12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шатохина Ирина Александровна938 Руководитель физического воспитания Россия, Ханты-Мансийский АО, пгт Излучинск |
Рабочая программа «Мир здоровья»
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
районный центр дополнительного образования детей «Спектр»
СПОРТИвНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ отдел
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ РЦДОД «Спектр» ___________Н.П. Сорокина приказ от _____________________ Протокол заседания педагогического совета от _____________________________ Протокол заседания отдела от _______________________ |
физкультурно-спортивной направленности
«Мир здоровья»
для обучающихся 6-7 лет
Составитель: Мартыненко Светлана Павловна,
педагог дополнительного образования
Излучинск, 2016
Содержание
Дополнительная образовательная программа 1
Составитель: Мартыненко Светлана Павловна, 1
Информационная карта программы 3
4. Условия реализации программы 15
Тесты для определения способности к равновесию. 25
Информационная карта программы
Наименование программы | Программа «Мир здоровья» |
Автор программы | Мартыненко С.П.. педагог дополнительного образования МБОУ РЦДОД «Спектр» |
Место реализации | МБОУ РЦДОД «Спектр» пгт. Излучинск Нижневартовский район, ОНШ№2 в рамках внеурочной деятельности |
Руководитель учреждения | Сорокина Наталья Петровна |
Адрес | 628634, улица Школьная, дом 12 «а», пгт. Излучинск, Нижневартовский район, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ |
Контактный телефон, факс | Тел.: (3466) 28-61-92 Факс: (3466) 28-25-08 |
Срок реализации программы | 1 год |
Возраст детей | 6-7 лет |
Вид программы | Модифицированная |
Направленность | Физкультурно-спортивная |
Цель программы | Цель программы - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством занятий лечебной физкультуры. |
Задачи программы | Задачи программы: Способствовать формированию общих представлений о физической культуре и укреплению здоровья школьников; Развивать творческую самостоятельность и ответственность за сохранение здоровья; Совершенствовать ключевые компетенции и способствовать личностному росту обучающихся. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Мир здоровья» составлена на основе нормативных документов:
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» с учётом возможностей образовательного учреждения, педагогических условий.
- Примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).
В рабочей программе максимально учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Занятия внеурочной деятельности - общая физическая подготовка - являются хорошей школой физической культуры, и проводится с целью укрепления здоровья, закаливания занимающихся, достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой и выполнения на этой основе контрольных нормативов по физической подготовке, развития физических качеств и двигательных навыков. Одной из важнейших составляющих частей воспитательного процесса является работа с детьми ослабленного здоровья.
Актуальность программы обусловлена в удовлетворении потребности обучающихся с ослабленным здоровьем в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности на принципах оздоровительной гимнастики.
Характеристика особенностей программы заключается в ее построении на принципах оздоровительной гимнастики с интеграцией в неё игровой деятельности. В процессе игровой деятельности у старших дошкольников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа для воспитанников детского сада ориентируется на решение следующих целей и задач:
Цель программы - формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством занятий оздоровительной гимнастики.
Задачи:
Способствовать формированию общих представлений о физической культуре и укреплению здоровья воспитанников;
Развивать творческую самостоятельность и ответственность за сохранение здоровья.
Совершенствовать ключевые компетенции и способствовать личностному росту воспитанников.
Программа «Мир здоровья» модифицированная, относится к физкультурно-спортивной направленности, предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения, в объеме 72 учебных часов в год (занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу).
Программа направлена на:
— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса.
— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности воспитанников;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
При реализации программы «Мир здоровья» воспитанник владеет следующими предметными компетенциями:
- знает о способах и особенностях движений и передвижений человека;
- знает о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- знает об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- знает о причинах травматизма и правилах его предупреждения.
- правильно выполняет комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- умеет организовать и провести самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий воспитанников, таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
— находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на принципах взаимоуважения и взаимопомощи;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой деятельности.
