12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Поцепкина Наталья Григорьевна18
0

В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Программа учебного предмета В.02.УП.02. «Оркестровый класс» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» Срок обучения 5(6) лет

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа»

Арсеньевского городского округа

(МБУДО ДШИ АГО)








В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Программа учебного предмета

В.02.УП.02. «Оркестровый класс»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства

«Народные инструменты»

Срок обучения 5(6) лет
















Арсеньев

2017


РАССМОТРЕНО

Методическим советом

образовательного учреждения

«26» августа 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

__________ Н. Г. Поцепкина

(подпись)

«26» августа 2017 г.











Разработчики:

Поцепкина Наталья Григорьевна - преподаватель высшей квалификационной категории МБУДО ДШИ АГО



Рецензент – ​​​​​​​



Структура программы учебного предмета

Пояснительная записка



Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

Срок реализации учебного предмета;

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

Цель и задачи учебного предмета;

Обоснование структуры программы учебного предмета;

Методы обучения;

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Содержание учебного предмета


Сведения о затратах учебного времени;

Годовые требования по классам;

Требования к уровню подготовки обучающихся


Формы и методы контроля, система оценок



Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

Критерии оценки;

Контрольные требования на разных этапах обучения

Методическое обеспечение учебного процесса


Методические рекомендации педагогическим работникам;

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


Учебная литература;

Нотная литература для переложений;

Ансамбли для смешанного состава;

Методическая литература;

Учебная литература для балалаечников.



I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Оркестровый класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: оркестру, ансамблю.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Оркестры русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике.

Успешный опыт оркестра должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.

Срок реализации учебного предмета «Оркестровый класс»

Реализации данной программы осуществляется со 2 по 5 классы, 6 класс.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Оркестровый класс»:

Срок обучения - 5 (6) лет


Класс

2-5 классы

6 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

455.5

115.5

Количество часов на аудиторные занятия

396

99

Количество часов на внеаудиторные занятия

148.5

16,5

Консультации

36

12





Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от 11 человек). Продолжительность урока – 40 минут.

Цель и задачи учебного предмета

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области оркестрового исполнительства.

Задачи:

стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в оркестре;

формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для оркестрового музицирования;

расширение кругозора учащегося путем ознакомления с оркестровым репертуаром;

решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в оркестре), артистизма и музыкальности;

обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в оркестре;

приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере оркестрового музицирования;

формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса солиста оркестра.

Учебный предмет «Оркестровый класс» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".

Предмет «Оркестровый класс» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Оркестр может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

Занятия в оркестре - накопление опыта коллективного музицирования. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по степени трудности;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Оркестровый класс» зависит от:

возраста учащихся;

их индивидуальных способностей;

от количества участников оркестра;

от составленного плана занятий.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (рассказ, объяснение);

метод показа;

частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы такие как:

- тематические собрания;

- посещение и обсуждение концертов;

- прослушивание фонозаписей;

- посещение экскурсий, фотовыставок;

- встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, композиторами.

Предложенные методы работы с оркестром народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях оркестрового исполнительства на русских народных инструментах.

8. Описание материально - технических условий реализации учебного предмета «Оркестровый класс»

Материально - техническая база образовательного учреждения соответствует

санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.


Содержание учебного предмета


На занятиях в классе оркестра учащиеся должны научиться:

применять в ансамблевой и оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретенные в специальных классах;

слышать и понимать музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т.д., исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами;

исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера;

понимать дирижерские жесты;

уметь читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней.

В конце каждого полугодия учащимся выставляются оценки. Основным критерием оценки являются степень приобретения необходимых навыков оркестровой и ансамблевой игры на данном этапе, а также старательность учащегося.

Каждое выступление оркестра (отчетный концерт школы, конкурс и т. п.) является одновременно зачетом как для всего оркестра, так и для каждого оркестранта.

Программа отчетных концертов составляются руководителем оркестрового класса в зависимости от возможностей и продвинутости коллектива и утверждаются на совещании отдела.

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Оркестр», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

- Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс - 3 часа в неделю, в 6 классе - 3 часа в неделю.

