Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи детей с ОВЗ
«Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № ______ ____________________________
Приказ № ___________________ от «___» _____________20__г. |
Департамент образования города Москвы
_______________окружное управление образования
ГБОУ Школа №______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
по развитию речи детей с ОВЗ (ЗПР)
Средняя возрастная группа детского сада
для детей с ОВЗ (VII вид) (4-5 лет).
Разработала: Реутова Екатерина Витальевна
Москва. 20__ год
Пояснительная записка.
Концептуальное обоснование:
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста группы с задержкой психического развития. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Основой для разработки данной учебной программы устранения задержки психического развития у детей дошкольного возраста явились: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 1985), «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2004), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ушаковой О.С., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В. и другие.
Учитель-логопед на научной основе с помощью специфических логопедических средств способствует формированию необходимых условий для успешной адаптации детей с речевыми нарушениями к учебно-воспитательному процессу и реализации их личностных возможностей:
- коррекция, развитие и усовершенствование устной речи учащихся путем фонетических (фонематических), морфологических и синтаксических обобщений;
- помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;
- развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Цель:
Организация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей дошкольного возраста с ОВЗ на основе системно-деятельностного подхода для совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли, развития устной речи как средства отражения действительности и выражения отношения к ней.
Задачи:
• раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
• воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения,
• развитие фонематического восприятия и слуха;
• подготовка к обучению грамоте,
• уточнение, расширение и обогащение лексикона,
• формирование и коррекция грамматического строя речи,
• формирование синтаксических навыков,
• развитие связной речи и речевого общения,
• формирование навыков учебной деятельности;
•осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
Принципы работы:
• занимательность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся
Успешность развития речи дошкольников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения. Все педагоги группы следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Формы организации образовательного процесса:
График организации образовательного процесса.
Сроки |
Содержание работы |
1 – 15 сентября |
Диагностика речевого развития детей. Заполнение речевых карт, документации логопедического кабинета |
15 сентября – 15 мая |
Подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми, промежуточная мониторинговая диагностика речевого развития детей (январь). |
15 мая – 31 мая |
Итоговая мониторинговая диагностика речевого развития детей, заполнение документации. |
1 июня – 30 июня |
Повторение изученных тем, закрепление приобретённых навыков, заполнение документации. |
Учителем логопедом проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия.
Примерное расписание работы логопеда
1-е подгрупповое занятие 9.00—9.15
2-е подгрупповое занятие 9.20—9.35
3-е подгрупповое занятие 9.40—9.55
4-ое подгрупповое занятие 10.00—10.15
Индивидуальная работа с детьми 10.20—12.30
Участие логопеда в режимных моментах 12.30—13.00
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с нарушениями речи.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже вызванные и автоматизированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Вызывание звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Формы текущего контроля знаний и умений:
- первичная диагностика
- промежуточная диагностика
- диагностика на конец года
Ожидаемый результат.
Развитие и обогащение словаря:
В конце года дети должны называть предметы, их части и детали, а также материалы, из которых они изготовлены, видимые и некоторые скрытые свойства материалов (мнется, бьется, ломается, крошится), употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги,
употреблять существительные с обобщающими значениями (мебель, овощи, животные и др.)
Совершенствование лексико-грамматических категорий:
Дети должны уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать некоторые предлоги в речи; образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель),
употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! и т. п.).
Фонетико-фонематическая система языка и навыки языкового анализа и синтеза:
Развитие просодической стороны речи:
Дети должны следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние.
Коррекция произносительной стороны речи:
Дети должны правильно произносить гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и игре, при контроле со стороны взрослого произносить вызванные звуки в отдельных словах или словосочетаниях.
Работа над слоговой структурой слова:
Дети должны употреблять в речи слова разной слоговой структуры.
Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза:
Дети должны различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Развитие связной речи и речевого общения:
Дети должны участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Составлять предложение по образцу. Повторять образец рассказа педагога по описанию картины, предмета. Драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Календарно-тематическое планирование и содержание работы.
