Рабочая программа учителя-логопеда

1
2
Материал опубликован 8 April

 

Содержание рабочей программы

 

1. Пояснительная записка

3

Первая часть (обязательная)

5

2. Характеристика контингента воспитанников

5

3.Содержание коррекционной работы

7

3. 1. Особенности организации деятельности логопеда

по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

7

3.2. Формы организации образовательной деятельности

8

3.3. «Взаимодействие с педагогами ДОУ»

10

3.4. Перспективно-тематический план занятий

13

4. Планируемые результаты

20

5. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы.

21

Вторая часть, (формируемая участниками образовательного процесса).

26

6. Компонент ДОУ. Реализация методической темы.

26

7. Система работы с родителями воспитанников.

26

Пояснительная записка

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.

В МАДОУ №126 г.Хабаровска осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедической группы. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения в логопедической группе при МАДОУ № 126 специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы в логопедической группе при массовом детском саде.

Все содержание образовательного процесса МАДОУ выстроено в соответствии с основной программой развития и воспитании детей в детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой, Г.В. Чиркиной. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

В основу логопедической работы МАДОУ №126 деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) положены традиционные, классические программы:

1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.

2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.

4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.

5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.

6. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (5-7 лет). Нищева Н. В. СПб.: 2006.

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада. Значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дизадаптации.

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой, работы

МАДОУ №126 отвечает ФГОС к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.

Цель программы – организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования.

Достижению данной цели будут способствовать задачи:

- практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;

- развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;

- формирование компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию).

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;

принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

2. Характеристика контингента воспитанников

 Структура дефектов у дошкольников неоднородна. В 2015-2016 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк:

Речевой диагноз детей

 

ОНР III уровня

 

НВОНР

 

ФФНР

 

ФНР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего детей:

(100%)

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет нерезко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

У детей с НВОНР обиходная фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением. При достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, людей разных профессий, частей тела. При ответах смешиваются родовые и видовые понятия. При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный - круглый; переписал - писал. Имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода. При грамматическом оформлении высказываний встречаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков). В использовании некоторых предлогов (выглянул из двери); в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода, единственного и множественного числа, сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными. Слоговая структура характеризуется преобладанием элизий, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях - пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще - перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент - персеверации и добавления слогов и звуков. В беседе, при составлении рассказа преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Характеристика детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

заменой звуков более простыми по артикуляции;

трудностями различения звуков;

особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

3. Содержание коррекционной работы.

3.1. Особенности организации деятельности логопеда

по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование всех детей проводится в соответствии с Образовательной программой ДОУ и описан в разделе рабочей программы учителя-логопеда (см. п. 5).

Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

Дни наиболее высокой работоспособности детей:

вторник, среда, четверг

3.2. Формы организации образовательной деятельности

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

индивидуальные – основная цель которых – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий

Развитие артикуляционного праксиса;

Фонационные упражнения;

Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;

Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

подгрупповые – основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала;

Содержание подгрупповых занятий

Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

Осуществляется:

Закрепление навыков произношения изученных звуков.

Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.

Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.

Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Развитие лексико –грамматических средств языка,

Подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма

Развитие самостоятельной фразовой речи.

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течении года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;

б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности. с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з , ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.

фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях (активное использование их в различных формах самостоятельной речи), и, одновременно, обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

3.3.Взаимодействие с педагогами ДОУ

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи.

Развитие речи (воспитатели).

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).

Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:

 

Приоритеты учителя-логопеда:

Приоритеты воспитателей:

- звукопроизношение;

- фонематические процессы;

- языковой анализ;

- психологическая база речи.

 

- моторный праксис;

- психологическая база речи;

- обогащение и активизация словаря;

- развитие связной речи;

- лексико-грамматическое развитие.

Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)

Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Физическое воспитание (руководитель по физической культуре)

Выполнение общекорригирующих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.

Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений, подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

План работы учителя – логопеда

по взаимодействию с педагогическим коллективом

 

п/п

Тема

Формы работы

Сроки выполнения

1.

Результаты логопедического обследования в старшей и подготовительной группах.

Педагогический час

Сентябрь – Октябрь

2.

Формирование списка детей на зачисление для занятий в условиях логогруппы.

Заседание ПМПк

Сентябрь-октябрь

3.