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формировать самооценку, включая осознание своих возможностей в учении, умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
В результате освоения предметного содержания программы «Мир здоровья» у обучающихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В объединении обучающихся необходимо распределить на группы по физическому развитию. Данная программа предусматривает теоретические, практические, игровые занятия. При подборе средств и методов практических занятий нужно иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому занятия должны быть комплексными, в содержание которых включаются упражнения различных видов спорта - легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.
Каждое практическое занятие состоит из трех частей:
подготовительная – упражнения на внимание, упражнения на осанку, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами);
основная часть – подвижные и спортивные игры, комплексы упражнений на укрепление здоровья;
заключительная – ходьба, бег в медленном темпе, упражнения на дыхание.
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятий, правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить физические способности каждого учащегося. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Основные методы, используемые при реализации программы:
практический (физические упражнения, соревнования, тестирования);
наглядный (показ упражнений, мультимедийные презентации);
словесный (инструктаж, беседы, разъяснения).
Данная программа представляет собой вариант программы организации кружковой работы дошкольников и предназначена для реализации в отдельных группах.
Программа направлена на спортивно – оздоровительную деятельность ина решение педагогических задач.
ФГОС второго поколения представляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствии с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.
2. Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Теория | практика | всего | ||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой. Правила личной гигиены. | 1 | 0 | 1 |
2 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения ОН. Эстафеты, подвижные игры | 0 | 1 | 1 |
3 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения ОН. Беговые эстафеты. | 0 | 1 | 1 |
4 | Спортивно-игровая программа «Весёлые старты» | 0 | 1 | 1 |
5 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на осанку. Лазанье по гимнастической стенке. Подвижная игра «Хитрая лиса». Вводная диагностика | 0 | 1 | 1 |
6 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на осанку. Перекаты. Лазанье по гимнастической скамейке. Подвижная игра «Волки и медведи». | 0 | 1 | 1 |
7 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Перекаты, группировка. Упражнения на равновесие Развитие физических качеств (гибкость). | 0 | 1 | 1 |
8 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Перекаты, группировки. Упражнения на равновесие. Развитие силы. Подвижная игра. Тестирование вестибулярного аппарата | 0 | 1 | 1 |
9 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Полоса препятствия. Упражнения на предотвращение плоскостопия. Подвижная игра «Как живёшь» | 0 | 1 | 1 |
10 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на гимнастической скамейке. Полоса препятствия. Упражнения на предотвращение плоскостопия. Контрольные испытания. | 0 | 1 | 1 |
11 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на предотвращение плоскостопия. Занятия на дорожке здоровья. | 0 | 1 | 1 |
12 | Система дыхания, работа мышц при выполнении физических упражнений, способы контроля за деятельностью этих систем; | 1 | 0 | 1 |
13 | Строевые упражнения. Полоса препятствия. Дыхательная гимнастика. Подвижная игра «Паровозы - поезда» | 0 | 1 | 1 |
14 | Строевые упражнения. Комплекс упражнений на развитие гибкости. Прыжки через скакалку. Подвижная игра: «Невод» | 0 | 1 | 1 |
15 | Строевые упражнения. Комплекс ОРУ. Обучение элементам самомассажа. Эстафеты. | 1 | 0 | 1 |
16 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по Обучение элементам техники самомассажа. Подвижная игра: «Вызов номеров». Развитие физических качеств. | 0 | 1 | 1 |
17 | Комплекс ОРУ. Самомассаж. Прыжки через скалку. Развитие физических качеств. Эстафета. | 0 | 1 | 1 |
18 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на фитболах. Эстафеты . | 0 | 1 | 1 |
19 | Основы личной гигиены, о правила использования закаливающих процедур, профилактика нарушения осанки. Упражнения на степах. | 1 | 0 | 1 |
20 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на степах. Подвижная игра: «Держи- не урони» | 0 | 1 | 1 |
