Рабочая программа по алгебре в 7 классе ФГОС (УМК А.Г. Мордковича)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Дуван муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
имени Героя Советского Союза С. А. Михляева
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО Протокол №____ от «__» ______20__г. Руководитель ШМО _____А.А.Калганова. | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ________ Д. Р. Дубова «___»_________20__г. | УТВЕРЖДАЮ: директор школы ________С.В.Петухов Приказ №__________ от «__»______20___г. |
Рабочая программа по алгебре
для 7б класса
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Калганова Анна Александровна
учитель математики
с. Дуван
2019г.
Пояснительная записка
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:
Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Программы. Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2011. – 64 с.
Преподавание ведется согласно учебному плану школы 3 часа в неделю, всего 102 часа.
Программа соответствует учебнику «Алгебра (в 2-х частях). Ч. 1: Учебник. 7 класс» / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2016 г. и задачнику «Алгебра (в 2-х частях). Ч. 2: Задачник. 7 класс» А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2016 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
· понимание роли математических действий в жизни человека;
· интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
· ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
· понимание причин успеха в учебе;
· понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
· ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
· общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
· самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
· первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
· понимания чувств одноклассников, учителей;
· представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
· принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
· планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
· выполнять действия в устной форме;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
· в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
· вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
· выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
· принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
· понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
· выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
· воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
· в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
· на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
· выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Ученик научится: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
· использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
· на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
· строить небольшие математические сообщения в устной форме;
· проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
· выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
· проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
· в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
· строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Ученик получит возможность научиться:
· под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
· работать с дополнительными текстами и заданиями;
· соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
· моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
· устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
· строить рассуждения о математических явлениях;
· пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Ученик научится:
· принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
· допускать существование различных точек зрения;
· стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
· использовать в общении правила вежливости;
· использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
· контролировать свои действия в коллективной работе;
· понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
· следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
· строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
· использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
· корректно формулировать свою точку зрения;
· проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
· контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Предметные:
Ученик научится:
· работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
· выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
· уметь пользоваться изученными математическими формулами;
Ученик получит возможность научиться:
· владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, формировать представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
· решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
· применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание тем учебного курса
Повторение курса математики 6 класса (10 ч)
Математический язык. Математическая модель (12 ч)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Линейная функция (12 ч)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах + by + с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + by + с = 0.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.
Линейная функция у = kx и ее график.
Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (12 ч)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Степень с натуральным показателем (7 ч)
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Операции над одночленами (10 ч)
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами (19 ч)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.
Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.
Деление многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители (13 ч)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Функция у = х2 (7 ч)
Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = - х2, ее свойства и график.
Графическое решение уравнений. Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(x). Функциональная символика.
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем программы | § | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения урока |
| Повторение курса математики 6 класса. | | | |
1 | Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями | | | |
2 | Сложение и вычитание чисел с разными знаками | | | |
3 | Умножение и деление чисел с разными знаками | | | |
4 | Преобразование числовых выражений | | | |
5 | Координаты. Декартовы координаты на плоскости | | | |
6 | Решение уравнений | | | |
7 | Решение уравнений, содержащих модуль | | | |
8 | Решение задач с помощью уравнений | | | |
9 | Вводный срез знаний. Контрольная работа №1 | | | |
10 | Работа над ошибками | | | |
| Итого: | 10 | | |
Глава I. Математический язык. Математическая модель | | |||
11 | Числовые и алгебраические выражения | 1 | | |
12 | Законы сложения и умножения алгебраических выражений. | 1 | | |
13 | Нахождение значений выражений | 1 | | |
14 | Что такое математический язык. Чтение и запись математических выражений | 2 | | |
15 | Что такое математическая модель. Создание математической модели по условию задачи | 2 | | |
16 | Математическое моделирование | 3 | | |
17 | Линейное уравнение с одной переменной | 4 | | |
18 | Решение линейных уравнений | 4 | | |
19 | Координатная прямая | 5 | | |
20 | Числовые промежутки | 5 | | |
21 | Математическое моделирование. Решение задач | | | |
22 | Контрольная работа № 2 | | | |
| Итого: | 12 | | |
Глава II. Линейная функция | | |||
23 | Координатная плоскость | 6 | | |
24 | Отыскание точки на координатной плоскости. Построение точки | 6 | | |
25 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 7 | | |
26 | Построение графиков линейных уравнений | 7 | | |
27 | Составление линейных уравнений по их графикам | 7 | | |
28 | Линейная функция и ее график | 8 | | |
29 | Особенности размещения графиков линейных функций на координатной плоскости | 8 | | |
30 | Линейная функция у = kx | 9 | | |
31 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 10 | | |
32 | Условие параллельности графиков линейных функций. Пересечение графиков линейных функций | 10 | | |
33 | Контрольная работа №3 | 10 | | |
34 | Работа над ошибками | | | |
| Итого: | 12 | | |
Глава III. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | | |||
35 | Основные понятия системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 11 | | |
36 | Решение системы линейных уравнений с двумя переменными. Метод подстановки | 11 | | |
37 | Решение системы линейных уравнений с двумя переменными методом подстановки | 12 | | |
38 | Метод алгебраического сложения | 13 | | |
39 | Решение системы линейных уравнений с двумя переменными методом сложения | 13 | | |
40 | Решение системы линейных уравнений с двумя переменными различными способами | 11, 12, 13 | | |
41 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 14 | | |
42 | Составление системы линейных уравнений с двумя переменными по условию задачи | 14 | | |
43 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений с двумя переменными | 14 | | |
44 | Решение различных задач с помощью систем линейных уравнений с двумя переменными | 14 | | |
45 | Контрольная работа №4 Аднистративная | | | |
46 | Работа над ошибками | | | |
| Итого: | 12 | | |
Глава IV. Степень с натуральным показателем и ее свойства | | |||
47 | Что такое степень с натуральным показателем | 15 | | |
48 | Таблица основных степеней | 16 | | |
49 | Свойства степени с натуральным показателем | 17 | | |
50 | Применение свойств степени с натуральным показателем | 17 | | |
51 | Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями | 18 | | |
52 | Преобразование степеней с одинаковыми показателями | 18 | | |
53 | Степень с нулевым показателем | 19 | | |
| Итого: | 7 | | |
Глава V. Одночлены. Операции над одночленами | | |||
54 | Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена | 20 | | |
55 | Сложение и вычитание одночленов | 21 | | |
56 | Сложение и вычитание одночленов. Решение задач | 21 | | |
57 | Умножение одночленов | 22 | | |
58 | Возведение одночлена в степень | 22 | | |
59 | Деление одночлена на одночлен | 23 | | |
60 | Преобразование одночленов | 20-23 | | |
61 | Действия над одночленами | 20-23 | | |
62 | Контрольная работа № 4 | | | |
63 | Работа над ошибками | | | |
| Итого: | 10 | | |
Глава VI. Многочлены. Арифметические операции над многочленами | | |||
64 | Определение многочленов. Основные понятия | 24 | | |
65 | Сложение и вычитание многочленов, приведение подобных слагаемых | 25 | | |
66 | Умножение многочлена на одночлен | 25 | | |
67 | Умножение многочлена на многочлен | 26 | | |
68 | Нахождение произведения многочленов | | | |
69 | Произведение многочленов. Решение задач | 27 | | |
70 | Формулы сокращенного умножения | 27 | | |
71 | Квадрат суммы и квадрат разности одночленов | 27 | | |
72 | Решение задач | 28 | | |
73 | Разность квадратов | 28 | | |
74 | Решение задач | 28 | | |
75 | Сумма и разность кубов | 28 | | |
76 | Решение задач | 28 | | |
77 | Куб суммы и куб разности двух одночленов | 28 | | |
78 | Решение задач | 28 | | |
79 | Деление многочлена на одночлен | 29 | | |
80 | Вынесение общего множителя за скобки | 29 | | |
81 | Контрольная работа № 5 | | | |
82 | Работа над ошибками | | | |
| Итого: | 19 | | |
| | |||
| Глава VII. Разложение многочленов на множители. | 30 | | |
83 | Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно | 30 | | |
84 | Вынесение общего множителя за скобки | 31 | | |
85 | Деление многочлена на многочлен | 32 | | |
86 | Решение задач | 31-32 | | |
87 | Способ группировки | 33 | | |
88 | Приведение к способу группировки | 33 | | |
89 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | 34 | | |
90 | Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов | 34 | | |
91 | Решение задач | 34 | | |
92 | Сокращение алгебраических дробей | 35 | | |
93 | Тождества. Решение задач | 36 | | |
94 | Контрольная работа № 6 | | | |
95 | Работа над ошибками | | | |
| Итого: | 13 | | |
| | |||
| Глава VIII. Функция y=x² | | | |
96 | Функция у = х2 и ее график | 37 | | |
97 | Функция у = х2 и ее график. Построение графика простейшей квадратичной функции | 37 | | |
98 | Решение задач | 37 | | |
99 | Графический способ решения уравнений | 38 | | |
100 | Что означает в математике запись у = f(x) | 39 | | |
101 | Административная контрольная работа №7 | | | |
102 | Итоговое повторение | | | |
| Итого: | 7 | | |
| Итого: | 102 | | |
Источники информации для учителя
Программы. Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2011г.
Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Контрольные и самостоятельные работы по алгебре: 7 класс: к учебнику А.Г. Мордковича и др. "Алгебра. 7 класс" / М.А. Попов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
10