Рабочая программа по чтению для 1 класса по УМК «Школа России»
Программа литературное чтение составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программой авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение». 1-4 класс
Планируемые предметные результаты изучения курса
1 класс. Обучающиеся научаться:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений:
различать рассказ и стихотворение.
2 класс. Обучающиеся научаться:
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
3 класс. Обучающиеся научаться:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать ( рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
4 класс. Обучающиеся научаться:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (17 в., 18 в., 19 в., 20 в.,21 в.); соотносить автора, нго произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным,
учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
1 класс (40 ч)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Жили-были буквы (7 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (7 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (7 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (6 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
2 класс (136ч)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (15 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (14ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (17 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран ( 14 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
3 класс (136 ч)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём
Самое великое чудо на свете (3ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (13ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.
Поэтическая тетрадь 1 (10 ч)
Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.
И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встеча зимы».
Заголовок стихотворения.
И.З. Суриков. «Дество», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели (23 ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов ( тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)
Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.
К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки ( 8 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы (10ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.
А.И.Куприн «Слон». Оновные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных.
А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое ( 15 ч)
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.
В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2 (7 ч)
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.
А.Л.Барто «Разлука». «В театре».
С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Кртёнок»
Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (14ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.
Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.
По страницам детских журналов ( 8 ч)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.
Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Зарубежная литература ( 9 ч )
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.
4 класс (119 ч.)
Вводный урок ( 1 ч )
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.
Летописи, былины, жития (9 ч)
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси.
Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри».
Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.
Проект: «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики ( 20 ч)
П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. События литературной сказки. Герои сказки. Характеристика героя.
А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана.
М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.
Л.Н.Толстой «Детство». Характер главного героя
Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.
А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев.
Поэтическая тетрадь ( 10 ч)
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.
А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.
Е.А.Баратынский. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…».
И.А.Бунин «Листопад». Картины осени. Сравнения, эпитеты.
Литературные сказки ( 15 ч)
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Составление плана сказки.
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.
П.П.Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям. Деление текста на части. Составление плана.
Делу время – потехе час (8 ч)
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени. В.Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического рассказа.
В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.
