12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дорофеева Надежда Николаевна108


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учебной дисциплины БД.02.Литература


38.02.07 Банковское дело


специалист банковского дела


форма обучения очная





















2022


Разработана на основе примерной программы (ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России,2015, авторы программы: Г.А.Обернихина, профессор, Т.В.Емельянова, доцент, Е.В.Мацыяка, доцент, К.В.Савченко, доцент) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело




































Составитель (автор):Дорофеева Надежда Николаевна, преподаватель






Содержание

стр.


1.

Общая характеристика рабочей программы учебной

дисциплины ……………………………………………


4


2.

Структура рабочей программы учебной

дисциплины ……………………………………………


6


3.

Условия реализации рабочей программы учебной

дисциплины…………………………………………….


16


4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной

дисциплины……………………………………………..


19


Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины «Литература»


Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ):

Учебная дисциплина «Литература» является обязательной частью базовых дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности

Банковское дело.


Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

Л 1 − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л 2 − сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Л 3 − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Л 4 − готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л 5 − эстетическое отношение к миру;

Л 6 − совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

Л 7 − использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

М 1 − умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

М 2 − умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

М 3 − умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

М 4 − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

П 1 − сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

П 2 − сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений; П 3 − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

П 4 − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

П 5 − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

П 6 − знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

П 7 − сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

П 8 − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

П 9 − владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

П 10 − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Структура рабочей программы учебной дисциплины


2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

117

в том числе:

теоретическое обучение

117

лабораторные работы

-

практические занятия

-

курсовая работа (проект)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»




Наименование разделов и тем



Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося



Объем часов

Коды компетенций, формированию

которых способствует

элемент программы

1

2

3

4



Введение

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л7 М1-М4 П4

П5 П6

1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.

Теория литературы: художественная литература как вид искусства; периодизация русской литературы XIX—XX веков; романтизм, романтический герой; реализм.

Русская литература XIX века

Раздел 1.

Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

8


Тема 1.1.

А. С. Пушкин

Содержание учебного материала




4

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4 П7 П9

Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений.

Поэма «Медный всадник». Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и еговремени.

Теория литературы: лирический герой и лирический сюжет, поэма, конфликт, проблематика.

Тема 1.2.

М.Ю. Лермонтов

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4

П7 П9

1. Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие его творчества. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.

Теория литературы: развитие понятия о романтизме, антитеза.


Тема 1.3.

Н. В. Гоголь.

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4 П7

П9

1.Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

«Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие (повесть «Портрет»). Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Теория литературы: композиция, литературный тип, деталь, гипербола, гротеск.

Раздел 2.

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

51


Тема 2.1. Культурно- историческое развитие России второй половины XIX века

Содержание учебного материала



2


Л 1-Л5 М1-М4 П1

П7 П9

1. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русском искусстве второй половины XIX века. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово».

Развитие реалистических традиций в прозе. Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический романы Чернышевского и Тургенева.

Тема 2.2. А. Н.

Островский. Драма «Гроза»

Содержание учебного материала



4

Л 1-Л5

М1-М4 П1 П2 П4 П7

П9

А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского

«Гроза». Самобытность замысла, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Критики о драме«Гроза».

Теория литературы: понятие о драме, символ.

Тема 2.3.

И. А. Гончаров

Содержание учебного материала





4


Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4 П7 П9

Сведения из биографии. Творческая история романа «Обломов». Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Комментированное чтение началоромана.

Глава «Сон Обломова» как художественно-философский центр романа. Противоречивость характера главного героя. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И.Анненского).

Теория литературы: социально-психологический роман, литературный тип, авторская позиция.

Тема 2.4.

И. С. Тургенев.

Содержание учебного материала


6

Л 1-Л5

М1-М4 П1

1. Сведения из биографии Тургенева. «Отцы и дети»: временной и всечеловеческий смысл названия

и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.



2. Комментированное чтение романа: Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на


П2

нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее

П4

общечеловеческое значение. Авторская позиция в романе.