Специфика организации образовательной деятельности детей зачисленных логогруппу.

Консультации для воспитателей.

Сентябрь

 

4.

Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков.

Практикум для воспитателей преддошкольных и дошкольных групп

Октябрь

5.

Индивидуальный подход в организации образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Консультации, беседы с воспитателями.

В течение года

6.

Проведение комплекса ЛФК для детей, посещающих логопедические занятия.

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре.

Сентябрь -

Октябрь

7.

Рекомендации по работе с Альбомом логопедических домашних заданий

Видео консультация на сайте

Октябрь

8

«Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами детской деятельности»

Семинар-практикум

Ноябрь

9.

Приемы работы воспитателя по развитию фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматических отношений с детьми в собственно организованной и свободной деятельности

Памятки для воспитателей.

Декабрь

10.

Артикуляционная гимнастика.

Видео консультация на сайте ДОУ

октябрь

11.

Необходимость контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов.

Беседы с воспитателями.

Декабрь

12.

Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками.

Практикум для воспитателей.

Январь

13.

Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой моторики для детей раннего возраста

Консультация для педагогов работающих с детьми в возрасте с 1,5 до 3 лет

Январь

14.

Динамика развития общей моторики у детей со спастической формой псевдобульбарной дизартрией.

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре.

Февраль

15.

Игры для формирования грамматического строя речи.

Практикум для воспитателей.

Февраль

16.

Раннее обучение чтению детей с нарушением речи: проблемы и трудности.

Консультации, беседы с воспитателями.

Март

18.

Результаты обследования детей имеющих отклонение в речевом развитии. Рекомендации по составлению педагогических характеристик.

Беседы, консультации с воспитателями средней группы Изучение данных, обмен мнениями.

Апрель /

В течение года

 

19.

Осуществление коррекционно-логопедических мероприятий для детей летний период.

Беседы, рекомендации воспитателей.

Май

20.

Совместная подготовка к детским праздникам.

Подбор речевого материала, разучивание стихов.

В течение года

3.4. Перспективный тематический план занятий

по формированию речевой деятельности детей 6-го года жизни

Разработано с учётом требований: Каше Г.А., Филечёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): 20ч.

- групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи (2 раза в неделю);

- групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю);

II период обучения (декабрь, январь, февраль, март): 28ч.

- групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи (2 раза в неделю);

- групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю);

III период обучения (апрель, май): 8ч.

- групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи (2 раза в неделю);

- групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю);

Всего 56 часов.

 

Неделя

Занятия по формированию фонетической стороны речи

Занятия по формированию лексико-грамматических представлений

Занятия по развитию связной речи

Звуки

Буквы

Навыки звукового анализа и синтеза

1

2

3

4

5

6

1-я

Сентябрь

Логопедическое обследование

2-я

3-я

[у]

 

[а]

У

 

А

Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда а-у

Дифференциация имен существительных единственного и множественного числа

Составление предложений по предметным картинкам с последующим распространением; объединение их в рассказ

4-я

[и]

 

[э]

И

 

Э

Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у-и

Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения

Пересказ рассказа по наглядным действиям

Октябрь

1-я

[п], [п’]

[т]

 

П

Т

Анализ обратного слога типа ап. Выделение последнего согласного из слов типа мак, кот

Выделение начального согласного и гласного (кот)

Тема: Осень. Образование и употребление в речи глагола пространственного значения с помощью приставок с-, у-, под- от-, пере- и употребление их в речи

Восстановление деформированного текста

2-я

[к], [к’]

[п], [т], [к]

К

Тема: Овощи. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа

3-я

[л’]

[о]

 

 

О

Тема: Фрукты. Понимание пространственного значения предлогов в, к, от, из и др. и употребление их в речи

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок

4-я

[х], [х‘]

[к], [х‘]

Х

Тема: Лес. Ягоды. Согласование местоимений наш, наша, наше, наши с именами существительными в роде, числе, падеже

То же

Ноябрь

1-я

[й]

[л‘], [й]

Й

 

Одежда. Составление предложений с включением нескольких определений

Овладение диалогической формой общения

2-я

[ы]

 

[ы], [и]

Ы

Выделение начального согласного и последующего гласного из слов типа сумка, сани. Анализ прямого слога типа су.

