Рабочая программа по дисциплине «Естествознание»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР Ряснянская Н.А._____________ «____»_________________20__г. | УТВЕРЖДАЮ ________________________________ ________________________________ «____» _____________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
БД.06 Естествознание
для специальности СПО
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Лиски 2022
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 г. №1089.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум»
Разработчик:
Помыкина С.М., преподаватель
Рецензент:
_ГБПОУ ВО «ЛАТТ»_ __преподаватель__ _______________ ____
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рекомендована ЦМК преподавателей общеобразовательного цикла
Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.
Председатель ЦМК ____________________
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
Паспорт рабочей программы дисциплины | 4 |
Структура и содержание дисциплины | 8 |
Условия реализации рабочей программы дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | 11 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина «Естествознание» входит в цикл общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Изучение естествознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;
- использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
Современные естественнонаучные знания о мире
Система наук о природе. ЭВОЛЮЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ.
Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире
Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ). Физические поля и электромагнитные волны; волновые и корпускулярные свойства света. Кванты; поглощение и испускание света атомом. СВЯЗЬ МАССЫ И ЭНЕРГИИ. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (2-е начало термодинамики, ЭНТРОПИЯ, ИНФОРМАЦИЯ). Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД И ПЛАНЕТ, Солнечная система).
Периодический закон и Периодическая система химических элементов. Связь между структурой молекул и свойствами веществ; неорганические и органические вещества. Природа химической связи и механизм химической реакции (скорость реакции, катализ, химическое равновесие).
Клеточное строение живых организмов (дифференциация клеток в организме, обмен веществ и превращение энергии в клетке, деление клетки, оплодотворение). ДНК - носитель наследственной информации (структура молекулы ДНК, ген, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД, МУТАЦИЯ, МАТРИЧНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО БЕЛКОВ). Биологическая эволюция (наследственность и изменчивость организмов, естественный отбор, гипотезы происхождения жизни, происхождение человека). Биоразнообразие. Биосистемная организация жизни (клетка, организм, популяция, экосистема).
Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе. Случайные процессы и вероятностные закономерности. ОБЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В БИОЛОГИЧЕСКИХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ. ЭВОЛЮЦИЯ: ФИЗИЧЕСКИЙ, ХИМИЧЕСКИЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВНИ. ПРОЦЕССЫ САМООРГАНИЗАЦИИ. Биосфера, роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
Проведение простых исследований и/или наблюдений (в том числе с использованием мультимедиа): электромагнитных явлений, волновых свойств света, фотоэффекта, оптических спектров, процессов перехода от порядка к беспорядку, эффекта Доплера, изменений свойств вещества при изменении структуры молекул, зависимости скорости химической реакции от различных факторов (температуры, катализатора), клетки (под микроскопом), денатурации белка, репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах (на моделях).
Естественные науки и развитие техники и технологий
Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий. Различные способы получения электроэнергии и проблемы энергосбережения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, МЕДИЦИНЕ, ПРИ ИЗУЧЕНИИ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАЗЕРА. СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Получение новых материалов с заданными свойствами. Природные макромолекулы и синтетические полимерные материалы. ЖИДКИЕ КРИСТАЛЛЫ. Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). КЛОНИРОВАНИЕ.
Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи. Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий.
Проведение простых исследований и/или наблюдений (в том числе с использованием мультимедиа): работы электрогенератора, излучения лазера, определения состава веществ с помощью спектрального анализа; свойств полимерных материалов, каталитической активности ферментов.
Естественные науки и человек
Физические и химические процессы в организме человека. Электромагнитные явления в живом организме (организме человека): электрические ритмы сердца и мозга, ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НЕРВНЫХ ИМПУЛЬСОВ. ФЕНОМЕН ЗРЕНИЯ: ОПТИКА, ФОТОХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека. Роль макромолекул в человеческом организме, ФЕРМЕНТЫ И ФЕРМЕНТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ.
