Рабочая программа учителя-логопеда
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка |
3 |
Первая часть (обязательная) |
5 |
2. Характеристика контингента воспитанников |
5 |
3.Содержание коррекционной работы |
7 |
3. 1. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. |
7 |
3.2. Формы организации образовательной деятельности |
8 |
3.3. «Взаимодействие с педагогами ДОУ» |
10 |
3.4. Перспективно-тематический план занятий |
13 |
4. Планируемые результаты |
20 |
5. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы. |
21 |
Вторая часть, (формируемая участниками образовательного процесса). |
26 |
6. Компонент ДОУ. Реализация методической темы. |
26 |
7. Система работы с родителями воспитанников. |
26 |
Пояснительная записка
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
В МАДОУ №126 г.Хабаровска осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедической группы. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения в логопедической группе при МАДОУ № 126 специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы в логопедической группе при массовом детском саде.
Все содержание образовательного процесса МАДОУ выстроено в соответствии с основной программой развития и воспитании детей в детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой, Г.В. Чиркиной. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
В основу логопедической работы МАДОУ №126 деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) положены традиционные, классические программы:
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.
4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.
6. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (5-7 лет). Нищева Н. В. СПб.: 2006.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада. Значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дизадаптации.
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой, работы
МАДОУ №126 отвечает ФГОС к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.
Цель программы – организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования.
Достижению данной цели будут способствовать задачи:
- практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
- развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
- формирование компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию).
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
2. Характеристика контингента воспитанников
Структура дефектов у дошкольников неоднородна. В 2015-2016 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк:
Речевой диагноз детей
ОНР III уровня
|
НВОНР
|
ФФНР
|
ФНР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего детей: (100%) |
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет нерезко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
У детей с НВОНР обиходная фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением. При достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, людей разных профессий, частей тела. При ответах смешиваются родовые и видовые понятия. При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный - круглый; переписал - писал. Имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода. При грамматическом оформлении высказываний встречаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков). В использовании некоторых предлогов (выглянул из двери); в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода, единственного и множественного числа, сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными. Слоговая структура характеризуется преобладанием элизий, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях - пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще - перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент - персеверации и добавления слогов и звуков. В беседе, при составлении рассказа преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Характеристика детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
заменой звуков более простыми по артикуляции;
трудностями различения звуков;
особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
3. Содержание коррекционной работы.
3.1. Особенности организации деятельности логопеда
по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование всех детей проводится в соответствии с Образовательной программой ДОУ и описан в разделе рабочей программы учителя-логопеда (см. п. 5).
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Дни наиболее высокой работоспособности детей:
вторник, среда, четверг
3.2. Формы организации образовательной деятельности
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:
индивидуальные – основная цель которых – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Задачи и содержание индивидуальных занятий
Развитие артикуляционного праксиса;
Фонационные упражнения;
Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
подгрупповые – основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала;
Содержание подгрупповых занятий
Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
Осуществляется:
Закрепление навыков произношения изученных звуков.
Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.
Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Развитие лексико –грамматических средств языка,
Подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма
Развитие самостоятельной фразовой речи.
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течении года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;
б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности. с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з , ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.
фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях (активное использование их в различных формах самостоятельной речи), и, одновременно, обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
3.3.Взаимодействие с педагогами ДОУ
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи.
Развитие речи (воспитатели).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда: |
Приоритеты воспитателей: |
- звукопроизношение; - фонематические процессы; - языковой анализ; - психологическая база речи.
|
- моторный праксис; - психологическая база речи; - обогащение и активизация словаря; - развитие связной речи; - лексико-грамматическое развитие. |
Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
Физическое воспитание (руководитель по физической культуре)
Выполнение общекорригирующих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.
Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений, подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.
