Рабочая программа основного общего образования по литературному краеведению для 5 классов (ФГОС)

0
0
Материал опубликован 2 November 2020 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7 г. Каменки











Рабочая программа

основного общего образования

по литературному краеведению

для 5 классов (ФГОС)




Учитель русского языка

и литературы

Грызункова В.В.






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУСОШ №7 г. Каменки по литературному краеведению.

Данная рабочая программа ориентирована на учебник Л.М.Пальмана «Слово о родной земле» для 5-6 классов (Пенза, 2008).


Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Основной структурный принцип предлагаемого курса - сопряженность его с основным курсом. Сопряженность с его содержанием, с пониманием возрастных особенностей и возможностей детей, с уровнем владения теоретико-литературными, искусствоведческими понятиями и т.д.

Что дает такая структура? Реализацию принципа межпредметных связей. И главное, - системность знаний учащихся о литературе, углубление понимания закономерностей ее развития. Эта сопряженность определяет спиральную структуру курса, когда в каждом классе ученики проходят как бы по кругу от древнейших времен до современной литературы, подымаясь с каждым годом на новый "виток спирали" в глубине и зрелости понимания проблем жизни и искусства.

Как и в основном курсе, в предлагаемом возможно возвращение к одним и тем же именам и явлениям, на разных ступенях развития учащихся, особенно к имени Лермонтова, гордости нашего края.

Методика изучения курса наряду с традиционными и нетрадиционными приемами изучения литературы включает и разыскательную деятельность детей, собирательную работу, работу в архивах, музеях, экспедиционные и экскурсионные занятия, творчески задания, встречи с писателями, проведение литературных вечеров, конференций и т.д., т.е. специфические для краеведения приемы работы.

Как и в основном курсе, данная программа дает возможность учителю творчески подходить к ее реализации: ряд тем дается на выбор, некоторые можно перенести из одного класса в другой, если это перенесение не нарушает сопряженности с основным курсом. Безусловно, программа рассчитана на приобщение детей к другим видам искусства, к музейному богатству нашего края.


Цели и задачи курса «Литературное краеведение» в 5 классе

Цель литературного образования - становление духовного мира личности, создание условий для формирования внутренней потребности человека в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Так сформулированы в государственной программе общие задачи литературного образования. Очевидно, что курс литературного краеведения будет способствовать решению этих задач.

Соприкосновение с богатейшей литературой родного края сделает не только более конкретным, глубоким знание основного курса, не только обогатит учеников местным фактическим материалом, но будет формировать патриотическую гордость за свою роди у, давшую миру такое созвездие талантов, формировать чувство ответственности за достойное продолжение традиций высокого уровня культуры края.

Кроме общих задач литературного образования, курс литературного краеведения призван решить и ряд специфических задач:

- приобщить учеников к богатой культуре Пензенского края;

- опираясь на многообразие этнического состава населения края, формировать чувство уважения и родства к представителям различных языков, литератур, верований, культур, способствовать осознанию этнических и культурных корней личности;

- конкретизировать межпредметные связи истории, литературы, архитектуры, изобразительного и прикладного искусств и на этой основе усилить эстетическое воспитание детей;

- обогатить теоретические знания учеников, их умозрительные представления конкретикой быта, персоналий и других особенностей культуры родного края.


Общая характеристика предмета

Литературное краеведение - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Знание истории и культуры своей «малой» Родины является очень важным звеном в образовании, в воспитании истинного гражданина и патриота своей страны.

Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Специфика литературного краеведения как предмета регионального компонента определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературного краеведения как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд Пензенского края. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте; учится любить свою малую родину. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.

Курс литературного краеведения опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях.

Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям.

Освоение литературного краеведения как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.



МЕСТО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МОУ СОШ №7 г.КАМЕНКИ

Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 г. Каменки отводит 34 часа для обязательного изучения литературного краеведения в 5 классе, из расчета 1 учебны1 час в неделю (34 учебных недели).


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Одним из результатов обучения литературному краеведению является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (К ОКОНЧАНИЮ 5 КЛАССА)

В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся научатся:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

- размышлять о характере и поступках героя;

- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка, примета; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; понимать скрытый смысл заголовка, придумывать варианты заглавий, выбирать наиболее подходящее заглавие;

- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов;

- находить ключевые слова в тексте;

- отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения, которые бы подтверждали бы высказанную мысль; отвечать на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением;

- самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;

- формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.


Личностные результаты изучения предмета «Литературное краеведение»

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное краеведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Ученик научится:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке.

