Рабочая программа общеобразовательного цикла ОУП.02 Литература
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО преподавателей общеобразовательного цикла Протокол №____ «____»_____________2022г. Руководитель МО ___________М.Ю. Гаранжа | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР __________Н.В. Радченко «____»____________2022г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ______________ Д.В. Чан «____»__________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОго цикла
ОУп.02 ЛИТЕРАТУРА
базовый уровень
для профессии
среднего профессионального образования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Объем программы: 176 часов
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет; экзамен
Составитель: Беляева Марина Сергеевна,
преподаватель
г. Оха, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ.
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………...................... | |
| 1.1. Область применения программы………………………………………………… | |
| 1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы………………………………………………………….. | |
| 1.3. Аттестация предмета………………………………………………………………. | |
| 1.4. Количество часов на освоение программы учебного предмета…………………. | |
| 1.5. Объем учебного предмета и виды учебной работы……………………………… | |
| 1.6. Распределение часов, отводимое на освоение общеобразовательной учебной дисциплины, по семестрам…………………………………………………………….. | |
2. | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА……………………………………………………………………………….. | |
3. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………………………………….. | |
4. | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………… | |
5. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………………………... | |
| 5.1. Материально-техническое обеспечение учебного предмета……………………... | |
| 5.2. Информационное обеспечение учебного предмета………………………………. | |
Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета ОУП.02 Литература (далее – программа) является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.) Содержание программы учебного предмета ОУП.02 Литература. Литература направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы
Программа ОУП.02.Литература входит в общеобразовательный учебный цикл, подцикл «Общие учебные предметы».
В учебном плане ППКРС ОУП.02.Литература входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС СОО. Учебная дисциплина «Литература» относится к группе общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования.
1.3. Аттестация предмета
Реализация программы учебного предмета ОУП.02.Литература сопровождается текущей и промежуточной аттестацией.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях. Текущая аттестация проводится в следующих формах:
- Опрос;
- Оценка выполнения задания на занятии;
- Оценка выполнения задания на практическом занятии;
- Выполнение письменных заданий на занятии/или самостоятельной работе;
- Тестирование;
- написание сочинений, изложений ,анализ стихотворений;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
Конспектирование лекций преподавателя, статей в учебнике по темам.
Периодичность текущей аттестации: каждое практическое занятие, каждое третье лекционное занятие; каждая самостоятельная, каждое тестирование; не менее одной оценки за каждые 5 (пять занятий)
Порядок проведения текущей аттестации определяется рабочими материалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения занятия.
Изучение предмета заканчивается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета во 2 семестре первого курса и письменного экзамена в 4 семестре второго курса обучения по программе, которая установлена учебным планом.
Экзамен проводится в день, освобожденный от других видов занятий.
Порядок проведения экзамена определяется фондом оценочных средств по предмету.
Количество часов на освоение программы учебного предмета:
При реализации содержания общеобразовательного учебного предмета ОУП.02. Литература. Литература в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 176 часов, из них: аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся – 124 часа, включая практические занятия – 58 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 52 часа.
1.5. Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия | |
Содержание обучения | |
Введение | 2 |
1. Русская литература первой половины XIX | 7 |
2. Русская литература второй половины XIX | 33 |
3. Зарубежная литература обзор | 2 |
4. Русская литература на рубеже ХIХ-ХХ веков | 14 |
5.Литература начала ХХ века | 6 |
Итого | 58 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 52 |
Подготовка рефератов, сообщений индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | |
Другая форма контроля | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | |
Всего | 176 |
Распределение часов, отводимое на освоение общеобразовательной учебной дисциплины, по семестрам.
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
1. | Максимальная нагрузка | 26 | 60 | 30 | 60 | | | | | 176 | ||
2. | Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | 20 | 44 | 20 | 40 | | | | | 124 | ||
В том числе: | Занятий на уроках | 10 | 22 | 10 | 20 | | | | | 62 | ||
Практические занятия | 9 | 20 | 9 | 20 | | | | | 60 | |||
3. | Внеаудиторная самостоятельная работа | 6 | 16 | 10 | 20 | | | | | 52 | ||
4. | Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | | 2 | | | | | | | 2 | ||
5. | Промежуточная аттестация в форме экзамена | 1 | | 1 | э | | | | | 2 |
В результате изучения предмета у обучающихся должны быть сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
2.1 Личностные результаты:
Освоение программы предмета ОУП.02 Литература сопровождается формированием у обучающихся личностных результатов:
Л4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Л9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Для формирования этих результатов обучающийся получит возможность для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости и объяснимости на основе на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.
