12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Статникова Анастасия Александровна291
учитель географии, высшая категория
Россия, Алтайский край, Северка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
 

Комитет по образованию администрации

Ключевского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северская средняя общеобразовательная школа»

Ключевского района Алтайского края

 

Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла

Протокол № ____

от «__» ______2017 г.

____/Статникова А.А.

Согласовано:

Заместитель директора по УР

_________ Крылова Е.Г.

«__»_______ 2017 г.

Утверждено:

Директор школы

__________Бойко В.И.

Приказ № ______

От « ___» _______2017г.

 

 

 

Рабочая программа по географии для 5 класса

основного общего образования

Срок реализации программы: 2017-2018 уч.г.

Разработчик Рабочей программы: Статникова Анастасия Александровна-учитель географии

с. Северка, 2017г.


 


 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Северская средняя общеобразовательная школа» Ключевского района Алтайского края с учетом авторской программы по географии, автор И.И. Баринова (Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина)

Место предмета в базисном учебном плане ОУ

Учебный план школы отводит 35 учебных часа для обязательного изучения географии в 5-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» - это первый (начальный) курс географии в основной школе.

Главная цель этого курса – за весьма непродолжительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, пробудить интерес к нему, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Основными задачами курса являются:

- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;

- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Таким образом, на предметном уровне основные задачи курса – пробудить интерес к естественно- научным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с особенностями живой и неживой природы; познакомить с таким важным источником географической информации, как карта; начать формирование картографической компетенции учащихся; формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.

На метапредметном уровне важно научить планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.

На личностном уровне важно продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.

На уроках географии в 5 классе реализуется системно-деятельностный подход в обучении.

Методы и приемы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

Поисковый метод;

Игровой метод

Метод проблемного обучения;

Метод эвристической беседы;

Анализ;

Дискуссия;

Практическая деятельность

Для развития познавательного интереса учащихся используются метод эвристической беседы, метод проблемного обучения, поисковый метод.

Анализ используется для развития логического мышления.

Для развития умения грамотно излагать свои мысли, рассуждать используются дискуссии.

Объяснительно-иллюстративный метод используется для развития образного мышления.

Для развития умения применять теоретические знания на практике используется практическая деятельность.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

-индивидуальная.

- коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 -групповая

Формы контроля:

- практические работы

Контрольные, проверочные работы не предусмотрены, так как они отсутствуют в авторских программах.

Содержание тем курса

Что изучает география (5 ч.)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических

исследований. Географическое

описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия

Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие

Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение

Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления

древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю

Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении

Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и

Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета

жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый

космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.

Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на

природу. Как сберечь природу?

Резерв 1ч

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Результаты изучения предмета

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описания объектов;

- составлять простоя план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально-значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- основами экологии культуры.

Учебно-тематический план

п/п

Тема урока,

Планируемые результаты

К-во

часов

Ведущие,

методы, формы, средства

обучения на уроке

Предметные

Метапредметные:

познавательные УУД (П);

коммуникативные УУД (К);

регулятивные УУД (Р)

Личностные результаты

   

1 четверть со 1 сентября по 27 октября (8 недель)

 

Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)

1

Мир, в котором мы живём.

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль

в освоении планеты человеком, понимать

Уникальность планеты Земля

К: продолжить обучение в эвристической беседе.

Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

П: уметь объяснять особенности планеты Земля.

Развитие личностной

рефлексии,

толерантности

1

Объяснительно-иллюстративный. Эвристическая беседа.

Учебник, атлас, презентация, физическая карта полушарий

2

Науки о природе

Научиться объяснять значение понятий тело

и вещество

К: уметь отображать информацию в графической форме.

Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь выделять сходств естественных наук.

Формирование мотивации в изучении наук

о природе

1

Эвристическая беседа. Анализ текста и иллюстраций учебника.

Учебник, атлас, электронное приложение

3

География–наука о Земле

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками

1

Эвристическая беседа. Анализ текста и иллюстраций учебника.

Учебник, атлас, физическая карта полушарий

4

Методы географических

исследований

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы

современных

географических

исследований и применяемые для этого приборы.

К: добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа.

Р: применять методы информационного поиска.

П: показывать ценность географической информации для человечества

Формирование целостного мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики.

1

Эвристическая беседа. Рассказ учителя.

Учебник, атлас, электронное приложение

5

Обобщение знаний поразделу «Что изучаетгеография»

Проверочная работа

Формирование

представлений

о географии, ее

роли в освоении планеты

человеком,

о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

и одноклассниками.

Р: уметь определять понятия,

строить умозаключения и делать выводы.

П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование коммуникативной

компетентности в сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

1

Беседа. Подведение итогов.

Учебник, атлас, физическая карта полушарий

Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.).

6

Географические открытия древности и Средневековья.

Важнейшие открытия

древности и Средневековья.

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло.

К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).

П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

Формирование целостного мировоззрения.

1

Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.

Учебник, атлас, физическая карта полушарий, контурные карты

7

Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском)

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

К: добывать недостающую информацию в электронном приложении.

Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

1

Урок-путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником и контурными картами.

Учебник, атлас, физическая карта полушарий, контурные карты

8

Открытия русских путешественников.

Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках.

К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

1

Урок-путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником и контурными картами.

Учебник, атлас, физическая карта полушарий, контурные карты

2 четверть с 6 ноября по 28 декабря (8 недель)

9

Открытия русских путешественников.

Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках.

К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

1

Урок-путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником и контурными картами.

Учебник, атлас, физическая карта полушарий, контурные карты

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.

Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Р: применять методы информационного поиска.

П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

1

Эвристическая беседа. Подведение итогов.

Учебник, атлас, контурные карты

 

Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П: объяснять представления древних людей о Вселенной.

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

1

Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Учебник, атлас, электронное приложение

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Научиться читать и понимать текст.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

Формирование навыков организации своей деятельности в группе.

1

Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Учебник, атлас, электронное приложение

13

Соседи Солнца.

Научиться составлять характеристику планет по плану.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять главное отличие Земли от других планет.

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.

1

Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Коллективная работа учащихся с учебником.

Учебник, атлас, электронное приложение

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Научиться выделять признаки планет.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

1

Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Работа в группах.

Учебник, атлас.

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»,

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять особенности различных небесных тел.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

1

Объяснительно- иллюстративный. Групповая и индивидуальная работа.

Учебник, электронное приложение

16

Мир звёзд.

Научиться находить на звёздном небе созвездия.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

1

Беседа. Рассказ учителя. Сообщения школьников по опережающему заданию.

Учебник, электронное приложение

3 четверть с 11 января по 23 марта (10 недель)

17

Уникальная планета – Земля.

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

1

Проверка знаний (взаимопроверка в парах или четверках). Эвристическая беседа.

Учебник, глобус, атлас

18

Современные исследования космоса.

Научиться составлять презентацию о космонавтах.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: изучить важнейшие события в освоении космоса.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

1

Рассказ учителя. Работа в группах над рубрикой «Некоторые важнейшие даты освоения космоса» (с. 75-76 учебника).

Учебник, презентация

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

1

Беседа по теме. Подведение итогов. Учебник, атлас.

 

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)

20

Стороны горизонта

Научиться определять стороны горизонта.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: находить основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

1

Объяснение учителя, работа с компасом.

Учебник, атлас, компас

21

Ориентирование

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: формулировать алгоритм работы с компасом.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

1

Рассказ учителя. Практическая деятельность учащихся.

Учебник, компас

22-23

План местности и географическая карта.

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

2

Мини-лекция учителя. Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников.

Учебник, атлас, контурные карты, физическая карта полушарий

24

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Практическая работа № 2. Ориентирование по

плану и карте

Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

1

Беседа по теме. Подведение итогов. Практикум. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников.

Учебник, атлас, контурные карты, физическая карта полушарий, компас

 

Раздел 5. Природа Земли (10 ч.)

25

Как возникла Земля.

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

1

Объяснительно-иллюстративный. Работа с учебником.

Учебник, атлас, физическая карта полушарий

26

Внутреннее строение Земли.

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.

Формирование устойчивой мотивации к исследова-

тельской деятельности, конструированию.

1

Объяснительно- иллюстративный. Групповая и индивидуальная работа.

Учебник, электронное приложение

27

Землетрясения и вулканы.

Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.

Научиться обозначать объекты на контурной карте.

К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

1

Объяснительно-иллюстративный. Работа с учебником.

Учебник, атлас, контурные карты, физическая карта полушарий

4 четверть с 2 апреля по 31 мая (9 недель)

28

Путешествие по материкам.

Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать природу шести материков Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

1

Объяснительно- иллюстративный. Частично поисковый. Работа в группах по составлению географического портрета каждого материка.

Учебник, атлас, контурные карты, физическая карта полушарий

29

Вода на Земле.

Научиться подписывать реки на контурной карте.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

1

Эвристическая беседа. Работа с учебником.

Учебник, атлас, физическая карта полушарий

30

Воздушная одежда Земли.

Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

1

Объяснительно-иллюстративный.

Учебник, атлас, физическая карта полушарий

31

Живая оболочка Земли.

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

1

Эвристическая беседа. Урок-дискуссия об оболочках Земли.

Учебник, атлас

32

Почва – особое природное тело.

Научиться определять тип почв по натуральным образцам.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

1

Объяснительно-иллюстративный. Работа с учебником.

Учебник, атлас.

33

Человек и природа.

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

1

Беседа. Частично-поисковый. Урок-сотворчество. Электронное приложение

34

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

Научиться самодиагностике.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

1

Эвристическая беседа. Интеллектуальные игры. Тестовый контроль

35

Резерв

 
 

Итого

35 часов

Формы и средства контроля

Программой предусмотрено выполнение в данном курсе четырех обязательных практических работ:

Географические открытия древности и Средневековья

Важнейшие географические открытия

Ориентирование по компасу

Составление простейшего плана местности

Содержание практических работ (из методического пособия):

Практическая работа № 1. Важнейшие открытия древности и Средневековья.

Используя текст параграфа 5 учебника, заполните таблицу.

Важнейшие открытия древности и Средневековья

Ученый, путешественник

Где и когда побывал

Географические открытия

Геродот

   

Пифей

   

Эратосфен

   

Марко Поло

   

Бартоломео Диаш

   

Васко да Гама

   

Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века, подчеркните зеленым цветом.

Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников Средневековья.

Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия.

Используя текст параграфа 6 учебника, заполните таблицу

Важнейшие географические открытия

Ученый, путешественник

Где и когда побывал

Географические открытия

Христофор Колумб

   

Фернан Магеллан

   

Джеймс Кук

   

Ф.Ф. Белинсгаузен и М.П. Лазарев

   

2.Обозначьте на контурной карте маршруты великих путешественников. Подчеркните названия материков, открытых этими путешественниками

3. Какие методы географических исследований вы использовали, выполняя эту работу?

Практическая работа № 3. Ориентирование по компасу.

Рассмотрите компас. Установите его на ровную поверхность и научитесь фиксировать и отпускать стрелку компаса специальным рычажком.

Отпустите стрелку компаса рычажком, дайте ей успокоиться, затем совместите главный конец стрелки с буквой С. Теперь компас сориентиро­ван.

Определите, где находится юг. Запишите предметы или объекты, находящиеся на юге.

Определите, где находится восток и запад. Запишите предметы или объекты, находящиеся на востоке; на западе.

Выберите какой-либо объект и определите направление на него.

Практическая работа № 4. Составление простей­шего плана местности.

Выберите масштаб:

а) определите размер участка в метрах;

б) насколько его размер нужно уменьшить, что­бы он уместился на листке, - так вы определили масштаб плана;

в) определите, чему будут равны длина и шири­на пришкольного участка на листке бумаги.

Начертите контуры участка на листке.

а) Определите, как расположены основные стороны горизонта. Отметьте на плане стрелкой на правление «север — юг»;

б) изобразите на плане здание школы, пришкольного сада, спортивной площадки при помо­щи условных знаков. Соблюдайте масштаб вашего плана и положение этих объектов относительно сторон горизонта. Условные знаки расшифруйте в тетради.

Перечень учебно-методических средств обучения

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

Лист изменений и дополнений

п/п

Дата

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменение

         


 

       


 

       


 

       


 

       
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.