Рабочая программа по биологии для 6 класса
Департамент образования города Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 9
664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15
Тел/факс (3952) 20-89-07, e-mail: sch9@mail.ru, сайт: http://www.irk-sch9.ucoz.ru
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по научно-методической работе ___________________ Е.С. Чикунова «__» _августа_ 2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9 ____________________А.В. Семенюк Приказ № ____ от _ .08.__2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 6 класса
Срок реализации программы __2022-2023 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 9
Программа рассмотрена на заседании предметного методического объединения обществоведческих дисциплин.
Протокол № 2 от 20 .августа. 2022 г.
Председатель МО _____________(Н.Г. Белай )
Иркутск, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 № 1897;
Проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология»;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 9;
Учебного плана МБОУ г. Иркутска СОШ № 9 на 2020-2021 учебный год;
программы по биологии. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015 г.
Программа рассчитана на использование учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений по биологии – Многообразие покрытосеменных растений. В.В. Пасечник
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.
Для понимания, учащимися сущности биологических явлений, в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельного учебного процесса, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
дать представление о многообразии покрытосеменных растениях;
изучить особенности строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;
дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ
Предлагается следующий план мероприятий по реализации нового содержания образования на основе новой предметной концепций:
1)Разработать контрольно-измерительные материалы по биологии для проведения промежуточной аттестации;
2) принять участие во всероссийской олимпиаде по биологии;
3) провести открытые уроки;
4) провести проверочную работу по биологии с учетом содержания, обновленного в соответствии с предметной концепцией
В соответствии с учебным планом МБОУ города Иркутска СОШ № 9 на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий (здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, игровые технологии).
Для изучения курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» применяются следующие типы уроков: открытия нового знания, развивающего контроля, систематизации знаний, рефлексии.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Результаты изучения курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» приведены в разделе «Требования к результатам обучения», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
-предварительная аттестация (тестирование);
- текущая аттестация (работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы, фронтальная беседа, лабораторная работа);
-периодическая аттестация (тестирование, фронтальный опрос)
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочный процесс, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.).
Учебник
Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. – М: Дрофа, 2013.
Дополнительная литература
Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/ авт-сост. Г. И. Лернер – М.: «5 за знания», 2006
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2003
Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Детская литература, 1965
Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. – М.: Педагогика, 1982
Ивин М. Ты, я и все вокруг. – Л.: Детская литература, 1977
Сосновский И.П., Корнеева Н.И. Уголок живой природы в школе. – М.: Просвещение, 1986
Используемые ЭОР в 6 классе
№ | Название диска | Вид носит. | Год изд. | Изд-во | Лицензия | Краткое содержание |
1. | Биология. Природоведение. 1 часть. 5-9 классы | мультимедийный | 2008 | Дрофа | ООО «Дрофа», 2008 | Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков |
2. | Биология. Живой организм. 2 часть. 5-9 классы | мультимедийный | 2008 | Дрофа | ООО «Дрофа», 2008 | Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков |
3. | Биология. Общие закономерности. 5 класс. 5-9 классы | мультимедийный | 2008 | Дрофа | ООО «Дрофа», 2008 | Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков |
4. | Презентации МО | - | - | - | - | Презентации для проведения уроков |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Методической основой преподавания биологии в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностные результаты:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых организмов;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной ) сфере:
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
осуществлять элементарные биологические исследования;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;
распознавать органы цветковых растений;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растения;
различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные;
сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;
составлять морфологическое описание растений;
выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение в растительном мире;
находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;
взаимосвязи между растениями в природных сообществах;
объяснять роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;
оценивать роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека;
обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира;
формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
в ценностно-ориентационной сфере:
демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
в сфере трудовой деятельности:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
создавать условия, необходимые для роста и развития растений;
проводить наблюдения за растениями;
в сфере физической деятельности: уметь оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями;
в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения растения и растительные сообщества.
Планируемые предметные результаты изучения учебного курса
Изучение курса биологии в 6 классе должно быть направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.
Ученик научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы;
применять методы биологической науки для изучения растений – проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работать с определителями растений; выращивать и размножать культурные растения;
выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;
осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать, оценивать биологическую информацию и переводить ее из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
II. Содержание учебного курса
Название раздела и темы | Количество часов |
Повторение Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация Внешнее и внутреннее строение корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды Лабораторная работа Изучение строения семян двудольных растений Стержневая и мочковатая корневая системы Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение Изучение строение цветка Ознакомление с различными видами соцветий Ознакомление с сухими и сочными плодами Раздел 2. Жизнь растений Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семени; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Раздел 3. Классификация растений Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств. Класс Однодольные. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. | 2 14 10 5 |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «биология»
для 6 класса
№ раздела/темы | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата | Корректировка | |
Повторение | 2 | | | ||
Повторение за курс 5 класса | 1 | | | ||
Входной срез | 1 | | | ||
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | | | ||
Строение семян | 1 | | | ||
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения семян двудольных растений» | 1 | | | ||
Виды корней и типы корневых систем Лабораторная работа № 2 «Стержневая и мочковатая корневая системы» | 1 | | | ||
Зоны (участки) корня | 1 | | | ||
Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | | | ||
Побег и почки | 1 | | | ||
Внешнее строение листа Лабораторная работа № 3 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | 1 | | | ||
Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев | 1 | | | ||
Строение стебля | 1 | | | ||
Видоизменения побегов | 1 | | | ||
Цветок Лабораторная работа № 4 «Изучение строение цветка» | 1 | | | ||
Соцветия Лабораторная работа № 5 «Ознакомление с различными видами соцветий» | 1 | | | ||
Плоды Лабораторная работа №6 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | 1 | | | ||
Распространение плодов и семян | 1 | | | ||
Раздел 2. Жизнь растений | 10 | | | ||
Минеральное питание растений | 1 | | | ||
Фотосинтез | 1 | | | ||
Дыхание растений | 1 | | | ||
Испарение воды растениями. Листопад | 1 | | | ||
Передвижение воды и питательных веществ в растении | 1 | | | ||
Прорастание семян | 1 | | | ||
Способы размножения растений | 1 | | | ||
Размножение споровых растений | 1 | | | ||
Размножение семенных растений | 1 | | | ||
Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 | | | ||
Раздел 3. Классификация растений | 5 | | | ||
Основы систематики растений | 1 | | | ||
Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные | 1 | | | ||
Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) | 1 | | | ||
Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные | 1 | | | ||
Культурные растения | 1 | | | ||
Раздел 4. Природные сообщества | 3 | | | ||
Растительные сообщества | 1 | | | ||
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений | 1 | | | ||
Итоговое обобщение | 1 | | | ||
Итого: 34 |