Формирование УУД проводится при помощи решения следующих типовых задач:
- комплексный анализ произведения;
- выполнение индивидуальных заданий по карточкам;
- письменные ответы на вопросы;
- выполнение упражнений по учебнику;
- тестирование;
- составление плана произведения.
2.2. Метапредметные результаты:
Освоение программы предмета ОУП.02 Русский язык и литература. Литература сопровождается формированием у обучающихся метапредметных результатов:
М1.умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
М2.умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
М3.владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
М9.владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Для формирования этих результатов у обучающихся формируются УУД:
Регулятивные:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
Познавательные:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Формирование УУД проводится при помощи решения следующих типовых задач:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- работа с текстами.
Коммуникативные:
- Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
2.3. Предметные результаты:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение самоанализа и самооценки на основе наблюдения за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко – культурного и нравственно – ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко – культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово – родовой специфики;
осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Наименование разделов |
1 | ВВЕДЕНИЕ |
2 | 1. Русская литература первой половины XIX |
3 | 2. Русская литература второй половины XIX |
4 | 3. Зарубежная литература обзор |
5 | 4. Русская литература на рубеже ХIХ-ХХ веков |
6 | 5.Литература начала ХХ века |
Практические занятия
Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Поэтический мир Лермонтова.
Особенности сатиры Гоголя.
Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века
Составление сравнительной характеристики героев пьесы А. Н. Островского «Гроза».
Роль персонажей второго плана.
Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством».
Составление сравнительной характеристики героев: Штольц и Обломов.
Анализ эпизода «Сон Обломова».
Сон Обломова как художественно – философский центр романа.
Женские образы в романе.
Роман «Отцы и дети».
Смысл названия и основной конфликт романа.
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя».
Смелость поэтической мысли. Стихотворение «О, как убийственно мы любим…»
Метафоричность поэзии Фета.
Своеобразие поэзии Некрасова.
Теория литературы: развитие понятия о народности литературы
Понятие о стиле.
Тест по пройденным темам
Теория литературы: понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск)
Обличение самодурства, произвола, обывательщины в сказках
Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
Теория литературы: проблема противоречий в мировоззрении и творчестве писателя.
Боль за человека – основа авторской позиции в романе.
Образ Ивана Флягина. Смысл названия повести
Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя).
Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах»
Особенности композиции. Теория литературы: понятие о романе - эпопее
Наташа Ростова, Марья Болконская. Духовно богатая внутренняя жизнь.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Автор и его герой (по творчеству писателя русской литературы
XIX – XX века)
Тема чести и человеческого достоинства в русской литературе
Внутренний мир человека на страницах русской литературы
Конфликт и его своеобразие в произведениях русской литературы
Проблема поиска истины в русской литературе
Тема красоты мира и человека в русской литературе
Художественные средства изображения и их роль в произведениях русской литературы (деталь, портрет, пейзаж, интерьер, внутренний монолог,
Фольклорные традиции в произведениях русской литературы XIX-XX века
Тема совести в русской литературе
Тема сострадания и милосердия в русской литературе
Тема человеческой судьбы в русской литературе
Эпиграф и его роль в русской литературе
Тема семьи в русской литературе
Композиция и ее своеобразие в русской литературе
Тема греха и покаяния в русской литературе
Особенности проблематики произведений (по творчеству писателя
русской литературы XIX – XX века)
Образ времени в русской литературе XX века
Тема подвига в русской литературе
Проблема нравственного выбора в русской литературе
Тема поэта и поэзии в русской литературе
Тема города в русской литературе
Художественное своеобразие произведений (по творчеству писателя русской литературы XIX – XX века)
Искусство создания характера (по творчеству писателя русской литературы XIX – XX века)
Тема свободы в русской литературе
Тема маленького человека в русской литературе
Тема любви в русской литературе
Антитеза и ее роль в русской литературе
Художественные приемы и их роль в русской литературе
Реальное и фантастическое в произведениях русской литературы
Роль лирических отступлений в русской литературе
Особенности стиля одного из писателей русской литературы
Романтизм в русской литературе XX века
Природа и человек в русской литературе
Портреты городов в русской поэзии 19/20 вв.
