Рабочая программа БД.02 Литература
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины БД.02.Литература
38.02.07 Банковское дело
специалист банковского дела
форма обучения очная
2022
Разработана на основе примерной программы (ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России,2015, авторы программы: Г.А.Обернихина, профессор, Т.В.Емельянова, доцент, Е.В.Мацыяка, доцент, К.В.Савченко, доцент) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело
Составитель (автор):Дорофеева Надежда Николаевна, преподаватель
| Содержание | стр. |
1. | Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины …………………………………………… | 4 |
2. | Структура рабочей программы учебной дисциплины …………………………………………… | 6 |
3. | Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины……………………………………………. | 16 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………………………….. | 19 |
Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины «Литература»
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ):
Учебная дисциплина «Литература» является обязательной частью базовых дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
Банковское дело.
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
Л 1 − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л 2 − сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л 3 − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Л 4 − готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л 5 − эстетическое отношение к миру;
Л 6 − совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
Л 7 − использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
М 1 − умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
М 2 − умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
М 3 − умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
М 4 − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
П 1 − сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
П 2 − сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений; П 3 − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
П 4 − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
П 5 − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
П 6 − знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
П 7 − сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
П 8 − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
П 9 − владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
П 10 − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Структура рабочей программы учебной дисциплины
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 117 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 117 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
курсовая работа (проект) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | - |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л7 М1-М4 П4 П5 П6 |
1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. Теория литературы: художественная литература как вид искусства; периодизация русской литературы XIX—XX веков; романтизм, романтический герой; реализм. | |||
Русская литература XIX века | |||
Раздел 1. | Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века | 8 | |
Тема 1.1. А. С. Пушкин | Содержание учебного материала | 4 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 |
Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Поэма «Медный всадник». Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и еговремени. Теория литературы: лирический герой и лирический сюжет, поэма, конфликт, проблематика. | |||
Тема 1.2. М.Ю. Лермонтов | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 |
1. Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие его творчества. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. Теория литературы: развитие понятия о романтизме, антитеза. |
Тема 1.3. Н. В. Гоголь. | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 |
1.Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие (повесть «Портрет»). Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Теория литературы: композиция, литературный тип, деталь, гипербола, гротеск. | |||
Раздел 2. | Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | 51 | |
Тема 2.1. Культурно- историческое развитие России второй половины XIX века | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П7 П9 |
1. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русском искусстве второй половины XIX века. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Развитие реалистических традиций в прозе. Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический романы Чернышевского и Тургенева. | |||
Тема 2.2. А. Н. Островский. Драма «Гроза» | Содержание учебного материала | 4 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 |
А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского «Гроза». Самобытность замысла, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Критики о драме«Гроза». Теория литературы: понятие о драме, символ. | |||
Тема 2.3. И. А. Гончаров | Содержание учебного материала | 4 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 |
Сведения из биографии. Творческая история романа «Обломов». Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Комментированное чтение началоромана. Глава «Сон Обломова» как художественно-философский центр романа. Противоречивость характера главного героя. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И.Анненского). Теория литературы: социально-психологический роман, литературный тип, авторская позиция. | |||
Тема 2.4. И. С. Тургенев. | Содержание учебного материала | 6 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 |
1. Сведения из биографии Тургенева. «Отцы и дети»: временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. |
| 2. Комментированное чтение романа: Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на | | П2 |
нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее | П4 | ||
общечеловеческое значение. Авторская позиция в романе. | П7 | ||
3. Тема любви и дружбы в романе. Образ Базарова. Значение заключительных сцен романа. | П9 | ||
Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. | | ||
Страхов, М. Антонович). | | ||
Теория литературы: развитие понятия о жанрах литературы (социально-психологический роман). | | ||
Тема 2.5. | Содержание учебного материала | | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П9 |
Революционно- | 1. Н. Г. Чернышевский и М.Е. Салтыков-Щедрин. Романы «Что делать?» и «История одного города» | | |
демократическая | (обзор). Эстетические и политические взгляды писателей и их отражение в романе. | 2 | |
литература | Теория литературы: утопия и антиутопия, развитие понятия сатиры, понятия об условности в | | |
| искусстве (гротеск, «эзопов язык»). | | |
Тема 2.6. | Содержание учебного материала | | Л 1-Л5 |
Поэзия второй | 1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого | | М1-М4 |
половины | искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской | | П1 |