Страна детства (7 ч )
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения.
Поэтическая тетрадь ( 5 ч )
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства». Сравнение произведений М.Цветаевой разных лет.
Природа и мы ( 11 ч )
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.
А.И.Куприн «Барбос и Жулька».
М.М.Пришвин. «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана.
Проект6»Природа и мы».
Поэтическая тетрадь ( 7 ч)
Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени.Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.
Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества.
Родина ( 7 ч )
И.С.Никитин «Русь». Образ Родины. С.Д.Дрожжин «Родине».А.В.ЖИгулин «О, Родина! В неярком блеске…»
Проект: «Они защищали Родину»
Страна фантазия ( 6 ч)
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.
Зарубежная литература ( 13 ч)
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.
Г.Х.Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.
Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда.
Тематическое планирование по литературному чтению,
1 класс, 132 часа
№ п/п |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке |
1 |
2 |
Речь письменная и устная. ИКТ |
1 |
3 |
Предложение |
1 |
4 |
Предложение и слово |
1 |
5 |
Предложение и слово (закрепление) |
1 |
6 |
Слог, ударение |
1 |
7 |
Слово, слог, ударение (закрепление) |
1 |
8 |
Слог, ударение |
1 |
9 |
Деление слов на слоги. ИКТ |
1 |
10 |
Звуки речи: гласные и согласные |
1 |
11 |
Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным |
1 |
12 |
Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков. |
1 |
13 |
Гласный звук [а], буквы А, а |
1 |
14 |
Гласный звук [а], буквы А, а (закрепление) |
1 |
15 |
Звук [о], буквы О, о |
1 |
16 |
Звук [и], буквы И, и |
1 |
17 |
Гласная буква ы, звук [ы] |
1 |
18 |
Гласная буква ы, звук [ы]. Проверка навыков чтения |
1 |
19 |
Звук [у], буквы У, у |
1 |
20 |
Звуки [н], [н΄] буквы Н, н |
1 |
21 |
Звуки [н], [н΄] буквы Н, н (закрепление) |
1 |
22 |
Звуки [с], [с΄] буквы С, с |
1 |
23 |
Звуки [с], [с΄] буквы С, с (закрепление) |
1 |
24 |
Звуки [к], [к΄] буквы К, к |
1 |
25 |
Звуки [т], [т΄] буквы Т, т |
1 |
26 |
Звуки [т], [т΄] буквы Т, т (закрепление) |
1 |
27 |
Закрепление пройденного материала |
1 |
28 |
Звуки [л], [л΄] буквы Л, л |
1 |
29 |
Повторение и закрепление изученного материала. ИКТ |
1 |
30 |
Согласные звуки [р], [р΄] буквы Р, р |
1 |
31 |
Согласные звуки [р], [р΄] буквы Р, р (закрепление) |
1 |
32 |
Согласные звуки [в], [в΄] буквы В, в |
1 |
33 |
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й΄э] |
1 |
34 |
Буква Е – показатель мягкости согласных |
1 |
35 |
Согласные звуки [п], [п΄], буквы П. п |
1 |
36 |
Согласные звуки [п], [п΄], буквы П, п (закрепление). Чтение слов, предложений. ИКТ |
1 |
37 |
Согласные звуки [м], [м΄], буквы М, м. Составление рассказа о Москве. ИКТ |
1 |
38 |
Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами М и Л |
1 |
39 |
Согласные звуки [з], [з΄], буквы З, з Составление текста из слов. Заучивание стихотворения С.Я.Маршака «Волк и лиса» |
1 |
40 |
Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление) |
1 |
41 |
Согласные звуки [б], [б΄], буквы Б, б Заучивание отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
1 |
42 |
Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление) |
1 |
43 |
Закрепление пройденного материала. Составление рассказа о природе зимой. ИКТ |
1 |
44 |
Согласные звуки [д], [д΄], буквы Д, д |
1 |
45 |
Согласные звуки [д], [д΄], буквы Д, д Составление рассказа на тему «Реки» (закрепление) |
1 |
46 |
Парные согласные [д], [д΄]; [т], [т΄], буквы Д, д, Т, т Разучивание скороговорок. |
1 |
47 |
Буквы Я, я, обозначающие звуки [й΄а] Составление текста из слов.ИКТ |
1 |
48 |
Буква Я – показатель мягкости согласного. Разучивания стихотворения С.Михалкова «Кем быть?» |
1 |
49 |
Закрепление пройдённого материала. Разучивание скороговорок. |
1 |
50 |
Согласные звуки [г], [г΄], буквы Г, г. ИКТ |
1 |
51 |
Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г. Составление сказки по иллюстрации. |
1 |
52 |
Согласный звук [ч΄], буквы Ч, ч. Составление рассказа о часах (настенные, карманные, песочные и т.д). |
1 |
53 |
Согласный звук [ч΄] буквы Ч, ч Чтение слов, предложений. |
1 |
54 |
Чтение слов с буквой ч. ИКТ. Разучивание скороговорок. |
1 |
55 |
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков |
1 |
56 |
Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного |
1 |
57 |
Разделительный мягкий знак. Пересказ близко к тексту. |
1 |
58 |
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши . ИКТ |
1 |
59 |
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление)Разучивание скороговорок. |
