Рабочая программа по биологии в 7 классе
Филиал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аркинская средняя общеобразовательная школа
в с. Лубошево
Рабочая программа
по биологии
в 7 классе
на 2018-2019 учебный год
Составил: учитель высшей категории
Л.А.Смирнова
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования. - Рабочая программа разработана на основе примерной программы по биологии для общеобразовательных учреждений авторов В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. Программа ориентирована на учебник В.И.Лапшина, Д.И.Рокотова биология 7 класс М. Академкнига/учебник 2016. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Цели и задачи обучения Цели - социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; -приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки . Задачи -ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки; -развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; - овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований; -формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку; -формирование экологического сознания. Место предмета в учебном плане Рабочая программа по биологии для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год). 24 лабораторных работы. В 7 классе добавлен модуль Заповедная Брянщина в объеме 35 часов в год (1 час в неделю).
Настоящая общеразвивающая программа разработана в рамках реализации образовательного модуля «Заповедная Брянщина», является авторской и отвечает требованиям пп. 6 п. 3 ст. 28, ст.34, пп. 3 п. 2-6 ст. 47, п. 15 ст. 60, п. 4 ст. 75 и другим нормам Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Цели и задачи
Цель: расширить знания учащихся о природе Брянского края, его заповедных местах, способствовать развитию интереса к изучению родного края, малой родины и воспитанию любви и заботы о ней на основе изучения историко-географических, социально-экономических и экологических проблем.
Задачи: более широко познакомить учащихся с заповедником, заказниками, памятниками природы и другими объектами на территории области и особенностями этих заповедных мест, а также формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, развивать творческую активность и их исследовательские навыки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки растений;
— различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов;
— общие признаки жизнедеятельности клеток;
— значениеделенияклеток;
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий;
— роль бактерий в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
— особенности строения и основные процессы жизнедеятельности грибов и лишайников;
— принципиальные отличия спор грибов от спор растений;
— разнообразие и распространение грибов и лишайников;
— значение грибов и лишайников в природе и жизни человека;
— строение, многообразие, видоизменения и функции органов покрытосеменных растений;
— обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза;
— условия, необходимые для прорастания семян;
— способы распространения плодов и семян;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и хозяйственное значение;
— принципиальную разницу между бесполым и половым размножением;
— особенности жизненных циклов растений разных систематических групп;
— основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать строение растительной и животной клеток, рост и развитие, принципиальное строение одноклеточных и многоклеточных организмов;
— характеризовать роль воды, минеральных и органических веществ в клетке;
— приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
— отличать грибы от других живых организмов;
— различать съедобные и ядовитые грибы;
— характеризовать значение грибов и лишайников в природе и жизни человека
— давать общую характеристику органов покрытосеменных растений;
— сравнивать вегетативные и цветочные почки, простые и сложные листья, транспорт воды и минеральных веществ и транспорт органических веществ, обоеполые и однополые цветки, простые и сложные соцветия, самоопыление и перекрестное опыление, строение семян однодольных и двудольных растений;
— объяснять значение опыления, почвенного и воздушного питания, транспорта минеральных и органических веществ в жизни растений;— давать общую характеристику органов покрытосеменных растений.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— наблюдать и описывать различных представителей растительного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о растениях, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
— сравнивать растения изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— приводить доказательства взаимосвязи растений и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
— работать со всеми компонентами текста;
— составлять простые и сложные планы текста;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты
— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;
— осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим природу;
— развитие эстетического восприятия живой природы;
— формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
— способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— формирование уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;
— понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии
Планируемые результаты изучения программы модуля Заповедная Брянщина:
В целом, главными ожидаемыми результатами изучения программы модуля «Заповедная Брянщина» являются: сформированность у учащихся системных представлений об охраняемых природных территориях, их позитивное отношение к природному биоразнообразию, формирование практических умений и навыков поведения в окружающей среде, а также проявление высоких нравственных качеств личности в общении с людьми и поступках подростков.
В контексте требований к знаниям, умениям и навыкам обучающийся, успешно освоивший данную образовательную программу
должен знать:
- Более глубоко и подробно природу Брянского края, его заповедные и особо охраняемые природные территории (ООПТ), их видовое разнообразие.
- Природные достопримечательности своего района и Брянского края в целом.
- Роль заповедников и других охраняемых природных территорий в природопользовании, в осуществлении концепции устойчивого развития. Классификацию Российских ООПТ.