Особенности выражения авторской позиции в романе (автора и произведение – по желанию).
Философско-этические проблемы в романе (по выбору)
Поиск истины в рассказах Н.С. Лескова.
Портреты городов в русской поэзии 19 вв.
Влияние Отечественной войны 1812 года на развитие исторической темы в русской литературе.
Исторический роман в русской литературе.
Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.
Отражение исторических событий 1812 года в баснях И. Крылова.
Отражение событий современной российской истории в отечественной литературе.
Образ учителя в русской литературе.
Речь «человека толпы» в творчестве М.Е. Салтыкова – Щедрина.
М.Е. Салтыков - Щедрин сегодня.
«Маленький человек» и «человек толпы» в русской литературе: общее и различное.
Романы Ф.М. Достоевского – осмысление идей Нового Завета.
Молитва и её сила в русской литературе.
Тема воспитания в русской литературе. («Что посеешь, то и пожнёшь»).
Как воспитывали своих детей литературные герои?
Изменение типа героя в русской литературе 19 века (по произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева).
Семья – настоящее, прошлое, будущее.
Любовь – начало всех начал.
Классики и современники.
Перспективно-тематический план предмета ОУП.02 Литература
Первый семестр(20ч)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа, учебный проект | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
Введение | Введение (2 часа) | | |
Содержание учебного материала | | ||
Теоретические занятия | | ||
1. | Цели и задачи дисциплины «Литература».Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. | 1 | |
Практические занятия | | ||
1. | Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. | 1 | |
Раздел 1. Русская литература первой половины XIX (7 ч.) | |||
Тема 1.1. А.С.Пушкин Тема 1.2. М.Ю.Лермонтов Тема 1.3. Н.В.Гоголь Тема 2.1. А.Н. Островский | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ||
1. | А.С.Пушкин. Мотивы лирики. Жизненный и творческий путь. Тема поэта и поэзии; философская и любовная лирика. | 1 | |
2. | Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. Размышление о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания. | 1 | |
3. | М.Ю.Лермонтов. Мотивы лирики. Характеристика этапов творчества. | 1 | |
4. | Теория литературы: развитие понятия о романтизме Поэтический мир Лермонтова. Мотивы одиночества. | 1 | |
5. | Н.В. Гоголь «Петербургские повести». | 1 | |
6. | Особенности сатиры Гоголя. | 1 | |
7. | Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века | 1 | |
| Раздел 2. Русская литература второй половины XIX(3 ч.) | | |
8. | А.Н. Островский. Сведения из биографии. А.Н. Островский. Социально-культурная новизна драматургии. Пьеса «Гроза». | 1 | |
9. | Быт и нравы «тёмного царства». Роль персонажей второго плана. | 1 | |
10. | Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством». | 1 | |
| Практические занятия | | |
| 1. | Теория литературы | |
| Практические занятия | | |
1. | Развитие реализма в творчестве Пушкина. | 1 | |
2. | Поэтический мир Лермонтова. | 1 | |
3. | Особенности сатиры Гоголя. | 1 | |
4. | Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века | 1 | |
5. | Составление сравнительной характеристики героев пьесы А. Н. Островского «Гроза». | 1 | |
6. | Роль персонажей второго плана. | 1 | |
7. | Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством». | 1 | |
8. | Женские образы в романе. | 1 | |
9. | Изложение. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя». | 1 | |
10. | Смысл названия и основной конфликт романа. | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 12 | ||
| «Маленькие трагедии». Анализ Заучивание стихотворения наизусть (А.С.Пушкин) Заучивание стихотворения наизусть (М.Ю.Лермонтов) Чтение художественного текста(Гроза) Написание сочинения по пьесе А.Н.Островского «Гроза» Анализ пятого действия пьесы А. Н. Островского «Гроза» Выполнение задания по учебнику. Анализ главы «Сон Обломова». | |
Второй семестр (44 ч.)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа, учебный проект | Объем часов | |
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX (22ч.) | |||
Тема 2.2. И.А. Гончаров Тема 2.3. И.С. Тургенев Тема 2.4. Н.С. Лесков Тема 2.5. М.Е. Салтыков - Щедрин Тема 2.6. Ф.М.Достоевский Тема 2.7. Л.Н. Толстой | Теоретические занятия | | |