П7

3. Тема любви и дружбы в романе. Образ Базарова. Значение заключительных сцен романа.

П9

Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н.


Страхов, М. Антонович).


Теория литературы: развитие понятия о жанрах литературы (социально-психологический роман).


Тема 2.5.

Содержание учебного материала


Л 1-Л5 М1-М4 П1

П9

Революционно-

1. Н. Г. Чернышевский и М.Е. Салтыков-Щедрин. Романы «Что делать?» и «История одного города»


демократическая

(обзор). Эстетические и политические взгляды писателей и их отражение в романе.

2

литература

Теория литературы: утопия и антиутопия, развитие понятия сатиры, понятия об условности в



искусстве (гротеск, «эзопов язык»).


Тема 2.6.

Содержание учебного материала


Л 1-Л5

Поэзия второй

1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого


М1-М4

половины

искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской


П1

XIX века

лирики второй половины XIX века.

2. Лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Художественные особенности лирики Тютчева и Фета.

6

П2

П4


3. Гражданская лирика Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением


П7


отрывков).


П9


Теория литературы: понятие «чистое искусство», жанры лирики, авторский афоризм.



Тема 2.7.

Содержание учебного материала



Ф. М.

1. Сведения из биографии Достоевского. Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание».



Достоевский.

Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Отображение русской


Л 1-Л5


действительности в романе. Образ Петербурга. Символика романа.


М1-М4


2. Комментированное чтение романа. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.


П1


Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.

10

П2


3. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Эволюция идеи «двойничества».


П4


4. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в произведении.


П7


5. Споры вокруг романа и его главного героя. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.


П9


Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя, психологизм,




герои-«двойники», полифонизм романа Ф.М. Достоевского.




Тема 2.8.

Л. Н. Толстой.

Содержание учебного материала







11



Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4 П7 П9 П10

Жизненный путь и духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.

ХудожественныепринципыТолстоговизображениирусскойдействительности:следованиеправде, психологизм, «диалектика души». Символическое значение понятий «война» и «мир». Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л.Н. Толстого.

Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Мысль народная» в романе. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм в понимании писателя.

Духовные искания любимых героев Толстого: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Марьи Болконской.

«Мысль семейная» в романе. Авторский идеал семьи. Мировое значение творчества Л.Толстого.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее, «диалектика души».

Тема 2.9.

А. П. Чехов.

Содержание учебного материала







6



Л 1-Л5 М1-М4 П1

П3 П4 П7 П9 П10

Сведенияизбиографии (собобщениемранееизученного).Художественноесовершенстворассказа А. П. Чехова «Ионыч». Новаторство Чехова.

Пьеса«Вишневыйсад»(комментированноечтение).Историясоздания,жанр,системаперсонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад».

Смысл названия пьесы. Особенности символов. Своеобразие Чехова-драматурга.

Драматургия А.П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова — воплощение кризиса современного общества. Роль А.П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).

Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.).

Литература XX века

Раздел 3.

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

2


Тема 3.1. Серебряный век русской поэзии

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л7 М1-М4 П4

П5 П6

1. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Обзор русской поэзии Серебряного века. Серебряный век как своеобразный «русский

ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Неповторимость развития русской культуры.



Теория литературы: символизм, акмеизм, футуризм.



Раздел 4

Русская литература на рубеже веков

12


Тема 4.1.

И. А. Бунин.

Содержание учебного материала



4

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4

П7 П9

Сведения из биографии. Проза И.А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А. Бунина. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Осуждение бездуховности существования. Реалистическое и символическое в прозе.

Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Слово, подробность, деталь в прозе.

Тема 4.2.

А. И. Куприн.

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4 П7

П9

1. Сведения из биографии.

Смысл названия повести «Гранатовый браслет», спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести.

Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

Тема 4.3.

А. М. Горький.

Содержание учебного материала




4

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4 П7 П9

П10

Сведенияизбиографии.Комментированноечтениепьесы«Надне».Изображениеправдыжизнив пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы.