- Самостоятельные занятия: с 1 по 6 класс - 1 час в неделю.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

выполнение домашнего задания;

подготовка к концертным выступлениям;

посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Требования по годам обучения

Второй класс (3 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 3-4 пьесы:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 2 пьесы по нотам,

Начало марта - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Май - зачет - 2 пьесы по нотам.

Обработки народных песен и танцев

Обр. Фомина Н., инстр. Поцепкиной Н.

р.н.п. «Не одна ли во поле дороженька»

р.н.п. «Уж ты поле мое поле».

обр. Тихомирова А., инстр. Полтавцева В.

б.н.п. «Савка и Гришка»

инстр. Лапченко В.

р.н.п. «Во поле береза стояла», «Кукушечка», «Ивушка», «Песня лисички»,

у.н.п. «Гопак», «Ой, за гаем гаем», «Грушица», у.н.п. «Стоит гора высокая»,

укр. нар. танец,

Бурмистров В., инстр. Полтавцева В.

р.н.п. «На зеленом лугу». ш.н.п. «Кукушка».

Произведения русских композиторов

Глинка М., инстр. Поцепкиной Н.

«Ах, ты ночь ли, ноченька».

Чайковский П., инстр. Полтавцева В.

Танец из балета «Лебединое озеро».

Произведения советских композиторов

Обр. Громова И., инстр. Поцепкиной Н.

«Вальсирующий кот».

Павлов А., инстр. Полтавцева В. (инстр.)

«Лошадка».

Козулин Ю., инстр. Полтавцева В.

«Ослик».

Моцарт В., инстр. Поцепкиной Н.

Песенка.

Третий класс (3 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4-5 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 2 пьесы по нотам,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьесы по нотам,

Май - зачет – 2 пьесы по нотам.

Обработки народных песен и танцев

Обр. Подъельского В., инстр. Поцепкиной Н. р.н.п. «Степь да степь кругом», р.н.п. «То не ветер ветку клонит»,

Обр. Фомина Н., инстр. Поцепкиной Н. р.н.п. «Не одна ли во поле дороженька», р.н.п. «Уж ты поле мое поле».

Обр. Рубинштейна А., инстр. Полтавцева В. р.н.т. «Трепак»

инстр. Лапченко В. сюита на украинские темы: «Ой, ходила дивчана бережком

р.н.п. «Ходила младешенька», у.н.п. «Ехав казак за Дунай», у.н.п. «Грушица».

Бурмистров В., инстр. Полтавцева В. р.н.п. «Метелица».

Произведения русских композиторов

Гречанинов А., иснтр. Поцепкиной Н. «В разлуке».

Гречанинов А., инстр. Поцепкиной Н. Вальс, Мазурка.

Калинников В., инстр. Поцепкиной Н. Вальс.

Лядов А. Шуточная

Произведения советских композиторов

Чайкин Н. Танец.

Обр. Громова И., инстр. Поцепкиной Н «Вальсирующий кот».

Иснтр. Полтавцева В. «Собачий вальс».

Дербенко Е., инстр. Полтавцева В. Юморески: «Матрешки», «Пингвины» (танец).

Камалдинов Г. Музыкальный момент.

Произведения зарубежных композиторов

Корелли А., инстр. Поцепкиной Н. Сарабанда.

Страделла А. Аллегро

Дербенко Е. «Веселая игра» из «Детского альбома»

Обр. Шалова А. русская народная песня «Ой, да ты, калинушка».



Четвертый класс (3 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4-5 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 2 пьесы по нотам,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля - зачет - 2 пьесы по нотам

Обработка народных песен и танцев

Инстр. Дербенко Е., переложение Поцепкиной Н. Лирическая миниатюра. Суматоха (кадриль).

Обр. Обликина И., инстр. Поцепкиной Н. р.н.п. «Выйду ль я на реченьку»

обр. Городовской В. р.н.п. «За окном черемуха колышется».

Обр. Обликина И., инстр. Поцепкина Н. р.н.п. «Подай балалайку»

обр. Троицкого А. Вар-ции на тему р.н.п. «А кто у нас лебедин».

Обр. Куликова П. р.н.п. «Ах, улица».

