Рабочая программа по «Графике и письму» для 3 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Графике и письму» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа по «Графике и письму» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 102 часа (34 учебные недели в году).
Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:
В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:
• расстройство аутистического спектра – 2 человек;
• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».
1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.
2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.
Цель программы состоит в развитии коммуникативной функции речи, воспитании и развитии стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.
Важнейшая задача в ходе обучения предмету «Графика и письмо» - организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку, сформировать предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащимися. Этот вид деятельности оказывается чаще всего недоступным для них. В программе представлены виды заданий, которые учащиеся могут выполнять вместе с учителем. Работа осуществляется на основе предметно – практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).
В процессе работы рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:
Практические упражнения;
Упражнения с картинками;
Упражнения с пиктограммами (символами);
«Письменные упражнения»;
Упражнения с буквами, слогами и словами.
Такая классификация позволяет систематизировать работу учителя по обучению письму учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, поскольку из – за особенностей психомоторного развития они могут научиться выполнять эти виды упражнений только с помощью учителя.
Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
Рисование контурных и цветных изображений по трафаретам;
Рисование контурных линий, штрихов, и черно-белых и цветных пятен на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манка, песок), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
Рисование простых эстампов, отражающих смысловые единицы;
Обводка по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого – двухмерное изображение предмета;
Письмо основных линий, элементов рукописных букв;
Печатание букв;
Писание букв по трафаретам;
Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдений четких правил. Также предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно – развивающей области.
Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- урок, с элементами практического занятия;
- игра;
Методы и приёмы обучения:
- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
- методы формирования интереса к учению
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
- использование познавательных игр;
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально - визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- выкладывание пиктограмм;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание;
- обводка, письмо элементов букв и букв.
Предполагаемые результаты обучения:
1 уровень
Учащиеся должны уметь
Играть в подвижные игры.
Сжимать, разжимать кисти рук.
Подражать мимическим движениям.
Сидеть за партой.
Обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова, жеста, действия.
Чиркать мелом на доске.
Ходить в заданном направлении.
Прыгать на мячах
Выполнять ритмические движения под музыку.
Чиркать на листе бумаги.
Сортировать и складывать мелкие предметы.
2 уровень
Знать пиктограммы, используемыми в окружающей жизни.
Соотносить их с соответствующими предметами, объектами, действиями.
Правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски.
Уметь рисовать на бумаге линии в различном направлении.
Штриховать изображения простых предметов.
Штриховать контур изучаемой буквы совместно с педагогом.
Обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом.
Рисовать предметов (несложных) и прямые линии
Играть в подвижные игры.
Сжимать, разжимать кисти рук.
Подражать мимическим движениям.
Обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова, жеста, действия.
Ходить в заданном направлении.
Выполнять ритмические движения под музыку.
Сортировать и складывать мелкие предметы.
Писать элементы букв
Содержание программы.
Упражнения для развития тонкой моторики рук (32 ч)
Развитие у учащихся праксиса позы.
Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.
Формирование и уточнение движений мимической мускулатуры по подражанию.
«Рисуночное письмо» (22 ч)
Рисование учителем для учащихся и совместное рисование учителя и учащихся различных фигур мелом на доске, кистью, фломастером, маркером.
Жестово - образные игры (19 ч)
Игры, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения.
Ритмические упражнения (13 ч)
Ходьба в заданном направлении.
Прыжки на мячах - хопах с речевым сопровождением.
Ритмическое рисование мокрым пальцем на цветной бумаге.
Письменные упражнения (16 ч)
Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.
Рисование вертикальных линий по заданию педагога («Нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета»; «Нарисуй линии длиннее»; «Нарисуй линии в правой части листа» и др.)
Рисование вертикальных линий от начальной точки.
Рисование горизонтальных линий (аналогично работе с вертикальными линиями).
Рисование горизонтальных линий по начальной точке:
- разной длины; - одинаковой длины (расческа); - длиннее или короче образца.
Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. («Лестница», «Забор»).
Учить штриховать изображения простых предметов.
Обводка карандашом простых фигур.
Закраска и штриховка фигур.
Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях.
Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной точки («Астра», «Солнышко»).
Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке (Ёжик»).
Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Ёлочка»).
Дорисовывание предметов знакомыми линиями.
Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам.