XIX века | лирики второй половины XIX века. 2. Лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Художественные особенности лирики Тютчева и Фета. | 6 | П2 П4 |
| 3. Гражданская лирика Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением | | П7 |
| отрывков). | | П9 |
| Теория литературы: понятие «чистое искусство», жанры лирики, авторский афоризм. | | |
Тема 2.7. | Содержание учебного материала | | |
Ф. М. | 1. Сведения из биографии Достоевского. Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание». | | |
Достоевский. | Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Отображение русской | | Л 1-Л5 |
| действительности в романе. Образ Петербурга. Символика романа. | | М1-М4 |
| 2. Комментированное чтение романа. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. | | П1 |
| Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. | 10 | П2 |
| 3. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Эволюция идеи «двойничества». | | П4 |
| 4. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в произведении. | | П7 |
| 5. Споры вокруг романа и его главного героя. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. | | П9 |
| Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя, психологизм, | | |
| герои-«двойники», полифонизм романа Ф.М. Достоевского. | | |
Тема 2.8. Л. Н. Толстой. | Содержание учебного материала | 11 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 П10 |
Жизненный путь и духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. ХудожественныепринципыТолстоговизображениирусскойдействительности:следованиеправде, психологизм, «диалектика души». Символическое значение понятий «война» и «мир». Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л.Н. Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Мысль народная» в романе. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм в понимании писателя. Духовные искания любимых героев Толстого: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Марьи Болконской. «Мысль семейная» в романе. Авторский идеал семьи. Мировое значение творчества Л.Толстого. Теория литературы: понятие о романе-эпопее, «диалектика души». | |||
Тема 2.9. А. П. Чехов. | Содержание учебного материала | 6 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П3 П4 П7 П9 П10 |
Сведенияизбиографии (собобщениемранееизученного).Художественноесовершенстворассказа А. П. Чехова «Ионыч». Новаторство Чехова. Пьеса«Вишневыйсад»(комментированноечтение).Историясоздания,жанр,системаперсонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. Своеобразие Чехова-драматурга. Драматургия А.П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова — воплощение кризиса современного общества. Роль А.П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). | |||
Литература XX века | |||
Раздел 3. | Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | 2 | |
Тема 3.1. Серебряный век русской поэзии | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л7 М1-М4 П4 П5 П6 |
1. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Обзор русской поэзии Серебряного века. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Неповторимость развития русской культуры. |
| Теория литературы: символизм, акмеизм, футуризм. | | |
Раздел 4 | Русская литература на рубеже веков | 12 | |
Тема 4.1. И. А. Бунин. | Содержание учебного материала | 4 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 |
Сведения из биографии. Проза И.А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А. Бунина. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Осуждение бездуховности существования. Реалистическое и символическое в прозе. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Слово, подробность, деталь в прозе. | |||
Тема 4.2. А. И. Куприн. | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 |
1. Сведения из биографии. Смысл названия повести «Гранатовый браслет», спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. | |||
Тема 4.3. А. М. Горький. | Содержание учебного материала | 4 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 П10 |
Сведенияизбиографии.Комментированноечтениепьесы«Надне».Изображениеправдыжизнив пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о Правде и Человеке. Авторская позиция и способы ее выражения. Теория литературы: развитие понятия о драме. | |||
Тема 4.4. А. Блок | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П9 П10 |
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать» (обзор с чтением фрагментов). Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. | |||
Раздел 5 | Особенности развития литературы 1920-х годов | 8 | |
Тема 5.1. | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л7 |
Характеристик а эпохи 20-х годов (обзор) | 1. Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок, А.Белый, М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич, В.Луговской, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов и др.). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны. | | М1-М4 П4 П5 П6 |
Тема 5.2. В.В. Маяковский. | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 П10 |
1. Сведения из биографии. Поэтическая новизна лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. | |||
Тема 5.3. С.А. Есенин. Лирика. | Содержание учебного материала | 4 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 |
Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. | |||
Раздел 6 | Особенности развития литературы 1930 —начала 1940-х годов | 14 | |
Тема 6.1. Характеристик а эпохи (обзор) | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л7 М1-М4 П4 П5 П6 |
1. Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др. Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Булгаков). | |||
Тема 6.2. М.И. Цветаева. | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 |
1. Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и |
| бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. | | П2 П4 П7 П9 |
Тема 6.3. М.А. Булгаков. | Содержание учебного материала | 6 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 |
Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Своеобразие жанра романа «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Сатирические страницы романа: Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе. | |||
Тема 6.4. М.А. Шолохов. | Содержание учебного материала | 4 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 |
Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор с чтением фрагментов. Столкновение старого и нового мирав романе. Своеобразие художественной манеры писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. | |||
Раздел 7 | Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | 6 | |
Тема 7.1. Литература периода ВОВ и послевоенных лет | Содержание учебного материала | 4 | Л 1-Л7 М1-М4 П4 П5 П6 |