План работы учителя – логопеда
по взаимодействию с педагогическим коллективом
№ п/п |
Тема |
Формы работы |
Сроки выполнения |
1. |
Результаты логопедического обследования в старшей и подготовительной группах. |
Педагогический час |
Сентябрь – Октябрь |
2. |
Формирование списка детей на зачисление для занятий в условиях логогруппы. |
Заседание ПМПк |
Сентябрь-октябрь |
3. |
Специфика организации образовательной деятельности детей зачисленных логогруппу. |
Консультации для воспитателей. |
Сентябрь
|
4. |
Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков. |
Практикум для воспитателей преддошкольных и дошкольных групп |
Октябрь |
5. |
Индивидуальный подход в организации образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками, имеющими нарушения речи. |
Консультации, беседы с воспитателями. |
В течение года |
6. |
Проведение комплекса ЛФК для детей, посещающих логопедические занятия. |
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре. |
Сентябрь - Октябрь |
7. |
Рекомендации по работе с Альбомом логопедических домашних заданий |
Видео консультация на сайте |
Октябрь |
8 |
«Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами детской деятельности» |
Семинар-практикум |
Ноябрь |
9. |
Приемы работы воспитателя по развитию фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматических отношений с детьми в собственно организованной и свободной деятельности |
Памятки для воспитателей. |
Декабрь |
10. |
Артикуляционная гимнастика. |
Видео консультация на сайте ДОУ |
октябрь |
11. |
Необходимость контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов. |
Беседы с воспитателями. |
Декабрь |
12. |
Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. |
Практикум для воспитателей. |
Январь |
13. |
Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой моторики для детей раннего возраста |
Консультация для педагогов работающих с детьми в возрасте с 1,5 до 3 лет |
Январь |
14. |
Динамика развития общей моторики у детей со спастической формой псевдобульбарной дизартрией. |
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре. |
Февраль |
15. |
Игры для формирования грамматического строя речи. |
Практикум для воспитателей. |
Февраль |
16. |
Раннее обучение чтению детей с нарушением речи: проблемы и трудности. |
Консультации, беседы с воспитателями. |
Март |
18. |
Результаты обследования детей имеющих отклонение в речевом развитии. Рекомендации по составлению педагогических характеристик. |
Беседы, консультации с воспитателями средней группы Изучение данных, обмен мнениями. |
Апрель / В течение года
|
19. |
Осуществление коррекционно-логопедических мероприятий для детей летний период. |
Беседы, рекомендации воспитателей. |
Май |
20. |
Совместная подготовка к детским праздникам. |
Подбор речевого материала, разучивание стихов. |
В течение года |
3.4. Перспективный тематический план занятий
по формированию речевой деятельности детей 6-го года жизни
Разработано с учётом требований: Каше Г.А., Филечёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): 20ч.
- групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка
и развитию связной речи (2 раза в неделю);
- групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю);
II период обучения (декабрь, январь, февраль, март): 28ч.
- групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка
и развитию связной речи (2 раза в неделю);
- групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю);
III период обучения (апрель, май): 8ч.
- групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка
и развитию связной речи (2 раза в неделю);
- групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю);
Всего 56 часов.