Календарно – тематическое планирование графика и письмо (102 ч)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Упражнения для развития тонкой моторики руки (20 ч) |
|||
1-4 |
Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и словесной инструкции |
4 |
|
5-8 |
Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе) |
4 |
|
9-10 |
Упражнения на развитие двигательной подражательности |
2 |
|
11-12 |
Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия с предметами, игрушками |
2 |
|
13-14 |
Упражнения на развитие общей и ручной моторики |
2 |
|
15-16 |
Упражнения на формирование праксиса позы |
2 |
|
17-18 |
Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции |
2 |
|
19-20 |
Игры с пальчиками |
2 |
|
«Рисуночное письмо» (12 ч) |
|||
21-22 |
Практические упражнения с трафаретами (простые фигуры). |
2 |
|
23-24 |
Тренировочные упражнения: рисование красками |
2 |
|
25-26 |
Тренировочные упражнения: рисование фломастерами |
2 |
|
27-28 |
Тренировочные упражнения: рисование карандашами |
2 |
|
29-30 |
Тренировочные упражнения: рисование мелом |
2 |
|
31-32 |
Знакомство с приемами рисования восковыми мелками |
2 |
|
Жестово – образные игры (14 ч) |
|||
33-34 |
Игры с сюжетными игрушками, игры - имитации |
2 |
|
35-36 |
Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц |
2 |
|
37-38 |
Игры, имитирующие образы сказочных персонажей |
2 |
|
39-40 |
.Бессловесные игры – импровизации с одним персонажем по текстам стихов и потешек |
2 |
|
41-42 |
Игры на сохранение равновесия, управления своим шагом, сохранение движения и покоя с музыкальным сопровождением и без него |
2 |
|
43-44 |
Двигательные игры - импровизации |
2 |
|
45-46 |
Двигательные игры с мячами |
2 |
|
Ритмические упражнения (2 ч) |
|||
47 |
«Письмо» точек на манке или песке |
1 |
|
48 |
«Письмо» точек фломастерами, маркерами |
1 |
|
Письменные упражнения (4 ч) |
|||
49-50 |
Знакомство с извилистой линией |
2 |
|
51-52 |
«Письмо» прямых и извилистых линий |
2 |
|
Упражнения для развития тонкой моторики руки (12 ч) |
|||
53-54 |
Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе) |
2 |
|
55-56 |
Упражнения на развитие двигательной подражательности и выполнение движений по образцу |
2 |
|
57 |
Игровые упражнения на тактильное узнавание предмета и на основе зрительного восприятия |
1 |
|
58-59 |
Упражнения на развитие общей и ручной моторики на формирование праксиса позы |
2 |
|
60-61 |
Статические и динамические упражнения на развитие артикуляционной моторики и мимических движений по образцу и словесной инструкции |
2 |
|
62 |
Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции |
1 |
|
63 |
Тренировочные упражнения со строительным материалом, природным материалом |
1 |
|
64 |
Игры с пальчиками |
1 |
|
«Рисуночное письмо» (10 ч) |
|||
65-66 |
Рисование по внутренним трафаретам |
2 |
|
67-68 |
Составление узора из готовых элементов в квадрате, круге, на полоске |
2 |
|
69-70 |
Рисование красками, фломастерами, карандашами без задания и по заданию |
2 |
|
71-72 |
Уточнение приемов рисования восковыми мелками картинок с сюрпризом |
2 |
|
73-74 |
Рисование предметов угловатой формы, предметов с сочетанием круглой и прямоугольной формы |
2 |
|
Жестово – образные игры (5 ч) |
|||
75 |
Игры-импровизации на выполнение действий в соответствии с содержанием сказок, рассказов, стихов |
1 |
|
76-77 |
Игры с мячами |
2 |
|
78-79 |
Импровизационные игры с движениями |
2 |
|
Ритмические упражнения (11 ч) |
|||
80-81 |
Игровые упражнения, сопровождающиеся ритмическими ударами |
2 |
|
82 |
Ритмические удары самодельными музыкальными инструментами |
1 |
|
83-84 |
Музыкально – ритмические игры, хороводные игры |
2 |
|
85-86 |
Дидактические музыкальные игры |
2 |
|
87-88 |
«Письмо» точек пальцем на сыпучем материале. |
2 |
|
89-90 |
«Письмо» горизонтальных и вертикальных линий пальцем на манке, песке |
2 |
|
«Письменные упражнения» (12 ч) |
|||
91-92 |
«Письмо» точек |
2 |
|
93-94 |
Знакомство с «письмом» вертикальных линий |
2 |
|
95-96 |
«Письмо» на листе бумаге горизонтальных, вертикальных линий |
2 |
|
97-99 |
«Письмо» горизонтальных линий по точкам на бумаге |
3 |
|
100-102 |
«Письмо» линий по пунктирам на грифельной доске |
3 |