Рабочая программа по биологии, 5 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов пгт Восточный
Омутнинского района Кировской области
Принята педагогическим советом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района
Кировской области
Протокол № 1 от 30.08.2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
в 5 классе на 2016 – 2017 уч.год
Автор-составитель: Маслак Екатерина Николаевна, учитель высшей квалификационной категории.
Восточный 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа биологии в 5 классе.
Предметная область – «Естественно-научные предметы».
Количество часов в неделю - 1 час
Количество часов в год - 34 часа в соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района на 2016-2017 уч.год и годовым календарным графиком.
Уровень изучения учебного материала – базовый
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа МОиН РФ от 31.12.2015 № 1577);
Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), с учетом авторской программы В.В. Пасечника. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. - М.: Дрофа, 2014. - 96 с.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г № 253, с изменениями, в ред. от 26.01.2016г.)
Рабочая программа ориентирована на использования учебника:
Пасечник В.В. Биология, Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016, 141 с. (№ 1.2.4.2.2.1 Федерального перечня учебников).
Изучение предмета «Биология» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих результатов обучения:
Личностные:
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование ответственного отношения к учению;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
развитие эстетического сознания через эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: обучающийся сможет
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Познавательные УУД: обучающийся сможет:
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
определять логические связи между предметами и/или явлениями;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
Коммуникативные УУД: обучающийся сможет
играть определенную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.
Предметные:
Ученик научится:
-
-
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий);
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
-
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологические сознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения растений, грибов и бактерий.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Содержание (ФГОС ООО) |
Практикум |
1 |
Введение |
6 |
Царства живой природы. Экологические факторы. |
|
2 |
Глава 1. Клеточное строение организмов |
6 |
Строение, функции и разнообразие клеток. Химический состав клетки. |
Л.Р. – 1 Л.Р. – 2 Л.Р. - 3 |
3 |
Глава 2. Царство Бактерии |
3 |
Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний. Роль бактерий в природных сообществах (экосистемах). |
|
4 |
Глава 3. Царство Грибы |
5 |
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природных сообществах и жизни человека. |
Л.Р. – 4 Л.Р. - 5 |
5 |
Глава 4. Царство Растения |
13 |
Растения. Клетки и ткани растений. Процессы жизнедеятельности. Многообразие растений, принципы их классификации. Лишайники — симбиотические организмы, их экологическая роль. Значение растений в природе и жизни человека. Усложнение растений в процессе эволюции. |
Л.Р. – 6 Л.Р. – 7 Л.Р. – 8 Л.Р. - 9 |
6 |
Итоговое повторение |
1 |
||
34 |
В зависимости от уровня усвоения обучающимися отдельных разделов и тем программы в рабочую программу могут быть внесены изменения, т.к. в ФГОС ООО не предусматривается порядок изучения и количество часов.
Формы организации учебных занятий:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
В 5 классе проводится 9 лабораторных работ:
№ |
Тема |
Л.Р. - 1 |
«Знакомство с увеличительными приборами» |
Л.Р. - 2 |
«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» |
Л.Р. - 3 |
«Пластиды в клетках листа элодеи. Наблюдение движения цитоплазмы» |
Л.Р. - 4 |
«Строение плодовых тел шляпочных грибов» |
Л.Р. - 5 |
«Плесневый гриб мукор. Строение дрожжей» |
Л.Р. - 6 |
«Строение одноклеточных зеленых водорослей» |
Л.Р. - 7 |
«Строение мха» |
Л.Р. - 8 |
«Строение спороносящего папоротника» |
Л.Р. - 9 |
«Строение хвои и шишек хвойных растений» |
Контрольно-измерительные материалы составлены на основе:
Пасечник, В.В. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК:
Пасечник В.В. Биология, Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014, 141 с.
Пасечник В. В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2014. - 60 с.
В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» - М.: Дрофа, 2013.
Пасечник, В.В. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.