Неделя |
Занятия по формированию фонетической стороны речи |
Занятия по формированию лексико-грамматических представлений |
Занятия по развитию связной речи |
||
Звуки |
Буквы |
Навыки звукового анализа и синтеза |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1-я |
Сентябрь Логопедическое обследование |
||||
2-я |
|||||
3-я |
[у]
[а] |
У
А |
Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда а-у |
Дифференциация имен существительных единственного и множественного числа |
Составление предложений по предметным картинкам с последующим распространением; объединение их в рассказ |
4-я |
[и]
[э] |
И
Э |
Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у-и |
Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения |
Пересказ рассказа по наглядным действиям |
Октябрь |
|||||
1-я |
[п], [п’] [т]
|
П Т |
Анализ обратного слога типа ап. Выделение последнего согласного из слов типа мак, кот Выделение начального согласного и гласного (кот) |
Тема: Осень. Образование и употребление в речи глагола пространственного значения с помощью приставок с-, у-, под- от-, пере- и употребление их в речи |
Восстановление деформированного текста |
2-я |
[к], [к’] [п], [т], [к] |
К |
Тема: Овощи. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида |
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа |
|
3-я |
[л’] [о] |
О |
Тема: Фрукты. Понимание пространственного значения предлогов в, к, от, из и др. и употребление их в речи |
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок |
|
4-я |
[х], [х‘] [к], [х‘] |
Х |
Тема: Лес. Ягоды. Согласование местоимений наш, наша, наше, наши с именами существительными в роде, числе, падеже |
То же |
|
Ноябрь |
|||||
1-я |
[й] [л‘], [й] |
Й |
|
Одежда. Составление предложений с включением нескольких определений |
Овладение диалогической формой общения |
2-я |
[ы]
[ы], [и] |
Ы |
Выделение начального согласного и последующего гласного из слов типа сумка, сани. Анализ прямого слога типа су. Полный анализ слов типа суп |
Обувь. Образование И закрепление формы творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе |
Пересказ рассказа по сюжетной картинке |
3-я |
[с]
[с‘] |
С |
Игрушки. Образование относительных имен прилагательных и употребление их в речи |
То же |
|
4-я |
[с]
[с], [с‘] |
|
Детский сад. Профессии. Образование имен прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и употребление их в речи |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
|
Декабрь |
|||||
1-я |
[с], [с‘]
[з], [з‘] |
З |
Деление слов на слоги. Составление слоговой схемы слова. Полный анализ слов типа суп. Составление звуковой схемы |
Зима. Зимующие птицы. Образование и закрепление формы предложного падежа имен существительных в единственном и множественном числе |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
2-я |
[с], [з]
[с‘], [з‘] |
|
Домашние животные. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже |
Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок |
|
3-я |
[ц]
[б] |
Ц
Б |
Дикие животные. Согласование имен числительных с именами существительными в косвенных падежах |
Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок |
|
4-я |
[б], [п]
[т‘] |
|
Продукты питания. Новый год. Образование притяжательных прилагательных и употребление их к речи |
Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок |
|
1-я |
Каникулы |
||||
2-я |
|||||
Январь |
|||||
3-я |
[т‘], [д‘] [д] |
Д |
Полный анализ слов типа зубы, составление звукослоговой схемы |
Мебель. Образование и закрепление формы родительного падежа имен существительных во множественном числе |
Составление рассказа с элементами творчества по сюжетной картинке |
4-я |
[д], [т] [г’] |
Г |
Профессии. Комнатные растения. То же |
То же |
|
Февраль |
|||||
1-я |
[г], [к]
[ш] |
Ш |
Полный анализ слов типа шубы, составление звукослоговой схемы |
Комнатные растения. Обучение самостоятельной постановке вопросов |
Пересказ литературного текста |
2-я |
[ш]
[с], [ш] |
|
Полный анализ слов типа стол, кошка, замок, составление звукослоговой схемы |
Части тела. Понимание лексического значения слов-антонимов и употребление их в речи |
Совершенствование навыков ведения диалогов |
