12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осипова Светлана Михайловна172
Россия, Удмуртская респ., c. Сюмси

Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Наименование программы и описание базового учебника

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2013 г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013

Описание особенностей рабочей программы

Нет изменений в логике изложения материала и количестве часов

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Поэтому  главная цель российского образования  заключается в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт  общего образования. В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Курс для учащихся  5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

         В основу данного курса положен системно -  деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать  в преподавании  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Предметные умения

п/п

Тема

Планируемые предметные результаты

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

1.

Живой организм: строение и изучение

выделять основные признаки живой природы;

устройство светового микроскопа;

различать основные органоиды клетки;

н основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

характеризовать методы биологических исследований;

работать с лупой и световым микроскопом;

узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

2.

Многообразие живых организмов

выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

выделять основные признаки представителей царств живой природы.

определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

различать изученные объекты в природе, на таблицах;

устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

3.

Среда обитания живых организмов

основные среды обитания живых организмов;

природные зоны нашей планеты, их обитателей.

сравнивать различные среды обитания;

характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

приводить примеры обитателей морей и океанов;

наблюдать за живыми организмами.

4.

Человек на Земле

- древние предки человека;

- объяснять влияние человека на природу;

- знания о правилах безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения

- строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии;

- приводить примеры негативной деятельности человека;

Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы:

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

 

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы:

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел,гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Всего часов

В том числе:

Теоретические занятия

Практические занятия с указанием вида (к/р, с/р, лабораторная работа и т.д.)

1.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

8

3

5 (4-л/р, 1-к/р)

2.

Раздел 2. Многообразие живых организмов

14

13

1 к/р

3.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

5

5

-

4.

Раздел 4. Человек на Земле

7

6

1 к/р

 

ИТОГО:

34

27

7 (4-л/р, 3-к/р)


 


 

Календарно-тематическое планирование

урока в течение года/№ урока в разделе

Тема урока

Тип урока

Цель урока

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч)

1/1

Введение. Что такое живой организм

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о живых организмах.

Сравнивать разные живые организмы

Выделять и обобщать существенные признаки живых организмов; обобщать новые и полученные на уроке знания о живых организмах

Доказывать  связь живой и неживой природы

Ответить на вопросы учебника с.11

2/2

Наука о живой природе.

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о биологии как науке о живых организмах

Показывать рисунки, связанные с природой,

Запоминать, какая наука, с чем связана, что она изучает

Распознавать объекты изучения естественных наук, сравнивать науки о природе

С.16. Ответить на вопросы учебника

3/3

Методы изучения природы. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

Урок усвоения навыков и умений

Создать условия для овладения начальными исследовательскими умениями

Знакомиться с  методами изучения природы

Исследовать различные методы изучения природы,

Знакомиться с оборудованием для научных исследований. Выполнять

ЛР (лабораторную работу)

Ответить на вопросы учебника с.22

4/4

Увеличительные приборы. ЛР №2 «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним»

Урок усвоения навыков и умений

Отработать навык работы с микроскопом

Знакомиться с оборудованием для научных исследований

Выполнять

ЛР

Ответить на вопросы учебника с.26

5/5

Живые клетки. ЛР №3 «Строение клеток живых организмов»

Урок применения ЗУН

Создать условия для осмысления учебного материала об особенностях строения живых клеток

Проводить  наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы Выполнять ЛР

Ответить на вопросы учебника с.32

6/6

Химический состав клетки. ЛР №4 «Изучение химического состава семян»

Урок усвоения новых знаний

Выявить, какие вещества образуют клетку

Перечислять  химические элементы, входящие в состав живых организмов,

Приводить примеры органических и неорганических веществ

Понимает их роль в организме

Изучать химический состав семян

Выполнять ЛР

Ответить на вопросы учебника с.38

7/7

Великие естествоиспытатели

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о великих естествоиспытателях

Знакомиться с  именами  великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии,

Формулировать  оценку вклада ученых-биологов в развитие науки

Ответить на вопросы учебника с.48, с.49-50, подготовиться к КР

8/8

Контрольная работа по теме «Живой организм: строение и изучение»

Урок контроля

Контроль знаний

Выполнять КР (контрольную работу)

 

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч)

9/1

Как развивалась жизнь на Земле.

Урок усвоения новых знаний

Создать интерес к изучению темы о возникновении и развитии жизни на Земле.

Знакомиться с историей появления и развития жизни на Земле

Различать древних животных и растений  по картинкам

Составлять геохронологическую схему эволюции живых организмов

Ответить на вопросы учебника с.56

10/2

Разнообразие живого

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с основными царствами живой природы

Сравнивать представителей царств живой природы

Приводит примеры основных представителей царств живой природы

Выявлять отличительные признаки представителей царств живой природы

Понимать принцип современной классификации живых организмов

Ответить на вопросы учебника с.59

11/3

Бактерии.

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с существенными признаками царства Бактерии

Характеризовать главное отличие клетки бактерии от клеток других царств

Выделять существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток.

Знать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

Ответить на вопросы учебника с.63

12/4

Грибы.

Урок усвоения новых знаний

Сформировать общее представление о царстве Грибов

Характеризовать главное отличие клетки бактерии от клеток других царств

Выделять существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток.

Знать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

Ответить на вопросы учебника с.67

Повторить п.10-12

13/5

Растения – автотрофы.

Урок усвоения новых знаний

Дать представление об автотрофах

Объяснять принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез)

Приводить примеры систематических групп растений

П.17, с.87

с.68

14/6

Водоросли – группа низших растений.

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о водорослях как низших растениях

Узнавать особенности строения и распространения водорослей

Сравнивать строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение

Описывать значение водорослей в природе и для человека

Ответить на вопросы учебника с.72

15/7

Мхи и папоротники – группа высших споровых растений.

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о признаках мхов и папоротников

Знакомиться с мхами, с папоротниками. Сравнивать строение водоросли и мха

Описывать строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума. Распознавать листья со спорами  папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов

Ответить на вопросы учебника с.75

16/8

Голосеменные и покрытосеменные – группа высших семенных растений.

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о голосеменных и покрытосеменных растениях

Знакомиться с многообразием голосеменных.

Приводить доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.

Объяснять преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Приводить примеры использования голосеменных растений человеком

Ответить на вопросы учебника с.82

17/9

Значение растений в природе и жизни человека

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о роли растений в природе и жизни человека

Приводить примеры  роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека

Классифицировать растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные)

Доказывать, что в природе не существует абсолютно вредных растений

Приводить примеры растений, занесенных в Красную книгу

Формулировать правила поведения в лесу

Ответить на вопросы учебника с.90

18/10

Признаки царства Животные. Простейшие

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о существенных признаках представителей царства Животные и животных типа Простейшие

Приводить примеры животных

Выделять особенности представителей царства животных

Отличать клетку растения и клетку животного

Ответить на вопросы учебника с.93

19/11

Беспозвоночные животные

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о беспозвоночных животных

Делить животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных)

Понимать главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомиться с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных

Ответить на вопросы учебника с.96

20/12

Позвоночные животные

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о существенных признаках представителей Позвоночных

Понимать главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомиться с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных. Распознавать позвоночных животных по классам

Ответить на вопросы учебника с.99

21/13

Значение животных в природе и жизни человека

Комбинированный урок

Сформировать понимание роли животных в природе и жизни человека

Характеризовать роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные,  паразиты, ядовитые)

Демонстрировать знания о существовании различных пород животных

Осваивать навыки содержания домашних животных.

Ответить на вопросы учебника с.101. читать с.102, подготовиться к КР

22/14

Контрольная работа «Многообразие живых организмов».

Урок контроля

Контроль усвоения материала

Выполнять КР

 

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5ч)

23/1

Три среды обитания.

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о средах обитания

Знакомиться с тремя средами обитания

Характеризовать условия каждой из них

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Соотносить виды конечностей животных со средой их обитания

Ответить на вопросы учебника с.108

24/2

Жизнь на разных материках

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о растительном и животном мире разных материков

Демонстрировать  элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты

Отличать представителей флоры и фауны по полушариям, материкам

Использовать карту растений и животных Земли

Знать и уметь находить  материки планеты на карте.

Систематизировать информацию о многообразии растительного и животного мира материков.

Ответить на вопросы учебника с.114

25/3

Природные зоны.

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о природных зонах Земли

Перечислять природные зоны Земли. Понимать причины их смены

Характеризовать положение и условия основных природных зон. Приводить примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

Ответить на вопросы учебника с.120

26/4

Жизнь в морях и океанах.

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о взаимосвязи приспособленности организмов и условий их существования

Приводить примеры морских обитателей

Объяснять приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.

Понимать рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

Ответить на вопросы учебника с.124-125. Подготовиться к обобщению по части 3

27/5

Обобщение по теме «Среда обитания живых организмов»

Урок обобщения и систематизации знаний

Создать условия для систематизации наний

Обобщать и систематизировать знания о средах обитания живых организмов

 

Раздел 4. Человек на Земле (7ч)

 

28/1

Как человек появился на Земле.

Урок усвоения новых знаний

Дать представление об историческом развитии человека

Выделять три вида людей

Характеризовать все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца)

Находить сходства и отличия человекообразных обезьян и современного человека

Понимать роль  совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека

Делать вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа

Ответить на вопросы учебника с.134

29/2

Как человек изменил Землю.

Урок усвоения новых знаний

Показать влияние человека на окружающую среду

Анализировать последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности

Перечислять и характеризовать важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)

Предлагать пути выхода из создавшейся ситуации

Ответить на вопросы учебника с.139

30/3

Жизнь под угрозой.

Урок усвоения новых знаний

Показать причинно-следственные связи влияния человека на живые организмы

Перечислять и характеризовать важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству

Ответить на вопросы учебника с.142

31/4

Не станет ли Земля пустыней.

Урок усвоения новых знаний

Показать причинно-следственные связи влияния человека на окружающую среду

Называть исчезнувшие виды растений и животных.

Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Обсуждать способы сохранения биологического разнообразия

Объяснять причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Определять степень личного участия в природоохранной работе.

Предлагать меры по уменьшению опустынивания планеты

Ответить на вопросы учебника с.145

32/5

Здоровье человека и безопасность жизни.

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о взаимосвязи здоровья и образа жизни

Формулировать понятие Здорового образа жизни

Осваивать приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных

Обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.

Ответить на вопросы учебника с.152

33/6

Обобщение.

Урок обобщения и систематизации знаний

Создать условия для обобщения и систематизации знаний

Обобщать и систематизировать знания

Подготовиться к КР

34/7

Итоговая контрольная работа

Урок контроля

Контроль усвоения материала

Выполнять КР

 

Приложение «Контрольно-измерительные материалы»

Контрольная работа по теме «Живой организм: строение и изучение»


 


 


 


 


 


 


 

Ответы контрольной работы по теме «Живой организм: строение и изучение»

Критерии оценивания

Часть А -1 балл за каждый правильный ответ

Часть Б – 2 балла за правильный ответ

Часть В – 5 баллов (1 балл за каждый правильный ответ)

Оценивание: 10-11 баллов – оценка «5»

8-9 баллов – оценка «4»

5-7 баллов – оценка «3»

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

Ответы контрольной работы по теме «Многообразие живых организмов»

Критерии оценивания

Часть А -1 балл за каждый правильный ответ

Часть Б – 2 балла за правильный ответ

Часть В – 5 баллов (1 балл за каждый правильный ответ)

Оценивание: 10-11 баллов – оценка «5»

8-9 баллов – оценка «4»

5-7 баллов – оценка «3»


 


 


 


 


 


 


 

Итоговая контрольная работа по курсу биологии (5 класс)


 

I - вариант

Инструкция для обучающихся.

На выполнение контрольной работы по биологии отводится 45 минут.

Итоговая контрольная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 17 заданий.

Часть I содержит 10 заданий базового уровня сложности с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных.

Часть II содержит 5 заданий повышенного уровня сложности. Из этих заданий: 1 задание с выбором и записью трёх верных вариантов из шести; 2 задания на установление соответствия; 1 задание на включение в текст пропущенных терминов и понятий; 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений.

Часть III содержит 2 задания, повышенного уровня сложности. Из этих заданий: 1 задание на работу с текстом биологического содержания, в котором необходимо исправить биологические ошибки в приведённом тексте, 2 задание с развёрнутым ответом.

Часть I. Выбрать один правильный ответ из предложенных:

Экология – это наука, изучающая:

а. животный мир

б. растительный мир

в. взаимосвязь живых организмов и условия их обитания

г. многообразие живых организмов

Влияние полива на рост растения изучают с помощью метода:

а. измерения

б. наблюдения

в. описания

г. эксперимента

Размножение – это:

а. увеличение массы тела организма

б. способность воспроизводить себе подобных

в. прекращение процессов жизнедеятельности

г. способность воспринимать воздействие окружающей среды

К органическим веществам клетки относятся:

а. белки, витамины, вода

б. минеральные соли, углеводы, жиры

в. углеводы, вода, витамины

г. углеводы, белки, жиры

На рисунке растительной клетки цифра 4 обозначает:

а. вакуоль

б. ядро

в. оболочка

г. цитоплазма

Хранение и реализацию наследственной информации в клетке осуществляет:

а. ядро

б. пластиды

в. цитоплазма

г. вакуоль

7. Хлорофилл в хламидомонаде находится в :

а. хлоропластах

б. хроматофоре

в. хромопластах

г. лейкопластах

8. Покрытосеменные растения отличаются от голосеменных тем, что:

а. имеют корни, стебли

б. имеют цветок и образуют плод

в. живут на суше

г. представлены только травами

9. К болезнетворным грибам относят:

а. пеницилл

б. фитофтору

в. бледную поганку

г. мукор

Залежи каменного угля образовались из:

а. отмерших древовидных папоротников

б. скопления отмерших водорослей

в. скопления остатков растительности

г. отмерших мхов

Часть II.

В1. Выбрать три правильных ответа из шести предложенных:

Для бактериальной клетки характерно:

а. высокая скорость размножения

б. наличие плотной оболочки

в. размножение с помощью спор

г. отсутствие клеточного ядра

д. являются многоклеточными организмами

е. являются неподвижными

В2. Установить соответствие между органоидами клетки и их функциями:

Органоиды клетки: Выполняемая функция:

а. цитоплазма 1. пластиды, содержащие хлорофилл

б. хромосомы 2. полость, содержащая клеточный сок

в. вакуоль 3. полужидкое содержимое клетки

г. хлоропласты 4. носители наследственной информации

В3. Установите соответствие между процессами жизнедеятельности растений и животных и их строением:

а. способность к передвижению 1. животные

б. неограниченный рост в течение жизни 2. растения

в. гетеротрофный тип питания

г. наличие пластид

д. отсутствие клеточной стенки

е. наличие вакуолей

ж.автотрофный тип питания

 

В4. Закончить предложения, вписав недостающие слова: фотосинтез, эукариоты, гетеротрофы, автотрофы, прокариоты.

Организмы, клетки которых содержат ядро называются_________________ , а

организмы, в клетках которых ядро отсутствует называются___________________.

Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами называются_______________. Организмы, которые сами создают органические вещества в процессе____________ относятся к ________________.

В5. Постройте в правильной последовательности процессы деления клетки:

а. парные хромосомы расходятся к полюсам клетки

б.ядерная оболочка исчезает

в. ядро увеличивается в размерах

г. деление цитоплазмы

д. хромосомы удваиваются

е. хромосомы выстраиваются по экватору клетки

ж.образование ядра

Часть III

С1.Прочитайте текст. Найдите в тексте неверные утверждения:

1.Лишайники – своеобразная группа организмов. 2.Тело лишайника - слоевище. 3.Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены многоклеточные водоросли. 4.Между грибом и водорослью существует взаимосвязь, полезная как одному, так и другому организму. 5.Это явление получило название микориза. 6.Живут лишайники долго, сотни и даже тысячи лет. 7.Растут лишайники очень быстро.8.Лишайники могут жить в любой загрязнённой атмосфере.

С2. Укажите не менее 3 - х причин значения растений в природе.

Ответы итоговой контрольной работы по биологии 5 класс

задания

Ответ

Баллы

Часть I

   

А1

в

1

А2

г

1

А3

б

1

А4

г

1

А5

б

1

А6

а

1

А7

б

1

А8

б

1

А9

б

1

А10

а

1

Часть II

   

В1

а, б, г

2

В2

3, 4, 2, 1

2

В3

1, 2, 1, 2, 1, 2, 2

2

В4

Эукариоты

Прокариоты

Гетеротрофы

Фотосинтез, автотрофы

2

В5

в, д, б, е, а, г, ж

2

Часть III

   

С1

3 – одноклеточные

5 - симбиоз

7 – медленно

8 - не могут жить

2

С2

растения обогащают воздух кислородом;

растения поглощают из воздуха углекислый газ;

растения служат пищей растительноядным животным.

3


Оценивание: 22-25 баллов – оценка «5»

17-21 баллов – оценка «4»

12-16 баллов – оценка «3»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.