Номер занятия, месяц проведения |
Тема занятия |
Цель и задачи |
Оборудование, дидактические игры. |
1-2, 3 неделя сентября |
Воспоминание о лете. |
Цель: обогатить представление о лете, учить рассказывать о лете как о времени года. Задачи: учить подбирать слова-предметы, слова действия, имеющие отношение к лету, составлять простые предложения. Учить образовывать форму множественного числа существительных, форму родительного падежа единственного числа сущ-х. Учить находить существительное, от которого образовано заданное прилагательное (солнечный – солнце, ветреный – ветер и т.д.), Учить рассказывать о событиях, которые произошли летом с самим ребенком. Звуки вокруг. Звуки природы. Звучащие игрушки. Развитие слуха. Фонематические упражнения: как дует ветер (ВВВВВ), как звенит комарик (ЗЗЗЗЗЗ), как жужжит пчела (ЖЖЖЖ), как капает летний дождик (ККККК), как течет вода по стеклу, когда льет сильный дождь (ШШШШШ), как ударяет град по крыше (Б Б Б Б). |
Сюжетные и предметные картинки, фотографии детей, сделанные летом, компьютер (воспроизведение звуков природы) |
3 – 5, 4 неделя сентября – 1 неделя октября |
Осень. |
Цель: уточнить и обогатить представление об осени, учить связно излагать собственные мысли. Задачи: активизировать словарный запас, учить подбирать слова-признаки к предметам, согласовывать прилагательные с существительными. Учить подбирать антонимы к словам разных частей речи. упражнять в составлении рассказа–описания по наводящим вопросам. Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. |
Предметные и сюжетные картинки, картинки – схемы. Дидакт. игра «Скажи наоборот». Зеркало. |
6 -8, 1 - 2 неделя октября |
Овощи, огород. |
Цель: формировать представление об овощах, формировать обобщающее понятие «овощи». Задачи: Расширить знания детей об овощах; Формировать умение составлять описательные рассказы (2--3 предложения) по наводящим вопросам, Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, Учить согласовывать числительные с существительными; Уточнить и расширить словарь; Учить употреблять предлоги НА, С. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, уточнение произнесения гласных звуков, их различение. |
Муляжи и картинки овощей, сюжетные картинки «Сбор урожая»; зеркало. |
9 -11, 3 – 4 неделя октября. |
Фрукты, сад. |
Цель: Формировать понятия «фрукты», «урожай». Задачи: уточнить знания детей о фруктах, учить образовывать прилагательные от существительных, учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, учить согласовывать числительные «один», «одна», «одно» с существительными, учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными, учить образовывать формы глаголов прошедшего времени и согласовывать их с сущ-ми в роде. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, уточнение произнесения звуков [М], [Н], их различение. Вызывание звуков [Л], [Л’]. |
Муляжи фруктов, картинки, сюжетные картинки «сбор урожая фруктов», зеркало. |
12 – 14, 4 неделя октября – 1 неделя ноября |
Посуда. |
Цель: уточнить и закрепить обобщающее понятие «посуда», расширить и активизировать словарный запас по теме, формировать ассоциативные связи. Задачи: учить называть и различать посуду и ее части, учить образовывать форму родительного падежа существительного без предлога, а также с предлогом «без», учить образовывать прилагательные от существительных, учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов, учить употреблять предлоги НА, В, ОКОЛО, составлять с ними предложения. Учить согласовывать числительные «два», «две» с существительными. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, уточнение произнесения звуков [Б], [П], их различение. |
Посуда для куклы, предметные и сюжетные картинки. Дидакт. игра «Запомни и повтори» (развитие речевой памяти). Зеркало. |
15 – 18, 2 – 3 неделя ноября |
Мебель |
Цель: формировать обобщающее понятие «мебель», расширить и активизировать словарный запас по теме, формировать ассоциативные связи. Задачи: уточнить название мебели, ее составные части; учить образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных; учить образовывать глаголы приставочным способом, учить подбирать слова-антонимы; учить составлять предложения с предлогами НА, ПОД, В. Познакомить детей с предлогом НАД. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, уточнение произнесения звуков [В], [Ф], их различение. |
Кукольная мебель, предметные и сюжетные картинки, лото, зеркало. |
19-20, 3 – 4 неделя ноября. |
Дом. |