1 |
60 |
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений. |
1 |
61 |
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление)Разучивание стихотворений. |
1 |
62 |
Буквы Е, ё, обозначающие два звука [й΄о], |
1 |
63 |
Буква Ё, ё – показатель мягкости |
1 |
64 |
Чтение слов с буквой ё. Литературная викторина. ИКТ |
1 |
65 |
Чтение слов с буквой ё (закрепление) Заучивание наизусть стихотворения С.Я.Маршака «Декабрь». |
1 |
66 |
Мягкий согласный звук [й]. Буква й. |
1 |
67 |
Согласные звуки [х], [х΄], буквы Х, х. Разучивание наизусть стихотворения Я.Аким «Первый снег». |
1 |
68 |
Чтение слов с буквой х (закрепление) Составление рассказа о зимних играх. |
1 |
69 |
Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й΄у]. Пересказ «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршак |
1 |
70 |
Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии |
1 |
71 |
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Составление рассказа о цирке. |
1 |
72 |
Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление) Чтение по ролям. |
1 |
73 |
Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление) |
1 |
74 |
Гласный звук [э]. Буквы Э, э. Составление рассказа на тему «Как человек научился летать?» |
1 |
75 |
Чтение слов и предложений с буквами Э, э (закрепление) Пересказ близко к тексту Л.Н.Толстой «Жучка». |
1 |
76 |
Мягкий согласный звук [щ΄], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу. Разучивание стихотворения Ю.Тувим «Овощи». |
1 |
77 |
Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф΄]. Составление рассказа об истории флота. |
1 |
78 |
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Чтение по ролям. Разучивание стихотворения И.Сурикова «Зима» |
1 |
79 |
Алфавит. Чтение стихотворений С.Я.Маршака, В.Берестова. |
1 |
80 |
Чтение слов с изученными буквами (закрепление). Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». |
1 |
81 |
К.Д.Ушинский. Наше Отечество |
1 |
В.Крупин. Первоучители словенские. Составление рассказа о Кирилле и Мефодии. |
1 |
|
82 |
В.Крупин. Первый букварь |
1 |
83 |
Творчество А.С.Пушкина – сказки. Пересказ любимой сказки А.С.Пушкина. |
1 |
84 |
Л.Н.Толстой о детях. |
1 |
85 |
К.Д.Ушинский – великий педагог и писатель. К.Д.Ушинский о детях. |
1 |
86 |
Творчество К.И.Чуковского («Телефон», «Путаница») |
1 |
87 |
В.В.Бианки. Первая охота. Пересказ. |
1 |
88 |
Творчество С.Я.Маршака. Чтение по ролям. |
1 |
89 |
Творчество М.М.Пришвина. Пересказ близко к тексту рассказа «Глоток молока». |
1 |
90 |
Творчество А.Л.Барто. Выразительное чтение. |
1 |
91 |
Творчество С.В.Михалкова. Разучивание стихотворения «Котята» наизусть. |
1 |
92 |
Творчество С.В.Михалкова. Чтение по ролям «Ачто у вас?» |
1 |
93 |
Творчество Б.В.Заходера |
1 |
94 |
Прощание с Азбукой |
1 |
95 |
Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В.Данько «Загадочные буквы» |
1 |
96 |
И.Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”»» |
1 |
97 |
Саша Чёрный «Живая азбука». Ф.Кривин «Почему “А” поётся, а “Б” нет» |
1 |
98 |
Г.Сапгир «Про медведя». М.Бородицкая «Разговор с пчелой» |
1 |
99 |
С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть» |
1 |
100 |
Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы» |
1 |
101 |
Е.Чарушин «Теремок» |
1 |
102 |
Русская народная сказка «Рукавичка» |
1 |
103 |
Загадки. Песенки. Потешки |
1 |
104 |
Загадки.Песенки,Потешки (продолжение) |
1 |
105 |
Небылицы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» |
1 |
106 |
А.С.Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…» |
1 |
107 |
Урок-обобщение «Сказки, загадки, небылицы» |
1 |
108 |
А.Плещеев «Сельская песенка». А.Майков «Весна», «Ласточка примчалась…» |
1 |
109 |
Т.Белозёров «Подснежник». С.Маршак «Апрель» |
1 |
110 |
И.Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» |
1 |
111 |
Из старинных книг. А.Майков «Христос Воскрес!». Урок-обобщение «Апрель, апрель! звенит капель…» |
1 |
112 |
И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк». Г.Кружков «Ррры!» |
1 |
113 |
Н.Артюхова «Саша-дразнилка» |
1 |
114 |
К.Чуковский «Федотка». О.Дриз «Привет» |
1 |
115 |
И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М.Пляцковский «Помощник» |
1 |
116 |
К.И.Чуковский «Телефон» |
1 |
117 |
Урок-обобщение «И в шутку и всерьёз» |
1 |
118 |
Ю.Ермолаев «Лучший друг. Е.Благинина «Подарок» |
1 |
119 |
В.Орлов «Кто первый?». С.Михалков «Бараны» |
1 |
120 |
В.Берестов «В магазине игрушек». В.Орлов «Если друбой дорожить…» |
1 |
121 |
И.Пивоварова «Вежливый ослик», А.Барто «Вот так защитник» |
1 |
122 |
Я.Аким «Моя родня». С.Маршак «Хороший день» |
1 |
123 |
М.Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу» |
