12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Паляница Светлана Владимировна47
Украина, Донецкая Народная Республика, город Шахтерск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе требований Стандартов с учетом Примерной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций (сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 85 с.)

На изучение предмета «Литературное чтение» отводится во 2 классах на уроки литературного чтения отводится по 99 ч (3 ч в неделю, 33 учебные недели в каждом классе).

«Литературное чтение» - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

совершенствование всех видов речевой деятельности обеспечивающих умения работать с разными видами текстов;

развитие интереса к чтению и книге;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

воспитание эстетического отношения к искусству слова;

формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и чести, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов Донецкой Народной Республике и других стран.

Рабочая программа нацелена на решение следующих задач:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение;

сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

формировать умение воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический опыт ребёнка;

обеспечивать развитие речи школьника и активно формировать навык чтения и речевые умения;

работать с различными типами текстов;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»;

  • Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углублённое, поисковое, просмотровое);

начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание;

знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам и темам, т.д.), знание элементов книги;

навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающее восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусство слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне).

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношения автора к героям и окружающему миру на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Курс «Литературное чтение» решает множество важнейший задач начального обучения, готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиком отечественной и зарубежной литературы и современных писателей. Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую самостоятельность.

Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствовании коммуникативных навыков.

Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтение целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывания или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ. Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениями.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст.

Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норма чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и тем чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений).

Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с различными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или титульный лист, аннотация, иллюстрация.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга сборник, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное использование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения 9выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурноисторическим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIXXX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня6 общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения ( текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Учащиеся научатся:

на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

с гордостью относиться к произведениям русских писателей – классиков, известных во всем мире;

понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать;

создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержание материала урока в процессе его изучения;

формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников по шкале и критериям, предложенным учителем;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;

понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И.А.Крылова;

проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

создавать связное высказывание из 5 простых предложений по предложенной теме;

оформлять 2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

прислушиваться к партнеру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, использовать вежливые слова;

в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога ;

находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания 9упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

готовить небольшую презентацию (5 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателей ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст, при чтении отражать настроение автора;

ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;

фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;

осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);

определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учителя;

составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;

Учащиеся получат возможность научиться:

сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

составлять таблицу различий;

использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Календарно-тематическое планирование литературному чтению

99 часов (3 часа в неделю)

Учебник: Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч./Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий - 7-е изд.- М.: Просвещение, 2016 .

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

1 полугодие

Тема 1. Самое великое чудо на свете (2 ч)

1

Знакомство с учебником. Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю» с.4-5

1

 

Ориентироваться в учебнике.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить сходство и различия

2

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». С.6 Оценка достижений.

1

 

Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему.

Тема 2. Устное народное творчество (8 ч)

3

Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. С.16-21.

1

 

Прогнозировать содержание раздела.

Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Читать текст целыми словами без ошибок и повторов.

Объяснять смысл пословиц;

Придумывать рассказ по пословице;

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки;

Находить различия в потешках и прибаутках;

Находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ;

4

Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. С. 22-27

1

 

Прогнозировать содержание раздела.

Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Читать текст целыми словами без ошибок и повторов анализировать загадки;

Распределять загадки и пословицы по тематическим группам;

5

Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт». С.28-31 Внеклассное чтение 1 Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». С.32-34

1

 

Определять особенности текста народных сказок.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок, называть основные черты характера героев

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты;

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

6

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. С.35-37

1

 

7

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. С.39-41

1

 

8

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. С.42-43

1

 

9

Русская народная сказка «Каша из топора». Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя. С.44-47

1

 

10

Внеклассное чтение 2 Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. С.48-53. Оценка достижений.

1

 

Читать текст целыми словами без ошибок и повторов.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тема 3. Люблю природу русскую. Осень (4ч)

11

Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

Лирические стихотворения. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» К. Бальмонт «Поспевает брусника…». С.66-69

1

 

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

Различать стихотворный и прозаический текст;

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

Продумывать собственные сравнения;

Представлять картины осенней природы;

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением. Подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту;

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок;

Находить средства художественной выразительности, подбирать свои слова; создавать с помощью слова собственные картины.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

12

«Осенние листья» - тема для поэтов. А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень». С.70-73

1

 

13

В. Берестов «Хитрые грибы». В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник». Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. С.74-77

1

 

14

М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…». Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений. С.78-82

1

 

Тема 4. Русские писатели (9 ч)

15

А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. С.84-89

1

 

Прогнозировать содержание раздела;

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках;

Сравнивать авторские и народные произведения;

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты);

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения;

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые;

Объяснять интересные словесные выражения в авторском тексте;

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое;

Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

16

Внеклассное чтение 3 Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказках.

