Рабочая программа по «Графике и письму» для 3 класса «Особый ребёнок»

0
0
Материал опубликован 5 December 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Графике и письму» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа по «Графике и письму» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 102 часа (34 учебные недели в году).

Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:

В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:

• расстройство аутистического спектра – 2 человек;

• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».

1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.

2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.

Цель программы состоит в развитии коммуникативной функции речи, воспитании и развитии стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.

Важнейшая задача в ходе обучения предмету «Графика и письмо» - организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку, сформировать предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащимися. Этот вид деятельности оказывается чаще всего недоступным для них. В программе представлены виды заданий, которые учащиеся могут выполнять вместе с учителем. Работа осуществляется на основе предметно – практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).

В процессе работы рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:

Практические упражнения;

Упражнения с картинками;

Упражнения с пиктограммами (символами);

«Письменные упражнения»;

Упражнения с буквами, слогами и словами.

Такая классификация позволяет систематизировать работу учителя по обучению письму учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, поскольку из – за особенностей психомоторного развития они могут научиться выполнять эти виды упражнений только с помощью учителя.

Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:

Рисование контурных и цветных изображений по трафаретам;

Рисование контурных линий, штрихов, и черно-белых и цветных пятен на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манка, песок), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;

Рисование простых эстампов, отражающих смысловые единицы;

Обводка по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого – двухмерное изображение предмета;

Письмо основных линий, элементов рукописных букв;

Печатание букв;

Писание букв по трафаретам;

Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдений четких правил. Также предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно – развивающей области.

Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- урок, с элементами практического занятия;

- игра;

Методы и приёмы обучения:

- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности

  - методы формирования интереса к учению

- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха

- использование познавательных игр;

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально - визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- выкладывание пиктограмм;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание;

- обводка, письмо элементов букв и букв.

Предполагаемые результаты обучения:

1 уровень

Учащиеся должны уметь

Играть в подвижные игры.

Сжимать, разжимать кисти рук.

Подражать мимическим движениям.

Сидеть за партой.

Обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова, жеста, действия.

Чиркать мелом на доске.

Ходить в заданном направлении.

Прыгать на мячах

Выполнять ритмические движения под музыку.

Чиркать на листе бумаги.

Сортировать и складывать мелкие предметы.

2 уровень

Знать пиктограммы, используемыми в окружающей жизни.

Соотносить их с соответствующими предметами, объектами, действиями.

Правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски.

Уметь рисовать на бумаге линии в различном направлении.

Штриховать изображения простых предметов.

Штриховать контур изучаемой буквы совместно с педагогом.

Обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом.

Рисовать предметов (несложных) и прямые линии

Играть в подвижные игры.

Сжимать, разжимать кисти рук.

Подражать мимическим движениям.

Обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова, жеста, действия.

Ходить в заданном направлении.

Выполнять ритмические движения под музыку.

Сортировать и складывать мелкие предметы.

Писать элементы букв

Содержание программы.

Упражнения для развития тонкой моторики рук (32 ч)

Развитие у учащихся праксиса позы.

Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Формирование и уточнение движений мимической мускулатуры по подражанию.

«Рисуночное письмо» (22 ч)

Рисование учителем для учащихся и совместное рисование учителя и учащихся различных фигур мелом на доске, кистью, фломастером, маркером.

Жестово - образные игры (19 ч)

Игры, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения.

Ритмические упражнения (13 ч)

Ходьба в заданном направлении.

Прыжки на мячах - хопах с речевым сопровождением.

Ритмическое рисование мокрым пальцем на цветной бумаге.

Письменные упражнения (16 ч)

Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.

Рисование вертикальных линий по заданию педагога («Нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета»; «Нарисуй линии длиннее»; «Нарисуй линии в правой части листа» и др.)

Рисование вертикальных линий от начальной точки.

Рисование горизонтальных линий (аналогично работе с вертикальными линиями).

Рисование горизонтальных линий по начальной точке:

- разной длины; - одинаковой длины (расческа); - длиннее или короче образца.

Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. («Лестница», «Забор»).

Учить штриховать изображения простых предметов.

Обводка карандашом простых фигур.

Закраска и штриховка фигур.

Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях.

Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной точки («Астра», «Солнышко»).

Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке (Ёжик»).

Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Ёлочка»).

Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам.

Календарно – тематическое планирование графика и письмо (102 ч)

Тема

Кол-во

часов

Дата

Упражнения для развития тонкой моторики руки (20 ч)

1-4

Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и словесной инструкции

4

 

5-8

Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе)

4

 

9-10

Упражнения на развитие двигательной подражательности

2

 

11-12

Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия с предметами, игрушками

2

 

13-14

Упражнения на развитие общей и ручной моторики

2

 

15-16

Упражнения на формирование праксиса позы

2

 

17-18

Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции

2

 

19-20

Игры с пальчиками

2

 

«Рисуночное письмо» (12 ч)

21-22

Практические упражнения с трафаретами (простые фигуры).

2

 

23-24

Тренировочные упражнения: рисование красками

2

 

25-26

Тренировочные упражнения: рисование фломастерами

2

 

27-28

Тренировочные упражнения: рисование карандашами

2

 

29-30

Тренировочные упражнения: рисование мелом

2

 

31-32

Знакомство с приемами рисования восковыми мелками

2

 

Жестово – образные игры (14 ч)

33-34

Игры с сюжетными игрушками, игры - имитации

2

 

35-36

Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц

2

 

37-38

Игры, имитирующие образы сказочных персонажей

2

 

39-40

.Бессловесные игры – импровизации с одним персонажем по текстам стихов и потешек

2

 

41-42

Игры на сохранение равновесия, управления своим шагом, сохранение движения и покоя с музыкальным сопровождением и без него

2

 

43-44

Двигательные игры - импровизации

2

 

45-46

Двигательные игры с мячами

2

 

Ритмические упражнения (2 ч)

47

«Письмо» точек на манке или песке

1

 

48

«Письмо» точек фломастерами, маркерами

1

 

Письменные упражнения (4 ч)

49-50

Знакомство с извилистой линией

2

 

51-52

«Письмо» прямых и извилистых линий

2

 

Упражнения для развития тонкой моторики руки (12 ч)

53-54

Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе)

2

 

55-56

Упражнения на развитие двигательной подражательности и выполнение движений по образцу

2

 

57

Игровые упражнения на тактильное узнавание предмета и на основе зрительного восприятия

1

 

58-59

Упражнения на развитие общей и ручной моторики на формирование праксиса позы

2

 

60-61

Статические и динамические упражнения на развитие артикуляционной моторики и мимических движений по образцу и словесной инструкции

2

 

62

Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции

1

 

63

Тренировочные упражнения со строительным материалом, природным материалом

1

 

64

Игры с пальчиками

1

 

«Рисуночное письмо» (10 ч)

65-66

Рисование по внутренним трафаретам

2

 

67-68

Составление узора из готовых элементов в квадрате, круге, на полоске

2

 

69-70

Рисование красками, фломастерами, карандашами без задания и по заданию

2

 

71-72

Уточнение приемов рисования восковыми мелками картинок с сюрпризом

2

 

73-74

Рисование предметов угловатой формы, предметов с сочетанием круглой и прямоугольной формы

2

 

Жестово – образные игры (5 ч)

75

Игры-импровизации на выполнение действий в соответствии с содержанием сказок, рассказов, стихов

1

 

76-77

Игры с мячами

2

 

78-79

Импровизационные игры с движениями

2

 

Ритмические упражнения (11 ч)

80-81

Игровые упражнения, сопровождающиеся ритмическими ударами

2

 

82

Ритмические удары самодельными музыкальными инструментами

1

 

83-84

Музыкально – ритмические игры, хороводные игры

2

 

85-86

Дидактические музыкальные игры

2

 

87-88

«Письмо» точек пальцем на сыпучем материале.

2

 

89-90

«Письмо» горизонтальных и вертикальных линий пальцем на манке, песке

2

 

«Письменные упражнения» (12 ч)

91-92

«Письмо» точек

2

 

93-94

Знакомство с «письмом» вертикальных линий

2

 

95-96

«Письмо» на листе бумаге горизонтальных, вертикальных линий

2

 

97-99

«Письмо» горизонтальных линий по точкам на бумаге

3

 

100-102

«Письмо» линий по пунктирам на грифельной доске

3

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.