1. | Сведения из биографии И.А.Гончарова. Роман «Обломов». | 1 | |
2. | Сон Обломова как художественно – философский центр романа. | 1 | |
3. | Женские образы в романе (Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына). | 1 | |
4. | Сведения из биографии И.С. Тургенева | 1 | |
5. | Роман «Отцы и дети». Смысл названия и основной конфликт романа. | 1 | |
6. | Образ народного заступника Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. | 1 | |
7. | Н.Г.Чернышевский .Сведения из биографии. | 1 | |
8. | Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» | 1 | |
9. | Н.С. Лесков. Сведения из биографии. | 1 | |
10. | Повесть «Очарованный странник» | 1 | |
11. | М.Е.Салтыков – Щедрин. Сведения из биографии. | 1 | |
12. | М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (обзор) | 1 | |
13. | Ф.М.Достоевский .Сведения из биографии. Роман «Преступление и наказание». | 1 | |
14. | Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. | 1 | |
15. | Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. | 1 | |
16. | Двойники Раскольникова, их роль в романе. | 1 | |
17. | Раскольников и Соня. | 1 | |
18. | Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. | 1 | |
19. | Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире. | 1 | |
20. | Достоевский в современном мире; споры вокруг его творчества | 1 | |
21. | Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого. Роман – эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. | 1 | |
22. | Духовные искания Андрея Болконского.Духовные искания Пьера Безухова | 1 | |
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX | |||
| Практические занятия | | |
1. | Смелость поэтической мысли. Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» | 1 | |
2. | Метафоричность поэзии Фета. | 1 | |
3. | Своеобразие поэзии Некрасова. | 1 | |
4. | Теория литературы: развитие понятия о народности литературы | 1 | |
5. | Понятие о стиле. | 1 | |
6. | Тест по пройденным темам | 1 | |
7. | Теория литературы: понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск) | 1 | |
8. | Обличение самодурства, произвола, обывательщины в сказках | 1 | |
9. | Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла | 1 | |
10. | Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. | 1 | |
11. | Теория литературы: проблема противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. | 1 | |
12. | Боль за человека – основа авторской позиции в романе. | 1 | |
13. | Образ Ивана Флягина. Смысл названия повести | 1 | |
14. | Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). | 1 | |
15. | Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах» | 1 | |
| 16. | Особенности композиции. Теория литературы: понятие о романе - эпопее | 1 |
17. | Наташа Ростова, Марья Болконская. Духовно богатая внутренняя жизнь. | 1 | |
18. | «Мысль народная» в романе. Народ и личность – одна из главных проблем романа. | 1 | |
19 | Картины войны 1812 года. Патриотизм в понимании Толстого. | 1 | |
20. | Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. | 1 | |
21. | Осуждение войны в романе. Осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над другими, над толпой. | 1 | |
22. | Верхушка светского общества в изображении Толстого, её лжепатриотизм и бездуховность | 1 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа | 18 | |
| Заучивание стихотворения наизусть( Фет). Заучивание стихотворения наизусть( Тютчев). Чтение стихотворения и его анализ. Чтение художественного произведения. Составление характеристики героя. Смысл названия повести «Очарованный странник». В чём видит Флягин цель бытия. Написание реферата по творчеству Ф.М.Достоевского. Анализ эпизода. Устный ответ на вопрос: «Раскольников и Соня». Составление характеристики героя. Чтение художественного текста, выполнение задания по вопросам учебника. Выразительное чтение сказки, выполнение задания по учебнику. Выполнение задания по вопросам учебника. Сообщение об одном из героев романа. Анализ эпизода. Кутузов и Наполеон . Сравнительная характеристика. Написание эссе по роману «Война и мир». | 1 | |
| Дифференцированный зачет | |