Обр. Обликина И. инстр. Поцепкиной Н.р.н.п. «То не ветер ветку клонит».

Обр. Левкодимов Г. р.н.п. «Как из улицы вконец»

Обр. Иванов А., инстр. Полтавцева В. р.н.п. «Желтый лист».

Инстр. Полтавцева В. ф.н.п. «Танец утят».

Инстр. Полтавцев В. Русская народная песня «Калинка».

Обр. Дербенко Е. Русская песня.

Произведения русских композиторов

Мусоргский М., инстр. Поцепкиной Н. Скерцо.

Андреев В.Вальсы: «Бабочка», «Искорки», «Метеор», «Вальс-каприз».

Глинка М. Вальс-фантазия, «Славься», заключительный хор из оперы «Иван Сусанин».

Чайковский П. Вальс из «Детского альбома».

Произведения советских композиторов

Дербеннко Е. «Веселый оркестр».

Маслов А. «Солдаты маршируют».

Пономаренко П.«Ивушка».

Новиков А., инстр. Полтавцева В. «Смуглянка».

Бурмистров А., инстр. Полтавцева В. Концерт для фортепиано с оркестром.

Двилянский М., инстр. Полтавцева В. «Развеселые матрешки».

Дунаевский И., инстр. Полтавцева В. «Дуэт Фомы и Филиппа» Отрывок из оперетты «Вольный ветер».

Петров, инстр. Полтавцева В. Юмореска.

Тихонов, иснтр. Полтавцева В «Фейерверк» (вальс).

Цветков И. Интермеццо.

Блантер М., инстр. Полтавцева В. «Катюша».

Бельдинский Б., инстр. Квашук В. «Кубинский танец».

Львов-Компанеец Ноктюрн

Хромушин О. Часы

Корнев В. Кедровый орешек.

Ребиков В. Вальс из сказки «Елка».

Гаврилин В. Марш.

Михайлов А. Танец зверят.

Капырин Д. Веселая песенка.

Тамарин И. Старинная прялка

Произведения зарубежных композиторов

Дворжак А. Юмореска.

Биберган В. Ария.

Феррашт А. Молдавский чардаш.

Ролан М.- Мориа П. Токката.

Градески А., инстр. Полтавцева В. «Мороженное»,

Пятый класс (3 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4-5 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 2 пьесы по нотам,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля - зачет - 2 пьесы по нотам.


Обработки народных песен и танцев

Обр. Куликова П. р.н.п. «Ах, улица».

Обр. Дербенко Е. р.н.п. «Ой, ты, степь широкая»

Обр. Городовской В., р.н.п. «У зори то, у зореньки».

Инстр. Полтавцева В. Сибирский лирический танец.

Инстр. Бутенко Д. Концертные вариации на тему р.н.п. «возле речки, возле моста».

Произведения русских композиторов

Андреев В., обр. Куликова П. Фантазия на темы вальсов Андреева.

Андреев В. «Фавн» (вальс).

Андреев В. р.н.п. «Светит месяц».

Мусоргский М. Богатырские ворота из цикла «Картинки с выставки».

Произведения советских композиторов

Дербенко Е. Праздничный вальс.

Дербенко Е. Веселый наигрыш.

Дербенко Е. Веселые синкопы.

Дербенко Е. Русская миниатюра.

Дербенко Е. Русское интермеццо.

Темнов В. Цветы полевые.

Капустяк В. «Казачья».

Инстр. Басенко П Импровизация на тему «Бабушка, научи меня танцевать».

Тамарин И., инстр. Басенко П. Старинный гобелен».

Тамарин И. Вспомним, братцы, россов славу».

Дунаевский И., инстр. Полтавцева В. Отрывок из оперы «Вольный ветер».

Дунаевский И., инстр. Полтавцева В. Песня Кости из кинофильма «Веселые ребята».

Обликин И., инстр. Полтавцева В. «Славны были наши деды».

Блантер М., инстр. Полтавцева В. «В лесу прифронтовом».

Купревич В. Тульский самовар.

Будашкин Н. Думка.

Шостакович Д. Вальс-шутка.

Шостакович Д. Контрданс из музыки к кинофильму «Овод».