Интернет-ресурсы, медиаресурсы:
Электронное приложение к учебнику для 5 класса (www.drofa.ru)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=31
Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология: лабораторный практикум» (Республиканский мультимедиа центр, 2004)
Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология: интерактивные творческие задания» (ЗАО «Новый диск» 2006)
Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология в школе: электронные уроки и тесты» (ЗАО «Новый диск» 2006)
Биология: электронный учебник: http://www.ebio.ru/
Вся биология: http://biology.asvu.ru/
Школьный мир. Биология: http://school.holm.ru/predmet/bio/
Авторские презентации
Технические средства обучения:
Компьютер
Предметная оснащённость:
1 |
Микроскопы |
15 |
2 |
Лупы |
5 |
3 |
Микропрепараты: - Набор микропрепаратов по ботанике: Набор микропрепаратов «Плесень мукор» Набор микропрепаратов «Спирогира» Набор микропрепаратов «Спорогоний кукушкиного льна» Набор микропрепаратов «Сорус папоротника» Набор микропрепаратов «Пыльца сосны» Набор микропрепаратов «Хвоя сосны» - Набор микропрепаратов «Ботаника – 2 часть»: «Пеницилл» «Срез лишайника» «Спирогира» «Спорангий мха» «Хвощ» «Сорус папоротника» «Заросток папоротника» «Пыльца сосны» «Мужская шишка сосны» |
1 1 |
4 |
Предметные стекла |
100 |
5 |
Сетка для гербария |
1 |
6 |
Таблицы по ботанике: «Хламидомонада» «Улотрикс» «Зелёный мох кукушкин лён» «Мох сфагнум» «Папоротник щитовник мужской» «Хвощ и плаун» «Сосна обыкновенная» «Бактерии» «Шляпочные грибы» «Плесневые грибы. Дрожжи» «Грибы – паразиты» «Лишайники» |
1 |
7 |
Динамические модели:
|
1 1 1 1 |
8 |
Гербарий по систематике растений в 3-ёх частях |
1 |
9 |
Демонстрационный материал по биологии: «Растительная клетка» «Хламидомонада» «Улотрикс» «Мох кукушкин лён» «Папоротник» «Побег сосны» «Побег вишни» «Шляпочный гриб (белый гриб)» «Ламинария»\ «Порфира» |
2 |
10 |
Коллекция ископаемых остатков растений |
1 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
Дата |
||
план |
факт |
|||||
1 четверть: |
||||||
Введение (6 часов) |
||||||
1 |
Биология — наука о живой природе |
Биология – наука о живой природе. Биологические науки и объекты их изучения. Значение биологии для развития отраслей народного хозяйства и охраны природы. |
Знакомятся с учебником. Работают с текстом и иллюстрациями учебника - по определению понятий «биология», «биосфера», «экология», - раскрытию значений биологических знаний в современной жизни, - оценки роли биологии в жизни общества. Составляют кроссворд «Биологические дисциплины». |
7.09 |
7.09 |
|
2 |
Методы исследования в биологии |
Методы исследования в биологии. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника по определению понятий «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Обсуждают в парах цель, задачи и методы домашнего исследования «Какого цвета осень?» |
14.09 |
14.09 |
|
3 |
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого |
Биосфера – живая оболочка Земли Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные и Грибы. Признаки и свойства живых организмов. |
Рассказывают о результатах домашнего исследования «Какого цвета осень?» Работают с текстом и иллюстрациями учебника по определению понятий «Царства живых организмов» Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа по инструкции на стр. 18 учебника и обсуждают его в парах. |
21.09 |
21.09 |
|
4 |
Среды обитания организмов |
Среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Приспособления организмов к обитанию в различных средах. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника по определению понятий «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. |
28.09 |
28.09 |
|
5 |
Экологические факторы и их влияние на живые организмы |
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника по определению понятий «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенный фактор» Анализируют и сравнивают экологические факторы Отрабатывают навыки работы с текстом учебника по инструкции на стр. 27 учебника |
5.10 |
5.10 |
|
6 |
Обобщающее повторение |
Проводят с помощью учителя рефлексию собственной учебной деятельности при изучении темы «Введение». Выполняют тренировочное задание (с. 14 - 16 в рабочей тетради), проводят взаимопроверку. Заполняют кроссворд (с.13 - 14 в рабочей тетради), проводят самопроверку. Анализируют свои ошибки, фиксируют свои затруднения, формулируют с помощью учителя индивидуальную цель своих коррекционных действий (формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять, в чём каждому из них нужно разобраться и как это сделать) |
