Рабочая программа по учебной дисциплине право для подготовки квалифицированных рабочих, служащих
ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы права
Подготовка квалифицированных рабочих, служащих:
Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Мастер столярного и мебельного производства
Преподаватель
ГОРБУНОВА
Марина Викторовна
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для профессий начального профессионального и специальностей среднего профессионального образования; рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию протокол 24/1от 27 марта 2008 года по подготовке квалифицированных рабочих специалистов:
Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Мастер столярного и мебельного производства
Организация-разработчик: _ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»_
Разработчики:
_Горбунова М.В. преподаватель_____________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Право»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по подготовке квалифицированных рабочих, служащих (КРС):
Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Мастер столярного и мебельного производства
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Право» является базовой (социально-экономический профиль), относится к общеобразовательному циклу образовательной программы и входит в состав учебной дисциплины «Обществознание».
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В процессе освоения дисциплины обучающийся должен достичь следующих результатов:
- личностные:
- воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанию принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
- готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
- готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
-метапредметные:
- выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
- предметные:
- сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
- владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
- владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
- сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
- сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
- сформированность основ правового мышления;
- сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
- понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
- сформированность умений применять правовые знания для конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
- сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
38 |
в том числе: |
|
практические занятия |
10 |
контрольные работы |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
19 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекции; работа с нормативными документами; конспектирование источников; творческие работы: подготовка рефератов, сообщений; поиск необходимой информации в сети Интернет |
7 5 2 3 2 |
Итоговая аттестация в форме |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ПРАВО
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
КРС |
|||||||
Тема 1. Введение. Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества. |
Содержание учебного материала: Значение изучения права. Система юридических наук. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Нормы права. Основные принципы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования. |
2 |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа над материалом учебника, конспектом лекции. Подготовка сообщения на тему «правовая информация в современном обществе». Подбор краткой правовой информации из СМИ, эфира, Интернета. |
1 |
||||||
Практическая работа:
Организация работы с правовыми информационными системами. |
1 |
||||||
Тема 2 Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы.
|
Содержание учебного материала: Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права.
Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. |
2 |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа над текстом учебника и конспектам лекции. Поиск примеров из различных социальных норм. Подготовка сообщения «Виды социальных норм и их роль в жизни современного общества» |
1 |
||||||
Практическая работа:
Организация и порядок составления договоров. |
1 |
||||||
Тема 3 Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности. |
Содержание учебного материала: Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений.
Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Особенности правовой системы России. |
2 |
1 |
||||
Практические занятия: Актуальные проблемы реализации юридической ответственности.
Организация работы по повышению правовой культуры граждан. |
1 |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником и конспектом лекции. Поиск примеров правоотношений на основе определенных юридических фактов(событий и действий). |
1 |
||||||
Тема 4 Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации. |
Содержание учебного материала: Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Происхождение, древневосточного, античного государства, государства древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, расовая, насилия, материалистическая, органическая, психологическая. Признаки и сущность государства. Функции государства. Форма государства. Монархия и республика как формы правления государства. Государственное устройство. Политический режим. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Правовое государство, его сущность и признаки.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя России. Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательная система. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации. |
4 |
2 |
||||
Практические занятия: Составление схемы последовательности в порядке принятия и вступления в силу законов РФ.
Организация работы с Конституцией РФ. |
1 |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа над материалом учебника, конспектом лекции. Подбор обзорного информационного материала об обновлении законодательной базы РФ за последний год. Подготовка сообщений о законотворческом процессе в Государственной Думе РФ. |
2 |
||||||
Тема 5 Правосудие и правоохранительные органы |
Содержание учебного материала: Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд РФ. Мировые суды. Арбитражные суды. Правоохранительные органы РФ. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности РФ. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ. |
2 |
2 |
||||
Практические занятия: Правомерное и неправомерное поведение.