1 |
124 |
Из старинных книг. Обобщение «Я и мои друзья» |
1 |
125 |
С.Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит собак…» |
1 |
126 |
В.Осеева «Собака яростно лаяла» |
1 |
127 |
И.Токмакова «Купите собаку». С.Михалков «Важный совет» |
1 |
128 |
М.Пляцковский «Цап Царапыч» Г.Сапгир «Кошка» |
1 |
129 |
В.Берестов «Лягушата». В.Лунин «Никого не обижай» |
1 |
130 |
Д.Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладков «Лисица и ёж» |
1 |
131 |
Обобщение по теме «О братьях наших меньших» |
1 |
132 |
Оценка достижений |
1 |
Тематическое планирование по литературному чтению.2 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Тема урока |
1 |
Вводный урок по курсу литературно го чтения 1ч |
Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
2 |
Самое великое чудо на свете (4ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Книги, прочитанные летом. |
3 |
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» |
|
4 |
Старинные и современные книги. Высказывание о книгах К.Ушинского, Л.Толстого, М.Горького. Классификация высказываний. |
|
5 |
Напутствие читателю Р.Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов. |
|
6 |
Устное народное творчество (15ч) |
Знакомство с названием раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества. |
7 |
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. |
|
8 |
Потешки и прибаутки – малые жанры УНТ. Отличия прибаутки от потешки |
|
9 |
Считалки и небылицы – малые жанры УНТ. Ритм – основа считалки.сравнение считалки и небылицы. |
|
10 |
Загадки – малые жанры УНТ. Распределение загадок по тематическим группам. |
|
11 |
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа.. |
|
12 |
Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет» |
|
13 |
РНС «Петушок и бобовое зернышко». Рассказывание сказки по рисункам. |
|
14 |
РНС «У страха глаза велики». Герои сказки. Рассказывание сказки по плану. |
|
15 |
РНС «Лиса и тетерев». Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. |
|
16 |
РНС «Лиса и журавль». Соотнесение пословицы со сказочным текстом. |
|
17 |
РНС «Каша из топора» Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. |
|
18 |
РНС «Гуси-лебеди». Герои сказки. Рассказывание сказки по плану. |
|
19 |
РНС «Гуси-лебеди». А. Шибаев «Вспомни сказку» |
|
20 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу УНТ |
|
21 |
Люблю природу русскую Осень. (8ч) |
Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. |
22 |
Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта. Интонация стихотворения. |
|
23 |
Лирические стихотворения А.Плещеева и А.Фета Выразительное чтение стихотворений. |
|
24 |
Лирические стихотворения А.Толстого и С.Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. |
|
25 |
Лирические стихотворения В.Брюсова и И.Токмаковой. Средства художественной выразительности. |
|
26 |
В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (из энциклопедии). |
|
27 |
Сравнение художественного и научно-популярного текстов. «Осеннее утро» М.Пришвин |
|
28 |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую Осень» Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
29 |
Русские писатели (14ч) |
А.С. Пушкин – великий русский писатель. |
30 |
Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. |
|
31 |
Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..» |
|
32 |
Сказка о рыбаке и рыбке. Сравнение литературной и народной сказок. |
|
33 |
Сказка о рыбаке и рыбке. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. |
|
34 |
Сказка о рыбаке и рыбке. |
|
35 |
Басни. Нравственный смысл басен . Структура басни, модель басни. И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука». |
|
36 |
И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». Сравнение басни и сказки. Герой басенного текста. |
|
37 |
Басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Соотношение пословицы со смыслом басни. |
|
38 |
Рассказы Л.Н.Толстого «Филипок». Характеристика героев произведения. |
|
39 |
Л.Н.Толстой «Филипок». «Правда всего дороже». |
|
40 |
Л.Н.Толстой «Котенок». Подробный пересказ. |
|
41 |
Разноцветные страницы. И.Токмакова «Десять птичек- стайка» |
|
42 |
Обобщение по разделу «Русские писатели»Проверим себя и оценим свои достижения |
|
43 |
О братьях наших меньших (12ч) |
Научно-популярный текст Н.Сладкова «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится?» |
44 |
Веселые стихи о животных. Б.Заходер«Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака». |
|
45 |
В.Берестов «Кошкин щенок». Характер героев. |
|
46 |
М.Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. |
|
47 |
М.Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана. |
|
48 |
Е.Чарушин «Страшный рассказ» |
