Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса (УМК В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе:
Закона об образовании Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 15 декабря 2015 г. №1577;
Примерной рабочей программы по учебному предмету 5 -9 классы. Авторы В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. Москва «Академкнига \ учебник» 2016.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
Письмо от 22.04.19 № 2478 -04-О «О примерном учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год».
Программа соответствует учебнику Биология. 6 класс: В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова. – 2-е изд., пересмотр. – М. : Академкнига/Учебник, 2015.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена с учетом 1 часа в неделю, 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения и качества:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); - эстетического отношения к живым объектам. - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.
1.2. Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД). В результате обучения ученик научится:
Регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; - умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках
1.3. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; - формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. - объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; - формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
Содержание учебного курса
Тема 1. Общая характеристика живых организмов
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание , дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение , размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Тема 2. Многообразие живых организмов
Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные : простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные , пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Тема 3. Основные жизнедеятельные функции организмов
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем , пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. \роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений : механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы , обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных. Органы размножения. Половые клетки : сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.
Тема 4. Организмы и окружающая
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Тематическое планирование
№ | Наименование темы (главы) | Количество часов |
1 | Общая характеристика живых организмов | 6 |
2 | Многообразие живых организмов | 9 |
3 | Основные жизненные функции организмов | 12 |
4 | Организмы и окружающая среда | 8 |
| ИТОГО часов | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем, уроков
| Кол-во часов | Дата | Примечание | | ||
план | факт | | |||||
1 четверть | | ||||||
Тема 1 «Общая характеристика живых организмов» (6 ч.) | | ||||||
1 | Введение. Чем живое отличается от неживого. Практическая работа№1 «Признаки живых организмов» | 1 | | | | | |
2 | Химический состав живого организма. Лабораторная работа №1 «Химический состав растительных организмов» | 1 | | | | | |
3 | Входная контрольная работа. Клетка – основа жизни. Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки» | 1 | | | | | |
4 | Ткани. Лабораторная работа №3 «Изучение растительных тканей и ткани животных организмов» | 1 | | | | | |
5 | Органы и системы органов. Практическая работа № 2 «Чечевички – образования покровной ткани» | 1 | | | | | |
6 | Контрольная работа по теме « Общая характеристика живых организмов» | 1 | | | | | |
Тема 2 «Многообразие живых организмов» (9 ч.) | | ||||||
7 | Систематика живых организмов Практическая работа № 3 «Определение систематической принадлежности видов растений и животных к более крупным группам» | 1 | | | | | |
8 | Основные царства живой природы. | 1 | | | | | |
2 четверть | | ||||||
9 | Бактерии. Лабораторная работа № 5 «Строений бактерий на примере сенной палочки» | 1 | | | | | |
10 | Растения. Практическая работа № 4 «Особенности строения цветковых и споровых растений» | 1 | | | | | |
11 | Лабораторная работа № 6 «Разнообразие корневых систем цветковых растений и строение цветка» | 1 | | | | | |
12 | Животные. Практическая работа № 5 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака» | 1 | | | | | |
13 | Грибы. | 1 | | | | | |
14 | Биология – наука о живых организмах | 1 | | | | | |
15 | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | | | | | |
3 четверть | | ||||||
Тема 3 «Основные жизненные функции организмов» (12 ч.) | | ||||||
16 | Питание и пищеварение. Практическая работа № 6 «Питание комнатных растений» | 1 | | | | | |
17 | Дыхание. Практическая работа № 7 «Изучение роли воздуха в прорастании семян» | 1 | | | | | |
18 | Транспорт веществ. Практическая работа № 8 «Передвижение воды и веществ по стеблю» | 1 | | | | | |
19 | Выделение. Лабораторная работа № 7 «Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях» | 1 | | | | | |
20 | Обмен веществ и преобразование энергии. Практическая работа № 9 «Дыхание семян как доказательство обмена веществ» | 1 | | | | | |
21 | Скелет – опора организма. | 1 | | | | | |
22 | Движение. Практическая работа № 10 «Передвижение дождевого червя» | 1 | | | | | |
23 | Размножение (бесполое). Практическая работа № 11 «Вегетативное размножение растений» | 1 | | | | | |
24 | Размножение (половое). | 1 | | | | | |
25 | Рост и развитие организмов. Практическая работа № 12 «Образование и рост корней» | 1 | | | | | |
4 четверть | | ||||||
26 | Организм – как единое целое | 1 | | | | | |
27 | Контрольная работа по теме «Основные жизненные функции организмов» | 1 | | | | | |
Тема 4 «Организмы и окружающая среда» (8 ч.) | | ||||||
28 | Среда обитания. Экологические факторы. Практическая работа № 13«Изучение влияния света на жизнедеятельность растений» | 1 | | | | | |
29 | Природные сообщества. Практическая работа № 14 «Природные сообщества» | 1 | | | | | |
30 | Значение живых организмов в природе. | 1 | | | | | |
31 | Человек и живые организмы | 1 | | | | | |
32 | Охрана живых организмов и природных сообществ | | | | | | |
33 | Обобщающий урок по теме «Организмы и окружающая среда» | 1 | | | | | |
34 | Итоговая годовая контрольная работа по теме «Живые организмы Земли» | 1 | | | | | |
35 | Итоговый урок по курсу «Биология. 6 класс» | 1 | | | | |