- Историю возникновения и направления работы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес». Грибы, растения и животные Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».
- Государственные природные заказники Брянской области. Примеры памятников природы областного значения с учетом их профиля и природоохранного статуса. Памятники природы областного значения своего района.
- Экологические проблемы и их влияние на ООПТ, региональные экологические проблемы и роль системы охраняемых природных территорий в их решении.
- Красные книги растений и животных России и Брянской области – их назначение, смысловое содержание, природоохранный статус включенных в них отдельных видов организмов.
должен уметь:
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде, а также для демонстрации всем своим образом жизни и личным примером форм неистощительного природопользования.
- Пользоваться учебной и информационно-справочной литературой с целью определения природоохранного статуса и профиля охраняемых природных территорий России и Брянской области.
- Пользоваться Красными книгами России и Брянской области с целью определения природоохранного статуса внесенных в них охраняемых видов.
- Пользоваться гербариями, коллекциями, атласами, определителями отдельных групп организмов, с целью уточнения их видового состава.
- Пользоваться понятийным аппаратом природоохранной деятельности.
- Владеть навыками выполнения несложных исследований окружающей среды, вести фенологические наблюдения, заполнять дневник наблюдений, владеть методикой учета животных и птиц, поступать по отношению к природе согласно принципам экологической этики.
- Владеть элементарными навыками сбора материала (в т.ч. в природе) при осуществлении исследовательских работ учащихся экологической и природоохранной тематики.
- Пользоваться учебной и информационно-справочной литературой с целью оформления результатов индивидуальных (групповых) исследовательских работ учащихся экологической и природоохранной тематики.
должен понимать:
– принципы взаимодействия человека и биосферы;
– принципы и методы гармонизации отношений в системе "общество – природа";
– роль территориальных ограничений в природопользовании.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Клеточное строение организмов (2 ч)
Химический состав клеток. Неорганические и органические вещества: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды. Строение клетки. Доядерные и ядерные организмы. Функции
основных органоидов клетки. Особенности строения клеток растений. Ядро, хромосомы.
Жизнедеятельность клеток: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение и др. Деление клеток как основа роста и развития организма, замены и восстановления отдельных
клеток и тканей. Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Одноклеточные — организмы, тело которых состоит из одной клетки. Специализация клеток в теле многоклеточного организма. Ткань. Колонии одноклеточных организмов.
Демонстрация. Строение клеток. Диаграммы, иллюстрирующие химический состав клеток. Наглядные материалы, иллюстрирующие разные виды жизнедеятельности клеток.
Лабораторные и практические работы:Химический состав семян.Исследование свойств некоторых органических веществ.Строение растительной клетки.Клетки мякоти плода помидора.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки растений;
— различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов;
— общие признаки жизнедеятельности клеток;
— значение деления клеток;
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать строение растительной и животной клеток, рост и развитие, принципиальное строение одноклеточных и многоклеточных организмов;
— характеризовать роль воды, минеральных и органических веществ в клетке;
— приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.
Тема 2. Многообразие живых организмов.Царство Бактерии (2 ч)
Строение бактерий. Неподвижные и подвижные формы. Форма бактерий. Жизнедеятельность бактерий. Питание: автотрофные и гетеротрофные бактерии. Размножение бактерий: простое деление. Спорообразование. Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Образование кислорода. Переработка мертвой органики. Усвоение атмосферного азота. Помощь в питании другим организмам. Образование полезных ископаемых. Бактерии в хозяйственной жизни человека. Болезнетворные бактерии. Бактерии — возбудители опасных заболеваний. Бактериальные болезни человека: болезни, передающиеся через воздух; желудочно-кишечные болезни. Бактериальные болезни растений.
Демонстрация. Строение бактериальной клетки. Наглядные материалы, иллюстрирующие значение бактерий в природе и жизни человека.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий;
— роль бактерий в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету
Учащиеся должны уметь:
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
Тема 3. Многообразие живых организмов.Царство Грибы (2 ч)
Промежуточное положение грибов между растениями и животными. Сходство грибов с растениями. Сходство грибов с животными. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Особенности строения. Строение шляпочных грибов: мицелий и плодовое тело (ножка и шляпка). Трубчатые и пластинчатые грибы. Размножение грибов. Питание грибов. Грибы-сапротрофы: мукор (белая плесень), дрожжи. Грибы-паразиты: хлебная ржавчина, фитофтора, трутовики. Грибы-симбионты: грибокорень, или микориза. Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Выращивание грибов. Строение лишайника. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Размножение лишайников. Многообразие и распространение лишайников. Значение лишайников.