Полный анализ слов типа суп

Обувь. Образование

И закрепление формы творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе

Пересказ рассказа по сюжетной картинке

3-я

[с]

 

[с‘]

С

Игрушки. Образование относительных имен прилагательных и употребление их в речи

То же

4-я

[с]

 

[с], [с‘]

 

Детский сад. Профессии. Образование имен прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и употребление их в речи

Составление рассказа по сюжетной картинке

Декабрь

1-я

[с], [с‘]

 

[з], [з‘]

 

 

З

Деление слов на слоги. Составление слоговой схемы слова. Полный анализ слов типа суп. Составление звуковой схемы

Зима. Зимующие птицы. Образование и закрепление формы предложного падежа имен существительных в единственном и множественном числе

Составление рассказа по сюжетной картинке

2-я

[с], [з]

 

[с‘], [з‘]

 

Домашние животные. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже

Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок

3-я

[ц]

 

[б]

Ц

 

Б

Дикие животные. Согласование имен числительных с именами существительными в косвенных падежах

Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок

4-я

[б], [п]

 

[т‘]

 

Продукты питания. Новый год. Образование притяжательных прилагательных и употребление их к речи

Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок

1-я

Каникулы

2-я

Январь

3-я

[т‘], [д‘]

[д]

 

Д

Полный анализ слов типа зубы, составление звукослоговой схемы

Мебель. Образование и закрепление формы родительного падежа имен существительных во множественном числе

Составление рассказа с элементами творчества по сюжетной картинке

4-я

[д], [т]

[г’]

Г

Профессии. Комнатные растения. То же

То же

Февраль

1-я

[г], [к]

 

[ш]

 

 

Ш

Полный анализ слов типа шубы, составление звукослоговой схемы

Комнатные растения. Обучение самостоятельной постановке вопросов

Пересказ литературного текста

2-я

[ш]

 

[с], [ш]

 

Полный анализ слов типа стол, кошка, замок, составление звукослоговой схемы

Части тела. Понимание лексического значения слов-антонимов и употребление их в речи

Совершенствование навыков ведения диалогов

3-я

[с], [ш]

 

[ л]

 

 

Л

Материалы и инструменты. Понимание лексического значения слов-синонимов и употребление их в речи

Составление рассказа-описания с использованием схем

4-я

[л]

 

[ж]

 

 

Ж

Защитники отечества. Рыбы. Знакомство с термином «родственные слова» и умение устанавливать родственные связи слов

То же

Март

1-я

[ш], [ж]

 

[з], [ж]

 

 

Рыбы. Понимание пространственного значения сложного предлога из-под и употребление его в речи

Составление рассказа-описания

2-я

[с], [ш],

[з], [ж]

[с‘], [ш],

[з‘], [ж]

 

 

Мамин праздник. Понимание пространственного значения сложного предлога из-за, из-под и употребление их в речи

Придумывание рассказа с опорой на рисунок ребенка

3-я

[р]

[р‘]

Р

 

Посуда. Дифференциация предлогов из-за, из-под и употребление их в речи

То же

 

4-я

[р], [л]

 

[р‘], [л‘]

 

 

Наш город. Ранние признаки весны. Образование и употребление в речи разных предложно-падежных конструкций

Придумывание сказки с опорой на рисунок ребенка

Апрель

1-я

[р‘]

[р], [р’]

 

Закрепление пройденного

Транспорт. Знакомство со сложным предложением

Придумывание сказки с опорой на рисунка ребенка

2-я

[ч]

Ч

 

Космос. Составление и употребление в речи сложносочиненных предложений с союзом а

То же

3-я

[щ]

Щ

Весна в природе. Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом потому что

Придумывание сказки на заданную тему

4-я

[ч], [т‘]

 

Перелетные птицы. Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом чтобы

Закрепление навыков связной речи

Май

1-я

[ч], [с],

[с‘]

 

Закрепление пройденного

Труд людей весной. Образование сложных слов и употребление их в речи

Закрепление навыков связной речи

2-я

[щ], [ч]

 

Цветы .Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложений (разных видов)

То же

3-я

[щ], [ш]

 

Насекомые. Правильное употребление в речи несклоняемых имен существительных

-//-

4-я

[щ], [ч],

[с‘], [т‘]

 

Животные жарких стран. Повторение и закрепление пройденного материала

-//-

Перспективный тематический план занятий

по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте детей 7-го года жизни

1 – й период обучения (Сентябрь – Декабрь): 14 недель

 

