Рабочая программа объединения «Мой край» с использованием дистанционных технологий
МБОУ Гимназия №5
города Хабаровска
Программа
объединения «Мой край»
(виртуальные экскурсии)
с использованием дистанционных технологий
7-10 класс
Срок реализации: июнь 2021 г.
Автор: Щербина И.В.,
учитель биологии
г. Хабаровск
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объединение «Мой край» (виртуальные экскурсии) планируется на базе МБОУ гимназия №5 г. Хабаровска и предназначен для учащихся 7 – 10 классов.
Новизна программы заключается в том, что изучение краеведческого материала связано с проектно-исследовательской деятельностью школьников, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС НОО (Второго поколения) и помогает ребенку в освоении различных видов деятельности, используя интернет ресурсы и дистанционные технологии обучения.
Программа поможет ребятам больше узнать о Хабаровском крае, его флоре и фауне, познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, достижениями народных умельцев.
Поэтому главная идея программы – приобщение школьников к знанию своей малой Родины, знакомство с природными Заповедниками, основам народной культуры, формирование гордости и любви к родной земле, бережного отношения к ее наследию, уважения к ее истории и культуре, опыту предыдущих поколений.
Программа способствует формированию у ребят:
интереса к истории освоения родного края;
уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию;
Знакомство с флорой и фауной Дальневосточного региона;
мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания;
навыков ЗОЖ.
Сроки реализации программы: июнь 2021 года: лагерная смена,10 дней
Занятие № 1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с туристко-краеведческим направлением.
Занятие № 2.
Болоньский природный заповедник
http://www.mnr.gov.ru/activity/oopt/bolonskiy_gosudarstvennyy_prirodnyy_zapovednik/
Занятие № 3.
Озеро Лотосов Комарова
https://amurmedia.ru/news/375702/
Занятие № 4.
Большехехцирский заповедник
http://www.mnr.gov.ru/activity/oopt/bolshekhekhtsirskiy_gosudarstvennyy_prirodnyy_zapovednik/
Занятие № 5.
Петроглифы Сикачи-Аляна
Занятие № 6.
Буреинский государственный природный заповедник
Занятие № 7.
Ботчинский природный заповедник
http://заповедник-ботчинский.рф
Занятие № 8.
Хабаровский музей археологии
им. А.П. Окладникова
Занятие № 9.
Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова
Занятие № 10
Подведение итогов. Защита проектов
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель – создание условий для эколого-ценностной ориентации ребенка в окружающем мире через использование дистанционных технологий. Создание условий для изучение истории, природы и культуры родного края.
Задачи:
Развивать интерес к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию Хабаровского края.
Создать благоприятные условия для возможности изучения с использованием интернет ресурсов.
Формировать познавательную активность школьников средствами игровых, проектных и дистанционных технологий.
Способствовать созданию единого коллектива с эмоциональным климатом толерантности, доброты, взаимопонимания, способствующего успешной социализации детей.
Принципы реализации программы
Программа «Мой край» (виртуальные экскурсии) опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
активное участие детей во всех видах деятельности.
4. Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
5. Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
6. Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
7. Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
При написании программы я руководствовалась и принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
Принцип безопасности жизни, здоровья, психического состояния детей, защиты их прав и личного достоинства.
Принцип сочетания воспитательных мероприятий с краеведческой деятельностью детей предусматривает режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: посильность и конкретность любой деятельности для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
Форма реализации программы.
Краеведческое направление программы – это приоритетная работа смены, и является основным блоком программы.
1. Краеведческий блок призван воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
Расширять кругозора учащихся, развивать их познавательных интересы. Воспитывать человека уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота Родины. Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда и пожилым жителям села, посещение библиотек, музея, конкурсы, подготовка презентации.
Образовательная деятельность
В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах.
Задачи образовательной деятельности:
расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
проектная деятельность, создание презентации;
использование дистанционных технологий обучения;
поиск необходимых материалов в Интернете.