Рабочая программа по биологии для 8 класса

0
0
Материал опубликован 17 December 2015

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по Биологии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требований инструктивно-методического письма БелИРО о преподавании предмета Биология в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014-2015 учебном году.

Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы «Биология. Программы для общеобразовательных учреждений» к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. 5-11 классы. 3-е издание, М., Дрофа, 2011.

Обучение осуществляется на использовании учебника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М: Дрофа, 2011., используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой по биологии.

Данный учебник соответствует федеральному перечню учебников на 2014-2015 учебный год, утверждённых приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Рабочая программа по Биологии для 9 класса предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение по индивидуальному учебному плану на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.:

Цель рабочей программы по биологии: формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира

Задачи данной программы обучения:

• освоить знания о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

II. Общая характеристика учебного предмета

Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.

Биология позволяет учащимся получить общие представления о структуре биологической науки, её методах исследования, нравственных формах и принципах отношения к природе. На уроках биологии в 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаюу и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет Биология входит в федеральный компонент базисного учебного плана уровня основного общего образования, обеспечивающего реализацию основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФКГОС. В индивидуальном учебном плане, ребенка-инвалида, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий на 2014-2015 учебный год на предмет «Биология» отведены 68 часов (2 часа в неделю). Авторская программа содержательно реализуется в полном объеме. Изменения в авторскую программу Пасечника В.В. не вносились.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета выпускники основнпй школы должны:

называть: общие признаки живых организмов; признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции;

приводить примеры: усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространённых видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать: строение, функции клеток бактерий, животных, грибов, растений; деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме, особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; размножение и рост живых организмов, вирусы как неклеточная форма жизни; среды пбитания организмов, экологические факторы, природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе, искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать: взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности ВНД человека; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; меры профилактики появления вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия; влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулирование численности гидов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать: организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека; наиболее распространённые виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов; съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать: строение и функции клеток животных и растений; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания: о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приёмов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; о движущих силах эволюции для объяснения её результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы: о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

наблюдать: сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила: приготовление микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека; проведение простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

V. Содержание программы учебного предмета

Введение (1 час)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (54 часа)

Тема 1.1. Молекулярный уровень — 10 час

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов).

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Гипотезы происхождения клетки. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. Лабораторная работа №1 « Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. Выявление роли света и воды в жизни растений»

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая не Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов»прерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида».

Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Демонстрация коллекций ,иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба зб существование, естественный отбор.Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора

РАЗДЕЛ 3.Возникновение и развитие жизни (6 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация: окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

VI .Календарно-тематический планирование

№ урока

Наименование разделов и

темы урока

Кол-во часов

Лабораторные работы

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

1

Введение.

Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь»Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измесение биологических объектов. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов, бактерий.

1

 

 

 

Раздел 1. Уровни организации живой природы

54

 

Тема 1.1. Молекулярный уровень.

10

 

2

Качественный скачок от неживой к живой природе

1

 

 

 

3

Биологическая система.

1

 

 

 

4

Многомолекулярные комплексные системы.

1

 

 

 

5

Многомолекулярные комплексные системы Белки - строительный материал живого организма

1

 

 

 

6

Роль белков в живом организме.

1

 

 

 

7

Многомолекулярные комплексные системы Углеводы. Моносахариды.

1

 

 

 

8

Многомолекулярные комплексные системы. Ди - и полисахариды. Рибоза. Дезоксирибоза.

1

 

 

 

9

Многомолекулярные комплексные системы Липиды. Жиры

1

 

 

 

10

Катализаторы.

1

 

 

 

11

Вирусы

1

 

 

 

Тема 1.2. Клеточный уровень.

15

 

12

Основные положения клеточной теории Гипотезы происхождения клетки.

1

Л.Р№1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».

 

 

13

Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, ееинства живой природы

1

 

 

 

14

 

 

 

 

 

Гены и хромосомы

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Прокариоты, эукариоты

1

 

 

 

16

Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез.