Спор о Правде и Человеке. Авторская позиция и способы ее выражения.

Теория литературы: развитие понятия о драме.

Тема 4.4. А. Блок

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П9

П10

1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать» (обзор с чтением фрагментов). Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового

пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Раздел 5

Особенности развития литературы 1920-х годов

8


Тема 5.1.

Содержание учебного материала

2

Л 1-Л7


Характеристик а эпохи 20-х годов

(обзор)

1. Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок, А.Белый, М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич, В.Луговской, Н.Тихонов, Э.Багрицкий,

М.Светлов и др.). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.


М1-М4 П4 П5 П6

Тема 5.2. В.В.

Маяковский.

Содержание учебного материала




2

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4 П7

П9 П10

1. Сведения из биографии. Поэтическая новизна лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе.

Тема 5.3. С.А. Есенин. Лирика.

Содержание учебного материала



4

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4

Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.

Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

Раздел 6

Особенности развития литературы 1930 —начала 1940-х годов

14


Тема 6.1. Характеристик а эпохи (обзор)

Содержание учебного материала





2



Л 1-Л7 М1-М4 П4

П5 П6

1. Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др. Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Булгаков).


Тема 6.2.

М.И. Цветаева.

Содержание учебного материала


2

Л 1-Л5 М1-М4

П1

1. Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и



бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.


П2 П4 П7

П9

Тема 6.3.

М.А. Булгаков.

Содержание учебного материала




6


Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4 П7 П9

Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).

Своеобразие жанра романа «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы.

Сатирические страницы романа: Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.

Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.


Тема 6.4.

М.А. Шолохов.

Содержание учебного материала



4

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4 П7

П9

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов».

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор с чтением фрагментов. Столкновение старого и нового мирав романе. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

Раздел 7

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

6


Тема 7.1. Литература периода ВОВ и послевоенных лет

Содержание учебного материала



4

Л 1-Л7 М1-М4 П4

П5 П6

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Лирический герой в стихах поэтов- фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский,М.Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.). Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А.Толстой).

«Окопная правда» о войне: В. Некрасов «В окопах Сталинграда».

Тема 7.2

А. А. Ахматова.

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4

1. Жизненный и творческий путь. Своеобразие лирики Ахматовой. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Поэма «Реквием». Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.

Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии, поэтическое мастерство.


Раздел 8

Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

8


Тема 8.1.

Общая характеристика литературы

50-80 годов

Содержание учебного материала





2



Л 1-Л7 М1-М4 П4

П5 П6

Литература 50-80 годов (обзор). Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческихценностях.

Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. Многонациональность советскойлитературы.

Теория литературы: художественное направление, художественный метод.

Тема 8.2. Творчество писателей- прозаиков.

Содержание учебного материала




2

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4 П7 П9

Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Проблема ответственности поколений. Творчество А.И. Солженицына («Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» - по выбору)

Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина, Ф. Абрамова, В.Распутина.

Тема 8.3. Творчество поэтов в 50-80-е годы

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4

П7 П9

1. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия А. Твардовского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Р. Рождественского.

Тема 8.4. Драматургия 50-80-х годов

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л5 М1-М4 П1

П2 П4

П7

1.Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын»,

«Утиная охота». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А.

Вампилова.

Раздел 9

Русское литературное зарубежье 1920-1990 годов

2



Тема 9.1. Русское литературное зарубежье

1920-1990 годов

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л7 М1-М4 П4

П5 П6

1. Три волны эмиграции русских писателей (обзор). Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И. Ильина, И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе.

Раздел 10

Русская литература на рубеже XX-XXI веков

4


Тема 10.1 Русская литература конца XX – началаXXI

века(обзор)

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л7 М1-М4 П4

П5 П6

1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ- начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1990- 2000-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе.

Тема 10.2. Современная литература

Содержание учебного материала



2

Л 1-Л7 М1-М4 П4

П5 П6

Основные направления развития современной литературы (обзор). Проблематика произведений современной литературы (по выбору учащихся).

Современная поэзия (обзор).