Порядковый

номер

занятия

 

Тема

 

Навыки звукового анализа

 

Навыки чтения и письма

1

Звук и буква А

Определение позиции звука А в слове (начало, конец)

Знакомство с буквой А

2

Звук и буква У

Определение позиции звука У в слове (начало, конец)

Знакомство с буквой У

 

3

 

Звук и буква О

Определение позиции звука О в словах (начало, середина, конец). Анализ и синтез сочетаний типа АУА, УАУ, ОАУ

Чтение сочетаний типа АУ, УА, АУА, УАУ, ОАУ

 

4

 

Звук и буква И

Определение позиции звука И в слове (начало, конец). Анализ сочетаний типа АУИ. Понятие «гласный звук»

Чтение сочетаний звуков

 

5

 

Звук и буква Т

Определение позиции звука Т в слове (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АТ. Понятие «согласный звук».

Чтение сочетаний звуков АТ, УТ, ИТ, ОТ

 

6

 

Звук и буква П

Определение позиции звука П в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АП. Знакомство с понятием «слог».

Чтение сочетаний типа АП, ИП, ОП, УП

 

7

 

Звук и буква Н

Определение позиции звука Н в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АН

Чтение сочетаний изученных звуков

8

Звук и буква М

Определение позиции звука М в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АМ

Чтение сочетаний изученных звуков

 

9

 

Звук и буква К

Определение позиции звука К в слове (начало, середина, конец). Анализ обратного слога: АК, ОК, УК, ИК

Чтение сочетаний АК, УК, ИК, ОК

 

10

 

Звук и буква Б

Определение позиции звука Б в слове (начало, середина). Анализ прямых слогов типа БА, БО, БУ

Чтение прямых слогов типа БА, БО, БУ

 

11

 

Звук и буква Д

Определение позиции звука Д в слове (начало, середина). Полный анализ слов типа КОМ. Знакомство со схемой односложных слов

Чтение односложных слов типа ТОК, КОТ, ДОМ

 

12

 

Звук и буква Г

Определение позиции звука Г в слове (начало, середина). Полный анализ односложных слов

Чтение прямых слогов. Чтение односложных слов

 

13 -14

Гласные и согласные звуки

Закрепление полученных навыков. Понятие «гласный звук», «согласный звук».

Закрепление полученных навыков.

 

2– й период обучения (январь – май): 20 недель

Порядковый номер

занятия

 

Тема

 

Навыки звукового анализа

 

Навыки чтения и письма

 

1

Звук и буква Ф

Определение позиции звука Ф в слове (начало, середина, конец).

Выкладывание односложных слов из букв разрезной азбуки

 

2

Звук и буква В

Определение позиции звука В в слове (начало, середина,). Деление слов на слоги. Схемы слов

Выкладывание односложных слов из букв разрезной азбуки

 

3

Звук и буква Х

Определение позиции звука Х в слове (начало, середина, конец). Подбор слов с заданным количеством слогов

Выкладывание односложных слов из букв разрезной азбуки

4

Звук и буква Ы

Определение позиции звука Ы в словах (середина, конец).

Закрепление полученных навыков.

 

5

Звук и буква С

Определение позиции звука С в слове (начало, середина, конец). Схемы слов типа О-СЫ, У-СЫ

Выкладывание и чтение двусложных слов

 

6

Звук и буква З

Подбор слов с заданным количеством слогов и позицией звука. Схемы слов типа РЫ-БАК, ДЫ-МОК, ВА-ГОН

Выкладывание и чтение двусложных слов

 

7

Звук и буква Ш

Схемы слов типа МЫШ-КА. Определение позиции звука Ш

Выкладывание и чтение двусложных слов из букв разрезной азбуки

 

8

Звук и буква Ж

Определение позиции звука Ж. схемы слов типа ШКАФ

Выкладывание и чтение двусложных слов из букв разрезной азбуки

 

9

Звук и буква Э

Определение позиции звука Э в словах. Подбор слов к схемам (всех типов)

Выкладывание слов со стечением согласных

 

10

Повторение и закрепление пройденного

Повторение и закрепление пройденного

Повторение и закрепление пройденного

 

11

Звук и буква Й

Определение позиции звука Й в словах (середина, конец).

