Филиал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аркинская средняя общеобразовательная школа
в с. Лубошево
«Рассмотрено и согласовано» «Проверено» «Утверждаю»
на заседании МО Зав. филиалом Директор школы
естественно-математического
цикла _________(Е.А. Герасин)
Председатель МО: _______(Т.И.Задорожная)
______________________ Приказ №____ Протокол №____ от «____»_________ года «____»__________ года
Рабочая программа
по биологии
в 9 классе
на 2018-2019 учебный год
Составил: учитель высшей категории
Л.А.Смирнова
с. Лубошево
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы по биологии для общеобразовательных учреждений для 9-го класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой (базовый уровень).: Дрофа, 2010. полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник: «Биология. Общие закономерности. 9 класс» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2012. Цели и задачи обучения Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило задачи обучения биологии в 9 классе: - формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом в биологии;- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов;- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Место предмета в учебном плане: Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета обучающиеся 9 классов должны знать/понимать - особенности жизни как формы существования материи;-роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; - фундаментальные понятия биологии;-сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; - основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;- соотношение социального и биологического в эволюции человека;- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;уметь - пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;- владеть языком предмета.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час).Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Раздел 1.Эволюция животного мира на Земле (21 час) Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов(2 часа).Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живой вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа). Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов).Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч Дарвина. Учения Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид- элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный набор. Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результата действия естественного отбора (2 часа). Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Тема 1.5.Микроэволюция (2 часа). Вид как генетическая изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Тема 1. 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция(3 часа) Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности, эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность , постепенное усложнение организации. Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства. Тема 1.7.Возникновение жизни на Земле(2 часа). Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа).Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле а палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую. Эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Раздел 2.Структурная организация живых организмов(10 часов). Тема 2.1.Химическая организация клетки (2 часа).Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических молекул жилого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК- молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипции. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомные РНК. Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа).Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино - и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 часов). Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значения и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро- центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра; ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразование хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организм.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов(5 часов). Тема 3.1. Размножение организмов(2 часа). Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение растений и животных; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)(3 часа). Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша 0- бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша- гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель и К. Мюллер). Работы А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Раздел 4. Наследственность и изменчивость (20 часов). Тема 4.1. Закономерности наследования признаков(10 часов).Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Тема 4.2. Закономерности изменчивости (6 часов).Основные формы изменчивости формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Тема 4.3.Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа).Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды(5 часов). Тема5.1. Биосфера, ее структура и функции (3 часа). Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В.И.Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Абиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм. Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа).Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранения эталонов и памятников природы, обеспечения природными ресурсами населения планеты.Повторение (6 часов). Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение 5 практических и 4 лабораторных работ:
Практическая работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Практическая работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений». Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии». Практическая работа№4 «Изучение и описание экосистемы своей местности». Практическая работа№5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».
Лабораторная работа №1 «Изучение клеток бактерий на готовых микропрепаратах». Лабораторная работа №2 «Изучение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах». Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач и составление родословных». Лабораторная работа №4 «Построение вариационной кривой».
Тематическое планирование биология - 9 класс
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
|
Введение (1 ч) |
|
|
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Введение |
1 |
|
|
|
Эволюция живого мира на Земле (21 ч) |
|
|
|
|
Многообразие живого мира Основные свойства живых организмов (2 ч) |
|
|
|
2 |
Признаки живых организмов |
1 |
|
|
3 |
Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие |
1 |
|
|
|
Развитие биологии в додарвинский период (2 ч) |
|
|
|
4 |
Работы К. Линнея по систематике растений и животных |
1 |
|
|
5 |
Эволюционная теория Ж. Б Ламарка |
|
|
|
|
Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 ч) |
|
|
|
6 |
Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина |
1 |
|
|
7 |
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе |
1 |
|
|
8 |
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе |
1 |
|
|
9 |
Движущие силы эволюции |
1 |
|
|
10 |
Формы естественного отбора |
1 |
|
|
|
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч) |
|
|
|
11 |
Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания |
1 |
|
|
12 |
Выявление приспособленности к среде обитания. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» |
1 |
|
|
|
Микроэволюция (2 ч) |
|
|
|
13 |
Вид, его критерии и структура. Популяция. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа № 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» |
1 |
|
|
14 |
Видообразование |
1 |
|
|
|
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч) |
|
|
|
15 |
Биологические последствия адаптации |
1 |
|
|
16 |
Главные направления эволюции |
1 |
|
|
17 |
Зачет № 1 «Учение об эволюции органического мира» |
1 |
|
|
|
Возникновение жизни на Земле (2 ч) |
|
|
|
18 |
Современные представления о возникновении жизни |
1 |
|
|
19 |
Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни |
1 |
|
|
|
Развитие жизни на Земле (3 ч) |
|
|
|
20 |
Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры |
1 |
|
|
21 |
Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. |
1 |
|
|
22 |
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека |
1 |
|
|
|
Структурная организация живых организмов (10 ч) |
|
|
|
|
Химическая организация клетки (2 ч) |
|
|
|
23 |
Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки |
1 |
|
|
24 |
Органические вещества клетки: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты |
1 |
|
|
|
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3ч) |
|
|
|
25 |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке |
1 |
|
|
26 |
Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов |
1 |
|
|
27 |
Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание |
1 |
|
|
|
Строение и функции клеток (5 ч) |
|
|
|
28 |
Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №1 «Изучение клеток бактерий на готовых препаратах» |
1 |
|
|
29 |
Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды цитоплазмы |
1 |
|
|
30 |
Изучение клеток растений и животных. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа№2 «Изучение клеток растений и животных» |
1 |
|
|
31 |
Инструктаж по технике безопасности. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов |
1 |
|
|
32 |
Зачет № 2 «Клетка» |
1 |
|
|
|
Размножение и индивидуальное размножение организмов (5 ч) |
|
|
|
|
Размножение организмов (2 ч) |
|
|
|
33 |
Размножение. Бесполое размножение |
1 |
|
|
34 |
Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение |
1 |
|
|
|
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч) |
|
|
|
35 |
Онтогенез. Эмбриональный период развития |
1 |
|
|
36 |
Онтогенез. Постэмбриональный период развития |
1 |
|
|
37 |
Общие закономерности развития |
1 |
|
|
|
Наследственность и изменчивость организмов (20 ч) |
|
|
|
|
Закономерности наследования признаков (10 ч) |
|
|
|
38 |
Основные понятия генетики |
1 |
|
|
39 |
Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегори Менделя |
1 |
|
|
40 |
Законы Менделя. Первый Закон Менделя. Закон доминирования. Неполное доминирование |
1 |
|
|
41 |
Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет |
1 |
|
|
42 |
Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание |
1 |
|
|
43 |
Сцепленное наследование генов. |
1 |
|
|
44 |
Генетика пола |
1 |
|
|
45 |
Наследование признаков, сцепленных полом |
1 |
|
|
46 |
Взаимодействие генов |
1 |
|
|
47 |
Решение генетических задач. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач» |
1 |
|
|
|
Закономерности изменчивости (6 ч) |
|
|
|
48 |
Наследственная (генотипическая) изменчивость |
1 |
|
|
49 |
Виды мутаций по степени изменения генотипа |
1 |
|
|
50 |
Фенотипическая (модификационная) изменчивость |
1 |
|
|
51 |
Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды |
1 |
|
|
52 |
Выявление изменчивости организмов. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №4 «Построение вариационной кривой» |
1 |
|
|
53 |
Зачет № 3 «Наследственность и изменчивость» |
1 |
|
|
|
Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 ч) |
|
|
|
54 |
Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений |
1 |
|
|
55 |
Методы селекции растений |
1 |
|
|
56 |
Методы селекции животных |
1 |
|
|
57 |
Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции |
1 |
|
|
|
Взаимодействие организма и среды. Основы экологии (5 ч) |
|
|
|
|
Биосфера, ее структура и функции (3 ч) |
|
|
|
58 |
Структура биосферы. Круговорот веществ в природе |
1 |
|
|
59 |
Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии» |
1 |
|
|
60 |
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной системе. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа № 4 «Изучение и описание экосистем своей местности |
1 |
|
|
|
Биосфера и человек (2 ч) |
|
|
|
61 |
Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере |
1 |
|
|
62 |
Последствия деятельности человека в экосистемах. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» |
1 |
|
|
|
Повторение (6 ч) |
|
|
|
63 |
Повторение темы «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов» |
1 |
|
|
64 |
Повторение темы «Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора» |
1 |
|
|
65 |
Повторение темы «Биологические последствия адаптации. Макроэволюция» |
1 |
|
|
66 |
Повторение темы «Обмен веществ и преобразование веществ в клетке» |
1 |
|
|
67 |
Повторение темы «Закономерности наследования признаков» |
1 |
|
|
68 |
Повторение темы «Закономерности наследования признаков» |
1 |
|
|