21 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на фитболах. Развитие ловкости, координации. | 0 | 1 | 1 |
22 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Равновесие, координация на фитболах. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Совушка». | 0 | 1 | 1 |
23 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на степах. Развитие физических качеств. | 0 | 1 | 1 |
24 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Игровое занятие «Дорожка здоровья» | 0 | 1 | 1 |
25 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дыхательная гимнастика. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Два мороза». | 0 | 1 | 1 |
26 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дыхательная гимнастика. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Два мороза», «Шары» | 0 | 1 | 1 |
27 | Спортивно-игровая программа «Старты Здоровья» | 0 | 1 | 1 |
28 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения со скакалкой. Эстафеты. | 0 | 1 | 1 |
29 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Комплекс упражнений на осанку. Упражнения с мячом. Подвижная игра. | 0 | 1 | 1 |
30 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Комплекс упражнений на осанку. Развитие физических качеств. | 0 | 1 | 1 |
31 | Игровое занятие «Путешествие в страну Зроровику» | 0 | 1 | 1 |
32 | Факторы здоровья. Здоровый образ жизни. | 1 | 0 | 1 |
33 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Упражнения ОН, самомассаж. Лазанье по гимнастической стенке. Подвижная игра. | 0 | 1 | 1 |
34 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Упражнения ОН, самомассаж. Перекаты. Лазанье по гимнастической скамейке. Подвижная игра. | 0 | 1 | 1 |
35 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Полоса препятствия. Упражнения на предотвращение плоскостопия. Подвижная игра «Карусель» | 0 | 1 | 1 |
36 | Основные способы закаливания для детей. | 1 | 0 | 1 |
37 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Перекаты, группировка. Упражнения на предотвращение плоскостопия. Упражнения на равновесие Развитие физических качеств (гибкость) | 0 | 1 | 1 |
38 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Перекаты, группировки. Упражнения на равновесие. Развитие силы. Подвижная игра «У кого мяч». | 0 | 1 | 1 |
39 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Полоса препятствия. Закаливание. Развитие физических качеств. Подвижная игра «Как живёшь» | 0 | 1 | 1 |
40 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на гимнастической скамейке. Закаливание. Дыхательная гимнастика. Полоса препятствия. Развитие физических качеств. | 0 | 1 | 1 |
41 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дыхательная гимнастика. Контрольные испытания | 0 | 1 | 1 |
42 | Познавательно-театральное занятие «Здоровье берегу» | 0 | 1 | 1 |
43 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на развитие гибкости. Прыжки через скакалку. Подвижная игра «Гуси-Лебеди». | 0 | 1 | 1 |
44 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дыхательная гимнастика. | 0 | 1 | 1 |
45 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на развитие гибкости. Прыжки через скакалку. Подвижная игра: «Снайпер». | 0 | 1 | 1 |
46 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на фитболах. Эстафеты. | 0 | 1 | 1 |
47 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на равновесие на фитболах. Подвижная игра: «Хитрая лиса». Развитие физических качеств. | 0 | 1 | 1 |
48 | ОРУ. Упражнения на укрепления мышц спины и пресса на фитболах. Прыжки через скалку. Развитие физических качеств. Подвижная игра «Море волнуется» | 0 | 1 | 1 |
49 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Гимнастические упражнения. Подвижная игра «Летает – не летает» | 0 | 1 | 1 |
50 | Строевые упражнения. Гимнастические упражнения с гимнастическими палками. Развитие ловкости, координации. Подвижная игра на внимание «Палка» | 0 | 1 | 1 |
51 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Гимнастические упражнения с гимнастическими палками. Развитие физических качеств. Игра «Слышу-вижу». | 0 | 1 | 1 |
52 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения с предметами. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Выше от земли». Игровое занятие «В мире здоровья» | 0 | 1 | 1 |
53 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на внимание. Развитие физических качеств. Игра «Рыбаки». | 0 | 1 | 1 |
54 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Разучивание Комплекса ОРУ в движении. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «На местах». | 0 | 1 | 1 |
55 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Закрепление комплекса ОРУ в движении. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Угадай кто». Контрольные испытания | 0 | 1 | 1 |