|
49 |
Б.Житков «Храбрый утенок». Характеристика героев рассказа. Нравственный смысл поступков. |
|
50 |
В.Бианки «Музыкант». Подробный пересказ на основе вопросов. |
|
51 |
В.Бианки «Сова». Герои рассказа. |
|
52 |
В.Бианки«Сова». Составление рассказа по рисункам. |
|
53 |
Разноцветные страницы. С.Брезкун, М. Бородинская. |
|
54 |
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Проверим себя и оценим свои достижения |
|
55 |
Из детских журналов (9ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела |
56 |
Произведения из детских журналов. Д.Хармс«Игра» |
|
57 |
Д.Хармс «Вы знаете». Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. |
|
58 |
Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи». |
|
59 |
Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Выразительное чтение на основе ритма. |
|
60 |
Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя» |
|
61 |
Защита проекта «Мой любимый детский журнал» |
|
62 |
А.Введенский «Лошадка». Придумывание своих вопросов по содержанию. |
|
63 |
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
64 |
Люблю природу русскуюЗима. (9ч) |
Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки |
65 |
И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт«Снежинка». Слова, которые помогают представить зимние картины. |
|
66 |
Я.Аким «Утром кот принес на лапках». Настроение стихотворения. |
|
67 |
Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет зима…» |
|
68 |
С.Есенин «Береза». Авторское отношение к зиме. |
|
69 |
РНС «Два мороза». Главная мысль произведения. Герой произведения. Характеристика героев. |
|
70 |
С.Михалков«Новогодняя быль». Особенности данного жанра. Чтение по ролям. |
|
71 |
Весёлые стихи о зиме. А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет» |
|
72 |
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
73 |
Писатели детям (17ч) |
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница». Настроение стихотворения. Чтение по ролям. |
74 |
К.И.Чуковский «Радость». Рифма. |
|
75 |
К.И.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому. |
|
76 |
К.И.Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям. |
|
77 |
С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Герои произведения С.Я.Маршака.Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. |
|
78 |
С.В.Михалков «Мой секрет». Эпическое стихотворение. Содержание произведения. |
|
79 |
С.В.Михалков «Сила воли». Заголовок. |
|
80 |
С.В.Михалков «Мой щенок». Деление текста на части. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. |
|
81 |
Стихи А.Л.Барто .«Веревочка». Заголовок стихотворения. |
|
82 |
А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа». Выразительное чтение стихотворения. |
|
83 |
Юмористические рассказы для детей Н.Носова. «Затейники». |
|
84 |
Н.Носов «Живая шляпа». Составление плана текста. |
|
85 |
Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на основе составленного плана. |
|
86 |
Н.Носов «На горке». Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. |
|
87 |
Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана. |
|
88 |
Разноцветные страницы. |
|
89 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
90 |
Я и мои друзья (10ч) |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела. Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э. Мошковской |
91 |
В.Лунин «Я и Вовка». Нравственно-этические представления. |
|
92 |
Рассказы Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Соотнесение название рассказа с пословицей. |
|
93 |
Рассказы Ю.Ермолаева. «Два пирожных» Смысл названия рассказа. |
|
94 |
В.Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа. |
|
95 |
В.Осеева «Хорошее». Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. |
|
96 |
Рассказы В.Осеевой. «Почему» Герои произведения. |
|
97 |
В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа. |
|
98 |
Разноцветные страницы. Е.Благинина «Простокваша» |
|
99 |
Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
100 |
Люблю природу русскуюВесна. (9ч) |
Весенние загадки. Подготовка к проекту Газета «День Победы – 9 мая» |
101 |
Ф.Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды». Приём контраста в создании картин зимы и весны. |
|
102 |
Лирические стихотворения А.Плещеева. «Весна», «Сельская песенка» Слово как средство создания весенней картины природы. |
|
103 |
Лирические стихотворения А.Блока «На лугу». С.Маршак «Снег теперь уже не тот». |
|
104 |
Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю» |
|
105 |
Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел» |
|
106 |
Лирическое стихотворение С.Васильева «Белая береза» |
|
107 |
Проект: Газета «День Победы – 9 мая» Стр. 123 |