Цель: познакомить детей с различными видами домов, их частями, материалом для строительства. Задачи: расширить и активизировать словарный запас, учить составлять предложения с предлогами В, ИЗ, учить употреблять наречия ВВЕРХУ – ВНУЗУ, ВЫШЕ – НИЖЕ и др., учить образовывать глаголы приставочным способом и употреблять их в предложениях с предлогами. Учить образовывать прилагательные от существительных. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, уточнение произнесения звуков [К], [Г], [Х]. Развитие фонематического слуха. |
Картинки, материалы (кирпич, дерево, камень, бетон, стекло), картинки для составления предложений с предлогами. Зеркало. |
21 – 22, 4 неделя ноября – 1 неделя декабря. |
Семья. |
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье. Задачи: Расширить и обогатить предметный и глагольный словарь (обязанности членов семьи), Учить подбирать антонимы (высокий – низкий, выше – ниже, старший – младший, молодой – старый и т.д.) Учить изменять существительные в единст. числе по падежам, Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные (мамин, папина..) и согласовывать их с существительными в роде и числе. Учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов упражнять в составлении предложений с предлогами и без. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, уточнение произнесения звуков [Т], [Д]. Развитие фонематического слуха. |
Фотографии, предметные и сюжетные картинки, дидакт. игра «Чья вещь?». Зеркало. |
23 – 26 1 – 2 неделя декабря |
Зима. |
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Задачи: расширять и обогащать словарный запас, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, учить образовывать форму родит. и предлож. Падежей един. числа существительных, дать представление об однокоренных словах, учить слышать общую часть в подобных словах, упражнять в составлении предложений с предлогами, упражнять в составлении рассказа–описания по наводящим вопросам, а также повторять рассказ-описание за педагогом. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, уточнение произнесения звука [Й]. Развитие фонематического восприятия. |
Предметные и сюжетные картинки, картинки для составления предложений, дидакт. игра «Зимушка-зима». Зеркало. |
27 – 28 3 неделя декабря |
Игрушки. |
Цель: формировать обобщающее понятие «мебель», расширить и активизировать словарный запас по теме, формировать ассоциативные связи. Задачи: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов повторять за педагогом описательные рассказы об игрушках; развивать зрительную и слуховую память; активизировать словарь. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, вызывание произнесения звука [ш]. Развитие фонематического восприятия. |
Игрушки: кукла, машинка, большой и маленький мячик, юла, паровозик, игрушечная посуда, игрушечная мебель. Картинки. Зеркало. |
29 – 30 4 неделя декабря |
Новый год. |
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике Новый год. Задачи: рассказать об истории празднования Нового года в России. Учить образовывать форму предложного падежа един. числа и множ. числа сущ-х (Игра «О чем попросили Деда Мороза») учить составлять предложения по образцу с опорой на картинки, учить образовывать форму будущего времени глаголов (игра «как ты будешь отмечать Новый год») развивать воображение. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, автоматизация произнесения звука [ш]. Развитие фонематического восприятия. |
Открытки, картинки, фотографии. Зеркало. |
31 – 34 3 – 4 неделя января |
Одежда. |
Цель: систематизировать знания детей об одежде, формировать обобщающее понятие. Задачи: уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя одежда (теплая и легкая); уметь называть отдельные детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; учить образовывать относительные прилагательные. уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы, расширять глагольный словарь, учить образовывать глаголы приставочным способом. учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов развивать мышление, память, внимание. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, вызывание произнесения звука [Л]. Развитие фонематического восприятия. |
Кукольная и детская одежда из различных материалов, картинки. Зеркало. |
35 – 36 4 неделя января – 1 неделя февраля |
Обувь. |