1

 

17

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сказочные чудеса. Характеристика героев произведения. С. 97-100

1

 

18

И. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова. Сравнение басни и сказки. И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука». С.102-105

1

 

Отличать басню от стихотворения и рассказа;

Знать особенности басенного текста;

Соотносить пословицы и смысл басенного текста;

Характеризовать героев басни с опорой на текст;

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты), придумывать собственные эпитеты;

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые;

Объяснять интересные словесные выражения в авторском тексте;

Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

19

И. Крылов «Стрекоза и Муравей». Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. С.106-107

1

 

20

Соотнесение смысла басни со смыслом пословицы. Л. Толстой. Басни Л. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла пословицы со смыслом басни. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». С.108-111

1

 

Сравнивать авторские и народные произведения;

Соотносить пословицы и смысл басенного текста, соотносить пословицы и смысл прозаического текста;

характеризовать героев басни с опорой на текст;

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты);

Придумывать собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования;

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения;

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение по произведению;

Воспринимать на слух художественные произведения;

Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Называть основные черты характера героев.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

21

Л.Н. Толстой «Филиппок». Герои произведения. Характеристика героев. С.112-114

1

 

22

Л.Н. Толстой «Котёнок», « Правда всего дороже ». С.117-120.

1

 

23

Внеклассное чтение 4 Рассказы Л. Толстого. Герои произведений. Подробный пересказ. Оценка дострижений.

1

 

Тема 5. О братьях наших меньших (9 ч)

24

Весёлые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы», Б. Заходер «Плачет киска в коридоре» И. Пивоварова «Жила была собака…». С.126-129

1

 

Прогнозировать содержание раздела;

Планировать работу с произведением;

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

Воспринимать на слух прочитанное;

Сравнивать сказки и рассказы о животных;

Определять героев произведения, характеризовать их;

Выражать своё собственное отношение к героям;

Давать нравственную оценку поступкам героев;

Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения;

25

В. Берестов «Кошкин щенок». С.130-131

1

 

26

Внеклассное чтение 5 Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма.

1

 

27

М.М. Пришвин «Ребята и утята». С.132-134

1

 

28

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ». С.136-138

1

 

29

Б.С. Житков «Храбрый утёнок». С.139-141

1

 

30

В.В. Бианки «Музыкант». С.142-145

1

 

31

В.В. Бианки «Сова». С.146-150 .

1

 

32

Внеклассное чтение 6 Рассказы о животных. Оценка достижений.

1

 

Тема 6. Из детских журналов (6ч)

33

Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Д. Хармс «Игра». С.160-164

1

 

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал», распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Создавать собственный журнал, придумывать его оформление.

Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оценивать свои достижения.

34

Д. Хармс «Вы знаете?..» с.165-169

1

 

35

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». С.170-173

1

 

36

Выразительное чтение. Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», «Что это было?». С.174-175

1

 

37

Ю. Владимиров «Чудаки» А. Введенский «Учёный Петя». С.176-180

1

 

38

А. Введенский «Лошадка». Проект «Мой любимый детский журнал». С.181-183. Оценка достижений.

1

 

Тема 7. Люблю природу русскую. Зима (5ч)

39

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения. Стихи о первом снеге. Я. Аким «Утром кот». С.190-193

1

 

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение к текстам, придумывать свою музыку.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Понимать особенности были и сказочного текста.

Сравнивать и характеризовать героев про- изведения на основе их поступков, использовать слова-антонимы для их характеристики.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

40

С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». С.194-197.

1

 

41

Русская сказка «Два Мороза». С. 198 Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.

1

 

42

С. Михалков «Новогодняя быль». С.203-207 А. Барто «Дело было в январе».

1

 

43

Внеклассное чтение 7 «Зимние картины природы в произведениях русских писателей и поэтов». Оценка достижений.