Порядок обращения в правоохранительные органы. Составление исковых заявлений в суды. |
1 |
||||||
Самостоятельная работа: Работа над текстом учебника, конспектом лекции. Сбор информации о примерах правомерного и неправомерного поведения субъектов правоотношений в стране, регионе и городе. Подготовка сообщений о мерах юридической ответственности, примененных за совершенные противоправные поступки. |
1 |
||||||
Контрольная работа |
1 |
||||||
Тема 6 Гражданское право. |
Содержание учебного материала: Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые нормы юридических лиц. Понятие сделки и ее виды. Доверенность и ее виды. Гражданско-правовые договоры. Правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. |
5 |
2 |
||||
Практические занятия: Защита прав потребителей. Право собственности. Решение задач. |
1 |
||||||
Самостоятельная работа: Работа над текстом учебника, текстом Конституции РФ. Подготовка сообщения о развитии предпринимательской деятельности. Подготовка рефератов на темы: Гражданская дееспособность и правоспособность. Право собственности. Основы гражданского права. |
3 |
||||||
Тема 7 Защита прав потребителей. |
Содержание учебного материала: Правовое регулирование поведения потребителей на рынке. Права потребителей. Порядок и способы защиты прав потребителей. |
1 |
2 |
||||
Самостоятельная работа: Порядок защиты прав потребителей. |
1 |
||||||
Практическая работа:
Порядок защиты прав потребителей. |
1 |
||||||
Тема 8 Правовое регулирование образовательной деятельности. |
Содержание учебного материала: Система образования. Основные источники образовательного права. Права обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведения в сфере образования. |
1 |
2 |
||||
Тема 9 Семейное право и наследственное право. |
Содержание учебного материала: Понятие семейных правоотношений. Брак. Семья. Задачи семейного права. Источники семейного права. Члены семьи. Принципы семейного права. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Права и обязанности родителей и детей. Опека и попечительство, усыновление (удочерение). Алиментные обязательства членов семьи. Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав. |
4 |
3 |
||||
Практические занятия: Права и обязанности родителей и детей. Правовая защита детей оставшихся без попечения родителей. |
1 |
||||||
Самостоятельная работа: Работа над тестом учебника, конспектом лекции. Подготовка рефератов на темы: Основы семейного права. Права и обязанности родителей и детей. |
2 |
||||||
Тема 10 Трудовое право. |
Содержание учебного материала: Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Нормы рабочего времени и времени отдыха. Зарплата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Комиссия по трудовым спорам. |
6 |
3 |
||||
Практические занятия: Оформление трудовых правоотношений. Охрана труда. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних работников и женщин. Дисциплинарная ответственность. Решение правовых задач. |
1 |
||||||
Самостоятельная работа: Работа над тестом учебника и конспектом лекции. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений: «Право на труд в РФ», «Правовое регулирование трудовых правоотношений в РФ». «Материальная ответственность» «Трудовая дисциплина» |
3 |
||||||
Контрольная работа |
1 |
||||||
Тема 11 Административное право. |
Содержание учебного материала: Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные проступки. Административная ответственность. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. |
3 |
2 |
||||
Практические занятия: Виды административных правонарушений. |
1 |
||||||
Самостоятельная работа: Работа над тестом учебника. Сбор информации о наиболее частых административных правонарушениях. Подготовка реферата «Административная ответственность в РФ». |
1 |
||||||
Темам 12 Уголовное право и уголовный процесс. |
Содержание учебного материала: Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность и наказание. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. |
4 |
2 |
||||
Самостоятельная работа: Работа над текстом учебника, текстом Конституции РФ. Сбор информации об уровне преступности в стране. Подготовка рефератов на темы: «Организованная преступность» «Уголовная ответственность несовершеннолетних» «Обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание» «Виды преступлений» |
2 |
||||||
Тема 13 Международное право как основа взаимоотношений государств мира. |
Содержание учебного материала: Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Право граждан РФ обращаться в Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международное гуманитарное право и права человека. |
2 |
1 |
||||
Повторение предэкзаменационное. | |||||||
Самостоятельная работа: Работа над тестом учебника и конспектом лекции. Подготовка реферата на тему: «Международное право». |
1 |
||||||
Контрольная работа |
1 |
||||||
Всего: |
57 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы права»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места обучающихся
- рабочее место преподавателя
- 1 ПК.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студентов учреждений сред. Проф. Образования. – М., 2014
Шкатулла В.А., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Основы права, М., «Академия», 2013г.
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. М., «Эксмо», 2014г.
Дополнительные источники:
Учебники:
Никитин А.Ф., Право, М., «Просвещение», 2014г.
Смоленский М.Б., Основы права, М., «Дашков и К», 2013г.
Учебное пособие под ред. Смоленского М.Б., Основы права, «Феникс», 2013г.
А.И.Яковлев, Основы правоведения, М., 2008г.
В.О.Мушинский, Основы правоведения, М.: «Центр гуманитарного образования», 2007г.
А.Ф.Никитин, Основы государства и права, М: Дрофа, 2008г.
