12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тимофеева Марина Викторовна138 Россия, Волгоградская обл., Волгоград Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Примерная программа для 5 класса по биологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника. Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 272. В 5 классе - 34часа. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. В программе обозначены требования к результатам обучения.
Учебно-методический комплекс:
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология .Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цели и задачи:
Целью изучения биологической науки в 5 классе является:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
Задачи:
изучить происхождение, строение, особенности бактерий, грибов и растений;
изучить строение и жизнедеятельность органов и систем растительного организма;
научиться распознавать органы и выделять особенности бактерий, грибов и растений;
научиться характеризовать органы и системы органов, их функции;
научиться объяснять процессы, происходящие в природной среде;
научиться сравнивать клетки, ткани, органы различных растительных организмов;
научиться обосновывать влияние различных растительных организмов на жизнедеятельность человека и животных;
развивать общеучебные и специальные умения и навыки.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература для учителя:
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классыМ . Дрофа 2012г.
2 . Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта М . Дрофа 2012г
3. В.В.Пасечник , Биология. учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений
4. В.В.Пасечник . Рабочая тетрадь..М. Дрофа.2012г.
5. Журнал «Биология в школе»
6. Контрольно-измерительные материалы .Биология Составитель С. Н.Березина – М. ВАКО 2011.
7. Биология. Тесты- Саратов :Лицей,2012г.
№ | Название раздела программы | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата план | Дата факт | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
I | Введение. Биология как наука. Методы научного познания | 5 | ||||||
1 | Биология – наука о живой природе | 1 | Учащиеся получают представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усваивают понятия «биология», «биосфера», «экология». | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей, развитие навыков самоанализа и рефлексии Выстраивание диалога с учителем и классом. | Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. | |||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | Учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. Умеют | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | Формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. Повышение интереса к изучению природы. | |||
3 | Разнообразие живой природы | 1 | Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы. | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекают необходимую информацию и делают выводы. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого. | |||
4 | Среды обитания живых организмов | 1 | Учащиеся знают основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. Умеют различать среды обитания организмов, определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания. | Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания Ставят учебную задачу. Используют языковые средства для отображения своих чувств в процессе изучения нового. | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | |||
5 | Экологические факторы | 1 | Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Ставят учебную задачу, используют языковые средства для отображения своих чувств в процессе изучения нового. | Формируются элементы экологической культуры | |||
II | Клеточное строение организма | 7 | ||||||
6 | Устройство увеличительных приборов Л.Р .1.Устройства лупы и микроскопа | 1 | Учащиеся знакомятся с устройством светового микроскопа, учатся работать с микроскопом и лупой, учатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | Устанавливают цели занятия. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы Вступают в диалог с учителем и классом. | Формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | |||
7 | Строение клетки. Л.Р.2. Приготовление и рассматривание кожицы чешуи лука. | 1 | Учащиеся учатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки | Умеют устанавливать цели лабораторной работы, анализировать их, выбирать смысловые единицы текста, самостоятельно определять цель учебной деятельности, переводить один вид информации в другой. | Формируется познавательный интерес на основе к изучения новых для учащихся объектов. | |||
8 | Химический состав клетки. | 1 | Учащиеся учатся называть основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности умеют осуществлять диалог внутри групп, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Формируется научное мировоззрение | |||
9 | Жизнедеятельность клетки. | 1 | Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. | Анализ информации, вступают в диалог внутри учебных групп, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется познавательный интерес. | |||
10 | Деление клетки и рост. | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки, описывают жизненный цикл клетки, фазы митоза, его значение, типы бесполого размножения. | Анализ информации, вступают в диалог внутри учебных групп, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение. | |||
11 | Ткани. | 1 | Учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительных организмах. | Устанавливают причинно–следственные связи, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Формируется научное мировоззрение | |||
