Рабочая программа «Мир здоровья» для 6-7 лет
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
районный центр дополнительного образования детей «Спектр»
СПОРТИвНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ отдел
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ РЦДОД «Спектр» ___________Н.П. Сорокина приказ от _____________________ Протокол заседания педагогического совета от _____________________________ Протокол заседания отдела от _______________________ |
Дополнительная образовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
«Мир здоровья»
для обучающихся 6-7 лет
Составитель: Мартыненко Светлана Павловна,
педагог дополнительного образования
Излучинск, 2016
Содержание
Дополнительная образовательная программа 1
Составитель: Мартыненко Светлана Павловна, 1
Информационная карта программы 3
4. Условия реализации программы 15
Тесты для определения способности к равновесию. 25
Информационная карта программы
Наименование программы |
Программа «Мир здоровья» |
Автор программы |
Мартыненко С.П.. педагог дополнительного образования МБОУ РЦДОД «Спектр» |
Место реализации |
МБОУ РЦДОД «Спектр» пгт. Излучинск Нижневартовский район, ОНШ№2 в рамках внеурочной деятельности |
Руководитель учреждения |
Сорокина Наталья Петровна |
Адрес |
628634, улица Школьная, дом 12 «а», пгт. Излучинск, Нижневартовский район, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ |
Контактный телефон, факс |
Тел.: (3466) 28-61-92 Факс: (3466) 28-25-08 |
Срок реализации программы |
1 год |
Возраст детей |
6-7 лет |
Вид программы |
Модифицированная |
Направленность |
Физкультурно-спортивная |
Цель программы |
Цель программы - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством занятий лечебной физкультуры. |
Задачи программы |
Задачи программы: Способствовать формированию общих представлений о физической культуре и укреплению здоровья школьников; Развивать творческую самостоятельность и ответственность за сохранение здоровья; Совершенствовать ключевые компетенции и способствовать личностному росту обучающихся. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Мир здоровья» составлена на основе нормативных документов:
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» с учётом возможностей образовательного учреждения, педагогических условий.
- Примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).
В рабочей программе максимально учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Занятия внеурочной деятельности - общая физическая подготовка - являются хорошей школой физической культуры, и проводится с целью укрепления здоровья, закаливания занимающихся, достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой и выполнения на этой основе контрольных нормативов по физической подготовке, развития физических качеств и двигательных навыков. Одной из важнейших составляющих частей воспитательного процесса является работа с детьми ослабленного здоровья.
Актуальность программы обусловлена в удовлетворении потребности обучающихся с ослабленным здоровьем в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности на принципах оздоровительной гимнастики.
Характеристика особенностей программы заключается в ее построении на принципах оздоровительной гимнастики с интеграцией в неё игровой деятельности. В процессе игровой деятельности у старших дошкольников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа для воспитанников детского сада ориентируется на решение следующих целей и задач:
Цель программы - формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством занятий оздоровительной гимнастики.
Задачи:
Способствовать формированию общих представлений о физической культуре и укреплению здоровья воспитанников;
Развивать творческую самостоятельность и ответственность за сохранение здоровья.
Совершенствовать ключевые компетенции и способствовать личностному росту воспитанников.
Программа «Мир здоровья» модифицированная, относится к физкультурно-спортивной направленности, предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения, в объеме 72 учебных часов в год (занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу).
Программа направлена на:
— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса.
— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности воспитанников;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
При реализации программы «Мир здоровья» воспитанник владеет следующими предметными компетенциями:
- знает о способах и особенностях движений и передвижений человека;
- знает о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- знает об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- знает о причинах травматизма и правилах его предупреждения.
- правильно выполняет комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- умеет организовать и провести самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий воспитанников, таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
— находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на принципах взаимоуважения и взаимопомощи;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой деятельности.
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формировать самооценку, включая осознание своих возможностей в учении, умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
В результате освоения предметного содержания программы «Мир здоровья» у обучающихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В объединении обучающихся необходимо распределить на группы по физическому развитию. Данная программа предусматривает теоретические, практические, игровые занятия. При подборе средств и методов практических занятий нужно иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому занятия должны быть комплексными, в содержание которых включаются упражнения различных видов спорта - легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.