Нормативные правовые акты
Трудовой кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001 года, текст кодекса приводится по состоянию на 11 марта 2014 года.
Семейный кодекс Российской Федерации от 08 декабря 1995 года с изменениями по состоянию на 25 января 2014 года.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 декабря 1994 г. № 51 – ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118 – ФЗ). // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. По состоянию на 21 апреля 2014 года.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 – (в ред. от 24.07.2007 № 218 – ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 5 - – Ст. 410. По состоянию на 21 апреля 2014 года.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V
«Наследственное право» от 26 ноября 2001 г. № 146 – ФЗ (в ред. от 03.06.2006 № 73 – ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258 – ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. - № 49. – Ст. 4552. По состоянию на 21 апреля 2014 года.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214 – ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. С учетом изменений, внесенных ФЗ от 3 февраля 2014 года.
Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218 – ФЗ)// СЗ РФ. – 2002. - № 1. – Ст. 1.
Налоговый кодекс Российской Федерации от 25 июля 1998 года по состоянию на 20 марта 2014 года.
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ по состоянию на 9 апреля 2014 года.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
11. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998.
12. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. - № 3. – Ст. 140.
13. Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗРФ. – 2002. – № 22.- Ст. 2031.
14. Федеральный Закон «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года № 619-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 2. – Ст. 171.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и контрольных работ.
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Юриспруденция как важная общественная наука |
Понимание значения правовых знаний и умений для человека Уважительное отношение к праву и иным социальным регуляторам поведения; выбор необходимой модели правомерного поведения в конкретной ситуации. Умение характеризовать систему юридических наук. Умение давать определение праву, уметь отстаивать собственную точку зрения о поведении личности. |
экспертное наблюдение, анализ и оценка на практических занятиях и самостоятельной работе, решения правовых задач. |
Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы |
Умение давать определение системе права и понимать взаимосвязь его структурных компонентов. Умение анализировать правовые нормы с позиции их классификации, различать институты права, отрасли права. Умение определять методы правового регулирования конкретных отношений. Владение знаниями особенностей законодательного процесса в России. Овладение навыками социально-активного правомерного поведения. Умение прочитать правовой акт с опорой на правовые знания. Владение информацией о систематизации нормативных правовых актов. |
экспертное наблюдение, самостоятельная работа, решения правовых задач. Тестирование, устный опрос, составление конспекта, подготовка рефератов, докладов; работа с индивидуальными карточками-заданиями. |
Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности |
Умение определять структуру правоотношения, характеризовать его элементы. Умение решать правовые задачи по определению объема прав и обязанностей участников правоотношений. Владение навыками правомерного поведения в обществе, наличие высокого уровня правовой информированности, уважительное отношение к праву и мотивация на правомерное поведение в любых жизненных ситуациях. Понимание основных принципов юридической ответственности. Знание обстоятельств, исключающих преступность деяния. |
Тестирование, устный опрос, составление конспекта, письменная самостоятельная работа; подготовка рефератов, докладов. |
Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации |
Умение характеризовать сущность государства, определять его функции. Умение характеризовать форму государства и ее элементы. Умение различать монархию и республику как формы правление. Умение определять государственное устройство и политический режим. Владение информацией о главе государства, умение характеризовать законодательную, исполнительную, и судебную власть. Знание принципов местного самоуправления. Умение использовать в повседневной жизни основные конституционные нормы, уважительно относиться к Основному Закону государства и знать порядок приобретения и прекращения российского гражданства, правовой статус человека в демократическом правовом государстве, в том числе умение защищать свои права. Умение исполнять обязанности гражданина. Знаний правил участия в референдуме, выборах Президента РФ. |
Подготовка презентаций, экспертное наблюдение, анализ и оценка на практических занятиях и самостоятельной работе. Тестирование, устный опрос, составление конспекта, подготовка рефератов, докладов; работа с индивидуальными карточками-заданиями. |
Правосудие и правоохранительные органы |
Знание особенностей функционирования судов РФ, умение обращаться за защитой нарушенных прав и восстановлением справедливости в суды различных инстанций РФ, составлять необходимые исковые заявления. Умение выстраивать грамотные взаимоотношения с представителями правоохранительных органов страны, уважение и поддержка правопорядка, соблюдение законов, нетерпимость к антиобщественным поступкам, уважение прав и законных интересов всех лиц, проживающих на территории страны. |