1

 

Тема 8. Писатели – детям (10ч)

44

К. Чуковский «Путаница». Настроение стихотворения. Рифма. С.4-10. К. Чуковский «Радость». С 11-12

1

 

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения, характеризовать героя, используя слова-антонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

45

Контроль техники чтения вслух

1

 

46

К. Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям. С 13-22

1

 

47

С.Я Маршак «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием произведения. С. 24-29

1

 

48

С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. С 30-34

1

 

2 полугодие. Писатели – детям (продолжение)

49

Внеклассное чтение 8 Стихи С. Михалкова «Мой щенок». Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения.

1

 

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение

50

А. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука…». Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. С 40-43

1

 

51

А. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа». Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. С. 43-46

1

 

52

Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Рассказ «Затейники». С. 50-53

1

 

53

Н. Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на основе картинного плана. С. 54-58. Оценка достижений.

1

 

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

В соответствии с требованиями Стандарта, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости пони мать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения 
планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю. 

1.Традиционные формы контроля:

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса; чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. 

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. 

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки 
понимания текста учитель после чтения задает вопросы.

Письменный контроль может проводиться в в форме самостоятельной дифференцированной работы, тестов. Устный контроль можно проводить с использованием сигнальных карточек.

Взаимоконтроль. Можно использовать работу в парах. Один учащийся задает вопрос, а другой отвечает.

Выставка рисунков. Соотнеси строки из произведения и рисунок.

Работа в группах.

Назначается «Команда смекалистых». Они готовят «хитрые» вопросы к уроку.

Игра «Вертолина». Проводится после изучения темы. На столе по кругу разложены вопросы в конвертах. Стрелка при вращении указывает на вопрос.

Лотерея вопросов. Задания и вопросы пишутся на листках и помещаются в мешочек или коробку. Можно работать в паре, группе, а также при индивидуальном опросе.

Составление или разгадывание кроссвордов.

Литературное лото. На доске картинки из изученных произведений. У детей отрывки из этих произведений. Необходимо соотнести.

Составление диафильма произведению.

Составление картинного плана.

2. Нетрадиционные формы контроля:

- дидактические игры;

- брейн-ринги;

- урок-аукцион. Проводится следующим образом: Выставляются открытки. Учитель говорит: «Сегодня на аукционе удивительный товар! Его вы можете приобрести за свои знания! Товар первый: - «Все о И.А.Крылове».

Дети отвечают все, что знают о нем и его произведениях. Кто больше.

- урок-отчет;

- ролевые игры;

- урок-суд;

- урок-пресс-конференция.

3. Внеурочные формы контроля:

- Экскурсии;

- викторины;

- общественный смотр знаний;

- урок-панорама для родителей.

Каждый отдельный урок чтения представляет нечто цельное. В начале урока или на любом его этапе надо разъяснить детям цель и порядок их работы. Поэтому перед опросом учащихся по изученному материалу важно очертить круг основных вопросов, подлежащих разбору. Ответ одного или другого учащегося будет отчётом о его работе; для других это будет средством повторения материала, средством его закрепления.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Литературное чтение» рекомендуется использовать следующие документы:

    • Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).

      «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).

      Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно етодического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).

      «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).

Обязательные формы контроля и критерии оценивания

Объектами проверки и оценивания по литературному чтению являются составляющие читательской компетентности:

навык чтения вслух и молча;

понимание прочитанного;

умение выразительно читать;

опыт читательской деятельности обучающихся (элементарное знакомство с кругом детского чтения, практическое усвоение литературоведческих понятий, умение работать с текстами разных жанров, умение пересказывать содержание прочитанного произведения (3-4 классы), умение самостоятельно работать с детской книгой, справочной литературой).

Основной формой текущего контроля является фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Контроль рекомендуем проводить так:

во 2 классах в конце II и IV четвертей осуществляется контроль техники чтения вслух;

Основной целью проведения письменных самостоятельных и контрольных работ является проверка понимания обучающимися содержания прочитанного.

Чтение вслух

Проверку развития навыка чтения вслух во 2-4 классах рекомендуем осуществлять индивидуально в процессе текущего и четвертного контроля. Контроль навыка чтения вслух осуществляет учитель.

Проверяются все качества навыка чтения вслух (правильность, способ, понимание, выразительность, темп).

Чтение вслух обеспечивается более сложным психофизиологическим механизмом, чем чтение молча. В нем, кроме зрительного, активно действуют речедвигательный, слуховой каналы, которые имеют влияние на полноту восприятия, запоминания, усвоения содержания прочитанного.