Демонстрация
Схемы строения различных представителей царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба. Наглядные пособия ≪Съедобные грибы≫, ≪Ядовитые грибы≫. Схемы строения лишайников. Различные представители группы лишайников.
Лабораторные и практические работы: Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Выращивание белой плесени мукора. Строение дрожжей и плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— особенности строения и основные процессы жизнедеятельности грибов и лишайников;
— принципиальные отличия спор грибов от спор растений;
— разнообразие и распространение грибов и лишайников;
— значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— отличать грибы от других живых организмов;
— различать съедобные и ядовитые грибы;
— характеризовать значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
Тема 4. Многообразие живых организмов.Царство Растения (6 ч)
Значение растений в природе и жизни человека. Условия, необходимые для жизни растений: вода, свет, температура. Отличительные признаки растений. Систематика растений. Появление тканей в процессе эволюции. Ткани растений: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные. Органы высших растений. Возникновение органов в процессе эволюции. Вегетативные и генеративные органы. Развитие вегетативных органов. Растительный организм как целостная система. Водоросли. Общая характеристика. Особенности строения водорослей. Местообитание и многообразие водорослей. Одноклеточные, многоклеточные водоросли. Зеленые водоросли. Одноклеточные зеленые водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли. Красные водоросли (Багрянки). Бурые водоросли. Роль в биоценозах и практическое значение. Отдел Моховидные. Общая характеристика. Листостебельные мхи: кукушкин лен обыкновенный, сфагнум. Роль в биоценозах и практическое значение. Папоротникообразные- сборная группа высших споровых растений. Общая характеристика. Отдел Плауновидные (Плауны): плаун булавовидный, плаун-баранец. Отдел Хвощевидные(Хвощи): хвощ полевой. Отдел Папоротниковидные (Папоротники): щитовник мужской. Роль в биоценозах и практическое значение.Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика и происхождение. Класс Хвойные- самый многочисленный класс голосеменных растений. Сосна обыкновенная. Роль в биоценозах и практическое значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и происхождение. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных:
Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения. Однолетние, двулетние, многолетние растения. Многоярусные сообщества. Роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Рисунки, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов. Водоросли разных отделов. Представители мхов, плаунов и хвощей. Схема строения папоротника. Древние папоротниковидные. Представители современных папоротниковидных. Схемы строения голосеменных растений. Многообразие голосеменных. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений. Схема многоярусного сообщества.
Лабораторные и практические работы: Одноклеточные зеленые водоросли.
Строение зеленого мха.Поглощение сфагнумом воды.Строение хвоща.Строение спороносящего папоротника.Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений;
— роль растений в биосфере и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных);
— сравнивать представителей разных систематических групп;
— объяснять значение растений в биосфере.
Тема 5. Строение и жизнедеятельность цветковых растений (11 ч)
Корень. Общая характеристика, особенности строения. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны молодого корня. Видоизменения корней. Значение корня. Корневое
(минеральное, почвенное) питание. Почва. Плодородие почвы. Удобрения: органические и минеральные. Поглощение и транспорт питательных веществ. Корневое давление. Побег. Общая характеристика, особенности строения. Побеги: вегетативные и цветоносные (генеративные). Почка - зачаточный побег. Почки: закрытые и открытые; вегетативные и цветочные, или генеративные; верхушечные, пазушные, придаточные. Ветвление. Многообразие побегов по направлению и способу роста стебля, по строению и продолжительности жизни. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.
Стебель - осевая часть побега: строение и функции. Значение стебля. Строение стебля на примере ветви липы. Лист: внешнее строение и функции. Жилкование листа. Многообразие листьев по форме листовой пластинки. Простые и сложные листья. Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое. Листовая мозаика. Листопад: растения листопадные и вечнозеленые. Фотосинтез - воздушное питание растений. Энергия света и наличие углекислого газа - обязательные условия для осуществления фотосинтеза. Результат фотосинтеза. Газообмен и испарение воды у растений. Факторы, влияющие на интенсивность испарения. Транспорт воды иминеральных веществ.Транспорт органических веществ.Строение цветка. Обоеполые и однополые цветки: мужские (тычиночные), женские (пестичные). Однодомные, двудомные растения. Симметрия цветка. Цветки правильные, неправильные, асимметричные. Формула и диаграмма цветка. Соцветия: простые, сложные. Цветение. Опыление: самоопыление, перекрестное опыление; биотическое и абиотическое опыление.