Цель: систематизировать знания детей об обуви, формировать обобщающее понятие. Задачи: уточнить названия обуви (работать над слоговой структурой слова), ввести понятие мужская, женская, детская обувь, праздничная, повседневная, спортивная обувь, зимняя, летняя (тёплая и легкая) обувь. учить образовывать форму множ.числа сущ., форму родит. и винит падежей единств. числа сущ-х учить образовывать новые слова путем добавления уменьш.-ласкат. суффиксов развивать мышление, память, внимание. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, автоматизация произнесения звука [Л]. Развитие фонематического восприятия. |
Игрушечная и детская обувь, картинки номинативные и сюжетные. Зеркало. |
37 2 неделя февраля |
Одежда и обувь. |
Цель: научить дифференцировать понятия Одежда и Обувь, активизировать словарный запас по этим темам. Задачи: учить различать названия предметов одежды и обуви на слух, учить употреблять нужный глагол по отношению к предметам одежды и обуви, использовать различные приставки для образования глагола, более точно передающего демонстрируемое действие. учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов учить составлять предложения с противительным союзом А. развивать мышление, память, внимание. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, вызывание и автоматизация произнесения звука [Л’]. Развитие фонематического восприятия. |
Игрушечная и детская одежда и обувь, картинки номинативные и сюжетные. Зеркало. |
38 – 41 2 – 4 неделя февраля |
Домашние животные. |
Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; формировать обобщающее понятие. Задачи: учить узнавать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят; учить образовывать форму творительного и предложного падежа сущ-х, учить находить связь между родственными словами (путем категоризации семантически значимых фонем), расширять словарный запас. учить образовывать новые слова, обозначающие детенышей животных, суффиксальным способом. развивать мышление, память, внимание. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, вызывание и автоматизация произнесения звука [Л’]. Развитие фонематического восприятия. |
Картинки, фотографии, компьютер (запись криков животных). Зеркало. |
42 – 45 4 неделя февраля – 1 неделя марта |
Дикие животные. |
Цель: закрепить и уточнить знания детей о диких животных; формировать обобщающее понятие. Задачи: учить узнавать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят; учить образовывать форму творительного и предложного падежа сущ-х, учить находить связь между родственными словами (путем категоризации семантически значимых фонем), расширять словарный запас. учить образовывать новые слова, обозначающие детенышей животных, суффиксальным способом. развивать мышление, память, внимание. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, вызывание и автоматизация произнесения звука [Ч’]. Развитие фонематического восприятия. |
Картинки, фотографии, компьютер (запись криков животных). Зеркало. |
46 – 47 1 – 2 неделя марта |
8 марта |
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике. Задачи: рассказать о том, как празднуют день 8 Марта в России, кого поздравляют с этим праздником. учить образовывать форму будущего времени глаголов (игра «как ты будешь помогать маме?» - вариант игры «Мамины помощники») учить составлять предложение с прямым дополнением (игра «Подарок маме, бабушке, сестре»). воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре. развивать воображение, внимание, память. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, вызывание и автоматизация произнесения звука [Ч’]. Развитие фонематического восприятия. |
Фотографии, картинки, книга, зеркало. |
48 – 49 2 – 3 неделя марта |
Домашние птицы. |
Цель: закрепить и уточнить знания детей о диких животных; формировать обобщающее понятие. Задачи: знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; учить образовывать при помощи суффиксов слова, обозначающие названия птенцов. учить подбирать слова-действия и слова-признаки; учить образовывать форму существительных множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных; учить составлять предложение с предлогами У, ОКОЛО по заданному образцу; развивать мышление, внимание, память. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, вызывание и автоматизация произнесения звука [Ж]. Развитие фонематического восприятия. |
Картинки и карточки с изображением домашних птиц и их птенцов. Зеркало. |
50 – 52 3 – 4 неделя марта |
Весна. |
Цель: уточнить время года, характерные признаки весны; Задачи: развивать и обогащать словарь по данной теме. закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, существительные и глаголы множественного числа; закреплять умение составлять предложения по картинкам картинно-графического плана рассказа. закреплять умение использовать предлоги ЗА, ПЕРЕД, ПОСЛЕ развивать мышление, внимание, память. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, вызывание и автоматизация произнесения звука [Ж]. Развитие фонематического восприятия. |