|
108 |
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения |
|
109 |
И в шутку и всерьез (14ч) |
Знакомство с названием раздела. Веселые стихи Б.Заходера. |
110 |
Б.Заходер «Что красивей всего?» Инсценирование стихотворения. |
|
111 |
Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Чтение стихотворения на основе ритма. |
|
112 |
Весёлые рассказы для детей Э.Успенского «Чебурашка» Заголовок – входная дверь в текст. |
|
113 |
Э.Успенский «Чебурашка» Герой юмористического рассказа. Составление плана по вопросам. |
|
114 |
Весёлые стихи Э.Успенского «Если был бы я девчонкой…». Выразительное чтение. |
|
115 |
Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память». Выразительное чтение. |
|
116 |
Весёлые стихи В.Берестова «Знакомый, «Путешественники». |
|
117 |
В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» Ритм стихотворения. |
|
118 |
Весёлые рассказы для детей Г.Остера «Будем знакомы» |
|
119 |
Г.Остер «Будем знакомы». Герои юмористических рассказов. |
|
120 |
Весёлые рассказы для детей В.Драгунского «Тайное становится явным» |
|
121 |
В.Драгунский «Тайное становится явным». Восстановление последовательности текста на основе вопросов. |
|
122 |
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
123 |
Литература зарубежных стран (12ч) |
Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник» Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» |
124 |
Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» |
|
125 |
Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» |
|
126 |
Шарь Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок. |
|
127 |
Шарь Перро «Кот в сапогах» Пересказ сказки по самостоятельно составленному плану. |
|
128 |
Шарль Перро «Красная шапочка». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. |
|
129 |
Г.- Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. |
|
130 |
Эни Хогарт «Мафин и паук». Герои сказок. |
|
131 |
Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа |
|
132 |
Эни Хогарт «Мафин и паук».. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.. |
|
133 |
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения |
|
134 |
Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник» |
|
135 |
Урок-викторина «Книжкины друзья» |
|
136 |
Урок-рекомендация О чем мы будем читать летом.. |
Тематическое планирование по литературному чтению,
3 класс, 132 часа
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Вводный урок по данному курсу. |
1 |
Самое великое чудо на свете |
3 |
|
2 |
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. |
1 |
3 |
Первопечатник Иван Фёдоров |
1 |
4 |
Обобщение по теме «Самое великое чудо на свете». Оценка достижений. |
1 |
Устное народное творчество |
13 |
|
5 |
Русские народные песни. Лирические народные песни. |
1 |
6 |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
1 |
7 |
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. |
1 |
8-9 |
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка |
2 |
10-12 |
«Иван-царевич и Серый Волк», русская народная сказка. |
3 |
13-14 |
«Сивка-бурка», русская народная сказка |
2 |
15 |
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. |
1 |
16 |
Обобщение пройденного материала по теме: «Устное народное творчество» |
1 |
17 |
Оценка достижений. Проект «Сочиняем сказку». |
1 |
Поэтическая тетрадь № 1 |
10 |
|
18 |
Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. |
1 |
19 |
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» |
1 |
20 |
Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» |
1 |
21 |
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» |
1 |
22 |
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» |
1 |
23 |
И.С.Никитин «Встреча зимы». |
1 |
24 |
И.Суриков «Детство» |
1 |
25 |
И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. |
1 |
26 |
Путешествие в литературную страну Обобщение по теме. Оценка достижений. |
1 |
27 |
Проверочная работа №2 по теме «Поэтическая тетрадь № 1» |
1 |
Великие русские писатели |
23 |
|
28 |
А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». |
1 |
29 |
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. |
1 |
30 |
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. |
1 |
31 |
А.С.Пушкин. «Зимнее утро». |
1 |
32 |
А.С.Пушкин. «Зимний вечер». |
1 |
33-36 |
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказки. |
4 |
37 |
И.А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. |
1 |
38 |
Басни И.А.Крылова. «Мартышка и Очки». Мораль басен. |
1 |
39 |
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» |
1 |
40 |
И.А. Крылов «Ворона и лисица» |
1 |
41 |
М.Ю.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. |
1 |
42 |