Письмо печатными буквами слов различной сложности

12

Звук и буква Е

Подбор слов к схемам (всех типов)

Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки

13

Звук и буква Ё

Подбор слов к схемам (всех типов)

Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки

14

Звук и буква Ю

Подбор слов к схемам (всех типов)

Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки

15

Звук и буква Я

Подбор слов к схемам (всех типов)

Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки

16

Звук и буква Ц

Игровые приёмы звукового анализа всех типов слов

Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов

17

Звук и буква Ч

Игровые приёмы звукового анализа всех типов слов

Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов

18

Звук и буква Щ

Игровые приёмы звукового анализа всех типов слов

Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений, предложений с предлогами

19

Звук и буква Л

Игровые приёмы звукового анализа всех типов слов

Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений, предложений с предлогами

20

Звук и буква Р

Игровые приёмы звукового анализа всех типов слов

Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений, предложений с предлогами

Планируемые результаты.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

ребёнок     овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

родители и педагоги детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом в результате этого у ребёнка сформированы     первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.

Ребенок овладел элементарными навыками чтения и письма ( печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений),

Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.

 

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми навыками и

умениями»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Коммуникация»

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг проводится в целях:

выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в логопедической группе ДОУ ФГОС дошкольного образования;

определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логогруппы;

развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логогруппы ДОУ реализуется по следующим направлениям:

I направление – работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения ДОУ.

II направление – работа с детьми логогруппы.

I направление:

Первичное обследование. Обследуются дети вновь поступившие в ДОУ по окончании адаптационного периода. Полеченные результаты первичного обследования заносятся в электронную базу данных.

Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)

Обследование детей 6 – 7 лет. Обследование проводится совместно с воспитателем группы, в рамках выявления уровня сформированности интегративных качеств. Все результаты обследования фиксируются в карте готовности выпускников.

II направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логогруппу.. По результатам обследования оформляется справка, информация о результатах обследования заполняется в соответствии с документацией по положению ПМПк образовательного учреждения.

Периодичность мониторинга

Устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Решением Совета педагогов принят следующий регламент по педагогическому обследованию:

Группы нового набора (преддошкольные), проходящие период адаптации проводят первичную диагностику в январе текущего учебного года, итоговую диагностику проводят в мае.

Группы воспитанников с 3 до 6 лет (дошкольные), первичную диагностику по выявлению исходного уровня знаний воспитанников проводят педагоги в сентябре, итоговую – в мае.

Подготовительные к школе группы / выпускники (предшкольные), педагоги проводят 3 раза – сентябрь (первичная), последняя декада декабря (промежуточная), последняя декада апреля (итоговая).

Дети зачисленные в логогруппу, педагоги коррекционной работы (учитель-логопед, педагог-психолог) проводят 3 раза – сентябрь (первичная), последняя декада декабря (промежуточная), последняя декада апреля (итоговая).

Цель обследования:

Выявить детей, имеющих нарушения речи.

Зачислить детей в логогруппу, с учетом выявленных нарушений.

Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

1.Фонематическое восприятие.

2. Артикуляционная и мелкая моторика.

3. Звукопроизносительная сторона речи.

4. Навыки звукового анализа.

5. Лексико - грамматический строй речи.

6. Состояние словарного запаса и навыки словообразования.

7. Понимание логико-грамматических отношений.

8.Связная самостоятельная речь.

Используемая методика: Иллюстрированная методика логопедического обследования под общей редакцией О.Б.Иншаковой, элементы методики Нищевой.

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логогруппы применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения:

Сбор анамнестических данных

Беседы с родителями

Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре

Беседа с детьми

Беседа с воспитателями

Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки

Исследование артикуляционной и мелкой моторики

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных упражнений и движений пальцев рук, следует обращать внимание на их объём, темп выполнения, точность, симметричность, наличие синкинезии, гиперкинезов, тремора органов речи.

Даём ребенку инструкцию: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

Оценка:

4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех движений с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 балла(средний уровень) – замедленное и напряжённое выполнение;

2 балла(ниже среднего) – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объём движений, синкинезии, гиперкинезы;

1 балл(низкий уровень) – невозможность выполнения движений.

Изучение состояния звуковой стороны речи

При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Оценка:

4 балла (высокий уровень) – безукоризненное произношение всех групп звуков в любых речевых ситуациях;

3 балла (средний уровень) – один или несколько звуков группы изолировано произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е недостаточно автоматизированы;

2 балла (ниже среднего) - отсутствие или искажение одного звука двух и более групп;

1 (низкий уровень) – искажениям во всех речевых ситуациях подвергаются все звуки групп.

