Рабочая программа по ОУД.02 Литература (СПО)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ | ||||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования МИРЭА - «Российский технологический университет» РТУ МИРЭА |
Колледж приборостроения и информационных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебная дисциплина ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА
специальность 09.02 06. Сетевое и системное администрирование
Москва
2020
Одобрена Предметно-цикловой комиссией Общеобразовательных дисциплин Протокол № _______________ От «31_» _08__ 2020 г. Председатель предметно-цикловой комиссии _________ _Автономова Е.Е. ф подпись ФИО | Разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего общего образования 2012 г. и примерной программой учебной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015 Директор колледжа ________________/ Книга О.В./ Подпись Ф.И.О. |
Составитель:
Ванькина Валентина Басанговна, преподаватель высшей квалификационной категории Колледжа приборостроения и информационных технологий.
Рецензент:
___________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ стр.
.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4-6 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7-15 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17-18 |
1. Паспорт рабочей программы ОУД.02 Литература
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОУД.02. Литература входит в обязательную часть цикла общеобразовательной подготовки. Реализация содержания данной учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса на ступени освоения цикла общеобразовательных дисциплин и дисциплин цикла ОГСЭ – ОУД.01. Русский язык, ОУД.05 История, ОУД.13 Родной язык, ОГСЭ.02 История, ОГСЭ.05 Психология общения. Рабочая программа учебной дисциплины Литература обеспечивает метапредметную связь со всеми учебными дисциплинами и междисциплинарными курсами.
В то же время общеобразовательная учебная дисциплина ОУД.02. Литература обладает самостоятельностью и цельностью.
Содержание программы ОУД.02. Литература направлено на:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико - литературных понятий;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого, написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | умения | знания |
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 5. ОК 6. ОК 7. | - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр произведения; - сопоставлять литературные произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности - Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), - понимать тексты на базовые профессиональные темы - участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы - строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности - кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые) - писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. | - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия. -обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях - Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. - Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. - Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. - Методы работы в профессиональной и смежных сферах. - Структура плана для решения задач. - Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности - Содержание актуальной нормативно-правовой документации - Современная научная и профессиональная терминология - Возможные траектории профессионального развития и самообразования - Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности - Приемы структурирования информации - Формат оформления результатов поиска информации - Основы проектной деятельности - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы - основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) - лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения - правила чтения текстов профессиональной направленности - Сущность гражданско-патриотической позиции - Общечеловеческие ценности - Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности |
СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 117 |
Самостоятельная работа | |
Консультации | 4 |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 121 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 86 |
практические занятия | 28 |
Промежуточная аттестация 1 семестр контрольная работа 2 семестр дифференцированный зачёт | 1 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.02 Литература | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) | Объем часов | Осваиваемые компетенции |
I cеместр | 51 | ||
Введение. | 2 | ||
Содержание учебного материала: Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы | 2 | ОК 1,2,5,7 | |
Раздел 1.Русская литература XIX века | 10 | ||
Содержание учебного материала: Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Поэма «Медный всадник». М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Поэтический мир Лермонтова. Поэма «Демон». Н.В. Гоголь. Личность писателя, жизненный и творческий путь. Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе. | 8 | ОК 2, 3,5, 6 | |
Практическое занятие № 1 Русская литература XIX века | 2 | ОК 5, 7 | |
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | 39 | ||
Содержание учебного материала: Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь. А.Н.Островского Драма «Бесприданница». | 4 | ОК 1, 2, 5, 8 | |
Практическое занятие №2 А.Н. Островский. Социально – психологическая драма «Бесприданница» | 2 | ОК 5, 7 | |
Содержание учебного материала: И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева Тема любви в творчестве И.С.Тургенева. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа. | 4 | ОК 2, 4, 5, 8 | |
Содержание учебного материала: Н.С. Лесков. Сведения из биографии Художественный мир писателя. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина. Ф.М. Достоевский. Сведения из жизни писателя. Мировоззрение Достоевского. Ранние произведения Ф.М. Достоевского. Ф.М. . Достоевский. Роман «Преступление и наказание Анализ романа «Преступление и наказание». | 8 | ||
ОК 1, 3, 8 | |||
Практическое занятие №3 Евгений Базарова – центральный герой романа «Отцы и дети» | 2 | ОК 5, 6, 7 | |
Содержание учебного материала: Л.Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография Своеобразие художественного мира Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Герои романа. А.П. Чехов. Сведения из биографии Новаторство Чехова. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». | 10 | ||
ОК 2, 3, | |||
Практическое занятие №4 Жанровое своеобразие комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» | 2 | ОК 1,2, 5, 7 | |
Содержание учебного материала: Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев. Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева. А. А. Фет. Жизненный и творческий путь А.А.Фета. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета. | 4 | ОК 2, 3, 5, 6 | |
Практическое занятие №5 Сравнительный анализ стихотворений Ф. И. Тютчева и А.А. Фета. | 2 | ОК 1,2,5,7 | |
Контрольная работа | Содержание учебного материала: Контроль и учет знаний. | 1 | |
2 семестр | 66 | ||
Раздел 3. Особенности развития литературы 1920 – 40 – х годов | 52 | ||
Содержание учебного материала: Н. А. Некрасов. Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова. Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А.Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика | 4 | ||
ОК 1,2,5,7,8 | |||
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. И.А. Бунин. Сведения из биографии Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Рассказ «Антоновские яблоки» А. И. Куприн. Сведения из биографии Повесть «Гранатовый браслет». | 6 | ||