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком» |
1 |
43 |
М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» |
1 |
44 |
Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). |
1 |
45 |
Л.Н. Толстой «Акула». |
1 |
46 |
Л.Н. Толстой «Прыжок». |
1 |
47 |
Л.Н. Толстой «Лев и собачка». |
1 |
48 |
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. |
1 |
49 |
Обобщающий урок по разделу. Оценка достижений. |
1 |
50 |
Проверочная работа № 3 по теме «Великие русские писатели». |
1 |
Поэтическая тетрадь № 2 |
5 |
|
51 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н.А. Некрасов. Стихи о природе. |
1 |
52 |
Н.А. Некрасов. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». |
1 |
53 |
К.В. Бальмонт «Золотое слово» |
1 |
54 |
И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…». Средства художественной выразительности. |
1 |
55 |
Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь № 2» |
1 |
Литературные сказки |
8 |
|
56 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»» |
1 |
57 |
Контрольная работа за 1 полугодие |
1 |
58 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
1 |
59-60 |
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» |
2 |
61-62 |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» |
2 |
63 |
Оценка достижений. Литературная викторина. |
1 |
Были-небылицы |
10 |
|
64-65 |
М. Горький «Случай с Евсейкой» |
2 |
66-68 |
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» |
3 |
69-71 |
А. Куприн «Слон» |
3 |
72 |
Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
73 |
Проверочная работа по теме «Литературные сказки. Были-небылицы». |
1 |
Поэтическая тетрадь № 1 |
5 |
|
74 |
С. Чёрный. Стихи о животных. «Что ты тискаешь утёнка…» |
1 |
75 |
С. Чёрный. «Воробей», «Слон» |
1 |
76 |
А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» |
1 |
77 |
С. Есенин «Черёмуха» |
1 |
78 |
Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь ». Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь № 1» |
1 |
Люби живое |
15 |
|
79 |
М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. |
1 |
80-81 |
И. Соколов- Микитов «Листопадничек» |
2 |
82 |
В.И. Белов «Малька провинилась» |
1 |
83 |
В.И. Белов «Ещё раз про Мальку» |
1 |
84-85 |
В.Бианки «Мышонок Пик» |
2 |
86-88 |
Б. Житков «Про обезьянку» |
3 |
89 |
В.Л.Дуров «Наша Жучка» |
1 |
90 |
В.П. Астафьев «Капалуха» |
1 |
91 |
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» |
1 |
92 |
Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу « Люби живое»). |
1 |
93 |
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Люби живое» |
1 |
Поэтическая тетрадь № 2 |
7 |
|
94 |
Запуск проекта «Праздник поэзии». С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» |
1 |
95 |
А.Л. Барто «Разлука». |
1 |
96 |
А.Л. Барто «В театре». |
1 |
97 |
С. В.Михалков «Если», «Рисунок» |
1 |
98 |
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок» |
1 |
99 |
Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь № 2». Подведение итогов выполненного проекта «Праздник поэзии». |
1 |
100 |
Оценка достижений. Тест Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь №4» |
1 |
101 |
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. |
1 |
102-103 |
А.П.Платонов «Цветок на земле» |
2 |
104-105 |
А. Платонов «Ещё мама» Развитие речи: выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. |
2 |
106-107 |
М.М.Зощенко «Золотые слова» |
2 |
108-109 |
М.М.Зощенко «Великие путешественники» |
2 |
110 |
Н.Н.Носов «Федина задача» |
1 |
111 |
Н.Н.Носов «Телефон» |
1 |
112 |
В.Ю.Драгунский «Друг детства» |
1 |
113 |
Диагностическая работа |
1 |
114 |
Проверочная работа по теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». |
1 |
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» |
8 |
|
115 |
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. |
1 |
116 |
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Развитие речи: составление вопросов по содержанию рассказа Л. Кассиля, развёрнутые ответы на составленные вопросы. |
1 |
117 |
Ю. Ермолаев «Проговорился» |
1 |
118 |
Ю. Ермолаев «Воспитатели» |
1 |
119 |
Г.Б.Остер «Вредные советы» |
1 |
120 |
Г.Б.Остер «Как получаются легенды» |
1 |
121 |
Диагностика усвоения прочитанного за год. |
1 |
122 |
Р.Сеф «Весёлые стихи». Читательская конференция «По страницам детских журналов». |
1 |
123 |
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов». |
1 |
Зарубежная литература |
9 |
|
124 |
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции |
1 |
125-126 |
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические подвиги героев. |
2 |
127 |
Контрольная работа за 2 полугодие |
1 |
128-130 |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» |
3 |
131 |
Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» |
1 |
132 |
Урок – обобщение за год. Оценка достижений. Что читать летом. |
1 |
Итого |
132 |
Тематическое планирование по литературному чтению
4 класс 102 часа
№ |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
1 |
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» |
1 |
2 |
«И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина |
1 |
3 |
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
1 |
4 |
Былина «Ильины три поездочки» |
1 |
5 |
«Житие Сергия Радонежского» |
1 |
6 |
«Житие Сергия Радонежского». |
1 |
7 |
Проект: «Создание календаря исторических событий». |
1 |
8 |
Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
9 10 11 |
П. Ершов «Конёк-Горбунок» |
3ч |
12 |
Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» |
1ч |
13 |
А. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» |
1ч |
14 15 16 17 |
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
4ч |
18 |
М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» |
1ч |
19 20 21 |
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). |
3ч |
22 |
Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». |
1ч |
23 2425 |
А. П. Чехова «Мальчики» |
3ч |
26 |
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения. |
1ч |
27 |
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко» |
1 |
28 |
А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь» |
1 |
29 |
Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» |
1 |
30 |
А. Н. Плещеев «Дети и птичка» |
1 |
31 |
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» |
1 |
32 |
Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» |
1 |
33 |
И. А. Бунин «Листопад» |
1 |
34 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
35 3637 |
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
3 |
3839 |
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
2 |
40 41 |
П. П. Бажов «Серебряное копытце». |
2 |
42 43 |
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
2 |
44 |
Обобщение по разделу: «Литературные сказки». Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
45 |
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» |
1 |
46 |
Е. Л. Шварц «Сказки о потерянном времени» |
1 |
47 |
В. Ю. Драгунский «Главные реки». |
1 |
48 |
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
1 |
49 |
В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» |
1 |
50 |
Обобщение по разделу: «Делу время – потехе час». Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
51 52 |
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». |
2 |
53 54 |
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
2 |
55 |
М. М. Зощенко «Елка». |
1 |
56 |
Обобщение по разделу «Страна детства». Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
57 |
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
1 |
58 |
С. А. Есенин «Бабушкины сказки» |
1 |
59 |
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
1 |
60 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
61 62 |
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». |
2 |
6364 |
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». |
2 |
65 |
М. М. Пришвин «Выскочка» |
1 |
66 |
Е. И. Чарушин «Кабан». |
1 |
67 |
Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» |
1 |
68 |
Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» |
1 |
69 |
Проект «Природа и мы» |
1 |
70 |
Обобщающий урок по теме «Природа и мы" Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
71 |
Б. Л. Пастернак «Золотая осень» |
1 |
72 |
С. А. Клычков «Весна в лесу» |
1 |
73 |
Д. Б. Кедрин «Бабье лето» |
1 |
74 |
Б. Л. Пастернак «Золотая осень» |
1 |
75 |
Н. М. Рубцов «Сентябрь» |
1 |
7677 |
С. А. Есенина «Лебедушка» |
2 |
78 |
Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь". Проверочный тест |
1 |
79 80 |
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» |
2 |
81 82 |
Кир Булычев «Путешествие Алисы» |
2 |
83 |
Обобщающий урок по теме «Страна Фантазий».Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
84 85 |
И. С. Никитин «Русь» |
2 |
86 |
С. Д. Дрожжина «Родине» |
1 |
87 |
А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» |
1 |
88 |
Обобщающий урок |
1 |
89 |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Родина" |
1 |
90 |
Защита проекта «Они защищали Родину» |
1 |
91 92 |
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
2 |
93 94 95 96 |
Г.-Х. Андерсен «Русалочка» |
4 |
97 98 |
М. Твена «Приключения Тома Сойера» |
2 |
99 |
С. Лагерлеф «Святая ночь» |
1 |
100 |
С. Лагерлеф «В Назарете» |
1 |
101 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
102 |
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература» |
1 |