12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Лариса Анатольевна1149
Россия, Брянская обл., п. Комаричи
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Филиал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аркинская средняя общеобразовательная школа

в с. Лубошево

 

 

 

 

«Рассмотрено и согласовано»      «Проверено»                        «Утверждаю»

на заседании МО                         Зав. филиалом                       Директор школы

естественно-математического

цикла                                                                                        _________(Е.А. Герасин)

Председатель МО:                       _______(Т.И.Задорожная)

______________________                                                          Приказ №____                                                                                                                       Протокол №____ от «____»_________ года                                                                «____»__________ года

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по биологии

в 9 классе

на 2018-2019 учебный год

 

 

 

 

 

Составил: учитель высшей категории

Л.А.Смирнова

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Лубошево

 


 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы по биологии для общеобразовательных учреждений для 9-го класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой (базовый уровень).: Дрофа, 2010. полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник: «Биология. Общие закономерности. 9 класс» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2012. Цели и задачи обучения Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило задачи обучения биологии в 9 классе: - формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом в биологии;- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов;- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Место предмета в учебном плане: Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения предмета обучающиеся 9 классов должны знать/понимать - особенности жизни как формы существования материи;-роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; - фундаментальные понятия биологии;-сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; - основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;- соотношение социального и биологического в эволюции человека;- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;уметь - пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;- владеть языком предмета.

 

Содержание учебного предмета

 

      Введение (1 час).Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

     Раздел 1.Эволюция животного мира на Земле (21 час)                                                            Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов(2 часа).Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живой вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.                                                      Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа). Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.                                                      Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов).Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч Дарвина. Учения Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид- элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный набор.                                                                                     Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результата действия естественного отбора (2 часа).                                                            Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.                                                                                  Тема 1.5.Микроэволюция (2 часа).                                                                                      Вид как генетическая изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.                                                                 Тема 1. 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция(3 часа)                           Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности, эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность , постепенное усложнение организации. Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.                                                                                                           Тема 1.7.Возникновение жизни на Земле(2 часа). Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.                                                                                                                          Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа).Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле а палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую. Эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.                                                

 Раздел 2.Структурная организация живых организмов(10 часов).                                             Тема 2.1.Химическая организация клетки (2 часа).Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических молекул жилого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК- молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипции. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомные РНК.                              Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа).Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино - и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.                                                                   Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 часов). Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значения и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро- центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра; ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразование хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организм.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов(5 часов).                               Тема 3.1. Размножение организмов(2 часа). Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение растений и животных; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.                                                                                                                   Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)(3 часа). Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша 0- бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша- гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель и К. Мюллер). Работы А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость (20 часов).                                                             Тема 4.1. Закономерности наследования признаков(10 часов).Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.                             Тема 4.2. Закономерности изменчивости (6 часов).Основные формы изменчивости формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.    Тема 4.3.Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа).Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды(5 часов).                                                 Тема5.1. Биосфера, ее структура и функции (3 часа). Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В.И.Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Абиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.                                                                Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа).Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранения эталонов и памятников природы, обеспечения природными ресурсами населения планеты.Повторение (6 часов). Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение 5 практических и 4 лабораторных работ:

Практическая работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Практическая работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений».                                            Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии».                Практическая работа№4 «Изучение и описание экосистемы своей местности».            Практическая работа№5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

Лабораторная работа №1 «Изучение клеток бактерий на готовых микропрепаратах».          Лабораторная работа №2 «Изучение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах».                                                                                                     Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач и составление родословных».            Лабораторная работа №4 «Построение вариационной кривой».

 

 

Тематическое планирование биология - 9 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

план

факт

 

Введение (1 ч)

 

 

 

1

Инструктаж по технике безопасности. Введение

1

 

 

 

Эволюция живого мира на Земле (21 ч)

 

 

 

 

Многообразие живого мира Основные свойства живых организмов (2 ч)

 

 

 

2

Признаки живых организмов

1

 

 

3

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие

1

 

 

 

Развитие биологии в додарвинский период (2 ч)

 

 

 

4

Работы К. Линнея по систематике растений и животных

1

 

 

5

Эволюционная теория Ж. Б Ламарка

 

 

 

 

Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 ч)

 

 

 

6

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

1

 

 

7

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1

 

 

8

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1

 

 

9

Движущие силы эволюции

1

 

 

10

Формы естественного отбора

1

 

 

 

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч)

 

 

 

11

Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания

1

 

 

12

Выявление приспособленности к среде обитания. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

 

 

 

Микроэволюция (2 ч)

 

 

 

13

Вид, его критерии и структура. Популяция. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа № 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

1

 

 

14

Видообразование

1

 

 

 

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч)

 

 

 

15

Биологические последствия адаптации

1

 

 

16

Главные направления эволюции

1

 

 

17

Зачет № 1 «Учение об эволюции органического мира»

1

 

 

 

Возникновение жизни на Земле (2 ч)

 

 

 

18

Современные представления о возникновении жизни

1

 

 

19

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни

1

 

 

 

Развитие жизни на Земле (3 ч)

 

 

 

20

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры

1

 

 

21

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

1

 

 

22

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека

1

 

 

 

Структурная организация живых организмов (10 ч)

 

 

 

 

Химическая организация клетки (2 ч)

 

 

 

23

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки

1

 

 

24

Органические вещества клетки: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты

1

 

 

 

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3ч)

 

 

 

25

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

1

 

 

26

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов

1

 

 

27

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание

1

 

 

 

Строение и функции клеток (5 ч)

 

 

 

28

Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №1 «Изучение клеток бактерий на готовых препаратах»

1

 

 

29

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды цитоплазмы

1

 

 

30

Изучение клеток растений и животных. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа№2 «Изучение клеток растений и животных»

1

 

 

31

Инструктаж по технике безопасности. Деление клеток.

Клеточная теория строения организмов

1

 

 

32

Зачет № 2 «Клетка»

1

 

 

 

Размножение и индивидуальное размножение организмов (5 ч)

 

 

 

 

Размножение организмов (2 ч)

 

 

 

33

Размножение. Бесполое размножение

1

 

 

34

Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение

1

 

 

 

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч)

 

 

 

35

Онтогенез. Эмбриональный период развития

1

 

 

36

Онтогенез. Постэмбриональный период развития

1

 

 

37

Общие закономерности развития

1

 

 

 

Наследственность и изменчивость организмов (20 ч)

 

 

 

 

Закономерности наследования признаков (10 ч)

 

 

 

38

Основные понятия генетики

1

 

 

39

Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегори Менделя

1

 

 

40

Законы Менделя. Первый Закон Менделя. Закон доминирования. Неполное доминирование

1

 

 

41

Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет

1

 

 

42

Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание

1

 

 

43

Сцепленное наследование генов.

1

 

 

44

Генетика пола

1

 

 

45

Наследование признаков, сцепленных полом

1

 

 

46

Взаимодействие генов

1

 

 

47

Решение генетических задач. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач»

1

 

 

 

Закономерности изменчивости (6 ч)

 

 

 

48

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1

 

 

49

Виды мутаций по степени изменения генотипа

1

 

 

50

Фенотипическая (модификационная) изменчивость

1

 

 

51

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды

1

 

 

52

Выявление изменчивости организмов. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №4 «Построение вариационной кривой»

1

 

 

53

Зачет № 3 «Наследственность и изменчивость»

1

 

 

 

Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 ч)

 

 

 

54

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

 

 

55

Методы селекции растений

1

 

 

56

Методы селекции животных

1

 

 

57

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции

1

 

 

 

Взаимодействие организма и среды. Основы экологии (5 ч)

 

 

 

 

Биосфера, ее структура и функции (3 ч)

 

 

 

58

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе

1

 

 

59

Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии»

1

 

 

60

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной системе. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа № 4 «Изучение и описание экосистем своей местности

1

 

 

 

Биосфера и человек (2 ч)

 

 

 

61

Природные ресурсы и их использование.

Роль человека в биосфере

1

 

 

62

Последствия деятельности человека в экосистемах. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

1

 

 

 

Повторение (6 ч)

 

 

 

63

Повторение темы «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов»

1

 

 

64

Повторение темы «Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»

1

 

 

65

Повторение темы «Биологические последствия адаптации. Макроэволюция»

1

 

 

66

Повторение темы «Обмен веществ и преобразование веществ в клетке»

1

 

 

67

Повторение темы «Закономерности наследования признаков»

1

 

 

68

Повторение темы «Закономерности наследования признаков»

1

 

 



 

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.