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Лирический герой в стихах поэтов- фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский,М.Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.). Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А.Толстой). «Окопная правда» о войне: В. Некрасов «В окопах Сталинграда». | |||
Тема 7.2 А. А. Ахматова. | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 |
1. Жизненный и творческий путь. Своеобразие лирики Ахматовой. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Поэма «Реквием». Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии, поэтическое мастерство. |
Раздел 8 | Особенности развития литературы 1950—1980-х годов | 8 | |
Тема 8.1. Общая характеристика литературы 50-80 годов | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л7 М1-М4 П4 П5 П6 |
Литература 50-80 годов (обзор). Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческихценностях. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. Многонациональность советскойлитературы. Теория литературы: художественное направление, художественный метод. | |||
Тема 8.2. Творчество писателей- прозаиков. | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 |
Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Проблема ответственности поколений. Творчество А.И. Солженицына («Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» - по выбору) Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина, Ф. Абрамова, В.Распутина. | |||
Тема 8.3. Творчество поэтов в 50-80-е годы | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 П9 |
1. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия А. Твардовского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Р. Рождественского. | |||
Тема 8.4. Драматургия 50-80-х годов | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л5 М1-М4 П1 П2 П4 П7 |
1.Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова. | |||
Раздел 9 | Русское литературное зарубежье 1920-1990 годов | 2 | |
Тема 9.1. Русское литературное зарубежье 1920-1990 годов | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л7 М1-М4 П4 П5 П6 |
1. Три волны эмиграции русских писателей (обзор). Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И. Ильина, И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. | |||
Раздел 10 | Русская литература на рубеже XX-XXI веков | 4 | |
Тема 10.1 Русская литература конца XX – началаXXI века(обзор) | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л7 М1-М4 П4 П5 П6 |
1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ- начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1990- 2000-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. | |||
Тема 10.2. Современная литература | Содержание учебного материала | 2 | Л 1-Л7 М1-М4 П4 П5 П6 |
Основные направления развития современной литературы (обзор). Проблематика произведений современной литературы (по выбору учащихся). Современная поэзия (обзор). | |||
Всего | 117 | |
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины «Литература»
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должен быть предусмотрен учебный кабинет литературы, оснащённый оборудованием:
рабочие места обучающихся - 34
аудиторная доска
рабочее место преподавателя
аудиоколонки
шкаф - 3
тумба
Технические средства обучения: Компьютер с установленным ПО, подключением к Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Университета Информационное обеспечение обучения.
Программное обеспечение:
1Cпредприятие 8
Dr. web
Microsoft Office 2016 Windjview
Skype for business 2016
Microsoftsilverlight
7-zip
Chrome
3.2.Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
Печатные
Основные
1. | Литература : практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / [Г. А.Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л.Вольнова и др.] ; под ред. Г. А. Обернихиной. —2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 352 с. Режим доступа: https://academia-moscow.ru/reader/?id=369794 |
2. 3. | Литература : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 1 / [Г. А. Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л. Вольнова и др.] ; под ред. Г. А. Обернихиной. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2019. — 432 с. Режим доступа: https://academia-moscow.ru/reader/?id=415745 Красовский, В. Е.Литература : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 650 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/445106 |
| Художественные тексты |
1. | А.С. Пушкин. Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «Осень (Отрывок)», «Когда за городом задумчив я брожу…». Поэма «Медный всадник». |
2. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…»,«Пророк», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «К*», («Печаль в моих песнях, но что за нужда…»),«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Журналист, Читатель и Писатель», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Демон». |
3. | Н.В. Гоголь. Портрет. |
4. | И.А. Гончаров. Обломов. (Глава «Сон Обломова») |
5. | Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Муза», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…», «О Муза, я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Орина — мать солдатская». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением отрывков). |
6. | Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (Глава «Особенный человек») |
7. | И.С. Тургенев. «Отцы и дети» |
8. | А.Н. Островский. Драма «Гроза» |
9. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Медведь на воеводстве», «Коняга». Роман «История одного города» (обзор с чтением глав: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение») |
10 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое…»), «Я помню время золотое…», «Тени сизые смесились…», «29-е января 1837», «Я очи знал, — о, эти очи», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…». |
11. | А.А. Фет. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…», «Еще одно забывчивое слово», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Учись у них – у дуба, у березы…» «Еще майская ночь…». |
12. | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». |
13. | Л.Н. Толстой. «Война и мир». |
14. | А.П. Чехов. «Ионыч», пьеса «Вишневый сад». |
15. | И.А. Бунин. Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Рассказы «Чистый понедельник», «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар». |
16. | А.И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет». |
17. | В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». |
18. | К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» А. Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». |
19. | Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» |
20. | И. Северянин. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь- Северянин…»), «Двусмысленная слава» В.В. Хлебников. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» |
21. | Н.А. Клюев. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» |
22. | М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». |
