Рабочая программа учебного предмета «Литература» в 7 классе по УМК В.Я. Коровиной
1. Пояснительная записка
1. Рабочая программа учебного предмета «Литература» 7 класс составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в РФ", Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2017г.).
2. На изучение литературы в 7 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю на 35 учебных недель.
3.
Форма контроля |
2018-2019 учебный год |
Контрольная работа |
3 |
4. В тематическое планирование рабочей программы изменений не внесено.
5. Срок реализации программы – 2018 – 2019 учебный год.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
4. Содержание учебного предмета.
Введение (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
Устное народное творчество (7ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (для внеклассного чтения)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Из древнерусской литературы (2ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы 18 в. (2ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 в. (28 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы 20 века. (25ч.)
Максим Горький.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения)
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.
Михаил Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах
Из зарубежной литературы (5 ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
5. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов на изучение |
Дата |
||
По плану |
По факту |
||||
Введение (1 ч.) |
|||||
1. |
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. |
1 |
|||
Устное народное творчество (7ч.) |
|||||
2. |
Предания как поэтическая автобиография народа. |
1 |
|||
3. |
Эпос народов мира. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. |
1 |
|||
4. |
Русские былины Киевского и Новгородского цикла. Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. |
1 |
|||
5. |
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. |
1 |
|||
6. |
«Песнь о Роланде» -вершина французского эпоса. Историческая основа сюжета. |
1 |
|||
7. |
Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. |
1 |
|||
8. |
Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество» |
1 |
|||
Из древнерусской литературы (2ч.) |
|||||
9. |
«Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха»(отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. |
1 |
|||
10. |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. |
1 |
|||
Из русской литературы 18 в. (2ч.) |
|||||
11. |
М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». |
1 |
|||
12. |
Г.Р.Державин - поэт и гражданин. «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленье». Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. |
1 |
|||
Из русской литературы 19 в. (28 ч.) |
|||||
13. |
А.С.Пушкин и русская история. Поэма «Полтава». «Полтавский бой». Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII. |
1 |
|||
14. |
«Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I. |
1 |
|||
15. |
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы. |
1 |
|||
16. |
Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. |
1 |
|||
17. |
Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. |
1 |
|||
18. |
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: автор и герои. |
1 |
|||
19. |
Судьба Дуни и притча о блудном сыне в повести. |
1 |
|||
20. |
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. |
1 |
|||
21. |
Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы. |
1 |
|||
22. |
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел», «Молитва». |
1 |
|||
23. |
Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. |
1 |
|||
24. |
Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей. |
1 |
|||
25. |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Сравнительный анализ портретов Остапа и Андрия. |
1 |
|||
26. |
Р.р. Анализ эпизода «Осада польского города Дубно» |
1 |
|||
27. |
Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы 7 - 8). Заключительный урок. |
1 |
|||
28. |
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. |
1 |
|||
29. |
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. |
1 |
|||
30. |
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. |
1 |
|||
31. |
H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. |
1 |
|||
32. |
А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». |
1 |
|||
33. |
М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры. |
1 |
|||
34. |
М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. |
1 |
|||
35. |
Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. |
1 |
|||
36. |
Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы». |
1 |
|||
37. |
А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения. |
1 |
|||
38. |
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». |
1 |
|||
39. |
Стихи русских поэтов о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения. |
1 |
|||
40. |
Контрольная работа №2 по теме «Литература XIX века» |
||||
Из русской литературы 20 века. (25ч.) |
|||||
41. |
И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. |
1 |
|||
42. |
И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. |
1 |
|||
43. |
М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. |
1 |
|||
44. |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. |
1 |
|||
45. |
Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести. |
1 |
|||
46. |
«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей. |
1 |
|||
47. |
Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. |
1 |
|||
48. |
В.В. Маяковский. Ранние стихотворения как отражение души поэта. «Необычайное приключение…» |
1 |
|||
49. |
В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. |
1 |
|||
50. |
А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. |
1 |
|||
51. |
А. Платонов «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. |
1 |
|||
52. |
А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. |
1 |
|||
53. |
Б. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. |
1 |
|||
54. |
А.Твардовский– «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения. |
1 |
|||
55. |
Час мужества. А. Ахматова, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков и др. Ритмы и образы военной лирики. |
1 |
|||
56. |
Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. |
1 |
|||
57. |
Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. |
1 |
|||
58. |
Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. |
1 |
|||
59. |
Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека. |
1 |
|||
60. |
«Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева. Духовное напутствие молодежи. |
1 |
|||
61. |
Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда». |
1 |
|||
62. |
«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. |
1 |
|||
63. |
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. |
1 |
|||
64. |
Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта. |
1 |
|||
65. |
Контрольная работа №3 по теме «Литература XX века» |
1 |
|||
Из зарубежной литературы (5 ч.) |
|||||
66. |
Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. |
1 |
|||
67. |
Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. |
1 |
|||
68. |
Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. |
1 |
|||
69. |
О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. |
1 |
|||
70. |
Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. |
1 |
|||