Шостакович Д. Полька.

Шостакович Д. Романс из музыки к кинофильму «Овод».

Прибылов А. «Воспоминание о старинном романсе»

Куревлев Е., инстр. Полтавцева В. Русский танец.

Петров А., инстр. Полтавцева В. Юмореска.

Дога Е. «Вальс» из к/ма «Мой ласковый и нежный зверь».

Власов В., инстр. Полтавцев В. «Буги-Вуги».

Произведения зарубежных композиторов

Чаплин Ч. «Весна» музыка из кинофильма «Король в Нью-Йорке».

Бабаджанян А., инстр. Поцепкина Н. Элегия.

Верачини Ф. Лярго.

Пьяццолла А., инстр. Бортниковой Т. Либертанго.

Дворжак А. Мелодия.

Шестой класс (3 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4-5 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 2 пьесы по нотам,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Начало апреля - зачет - 2 пьесы по нотам

Обработки народных песен и танцев

Обр. Городовской В. р.н.п. «У зори то, у зореньки».

Инстр. Полтавцева В. Сибирский лирический танец.

Инстр. Бутенко Д. Концертные вариации на тему р.н.п. «возле речки, возле моста».

Обр. Городовской В. р.н.п. «Калинка».

Обр. Куликова П. Фантазия на тему р.н.п. «Липа вековая».

Русская народная песня «Что ты жадно глядишь на дорогу»

Произведения русских композиторов

Андреев В., обр. Куликова П. Фантазия на темы вальсов Андреева.

Андреев В. «Фавн» (вальс).

Андреев В. р.н.п. «Светит месяц».

Мусоргский М. Богатырские ворота из цикла «Картинки с выставки».

Произведения советских композиторов

Дербенко Е. Веселые синкопы.

Дербенко Е. Русская миниатюра.

Дербенко Е. Русское интермеццо.

Дербенко Е. Карнавал.

Куликов В. «Черная жемчужина».

Бажилин Р. «Карамельный аукцион».

Тамарин И., инстр. Полтавцев В. Кубинский танец.

Капустяк В. «Казачья».

Тамарин И. Вспомним, братцы, россов славу».

Дунаевский И., инстр. Полтавцева В. Отрывок из оперы «Вольный ветер».

Дунаевский И., инстр. Полтавцева В Песня Кости из кинофильма «Веселые ребята».

Обликин И., инстр. Полтавцева В. «Славны были наши деды».

Хренников Т., инстр. Полтавцева В. «Московские окна».

Мордухович А., орк. ред. Лавришина В. Парафраз на тему песни «Синий платочек».

Блантер М., инстр. Полтавцева В. «В лесу прифронтовом».

Кузнецов И., инстр. Полтавцева В. «Если б гармошка умела».

Купревич В. Тульский самовар.

Будашкин Н. Думка.

Широков А. Валенки

Шостакович Д. Вальс-шутка.

Шостакович Д. Контрданс из музыки к кинофильму «Овод».

Шостакович Д. Полька.

Шостакович Д. Романс из музыки к кинофильму «Овод».

Обр. Городовской В. Фантазия на тему песни «Не слышно шума городского».

Прибылов А. «Воспоминание о старинном романсе»

Петров А., инстр. Булыга К. Увертюра к кинофильму «Укрощение огня».

Дога Е. «Вальс» из к/ма «Мой ласковый и нежный зверь».

Власов В., инстр. Полтавцев В. «Буги-Вуги».

Произведения зарубежных композиторов

Чаплин Ч. «Весна» музыка из кинофильма «Король в Нью-Йорке».

Бабаджанян А., инстр. Поцепкина Н. Элегия.

Верачини Ф. Лярго.

Пьяццолла А., инстр. Бортниковой Т. Либертанго.

Кальдерон Ф., инстр. Зиновьев В. «Кровавая свадьба» из сюиты «Огонь-Крик-Луна».

Дворжак А. Мелодия.

Произведения для голоса в сопровождении оркестра русских народных инструментов.

Пахмутова А., инстр. Поцепкиной Н. «Отчего гармонь поет».

Строк О., инстр. Поцепкиной Н. «О, эти черные глаза».

