. Слово о писателе. «Земля родная» как напутствие молодежи.

1 ч



Писатели журнала «Сатирикон» (2 ч)

79

Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда».

1 ч



80

Особенности творчества Тэффи. Анализ композиции рассказов «Модный адвокат», «Свои и чужие».

1 ч



Р.И. Фраерман (1ч)

81

Р.И. Фраерман. Слово о писателе. Чистота и ранимость души героини в повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

1 ч



А.С. Грин (2 ч)

82


А.С. Грин. Слово о писателе. Мечта и реальность в романе «Бегущая по волнам».

1 ч



83

«Сотвори себя сам» по рассказу А.С. Грина «Зелёная лампа».

1 ч



84

Классное сочинение: «Торжество поэтической любви и возвышенной мечты» (по произведениям А.С. Грина и Р.И. Фраермана).

1 ч



Лирика поэтов XX века (2 ч) + 1 ч к.р.

85

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

1 ч



86

Поэтическая «энциклопедия жизни» в лирике Н.А. Заболоцкого и Я.В. Смелякова («Если я заболею…», «Хорошая девочка Лида»).

1 ч



87

Контрольная работа по произведениям писателей и поэтов XX века.

1 ч



Из литературы народов России (1 ч)

88

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

1 ч



Зарубежная литература (12 ч)

89

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность».

1 ч



90

Д.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины.

1 ч



91

Японское лирическое стихотворение хокку.

1 ч



Повторение и систематизация (1 ч)

92

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1 ч



93


О.Генри. Слово о писателе. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов.

1 ч



94

Рассказы из сборника О. Генри «Благородный жулик».

1 ч



95


М. Твен. Слово о писателе. «О, в милосердии двойная благодать…» по роману «Принц и нищий».

1 ч



96


Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. Реальность и фантастика в рассказах «Каникулы» и «Всё лето в один день».

1 ч



97


Л. Пиранделло. Слово о писателе. «А счастье-то вот оно, счастье» по новелле «Черепаха».

1 ч



98

Джек Лондон. «На берегах Сакраменто»

1 ч



99


Эдгар По. Слово о классике детективной литературы. «Золотой жук», «Лягушонок»

1 ч




100


Английская детективная литература. Творчество Артура Конан Дойла. Сборник рассказов «Приключения Шерлока Холмса»

1 ч



101

Новаторство детективного жанра А. Конан Дойла в повести «Собака Баскервилей»

1 ч




Повторение и систематизация (1 ч)

102

Итоговый урок обобщения.

1 ч




1 «Литература. Программы общеобразовательных учреждений» 5–9 классы (базовый уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2017


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.