Тестирование, устный опрос, составление конспекта, письменная самостоятельная работа; подготовка рефератов, докладов; работа с индивидуальными карточками-заданиями, подготовка презентаций. |
Гражданское право |
Умение отличать гражданские правоотношения от иных отношений, характеризовать источники гражданского права. Умение характеризовать физическое лицо как субъект права; отличать юридические лица как субъекты права: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив, унитарное предприятие. Умение использовать в реальной жизни право собственности. Умение защищать интеллектуальную собственность и авторское право. Умение осуществлять защиту чести, достоинства и деловой репутации. |
Подготовка презентаций, экспертное наблюдение, анализ и оценка на практических занятиях и самостоятельной работе, решения правовых задач. Тестирование, устный опрос, составление конспекта, подготовка рефератов, докладов; работа с индивидуальными карточками-заданиями. |
Защита прав потребителей |
Умение разбираться в сущности нормативных актов и норм, регулирующих взаимоотношения потребителей и продавцов, изготовителей, а также лиц, оказывающих те или иные услуги. Умение формулировать права и обязанности потребителей, защищать права потребителей. |
экспертное наблюдение, анализ и оценка на практических занятиях и самостоятельной работе, решения правовых задач. |
Правовое регулирование образовательной деятельности |
Умение выстраивать успешную образовательную траекторию в жизни с опорой на склонности, желание и интересы. Умение разбираться в видовом разнообразии образовательных организаций, уровня получения образования в высшей школе. Знание и соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса, умение реализовать и защищать свои права в сфере образования. |
решения правовых задач, тестирование, устный опрос, составление конспекта, письменная самостоятельная работа; подготовка рефератов, докладов; работа с индивидуальными карточками-заданиями. |
Семейное право и наследственное право |
Знание сущности и основной задачи семейного права. Умение характеризовать источники и принципы семейного права. Понимание важности института семьи для жизни человека, уважительное отношение к близким людям, оказание всемерной поддержки и помощи при решении различных жизненных ситуаций. Умение защищать имущественные и личные неимущественные права супругов. Знание понятия брак, условия заключения и расторжения брака, признание брака недействительным. Знание порядка выплаты алиментов в семейных отношениях. Умение защищать интересы детей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Знание правил и принципов наследственного права. |
экспертное наблюдение, анализ и оценка на практических занятиях, решения правовых задач. Тестирование, устный опрос, составление конспекта, письменная самостоятельная работа; подготовка рефератов, докладов; работа с индивидуальными карточками-заданиями, подготовка презентаций. |
Трудовое право |
Знание понятия и сущности трудового права. Умение характеризовать принципы и источники трудового права. Умение излагать актуальные проблемы занятости и безработицы. Знание понятия трудовой договор (контракт), обязательных условий трудового договора, а также дополнительных. Умение соблюдать порядок взаимоотношений работника и работодателя. Умение защищать свои трудовые права, знание порядка и условий расторжения и заключения трудового договора. Умение использовать льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. |
Подготовка презентаций, экспертное наблюдение, анализ и оценка на практических занятиях, решения правовых задач. Тестирование, устный опрос, составление конспекта, письменная самостоятельная работа; подготовка рефератов, докладов; работа с индивидуальными карточками-заданиями. |
Административное право и административный процесс |
Умение отличать административные отношения от иных правоотношений. Знание сущности административной ответственности и мер административного наказания. Знакомство с правилами порядка производства по делам административных правонарушениях. |
экспертное наблюдение, решения правовых задач. Тестирование, устный опрос, составление конспекта, письменная самостоятельная работа; подготовка рефератов, докладов; работа с индивидуальными карточками-заданиями. |
Уголовное право и уголовный процесс |
Знание принципов уголовного права и действия уголовного закона. Умение квалифицировать преступления, знание мер уголовной ответственности и наказания. Знание принципов уголовного процесса. Умение характеризовать особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Знание особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних. |
экспертное наблюдение, решения правовых задач. Тестирование, устный опрос, составление конспекта, письменная самостоятельная работа; подготовка рефератов, докладов; работа с индивидуальными карточками-заданиями, подготовка презентаций. |
Международное право |
Умение характеризовать международную защиту прав человека в условиях мирного и военного времени. Знание принципов и особенностей международного права, особенностей защиты прав детей. Знание основных правил международного гуманитарного права и прав человека. |
экспертное наблюдение, Тестирование, устный опрос, составление конспекта, письменная самостоятельная работа; подготовка рефератов, докладов; работа с индивидуальными карточками-заданиями. |
2