Всего

117


Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины «Литература»


3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины должен быть предусмотрен учебный кабинет литературы, оснащённый оборудованием:

рабочие места обучающихся - 34

аудиторная доска

рабочее место преподавателя

аудиоколонки

шкаф - 3

тумба

Технические средства обучения: Компьютер с установленным ПО, подключением к Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Университета Информационное обеспечение обучения.

Программное обеспечение:

1Cпредприятие 8

Dr. web

Microsoft Office 2016 Windjview

Skype for business 2016

Microsoftsilverlight

7-zip

Chrome

3.2.Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.


Печатные

Основные


1.

Литература : практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / [Г. А.Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л.Вольнова и др.] ; под ред. Г. А. Обернихиной. —2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. —

352 с. Режим доступа: https://academia-moscow.ru/reader/?id=369794

2.




3.

Литература : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 1 / [Г. А. Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л. Вольнова и др.] ; под ред. Г. А. Обернихиной. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2019. — 432 с.

Режим доступа: https://academia-moscow.ru/reader/?id=415745

Красовский, В. Е.Литература : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 650 с.

Режим доступа: https://urait.ru/bcode/445106


Художественные тексты

1.

А.С. Пушкин. Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных

лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «Осень (Отрывок)», «Когда за городом задумчив я брожу…». Поэма «Медный всадник».

2.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…»,«Пророк»,

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «К*», («Печаль в моих песнях, но что за нужда…»),«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Журналист, Читатель и Писатель»,

«Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Демон».

3.

Н.В. Гоголь. Портрет.

4.

И.А. Гончаров. Обломов. (Глава «Сон Обломова»)

5.

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Муза», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…», «О Муза, я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Орина — мать солдатская». Поэма

«Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением отрывков).

6.

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (Глава «Особенный человек»)

7.

И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

8.

А.Н. Островский. Драма «Гроза»

9.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Медведь на воеводстве», «Коняга». Роман

«История одного города» (обзор с чтением глав: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния.

Заключение»)

10

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое…»), «Я помню время золотое…», «Тени сизые смесились…», «29-е января 1837», «Я очи знал, — о, эти очи», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано

предугадать…».

11.

А.А. Фет. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…»,

«Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…», «Еще одно забывчивое слово», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Учись у

них – у дуба, у березы…» «Еще майская ночь…».

12.

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

13.

Л.Н. Толстой. «Война и мир».

14.

А.П. Чехов. «Ионыч», пьеса «Вишневый сад».

15.

И.А. Бунин. Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Рассказы «Чистый понедельник», «Грамматика

любви», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар».

16.

А.И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет».

17.

В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

18.

К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…»,

«Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» А. Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».

19.

Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся

трамвай»

20.

И. Северянин. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь- Северянин…»), «Двусмысленная слава»

В.В. Хлебников. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…»,

«Еще раз, еще раз…»

21.

Н.А. Клюев. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из

подвалов, из темных углов...»

22.

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

23.

А.А. Блок. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун»,

«Россия»,«Вресторане»,«Ночь,улица,фонарь,аптека…»,«Нажелезнойдороге»,

«Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать».

24.

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!»,

«Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии»,

«Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»,

«Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». «Прозаседавшиеся», поэмы «Во весь голос», «Облако в штанах».

25.

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери»,

«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнинадорогая…»,

«Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…»,

«Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мытеперь

уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».

26.

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к


Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из

глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».

27.

О.Э. Мальденштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до

слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».

28.

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

29.

И. Э. Бабель. «Конармия» (обзор с чтением фрагментов рассказов).

30.

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

31.

М.А. Шолохов. Повесть «Судьба человека», роман «Тихий Дон» (обзор).

32.

А. А. Ахматова. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям»,

«Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием».

33.

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь», «Нобелевская премия». Поэмы

«Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

34.

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете»,

«Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горькимсобственной

персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти».

35.

А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

36.

В.М. Шукшин. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал»,

«Микроскоп», «Ораторский прием».


