Рабочая программа по биологии, 5 класс

4
0
Материал опубликован 1 February 2017

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным

изучением отдельных предметов пгт Восточный

Омутнинского района Кировской области

Принята педагогическим советом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района
Кировской области

Протокол № 1 от 30.08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

в 5 классе на 2016 – 2017 уч.год

Автор-составитель: Маслак Екатерина Николаевна, учитель высшей квалификационной категории.
 

 

Восточный 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа биологии в 5 классе.

Предметная область – «Естественно-научные предметы».

Количество часов в неделю - 1 час

Количество часов в год - 34 часа в соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района на 2016-2017 уч.год и годовым календарным графиком.

Уровень изучения учебного материала – базовый

Рабочая программа составлена на основе:

 

Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа МОиН РФ от 31.12.2015 № 1577);

Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);

Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района;

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), с учетом авторской программы В.В. Пасечника. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. - М.: Дрофа, 2014. - 96 с.

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г № 253, с изменениями, в ред. от 26.01.2016г.)

Рабочая программа ориентирована на использования учебника:

Пасечник В.В. Биология, Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016, 141 с. (№ 1.2.4.2.2.1 Федерального перечня учебников).

Изучение предмета «Биология» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

овладение методами познания живой природы и умени­ями использовать их в практической деятельности;

воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генети­ческой и экологической грамотности;

овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здо­ровью других людей и собственному организму.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих результатов обучения:

Личностные:

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование ответственного отношения к учению;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

развитие эстетического сознания через эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: обучающийся сможет

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Познавательные УУД: обучающийся сможет:

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

определять логические связи между предметами и/или явлениями;

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

Коммуникативные УУД: обучающийся сможет

играть определенную роль в совместной деятельности;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.

Предметные:

Ученик научится:

    • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий);

      аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;

      аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;

      осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;

      различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;

      знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологические сознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения растений, грибов и бактерий.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел, тема

Кол-во часов

Содержание (ФГОС ООО)

Практикум

1

Введение

6

Царства живой природы.

Экологические факторы.

 

2

Глава 1. Клеточное строение организмов

6

Строение, функции и разнообразие клеток. Химический состав клетки.

Л.Р. – 1

Л.Р. – 2

Л.Р. - 3

3

Глава 2. Царство Бактерии

3

Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии — возбуди­тели заболеваний. Роль бактерий в природных сообществах (экосистемах).

 

4

Глава 3. Царство Грибы

5

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природных сооб­ществах и жизни человека.

Л.Р. – 4

Л.Р. - 5

5

Глава 4. Царство Растения

13

Растения. Клетки и ткани растений. Процессы жизнедея­тельности. Многообразие рас­тений, принципы их классификации. Лишайники — симбиотические организмы, их экологическая роль. Значение растений в природе и жизни человека. Усложнение растений в процессе эволюции.

Л.Р. – 6

Л.Р. – 7

Л.Р. – 8

Л.Р. - 9

6

Итоговое повторение

1

   
   

34

   

 

В зависимости от уровня усвоения обучающимися отдельных разделов и тем программы в рабочую программу могут быть внесены изменения, т.к. в ФГОС ООО не предусматривается порядок изучения и количество часов.

Формы организации учебных занятий:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

В 5 классе проводится 9 лабораторных работ:

Тема

Л.Р. - 1

«Знакомство с увеличительными приборами»

Л.Р. - 2

«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Л.Р. - 3

«Пластиды в клетках листа элодеи. Наблюдение движения цитоплазмы»

Л.Р. - 4

«Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Л.Р. - 5

«Плесневый гриб мукор. Строение дрожжей»

Л.Р. - 6

«Строение одноклеточных зеленых водорослей»

Л.Р. - 7

«Строение мха»

Л.Р. - 8

«Строение спороносящего папоротника»

Л.Р. - 9

«Строение хвои и шишек хвойных растений»

Контрольно-измерительные материалы составлены на основе:

Пасечник, В.В. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УМК:

Пасечник В.В. Биология, Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014, 141 с.

Пасечник В. В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2014. - 60 с.

В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» - М.: Дрофа, 2013.

Пасечник, В.В. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.