инстр. Поцепкиной Н. «Волга-реченька»

Куликов П. «Утушка луговая».

Темнов А. Кадриль.

Баснер В. инстр. Полтавцева В. «На безымянной высоте».

Журбин А., инстр. Полтавцева В. «Тучи в голубом».

Фрадкин М., инстр. Полтавцева В. «Случайный вальс».

Обр. Заволокиных А.и Г., инстр. Полтавцев В. «Посреди двора широкого».

Инстр. Полтавцева В. р.н.п. «Здравица»,

Инстр. Полтавцева В. р.н.п. «Земляничка-ягодка»,

Инстр. Полтавцева В. р.н.п. Молода я, молода»,

Инстр. Полтавцева В. р.н.п. «Как у бабушки

Инстр. Полтавцева В. р.н.п. «Варенька»,

Инстр. Полтавцева В. р.н.п. «Ты Егор»

Инстр. Полтавцева В. казачья «Снежочки»,

Инстр. Полтавцева В. «Страдания»,

Инстр. Полтавцева В. Поппури на темы народных песен.

Широков А., инстр. Полтавцева В. «Валенки».

Инстр. Полтавцева В. «Солдатушки, браво ребятушки».

Иванов А., инстр. Полтавцева В. «Посею лебеду на берегу»

Гурилев, инстр. Полтавцева В. «Сарафанчик».

Гурулев, инстр. Полтавцева В. «Хризантэмы».

Инстр. Полтавцева В. «Как у бабушки козел»


III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области оркестрового исполнительства:

.

развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

реализацию в оркестре индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе;

развитие навыка чтения нот с листа;

развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

знание репертуара для оркестра;

наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.


IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

текущий контроль успеваемости учащихся

промежуточная аттестация

итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

качество выполнения предложенных заданий;

инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты.

Каждая форма проверки может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в концертах, конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Оркестр».

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по десятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания исполнения



5 +

«отлично плюс»

Трудность произведений выше уровня класса. Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры. Артистичность, сценическая выдержка.



5

«отлично»

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры. Трудность произведений соответствует классу.


5 –

«отлично минус»

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры. Допускается менее подвижные темпы.


4 +

«хорошо плюс»

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.



4

«хорошо»

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер. Допустимы более умеренные темпы. Оценку «хорошо» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно.




4

«хорошо минус»

Произведения наиболее доступные по содержанию, фактуре, техническим задачам. Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер. Оценку «хорошо минус» может получить хороший ученик, выступивший менее удачно.

3 + «удовлетворительно плюс»

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения.




3

«удовлетворительно»

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.




3 –

«удовлетворительно минус»

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Погрешности в качестве исполнения, неровная, замедленная техника, зажатость в аппарате отсутствие пластики, некачественное легато. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.


2

«неудовлетворительно»

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.

Зачет

(без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.



V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Оркестр» составляет 1 час в неделю. Работая над произведениями в младших классах (обучающиеся 2-3 классов пятилетней программы) преподаватель должен:

- добиваться синхронности при взятии звука;

- равновесия звучания;

- вырабатывать умение передать мелодическую линию от партии к партии;

- воспитывать ощущение общего ритмического пульса.

На начальном этапе рекомендуется умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в оркестре.

Преподаватель должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

На всем протяжении занятий в классах ансамбля и оркестра педагог должен фиксировать внимание учащихся на необходимости правильной, свободной посадки за инструментом, правильного положения рук и всего корпуса, соблюдения единого метра, правильных позиций, приемов игры, штрихов.

Преподаватель не должен забывать, что развитие вкуса, художественного воображения, исполнительского мастерства невозможно без конкретных музыкально-технических приемов (развития техники исполнения штрихов, формирования правильных приемов звукоизвлечения, освоения движений, обусловленных художественными и техническими задачами). Воспитание культуры игровых движений учащегося неразрывно связано с выработкой мышечной свободы. Ученики, не сумевшие на начальном этапе обучения овладеть правильными профессиональными навыками, в дальнейшем с трудом могут ликвидировать этот недостаток. Следует отметить, что работа с отдельными участниками ансамбля и отдельными оркестровыми группами также является одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения обучающимися приемов и навыков игры.

