12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Родионова Ольга Алексеевна105 |
Рабочая программа по «Графике и письму» для 3 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Графике и письму» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа по «Графике и письму» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 102 часа (34 учебные недели в году).
Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:
В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:
• расстройство аутистического спектра – 2 человек;
• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».
1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.
2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.
Цель программы состоит в развитии коммуникативной функции речи, воспитании и развитии стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.
Важнейшая задача в ходе обучения предмету «Графика и письмо» - организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку, сформировать предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащимися. Этот вид деятельности оказывается чаще всего недоступным для них. В программе представлены виды заданий, которые учащиеся могут выполнять вместе с учителем. Работа осуществляется на основе предметно – практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).
В процессе работы рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:
Практические упражнения;
Упражнения с картинками;
Упражнения с пиктограммами (символами);
«Письменные упражнения»;
Упражнения с буквами, слогами и словами.
Такая классификация позволяет систематизировать работу учителя по обучению письму учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, поскольку из – за особенностей психомоторного развития они могут научиться выполнять эти виды упражнений только с помощью учителя.
Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
Рисование контурных и цветных изображений по трафаретам;
Рисование контурных линий, штрихов, и черно-белых и цветных пятен на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манка, песок), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
Рисование простых эстампов, отражающих смысловые единицы;
Обводка по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого – двухмерное изображение предмета;
Письмо основных линий, элементов рукописных букв;
Печатание букв;
Писание букв по трафаретам;
Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдений четких правил. Также предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно – развивающей области.
Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- урок, с элементами практического занятия;
- игра;
Методы и приёмы обучения:
- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
- методы формирования интереса к учению
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
- использование познавательных игр;
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально - визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- выкладывание пиктограмм;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание;
- обводка, письмо элементов букв и букв.
Предполагаемые результаты обучения:
1 уровень
Учащиеся должны уметь
Играть в подвижные игры.
Сжимать, разжимать кисти рук.
Подражать мимическим движениям.
Сидеть за партой.
Обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова, жеста, действия.
Чиркать мелом на доске.
Ходить в заданном направлении.
Прыгать на мячах
Выполнять ритмические движения под музыку.
Чиркать на листе бумаги.
Сортировать и складывать мелкие предметы.
2 уровень
Знать пиктограммы, используемыми в окружающей жизни.
Соотносить их с соответствующими предметами, объектами, действиями.
Правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски.
Уметь рисовать на бумаге линии в различном направлении.
Штриховать изображения простых предметов.
Штриховать контур изучаемой буквы совместно с педагогом.
Обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом.
Рисовать предметов (несложных) и прямые линии
Играть в подвижные игры.
Сжимать, разжимать кисти рук.
Подражать мимическим движениям.
Обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова, жеста, действия.
Ходить в заданном направлении.
Выполнять ритмические движения под музыку.
Сортировать и складывать мелкие предметы.
Писать элементы букв
Содержание программы.
Упражнения для развития тонкой моторики рук (32 ч)
Развитие у учащихся праксиса позы.
Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.
Формирование и уточнение движений мимической мускулатуры по подражанию.
«Рисуночное письмо» (22 ч)
Рисование учителем для учащихся и совместное рисование учителя и учащихся различных фигур мелом на доске, кистью, фломастером, маркером.
Жестово - образные игры (19 ч)
Игры, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения.
Ритмические упражнения (13 ч)
Ходьба в заданном направлении.
Прыжки на мячах - хопах с речевым сопровождением.
Ритмическое рисование мокрым пальцем на цветной бумаге.
Письменные упражнения (16 ч)
Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.
Рисование вертикальных линий по заданию педагога («Нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета»; «Нарисуй линии длиннее»; «Нарисуй линии в правой части листа» и др.)
Рисование вертикальных линий от начальной точки.
Рисование горизонтальных линий (аналогично работе с вертикальными линиями).
Рисование горизонтальных линий по начальной точке:
- разной длины; - одинаковой длины (расческа); - длиннее или короче образца.
Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. («Лестница», «Забор»).
Учить штриховать изображения простых предметов.
Обводка карандашом простых фигур.
Закраска и штриховка фигур.
Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях.
Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной точки («Астра», «Солнышко»).
Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке (Ёжик»).
Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Ёлочка»).
Дорисовывание предметов знакомыми линиями.
Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам.
Календарно – тематическое планирование графика и письмо (102 ч)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Упражнения для развития тонкой моторики руки (20 ч) | |||
1-4 | Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и словесной инструкции | 4 | |
5-8 | Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе) | 4 | |
9-10 | Упражнения на развитие двигательной подражательности | 2 | |
11-12 | Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия с предметами, игрушками | 2 | |
13-14 | Упражнения на развитие общей и ручной моторики | 2 | |
15-16 | Упражнения на формирование праксиса позы | 2 | |
17-18 | Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции | 2 | |
19-20 | Игры с пальчиками | 2 | |
«Рисуночное письмо» (12 ч) | |||
21-22 | Практические упражнения с трафаретами (простые фигуры). | 2 | |
23-24 | Тренировочные упражнения: рисование красками | 2 | |
25-26 | Тренировочные упражнения: рисование фломастерами | 2 | |
27-28 | Тренировочные упражнения: рисование карандашами | 2 | |
29-30 | Тренировочные упражнения: рисование мелом | 2 | |
31-32 | Знакомство с приемами рисования восковыми мелками | 2 | |
Жестово – образные игры (14 ч) | |||
33-34 | Игры с сюжетными игрушками, игры - имитации | 2 | |
35-36 | Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц | 2 | |
37-38 | Игры, имитирующие образы сказочных персонажей | 2 | |
39-40 | .Бессловесные игры – импровизации с одним персонажем по текстам стихов и потешек | 2 | |
41-42 | Игры на сохранение равновесия, управления своим шагом, сохранение движения и покоя с музыкальным сопровождением и без него | 2 | |
43-44 | Двигательные игры - импровизации | 2 | |
45-46 | Двигательные игры с мячами | 2 | |
Ритмические упражнения (2 ч) | |||
47 | «Письмо» точек на манке или песке | 1 | |
48 | «Письмо» точек фломастерами, маркерами | 1 | |
Письменные упражнения (4 ч) | |||
49-50 | Знакомство с извилистой линией | 2 | |
51-52 | «Письмо» прямых и извилистых линий | 2 | |
Упражнения для развития тонкой моторики руки (12 ч) | |||
53-54 | Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе) | 2 | |
55-56 | Упражнения на развитие двигательной подражательности и выполнение движений по образцу | 2 | |
57 | Игровые упражнения на тактильное узнавание предмета и на основе зрительного восприятия | 1 | |
58-59 | Упражнения на развитие общей и ручной моторики на формирование праксиса позы | 2 | |
60-61 | Статические и динамические упражнения на развитие артикуляционной моторики и мимических движений по образцу и словесной инструкции | 2 | |
62 | Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции | 1 | |
63 | Тренировочные упражнения со строительным материалом, природным материалом | 1 | |
64 | Игры с пальчиками | 1 | |
«Рисуночное письмо» (10 ч) | |||
65-66 | Рисование по внутренним трафаретам | 2 | |
67-68 | Составление узора из готовых элементов в квадрате, круге, на полоске | 2 | |
69-70 | Рисование красками, фломастерами, карандашами без задания и по заданию | 2 | |
71-72 | Уточнение приемов рисования восковыми мелками картинок с сюрпризом | 2 | |
73-74 | Рисование предметов угловатой формы, предметов с сочетанием круглой и прямоугольной формы | 2 | |
Жестово – образные игры (5 ч) | |||
75 | Игры-импровизации на выполнение действий в соответствии с содержанием сказок, рассказов, стихов | 1 | |
76-77 | Игры с мячами | 2 | |
78-79 | Импровизационные игры с движениями | 2 | |
Ритмические упражнения (11 ч) | |||
80-81 | Игровые упражнения, сопровождающиеся ритмическими ударами | 2 | |
82 | Ритмические удары самодельными музыкальными инструментами | 1 | |
83-84 | Музыкально – ритмические игры, хороводные игры | 2 | |
85-86 | Дидактические музыкальные игры | 2 | |
87-88 | «Письмо» точек пальцем на сыпучем материале. | 2 | |
89-90 | «Письмо» горизонтальных и вертикальных линий пальцем на манке, песке | 2 | |
«Письменные упражнения» (12 ч) | |||
91-92 | «Письмо» точек | 2 | |
93-94 | Знакомство с «письмом» вертикальных линий | 2 | |
95-96 | «Письмо» на листе бумаге горизонтальных, вертикальных линий | 2 | |
97-99 | «Письмо» горизонтальных линий по точкам на бумаге | 3 | |
100-102 | «Письмо» линий по пунктирам на грифельной доске | 3 |