Третий семестр(20 ч)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа, учебный проект | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 3. Зарубежная литература обзор(2ч.) | |||
Тема 3.1. Творчество В.Шекспира, О.Бальзака Тема 4 .1. Литература нарубеже веков Тема 4.2. А.П.Чехов Тема 4.3. И.А. Бунин Тема 4.4. А.И. Куприн | Теоретические занятия | | |
1. | Творчество У. Шекспира, О. Бальзака (обзор) | 1 | |
2. | У. Шекспир. «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек» | 1 | |
Раздел 4. Русская литература на рубеже ХIХ-ХХ веков(8ч.) | |||
1. | Общая характеристика историко-культурного процесса на рубеже 19 – 20 веков | 1 | |
2. | Общая характеристика историко-культурного процесса на рубеже 19 – 20 веков | 1 | |
3. | А.П.Чехов. Сведения из биографии. | 1 | |
4. | Чехов на Сахалине. Книга «Остров Сахалин». | 1 | |
5. | Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник». Тема гибели человеческой души. | 1 | |
6. | Отношение автора к своим героям. | 1 | |
7. | Своеобразие творчества Чехова, новаторство писателя в поисках жанровых форм. | 1 | |
8. | А.П.Чехов «Ионыч». От Старцева к Ионычу. Тема гибели человеческой души. | 1 | |
Практические занятия | |||
1. | Общая характеристика историко-культурного процесса на рубеже 19 – 20 веков | 1 | |
2. | Своеобразие творчества Чехова, новаторство писателя в поисках жанровых форм. | 1 | |
3. | А.П.Чехов «Ионыч». От Старцева к Ионычу. Тема гибели человеческой души. | 1 | |
4. | Символический смысл названия. Отношения автора к своим героям. | 1 | |
5. | «Господин из Сан – Франциско» Осуждение бездуховности существования. | 1 | |
6. | «Темные аллеи». Идейно-художественное своеобразие рассказов. Тонкость восприятия психологии человека. | 1 | |
7. | Трагическая судьба Олеси. | 1 | |
8. | Литература начала 20 века. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале 20 века. | 1 | |
9. | Типы персонажей, поэтизация гордых и сильных людей | 1 | |
10. | Рассказ «Старуха Изергиль». Тематика и проблематика романтического творчества. | 1 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа | 10 | |
Чтение художественных произведений, выполнение задания по вопросам учебника. Написание эссе. Чтение художественного произведения, выполнение задания по вопросам учебника. Заучивание стихотворения наизусть. Чтение художественного произведения. Чтение художественного произведения. Написание эссе «Тема любви в произведениях И.А.Бунина, А.И.Куприна» (по выбору обучающихся). Знакомство с материалами учебника, ответы на вопросы. Знакомство с материалами учебника, ответы на вопросы. Чтение произведений М.Горького. Сочинение – эссе «Раздумья о человеке в пьесе М.Горького «На дне». Проблема традиций и новаторства в литературе 20 века; формы её разрешения в творчестве символистов, акмеистов, футуристов Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Дооктябрьская лирика и поэмы. Маяковский и Октябрь. Работа в окнах РОСТА. Лирика и поэмы об Октябре. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. | |
Четвертый семестр(20 ч)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа, учебный проект | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 5. Литература 30-х - начала 40-х годов | |||
Тема 5.1. Обзор литературы 30-х - начала 40-х годов Тема 5.2 М.А. Булгаков | Теоретические занятия | | |
1. | Литература 30-х – 40-х годов. Общая характеристика общественно – политического развития страны, его отражение в литературе. Новый герой и проблема отношений личности и общества. | 1 | |
2. | М.А.Булгаков. Сведения из биографии. Роман «Мастер и Маргарита» (обзор) Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Ершалаимские главы. Система образов. Тайны психологии человека. Тема совести. | 1 | |
3. | Трагическая любовь героев романа, конфликт с окружающей пошлостью Своеобразие писательской манеры | 1 | |
4. | М.А.Шолохов. Сведения из биографии. Роман – эпопея «Тихий Дон» (обзор) | 1 | |
5. | Образ Григория Мелехова. Мастерство психологического анализа. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. Её смысл и значение | 1 | |
6. | Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Своеобразие художественной манеры писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. | 1 | |