В процессе занятий в классе оркестра необходимо постоянно пополнять слушательский багаж учащихся в целях расширения их музыкального кругозора.

С первых лет обучения необходимо, использовать разнообразные технические средства:

- грамзапись,

- фонозапись,

- телевидение,

- кино и т.д.

В активизации музыкального воспитания решающая роль принадлежит развитию внутреннего слуха учащихся. Без формирования данного навыка невозможно совершенствовать обучение чтению нот с листа, которое так важно для занятий в классе ансамбля и оркестра. Преподаватель, фиксируя внимание ученика на важнейших сторонах нотного текста (лад, тональность, размер, ритм, ключевые знаки, исполнительские ремарки, нюансы динамики) должен учить осмысленно прочитывать нотную запись. Чтение с листа расширяет аппликатурные навыки, развивает находчивость. В процессе занятий коллективными формами музицирования преподаватель может широко использовать такую активную форму, как ознакомление с музыкальным произведением. При ознакомлении, помогая ученику осознать содержание пьесы преподаватель ограничивается общими указаниями (рассказывает о композиторе, подчеркивает стилистические, фактурные особенности, характеризует жанровые закономерности произведения). Произведения для чтения с листа должны быть с запоминающейся мелодией, с небольшим количеством знаков альтерации, несложными ритмически. Постепенно надо прививать навык разбирать текст в тональностях с большим количеством знаков альтерации. Легче осуществляется разбор произведения, в котором есть повторность, удобна фактура, естественны аппликатура и штрихи.

Вопрос репертуара оркестра в детской музыкальной школе, пожалуй, является наиболее сложным. Нередко работа с оркестром останавливается из-за того, что оркестру нечего играть, так как многие произведения бывают слишком сложны для исполнения особенно на начальном этапе обучения. Для руководителя, умеющего грамотно оркестровать, вопрос разрешим.

Большинство пьес вошедшие в программу оркестрового класса инструментованы преподавателями высшей квалификационной категории школы, работающих с оркестром русских народных инструментов Полтавцевым В.С. и Поцепкиной Н.Г. Все произведения изучались в классе оркестра, в концертном исполнении звучат ярко и убедительно.

Репертуарный план работы в классе оркестра предусматривает знакомство с произведениями различными по жанрам, стилю, педагогической направленности (произведения народного творчества, русской классики, советской, а также лучших образцов современной и классической зарубежной музыки). Преподавателю необходимо руководствоваться принципом постепенности в обучении. Подбор интересного нотного материала, соответствующего степени продвинутости оркестра, является одним из важнейших факторов его успешной работы. Учитывая наличие в оркестре учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого участника коллектива. Завышение репертуара ведет к загрузке учащихся утомительной и неинтересной работой.

Планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор учебного материала – важные факторы, способствующие правильной организации учебного процесса. План должен выстраиваться дифференцированно, в зависимости, от исполнительских, индивидуальных особенностей учащихся, в тесной связи с целями и задачами обучения на конкретном его этапе.

Также важно продумывать и планировать репетиционный период. Отличное знание партитуры изучаемого произведения обязательно для каждого руководителя. Необходима и домашняя работа по выработке ясного и четкого дирижерского жеста, умения быстро и точно настроить оркестр (ансамбль) на репетициях или выступлениях. Каждая репетиция заблаговременно обеспечивается нужным количеством инструментов, четко переписанными партиями, пультами, хорошо подобранными медиаторами, струнами и т.д. – за все это целиком отвечает руководитель коллектива.

Отношение администрации в работе школьного оркестра имеет большое значение. Руководитель оркестра должен иметь в этом отношении определенную и систематическую помощь:

- учет посещаемости;

- наличие помещения, нот, инструментов;

- организация концертов и т. д.

Даже сам факт появления директора на занятиях оркестра стимулирует работу учащихся. Контроль преподавателя по специальности за посещаемостью учеником оркестра и его успехами в нем, а также помощь ему в работе над оркестровыми партиями способствует повышению уровня работы в целом, а главное помогает ученику осознать ее важность и нужность. Поэтому во многом от того, как преподаватель по специальности относятся к оркестровым занятиям, зависит и общая результативность работы школьного оркестра.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.


VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

1. Учебная литература

Ансамбли струнных народных инструментов различных составов

Ансамбли для русских народных инструментов. Составитель Шалов А. и Ильин А. Л., 1964

Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. М., 1973

Ансамбли русских народных инструментов в музыкальной школе. Составитель Дьяконова И. М., 1995

«Ансамбли русских народных инструментов». И. Обликин. Вып.1. М., 2004

Городовская В. Пьесы для ансамблей малых домр в сопровождении фортепиано. Составитель Тарасова Г. М.,1999

Играют ансамбли русских народных инструментов. Вып. 1. 1980

«Играем вместе» Пьесы для ансамблей народных инструментов. ДМШ. М., 2005

Играет детский русский народный оркестр. Вып.1. Ч.2003

Играет детский русский народный оркестр. Вып.3. Ч.2006

Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. Вып. 13. М.. 1970

Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. М., 1983

Из репертуара квартета русских народных инструментов. « Сказка». М., 1979

Инструментальные ансамбли для русских народных инструментов. Вып .1. М., 1972

Инструментальные ансамбли. М., 1978

Инструментальные ансамбли. Вып. 2. М., 1973

Инструментальные ансамбли. Составитель Гевиксман В. М.,1973

Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.1. Составитель и редакция Лачинова А. и Розанова В. М., 1966

Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.2. Составитель Розанов В. М., 1966

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.2. Составитель Мурзин В. М., 1960

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.3. Составитель Гнутов В. 1961

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.4. Составитель Сорокин М., 1963

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.5. М.,1964

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.6. М.,1965

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.7. М.,1967

Пьесы для ансамблей смешанного состава. Вып. 6. М., 1965

Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. М.,1963

Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. М.,1985

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. М., 1963

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. Смешанные ансамбли. М., 1966

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 8. М., 1967

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 16. М., 1971

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 19 Смешанные ансамбли. Составитель Розанов В. М., 1972

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 24. Смешанные ансамбли. Составитель Евдокимов В. М., 1974

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26. Составитель

Гаврилов Л. М., 1975

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27. Составитель Розанов В. М., 1975

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель Розанов В. М., 1977

Русский народный ансамбль. М., 1972

Сборник пьес. М., 1932

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.2. М., 1970

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.3. М., 1972

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.4.М., 1973

Смешанные составы ансамблей русских народных инструментов. Вып.5. М., 1974

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.7. Составитель Викторов В., Нестеров В. М., 1976

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.8. М., 1977

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып. 10. М., 1980

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.11. М., 1981

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып. 12. М., 1982

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.19. М., 1972

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.24. М., 1974

Хрестоматия для ансамблей. Вып. 1. Составители Лачинов А., Розанов В. М.,1965

Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. М.,1973

Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 5. М.,1974

Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 6. М.,1975

Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. М., 1983

Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 2. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1966

Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 3. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1968

Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. М.,1977

Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 2. М.,1979

Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.3. М.,1980

Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.4. М., 1981

Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1984

Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985

Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Блинов Ю. М., 1960

Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. М., 1963

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1967

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.13. М., 1970

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 19. М., 1971

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 20. М., 1972

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 22. М., 1973

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26. Составитель Гаврилов Л.-М., 1975

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27. Составитель Розанов В. М., 1975

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель Розанов В. М., 1977

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 30. Составитель Гаврилов Л. М., 1978

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 31. Составитель Гаценко А. М., 1978

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.32. Составитель Розанов В. М., 1979

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.33. Составитель Розанов В. М., 1981

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.1. 1969

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.5. 1974

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.8. 1974

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.10. 1980

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.11. 1981

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.12. 1982

2. Методическая литература

Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М., 1986

Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах. Вып.1.С- П., 200

Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987

Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов М., 1984

Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1999

Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель ГоворушкоП.М., 1975

Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера. Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В. М., 1986

Поздняков А. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов. Методические указания для студентов - заочников отделений народных музыкальных инструментов высших учебных заведений и училищ. М.,1964

Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М. 1984

Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М., 1985

Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах М., 1984

Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное пособие. М., 2005


29


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.