Интернет-ресурсы, медиаресурсы:

Электронное приложение к учебнику для 5 класса (www.drofa.ru)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=31

Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология: лабораторный практикум» (Республиканский мультимедиа центр, 2004)

Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология: интерактивные творческие задания» (ЗАО «Новый диск» 2006)

Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология в школе: электронные уроки и тесты» (ЗАО «Новый диск» 2006)

Биология: электронный учебник: http://www.ebio.ru/

Вся биология: http://biology.asvu.ru/

Школьный мир. Биология: http://school.holm.ru/predmet/bio/

Авторские презентации

Технические средства обучения:

Компьютер

Предметная оснащённость:

1

Микроскопы

15

2

Лупы

5

3

Микропрепараты:

- Набор микропрепаратов по ботанике:

Набор микропрепаратов «Плесень мукор»

Набор микропрепаратов «Спирогира»

Набор микропрепаратов «Спорогоний кукушкиного льна»

Набор микропрепаратов «Сорус папоротника»

Набор микропрепаратов «Пыльца сосны»

Набор микропрепаратов «Хвоя сосны»

- Набор микропрепаратов «Ботаника – 2 часть»:

«Пеницилл»

«Срез лишайника»

«Спирогира»

«Спорангий мха»

«Хвощ»

«Сорус папоротника»

«Заросток папоротника»

«Пыльца сосны»

«Мужская шишка сосны»

1

1

4

Предметные стекла

100

5

Сетка для гербария

1

6

Таблицы по ботанике:

«Хламидомонада»

«Улотрикс»

«Зелёный мох кукушкин лён»

«Мох сфагнум»

«Папоротник щитовник мужской»

«Хвощ и плаун»

«Сосна обыкновенная»

«Бактерии»

«Шляпочные грибы»

«Плесневые грибы. Дрожжи»

«Грибы – паразиты»

«Лишайники»

1

7

Динамические модели:

  1. «Цикл развития одноклеточной водоросли»

    «Цикл развития мха»

    «Цикл развития папоротника»

    «Цикл развития сосны»

1

1

1

1

8

Гербарий по систематике растений в 3-ёх частях

1

9

Демонстрационный материал по биологии:

«Растительная клетка»

«Хламидомонада»

«Улотрикс»

«Мох кукушкин лён»

«Папоротник»

«Побег сосны»

«Побег вишни»

«Шляпочный гриб (белый гриб)»

«Ламинария»\

«Порфира»

2

10

Коллекция ископаемых остатков растений

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

план

факт

1 четверть:

Введение (6 часов)

1

Биология — наука о живой природе

Биология – наука о живой природе. Биологические науки и объекты их изучения. Значение биологии для развития отраслей народного хозяйства и охраны природы.

Знакомятся с учебником.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника

- по определению понятий «биология», «биосфера»,

«экология»,

- раскрытию значений биологических знаний в

современной жизни,

- оценки роли биологии в жизни общества.

Составляют кроссворд «Биологические дисциплины».

7.09

7.09

2

Методы исследования в биологии

Методы исследования в биологии.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника по определению понятий «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение».

Обсуждают в парах цель, задачи и методы домашнего исследования «Какого цвета осень?»

14.09

14.09

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

Биосфера – живая оболочка Земли Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные и Грибы. Признаки и свойства живых организмов.

Рассказывают о результатах домашнего исследования «Какого цвета осень?»

Работают с текстом и иллюстрациями учебника по определению понятий «Царства живых организмов»

Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Составляют план параграфа по инструкции на стр. 18 учебника и обсуждают его в парах.

21.09

21.09

4

Среды обитания организмов

Среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Приспособления организмов к обитанию в различных средах.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника по определению понятий «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания».

Анализируют связи организмов со средой обитания.

Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

28.09

28.09

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника по определению понятий «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенный фактор»

Анализируют и сравнивают экологические факторы

Отрабатывают навыки работы с текстом учебника по инструкции на стр. 27 учебника

5.10

5.10

6

Обобщающее повторение

 

Проводят с помощью учителя рефлексию собственной учебной деятельности при изучении темы «Введение».