7. | Литература периода Великой Отечественной войны. Война и духовная жизнь общества. Лирический герой в стихотворениях поэтов-фронтовиков. Патриотические мотивы и сила патриотического чувства в лирике М.Исаковского, А.Суркова, К.Симонова, О.Берргольц и др. | 1 | |
8. | М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» Жизненный путь Андрея Соколова Анализ произведения .Эпизоды наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова главного героя рассказа. | 1 | |
9. | 1 | ||
10. | Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Б.Окуджава Стихотворения: «Арбатский дворик», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим» и др. Художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б.Окуджавы. | 1 | |
Практические занятия | |||
1. | Москва 30-х годов. Проблема творчества и судьбы художника. | 1 | |
2. | Глубина постижения исторических процессов. Правдивое изображение гражданской войны. Яркость характеров и жизненных коллизий. | 1 | |
3. | Изображение Великой Отечественной войны в прозе. Человек на войне, правда о нём. Реалии и романтика в описании войны. Произведения Л.Соболева, К.Паустовского, Ю.Бондарева, В,Некрасова и др. | 1 | |
4. | 1 | ||
5. | Составление характеристики героя. Изображение русского народного характера в рассказе М.Шолохова "Судьба человека". | 1 | |
6. | Особенности композиции произведения. | 1 | |
7. | Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б.Окуджавы. Юрий Визбор «Вот это для мужчин - рюкзак и ледоруб…»), о войне («Виталий Палыч», «Воспоминание о пехоте».(Обзор) | 1 | |
8. | Владимир Высоцкий «Песня о друге», «Кони», «Вершина», «Охота на волков» .(Обзор) | 1 | |
9. | Юрий Визбор «Вот это для мужчин - рюкзак и ледоруб…»), о войне («Виталий Палыч», «Воспоминание о пехоте».(Обзор) | 1 | |
10. | А.В.Вампилов. Обзор жизни и творчества Драма «Утиная охота». Своеобразие драмы. Композиция драмы. | 1 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа Чтение произведения, выполнение задания по вопросам учебника . Устаревшие слова на примерах из произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Чтение отдельных глав произведения. Составление характеристики героя произведения. Стиль автора в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Характер авторских отступлений и их роль в романе «Тихий Дон». Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». | 10 | |
Экзамен | 124 |
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5.1.Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Для реализации программы предмета имеется учебный кабинет «Русский язык и литература» с обеспечением свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета «Русский язык и литература. Литература» входят:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
персональный компьютер;
ЖК панель, телевизор, DVDплеер.
Дидактический материал:
схемы;
тесты;
инструкции для выполнения практических работ.
комплект учебно-наглядных пособий «Литература 10-11»;
наглядные пособия: учебные плакаты комплекты контрольно-измерительных материалов, тестовых заданий, контрольных работ;
методические разработки уроков и мероприятий.
Электронные материалы:
мультимедиа презентации;
презентации к урокам.
5.2. Информационное обеспечение учебного предмета.
Список литературы
Для студентов
Литература, учебник для среднего профессионального образования в двух частях. Часть 1. Под ред. Зинин С.А.М.: Русское слово,2019
Литература, учебник для среднего профессионального образования в двух частях. Часть 2. Под ред. Зинин С.А.М.: Русское слово,2019
Литература, практикум, под ред. Обернихиной Б. А. М.: Академия, 2016.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445. Коровин В.И., Русская литература XIX в., учебник для 10 кл. в 2-х ч. – М., Просвещение, 2006.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева, 2006
3) Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
4) Русская литература ХХ в. Хрестоматия. Под ред. Ю. И. Лыссого. – М., 2004.
5) Русская литература XIX в. Учебник-практикум. 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лыссого. – М., 2003.
Тексты художественных произведений.
Интернет-ресурсы
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).