Изучение фонематического слуха и фонематического восприятия

Повторение слоговых рядов

Инструкция: «слушай внимательно и повторяй как можно точнее»

Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом.

Оценка:

4 балла(высокий уровень) – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

3 балла(средний уровень) – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;

2 балла(ниже среднего) – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов их заменой и пропусками;

1 балл(низкий уровень) – невозможность воспроизвести пробу.

Критерии оценки лексической стороны речи

Необходимо выявить способность ребёнка быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова. Для этого используются следующие задания:

Называние предмета и его частей. Всего 11 баллов

Стул (ножки, спинка, сиденье)

Чайник (крышка, ручка, донышко, носик)

Дерево (корни, ствол, ветки, листья)

Употребление обобщающих слов. Всего 10 баллов

Знание названий животных и их детёнышей. Всего 10 баллов

Подбор прилагательных к имени существительному (2-3 слова). Пример: солнце (какое?), апельсин (какой?), лиса (какая?), облака (какие?). Всего 4 балла.

Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам. Всего 10 баллов.

Весёлый – Широкий – Большой – Злой – Друг – Говорить – Ссориться – Хвалить – Сухой – Больной –

Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех заданий, направленных на выявление уровня лексического развития, подсчитывается их суммарная оценка.

Высшая оценка 45 баллов, соответствует высокому уровню;

34- 44 балла – среднему уровню;

23-33 балла – ниже среднего;

менее 23 баллов – низкому уровню.

Исследование грамматического строя речи

Выявляется правильность построения грамматической структуры предложения. Инструкция: посмотри на картинку и составь предложение о том, что здесь изображено. Предъявляется 3 картинки. За правильно составленное предложение – 1 балл.

Выявляется характер использования и понимания грамматических категорий числа и рода.

Инструкция: «На этой картинке нарисовано ведро, а на этой?» (вёдра). Предъявляются 4 картинки. За правильный ответ начисляется 1 балл.

Инструкция: «Ответь, что на картинке синее, что синяя, что синий?». Всего начисляется 7 баллов.

Понимание пространственного значения предлогов.

Инструкция: «Положи карандаш на книгу, под книгу, за книгу, в книгу, перед книгой.» За правильное выполнение инструкции начисляется 1 балл. Всего начисляется 5 баллов.

Преобразование существительных единственного числа во множественное. Предъявляется 10 слов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Всего 10 баллов.

Употребление имён существительных в родительном падеже множественного числа. Всего 5 баллов.

Выявление степени владения навыками словообразования.

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Всего 5 баллов.

Образование притяжательных прилагательных. Всего 5 баллов.

Образование относительных прилагательных. Всего 5 баллов

Образование качественных прилагательных:

Инструкция: если днём жара, то день жаркий, а если…(мороз, солнце, снег, дождь, холод). Всего 5 баллов.

Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех заданий подсчитывается их суммарная оценка.

Высшая оценка 50 баллов, соответствует высокому уровню,

38 – 49 баллов – средний уровень,

26 – 37 баллов – ниже среднего,

менее 26 баллов – низкий уровень.

Критерии оценки связной речи

Предлагается прослушать и пересказать небольшие по объёму рассказы или сказки. Пересказ детей анализируется по следующим показателям:

высокий уровень(4балла) – правильное воспроизведение текста. Ребёнок правильно формулирует основную мысль текста, последовательно и точно строит пересказ, грамматически правильно строит предложения, использует сложные предложения.

Средний уровень(3 балла) – допускает незначительные отклонения от текста, принимает небольшое количество подсказок.

Уровень ниже среднего(2 балла) – присутствие грамматических ошибок, длительных пауз, большое количество подсказок со стороны взрослого.

Низкий уровень(1 балл) – неверное воспроизведение текста, нарушения структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в постоянных подсказках.

Выводы по результатам обследования речевого развития детей оформляются в виде справки и предоставляются на совещании при заведующем, Совете педагогов или педагогическом часе. В выводах описывается динамика речевого развития дошкольников, особенности индивидуально-личностного, развития перспектива деятельности логопеда и всех участников образовательной деятельности.

Вторая часть, формируемая участниками образовательного процесса

Компонент ДОУ. Реализация методической темы.