12 | Об. Урок по теме: Клеточное строение. | 1 | Тестирование. Контрольная работа. | |||||
III | Царство Бактерии | 3 | ||||||
13 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | 1 | Выделение существенных особенностей строения, жизнедеятельности, разнообразия форм и многообразия бактерий. | Анализ имеющихся знаний и самооценка собственной работы, выделение цели урока и сохранение ее при выполнении учебных действий, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции | Формирование интереса к предмету «Биология» | |||
14 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека. | Устанавливают причинно-следственные связи Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей точке зрения. | Формирование интереса к предмету «Биология» | |||
15 | Болезнетворные бактерии. | 1 | Учащиеся имеют сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. | Устанавливают причинно-следственные связи Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей точке зрения. | Формирование интереса к предмету «Биология» | |||
IV | Царство Грибы | 5 | ||||||
16 | Общая характеристика грибов. | 1 | Учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе, умеют определять роль грибов в жизни человека. | Анализируют и учатся устанавливать причинно – следственные связи, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение | |||
17 | Шляпочные грибы. Л.Р.3. Строение плодовых тел шляпочных грибов. | 1 | Учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни человека, учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности | Формируется понимание ценности здорового безопасного образа жизни | |||
18 | Плесневые грибы и дрожжи. Л.Р.4. Плесневый гриб мукор, строение дрожжей. | 1 | Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы. | Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение грибной клетки. Осуществляют взаимодействие с учителем и классом. | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | |||
19 | Грибы – паразиты. | 1 | Учащиеся знают о грибах-паразитах, их роли в природе и жизни человека. | Устанавливают причинно-следственные связи, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения, используют языковые средства для отображения мыслительных действий | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | |||
20 | Об. урок по темам: Грибы. Бактерии. | 1 | Тестирование. Контрольная работа. | |||||
V | Царство Растения | 13 | ||||||
21 | Разнообразие, распространение , значение растений. | 1 | Учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. | Выделяют общее из частного, причинно-следственные связи, переводят один вид информации в другой, вступают в диалог с учителем и классом. | Формируется экологическая культура | |||
22 | Водоросли. Л.Р.5. Строение одноклеточных водорослей. | 1 | Учащиеся имеют представления о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках. | Устанавливают цели лабораторной работы. Составляют план и последовательность действий Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | |||
23 | Многоклеточные водоросли. | 1 | Учащиеся имеют представления о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках. | Устанавливают цели лабораторной работы. Составляют план и последовательность действий Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | |||
24 | Лишайники. | 1 | Учащиеся имеют представления о лишайниках как симбиотических организмах. | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Используют языковые средства для отображения осознания полученного материала. | Формируется экологическая культура | |||
25 | Мхи. Л.Р.6. Строение мха. | 1 | Учащиеся имеют представления о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. | Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают и сопоставляют различные категории биологических понятий, применяют практические навыки в процессе лабораторной работы, осуществляют коммуникативные умения | Формируется научное мировоззрение | |||
26-27 | Плауны, хвощи, папоротники. Л.Р.7. Строение спороносящего папоротника. | 1 | Учащиеся имеют представления о папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами | Выделяют главное, осуществляют сравнение и выделение взаимосвязей между биологическими объектами, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение | |||
28-29 | Голосеменные. Л.Р.8. Строение хвои и шишек хвойных. | 1 | Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, освоили понятие «семенные растения». | Выделяют главное, осуществляют сравнение и выделение взаимосвязей между биологическими объектами, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение | |||
30 | Покрытосеменные. | 1 | Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений, могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». | Выделяют существенные признаки объектов, описывают, выстраивают логические цепочки и причинно-следственные связи, делают выводы на основе ответов одноклассников. | Формируется интерес к предмету «Биология» | |||
31 | Происхождение растений. | 1 | Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, предках современных представителей растительного мира | Переводят один вид информации в другой, принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, делают выводы на основе работы в группах и ответов одноклассников | Формируется научное мировоззрение | |||
32 | Основные этапы развития | 1 | Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира. | Переводят один вид информации в другой, принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, делают выводы на основе работы в группах и ответов одноклассников | Формируется научное мировоззрение, интерес к предмету «Биология» | |||
33 | Об. урок по теме: Царство растения. | 1 | Тестирование. Контрольная работа. | |||||
Резервное время | 1 |