Выполняют тренировочное задание (с. 14 - 16 в рабочей тетради), проводят взаимопроверку.

Заполняют кроссворд (с.13 - 14 в рабочей тетради), проводят самопроверку.

Анализируют свои ошибки, фиксируют свои затруднения, формулируют с помощью учителя индивидуальную цель своих коррекционных действий (формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять, в чём каждому из них нужно разобраться и как это сделать)

12.10

12.10

Глава 1. Клеточное строение организмов (6 часов)

7

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа –1 «Знакомство с увеличительными приборами»

Увеличительные приборы (лупа, микроскоп). Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника по

определению понятий «клетка», «лупа», «микроскоп»,

«тубус», «окуляр», «объектив», «штатив».

Выполняют лабораторную работу в парах по инструкциям

(с. 31 и с. 33 учебника) при консультативной помощи

учителя: работают с лупой и микроскопом, изучают

устройство микроскопа; отрабатывают правила работы с

микроскопом.

19.10

19.10

8

Строение клетки

Лабораторная работа –2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Клетка. Особенности строения растительной клетки, ее части и органоиды.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника - выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблице части и органоиды клетки.

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 36 – 37 учебника) при консультативной помощи учителя: готовят микропрепарат и рассматривают его под микроскопом, сравнивают объект под микроскопом и его изображением на с. 35 учебника, схематически изображают строение клетки в тетради.

Участвуют в коллективном поиске (направляемом учителем) по обсуждению целей, задач и гипотезы домашнего проекта «Создаем клетку»

26.10

26.10

9

Химический состав клетки

Химический состав клетки (неорганические и органические вещества). Роль химических веществ в клетке.

Показывают продукт домашнего проекта «Создаем клетку"

Наблюдают за опытами, которые демонстрирует учитель,

обсуждают их результаты.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника по

определению понятий «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества».

Заполняют схему «Химический состав клетки», проводят самопроверку.

2.11

2.11

2 четверть:

10

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

Лабораторная работа –3 «Пластиды в клетках листа элодеи. Наблюдение движения цитоплазмы»

Процессы жизнедеятельности клетки.

Выполняют лабораторную работу в парах при

консультативной помощи учителя: наблюдают за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи, анализируют и обсуждают результаты наблюдений.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: изучают процессы жизнедеятельности клетки и их значение.

Обсуждают в парах: как можно доказать, что клетка – живая частица растения?

16.11

16.11

11

Ткани

Ткань. Типы тканей растительного организма и их функции.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: определяют понятие «ткань», выделяют признаки, характерные для различных видов тканей и заполняют таблицу (задание на с. 49 учебника) .

23.11

23.11

12

Обобщающее повторение

 

Проводят с помощью учителя рефлексию собственной учебной деятельности при изучении темы «Клеточное строение организмов», соотносят цели (с. 29 учебника) и результаты своей учебной деятельности.

Выполняют тренировочное задание (с. 27 - 28 в рабочей тетради), проводят взаимопроверку.

Заполняют кроссворд (с. 26 - 27 в рабочей тетради), проводят самопроверку.

Анализируют свои ошибки, фиксируют свои затруднения, формулируют с помощью учителя индивидуальную цель своих коррекционных действий (формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять, в чём каждому из них нужно разобраться и как это сделать)

30.11

30.11

Глава 2. Царство Бактерии (3 часа)

13

Строение и жизнедеятельность бактерий

Строение бактериальной клетки. Отличия бактериальной клетки от клетки растений. Формы бактериальных клеток. Особенности питания и размножения бактерий. Спорообразование.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: заполняют схему «Формы бактерий», зарисовывают в тетрадь формы бактериальных клеток, знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий, сравнивают их с клетками растений.

Обсуждают в парах опыты по выращиванию бактерий картофельной и сенной палочки (с. 55 – 56 учебника)

7.12

7.12

14

Роль бактерий в природе и жизни человека

Причины широкого распространения бактерий на планете. Значение бактерий в природе и жизни человека.

Знакомятся с результатами опытов по выращиванию бактерий (если таковые окажутся в классе, т.к. работа выполняется по желанию).