3-я |
[с], [ш]
[ л] |
Л |
Материалы и инструменты. Понимание лексического значения слов-синонимов и употребление их в речи |
Составление рассказа-описания с использованием схем |
|
4-я |
[л]
[ж] |
Ж |
Защитники отечества. Рыбы. Знакомство с термином «родственные слова» и умение устанавливать родственные связи слов |
То же |
|
Март |
|||||
1-я |
[ш], [ж]
[з], [ж] |
|
|
Рыбы. Понимание пространственного значения сложного предлога из-под и употребление его в речи |
Составление рассказа-описания |
2-я |
[с], [ш], [з], [ж] [с‘], [ш], [з‘], [ж] |
|
|
Мамин праздник. Понимание пространственного значения сложного предлога из-за, из-под и употребление их в речи |
Придумывание рассказа с опорой на рисунок ребенка |
3-я |
[р] [р‘] |
Р |
|
Посуда. Дифференциация предлогов из-за, из-под и употребление их в речи |
То же |
4-я |
[р], [л]
[р‘], [л‘] |
|
|
Наш город. Ранние признаки весны. Образование и употребление в речи разных предложно-падежных конструкций |
Придумывание сказки с опорой на рисунок ребенка |
Апрель |
|||||
1-я |
[р‘] [р], [р’] |
|
Закрепление пройденного |
Транспорт. Знакомство со сложным предложением |
Придумывание сказки с опорой на рисунка ребенка |
2-я |
[ч] |
Ч |
|
Космос. Составление и употребление в речи сложносочиненных предложений с союзом а |
То же |
3-я |
[щ] |
Щ |
Весна в природе. Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом потому что |
Придумывание сказки на заданную тему |
|
4-я |
[ч], [т‘] |
|
Перелетные птицы. Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом чтобы |
Закрепление навыков связной речи |
|
Май |
|||||
1-я |
[ч], [с], [с‘] |
|
Закрепление пройденного |
Труд людей весной. Образование сложных слов и употребление их в речи |
Закрепление навыков связной речи |
2-я |
[щ], [ч] |
|
Цветы .Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложений (разных видов) |
То же |
|
3-я |
[щ], [ш] |
|
Насекомые. Правильное употребление в речи несклоняемых имен существительных |
-//- |
|
4-я |
[щ], [ч], [с‘], [т‘] |
|
Животные жарких стран. Повторение и закрепление пройденного материала |
-//- |
Перспективный тематический план занятий
по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте детей 7-го года жизни
1 – й период обучения (Сентябрь – Декабрь): 14 недель
Порядковый номер занятия |
Тема |
Навыки звукового анализа |
Навыки чтения и письма |
1 |
Звук и буква А |
Определение позиции звука А в слове (начало, конец) |
Знакомство с буквой А |
2 |
Звук и буква У |
Определение позиции звука У в слове (начало, конец) |
Знакомство с буквой У |
3 |
Звук и буква О |
Определение позиции звука О в словах (начало, середина, конец). Анализ и синтез сочетаний типа АУА, УАУ, ОАУ |
Чтение сочетаний типа АУ, УА, АУА, УАУ, ОАУ |
4 |
Звук и буква И |
Определение позиции звука И в слове (начало, конец). Анализ сочетаний типа АУИ. Понятие «гласный звук» |
Чтение сочетаний звуков |
5 |
Звук и буква Т |
Определение позиции звука Т в слове (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АТ. Понятие «согласный звук». |
Чтение сочетаний звуков АТ, УТ, ИТ, ОТ |
6 |
Звук и буква П |
Определение позиции звука П в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АП. Знакомство с понятием «слог». |
Чтение сочетаний типа АП, ИП, ОП, УП |
7 |
Звук и буква Н |
Определение позиции звука Н в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АН |
Чтение сочетаний изученных звуков |
8 |
Звук и буква М |
Определение позиции звука М в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АМ |
Чтение сочетаний изученных звуков |
9 |
Звук и буква К |
Определение позиции звука К в слове (начало, середина, конец). Анализ обратного слога: АК, ОК, УК, ИК |
Чтение сочетаний АК, УК, ИК, ОК |
10 |
Звук и буква Б |
Определение позиции звука Б в слове (начало, середина). Анализ прямых слогов типа БА, БО, БУ |
Чтение прямых слогов типа БА, БО, БУ |
11 |
Звук и буква Д |
Определение позиции звука Д в слове (начало, середина). Полный анализ слов типа КОМ. Знакомство со схемой односложных слов |
Чтение односложных слов типа ТОК, КОТ, ДОМ |
12 |
Звук и буква Г |
Определение позиции звука Г в слове (начало, середина). Полный анализ односложных слов |
Чтение прямых слогов. Чтение односложных слов |