Каждое практическое занятие состоит из трех частей:
подготовительная – упражнения на внимание, упражнения на осанку, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами);
основная часть – подвижные и спортивные игры, комплексы упражнений на укрепление здоровья;
заключительная – ходьба, бег в медленном темпе, упражнения на дыхание.
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятий, правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить физические способности каждого учащегося. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Основные методы, используемые при реализации программы:
практический (физические упражнения, соревнования, тестирования);
наглядный (показ упражнений, мультимедийные презентации);
словесный (инструктаж, беседы, разъяснения).
Данная программа представляет собой вариант программы организации кружковой работы дошкольников и предназначена для реализации в отдельных группах.
Программа направлена на спортивно – оздоровительную деятельность ина решение педагогических задач.
ФГОС второго поколения представляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствии с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.
2. Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Теория |
практика |
всего |
||
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой. Правила личной гигиены. |
1 |
0 |
1 |
2 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения ОН. Эстафеты, подвижные игры |
0 |
1 |
1 |
3 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения ОН. Беговые эстафеты. |
0 |
1 |
1 |
4 |
Спортивно-игровая программа «Весёлые старты» |
0 |
1 |
1 |
5 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на осанку. Лазанье по гимнастической стенке. Подвижная игра «Хитрая лиса». Вводная диагностика |
0 |
1 |
1 |
6 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на осанку. Перекаты. Лазанье по гимнастической скамейке. Подвижная игра «Волки и медведи». |
0 |
1 |
1 |
7 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Перекаты, группировка. Упражнения на равновесие Развитие физических качеств (гибкость). |
0 |
1 |
1 |
8 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Перекаты, группировки. Упражнения на равновесие. Развитие силы. Подвижная игра. Тестирование вестибулярного аппарата |
0 |
1 |
1 |
9 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Полоса препятствия. Упражнения на предотвращение плоскостопия. Подвижная игра «Как живёшь» |
0 |
1 |
1 |
10 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на гимнастической скамейке. Полоса препятствия. Упражнения на предотвращение плоскостопия. Контрольные испытания. |
0 |
1 |
1 |
11 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на предотвращение плоскостопия. Занятия на дорожке здоровья. |
0 |
1 |
1 |
12 |
Система дыхания, работа мышц при выполнении физических упражнений, способы контроля за деятельностью этих систем; |
1 |
0 |
1 |
13 |
Строевые упражнения. Полоса препятствия. Дыхательная гимнастика. Подвижная игра «Паровозы - поезда» |
0 |
1 |
1 |
14 |
Строевые упражнения. Комплекс упражнений на развитие гибкости. Прыжки через скакалку. Подвижная игра: «Невод» |
0 |
1 |
1 |
15 |
Строевые упражнения. Комплекс ОРУ. Обучение элементам самомассажа. Эстафеты. |
1 |
0 |
1 |
16 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по Обучение элементам техники самомассажа. Подвижная игра: «Вызов номеров». Развитие физических качеств. |
0 |
1 |
1 |
17 |
Комплекс ОРУ. Самомассаж. Прыжки через скалку. Развитие физических качеств. Эстафета. |
0 |
1 |
1 |
18 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на фитболах. Эстафеты . |
0 |
1 |
1 |
19 |
Основы личной гигиены, о правила использования закаливающих процедур, профилактика нарушения осанки. Упражнения на степах. |
1 |
0 |
1 |
20 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на степах. Подвижная игра: «Держи- не урони» |
0 |
1 |
1 |
21 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на фитболах. Развитие ловкости, координации. |
0 |
1 |
1 |
22 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Равновесие, координация на фитболах. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Совушка». |
0 |
1 |
1 |
23 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на степах. Развитие физических качеств. |
0 |
1 |
1 |
24 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Игровое занятие «Дорожка здоровья» |
0 |
1 |
1 |