Слушают сообщения одноклассников, рассматривают схему на с. 59 и картину Н.Пуссена «Чума в Асдаде» на с. 61 учебника и делают вывод о роли бактерий в природе и жизни человека.

14.12

14.12

15

Обобщающее повторение

 

Проводят без помощи учителя рефлексию собственной учебной деятельности при изучении темы «Царство Бактерий», соотносят цели (с. 51 учебника) и результаты своей учебной деятельности

Выполняют тренировочное задание и проводят самопроверку.

Анализируют свои ошибки, фиксируют свои затруднения, формулируют с помощью учителя индивидуальную цель своих коррекционных действий (формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять, в чём каждому из них нужно разобраться и как это сделать)

21.12

21.12

Глава 3. Царство Грибы (5 часов)

16

Общая характеристика грибов

Особенности строения грибов. Отличия клетки грибов от бактериальных клеток и клеток растений. Питание и размножение грибов.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: выделяют

существенные признаки строения и жизнедеятельности

грибов.

Используя примеры своего жизненного опыта, по цепочке

отвечают на вопрос: «Какую роль играют грибы в природе

и жизни человека?».

Участвуют в коллективном поиске (направляемом

учителем) ответа на вопрос: «Почему грибы были

выделены в самостоятельное царство живых организмов?»

28.12

28.12

3 четверть:

17

Шляпочные грибы

Лабораторная работа –4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Отличительные признаки трубчатых и пластинчатых шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы Правила сбора грибов. Правила оказания доврачебной помощи при отравлении грибами.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: выявляют отличительные признаки трубчатых и пластинчатых грибов, определяют понятия «симбиоз» и «микориза».

Выполняют лабораторную работу в парах по инструкции

на с. 77 учебника при дозированной помощи учителя.

Различают на картинках съедобные и ядовитые грибы.

Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

18.01

 

18

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа –5 «Плесневый гриб мукор. Строение дрожжей»

Дрожжи. Плесневые грибы. Значение дрожжей и плесневых грибов в природе и жизни человека.

Выполняют лабораторную работу в парах при дозированной помощи учителя: готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: сравнивают плесневые грибы мукор и пеницилл.

25.01

 

19

Грибы-паразиты

Грибы - паразиты. Значение паразитических грибов в природе и жизни человека. Меры борьбы с грибами – паразитами.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: определяют понятие «грибы-паразиты».

Участвуют в беседе «Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека»

Составляют кроссворд «Многообразие грибов»

1.02

 

20

Обобщающее повторение

 

Проводят без помощи учителя рефлексию собственной учебной деятельности при изучении темы «Царство Грибов», соотносят цели (с. 65 учебника) и результаты своей учебной деятельности.

Выполняют тренировочное задание (с. 37 - 39 в рабочей тетради), проводят взаимопроверку.

Заполняют кроссворд (с. 36 - 37 в рабочей тетради), проводят самопроверку.

Анализируют свои ошибки, фиксируют свои затруднения, формулируют без помощи учителя индивидуальную цель своих коррекционных действий (формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять, в чём каждому из них нужно разобраться и как это сделать)

8.02

 

Глава 4. Царство Растения (13 часов)

21

Разнообразие, распространение, значение растений

Ботаника – наука о растениях. Особенности строения растительной клетки. Высшие и низшие растений.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: определяют понятия «ботаника», «низшие растения и «высшие растения».

Участвуют в игре «Что? Где? Когда?» по теме «Значение растений в жизни человека»

15.02

 

22

Водоросли

Лабораторная работа –6 «Строение одноклеточных зеленых водорослей»

Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей. Среда обитания водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: выделяют

существенные признаки водорослей, выявляют приспособления у водорослей к среде обитания их значение в природе и жизни человека, Обосновывают необходимость охраны водорослей.

Выполняют лабораторную работу в парах по инструкции на с. 95 учебника: готовят микропрепараты и работают с микроскопом.

Работают с картинками и гербарными образцами, определяя представителей водорослей.

22.02

 

23

Лишайники

Особенности строения лишайников. Распространение лишайников. Формы слоевищ лишайников: накипная, листоватая, кустистая. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники».