12.10 |
12.10 |
||
Глава 1. Клеточное строение организмов (6 часов) |
||||||
7 |
Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа –1 «Знакомство с увеличительными приборами» |
Увеличительные приборы (лупа, микроскоп). Устройство светового микроскопа и правила работы с ним. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника по определению понятий «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Выполняют лабораторную работу в парах по инструкциям (с. 31 и с. 33 учебника) при консультативной помощи учителя: работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа; отрабатывают правила работы с микроскопом. |
19.10 |
19.10 |
|
8 |
Строение клетки Лабораторная работа –2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» |
Клетка. Особенности строения растительной клетки, ее части и органоиды. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника - выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблице части и органоиды клетки. Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 36 – 37 учебника) при консультативной помощи учителя: готовят микропрепарат и рассматривают его под микроскопом, сравнивают объект под микроскопом и его изображением на с. 35 учебника, схематически изображают строение клетки в тетради. Участвуют в коллективном поиске (направляемом учителем) по обсуждению целей, задач и гипотезы домашнего проекта «Создаем клетку» |
26.10 |
26.10 |
|
9 |
Химический состав клетки |
Химический состав клетки (неорганические и органические вещества). Роль химических веществ в клетке. |
Показывают продукт домашнего проекта «Создаем клетку" Наблюдают за опытами, которые демонстрирует учитель, обсуждают их результаты. Работают с текстом и иллюстрациями учебника по определению понятий «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества». Заполняют схему «Химический состав клетки», проводят самопроверку. |
2.11 |
2.11 |
|
2 четверть: |
||||||
10 |
Жизнедеятельность клетки, её деление и рост Лабораторная работа –3 «Пластиды в клетках листа элодеи. Наблюдение движения цитоплазмы» |
Процессы жизнедеятельности клетки. |
Выполняют лабораторную работу в парах при консультативной помощи учителя: наблюдают за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи, анализируют и обсуждают результаты наблюдений. Работают с текстом и иллюстрациями учебника: изучают процессы жизнедеятельности клетки и их значение. Обсуждают в парах: как можно доказать, что клетка – живая частица растения? |
16.11 |
16.11 |
|
11 |
Ткани |
Ткань. Типы тканей растительного организма и их функции. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: определяют понятие «ткань», выделяют признаки, характерные для различных видов тканей и заполняют таблицу (задание на с. 49 учебника) . |
23.11 |
23.11 |
|
12 |
Обобщающее повторение |
Проводят с помощью учителя рефлексию собственной учебной деятельности при изучении темы «Клеточное строение организмов», соотносят цели (с. 29 учебника) и результаты своей учебной деятельности. Выполняют тренировочное задание (с. 27 - 28 в рабочей тетради), проводят взаимопроверку. Заполняют кроссворд (с. 26 - 27 в рабочей тетради), проводят самопроверку. Анализируют свои ошибки, фиксируют свои затруднения, формулируют с помощью учителя индивидуальную цель своих коррекционных действий (формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять, в чём каждому из них нужно разобраться и как это сделать) |
30.11 |
30.11 |
||
Глава 2. Царство Бактерии (3 часа) |
||||||
13 |
Строение и жизнедеятельность бактерий |
Строение бактериальной клетки. Отличия бактериальной клетки от клетки растений. Формы бактериальных клеток. Особенности питания и размножения бактерий. Спорообразование. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: заполняют схему «Формы бактерий», зарисовывают в тетрадь формы бактериальных клеток, знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий, сравнивают их с клетками растений. Обсуждают в парах опыты по выращиванию бактерий картофельной и сенной палочки (с. 55 – 56 учебника) |
7.12 |
7.12 |
|
14 |
Роль бактерий в природе и жизни человека |
Причины широкого распространения бактерий на планете. Значение бактерий в природе и жизни человека. |
Знакомятся с результатами опытов по выращиванию бактерий (если таковые окажутся в классе, т.к. работа выполняется по желанию). Слушают сообщения одноклассников, рассматривают схему на с. 59 и картину Н.Пуссена «Чума в Асдаде» на с. 61 учебника и делают вывод о роли бактерий в природе и жизни человека. |