1

 

 

 

17

Химический состав клетки и его постоянство. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

 

 

 

18

Строение клетки

1

 

 

 

19

Функции органоидов.

1

 

 

 

20

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

21

Энергетические возможности клетки

1

 

 

 

22

Аэробное и анаэробное дыхание.

1

 

 

 

23

Рост, развитие и жизненный цикл клеток

1

 

 

 

24

Общие понятия о делении клетки.

1

 

 

 

25

Митоз

1

 

 

 

26

Мейоз

1

 

 

 

Тема 1.3. Организменный уровень.

14

 

 

 

 

27

Бесполое и половое размножение развитие организмов

1

 

 

 

28

Половые клетки

1

 

 

 

29

Оплодотворение

1

 

 

 

30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

 

 

 

31

Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

 

 

 

32

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1

 

 

 

33

Неполное доминирование

1

 

 

 

34

Анализирующее скрещивание.

1

35

Дигибридное скрещивание.

1

 

 

 

36

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

1

 

 

 

37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

 

 

 

38

Закономерности изменчивости Модификационная изменчивость.

1

 

 

39

Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость

1

Л.Р.№2 «Выявление изменчивости организмов»

 

 

40

Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

1

 

 

 

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень.

3

 

 

 

 

41

Вид, его критерии. Структура вида

1

Л.Р №3 «Изучение морфологического критерия вида»

 

 

42

Популяция - форма существования вида.

1

 

 

 

43

Экология как наука. Экологические факторы

1

 

 

 

Тема 1.5. Экосистемный уровень.

8

 

 

 

 

44

Биоценоз и экосистема.

1

 

 

 

45

Биогеоценоз.

1

46

Взаимосвязь популяций в биогеоценозе

1

 

 

 

47

Цепи питания

1

 

 

 

48

Обмен веществ, ппток и превращение энергии в биогеоценозе.

1

 

 

 

49

Искусственные биогеоценозы

1

 

 

 

50

Экологическая сукцессия

1

51

Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.

1

 

 

 

Тема 1.6. Биосферный уровень.

4

 

 

 

 

52

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности

1

 

 

 

53

Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

1

 

 

 

54

Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу.

1

 

 

 

55

Экологические кризисы

1

 

 

 

Раздел II. Эволюция.

7

 

 

 

 

56

Основные положения теории эволюции.

1

57

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

1

 

 

 

58

Приспособленность и ее относительность. Макроэволюция.

1

 

 

 

59

Искусственный отбор.

1

 

 

 

60

Селекция

1

 

 

 

61

Образование видов - микроэволюция

1

 

 

 

62

Макроэволюция

1

 

 

 

Раздел III. Возникновение и развитие жизни.663 Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. 164Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.165Развиуие жизни в палеозое166Развитие жизни в мезозое 167Краткая история развития органического мира. Развитие жизни кайнозое.168 Доказательства эволюции.1

VII. Форма и средства контроля в 2014-2015 учебном году

Авторская программа по биологии для 9 класса не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам с автоматизированным оцениванием, контроль выполнения лабораторных работ.

Перечень лабораторных работ

Разделы и темы курса

Лабораторные работы

Тема 1.2.

Клеточный уровень

Л.Р.№1«Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

Тема1.3 Организменный уровень

Л.Р.№2 «Выявление изменчивости организмов»

Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень.

Л.Р.№3 «Изучение морфологического критерия вида»

VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Для обучающихся:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 20011

  • Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006.

Для учителя:

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ), а также методических пособий для учителя: В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2011;

Дополнительный список литературы для учителя:

Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;

Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

Пименов А.В., Пименова И.Н. Биплогия. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

Средства обучения:

  1. Компьютерное оборудование. Базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения основного общего образования для дистанционного образования детей-инвалидов на базе ОГАОУ “БИЮЛИ”

  2. микроскоп

Интернет ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)

2. http://luts.ucoz.ru/ (Занимательная биология)

Комментарии
Комментариев пока нет.