25 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дыхательная гимнастика. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Два мороза». |
0 |
1 |
1 |
26 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дыхательная гимнастика. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Два мороза», «Шары» |
0 |
1 |
1 |
27 |
Спортивно-игровая программа «Старты Здоровья» |
0 |
1 |
1 |
28 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения со скакалкой. Эстафеты. |
0 |
1 |
1 |
29 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Комплекс упражнений на осанку. Упражнения с мячом. Подвижная игра. |
0 |
1 |
1 |
30 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Комплекс упражнений на осанку. Развитие физических качеств. |
0 |
1 |
1 |
31 |
Игровое занятие «Путешествие в страну Зроровику» |
0 |
1 |
1 |
32 |
Факторы здоровья. Здоровый образ жизни. |
1 |
0 |
1 |
33 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Упражнения ОН, самомассаж. Лазанье по гимнастической стенке. Подвижная игра. |
0 |
1 |
1 |
34 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Упражнения ОН, самомассаж. Перекаты. Лазанье по гимнастической скамейке. Подвижная игра. |
0 |
1 |
1 |
35 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Полоса препятствия. Упражнения на предотвращение плоскостопия. Подвижная игра «Карусель» |
0 |
1 |
1 |
36 |
Основные способы закаливания для детей. |
1 |
0 |
1 |
37 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Перекаты, группировка. Упражнения на предотвращение плоскостопия. Упражнения на равновесие Развитие физических качеств (гибкость) |
0 |
1 |
1 |
38 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Перекаты, группировки. Упражнения на равновесие. Развитие силы. Подвижная игра «У кого мяч». |
0 |
1 |
1 |
39 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Полоса препятствия. Закаливание. Развитие физических качеств. Подвижная игра «Как живёшь» |
0 |
1 |
1 |
40 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на гимнастической скамейке. Закаливание. Дыхательная гимнастика. Полоса препятствия. Развитие физических качеств. |
0 |
1 |
1 |
41 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дыхательная гимнастика. Контрольные испытания |
0 |
1 |
1 |
42 |
Познавательно-театральное занятие «Здоровье берегу» |
0 |
1 |
1 |
43 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на развитие гибкости. Прыжки через скакалку. Подвижная игра «Гуси-Лебеди». |
0 |
1 |
1 |
44 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дыхательная гимнастика. |
0 |
1 |
1 |
45 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Комплекс упражнений на развитие гибкости. Прыжки через скакалку. Подвижная игра: «Снайпер». |
0 |
1 |
1 |
46 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на фитболах. Эстафеты. |
0 |
1 |
1 |
47 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на равновесие на фитболах. Подвижная игра: «Хитрая лиса». Развитие физических качеств. |
0 |
1 |
1 |
48 |
ОРУ. Упражнения на укрепления мышц спины и пресса на фитболах. Прыжки через скалку. Развитие физических качеств. Подвижная игра «Море волнуется» |
0 |
1 |
1 |
49 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Гимнастические упражнения. Подвижная игра «Летает – не летает» |
0 |
1 |
1 |
50 |
Строевые упражнения. Гимнастические упражнения с гимнастическими палками. Развитие ловкости, координации. Подвижная игра на внимание «Палка» |
0 |
1 |
1 |
51 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Гимнастические упражнения с гимнастическими палками. Развитие физических качеств. Игра «Слышу-вижу». |
0 |
1 |
1 |
52 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения с предметами. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Выше от земли». Игровое занятие «В мире здоровья» |
0 |
1 |
1 |
53 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения на внимание. Развитие физических качеств. Игра «Рыбаки». |
0 |
1 |
1 |
54 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Разучивание Комплекса ОРУ в движении. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «На местах». |
0 |
1 |
1 |
55 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Закрепление комплекса ОРУ в движении. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Угадай кто». Контрольные испытания |
0 |
1 |
1 |
56 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дорожка «здоровья». Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Все в круг». |
0 |
1 |
1 |
57 |