13 -14 |
Гласные и согласные звуки |
Закрепление полученных навыков. Понятие «гласный звук», «согласный звук». |
Закрепление полученных навыков. |
2– й период обучения (январь – май): 20 недель
Порядковый номер занятия |
Тема |
Навыки звукового анализа |
Навыки чтения и письма |
1 |
Звук и буква Ф |
Определение позиции звука Ф в слове (начало, середина, конец). |
Выкладывание односложных слов из букв разрезной азбуки |
2 |
Звук и буква В |
Определение позиции звука В в слове (начало, середина,). Деление слов на слоги. Схемы слов |
Выкладывание односложных слов из букв разрезной азбуки |
3 |
Звук и буква Х |
Определение позиции звука Х в слове (начало, середина, конец). Подбор слов с заданным количеством слогов |
Выкладывание односложных слов из букв разрезной азбуки |
4 |
Звук и буква Ы |
Определение позиции звука Ы в словах (середина, конец). |
Закрепление полученных навыков. |
5 |
Звук и буква С |
Определение позиции звука С в слове (начало, середина, конец). Схемы слов типа О-СЫ, У-СЫ |
Выкладывание и чтение двусложных слов |
6 |
Звук и буква З |
Подбор слов с заданным количеством слогов и позицией звука. Схемы слов типа РЫ-БАК, ДЫ-МОК, ВА-ГОН |
Выкладывание и чтение двусложных слов |
7 |
Звук и буква Ш |
Схемы слов типа МЫШ-КА. Определение позиции звука Ш |
Выкладывание и чтение двусложных слов из букв разрезной азбуки |
8 |
Звук и буква Ж |
Определение позиции звука Ж. схемы слов типа ШКАФ |
Выкладывание и чтение двусложных слов из букв разрезной азбуки |
9 |
Звук и буква Э |
Определение позиции звука Э в словах. Подбор слов к схемам (всех типов) |
Выкладывание слов со стечением согласных |
10 |
Повторение и закрепление пройденного |
Повторение и закрепление пройденного |
Повторение и закрепление пройденного |
11 |
Звук и буква Й |
Определение позиции звука Й в словах (середина, конец). |
Письмо печатными буквами слов различной сложности |
12 |
Звук и буква Е |
Подбор слов к схемам (всех типов) |
Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки |
13 |
Звук и буква Ё |
Подбор слов к схемам (всех типов) |
Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки |
14 |
Звук и буква Ю |
Подбор слов к схемам (всех типов) |
Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки |
15 |
Звук и буква Я |
Подбор слов к схемам (всех типов) |
Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки |
16 |
Звук и буква Ц |
Игровые приёмы звукового анализа всех типов слов |
Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов |
17 |
Звук и буква Ч |
Игровые приёмы звукового анализа всех типов слов |
Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов |
18 |
Звук и буква Щ |
Игровые приёмы звукового анализа всех типов слов |
Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений, предложений с предлогами |
19 |
Звук и буква Л |
Игровые приёмы звукового анализа всех типов слов |
Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений, предложений с предлогами |
20 |
Звук и буква Р |
Игровые приёмы звукового анализа всех типов слов |
Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений, предложений с предлогами |
Планируемые результаты.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
родители и педагоги детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.
Ребенок овладел элементарными навыками чтения и письма ( печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений),
Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми навыками и
умениями»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Коммуникация»
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в логопедической группе ДОУ ФГОС дошкольного образования;
определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логогруппы;
развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логогруппы ДОУ реализуется по следующим направлениям:
I направление – работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения ДОУ.
II направление – работа с детьми логогруппы.
I направление:
Первичное обследование. Обследуются дети вновь поступившие в ДОУ по окончании адаптационного периода. Полеченные результаты первичного обследования заносятся в электронную базу данных.
Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)
Обследование детей 6 – 7 лет. Обследование проводится совместно с воспитателем группы, в рамках выявления уровня сформированности интегративных качеств. Все результаты обследования фиксируются в карте готовности выпускников.
II направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логогруппу.. По результатам обследования оформляется справка, информация о результатах обследования заполняется в соответствии с документацией по положению ПМПк образовательного учреждения.
Периодичность мониторинга
Устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Решением Совета педагогов принят следующий регламент по педагогическому обследованию:
Группы нового набора (преддошкольные), проходящие период адаптации проводят первичную диагностику в январе текущего учебного года, итоговую диагностику проводят в мае.
Группы воспитанников с 3 до 6 лет (дошкольные), первичную диагностику по выявлению исходного уровня знаний воспитанников проводят педагоги в сентябре, итоговую – в мае.
Подготовительные к школе группы / выпускники (предшкольные), педагоги проводят 3 раза – сентябрь (первичная), последняя декада декабря (промежуточная), последняя декада апреля (итоговая).
Дети зачисленные в логогруппу, педагоги коррекционной работы (учитель-логопед, педагог-психолог) проводят 3 раза – сентябрь (первичная), последняя декада декабря (промежуточная), последняя декада апреля (итоговая).
Цель обследования:
Выявить детей, имеющих нарушения речи.
Зачислить детей в логогруппу, с учетом выявленных нарушений.
Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
1.Фонематическое восприятие.
2. Артикуляционная и мелкая моторика.
3. Звукопроизносительная сторона речи.
4. Навыки звукового анализа.
5. Лексико - грамматический строй речи.
6. Состояние словарного запаса и навыки словообразования.
7. Понимание логико-грамматических отношений.
8.Связная самостоятельная речь.
Используемая методика: Иллюстрированная методика логопедического обследования под общей редакцией О.Б.Иншаковой, элементы методики Нищевой.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логогруппы применяется следующая система мониторинга:
Приёмы диагностического изучения:
Сбор анамнестических данных
Беседы с родителями
Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
Беседа с детьми
Беседа с воспитателями
Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки
Исследование артикуляционной и мелкой моторики
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных упражнений и движений пальцев рук, следует обращать внимание на их объём, темп выполнения, точность, симметричность, наличие синкинезии, гиперкинезов, тремора органов речи.
Даём ребенку инструкцию: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.
Оценка:
4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех движений с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
3 балла(средний уровень) – замедленное и напряжённое выполнение;
2 балла(ниже среднего) – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объём движений, синкинезии, гиперкинезы;
1 балл(низкий уровень) – невозможность выполнения движений.
Изучение состояния звуковой стороны речи
При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.
Оценка:
4 балла (высокий уровень) – безукоризненное произношение всех групп звуков в любых речевых ситуациях;
3 балла (средний уровень) – один или несколько звуков группы изолировано произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е недостаточно автоматизированы;
2 балла (ниже среднего) - отсутствие или искажение одного звука двух и более групп;
1 (низкий уровень) – искажениям во всех речевых ситуациях подвергаются все звуки групп.
Изучение фонематического слуха и фонематического восприятия
Повторение слоговых рядов
Инструкция: «слушай внимательно и повторяй как можно точнее»
Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом.
Оценка:
4 балла(высокий уровень) – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
3 балла(средний уровень) – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;
2 балла(ниже среднего) – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов их заменой и пропусками;
1 балл(низкий уровень) – невозможность воспроизвести пробу.
Критерии оценки лексической стороны речи
Необходимо выявить способность ребёнка быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова. Для этого используются следующие задания:
Называние предмета и его частей. Всего 11 баллов
Стул (ножки, спинка, сиденье)
Чайник (крышка, ручка, донышко, носик)
Дерево (корни, ствол, ветки, листья)
Употребление обобщающих слов. Всего 10 баллов
Знание названий животных и их детёнышей. Всего 10 баллов
Подбор прилагательных к имени существительному (2-3 слова). Пример: солнце (какое?), апельсин (какой?), лиса (какая?), облака (какие?). Всего 4 балла.
Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам. Всего 10 баллов.
Весёлый – Широкий – Большой – Злой – Друг – Говорить – Ссориться – Хвалить – Сухой – Больной –
Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех заданий, направленных на выявление уровня лексического развития, подсчитывается их суммарная оценка.
Высшая оценка 45 баллов, соответствует высокому уровню;
34- 44 балла – среднему уровню;
23-33 балла – ниже среднего;
менее 23 баллов – низкому уровню.
Исследование грамматического строя речи
Выявляется правильность построения грамматической структуры предложения. Инструкция: посмотри на картинку и составь предложение о том, что здесь изображено. Предъявляется 3 картинки. За правильно составленное предложение – 1 балл.
Выявляется характер использования и понимания грамматических категорий числа и рода.
Инструкция: «На этой картинке нарисовано ведро, а на этой?» (вёдра). Предъявляются 4 картинки. За правильный ответ начисляется 1 балл.
Инструкция: «Ответь, что на картинке синее, что синяя, что синий?». Всего начисляется 7 баллов.
Понимание пространственного значения предлогов.
Инструкция: «Положи карандаш на книгу, под книгу, за книгу, в книгу, перед книгой.» За правильное выполнение инструкции начисляется 1 балл. Всего начисляется 5 баллов.
Преобразование существительных единственного числа во множественное. Предъявляется 10 слов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Всего 10 баллов.
Употребление имён существительных в родительном падеже множественного числа. Всего 5 баллов.
Выявление степени владения навыками словообразования.
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Всего 5 баллов.
Образование притяжательных прилагательных. Всего 5 баллов.
Образование относительных прилагательных. Всего 5 баллов
Образование качественных прилагательных:
Инструкция: если днём жара, то день жаркий, а если…(мороз, солнце, снег, дождь, холод). Всего 5 баллов.
Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех заданий подсчитывается их суммарная оценка.
Высшая оценка 50 баллов, соответствует высокому уровню,
38 – 49 баллов – средний уровень,
26 – 37 баллов – ниже среднего,
менее 26 баллов – низкий уровень.
Критерии оценки связной речи
Предлагается прослушать и пересказать небольшие по объёму рассказы или сказки. Пересказ детей анализируется по следующим показателям:
высокий уровень(4балла) – правильное воспроизведение текста. Ребёнок правильно формулирует основную мысль текста, последовательно и точно строит пересказ, грамматически правильно строит предложения, использует сложные предложения.
Средний уровень(3 балла) – допускает незначительные отклонения от текста, принимает небольшое количество подсказок.
Уровень ниже среднего(2 балла) – присутствие грамматических ошибок, длительных пауз, большое количество подсказок со стороны взрослого.
Низкий уровень(1 балл) – неверное воспроизведение текста, нарушения структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в постоянных подсказках.
Выводы по результатам обследования речевого развития детей оформляются в виде справки и предоставляются на совещании при заведующем, Совете педагогов или педагогическом часе. В выводах описывается динамика речевого развития дошкольников, особенности индивидуально-личностного, развития перспектива деятельности логопеда и всех участников образовательной деятельности.
Вторая часть, формируемая участниками образовательного процесса
Компонент ДОУ. Реализация методической темы.
Методическая тема: «Использование игровых компьютерных технологий на занятиях, как средство повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста».
Используемая мною программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. “Игры для Тигры” позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения. Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.
Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.
Компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая, тем самым, его отношение к окружающему миру.
В календарно-тематическом планировании вторая часть обозначена как КД (компонент ДОУ).