В.Г. Распутин. Повесть «Пожар». Рассказ «Что передать вороне».

37.

А.В. Вампилов. Драма «Утиная охота».


Дополнительные

1.

Русский язык и литература: Литература. 11 кл. Углублѐнный уровень: в 2 ч./ В.В.Агеносов и др.; под редакцией В.В.Агеносова.- М.: Дрофа, 2017


3.2.2. Интернет ресурсы

1.

Электронный портал «Классика ру» – Режим доступа: http://www.klassika.ru

2.

Электронный портал «Милитера. Военная литература» – Режим доступа:

http://militera.lib.ru

3.

Электронно-библиотечная система – Режим доступа: http://www.newlibrary.ru

4.

Электронная библиотека – Режим доступа: http://www.e-kniga.ru

5.

Журнал Издательского дома «Первое сентября» – Режим доступа:

http://lit.1september.ru

6.

Электронно-библиотечная система – Режим доступа: https://znanium.com/

7.


8.

Список электронных учебников издательства «Просвещение» - Режим доступа: http://www.catalog.prosv.ru

Электронно-библиотечнаясистема«Юрайт» - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Литература»


Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

личностные:



Л 1 − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в

поликультурном мире;

демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Л 2 − сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,

творческой и ответственной деятельности;

проявление активной жизненной позиции;

уважение

общечеловеческих и демократических ценностей

проявление

гражданственности, патриотизма;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Л 3 − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для ихдостижения;

взаимодействие со студентами, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного

рода деятельности

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

Л 4 − готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной

профессиональной и общественной деятельности;

- демонстрация желания учиться; - сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Л 5 − эстетическое отношение к миру;

- умение ценить прекрасное;

Творческие

исследовательские проекты

Л 6 − совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

- готовность вести здоровый образ жизни; проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

Творческие исследовательские проекты

Л 7 − использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников

информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

- демонстрация интереса к будущей профессии;

-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

Рефераты, доклады Устные сообщения

метапредметные:



М 1 − умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях,

формулировать выводы;

демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

М 2 − умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

организация

самостоятельных занятий в ходе изучения

общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

использование различных

ресурсов для достижения поставленных целей

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

М 3 − умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников информации, в ключая электронные;

демонстрация способности самостоятельно

использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

Подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.


М 4 − владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения

практических задач, применению различных методов познания;

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

предметные:



П 1 − сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения кним;

заинтересованность чтении русской и зарубежной литературе, изучение дополнительных источников;

- рефераты и доклады

П 2 − сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

владение навыками различных видов анализа литературных произведений;

устный/письменный опрос

-монологическое высказывание

рефераты и доклады

П 3 − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

создание диалогических и монологических высказываний в

соответствии с речевой ситуацией

-монологическое высказывание

-диалогическое высказывание

П 4 − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- анализирует текст, выбирая необходимую информацию

устный/письменный опрос

-диалогическое высказывание

рефераты и доклады

П 5 − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

владеет навыками составления вторичных жанров

- рефераты и доклады

П 6 − знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко- культурного и нравственно- ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

умение анализировать художественные тексты, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой

культуры

устный/письменный опрос

-монологическое высказывание

-диалогическое высказывание

рефераты и доклады

П 7 − сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа

Художественного произведения;

умение учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе

анализа художественного

- устный/письменный опрос

-монологическое высказывание

-диалогическое высказывание



произведения;

- рефераты и доклады

П 8 − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

умение выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных

высказываниях;

устный/письменный опрос

-монологическое высказывание

-диалогическое высказывание

рефераты и доклады

П 9 − владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального

понимания;

умение анализировать художественные произведения с учетом их жанрово-родовой специфики, осознание художественной картины жизни;

устный/письменный опрос

-монологическое высказывание

-диалогическое высказывание

рефераты и доклады

П 10 − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

иметь понятие о системе стилей языка художественной литературы и определять

их в художественном тексте

- устный/письменный опрос



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.