Фотографии, картинки, картинно-графический план рассказа, компьютер (звук капели, журчания ручья, пение птиц). Зеркало. |
53 – 54 1 неделя апреля |
Части суток. |
Цель: Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью; Задачи: обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия; учить имитировать и называть действия; учить изменять глаголы по числам, согласовывая их с местоимениями Я, МЫ. учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов. продолжать учить отгадывать загадки; учить потешки наизусть. развивать память, мышление, внимание. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, вызывание и автоматизация произнесения звука [Щ]. Развитие фонематического восприятия. |
Фотографии, картинки, книга загадок и потешек. Зеркало. |
55 – 58 2 – 3 неделя апреля |
Профессии. |
Цель: формировать понятие слова «Профессия». Задачи: расширять и уточнять знания детей о работе и труде сотрудников детского сада. узнавать сотрудников детского сада, называть их по имени, отчеству, знать их профессии. расширять и активизировать словарь глаголов, подбирать необходимое слово-действие к названию профессии, составлять предложение из 2 слов. развивать память, внимание, мышление. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, вызывание и автоматизация произнесения звука [Щ]. Развитие фонематического восприятия. |
Картинки, карточки, фотографии сотрудников детского сада. Зеркало |
59 – 62 4 неделя апреля – 2 неделя мая |
Транспорт. |
Цель: формировать обобщающее понятие «транспорт», его назначение. Задачи: расширять и обогащать знания о наземном транспорте, учить образовывать форму родит. падежа существительных, обозначающих части наземного транспорта, а также употреблять предлог БЕЗ (игра «Без чего?»), учить находить отличия в цвете, форме, величине, учить составлять предложения с противительным союзом А. формировать навык словообразования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. развивать внимание, мышление, память. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. закрепление произнесения вызванных звуков. Развитие фонематического восприятия. |
Картинки, карточки-парочки, большие и маленькие игрушки-машины, автобусы, троллейбусы и трамваи. Зеркало. |
63 – 64 1 неделя июня |
Лето. |
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки. Задачи: развивать и обогащать словарь по данной теме. закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, существительные и глаголы множественного числа; закреплять умение составлять предложения по картинкам картинно-графического плана рассказа. закреплять умение использовать предлоги ЗА, ПЕРЕД, ПОСЛЕ, развивать мышление, внимание, память. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. закрепление произнесения вызванных звуков. Развитие фонематического восприятия. |
Фотографии, картинки, картинно-графический план рассказа, компьютер. Зеркало. |
2 – 4 неделя июня |
Повторение пройденных тем. |
Цели: повторить и закрепить знания детей о различных явлениях природы и жизнедеятельности человека. Задачи: закрепить навыки словоизменения, словообразования, закрепить навык составления предложений, а также использования предлогов в речи, формировать навык пересказа, повторения рассказа за педагогом. развивать внимание, память, мышление, а также уважение к товарищам. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. закрепление произнесения вызванных звуков. Развитие фонематического восприятия. |
Картинки, книги, печатные игры, компьютер. Зеркало. |
Современное образование - это не просто пассивное получение знаний, это активный поиск, исследование, осмысление материала. Это умение находить, анализировать, систематизировать и, самое главное, грамотно излагать полученную информацию.
Литература:
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.
Е.Ф.Архипова. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ, Астрель, 2007.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СОЮЗ, 1999.
Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб.: Детство-Пресс., 2007.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1, 2. Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003.
Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития– М., 2003.
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя.— Мн.: Нар. асвета, 1989
Порошина Ольга Анатольевна
Габова Полина Николаевна