Ученик получит возможность научиться:

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ученик научится:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ученик получит возможность научиться:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст.

Ученик получит возможность научиться:

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты изучения предмета «Литературное краеведение»

Ученик научится:

- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

- размышлять о характере и поступках героя;

- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка, примета; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи).

Ученик получит возможность научиться:

- осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; понимать скрытый смысл заголовка, придумывать варианты заглавий, выбирать наиболее подходящее заглавие;

- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов;

- находить ключевые слова в тексте;

- отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения, которые бы подтверждали бы высказанную мысль; отвечать на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением;

- самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;

- формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

«С чего начинается Родина?». Показать значение курса литературного краеведения.

Страницы прошлого.

История родного края с древнейших времен. Познакомить с прошлым русского населения нашего края, поговорить о предках мордвы, татар, чуваш.

Дать ученикам представление о далеких эпохах, подготовить к восприятию фольклора.

Фольклор. Народные сказки. 6 ч

Знакомство с «малыми формами» фольклора родного края. Загадки, пословицы, поговорки. Знакомство с книгой О.П. Мартыненко о фольклоре Пензенской области.

Русские народные сказки. Сказки», записанные А.П. Анисимовой: «Охотник и колдун», «Иван Зеленый».

Народные сказки мордвы, чувашей, татар. 2ч

Знакомство с фольклором народов, живущих в нашем крае.

Сказки «Юрт-ава», «Красавица Варана», «Волга и Вазуза».

Литературные сказки. 4 ч

Понятие «литературная сказка». Монографическое изучение творчества А.П. Анисимовой. Стихи А.П. Анисимовой: «Что за небо голубое», «Комбайн косит и молотит», «Поля раздольные», «Мчатся поезда», «Девушка Май». Сказка А.П. Анисимовой «Птица радость».

И.А. Крылов и Пензенский край. 2 ч

Знакомство с другими жанрами в творчестве И.А. Крылова. Ода «Уединение».

Пребывание Крылова в усадьбе Зубрилово.

Басня «Свинья под дубом»

Н.А. Катков – современный пензенский писатель. 2 ч

Басня «Река и Океан». «Басня про Петю».

М.Ю. Лермонтов и Пензенский край. 5 ч

Лермонтов и Тарханы. Стихотворение «1 января…»

Пензенские источники стихотворения «Бородино».

Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб».

Пензенские писатели детям -6 ч

К. Симонов «Родина»

В. Тушнова «Вот говорят, Россия»

А.Яшин «В несметном нашем богатстве»

М.Смирнова «Пройдись по пензенскому краю»

Ф. Ракушин «В декабре светит солнышко редко»

Б. Милавин «Я в лес вхожу. Какая благодать!»

Пензенские поэты о родном крае. 4 ч

Стихи В.К. Звягинцевой:

«Нет, не заменит ничто», «Калитка»

В.Д. Агапов.

«В Чаадаевке», «В селе Абашеве»

Обобщение пройденного. 1 ч.

Повторение пройденного в 5 классе.


ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора. Литературные роды и жанры.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Учебно-методическое обеспечение программы.

«Слово о родной земле». Учебная хрестоматия для 5 и 6 классов по курсу литературного краеведения. Автор-составитель Л.М. Пальман. Пенза 1996г.

Г.Е. Горланов. Литературное краеведение в школе.

И. Щеблыкин. «Этюды о Лермонтове.

Из истории области. Очерки краеведов.

Г.Е. Горланов. «За страницами учебника».

И.П. Щеблыкин. «М.Ю. Лермонтов. Очерки жизни и литературного творчества».



















Календарно-тематическое планирование по литературному краеведению в 5 классе (ФГОС)

Учебник: «Слово о родной земле». Пенза, 2008.

Автор: Л.М.Пальман.


урока

Наименование разделов и тем

Тип урока

Характеристика видов деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Дата

предметные

метапредметные

личностные

По плану

По факту

Введение – 1ч.








1

«С чего начинается родина?» Стихи пензенских поэтов о Родине


Урок «открытия» нового знания.

Выразительное чтение и об­суждение стихотворений пензенских поэтов о родине и родной природе в форме конкурса-эстафеты (по груп­пам). Рецензирование актёрского чтения. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литера­турном образе малой Родины в творчестве пензенских поэтов. Показать значение курса литературного краеведения. К. Симонов «Родина». Интерпретация лирического стихотворения.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.



Страницы прошлого – 1 ч.








2

История и культура Пензенского края


Урок «открытия» нового знания.