Учитывая это, не рекомендуется осуществлять контроль понимания прочитанного вслух на незнакомых текстах.

Проверку понимания обучающимися прочитанного вслух рекомендуется осуществлять в процессе текущего оценивания в течение года.

Контроль техники чтения вслух (правильность, способ, темп) проводится индивидуально. В зависимости от количества обучающихся в классе в течение 2-х последних недель или одной предпоследней недели II четверти и IV четверти.

Для чтения ученику предлагают незнакомый художественный, научно-художественный текст, который в каждой возрастной группе отличается объемом, сложностью содержания, языком, построением предложений, шрифтом и т. д. В целях обеспечения равных условий проверки учитель выбирает для чтения один и тот же текст.

Особого внимания при проверке техники чтения требуют дети, которые имеют определенные психофизиологические особенности: естественную медлительность, заикание, плохое зрение. Данные психофизиологические особенности при осуществлении контроля не являются основанием для снижения балльной оценки. Контроль за качеством чтения у таких детей осуществляется при текущем опросе.

Итоговый балл за сформированность навыка чтения вслух выводится с учетом техники чтения и понимания содержания прочитанного.

Проверка и оценивание умения читать выразительно, читать наизусть

Проверку умения читать выразительно советуем осуществлять в процессе текущего контроля (при изучении темы, проверке домашнего задания). Выразительность чтения проверяется на знакомом тексте, после предварительной подготовки.

Отметка за чтение стихотворения наизусть выставляется в колонку без указания даты. Качество выразительного чтения, чтения произведений наизусть целесообразно

определять по следующим критериям:

- правильность, полнота воспроизведения фактического содержания произведения;

- выразительность чтения (четкость дикции, интонационная правильность, соблюдение пауз, правильная постановка логического ударения, правильный выбор темпа; умение выразить свое отношение к тому, что читается; уместность использования языковых и внеязыковых (мимика, жесты) средств выразительности);

- соблюдение орфоэпических норм (литературное произношение гласных и согласных звуков в разных позициях, сочетаний звуков в речевом потоке, а также правильная постановка ударения в словах).

У детей с органическими нарушениями произношения этот критерий не учитывается.

Проверку чтения наизусть рекомендуем осуществлять индивидуально в процессе текущего контроля. Целесообразно проводить в течение 2-3 уроков проверку чтения наизусть стихотворения или отрывка из прозаического произведения, которые определены для обязательного заучивания.

Проверку заучивания наизусть произведений малых жанров (скороговорок, пословиц, поговорок) советуем проводить в процессе текущего оценивания.

Показатели скорости чтения вслух:

Класс

І-ІІ четверть

ІІІ-IV четверть

2

35-45 сл/мин

50-60 сл/мин


 

Сформированность навыка чтения вслух (правильность, способ, темп) в III-IV четверти 2 класса определяется такими критериями:

Отметка

Характеристика результатов учебных достижений обучающихся

2

Обучающийся читает по слогам, допуская пропуск, перестановку букв и слогов, ошибки языкового характера, многочисленные ошибки в окончаниях, ударении слов. Темп чтения существенно ниже нормы (на 10 и более слов от меньшего нормативного числа).

3

Обучающийся читает словами и слогами. Чтение монотонное в темпе ниже меньшего показателя нормы на 5-6 слов). Часто допускает ошибки в произношении, ударении слов.

4

Обучающийся читает словами, плавно, правильно, в темпе незначительно меньше нормы. Возможны отдельные ошибки в ударении слов, несколько орфоэпических, речевых ошибок.

5

Обучающийся читает словами и группами слов, правильно, плавно, в темпе, соответствующем большему показателю нормы, с соблюдением норм литературного произношения.

 

Ориентировочные требования к качеству чтения наизусть для обучающихся 2 классов:

Отметка

Характеристика результатов учебных достижений обучающихся

2

Обучающийся нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст; читает нечётко, допускает орфоэпические ошибки, не использует средства выразительности.

3

Обучающийся читает наизусть, но при чтении обнаруживает недостаточное знание текста, допускает орфоэпические ошибки, неправильно использует средства выразительности.

4

Обучающийся знает стихотворение наизусть, но при чтении допускает перестановку или замену слов, отдельные орфоэпические ошибки, самостоятельно исправляет допущенные неточности; иногда неточно передает интонационный рисунок.