Зарисовывают в тетрадь схему строения лишайника.

Составляют о лишайниках 3 репродуктивных вопроса и задают их соседу по парте.

Участвуют в коллективном поиске (направляемом

учителем) ответа на вопрос: «Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?»

1.03

 

24

Мхи

Лабораторная работа –7 «Строение мха»

Мхи. Особенности строения мхов Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Значение мхов в природе и жизни человека.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: выделяют существенные признаки мхов, выявляют их усложнения в связи с освоением ими суши, сравнивают печёночные и листостебельные мхи.

Выполняют лабораторную работу в парах по инструкции на с. 109 учебника.

Зарисовывают в тетрадь мхи кукушкин лен и сфагнум, сравнивают их (записывают их сходства и различия).

15.03

 

25

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Лабораторная работа –8 «Строение спороносящего папоротника»

Папоротники, хвощи и плауны, их строение и среда обитания.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: дают характеристику папоротникам, хвощам и плаунам.

Выполняют лабораторную работу в парах по инструкции на с. 115 учебника.

Обсуждают в парах ответ на вопрос: «Почему многие виды папоротников, в отличие от мхов, могут достигать значительных размеров?»

   

26

Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека

Папоротники, хвощи и плауны, их многообразие, роль в природе и жизни человека.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

Находят папоротники, хвощи и плауны на таблицах и гербарных образцах.

Составляют 2 вопроса повышенной сложности о папоротникообразных и задают их соседу по парте.

   

4 четверть:

27

Голосеменные

Лабораторная работа –9 «Строение хвои и шишек хвойных растений»

Голосеменные, их строение и распространение.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: выделяют существенные признаки голосеменных растений.

Выполняют лабораторную работу в парах по инструкции на с. 124 учебника.

   

28

Многообразие голосеменных.

Голосеменные, их многообразие, значение в природе и жизни человека.

Слушают сообщения одноклассников о голосеменных растениях.

Делают вывод о роли голосеменных растений в природе и жизни человека.

Участвуют в игре в детективов – составляют «фотороботы» и разгадывают «фотороботы», составленные одноклассниками.

   

29

Покрытосеменные, или Цветковые

Цветковые растения, их строение. Распространение цветковых (покрытосеменных) растений.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника: ыделяют

существенные признаки покрытосеменных растений

Зарисовывают в тетрадь цветок и плоды шиповника

Принимают участие в беседе о распространении цветовых растений и выявляютприспособления у растений у растений разных сред обитания.

   

30

Многообразие покрытосеменных

Цветковые растения, их многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника:

определяют понятия «жизненные формы растений»,

«однолетние, двулетние и многолетние растения»,

объясняют роль покрытосеменных растений в природе и

жизни человека

Составляют ребус о покрытосеменных растениях.

Участвуют в конкурсе ребусов.

   

31

Происхождение растений.

Происхождение растений.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника:

определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника»,

«риниофиты», описывают методы изучения древних растений.

Рассматривают коллекции палеонтологических находок растений.

   

32

Основные этапы развития растительного мира

Основные этапы развития растительного мира. Охрана растений.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника:

характеризуют основные этапы развития растительного мира, выявляя усложнения в строении растений в ряду: водоросли-мхи папоротники голосеменные - покрытосеменные, делают краткие записи в тетради.

Делают вывод об изменении и развитии растительного мира.

   

33

Обобщающее повторение

 

Проводят без помощи учителя рефлексию собственной учебной деятельности при изучении темы «Царство Растений», соотносят цели (с. 87 учебника) и результаты своей учебной деятельности.

Выполняют тренировочное задание (с. 55 - 58 в рабочей тетради), проводят взаимопроверку.

Заполняют кроссворд (с. 54 - 55 в рабочей тетради), проводят самопроверку.

Анализируют свои ошибки, фиксируют свои затруднения, формулируют без помощи учителя индивидуальную цель своих коррекционных действий (формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять, в чём каждому из них нужно разобраться и как это сделать)

   

Заключение (1 час)

34

Итоговое повторение

 

Принимают участие в игре «Биологический тайник» («Биология 5 класса в терминах»)

Выбирают себе летнее задание.

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.