Чтение преданий, беседа по содержанию, пересказ. Знакомство с прошлым русского населения нашего края, участие в коллективном диалоге о предках мордвы, татар, чуваш. 
Представление о далеких эпохах, исторических событиях, связанных с Пензенским краем. Народы, населявшие Пензенский край в древнейшие времена. Пензенский край и Золотая Орда. Основание города-крепости Пензы.

Подготовка к чтению и обсуждению фольклор­ных произведений.

Знать: роль литературного краеведения в духовной жизни России, прошлое русского населения нашего края. Уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



Фольклор. Народные сказки-6 ч.








3

Малые жанры фольклора Пензенского края


Урок «открытия» нового знания.

Актуализация сведений о фольклоре, полученных в начальной школе. Чтение и обсуждение фольклор­ных произведений. Выявление роли фольклора в жизни наших предков. Знакомство с «малыми формами» фольклора родного края. Загадки, пословицы, поговорки. Знакомство с книгой О.П. Мартыненко «О фольклоре Пензенской области». Сообще­ния об исполнителях фольклорных произведений Пензенского края.


Знать: малые фольклорные жанры Пензенского края, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику фольклора.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач.

Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



4

Русские народные сказки Пензенского края.


Урок «открытия» нового знания.

Чтение материала учебника, беседа по содержанию. Русские народные сказки. Сказки, записанные А.П. Анисимовой: «Охотник и колдун», «Иван Зеленый». Общее представление. Выделение жанровых особенностей сказок Пензенской области. Групповая работа с иллюстра­тивным материалом. Чтение материала о жизни и творчестве А.П. Анисимовой.

Знать: жанровые особенности сказки, схему построение сказки,

Уметь: отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды, воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка, примета.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной форме.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Испытывает желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.



5

Сказки, записанные А.П. Анисимовой. «Охотник и колдун».


Урок «открытия» нового знания..

Выразительное чтение (по ролям) и пересказ сказки.

Поиск незнакомых слов и определение их значения. Участие в коллективном диалоге

о роли сказочных элементов и языке сказки. Беседа. Характеристика действующих лиц. Подготовка к выступлению с сообщением о сборниках А.П. Анисимовой.

Знать: жанровые особенности сказки, схему построение сказки,

Уметь: отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды, воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка, примета.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной форме.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.



6

Особенности сказки «Охотник и колдун».


Урок общеметодической направленности.

Выступление с сообщениями о сборниках А.П. Анисимовой "Песни и сказки Поимского района", "Песни и сказки Пензенской области". Анализ сказки «Охотник и колдун». Своеобразие сказки. Тема и основная мысль.

Научиться находить характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) на материале сказки «Охотник и колдун».

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



7

Художественный мир сказки «Иван Зеленый».


Урок общеметодической направленности.

Выразительное чтение (по ролям) и пересказ сказки.

Поиск незнакомых слов и определение их значения. Участие в коллективном диалоге

о роли сказочных элементов и языке сказки. Беседа. Характеристика действующих лиц.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.



8

Художественный мир сказки «Иван Зеленый» (продолжение)


Урок общеметодической направленности.

Выразительное чтение (по ролям) и пересказ сказки.

Поиск незнакомых слов и определение их значения. Участие в коллективном диалоге

о роли сказочных элементов и языке сказки. Беседа. Характеристика действующих лиц.

Научиться находить характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) на материале сказки «Иван Зелёный».

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



Народные сказки мордвы, чувашей, татар- 2 ч.








9

«Юрт-ава».

Урок «открытия» нового знания.

Знакомство с фольклором народов, живущих в нашем крае. Выразительное чтение (по ролям) и пересказ сказки.

Поиск незнакомых слов и определение их значения. Участие в коллективном диалоге

о роли сказочных элементов и языке сказки. Сопоставление русских народных сказок и сказок других народов. Отражение в них нравственности, народных вкусов и пристрастий.


Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



10


«Красавица Варана»

Урок общеметодической направленности.

Знакомство с фольклором народов, живущих в нашем крае. Выразительное чтение (по ролям) и пересказ сказки.

Поиск незнакомых слов и определение их значения. Участие в коллективном диалоге

о роли сказочных элементов и языке сказки. Сопоставление русских народных сказок и сказок других народов. Отражение в них нравственности, народных вкусов и пристрастий.


Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



Литературные сказки – 4ч.








11

1.А.П. Анисимова. «Птица Радость».

Урок общеметодической направленности.

Рассказ о жизни А.П. Анисимовой. Краткие сведения о творческом пути писательницы. Выразительное чтение и пересказ одной из оригинальных сказок писательницы «Птица счастья».