Строевые упражнения. Упражнения в парах. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «Мяч в круг». Итоговая диагностика |
0 |
1 |
1 |
58 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения в парах. Развитие физических качеств. Эстафеты. |
0 |
1 |
1 |
59 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Дорожка «здоровья». Подвижная игра: «Космонавты». |
0 |
1 |
1 |
60 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Полоса препятствий. Итоговое тестирование. |
0 |
1 |
1 |
61 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Подвижная игра: «Космонавты», «Две линии», «Вороны и воробьи». |
0 |
1 |
1 |
62 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Подвижные игры: «Мяч соседу», «День и ночь», «Одиннадцать». |
0 |
1 |
1 |
63 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Упражнения со скакалкой. Эстафеты. |
0 |
1 |
1 |
64 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Комплекс упражнений на осанку. Упражнения с мячом. Подвижная игра. |
0 |
1 |
1 |
65 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Развитие физических качеств. Подвижная игра: «По местам». Контрольные испытания |
0 |
1 |
1 |
66 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Разучивание комплекса ОРУ в движении. Развитие физических качеств. Эстафета.Итоговая диагностика |
0 |
1 |
1 |
67 |
Причины травматизма и правила его предупреждения |
1 |
0 |
1 |
68 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. Закрепление комплекса ОРУ в движении. Подвижная игра: «Космонавты». |
0 |
1 |
1 |
69 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Подвижные игры: «Мяч соседу», «День и ночь». |
0 |
1 |
1 |
70 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Подвижные игры: «По местам», «Снайпер». |
0 |
1 |
1 |
71 |
Строевые упражнения. Ходьба, бег по заданию. ОРУ. Подвижные игры: «По местам», «Вышибалы», «Передай». |
0 |
1 |
1 |
72 |
Итоговое занятие. Поведение итогов. Подвижные игры. |
0 |
1 |
1 |
ИТОГО |
7 |
65 |
72 |
3. Содержание программы
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физкультура
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Бег: с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Упражнения на тренажерах на развитие и совершенствование физических качеств.
Игры на развитие психических процессов
Игры на развитие восприятия: знакомство с правилами и проведением игр «Выложи сам», «Волшебная палитра»
Игры на развитие внимания: «Ищи без остановки», «Заметь всё»
Игры на развитие памяти: «Повтори за мной», «Запомни движения»
Игры на развитие воображения: «Узнай кто я?», «Возьми и передай».
Игры на развитие мышления и речи: «Определи игрушку», «Ну-ка, отгадай»
Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка: «Стихия», «Баба Яга»
Подвижные игры
«У медведя во бору», «Совушка», «Салки-догонялки», «Змейка», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Рыбаки», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Третий лишний», «Воздух, вода, земля», «Космонавты», «Вызов номеров», «Невод», «Держи – не урони», «Хитрая лиса», «У кого мяч», «Все в круг», «Мяч в круг», «, «Море волнуется».
Элементы ЛФК
Комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Упражнения на предотвращение плоскостопия: упражнения с гимнастическими палками, упражнения с малым мячом, упражнения со скакалкой, упражнения на дорожке здоровья.
Упражнения на координацию: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Основы самомассажа.
4. Условия реализации программы
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является специализированное тестирование, педагогическое наблюдение воспитанников и зачетные упражнения.
Занятия проводятся на базе спортивного зала МБДОУ ДСКВ«Сказка».
Перечень зачетных мероприятий, игр, упражнений для отслеживания результатов:
Тестирование координационных способностей
Спортивно-игровое занятие «Весёлые старты»
Тестирование вестибулярного аппарата
Контрольные испытания
Игровое занятие «Дорожка здоровья»
Игровое занятие «Старты здоровья»
Познавательно-театрализованное занятие «Путешествие в страну Здравику»
Итоговое тестирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения программного материала по программе «Мир здоровья» воспитанники должны:
иметь представление:
-
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о способах изменения направления и скорости движения;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения;
демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл).