14.12 |
14.12 |
|
15 |
Обобщающее повторение |
Проводят без помощи учителя рефлексию собственной учебной деятельности при изучении темы «Царство Бактерий», соотносят цели (с. 51 учебника) и результаты своей учебной деятельности Выполняют тренировочное задание и проводят самопроверку. Анализируют свои ошибки, фиксируют свои затруднения, формулируют с помощью учителя индивидуальную цель своих коррекционных действий (формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять, в чём каждому из них нужно разобраться и как это сделать) |
21.12 |
21.12 |
||
Глава 3. Царство Грибы (5 часов) |
||||||
16 |
Общая характеристика грибов |
Особенности строения грибов. Отличия клетки грибов от бактериальных клеток и клеток растений. Питание и размножение грибов. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Используя примеры своего жизненного опыта, по цепочке отвечают на вопрос: «Какую роль играют грибы в природе и жизни человека?». Участвуют в коллективном поиске (направляемом учителем) ответа на вопрос: «Почему грибы были выделены в самостоятельное царство живых организмов?» |
28.12 |
28.12 |
|
3 четверть: |
||||||
17 |
Шляпочные грибы Лабораторная работа –4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» |
Отличительные признаки трубчатых и пластинчатых шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы Правила сбора грибов. Правила оказания доврачебной помощи при отравлении грибами. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: выявляют отличительные признаки трубчатых и пластинчатых грибов, определяют понятия «симбиоз» и «микориза». Выполняют лабораторную работу в парах по инструкции на с. 77 учебника при дозированной помощи учителя. Различают на картинках съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. |
18.01 |
||
18 |
Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа –5 «Плесневый гриб мукор. Строение дрожжей» |
Дрожжи. Плесневые грибы. Значение дрожжей и плесневых грибов в природе и жизни человека. |
Выполняют лабораторную работу в парах при дозированной помощи учителя: готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с текстом и иллюстрациями учебника: сравнивают плесневые грибы мукор и пеницилл. |
25.01 |
||
19 |
Грибы-паразиты |
Грибы - паразиты. Значение паразитических грибов в природе и жизни человека. Меры борьбы с грибами – паразитами. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: определяют понятие «грибы-паразиты». Участвуют в беседе «Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека» Составляют кроссворд «Многообразие грибов» |
1.02 |
||
20 |
Обобщающее повторение |
Проводят без помощи учителя рефлексию собственной учебной деятельности при изучении темы «Царство Грибов», соотносят цели (с. 65 учебника) и результаты своей учебной деятельности. Выполняют тренировочное задание (с. 37 - 39 в рабочей тетради), проводят взаимопроверку. Заполняют кроссворд (с. 36 - 37 в рабочей тетради), проводят самопроверку. Анализируют свои ошибки, фиксируют свои затруднения, формулируют без помощи учителя индивидуальную цель своих коррекционных действий (формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять, в чём каждому из них нужно разобраться и как это сделать) |
8.02 |
|||
Глава 4. Царство Растения (13 часов) |
||||||
21 |
Разнообразие, распространение, значение растений |
Ботаника – наука о растениях. Особенности строения растительной клетки. Высшие и низшие растений. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: определяют понятия «ботаника», «низшие растения и «высшие растения». Участвуют в игре «Что? Где? Когда?» по теме «Значение растений в жизни человека» |
15.02 |
||
22 |
Водоросли Лабораторная работа –6 «Строение одноклеточных зеленых водорослей» |
Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей. Среда обитания водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: выделяют существенные признаки водорослей, выявляют приспособления у водорослей к среде обитания их значение в природе и жизни человека, Обосновывают необходимость охраны водорослей. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкции на с. 95 учебника: готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Работают с картинками и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. |
22.02 |
||
23 |
Лишайники |