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы



12

2.А.П. Анисимова «Птица Радость»: идея и художественное своеобразие.


Выразительный пересказ сказки «Птица Радость». Устные ответы на вопросы из учебника. Участие в коллективном диалоге

о роли сказочных элементов и языке сказки. Написание сочинения по сказке.

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



13

3.Стихи и припевки А.П.Анисимовой


Выразительное чтение стихов и припевок А.П.Анисимовой.

Поиск незнакомых слов и определение их значения. Участие в коллективном диалоге. Беседа. Выражение личного мнения о творчестве А.П. Анисимовой.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



14

4.«Девушка Май»


Выразительное чтение и пересказ произведения «Девушка Май». Устные ответы на вопросы из учебника. Участие в коллективном диалоге. Составление характеристик действующих лиц. Устное иллюстрирование сюжета.

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



И.А.Крылов и Пензенский край – 2ч.








15

И.А. Крылов. Ода «Уединение»

Урок «открытия» нового знания.

И.А. Крылов в Зубрилове. Сообщение о баснописце и устный рассказ о нём. Поиск сведений об И.А. Крылове, объясняющих связь баснописца с Пензенским краем. Пребывание Крылова в усадьбе Зубрилово.  Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Знакомство с одой «Уединение» (отрывки). Чтение и осуждение статьи учебника.


Уметь: сравнивать и анализировать поэтический текст оды «Уединение», самостоятельно проводить исследования художественного своеобразия оды.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



16

И.А.Крылов «Свинья под Дубом».

Урок общеметодической направленности.

Выразительное чтение басни (в том числе по ролям и наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Комментирование историче­ского содержания басни. Пензенские истоки басни «Свинья под дубом». Устные или письменные от­веты на вопросы (в том числе с использованием ци­тирования). Участие в коллективном диалоге. Состав­ление характеристик героев басни. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения басни.


Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.



Н.И.Катков – современный пензенский писатель – 2ч.








17

Н.И.Катков. «Река и океан»

Урок «открытия» нового знания.

Рассказ о жизни и творческом пути Н.И. Каткова. Н.И. Катков и пензенский край. Вклад Н.И. Каткова в литературу Пензенской области. Творческий портрет писателя. Выразительное чтение басни «Река и океан». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление иллюстраций к басне Н.И. Каткова «Река и океан».


Уметь: сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследования художественного своеобразия басен.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



18

Н.И.Катков. «Басня про Петю»

Урок общеметодической направленности.

Выразительное чтение басни «Басня про Петю» (в том числе по ролям и наизусть) и рецензирование выразительного чтения одноклассников. Чтение и обсуждение статьи учебника. Уст­ные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Объекты сатиры в баснях Н.М. Каткова. Практическая работа. Составление характеристики героя басен.



Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



М.Ю.Лермонтов и Пензенский край – 5 ч.








19

М.Ю.Лермонтов и Пензенский край

Урок «открытия» нового знания.

Рассказ о М.Ю.Лермонтове. М.Ю.Лермонтов и Пензенский край, «Тарханы». Выразительное чтение и анализ стихотворения «1 января…». Восприятие стихотворения. Поиск незна­комых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Презентация и зашита собственных иллюстраций к стихотворению «1 января».

Уметь: сравнивать и анализировать поэтический текст стихотворения «1 января» самостоятельно проводить исследования художественного своеобразиястихотворения.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



20

Заочная экскурсия в музей М.Ю.Лермонтова «Тарханы».

Урок «открытия» нового знания.

Рассказ о М.Ю. Лермонтове. М.Ю.Лермонтов и Пензенский край, «Тарханы». Виртуальная экскурсия в музей «Тарханы». Сбор материалов для виртуальной экскурсии (создание презентации «Тарханы»). Устные ответы на вопросы о жизни М.Ю. Лермонтове и его связи с Пензенским краем.

Знать: подробности пребывания М.Ю.Лермонтова в Пензенской области.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, составлять виртуальную экскурсию.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.



21

Пензенские источники стихотворения «Бородино».

Урок «открытия» нового знания.

Знакомство с информацией о селе Тарханы (см. раздел учебника «Литературные места России». Восприятие стихотворения. Поиск незна­комых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Устное иллюстрирование фрагментов стихотворения.


Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



22

М.Ю. Лермонтов Художественное своеобразие сказки «Ашик-Кериб».

Урок «открытия» нового знания.

