Рабочая программа по биологии для 8 класса
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по Биологии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требований инструктивно-методического письма БелИРО о преподавании предмета Биология в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014-2015 учебном году.
Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы «Биология. Программы для общеобразовательных учреждений» к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. 5-11 классы. 3-е издание, М., Дрофа, 2011.
Обучение осуществляется на использовании учебника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М: Дрофа, 2011., используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой по биологии.
Данный учебник соответствует федеральному перечню учебников на 2014-2015 учебный год, утверждённых приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Рабочая программа по Биологии для 9 класса предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение по индивидуальному учебному плану на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.:
Цель рабочей программы по биологии: формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира
Задачи данной программы обучения:
• освоить знания о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
II. Общая характеристика учебного предмета
Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.
Биология позволяет учащимся получить общие представления о структуре биологической науки, её методах исследования, нравственных формах и принципах отношения к природе. На уроках биологии в 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаюу и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет Биология входит в федеральный компонент базисного учебного плана уровня основного общего образования, обеспечивающего реализацию основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФКГОС. В индивидуальном учебном плане, ребенка-инвалида, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий на 2014-2015 учебный год на предмет «Биология» отведены 68 часов (2 часа в неделю). Авторская программа содержательно реализуется в полном объеме. Изменения в авторскую программу Пасечника В.В. не вносились.
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета выпускники основнпй школы должны:
называть: общие признаки живых организмов; признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции;
приводить примеры: усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространённых видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать: строение, функции клеток бактерий, животных, грибов, растений; деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме, особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; размножение и рост живых организмов, вирусы как неклеточная форма жизни; среды пбитания организмов, экологические факторы, природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе, искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать: взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности ВНД человека; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; меры профилактики появления вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия; влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулирование численности гидов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать: организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека; наиболее распространённые виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов; съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать: строение и функции клеток животных и растений; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания: о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приёмов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; о движущих силах эволюции для объяснения её результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы: о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать: сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила: приготовление микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека; проведение простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
V. Содержание программы учебного предмета
Введение (1 час)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (54 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень — 10 час
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов).
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Гипотезы происхождения клетки. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. Лабораторная работа №1 « Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. Выявление роли света и воды в жизни растений»
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая не Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов»прерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида».
Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Демонстрация коллекций ,иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба зб существование, естественный отбор.Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора
РАЗДЕЛ 3.Возникновение и развитие жизни (6 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация: окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
VI .Календарно-тематический планирование
№ урока |
Наименование разделов и темы урока |
Кол-во часов |
Лабораторные работы |
Плановые сроки прохождения темы |
Фактические сроки прохождения темы |
1 |
Введение. Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь»Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измесение биологических объектов. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов, бактерий. |
1 |
|
|
|
Раздел 1. Уровни организации живой природы |
54 |
|
|||
Тема 1.1. Молекулярный уровень. |
10 |
|
|||
2 |
Качественный скачок от неживой к живой природе |