Особенности строения лишайников. Распространение лишайников. Формы слоевищ лишайников: накипная, листоватая, кустистая. Значение лишайников в природе и жизни человека. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Зарисовывают в тетрадь схему строения лишайника. Составляют о лишайниках 3 репродуктивных вопроса и задают их соседу по парте. Участвуют в коллективном поиске (направляемом учителем) ответа на вопрос: «Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?» |
1.03 |
||
24 |
Мхи Лабораторная работа –7 «Строение мха» |
Мхи. Особенности строения мхов Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: выделяют существенные признаки мхов, выявляют их усложнения в связи с освоением ими суши, сравнивают печёночные и листостебельные мхи. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкции на с. 109 учебника. Зарисовывают в тетрадь мхи кукушкин лен и сфагнум, сравнивают их (записывают их сходства и различия). |
15.03 |
||
25 |
Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная работа –8 «Строение спороносящего папоротника» |
Папоротники, хвощи и плауны, их строение и среда обитания. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: дают характеристику папоротникам, хвощам и плаунам. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкции на с. 115 учебника. Обсуждают в парах ответ на вопрос: «Почему многие виды папоротников, в отличие от мхов, могут достигать значительных размеров?» |
|||
26 |
Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека |
Папоротники, хвощи и плауны, их многообразие, роль в природе и жизни человека. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Находят папоротники, хвощи и плауны на таблицах и гербарных образцах. Составляют 2 вопроса повышенной сложности о папоротникообразных и задают их соседу по парте. |
|||
4 четверть: |
||||||
27 |
Голосеменные Лабораторная работа –9 «Строение хвои и шишек хвойных растений» |
Голосеменные, их строение и распространение. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: выделяют существенные признаки голосеменных растений. Выполняют лабораторную работу в парах по инструкции на с. 124 учебника. |
|||
28 |
Многообразие голосеменных. |
Голосеменные, их многообразие, значение в природе и жизни человека. |
Слушают сообщения одноклассников о голосеменных растениях. Делают вывод о роли голосеменных растений в природе и жизни человека. Участвуют в игре в детективов – составляют «фотороботы» и разгадывают «фотороботы», составленные одноклассниками. |
|||
29 |
Покрытосеменные, или Цветковые |
Цветковые растения, их строение. Распространение цветковых (покрытосеменных) растений. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: ыделяют существенные признаки покрытосеменных растений Зарисовывают в тетрадь цветок и плоды шиповника Принимают участие в беседе о распространении цветовых растений и выявляютприспособления у растений у растений разных сред обитания. |
|||
30 |
Многообразие покрытосеменных |
Цветковые растения, их многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: определяют понятия «жизненные формы растений», «однолетние, двулетние и многолетние растения», объясняют роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека Составляют ребус о покрытосеменных растениях. Участвуют в конкурсе ребусов. |
|||
31 |
Происхождение растений. |
Происхождение растений. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты», описывают методы изучения древних растений. Рассматривают коллекции палеонтологических находок растений. |
|||
32 |
Основные этапы развития растительного мира |
Основные этапы развития растительного мира. Охрана растений. |
Работают с текстом и иллюстрациями учебника: характеризуют основные этапы развития растительного мира, выявляя усложнения в строении растений в ряду: водоросли-мхи – папоротники – голосеменные - покрытосеменные, делают краткие записи в тетради. Делают вывод об изменении и развитии растительного мира. |
|||
33 |
Обобщающее повторение |
Проводят без помощи учителя рефлексию собственной учебной деятельности при изучении темы «Царство Растений», соотносят цели (с. 87 учебника) и результаты своей учебной деятельности. Выполняют тренировочное задание (с. 55 - 58 в рабочей тетради), проводят взаимопроверку. Заполняют кроссворд (с. 54 - 55 в рабочей тетради), проводят самопроверку. Анализируют свои ошибки, фиксируют свои затруднения, формулируют без помощи учителя индивидуальную цель своих коррекционных действий (формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять, в чём каждому из них нужно разобраться и как это сделать) |
||||
Заключение (1 час) |
||||||
34 |
Итоговое повторение |
Принимают участие в игре «Биологический тайник» («Биология 5 класса в терминах») Выбирают себе летнее задание. |