Семя - генеративный орган растения. Строение семян однодольных и двудольных растений. Период физиологического покоя. Условия, необходимые для прорастания семян. Прорастание семян холодостойких и теплолюбивых растений. Посев семян. Подземное и надземное прорастание.Плод - генеративный орган покрытосеменных растений.
Строение плода: околоплодник и семена. Сухие плоды: односеменные и многосеменные. Сочные плоды: односеменные и многосеменные. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны молодого корня. Видоизменения корней. Видоизменения побегов. Строение вегетативных и цветочных почек. Простые и сложные
листья. Листорасположение. Строение цветка. Многообразие соцветий. Строение семени. Многообразие плодов.
Лабораторные и практические работы: Корневой чехлик и корневые волоски.Строение почек.Видоизменения побегов.Макроскопическое строение стебля.Микроскопическое строение стебля.Строение кожицы листа.Клеточное строение листа.Строение цветка.
Строение семени двудольных растений.Строение семени однодольных растений.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— строение, многообразие, видоизменения и функции органов покрытосеменных растений;
— обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза;
— условия, необходимые для прорастания семян;
— способы распространения плодов и семян.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику органов покрытосеменных растений;
— сравнивать вегетативные и цветочные почки, простые и сложные листья, транспорт воды и минеральных веществ и транспорт органических веществ, обоеполые и однополые цветки, простые и сложные соцветия, самоопыление и перекрестное опыление, строение семян однодольных и двудольных растений;
— объяснять значение опыления, почвенного и воздушного питания, транспорта минеральных и органических веществ в жизни растений.
Тема 6. Размножение растений (4 ч)
Размножение как одно из основных свойств живой материи. Бесполое размножение (спорообразование и вегетативное размножение). Половое размножение. Чередование бесполого и полового размножения. Чередование полового и бесполого поколений.
Размножение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады). Размножение многоклеточных водорослей (на примере улотрикса). Размножение мхов. Жизненный цикл кукушкиного льна. Размножение папоротников. Жизненный цикл щитовника мужского.
Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Мужские шишки сосны. Женские шишки сосны. Опыление. Оплодотворение. Созревание семян. Вегетативное размножение покрытосеменных растений.Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Формирование пыльцевых зерен. Формирование зародышевого мешка. Двойное оплодотворение. Рост растения. Развитие растения. Периоды развития семенных растений: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости.
Демонстрация
Схема чередования полового и бесполого поколений. Размножение одноклеточных водорослей. Жизненный цикл кукушкиного льна. Жизненный цикл щитовника мужского. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы: Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны(ели).
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— принципиальную разницу между бесполым и половым размножением;
— особенности жизненных циклов растений разных систематических групп;
— основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения.
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику периодов развития семенных растений;
— сравнивать бесполое и половое размножение, жизненные циклы растений разных систематических групп.
Тема 7. Многообразие цветковых растений (5 ч)
Классы покрытосеменных растений. Основные различия между представителями классов однодольных и двудольных растений. Класс Двудольные: семейства Крестоцветные (Капустные), Розовые (Розоцветные), Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные. Класс Однодольные: семейства Злаки, Лилейные, Луковые. Важнейшие сельскохозяйственные растения, их значение и биологические основы выращивания (выбор объектов определяется
специализацией растениеводства в конкретной местности).
Демонстрация: живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных культур.
Лабораторные и практические работы: Строение шиповника.Строение пшеницы (ржи, ячменя).Распознавание наиболее распространенных растений своейместности, определение их систематического положения.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и хозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— осуществлять морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений.
Тема 8. Экология и развитие растительного мира (3 ч)
Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы. Факторы неживой природы. Факторы живой природы. Деятельность человека, примеры влияния человека на живые организмы. Основные экологические группы растений: светолюбивые растения, тенелюбивые растения, растения водных и избыточно увлажненных мест обитания, растения достаточно увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания. Растительные сообщества, их структура. Ярусность в растительных сообществах. Смена растительных сообществ. Растительный покров и природные зоны. Типы растительности: тундра, леса, степи, пустыни, луга, болота, водные сообщества.Основные этапы развития растительного мира: возникновение фотосинтеза, появление водорослей, выход растений на сушу, появление и развитие семенных растений. Охрана растений и растительных сообществ. Охрана природы — дело всех людей планеты. Красная книга. Охраняемые территории.
