Рабочая программа по литературе в 8 классе (УМК В.Я. Коровиной)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол №7 от 29.08.2020 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО №57 от 29.08. 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 8 класса
Автор - составитель
учитель Никитина Екатерина Александровна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основании:
1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции).
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённый приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. №413, в действующей редакции).
4. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).
5.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Синьковской СШ.
6. Примерной авторской программы по литературе для общеобразовательной организации В.Я. Коровиной.
7.Программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины. Смоленск, «Траст-Имаком», 1995 г. Составители: Н.Н. Колпачков, Г.А. Ластовский.
8. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.
9.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г., в действующей редакции).
10.Положения о рабочей программе.
11.Примерной программы основного общего образования по литературе.
Для реализации программного содержания используется учебник: Литература: учебник-хрестоматия для 8 класса: В 2 ч/В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2018 г., а также учебник: Меркин Г.С. Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению в 2-х частях, - Смоленск: Универсум, 2016 г.
Место курса литературы в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение литературе в объёме 68 часов в год.
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
Отличительные особенности рабочей программы и авторской. В авторскую программу В.Я. Коровиной внесено изменение: уменьшено количество часов на изучение темы («Поэты Русского зарубежья об оставленной им Родине») в связи с выделением 1 часа на промежуточную аттестацию.
Особенностью данной программы является то, что она объединяет задачи общего и дополнительного образования, направленные на воспитание и развитие обучающихся в области литературы и краеведения, в единую систему и формирует у подрастающего поколения устойчивый интерес к процессу взаимодействия общенациональной и местной культур.
В процессе изучения основного курса литературы предполагается изучение памятников литературы и фольклора Смоленской земли, произведений, написанных о Смоленском крае, созданных на разных этапах развития культуры края, связей смоленских писателей и поэтов с родным краем, знакомство с жизнью и творчеством некоторых смоленских писателей дополнительно к программе по литературе основной школы. В региональный компонент содержания программы включены лучшие произведения местных писателей, а также произведения тех авторов, которые так или иначе связаны со Смоленщиной.
Содержание и структура программы даёт возможность системного изучения региональной литературы, позволяет познакомиться со спецификой литературного процесса на Смоленщине, с богатством её художественных традиций. Краеведческий компонент логично соотносится с содержанием программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, что позволяет сопоставлять произведения региональной литературы с базовым курсом, выявлять их сходства и своеобразие художественных решений. Такая работа позволит обучающимся воспринимать литературу Смоленщины и о Смоленщине в контексте временного и культурного процесса, позволит пробудить интерес обучающихся к истории и культуре родного края, поможет им, опираясь на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры. Таким образом, будет реализован принцип единого литературного образования.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по программе МБОУ Синьковской СШ |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Устное народное творчество | 2 | 2 |
3 | Древнерусская литература | 2 | 2 |
4 | Произведения русских писателей XVIII века | 3 | 3 |
5 | Произведения русских писателей XIX века (в т.ч. региональный компонент) | 33 | 33 |
6 | Произведения русских писателей XX века (в т.ч. региональный компонент) | 20 | 19 |
7 | Из зарубежной литературы | 5 | 5 |
8 | Повторение и систематизация Промежуточная аттестация | 1 - | 1 1 |
| Итого | 68 | 68 |
Целеполагание
Изучение литературы в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:
*формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
*развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
*постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; *открытие обучающимися прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация познавательной деятельности обучающимися;
*формирование поэтапного, последовательного формирования умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
*овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
*овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
*использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской культуре, к культурам других народов;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- осуществление контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
-корректировка деятельности: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
- определение сферы своих интересов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-осуществление коммуникативной рефлексии как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
-оказание поддержки и содействия тем, от кого зависит достижение целей в совместной деятельности;
-демонстрация умений понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Познавательные универсальные учебные действия:
-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществление записи (фиксации) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осуществление умения строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществление умения воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- осуществление умения анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление умения проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-осуществление умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществление умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:-осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
-понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России (с включением регионального компонента) и зарубежной литературы;
-выделять нравственную проблематику сказок, пословиц, поговорок, народных песен, преданий, былин как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
-видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного чтения;
-выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
-пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
-выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
-целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
-обращаться к преданиям, былинам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
-выразительно читать былины, народные песни, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
-пересказывать былины и предания, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народного эпоса художественные приёмы;
-адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов, устанавливать поле читательских ассоциаций, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
-определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы, избирая произведения для самостоятельного чтения;
-выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
-создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос и определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусства;
-работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации
Обучающийся получит возможность научиться:-сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
-рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
-сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
-сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
-выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
-устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
-дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
-сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
-создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
-сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (а также с произведениями регионального компонента), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание
Раздел 1. Введение (1 ч). Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Раздел 2.Устное народное творчество (2 ч). В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Раздел 3. Из древнерусской литературы (2 ч). Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Ратные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. «Повесть о Меркурии Смоленском». «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои -крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.
Раздел 4.Из русской литературы XVIII века (3 ч). Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Раздел 5.Из русской литературы XIX века (33 ч). Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. «Обзор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин). Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Смоленские поэты-декабристы. «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки («Вот мчится тройка удалая...», «Сон русского на чужбине») устному народному творчеству.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык.
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция. Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Раздел 6.Из русской литературы XX века (20 ч). Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкин, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Мемуары, воспоминания, дневники.
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М.М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие. Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. А.Т.Твардовский и Смоленщина Малая и большая родина в творчестве смоленских поэтов. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература. Авторские отступления как элемент композиции.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...». А.Фатьянов. «Соловьи». Лирические и героические песни в годы ВОВ. Стихотворения русских поэтов 20 века о родной природе. И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Раздел 7.Из зарубежной литературы. (5 ч). Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Раздел 8. Повторение и систематизация(2 ч). Промежуточная аттестация.
Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Количество часов | Виды контроля (по необходимости |
1 | Введение | 1 | - |
2 | Устное народное творчество | 2 | - |
3 | Древнерусская литература | 2 | - |
4 | Произведения русских писателей XVIII века | 3 | - |
5 | Произведения русских писателей XIX века (в т.ч. региональный компонент) | 33 | 2 (контрольная работа) |
6 | Произведения русских писателей XX века (в т.ч. региональный компонент) | 20 | 1 (контрольная работа) |
7 | Из зарубежной литературы | 5 | - |
8 | Повторение и систематизация Промежуточная аттестация | 1 1 | 1 (контрольная работа) |
| Итого | 68 | 4 |
Календарно-тематическое планирование