5

Обучающийся твердо знает текст наизусть, читает выразительно, с соблюдением норм орфоэпии, уместно использует языковые средства выразительности речи.

При проверке и оценивании сформированности навыка выразительного чтения текста по ролям учитываются такие умения: своевременно начинать читать свои слова; подбирать правильную интонацию; читать без ошибок; читать выразительно

 

Сформированность навыка выразительного чтения по ролям оценивается так:

Отметка

Характеристика результатов учебных достижений обучающихся

2

Обучающийся допускает ошибки по трем из названных требований.

3

Обучающийся допускает ошибки по двум из названных требований.

4

Обучающийся допускает ошибки по одному из названных требований.

5

Обучающийся выполняет все требования.

 

Ориентировочные требования к качеству умения пересказывать текст для обучающихся 2 классов:

Отметка

Характеристика результатов учебных достижений обучающихся

2

Обучающийся не может передать содержание прочитаного; допускает большое количество речевых и орфоэпических ошибок.

3

Обучающийся пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые и орфоэпические ошибки.

4

Обучающийся допускает 1-2 фактические или речевые ошибки, неточности, самостоятельно исправляет их, в целом не искажая содержания.

5

Обучающийся пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.


 

Опыт читательской деятельности обучающихся

Проверку и оценку опыта читательской деятельности обучающихся рекомендуем осуществлять в процессе текущего контроля в устной и письменной форме и учитывать при оценивании учебных достижений школьников по литературному чтению за каждую четверть.

Составной частью литературного чтения являются уроки внеклассного чтения. во 2 классах уроки внеклассного чтения проводятся один раз в две недели.

Требования к оцениванию опыта

читательской деятельности обучающихся 2 классов (III-IV четверть):


 

Отметка

Характеристика результатов учебных достижений обучающихся

2

Обучающийся во время чтения лушания) может сосредоточить свое внимание на отдельных эпизодах, обычно эмоционально окрашенных; частично понимает значение отдельных слов, словосочетаний, предложений в тексте; выполняет отдельные задания по содержанию произведения только со значительной помощью учителя. Допускает многочисленные языковые и речевые ошибки.

3

Обучающийся выполняет задание по содержанию произведения, осознает его фактическое содержание с помощью учителя; может точно назвать персонажей. В различении основных жанров изученных произведений нуждается в помощи учителя. Затрудняется правильно назвать назначение отдельных структурных элементов детской книги. Допускает языковые и речевые ошибки.

4

Обучающийся в целом самостоятельно выполняет задания по тексту: выражает свое отношение к событиям, поступкам персонажей, пользуясь элементарной оценочной лексикой; находит в тексте ответы на вопросы по воссозданию фактического содержания произведения; определяет тему произведения с незначительной помощью учителя; самостоятельно составляет план произведения. Преимущественно самостоятельно различает произведения по жанровым признакам; приводит 4 примера изученных программных произведений, в отдельных случаях неправильно называет их авторов; проявляет умение ориентироваться в детской книге с опорой на её структурные элементы, иногда допускает неточности при объяснении их назначения. Есть единичные речевые ошибки.

5

Обучающийся правильно выполняет задание по тексту; выражает оценочные суждения о поведении и поступках героев с использованием соответствующей оценочной лексики, аргументирует свои ответы со ссылкой на текст.

 

Практически различает сказку, стихотворение, рассказ и правильно приводит 2-3 примера каждого жанра. Правильно называет 6-7 изученных программных произведений и их авторов. Сознательно пользуется структурными элементами детской книги в учебной деятельности (с опорой на заголовок и иллюстрации правильно определяет содержание книги; находит необходимое произведение в содержании и определяет страницу, на которой оно находится и т. д.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Закон «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015)

Государственный образовательный стандарт начального общего образования 2018 (приказ МОН ДНР № 665 от 25.07.2018)

Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ № 725 от 23.08.2018 г.)

Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

5. Учебники / авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.

Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.

6. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс.

7. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 2 класс.

8. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.

9. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника .

10. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях: Часть 1 (+ электронное приложение) 

11. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях: Часть 2 (+ электронное приложение) 

12. Бойкина М. В., Виноградская Л. А.Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс 

13. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях: Часть 1 (+ электронное приложение) 

14. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях: Часть 2 (+ электронное приложение) 

15. Бойкина М. В., Виноградская Л. А.Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.