1 |
|
|
|
3 |
Биологическая система. |
1 |
|
|
|
4 |
Многомолекулярные комплексные системы. |
1 |
|
|
|
5 |
Многомолекулярные комплексные системы Белки - строительный материал живого организма |
1 |
|
|
|
6 |
Роль белков в живом организме. |
1 |
|
|
|
7 |
Многомолекулярные комплексные системы Углеводы. Моносахариды. |
1 |
|
|
|
8 |
Многомолекулярные комплексные системы. Ди - и полисахариды. Рибоза. Дезоксирибоза. |
1 |
|
|
|
9 |
Многомолекулярные комплексные системы Липиды. Жиры |
1 |
|
|
|
10 |
Катализаторы. |
1 |
|
|
|
11 |
Вирусы |
1 |
|
|
|
Тема 1.2. Клеточный уровень. |
15 |
|
|||
12 |
Основные положения клеточной теории Гипотезы происхождения клетки. |
1 |
Л.Р№1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом». |
|
|
13 |
Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, ееинства живой природы |
1 |
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
Гены и хромосомы |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Прокариоты, эукариоты |
1 |
|
|
|
16 |
Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез. |
1 |
|
|
|
17 |
Химический состав клетки и его постоянство. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. |
1 |
|
|
|
18 |
Строение клетки |
1 |
|
|
|
19 |
Функции органоидов. |
1 |
|
|
|
20 |
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. |
1 |
|||
21 |
Энергетические возможности клетки |
1 |
|
|
|
22 |
Аэробное и анаэробное дыхание. |
1 |
|
|
|
23 |
Рост, развитие и жизненный цикл клеток |
1 |
|
|
|
24 |
Общие понятия о делении клетки. |
1 |
|
|
|
25 |
Митоз |
1 |
|
|
|
26 |
Мейоз |
1 |
|
|
|
Тема 1.3. Организменный уровень. |
14 |
|
|
|
|
27 |
Бесполое и половое размножение развитие организмов |
1 |
|
|
|
28 |
Половые клетки |
1 |
|
|
|
29 |
Оплодотворение |
1 |
|
|
|
30 |
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. |
1 |
|
|
|
31 |
Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. |
1 |
|
|
|
32 |
Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. |
1 |
|
|
|
33 |
Неполное доминирование |
1 |
|
|
|
34 |
Анализирующее скрещивание. |
1 |
|||
35 |
Дигибридное скрещивание. |
1 |
|
|
|
36 |
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана |
1 |
|
|
|
37 |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. |
1 |
|
|
|
38 |
Закономерности изменчивости Модификационная изменчивость. |
1 |
|
|
|
39 |
Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость |
1 |
Л.Р.№2 «Выявление изменчивости организмов» |
|
|
40 |
Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. |
1 |
|
|
|
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень. |
3 |
|
|
|
|
41 |
Вид, его критерии. Структура вида |
1 |
Л.Р №3 «Изучение морфологического критерия вида» |
|
|
42 |
Популяция - форма существования вида. |
1 |
|
|
|
43 |
Экология как наука. Экологические факторы |
1 |
|
|
|
Тема 1.5. Экосистемный уровень. |
8 |
|
|
|
|
44 |
Биоценоз и экосистема. |
1 |
|
|
|
45 |
Биогеоценоз. |
1 |
|||
46 |
Взаимосвязь популяций в биогеоценозе |
1 |
|
|
|
47 |
Цепи питания |
1 |
|
|
|
48 |
Обмен веществ, ппток и превращение энергии в биогеоценозе. |
1 |
|
|
|
49 |
Искусственные биогеоценозы |
1 |
|
|
|
50 |
Экологическая сукцессия |
1 |
|||
51 |
Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. |
1 |
|
|
|
Тема 1.6. Биосферный уровень. |
4 |
|
|
|
|
52 |
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности |
1 |
|
|
|
53 |
Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. |
1 |
|
|
|
54 |
Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. |
1 |
|
|
|
55 |
Экологические кризисы |
1 |
|
|
|
Раздел II. Эволюция. |
7 |
|
|
|
|
56 |
Основные положения теории эволюции. |
1 |
|||
57 |
Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. |
1 |
|
|
|
58 |
Приспособленность и ее относительность. Макроэволюция. |
1 |
|
|
|
59 |
Искусственный отбор. |
1 |
|
|
|
60 |
Селекция |
1 |
|
|
|
61 |
Образование видов - микроэволюция |
1 |
|
|
|
62 |
Макроэволюция |
1 |
|
|
|
Раздел III. Возникновение и развитие жизни.663 Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. 164Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.165Развиуие жизни в палеозое166Развитие жизни в мезозое 167Краткая история развития органического мира. Развитие жизни кайнозое.168 Доказательства эволюции.1
VII. Форма и средства контроля в 2014-2015 учебном году
Авторская программа по биологии для 9 класса не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам с автоматизированным оцениванием, контроль выполнения лабораторных работ.
Перечень лабораторных работ
Разделы и темы курса |
Лабораторные работы |
Тема 1.2. Клеточный уровень |
Л.Р.№1«Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» |
Тема1.3 Организменный уровень |
Л.Р.№2 «Выявление изменчивости организмов» |
Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень. |
Л.Р.№3 «Изучение морфологического критерия вида» |
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для обучающихся:
-
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 20011
-
Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
-
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006.
Для учителя:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ), а также методических пособий для учителя: В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2011;
Дополнительный список литературы для учителя:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;
Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биплогия. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
Средства обучения:
-
Компьютерное оборудование. Базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения основного общего образования для дистанционного образования детей-инвалидов на базе ОГАОУ “БИЮЛИ”
-
микроскоп
Интернет ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)
2. http://luts.ucoz.ru/ (Занимательная биология)