Методическая тема: «Использование игровых компьютерных технологий на занятиях, как средство повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста».

Используемая мною программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. “Игры для Тигры” позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения. Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.

Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.

Компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая, тем самым, его отношение к окружающему миру.

В календарно-тематическом планировании вторая часть обозначена как КД (компонент ДОУ).

7.Система работы с родителями воспитанников

(или законными представителями)

Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:

Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;

Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;

Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;

Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.

После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

План работы учителя-логопеда

по взаимодействию с родителями
 

п/п

Тема

Форма

работы

Срок

выполнения

1.

Результаты логопедического обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом-программой на учебный год, обсуждение организационных моментов работы. Работа с индивидуальной тетрадью ребёнка.

Индивидуальные консультации, беседы.

Сентябрь

 

 

 

В течение года

2.

ОНР и ФФНР причины и основные направления коррекционно-логопедической работы.

Родительское собрание. Логопедический уголок для родителей

Октябрь

3.

Анкетирование родителей.

Индивидуальные консультации;

Сентябрь

 

4.

«Развитие ФФП, ЛГСР, Пальчиковая гимнастика, Артикуляционная гимнастика»

стендовая консультации.

В течение года.

5.

Приёмы выполнений домашних заданий логопеда, необходимость ежедневных занятий с ребёнком по занятиям учителя – логопеда.

Видео консультация на сайте ДОУ

Октябрь

6.

Советы по автоматизации звуков в домашних условиях.

Индивидуальные консультации, беседы.

В течение года.

7.

Взаимодействие всех участников процесса в коррекционной деятельности. Динамика речевого развития детей за I полугодие учебного года.

Родительское собрание.

Январь

8.

Развитие и совершенствование мелкой моторики, профилактика дизграфии, проведение пальчиковой гимнастики.

Индивидуальные беседы, рекомендации

 

Февраль

9

Открытые фронтальные занятия с детьми в присутствии родителей.

 

 

10.

Посещение подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

Открытые занятия.

Март.

Апрель.

Май.

11.

Советы учителя – логопеда. Предупреждение недостатков речи.

Консультации.

Логопедический уголок.

Март.

 

12.

Диагностика. Рекомендации.

Работа консультационного пункта

 

В течение года

 

13.

Формирование у детей положительной мотивации к школе.

Выступление на собраниях с родителями будущих выпускников

Декабрь

апрель

 

14.

Осуществление коррекционной работы в ДОУ в условиях логогруппы.

Общесадовое родительское собрание для групп нового набора

Октябрь

 

 

15

Этапы развития речи детей дошкольного возраста

Общесадовое родительское собрание

Сентябрь

15.

Как заниматься с детьми в летний период.

Консультация

Май

Литература

Образовательная программа МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №126» г. Хабаровск, 2014г.

«От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой , «МОЗАИКА –СИНТЕЗ» 2015г.

Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.

Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.

Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.

Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие – СПб.: Детство –пресс, 1999.

Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.

Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.


ПРИЛОЖЕНИЯ

к рабочей программе

Приложение 1

Циклограмма работы логопеда по дням недели

 

Понедельник:

1. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

2. Оформление обязательной документации.

 

Вторник:

1. Оформление обязательной документации.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Работа с родителями.

 

Среда:

1. Подгрупповые занятия

2. Индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

 

Четверг:

1. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

2. Оформление обязательной документации.

 

Пятница:

1. Подгрупповые занятия.

2. Индивидуальные занятия.

Приложение 2

График работы учителя-логопеда

Понедельник с 9 - 00 до 13-00

Вторник с 9-00 – 13-00

Среда с 9 - 00 до 13-00

Четверг с 15-00 до 19 - 00

Пятница с 9 - 00 до 13-00

Приложение 3

Литература для родителей

Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.: Детство – ПРЕСС, 2007.

Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008. 58

Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.

Жукова Н.С. Букварь М.: ЭКСМО, 2008.

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет. М.: Ювента, 2007.

Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Ювента, 2008.

Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: Ювента, 2001. Колесникова Е.В.

Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента, 2007.

Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА, 2008.

 

Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.

Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: Книголюб, 2000.

Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005.

Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. М.: Гном, 2007.

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Виктория Сергеевна! Спасибо за такой полный и полезный материал! Творческих успехов вам! Хорошего летнего отдыха!

9 June

Спасибо, Светлана Павловна! И вам хорошего летнего отдыха!

10 June