Перечень наглядно-дидактических материалов
№ |
Наименование |
Количество |
3 |
Плакаты «Нарушение осанки» |
компл |
4 |
Плакаты «Плоскостопие и его профилактика» |
компл |
5 |
Презентация «Система органов дыхания» |
1 шт. |
6 |
Презентация «Основы личной гигиены» |
1 шт. |
7 |
Презентация «Правильное питание» |
1 шт. |
8 |
Презентация «Элементы самомассажа» |
1 шт. |
9 |
Презентация «Закаливание» |
1 шт. |
10 |
Презентация «Предупреждение травматизма» |
1 шт. |
11 |
Гимнастические палки |
12 шт. |
12 |
Дорожка здоровья |
1шт. |
13 |
Резиновые мячи |
12 шт. |
14 |
Мячи массажные |
10 шт. |
15 |
Скамейки гимнастические |
3 шт. |
16 |
Коврики гимнастические |
10 шт. |
17 |
Мат гимнастический |
1 шт |
18 |
Шведская стенка |
2 шт |
19 |
Турник |
1 шт |
20 |
Тренажер беговая дорожка |
1 шт |
21 |
Тренажер степы |
10 шт |
22 |
Фитболы |
10 шт |
23 |
Скакалки |
10 шт |
24 |
Самокаты |
3 шт |
25 |
Туннели |
2 шт |
26 |
Баскетбольные мячи |
8 шт |
27 |
Баскетбольные кольца |
2 шт |
24 |
Свисток |
1 шт |
Технические средства обучения
№ |
Наименование |
Количество |
1 |
Компьютер |
1шт |
2 |
Мультимедийный проектор |
1 шт |
3 |
Музыкальный центр |
1 шт |
4 |
Секундомер |
1 шт |
Характеристика информационного сопровождения:
УМК педагога:
Учебно-методическое пособие для пелдагогов. «Физкульт-привет минуткам и паузам» – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт-Петербург, «Варгус», 2005.
Методическое пособие для воспитателей. «Физкультура для малышей», Детсвтво – Пресс, 2006.
Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. - М.: Эксмо, 2009.
Ткаченко С. А. Оздоровительная физическая культура как средство формирования базовых элементов учебной деятельности детей младшего школьного возраста. - Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011 г.
Литвинова О.М. «Физкультурные занятия в детском саду» - Изд.2-е – Ростов-на-Дону, 2010.
Ишинбаева Т.К. «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет», Волгоград, 2010
Синкевич Е.А., Большевой Т.В. «Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет», Детство-Пресс, 2009
Приложение № 1 Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы «Мир здоровья»
Цель: определить уровень освоения дополнительной образовательной программы обучающимися 1 года обучения.
Сроки диагностики: вводная – октябрь, итоговая апрель.
Параметры диагностирования:
Ключевые компетенции по трем направлениям,
Метапредметные компетенции по 6 направлениям
Предметные компетенции.
Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С - средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)
Методика оценки ключевых компетенций
№ |
Компетенции |
Показатели уровня сформированности |
Средства контроля |
1.1 |
Компетенции самопроявления Проявляет способность к саморазвитию. Управляет своим эмоциональным состоянием. Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться. Стремится к конечному результату. Проявляет силу воли. Проявляет уверенность в своих силах. Самодостаточен. Способен сконцентрироваться на выполнении задания Способен к самоконтролю и рефлексии. Знает свои сильные и слабые стороны. |
9-10 показателей высокий уровень; 6-8-выше среднего; 5 -средний; 1-4 –ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
1.2 |
Информационная компетенция Способен работать с разнообразной информацией. Умеет использовать ИКТ-технологии. Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы. |
3- высокий уровень; 2-выше среднего; 1 -средний; 0–ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
1.3 |
Коммуникативная компетенция Способен высказывать свое мнение. Умеет публично выступать. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников. Эмоционально привязан к родителям и взрослым. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить Способен работать в группе. Понимает ценность своей активности. Осознаёт ценность языкового и речевого развития. Способен побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации. |
10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
Методика оценки метапредметных компетенций
№ |
Компетенции |
Показатели уровня сформированности |
Средства контроля |
2.1 |
Социальные Параметры диагностирования: Проявляет организаторские способности. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях. Положительно относится к сохранению традиций. Активно участвует в акциях. Способен к состраданию. Умеет договариваться в конфликтной ситуации. Соблюдает правила, общественные требования. Проявляет толерантность, тактичность. 9.Осознаёт свой гражданский долг. |
8-9- высокий уровень; 6-7-выше среднего; 5 -средний; 1-4–ниже среднего |
Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия |
2.2 |
Умеет организовать и оформить исследовательскую работу. Способен к восприятию новых знаний. Умеет выделять главное в проектной деятельности. Способен выстраивать логическую цепочку. Умеет ставить и решать познавательные задачи. Способен к нестандартным решениям. Способен разрешать проблемные ситуации, Готов использовать новые идеи и инновации для достижения цели, Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства. |