23. | А.А. Блок. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия»,«Вресторане»,«Ночь,улица,фонарь,аптека…»,«Нажелезнойдороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать». |
24. | В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». «Прозаседавшиеся», поэмы «Во весь голос», «Облако в штанах». |
25. | С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнинадорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мытеперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». |
26. | М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к |
| Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». |
27. | О.Э. Мальденштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим». |
28. | А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». |
29. | И. Э. Бабель. «Конармия» (обзор с чтением фрагментов рассказов). |
30. | М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». |
31. | М.А. Шолохов. Повесть «Судьба человека», роман «Тихий Дон» (обзор). |
32. | А. А. Ахматова. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». |
33. | Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь», «Нобелевская премия». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». |
34. | А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горькимсобственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти». |
35. | А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» |
36. | В.М. Шукшин. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». |
| В.Г. Распутин. Повесть «Пожар». Рассказ «Что передать вороне». |
37. | А.В. Вампилов. Драма «Утиная охота». |
| Дополнительные |
1. | Русский язык и литература: Литература. 11 кл. Углублѐнный уровень: в 2 ч./ В.В.Агеносов и др.; под редакцией В.В.Агеносова.- М.: Дрофа, 2017 |
| 3.2.2. Интернет ресурсы |
1. | Электронный портал «Классика ру» – Режим доступа: http://www.klassika.ru |
2. | Электронный портал «Милитера. Военная литература» – Режим доступа: |
3. | Электронно-библиотечная система – Режим доступа: http://www.newlibrary.ru |
4. | Электронная библиотека – Режим доступа: http://www.e-kniga.ru |
5. | Журнал Издательского дома «Первое сентября» – Режим доступа: |
6. | Электронно-библиотечная система – Режим доступа: https://znanium.com/ |
7. 8. | Список электронных учебников издательства «Просвещение» - Режим доступа: http://www.catalog.prosv.ru Электронно-библиотечнаясистема«Юрайт» - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/ |
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Литература»
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
личностные: | | |
Л 1 − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | демонстрация поведения, достойного гражданина РФ проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Л 2 − сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | проявление активной жизненной позиции; уважение общечеловеческих и демократических ценностей проявление гражданственности, патриотизма; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
Л 3 − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для ихдостижения; | взаимодействие со студентами, преподавателями и мастерами в ходе обучения; сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности | Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях |
Л 4 − готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | - демонстрация желания учиться; - сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Л 5 − эстетическое отношение к миру; | - умение ценить прекрасное; | Творческие исследовательские проекты |
Л 6 − совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; | - готовность вести здоровый образ жизни; проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; | Творческие исследовательские проекты |
Л 7 − использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.); | - демонстрация интереса к будущей профессии; -выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач | Рефераты, доклады Устные сообщения |
метапредметные: | | |
М 1 − умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
М 2 − умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; | организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; использование различных ресурсов для достижения поставленных целей | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
М 3 − умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников информации, в ключая электронные; демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; | Подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. |
М 4 − владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | - умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
предметные: | | |
П 1 − сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения кним; | заинтересованность чтении русской и зарубежной литературе, изучение дополнительных источников; | - рефераты и доклады |
П 2 − сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений; | владение навыками различных видов анализа литературных произведений; | устный/письменный опрос -монологическое высказывание рефераты и доклады |
П 3 − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; | создание диалогических и монологических высказываний в соответствии с речевой ситуацией | -монологическое высказывание -диалогическое высказывание |
П 4 − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; | - анализирует текст, выбирая необходимую информацию | устный/письменный опрос -диалогическое высказывание рефераты и доклады |
П 5 − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; | владеет навыками составления вторичных жанров | - рефераты и доклады |
П 6 − знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко- культурного и нравственно- ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; | умение анализировать художественные тексты, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры | устный/письменный опрос -монологическое высказывание -диалогическое высказывание рефераты и доклады |
П 7 − сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа Художественного произведения; | умение учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного | - устный/письменный опрос -монологическое высказывание -диалогическое высказывание |
| произведения; | - рефераты и доклады |
П 8 − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | умение выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | устный/письменный опрос -монологическое высказывание -диалогическое высказывание рефераты и доклады |
П 9 − владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; | умение анализировать художественные произведения с учетом их жанрово-родовой специфики, осознание художественной картины жизни; | устный/письменный опрос -монологическое высказывание -диалогическое высказывание рефераты и доклады |
П 10 − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. | иметь понятие о системе стилей языка художественной литературы и определять их в художественном тексте | - устный/письменный опрос |