56 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дорожка «здоровья». Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Все в круг». | 0 | 1 | 1 |
57 | Строевые упражнения. Упражнения в парах. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Мяч в круг». Итоговая диагностика | 0 | 1 | 1 |
58 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения в парах. Развитие физических качеств. Эстафеты. | 0 | 1 | 1 |
59 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дорожка «здоровья». Подвижная игра: «Космонавты». | 0 | 1 | 1 |
60 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Полоса препятствий. Итоговое тестирование. | 0 | 1 | 1 |
61 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Подвижная игра: «Космонавты», «Две линии», «Вороны и воробьи». | 0 | 1 | 1 |
62 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Подвижные игры: «Мяч соседу», «День и ночь», «Одиннадцать». | 0 | 1 | 1 |
63 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения со скакалкой. Эстафеты. | 0 | 1 | 1 |
64 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Комплекс упражнений на осанку. Упражнения с мячом. Подвижная игра. | 0 | 1 | 1 |
65 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «По местам». Контрольные испытания | 0 | 1 | 1 |
66 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Разучивание комплекса ОРУ в движении. Развитие физических качеств. Эстафета.Итоговая диагностика | 0 | 1 | 1 |
67 | Причины травматизма и правила его предупреждения | 1 | 0 | 1 |
68 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Закрепление комплекса ОРУ в движении. Подвижная игра: «Космонавты». | 0 | 1 | 1 |
69 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Подвижные игры: «Мяч соседу», «День и ночь». | 0 | 1 | 1 |
70 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Подвижные игры: «По местам», «Снайпер». | 0 | 1 | 1 |
71 | Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Подвижные игры: «По местам», «Вышибалы», «Передай». | 0 | 1 | 1 |
72 | Итоговое занятие. Поведение итогов. Подвижные игры. | 0 | 1 | 1 |
ИТОГО | 7 | 65 | 72 |
3. Содержание программы
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физкультура
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Бег: с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Упражнения на тренажерах на развитие и совершенствование физических качеств.
Игры на развитие психических процессов
Игры на развитие восприятия: знакомство с правилами и проведением игр «Выложи сам», «Волшебная палитра»
Игры на развитие внимания: «Ищи без остановки», «Заметь всё»
Игры на развитие памяти: «Повтори за мной», «Запомни движения»
Игры на развитие воображения: «Узнай кто я?», «Возьми и передай».
Игры на развитие мышления и речи: «Определи игрушку», «Ну-ка, отгадай»
Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка: «Стихия», «Баба Яга»
Подвижные игры
«У медведя во бору», «Совушка», «Салки-догонялки», «Змейка», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Рыбаки», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Третий лишний», «Воздух, вода, земля», «Космонавты», «Вызов номеров», «Невод», «Держи – не урони», «Хитрая лиса», «У кого мяч», «Все в круг», «Мяч в круг», «, «Море волнуется».
Элементы ЛФК
Комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Упражнения на предотвращение плоскостопия: упражнения с гимнастическими палками, упражнения с малым мячом, упражнения со скакалкой, упражнения на дорожке здоровья.
Упражнения на координацию: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Основы самомассажа.
4. Условия реализации программы
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является специализированное тестирование, педагогическое наблюдение воспитанников и зачетные упражнения.
Занятия проводятся на базе спортивного зала МБДОУ ДСКВ«Сказка».
Перечень зачетных мероприятий, игр, упражнений для отслеживания результатов:
Тестирование координационных способностей
Спортивно-игровое занятие «Весёлые старты»
Тестирование вестибулярного аппарата
Контрольные испытания
Игровое занятие «Дорожка здоровья»
Игровое занятие «Старты здоровья»
Познавательно-театрализованное занятие «Путешествие в страну Здравику»
Итоговое тестирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения программного материала по программе «Мир здоровья» воспитанники должны:
иметь представление:
-
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о способах изменения направления и скорости движения;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения;
демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл).