7.Система работы с родителями воспитанников
(или законными представителями)
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:
Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;
Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
План работы учителя-логопеда
по взаимодействию с родителями
№ п/п |
Тема |
Форма работы |
Срок выполнения |
1. |
Результаты логопедического обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом-программой на учебный год, обсуждение организационных моментов работы. Работа с индивидуальной тетрадью ребёнка. |
Индивидуальные консультации, беседы. |
Сентябрь
В течение года |
2. |
ОНР и ФФНР причины и основные направления коррекционно-логопедической работы. |
Родительское собрание. Логопедический уголок для родителей |
Октябрь |
3. |
Анкетирование родителей. |
Индивидуальные консультации; |
Сентябрь
|
4. |
«Развитие ФФП, ЛГСР, Пальчиковая гимнастика, Артикуляционная гимнастика» |
стендовая консультации. |
В течение года. |
5. |
Приёмы выполнений домашних заданий логопеда, необходимость ежедневных занятий с ребёнком по занятиям учителя – логопеда. |
Видео консультация на сайте ДОУ |
Октябрь |
6. |
Советы по автоматизации звуков в домашних условиях. |
Индивидуальные консультации, беседы. |
В течение года. |
7. |
Взаимодействие всех участников процесса в коррекционной деятельности. Динамика речевого развития детей за I полугодие учебного года. |
Родительское собрание. |
Январь |
8. |
Развитие и совершенствование мелкой моторики, профилактика дизграфии, проведение пальчиковой гимнастики. |
Индивидуальные беседы, рекомендации
|
Февраль |
9 |
Открытые фронтальные занятия с детьми в присутствии родителей. |
|
|
10. |
Посещение подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий |
Открытые занятия. |
Март. Апрель. Май. |
11. |
Советы учителя – логопеда. Предупреждение недостатков речи. |
Консультации. Логопедический уголок. |
Март.
|
12. |
Диагностика. Рекомендации. |
Работа консультационного пункта
|
В течение года
|
13. |
Формирование у детей положительной мотивации к школе. |
Выступление на собраниях с родителями будущих выпускников |
Декабрь апрель
|
14. |
Осуществление коррекционной работы в ДОУ в условиях логогруппы. |
Общесадовое родительское собрание для групп нового набора |
Октябрь
|
15 |
Этапы развития речи детей дошкольного возраста |
Общесадовое родительское собрание |
Сентябрь |
15. |
Как заниматься с детьми в летний период. |
Консультация |
Май |
Литература
Образовательная программа МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №126» г. Хабаровск, 2014г.
«От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой , «МОЗАИКА –СИНТЕЗ» 2015г.
Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.
Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие – СПб.: Детство –пресс, 1999.
Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЯ
к рабочей программе
Приложение 1
Циклограмма работы логопеда по дням недели
Понедельник:
1. Подгрупповые и индивидуальные занятия.
2. Оформление обязательной документации.
Вторник:
1. Оформление обязательной документации.
2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.
3. Работа с родителями.
Среда:
1. Подгрупповые занятия
2. Индивидуальные занятия.
3. Оформление обязательной документации.
Четверг:
1. Подгрупповые и индивидуальные занятия.
2. Оформление обязательной документации.
Пятница:
1. Подгрупповые занятия.
2. Индивидуальные занятия.
Приложение 2
График работы учителя-логопеда
Понедельник с 9 - 00 до 13-00
Вторник с 9-00 – 13-00
Среда с 9 - 00 до 13-00
Четверг с 15-00 до 19 - 00
Пятница с 9 - 00 до 13-00
Приложение 3
Литература для родителей
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.: Детство – ПРЕСС, 2007.
Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008. 58
Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.
Жукова Н.С. Букварь М.: ЭКСМО, 2008.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет. М.: Ювента, 2007.
Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Ювента, 2008.
Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: Ювента, 2001. Колесникова Е.В.
Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента, 2007.
Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА, 2008.
Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.
Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: Книголюб, 2000.
Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005.
Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. М.: Гном, 2007.
Куприянова Светлана Павловна
Ахтырко Виктория Сергеевна