Демонстрация: наглядные пособия, иллюстрирующие растения разных экологических групп и природных зон. Изображения растений, занесенных в Красную книгу.
Экскурсии: Природное сообщество и человек.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— три группы экологических факторов;
— основные экологические группы растений;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— растения, встречающиеся в местности проживания и занесенные в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на растительные организмы;
— определять принадлежность растений к той или иной экологической группе;
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных природных зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов разных природных зон;
— объяснять, почему охрана природы должна стать общим делом всего человечества.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— наблюдать и описывать различных представителей растительного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о растениях, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
— сравнивать растения изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— приводить доказательства взаимосвязи растений и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
— работать со всеми компонентами текста;
— составлять простые и сложные планы текста;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты
— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;
— осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим природу;
— развитие эстетического восприятия живой природы;
— формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
— способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— формирование уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;
— понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.
Лабораторных работ 24. Контрольных работ 2.
Тематическое планирование биология – 7 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
|
Клеточное строение организмов (2 ч) |
|
|
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Химический состав клеток. Строение клетки. Л.р. Химический состав семян. Л.р. Исследование свойств некоторых органических веществ. Л.р. Строение растительной клетки. Л.р. Клетки мякоти плода помидора |
1 |
|
|
2 |
Введение. Что мы узнаем на уроках модуля «Заповедная Брянщина» |
1 |
|
|
3 |
Жизнедеятельность клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы |
1 |
|
|
4 |
Классификация Российских ООПТ |
1 |
|
|
|
Многообразие живых организмов. Царство Бактерии (2 ч) |
|
|
|
5 |
Общая характеристика бактерий |
1 |
|
|
6 |
Заповедные объекты Брянщины |
1 |
|
|
7 |
Бактерии в природе и жизни человека |
1 |
|
|
8 |
Красные книги: история и современность |
1 |
|
|
|
Многообразие живых организмов. Царство Грибы (2 ч) |
|
|
|
9 |
Общая характеристика грибов. Инструктаж по ТБ. Л.р. Строение плодовых тел шляпочных грибов. Л.р. Выращивание белой плесени мукора. Л.р. Строение дрожжей и плесневого гриба мукора |
1 |
|
|
10 |
Красные книги растений и животных Брянской области |
1 |
|
|
11 |
Грибы съедобные и ядовитые. Инструктаж по ТБ. Л.р.Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники |
1 |
|
|
12 |
Экологические проблемы и их влияние на ООПТ |
1 |
|
|
|
Многообразие живых организмов. Царство Растения (6 ч) |
|
|
|
13 |
Ботаника – наука о растениях.Значение растений в природе и жизни человека |
1 |
|
|
14 |
Экологический познавательный туризм |
1 |
|
|
15 |
Отличительные признаки растений. Систематика растений. Ткани растений |
1 |
|
|
16 |
Биосферный резерват «Неруссо-Деснянское Полесье» |
1 |
|
|
17 |
Органы высших растений |
1 |
|
|
18 |
Государственный природный заказник федерального значения «Клетнянский» |
1 |
|
|
19 |
Водоросли. Общая характеристика |
1 |
|
|
20 |
История заповедного дела в России |
1 |
|
|
21 |
Отдел Моховидные. Инструктаж по ТБ. Л.р. Строение зеленого мха. Папоротникообразные. Л.р. Строение спороносящего папоротника |
1 |
|
|
22 |
Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес»: история создания и направления работы |
1 |
|
|
23 |
Отдел Голосеменные растения. Инструктаж по ТБ. Л.р. Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои. Отдел Покрытосеменные |
1 |
|
|
24 |
Грибы и растения Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» |