Перечень наглядно-дидактических материалов
№ | Наименование | Количество |
3 | Плакаты «Нарушение осанки» | компл |
4 | Плакаты «Плоскостопие и его профилактика» | компл |
5 | Презентация «Система органов дыхания» | 1 шт. |
6 | Презентация «Основы личной гигиены» | 1 шт. |
7 | Презентация «Правильное питание» | 1 шт. |
8 | Презентация «Элементы самомассажа» | 1 шт. |
9 | Презентация «Закаливание» | 1 шт. |
10 | Презентация «Предупреждение травматизма» | 1 шт. |
11 | Гимнастические палки | 12 шт. |
12 | Дорожка здоровья | 1шт. |
13 | Резиновые мячи | 12 шт. |
14 | Мячи массажные | 10 шт. |
15 | Скамейки гимнастические | 3 шт. |
16 | Коврики гимнастические | 10 шт. |
17 | Мат гимнастический | 1 шт |
18 | Шведская стенка | 2 шт |
19 | Турник | 1 шт |
20 | Тренажер беговая дорожка | 1 шт |
21 | Тренажер степы | 10 шт |
22 | Фитболы | 10 шт |
23 | Скакалки | 10 шт |
24 | Самокаты | 3 шт |
25 | Туннели | 2 шт |
26 | Баскетбольные мячи | 8 шт |
27 | Баскетбольные кольца | 2 шт |
24 | Свисток | 1 шт |
Технические средства обучения
№ | Наименование | Количество |
1 | Компьютер | 1шт |
2 | Мультимедийный проектор | 1 шт |
3 | Музыкальный центр | 1 шт |
4 | Секундомер | 1 шт |
Характеристика информационного сопровождения:
УМК педагога:
Учебно-методическое пособие для пелдагогов. «Физкульт-привет минуткам и паузам» – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт-Петербург, «Варгус», 2005.
Методическое пособие для воспитателей. «Физкультура для малышей», Детсвтво – Пресс, 2006.
Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. - М.: Эксмо, 2009.
Ткаченко С. А. Оздоровительная физическая культура как средство формирования базовых элементов учебной деятельности детей младшего школьного возраста. - Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011 г.
Литвинова О.М. «Физкультурные занятия в детском саду» - Изд.2-е – Ростов-на-Дону, 2010.
Ишинбаева Т.К. «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет», Волгоград, 2010
Синкевич Е.А., Большевой Т.В. «Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет», Детство-Пресс, 2009
Цель: определить уровень освоения дополнительной образовательной программы обучающимися 1 года обучения.
Сроки диагностики: вводная – октябрь, итоговая апрель.
Параметры диагностирования:
Ключевые компетенции по трем направлениям,
Метапредметные компетенции по 6 направлениям
Предметные компетенции.
Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С - средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)
Методика оценки ключевых компетенций
№ | Компетенции | Показатели уровня сформированности | Средства контроля |
1.1 | Компетенции самопроявления Проявляет способность к саморазвитию. Управляет своим эмоциональным состоянием. Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться. Стремится к конечному результату. Проявляет силу воли. Проявляет уверенность в своих силах. Самодостаточен. Способен сконцентрироваться на выполнении задания Способен к самоконтролю и рефлексии. Знает свои сильные и слабые стороны. | 9-10 показателей высокий уровень; 6-8-выше среднего; 5 -средний; 1-4 –ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
1.2 | Информационная компетенция Способен работать с разнообразной информацией. Умеет использовать ИКТ-технологии. Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы. | 3- высокий уровень; 2-выше среднего; 1 -средний; 0–ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
1.3 | Коммуникативная компетенция Способен высказывать свое мнение. Умеет публично выступать. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников. Эмоционально привязан к родителям и взрослым. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить Способен работать в группе. Понимает ценность своей активности. Осознаёт ценность языкового и речевого развития. Способен побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации. | 10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
Методика оценки метапредметных компетенций
№ | Компетенции | Показатели уровня сформированности | Средства контроля |
2.1 | Социальные Параметры диагностирования: Проявляет организаторские способности. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях. Положительно относится к сохранению традиций. Активно участвует в акциях. Способен к состраданию. Умеет договариваться в конфликтной ситуации. Соблюдает правила, общественные требования. Проявляет толерантность, тактичность. 9.Осознаёт свой гражданский долг. | 8-9- высокий уровень; 6-7-выше среднего; 5 -средний; 1-4–ниже среднего |
Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия |
2.2 | Умеет организовать и оформить исследовательскую работу. Способен к восприятию новых знаний. Умеет выделять главное в проектной деятельности. Способен выстраивать логическую цепочку. Умеет ставить и решать познавательные задачи. Способен к нестандартным решениям. Способен разрешать проблемные ситуации, Готов использовать новые идеи и инновации для достижения цели, Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства. | 8-9- высокий уровень; 6-7-выше среднего; 5 -средний; 1-4–ниже среднего | Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия Проектная работа |