Выразительное чтение сказки (в том числе по ро­лям). Поиск незнакомых слов и определение их зна­чений. Чтение и обсуждение истории создания сказки «Ашик-Кериб». Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Инсценирование фрагментов сказки. Презентация и зашита собственных иллюстраций.


Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.


Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



23

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»: тема и идея.

Урок общеметодической направленности.

Выразительный пересказ сказки (в том числе по ро­лям). Анализ фрагментов сказки (по группам). Выделение общей темы и главной идеи сказки. Устное иллюстрирование. Презентация и зашита собственных иллюстраций.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.



Пензенские писатели детям – 6 ч.








24

В. Тушнова «Вот говорят, Россия».

А. Яшин «В несметном нашем богатстве»

Урок общеметодической направленности.

Рассказ о жизни и творческом пути В.Тушновой. В.Тушнова и Пензенский край. Выразительное чтение (а также чтение наизусть) стихотворения «В несметном нашем богатстве». Устный анализ стихотворения.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



25

Л.И. Яшина. Жизнь и творчество .«Мы все умеем забывать»

Урок общеметодической направленности.

Рассказ о жизни и творческом пути Л.И.Яшиной. Л.И. Яшина и Пензенский край. Выразительное чтение (а также чтение наизусть) стихотворения «Мы все умеем забывать». Устный анализ стихотворения.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



26

М.Смирнова «Пройдись по пензенскому краю»

Урок общеметодической направленности.

Рассказ о жизни и творческом пути М.Смирновой. М.Смирнова и Пензенский край. Выразительное чтение (а также чтение наизусть) стихотворения «Пройдись по пензенскому краю». Устный анализ стихотворения.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



27

Ф. Ракушин «В декабре светит солнышко редко»

Урок общеметодической направленности.

Рассказ о жизни и творческом пути Ф.Ракушина. Ф.Ракушин и Пензенский край. Выразительное чтение (а также чтение наизусть) стихотворения «В декабре светит солнышко редко». Устный анализ стихотворения.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразителЗьных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



28.

Б. Милавин «Я в лес вхожу. Какая благодать!»

Урок общеметодической направленности.

Рассказ о жизни и творческом пути Б.Милавина. Б.Милавин и Пензенский край. Выразительное чтение (а также чтение наизусть) стихотворения «Я в лес вхожу. Какая благодать!». Устный анализ стихотворения.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



29

В.Н. Звягинцева

«Нет, не заменит ничто…», «Калитка». Интерпретация лирического стихотворения.

Урок общеметодической направленности.

Рассказ о жизни и творческом пути В.Н.Звягинцевой. В.Н.Звягинцева и Пензенский край. Выразительное чтение (а также чтение наизусть) стихотворений «Нет, не заменит ничто…». Интерпретация лирического стихотворения «Калитка». Устный анализ стихотворений.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



Поэты о родном крае – 4 ч.








30

В.Д. Агапов «Березинка, Березинка», «В Чаадаевке» «В селе Абашеве».

Урок общеметодической направленности.

Рассказ о жизни и творческом пути В.Д. Агапова. В.Д.Агапов и Пензенский край. Выразительное чтение (а также чтение наизусть) стихотворений «Березинка, Березнка», «В Чаадаевке», «В селе Абашеве». Устный анализ стихотворений.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



31

Д.Д. Злобина. Жизнь и творчество. Стихотворение «Родина»

Урок общеметодической направленности.

Рассказ о жизни и творческом пути Д.Злобиной. Д.Д.Злобина и Пензенский край. Выразительное чтение (а также чтение наизусть) стихотворения «Родина». Письменный анализ стихотворения.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



32

Н.А. Куленко. Жизнь и творчество. Стихотворение «Возвращение»

Урок общеметодической направленности.

Рассказ о жизни и творческом пути Н.А. Куленко. Н.А. Куленко и Пензенский край. Выразительное чтение (а также чтение наизусть) стихотворения «Возвращение». Устный анализ стихотворений.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



33

В.К. Застрожный. Жизнь и творчество. Стихотворение «Восемнадцать лет»

Урок общеметодической направленности.

Рассказ о жизни и творческом пути В.К. Застрожного. В.К. Застрожный и Пензенский край. Выразительное чтение (а также чтение наизусть) стихотворения «Восемнадцать лет». Устный анализ стихотворений.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



Повторение материала за курс 5 класса








34

Экскурсия и практическое занятие.

Урок «открытия» нового знания.

Экскурсия в одно из известных мест Пензы литературной (на выбор учителя)

Знать: основные нормы русского литературного языка, историю пензенского края, всех писателей и поэтов, чье имя связано с Пензенским краем.


Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.