1 |
|
|
|
Строение и жизнедеятельность цветковых растений (11 ч) |
|
|
|
25 |
Корень. Инструктаж по ТБ. Л.р. Корневой чехлик и корневые волоски. Корневые системы. Видоизменения корней. |
1 |
|
|
26 |
Насекомые Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» |
1 |
|
|
27 |
Побег.Почки.Инструктаж по ТБ. Л.р. Строение почек. Л.р. Видоизменения побегов |
1 |
|
|
28 |
Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» |
1 |
|
|
29 |
Стебель - осевая часть побега: строение и функции.Инструктаж по ТБ. Л.р. Макроскопическое строение стебля. Л.р. Микроскопическое строение стебля |
1 |
|
|
30 |
Птицы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» |
1 |
|
|
31 |
Лист: внешнее строение и функции.Инструктаж по ТБ. Л.р .Строение кожицы листа |
1 |
|
|
32 |
Млекопитающие Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» |
1 |
|
|
33 |
Внутреннее строение листа.Инструктаж по ТБ. Л.р.Клеточное строение листа.Видоизменение листьев. Листорасположение |
1 |
|
|
34 |
Государственные природные заказники регионального значения |
1 |
|
|
35 |
Фотосинтез - воздушное питание растений. |
1 |
|
|
36 |
ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье» |
1 |
|
|
37 |
Газообмен и испарение воды у растений.Транспорт воды, минеральных и органических веществ в растении |
1 |
|
|
38 |
Памятники природы областного значения и их профили |
1 |
|
|
39 |
Строение цветка.Инструктаж по ТБ. Л.р. Строение цветка.Соцветия |
1 |
|
|
40 |
ООПТ комплексного и гидрологического природоохранного значения |
1 |
|
|
41 |
Опыление |
1 |
|
|
42 |
ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения |
1 |
|
|
43 |
Семя: строение и многообразие. Инструктаж по ТБ. Л.р. Строение семени двудольных растений. Л.р. Строение семени однодольных растений |
1 |
|
|
44 |
Дендрологические и ботанические сады |
1 |
|
|
45 |
Плоды.Распространение плодов и семян. |
1 |
|
|
46 |
Памятники природы областного значения своего района: местонахождение, природные особенности и значение |
1 |
|
|
|
Размножение растений (4 ч) |
|
|
|
47 |
Значение размножения. Типы размножения. Размножение водорослей. |
1 |
|
|
48 |
Памятники природы областного значения своего района: растения и грибы |
1 |
|
|
49 |
Размножение мхов и папоротников. Размножение голосеменных растений. Инструктаж по ТБ. Л.р. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели) |
1 |
|
|
50 |
Памятники природы областного значения своего района: животный мир |
1 |
|
|
51 |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений |
1 |
|
|
52 |
Влияние человека на памятники природы областного значения своего района. Экологический познавательный туризм на ООПТ своего района |
1 |
|
|
53 |
Половое размножение покрытосеменных растений. Рост и развитие растений |
1 |
|
|
54 |
Влияние человека на памятники природы областного значения своего района. Экологический познавательный туризм на ООПТ своего района |
1 |
|
|
|
Многообразие цветковых растений (5 ч) |
|
|
|
55 |
Классы покрытосеменных растений. Класс двудольные. Семейство Крестоцветные |
1 |
|
|
56 |
Час занимательной ботаники |
1 |
|
|
57 |
Класс двудольные. Семейство Розоцветные и Пасленовые.Инструктаж по ТБ. Л.р. Строение шиповника |
1 |
|
|
58 |
Час занимательной зоологии (Путешествие в страну зоологию) |
1 |
|
|
59 |
Класс двудольные. Семейство Бобовые |
1 |
|
|
60 |
Час занимательного краеведения |
1 |
|
|
61 |
Класс двудольные. Семейство Сложноцветные |
1 |
|
|
62 |
Проектно-исследовательская деятельность при изучении биоразнообразия |
1 |
|
|
63 |
Класс Однодольные. Семейства Злаковые, Лилейные, Луковые. Инструктаж по ТБ. Л.р. Строение пшеницы (ржи, ячменя) |
1 |
|
|
64 |
Экологический практикум – «Я б в ученые пошел, пусть меня научат!» |
1 |
|
|
|
Экология и развитие растительного мира (3 ч) |
|
|
|
65 |
Организм и среда. Основные экологические группы растений |
1 |
|
|
66 |
Экологический практикум – оформляем результаты исследований |
1 |
|
|
67 |
Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ. Растительность природных зон |
1 |
|
|
68 |
Научно-практическая конференция учащихся «Заповеданная нам Брянщина» |
1 |
|
|
69 |
Основные этапы развития растительного мира. Охрана растений и растительных сообществ |
1 |
|
|
70 |
Научно-практическая конференция учащихся «Заповеданная нам Брянщина» |
1 |
|
|