2.3 | Понимает ценность природы. Стремится к улучшению экологической обстановки. Активно участвует в экологических акциях. Понимает взаимосвязь человека и природы. Понимает значимость экологических знаний. Прогнозирует свои действия и применяет экологические знания в практической деятельности. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде. | 6-7 показателей высокий уровень; 4-5 выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия |
2.4 | Способен выполнять действия по образцу, алгоритму Способен организовать рабочее место, Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности, Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта. | 5- высокий уровень; 4-выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, |
2.5 | Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни, Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании; Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода; Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности, Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях. | 5- высокий уровень; 4-выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | |
2.6 | Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов, Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества, Понимает ценность классических произведений, искусства, Проявляет творчество в своей деятельности, Стремится выразить себя с помощью различных средств. Способен быть оригинальным, | 6 показателей - высокий уровень; 4-5 выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
Методика оценки предметных компетенции
№ | параметры | Показатели уровня сформированности | Средства контроля |
| Способы и особенности движений и передвижений человека | 9-10 показателей высокий уровень; 6-8-выше среднего; 5 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
| Система дыхания, работа мышц при выполнении физических упражнений, о способы простейшего контроля за деятельностью этих систем | 3- высокий уровень; 2-выше среднего; 1 -средний; 0–ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
| Общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактика нарушения осанки | 10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
| причины травматизма и правила его предупреждения | 3- высокий уровень; 2-выше среднего; 1 -средний; 0–ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание. |
| правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, формирование правильной осанки | 9-10 показателей высокий уровень; 6-8-выше среднего; 5 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание. |
| уметь организовать и проводить самостоятельно подвижные игр | 10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание. |
| уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий | 10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
-
-
Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников используется тест «Три кувырка вперед». Школьник встает у матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он выполняет без остановки три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После каждого кувырка принимается основная стойка. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата.
-
Таблица 1.
Возраст, лет | Уровень развития | ||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
мальчики | |||||
6 | 10,1 | 10,0-9,7 | 9,6-7,8 | 7,7-6,6 | 6,5 |
7 | 9,9 | 9,8-9,1 | 9,0-7,2 | 7,1-6,4 | 6,3 |
девочки | |||||
6 | 9,6 | 9,5-8,1 | 8,2-6,2 | 6,3-5,5 | 5,6 |
7 | 9,4 | 9,3-8,5 | 8,4-6,7 | 6,6-5,9 | 5,8 |
-
-
Для оценки динамического равновесия используется тест балансирования на гимнастической скамейке в двух вариантах.
-
1 вариант – испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейке четыре поворота, не падая. Результат – время выполнения с точностью до 0,1 секунд.
2 вариант – испытуемый за 20 секунд должен выполнить как можно больше поворотов на узкой поверхности скамейки, не падая с неё. Результат – кол-во поворотов с точностью до полуоборота за 20 секунд.
Таблица 2
возраст | Уровень развития | |||
низкий | средний | выше среднего | высокий | |
1 вариант | ||||
6 | 22,0 | 19,0 | 17,0 | 14,5 |
7 | 21,0 | 18,5 | 16,0 | 14,0 |
2 вариант | ||||
6 | 5 | 5 | 6,5 | 8 |
7 | 4,5 | 4,5 | 6 | 7 |
Также проводятся пробы Яроцкого, Ромберга для определения уровня развития вестибулярного аппарата.
Таблица уровня физической подготовленности
класс | Контрольные упражнения | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
Мальчики | Девочки | ||||||
1 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 11 – 12 | 9 – 10 | 7 – 8 | 9 – 10 | 7 – 8 | 5 – 6 |
2 | 14 – 16 | 8 – 13 | 5 – 7 | 13 – 15 | 8 – 12 | 5 – 7 | |
1 | Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
2 | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |