Примерная программа для 5 класса по биологии

0
0
Материал опубликован 5 November 2018 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника. Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 272. В 5 классе - 34часа. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. В программе обо­значены требования к результатам обучения.

Учебно-методический комплекс:

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология .Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Цели и задачи:

Целью изучения биологической науки в 5 классе является:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

Задачи:

изучить происхождение, строение, особенности бактерий, грибов и растений;

изучить строение и жизнедеятельность органов и систем растительного организма;

научиться распознавать органы и выделять особенности бактерий, грибов и растений;

научиться характеризовать органы и системы органов, их функции;

научиться объяснять процессы, происходящие в природной среде;

научиться сравнивать клетки, ткани, органы различных растительных организмов;

научиться обосновывать влияние различных растительных организмов на жизнедеятельность человека и животных;

развивать общеучебные и специальные умения и навыки.

 

Планируемые результаты изучения предмета

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература для учителя:

1. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классыМ . Дрофа 2012г.

2 . Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта М . Дрофа 2012г

3. В.В.Пасечник , Биология. учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений

4. В.В.Пасечник . Рабочая тетрадь..М. Дрофа.2012г.

5. Журнал «Биология в школе»

6. Контрольно-измерительные материалы .Биология Составитель С. Н.Березина – М. ВАКО 2011.

7. Биология. Тесты- Саратов :Лицей,2012г.

 

Название раздела программы

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Дата план

Дата факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

I

Введение. Биология как наука. Методы научного познания

 

5

         

1

 

Биология – наука о живой природе

1

Учащиеся получают представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усваивают понятия «биология», «биосфера», «экология».

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей, развитие навыков самоанализа и рефлексии

Выстраивание диалога с учителем и классом.

Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

   

2

 

Методы исследования в биологии

1

Учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. Умеют

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. Повышение интереса к изучению природы.

   

3

 

Разнообразие живой природы

1

Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы.

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Извлекают необходимую информацию и делают выводы.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

живого от неживого.

   

4

 

Среды обитания живых организмов

1

Учащиеся знают основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. Умеют различать среды обитания организмов, определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания.

Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания

Ставят учебную задачу.

Используют языковые средства для отображения своих чувств в процессе изучения нового.

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

   

5

 

Экологические факторы

1

Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Ставят учебную задачу, используют языковые средства для отображения своих чувств в процессе изучения нового.

Формируются элементы экологической культуры

   

II

Клеточное строение организма

 

7

         

6

 

Устройство увеличительных приборов

Л.Р .1.Устройства лупы и микроскопа

1

Учащиеся знакомятся с устройством светового микроскопа, учатся работать с микроскопом и лупой, учатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Устанавливают цели занятия.

Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы

Вступают в диалог с учителем и классом.

Формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований

   

7

 

Строение клетки.

Л.Р.2. Приготовление и рассматривание кожицы чешуи лука.

1

Учащиеся учатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки

Умеют устанавливать цели лабораторной работы, анализировать их, выбирать смысловые единицы текста, самостоятельно определять цель учебной деятельности, переводить один вид информации в другой.

Формируется познавательный интерес на основе к изучения новых для учащихся объектов.

   

8

 

Химический состав клетки.

1

Учащиеся учатся называть основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

умеют осуществлять диалог внутри групп, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Формируется научное мировоззрение

   

9

 

Жизнедеятельность клетки.

1

Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Анализ информации, вступают в диалог внутри учебных групп, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется познавательный интерес.

   

10

 

Деление клетки и рост.

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки, описывают жизненный цикл клетки, фазы митоза, его значение, типы бесполого размножения.

Анализ информации, вступают в диалог внутри учебных групп, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется научное мировоззрение.

   

11

 

Ткани.

1

Учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительных организмах.

Устанавливают причинно–следственные связи, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Формируется научное мировоззрение

   

12

 

Об. Урок по теме: Клеточное строение.

1

Тестирование. Контрольная работа.

       

III

Царство Бактерии

 

3

         

13

 

Строение и жизнедеятельность бактерий.

1

Выделение существенных особенностей строения, жизнедеятельности, разнообразия форм и многообразия бактерий.

Анализ имеющихся знаний и самооценка собственной работы, выделение цели урока и сохранение ее при выполнении учебных действий, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции

Формирование интереса к предмету «Биология»

   

14

 

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека.

Устанавливают причинно-следственные связи Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей точке зрения.

Формирование интереса к предмету «Биология»

   

15

 

Болезнетворные бактерии.

1

Учащиеся имеют сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

Устанавливают причинно-следственные связи Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей точке зрения.

Формирование интереса к предмету «Биология»

   

IV

Царство Грибы

 

5

         

16

 

Общая характеристика грибов.

1

Учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе, умеют определять роль грибов в жизни человека.

Анализируют и учатся устанавливать причинно – следственные связи, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется научное мировоззрение

   

17

 

Шляпочные грибы.

Л.Р.3. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

1

Учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни человека, учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности

Формируется понимание ценности здорового безопасного образа жизни

   

18

 

Плесневые грибы и дрожжи.

Л.Р.4. Плесневый гриб мукор, строение дрожжей.

1

Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы.

Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение грибной клетки. Осуществляют взаимодействие с учителем и классом.

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

   

19

 

Грибы – паразиты.

1

Учащиеся знают о грибах-паразитах, их роли в природе и жизни человека.

Устанавливают причинно-следственные связи, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения, используют языковые средства для отображения мыслительных действий

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

   

20

 

Об. урок по темам: Грибы. Бактерии.

1

Тестирование. Контрольная работа.

       

V

Царство Растения

 

13

         

21

 

Разнообразие, распространение , значение растений.

1

Учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

Выделяют общее из частного, причинно-следственные связи, переводят один вид информации в другой, вступают в диалог с учителем и классом.

Формируется экологическая культура

   

22

 

Водоросли.

Л.Р.5. Строение одноклеточных водорослей.

1

Учащиеся имеют представления о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.

Устанавливают цели лабораторной работы.

Составляют план и последовательность действий

Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

   

23

 

Многоклеточные водоросли.

1

Учащиеся имеют представления о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.

Устанавливают цели лабораторной работы.

Составляют план и последовательность действий

Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

   

24

 

Лишайники.

1

Учащиеся имеют представления о лишайниках как симбиотических организмах.

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Используют языковые средства для отображения осознания полученного материала.

Формируется экологическая культура

   

25

 

Мхи.

Л.Р.6. Строение мха.

1

Учащиеся имеют представления о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках.

Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают и сопоставляют различные категории биологических понятий, применяют практические навыки в процессе лабораторной работы, осуществляют коммуникативные умения

Формируется научное мировоззрение

   

26-27

 

Плауны, хвощи, папоротники.

Л.Р.7. Строение спороносящего папоротника.

1

Учащиеся имеют представления о папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами

Выделяют главное, осуществляют сравнение и выделение взаимосвязей между биологическими объектами, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется научное мировоззрение

   

28-29

 

Голосеменные.

Л.Р.8. Строение хвои и шишек хвойных.

1

Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, освоили понятие «семенные растения».

Выделяют главное, осуществляют сравнение и выделение взаимосвязей между биологическими объектами, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется научное мировоззрение

   

30

 

Покрытосеменные.

1

Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений, могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы».

Выделяют существенные признаки объектов, описывают, выстраивают логические цепочки и причинно-следственные связи, делают выводы на основе ответов одноклассников.

Формируется интерес к предмету «Биология»

   

31

 

Происхождение растений.

1

Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, предках современных представителей растительного мира

Переводят один вид информации в другой, принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, делают выводы на основе работы в группах и ответов одноклассников

Формируется научное мировоззрение

   

32

 

Основные этапы развития

1

Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира.

Переводят один вид информации в другой, принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, делают выводы на основе работы в группах и ответов одноклассников

Формируется научное мировоззрение, интерес к предмету «Биология»

   

33

 

Об. урок по теме: Царство растения.

1

Тестирование. Контрольная работа.

       
   

Резервное время

1

         
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.