ОК 1,2,4,6,7,8 | |||
Практическое занятие №6 «Тема любви в творчестве И.А.Бунина и А.И.Куприна: общее и различное». | 2 | ОК 2,5,8 | |
Содержание учебного материала: Серебряный век русской поэзии. Истоки русского символизма. В. Я. Брюсов. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. И. Северянин. Истоки акмеизма. Н. С.Гумилев. Сведения из биографии. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. | 4 | ||
ОК 1, 5, 6, 7,8 | |||
Практическое занятие №7 Николай Гумилёв. Творческий путь. | 2 | ОК 2,5,7 | |
М. Горький. Сведения из биографии.. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. А. А. Блок. Сведения из биографии. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. | 8 | ||
ОК 1,2,5,6,8 | |||
Практическое занятие №8 Серебряный век русской поэзии. | 2 | ОК 1,2,5,6 | |
Содержание учебного материала: Особенности развития литературы 1920-х годов. Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. В. В. Маяковский. Традиции и новаторство в литературе. Поэма «Во весь голос». С. А. Есенин. Сведения из биографии Художественное своеобразие творчества Есенина. Тема родины в творчестве С. Есенина | 8 | ||
ОК 1, 2, 3,5 | |||
Практическое занятие № 9 С. А. Есенин. Основные мотивы лирики. | 2 | ОК 1,2,5,8 | |
Содержание учебного материала: Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов. Становление новой культуры в 1930-е годы. Развитие драматургии в 1930-е годы. М. И. Цветаева. Сведения из биографии. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. О. Э. Мандельштам. Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама. | 6 | ||
ОК 1,3,5,7,8 | |||
Практическое занятие №10 Художественные особенности лирики М. Цветаевой и О. Мандельштама | 2 | ОК 2,3,5,6,8 | |
Содержание учебного материала: М. А. Булгаков. Краткий обзор жизни и творчества. Роман «Белая гвардия». М. А. Шолохов Жизненный и творческий путь Роман-эпопея «Тихий Дон». | 4 | ||
ОК 1,2,5,4,8 | |||
Практическое занятие №11 Роман «Тихий Дон». Образ Григория Мелехова. | 2 | ОК 1,2,5,8 | |
Раздел 4. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | 14 | ||
Содержание учебного материала: Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. А. А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Поэма «Реквием». Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Сведения из биографии А.Т. Твардовского Поэма «По праву памяти». | 4 | ||
ОК 1,2,3,4,5,8 | |||
Практическое занятие №12 Тема войны в прозе и поэзии. | 2 | ОК 2, 5, 7,8 | |
Содержание учебного материала: Особенности развития литературы 1950—1980-х годов. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. | 2 | ОК 1,2,5,6,8 | |
Практическое занятие №13 Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Основные направления развития современной литературы | 2 | ОК 2,5,8 | |
Практическое занятие №14 Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) | 2 | ОК 1,2,3,5,7,8 | |
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего | 117 | ||
Консультации | 4 |
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс дисциплины;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык 10-11»; «Литература 10-11»
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки занятий и мероприятий.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран.
3.2. Информационно-коммуникативное обеспечение обученияОсновные источники:
1. Курдюмова Т.Ф. Русский язык и литература: Литература. Базовый уровень 11 кл. : в 2 ч. Ч. 1. Учебник – М., 6 Дрофа, 2017
2. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студенческих учреждений СПО: в 2 частях. Москва, Академия, 2017
Дополнительные источники:
3.. Роговер Е.С. Русская литература ХIХ века часть 1 : Учебное пособие.- СПб, Москва: Сага: Форум.2016
4. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века часть 2 : Учебное пособие.- СПб, Москва: Сага: Форум.2016
Интернет- ресурсы:
5.http://img23.imageshack.us/img/8158/zzzzr.jpg
6.http://shkolazhizni.ru/img/content/i74/74080_or.jpg
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
- освоение знаний о современном состоянии развития литературы как науки; - знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры; - овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы; - развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации; - воспитание убеждённости в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни; - применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды. | По уровню усвоения: ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) - удовлетворительно; репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) - хорошо; продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач - отлично. | - устный опрос - творческая работа, сочинение-миниатюра - составление библиографических карточек - контрольные тесты - Практическое занятие - работа с электронными каталогами - внеаудиторная самостоятельная работа - анализ стихотворений, работа с книгой - защита рефератов - работа со словарями, энциклопедиями, справочниками - подготовка рефератов, презентаций - Итоговый контроль в форме зачёта. Методы контроля направлены на проверку умения обучающихся: отбирать и оценивать факты, явления из литературных произведений; выполнять задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; осуществлять коррекцию (исправление) ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; работать в группе; проектировать собственную позицию через проектирование литературных произведений. Методы оценки результатов обучения: формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля и оценки за семестровый зачет. |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Для студентов
Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень).
11 класс. — М., 2014.
Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И.Н. Сухих. — М., 2014.
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Лите-
ратура (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.Н.Сухих.– М., 2014.
Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).
10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).
11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс /под ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М., 2014.
Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература
(базовый и углубленный уровни). 10—11 класс / под ред. Б.А.Ланина — М., 2014.
Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс:
в 2 ч. — М., 2014.
Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Ли-
тература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В.П.Журавлева. — М., 2014.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреж-
дений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2015.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. практикум: учеб.
пособие / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2014.
Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И.Н.Сухих. — М., 2014.
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И.Н.Сухих. — М., 2014.
Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. — М., 2010.
Карнаух Н.Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы /авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. — М., 2011.
Карнаух Н.Л., Кац Э.Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. — М., 2012.
Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие /под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2014.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. — М., 2009.
Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014.
Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров, 2011.
Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011.
Черняк М. А. Современная русская литература. — М., 2010.