8-9- высокий уровень; 6-7-выше среднего; 5 -средний; 1-4–ниже среднего |
Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия Проектная работа |
2.3 |
Понимает ценность природы. Стремится к улучшению экологической обстановки. Активно участвует в экологических акциях. Понимает взаимосвязь человека и природы. Понимает значимость экологических знаний. Прогнозирует свои действия и применяет экологические знания в практической деятельности. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде. |
6-7 показателей высокий уровень; 4-5 выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего |
Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия |
2.4 |
Способен выполнять действия по образцу, алгоритму Способен организовать рабочее место, Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности, Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта. |
5- высокий уровень; 4-выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание, |
2.5 |
Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни, Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании; Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода; Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности, Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях. |
5- высокий уровень; 4-выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего |
|
2.6 |
Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов, Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества, Понимает ценность классических произведений, искусства, Проявляет творчество в своей деятельности, Стремится выразить себя с помощью различных средств. Способен быть оригинальным, |
6 показателей - высокий уровень; 4-5 выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
Методика оценки предметных компетенции
№ |
параметры |
Показатели уровня сформированности |
Средства контроля |
|
Способы и особенности движений и передвижений человека |
9-10 показателей высокий уровень; 6-8-выше среднего; 5 -средний; 1-4 –ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
|
Система дыхания, работа мышц при выполнении физических упражнений, о способы простейшего контроля за деятельностью этих систем |
3- высокий уровень; 2-выше среднего; 1 -средний; 0–ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
|
Общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактика нарушения осанки |
10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
|
причины травматизма и правила его предупреждения |
3- высокий уровень; 2-выше среднего; 1 -средний; 0–ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание. |
|
правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, формирование правильной осанки |
9-10 показателей высокий уровень; 6-8-выше среднего; 5 -средний; 1-4 –ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание. |
|
уметь организовать и проводить самостоятельно подвижные игр |
10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание. |
|
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий |
10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего |
Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
Приложение № 2 Тесты для определения способности к равновесию.
-
-
Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников используется тест «Три кувырка вперед». Школьник встает у матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он выполняет без остановки три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После каждого кувырка принимается основная стойка. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата.
-
Таблица 1.
Возраст, лет |
Уровень развития |
||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
|
мальчики |
|||||
6 |
10,1 |
10,0-9,7 |
9,6-7,8 |
7,7-6,6 |
6,5 |
7 |
9,9 |
9,8-9,1 |
9,0-7,2 |
7,1-6,4 |
6,3 |
девочки |
|||||
6 |
9,6 |
9,5-8,1 |
8,2-6,2 |
6,3-5,5 |
5,6 |
7 |
9,4 |
9,3-8,5 |
8,4-6,7 |
6,6-5,9 |
5,8 |
-
-
Для оценки динамического равновесия используется тест балансирования на гимнастической скамейке в двух вариантах.
-
1 вариант – испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейке четыре поворота, не падая. Результат – время выполнения с точностью до 0,1 секунд.
2 вариант – испытуемый за 20 секунд должен выполнить как можно больше поворотов на узкой поверхности скамейки, не падая с неё. Результат – кол-во поворотов с точностью до полуоборота за 20 секунд.
Таблица 2
возраст |
Уровень развития |
|||
низкий |
средний |
выше среднего |
высокий |
|
1 вариант |
||||
6 |
22,0 |
19,0 |
17,0 |
14,5 |
7 |
21,0 |
18,5 |
16,0 |
14,0 |
2 вариант |
||||
6 |
5 |
5 |
6,5 |
8 |
7 |
4,5 |
4,5 |
6 |
7 |
Также проводятся пробы Яроцкого, Ромберга для определения уровня развития вестибулярного аппарата.
Таблица уровня физической подготовленности
класс |
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
||
Мальчики |
Девочки |
||||||
1 |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз |
11 – 12 |
9 – 10 |
7 – 8 |
9 – 10 |
7 – 8 |
5 – 6 |
2 |
14 – 16 |
8 – 13 |
5 – 7 |
13 – 15 |
8 – 12 |
5 – 7 |
|
1 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
2 |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |