Рабочая программа по дисциплине «Трудовая подготовка» (8 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО Зам. по УВР приказом по МАОУ________
( ____________), протокол №____ ______________( Кривошеев В.М.) СОШ от _______ 201__г.
_____________________________ ____________________201__г. №_______
_________________________
Адаптированная рабочая программа
по профессионально-трудовому обучению
для учащегося с ОВЗ 8-а класса Лосева Романа
на 2018-2019 учебный год.
учитель
Соловьёв Виталий витальевич
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению для обучающегося с ОВЗ 8-а класса Лосева Романа, находящегося по состоянию здоровья на индивидуальной форме обучения (инклюзивно), разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ПРИКАЗА Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ),
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 июля 2015 г. N 26 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.,
Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10. 04. 2002г. № 29/2065 - П «Об утверждении рабочих планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного Приказом общего и профессионального образования Брянской области № 940 от 27.05.2011 года,
Адаптированной основной образовательной программы МАОУ «СОШ № 1» для обучающихся с ОВЗ (иниеллектуальными нарушениями) .
Индивидуального учебного плана Лосева Романа и календарного учебного графика МАОУ «СОШ № 1» на 2018-2019 учебный год,
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов ,часть 1 под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г. Издательство М.: «Просвещение» 2 011 г.
Содержание программы направлено на освоение учащимся знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Программа рассчитана на 306 часов.
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ
Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд.
Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Профильный труд.
Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и правил.
формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
формировать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду.
использовать современные педагогические технологии.
систематически развивать умственную сферу учащихся.
развивать организационные умения учащихся.
развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Основной формой организации учебного процесса по предмету
«Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.
Основныетехнологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельностиучащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Декады трудового обучения;
Участие в конкурсах, выставках декоративно-прикладного творчества.
Типы, виды, формы и методы контроля знаний
Типы контроля:
внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);
взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);
самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).
Виды контроля:
Предварительный контроль
Текущий контроль
Периодический (рубежный) контроль
Итоговый контроль
Методы контроля:
устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, чертежа, схемы)
практический контроль (выполнение практических, лабораторных работ)
дидактические тесты, наблюдение.
Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:
социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной рабочей программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Основной целью адаптированной программы является создание гуманной среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.
Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения:
введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи обучающихся, преодоление индивидуальных недостатков развития;
определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.
Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;
проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения школьников на основ
ной ступени образования :
Формирование социально-нравственного поведения обучающихся, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.
Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература) в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития обучающихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).
Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья обучающихся: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников; занятия спортом.
Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.
Содержание учебного курса «Профессионально-трудовое обучение»
8 класс (306 часа)
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 9
Наименование раздела |
Количество часов |
Вводное занятие |
2 |
Заделка пороков и дефектов древесины |
34 |
Пиломатериалы |
8 |
Изготовление столярно-мебельного изделия |
40 |
Изготовление разметочного инструмента |
28 |
Токарные работы |
34 |
Изготовление строгального инструмента |
30 |
Представление о процессе резания древесины |
16 |
Изготовление столярно-мебельного изделия |
44 |
Ремонт столярного изделия |
24 |
Безопасность труда во время столярных работ |
12 |
Художественная отделка столярных изделий |
34 |
Итого |
306 |
Тема 1. Вводное занятие (2 ч )
Вводное занятие. Правила безопасности.
Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности.
Тема 2. Заделка пороков и дефектов древесины (34 ч)
Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и материалоотходов.
Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.
Практические работы. Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах.
Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки.
Тема 3. Пиломатериалы. ( 8 ч)
Теоретические сведения. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.
Умение. Распознавание видов пиломатериалов.
Практические работы. Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу.
Тема 4. Изготовление столярно–мебельного изделия. ( 40 ч)
Изделия. Скамейка. Табурет. Выставочная витрина.
Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).
Практические работы. Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу. Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подготовка изделия к отделке, отделка изделия.
Практические работы. Изготовление табурета, аптечки
Тема 5. Изготовление разметочного инструмента. (28 ч )
Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус.
Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.
Практические работы. Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка.
Тема 6. Токарные работы. (34 ч)
Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи.
Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы. Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем. Изготовление скамейки, ярунка, солонки.
Тема 7. Изготовление строгального инструмента.( 30 ч)
Изделие. Шерхебель.
Теоретические сведения. Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления. Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.
Практические работы. Подбор заготовки для колодки строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина. Проверка выполненного изделия.
Тема 8. Представление о процессе резания древесины.( 16 ч)
Объект работы. Деревообрабатывающий инструмент.
Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависимости от направления движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи.
Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.
Практическая работа. Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов.
Тема 9. Изготовление столярно-мебельного изделия. (44 ч)
Изделия. Несложная мебель.
Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда.
Тема 10. Ремонт столярного изделия. (24 ч )
Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.
Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Тема 11. Безопасность труда во время столярных работ. (12 ч )
Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм.
Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
Тема 12. Художественная отделка столярных изделий (34 ч)
Теоретические сведения. Шахматные коробки и их виды. Технические требования к качеству, виды шиповых соединений, отделка лицевой поверхности, использование штапиков для декорации, правила безопасности при выполнении работ.
Практические работы. Изготовление коробки для шахмат. Подготовка к склеиванию соединения. Склейка соединения. Усиление узлов и соединение с помощью металлических декоративных уголков. Оформление облицовки. Изготовление и установка крючка на коробку . Самооценка получившегося изделия.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
материалы, применяемые в столярном производстве;
основные породы, свойства и пороки древесины;
сущность и назначение основных столярных операций;
способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание);
угловые (концевые, серединные), ящичные соединения и их применение;
способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
способы контроля точности выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
устройство и правила работы на токарном и сверлильном станках;
устройство и правила эксплуатации ручных электроинструментов;
способы экономного расходования материалов и электроэнергии;
инструменты для художественной отделки изделия;
цвет и текстуру разных древесных пород;
элементы детали столярного изделия;
трудовое законодательство;
виды пиломатериалов;
материалы, изделия для настилки полов и кровли;
технологию изготовления оконного блока;
приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий;
основные свойства изоляционных и смазочных материалов;
технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов;
виды древесностружечных и древесноволокнистых плит;
элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности;
правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
специальную терминологию и пользоваться ею.
Учащиеся должны уметь:
выполнять столярные работы ручными инструментами;
размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать и сращивать детали;
собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
устранять дефекты и пороки древесины;
изготовлять строгальный и разметочный инструменты;
изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие;
выполнять черновое и чистовое точение;
выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;
распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры;
организовать рабочее место;
изготовить модель мебели;
изготавливать строительные инструменты и приспособления;
изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;
устранять дефекты в столярно-мебельных изделиях;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Тематическое планирование
№п/п урока |
Тема урока |
Количество часов |
Вводное занятие (2 ч) |
||
1 |
Вводное занятие |
|
2 |
Техника безопасности при работе в мастерской |
|
Заделка пороков и дефектов древесины (34 ч) |
||
3,4 |
Дефекты и пороки древесины. |
|
5 |
Определение пороков и дефектов древесины |
|
6,7 |
Группы пороков древесины |
|
8 |
Изучение образцов заготовок древесины с пороками и дефектами |
|
9,10 |
Приемы заделки дефектов на материалоотходах |
|
11,12 |
Заделка дефектов на тренировочных дощечках и брусках |
|
13 |
Дефекты обработки и хранения |
|
14,15 |
Выявление на древесине дефектов, требующих заделки |
|
16 |
Назначение и виды шпатлевки (сухая, жидкая). |
|
17 |
Определение формы дефекта, выполнение разметки под заделку |
|
18 |
Приемы шпатлевки изделий |
|
19 |
Отделка изделий после шпатлевки |
|
20 |
Шлифовка, окрашивание изделий после шпатлевки |
|
21,22 |
Высверливание, долбление отверстия |
|
23 |
Обработка заготовок для мебельных изделий |
|
24 |
Правила безопасной работы при сверлении |
|
25,26 |
Сверление отверстий для заделки дефектов древесины |
|
27,28 |
Заделка дефектов заготовок для мебельных изделий |
|
29 |
Организация рабочего места для сверления |
|
30 |
Сверление сквозных и глухих отверстий |
|
31,32 |
Высверливание дефектов, вставка заделки на клею |
|
33 |
Подготовка сверлильного станка к работе |
|
34 |
Обработка сверлильного станка ветошью, маслом |
|
35 |
Строгание изделия после заделки пороков и дефектов |
|
36 |
Обработка заготовок для деталей изделий из древесины |
|
Пиломатериалы (8 ч) |
||
37 |
Виды пиломатериалов и их назначение |
|
38 |
Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу |
|
39 |
Получение и хранение пиломатериалов |
|
40 |
Укладка пиломатериалов на хранение |
|
41 |
Обмер и стоимость пиломатериалов |
|
42 |
Определение стоимости пиломатериалов |
|
43 |
Механическая обработка пиломатериалов |
|
44 |
Обработка пиломатериалов для предстоящих работ |
|
Изготовление столярно-мебельного изделия (40 ч) |
||
45 |
Виды и назначение мебели |
|
46 |
Ознакомление с производственным изготовлением мебели |
|
47 |
Шкафы для школьных помещений |
|
48,49 |
Ремонт мебели в школьных помещениях |
|
50 |
Содержание сборочного чертежа |
|
51 |
Чтение технической документации |
|
52 |
Технология изготовления столярно-мебельного изделия |
|
53 |
Выбор и подготовка материала для изделия |
|
54,55,56,57 |
Изготовление деталей скамейки |
|
58 |
Разметка и строгание заготовок для скамейки |
|
59 |
Обработка деталей скамейки |
|
60 |
Сборка изделия с помощью шкантов на клею |
|
61 |
Виды отделки столярно-мебельного изделия |
|
62,63 |
Шлифование и тонирование изделия морилкой |
|
64 |
Конструктивные элементы табурета |
|
65,66 |
Подготовка материалов для столярно-мебельного изделия |
|
67,68 |
Технологическая карта на изделие |
|
69,70,71,72,73,74 |
Изготовление деталей табурета |
|
75,76 |
Подгонка деталей при сборке изделия |
|
77,78 |
Соединения деталей изделия на шкантах и клею |
|
79,80 |
Подгонка и сборка деталей табурета |
|
81,82 |
Шлифование и лакирование столярно-мебельного изделия |
|
83 |
Оценка качества выполненной работы |
|
84 |
Придание изделию товарного вида |
|
Изготовление разметочного инструмента (28 ч) |
||
85 |
Материал для разметочного инструмента |
|
86 |
Подбор материала для изделия |
|
87 |
Угольник столярный |
|
88,89,90 |
Изготовление столярного угольника |
|
91,92 |
Качество изготовления разметочного инструмента |
|
93,94 |
Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы |
|
95,96 |
Точность изготовления разметочного инструмента |
|
97,98,99 |
Сборка угольника столярного |
|
100 |
Назначение и применение ярунка |
|
101 |
Проверка изделия на доске с фугованной кромкой |
|
102 |
Установка малки по транспортиру |
|
103,104 |
Изготовление ярунка |
|
105 |
Применение рейсмуса |
|
106,107,108,109 |
Изготовление рейсмуса |
|
110 |
Установка рейсмуса |
|
111 |
Проверка пригодности разметочного инструмента |
|
112 |
Подгонка деталей рейсмуса, сборка изделия |
|
Токарные работы (34) |
||
113 |
Управление токарным станком и уход за ним |
|
114 |
Виды неисправностей токарного станка |
|
115 |
Технологическая карта изготовления ручки инструмента |
|
116 |
Меры по предупреждению неисправностей токарного станка |
|
117 |
Правила безопасной работы на токарном станке |
|
118,119,120,121 |
Точение ручки напильника |
|
122 |
Проверка размеров изделия кронциркулем |
|
123 |
Назначение и устройство штангенциркуля |
|
124 |
Использование нулевого деления нониуса |
|
125 |
Проверка размеров изделия штангенциркулем |
|
126 |
Приемы измерения штангенциркулем |
|
127 |
Контроль размеров штангенциркулем |
|
128,129 |
Сверление с использованием задней бабки |
|
130,131,132,133 |
Точение солонки |
|
134 |
Приемы точения на токарном станке |
|
135 |
Чистовая обработка древесины |
|
136,137 |
Отделка изделий на токарном станке |
|
138,139,140,141 |
Шлифование и выжигание изделий |
|
142 |
Отрезание детали на токарном станке |
|
143,144,145,146 |
Самостоятельная работа |
|
Изготовление строгального инструмента (30 ч) |
||
147 |
Инструмент для ручного строгания плоскости |
|
148 |
Устройство строгального инструмента |
|
149 |
Технические требования к ручному строгальному инструменту |
|
150 |
Материал для изготовления инструмента |
|
151 |
Установка ножа строгального инструмента |
|
152 |
Расположение годичных колец на торцах колодки |
|
153 |
Экономические требования к изготовлению инструмента |
|
154,155 |
Подбор заготовки для колодки строгального инструмента |
|
156,157,158 |
Изготовление колодки шерхебеля |
|
159,160 |
Строгание заготовки для колодки |
|
161 |
Фугование заготовки для колодки |
|
162,163,164 |
Изготовление колодки шерхебеля |
|
165 |
Подгонка «постели» по ножу |
|
166 |
Подгонка колодки под нож |
|
167 |
Эстетические требования к инструментам |
|
168 |
Обработка и подгонка клина |
|
169 |
Контроль выполненного изделия |
|
170 |
Проверка выполненного изделия |
|
171 |
Отделка строгального инструмента |
|
172 |
Оценка качества строгального инструмента |
|
173,174 |
Придание шерхебелю товарного вида |
|
173,175,176 |
Строгание шерхебелем заготовок из разных пород древесины |
|
Представление о процессе резания древесины (16 ч) |
||
177,178 |
Элементы резца: основные грани и углы при прямолинейном движении |
|
179,180 |
Виды резания (продольное, поперечное, торцевое). |
|
181,182 |
Сравнение резцов рубанка, фуганка, шерхебеля, зензубеля |
|
183,184 |
Движения резания и подачи |
|
185,186 |
Влияние на процесс резания изменения основных углов резца |
|
187,188 |
Обработка стамеской криволинейных поверхностей |
|
189,190 |
Геометрическая резьба |
|
191,192 |
Составление орнамента из элементов геометрической резьбы |
|
Изготовление столярно-мебельного изделия (44 ч) |
||
193 |
Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты) |
|
194,195 |
Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях |
|
196 |
Организация рабочего места |
|
197 |
Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея |
|
198 |
Зависимость времени выдержки узла от температурных условий |
|
199,200 |
Организация пооперационной работы |
|
201 |
Зависимость времени выдержки узла от его конструкции |
|
202,203 |
Подбор материала для изделия |
|
204,205 |
Разметка ножки табурета |
|
206,207,208,209 |
Изготовление ножки табурета |
|
210,211,212 |
Изготовление деталей и сборочных единиц |
|
213,214 |
Разметка проножки табурета |
|
215,216,217 |
Изготовление проножки табурета |
|
218,219,220 |
Изготовление царги табурета |
|
221,222 |
Заделка трещин, сучков, сколов на изделии |
|
223,224 |
Изготовление сиденья табурета |
|
225,226 |
Соединение деталей изделия на шкантах |
|
227,228 |
Сборка табурета на клею |
|
229,230 |
Шлифование и лакирование табурета |
|
231,232,233,234,235 |
Самостоятельная работа. Книжная полка |
|
236 |
Оценка качества выполненной работы |
|
Ремонт столярного изделия (24 ч) |
||
237,238 |
Износ мебели: причины, виды |
|
239,240 |
Подготовка рабочего места |
|
241,242 |
Технические требования к качеству ремонта |
|
243,244 |
Виды ремонта мебели |
|
245,246 |
Восстановление шиповых соединений |
|
247,248 |
Усиление узлов и соединений болтами |
|
249,250,251,252 |
Использование вставок, замена деталей |
|
253,254,255 |
Покрытие лицевой поверхности |
|
256,257,258 |
Восстановление облицовки |
|
259 |
Правила безопасности при выполнении ремонта столярных изделий |
|
260 |
Изготовление и замена поврежденных деталей |
|
Безопасность труда во время столярных работ (12 ч) |
||
261,262 |
Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев) |
|
263,264 |
Ознакомление с инструкциями по охране труда |
|
265,266 |
Причины травмы |
|
267,268 |
Определение неисправности инструмента или станка |
|
269 |
Предупреждение пожара. Действия при пожаре |
|
270 |
Правила обращения с электроинструментом |
|
271 |
Контрольная работа |
|
272-274 |
Контрольная работа. Изготовление поделки. |
|
Художественная отделка столярных изделий (34 ч) |
||
275,276 |
Художественная отделка столярных изделий |
|
277,278 |
Материал для маркетри |
|
279,280 |
Инструменты для художественной отделки изделия |
|
281,282 |
Выбор рисунка и его перевод на изделие |
|
283,284 |
Приемы работы инструментами для выполнения маркетри |
|
285,286 |
Знакомство с изделием (коробка для шахмат) |
|
287,288 |
Набор на бумагу геометрического орнамента |
|
289,290 |
Последовательность изготовления изделия |
|
291-296 |
Изготовление коробки |
|
297-298 |
Разметка штапиков и геометрического рисунка |
|
299-302 |
Отделка готового изделия |
|
303-304 |
Оценка качества готового изделия |
|
305-306 |
Основы пожарной безопасности |
Список литературы
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2012
В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2009.
В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2009.
В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2012.
В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2012.