Наследственные закономерности. ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА. ГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ЛЕЧЕНИЯ. Природа вирусных заболеваний. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ НЕКОТОРЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ. Проблемы рационального питания. БИОХИМИЧЕСКАЯ ОСНОВА НИКОТИНОВОЙ, АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ. Безопасное использование веществ бытовой химии. Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.
Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека: профилактики и лечения инфекционных заболеваний, защиты от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений; выбора диеты и режима питания, экономии энергии, эффективного и безопасного использования веществ бытовой химии; личных действий по охране окружающей среды.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения естествознания на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле и электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера;
- вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;
уметь:
- приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- энергосбережения;
- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
- осознанных личных действий по охране окружающей среды;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 123 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 117 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Распределение объема дисциплины и видов учебной работы
по семестрам
Вид учебной работы | Объем часов | ||
Всего | В том числе по семестрам | ||
1 семестр | 2 семестр | ||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 123 | 62 | 61 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 | 60 | 57 |
в том числе: | |||
теоретические занятия | 117 | 60 | 57 |
Виды контроля по семестрам | ДФК (средняя оценка) | ДЗ |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Естествознание»
Наименование | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел1. Естествознание и методы познания мира | Содержание учебного материала | 6 |
Система наук о природе. Эволюция естественнонаучной картины мира | ||
Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория. | ||
Раздел 2. Мегамир | Содержание учебного материала | 38 |
Человек и Вселенная | ||
Происхождение и строение вселенной | ||
Приборы и аппараты для изучения астрономических обьектов | ||
Законы движения небесных тел | ||
Галактики. Звезды. Солнце. | ||
Поле как способ описания взаимодействия | ||
Взаимодействие поля и вещества. Цвет и спектры | ||
Квантовые (корпускулярные) свойства полей | ||
Основные положения молекулярно-кинетической теории | ||
Солнечная система и планетарная модель атома. | ||
Гидросфера. Атмосфера | ||
Раздел3. Макромир | Жизнь, признаки живого и их относительность | |
Молекулярная структура живого | ||
Белки и нуклеиновые кислоты | ||
Экологические системы | ||
Эволюционная теория | ||
Свет и приспособленность к нему живых организмов.Электромагнитная природа света | ||
Внутренняя энергия макроскопической системы.Тепловое равновесие. | ||
Температура и приспособленность к ней живых организмов | ||
Раздел 4. Микромир. Атомы. Вещества. Реакции | Содержание учебного материала | 30 |
Периодический закон и строение атома | ||
Молекулярно-кинетическая теория | ||
Углеводороды | ||
Жидкие вещества.Нефть | ||
Твердое состояние вещества. Жидкие кристаллы | ||
Классификация неорганических веществ и её относительность | ||
Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова | ||
Полимеры | ||
Смеси веществ, их состав и способы разделения | ||
Химические реакции и их классификация | ||
Скорость химической реакции. Обратимость химической реакции. Химическое равновесие | ||
Окисдительно-восстановительные реакции. Электролиз | ||
Химические источники тока | ||
Раздел 5. Человек и его здоровье | Содержание учебного материала | 43 |
Систематическое положение человека в мире животных | ||
Генетика человека | ||
Физика человека | ||
Химия человека | ||
Витамины | ||
гормоны | ||
лекарства | ||
Здоровый образ жизни | ||
Физика на службе человека | ||
Раздел 6. Естествознание на службе человека | Развитие техногенной цивилизации | |
Естествознание в мире современных технологий | ||
Атомная энергетика | ||
Продовольственная проблема и пути ее решения | ||
биотехнология | ||
Нанотехнология | ||
Физика и повседневная жизнь человека | ||
Химия в быту | ||
Синергетика | ||
Естествознание и искусство | ||
Итого | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета естественнонаучных дисциплин:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебники;
- таблицы;
- плакаты;
- технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
Естествознание. Базовый уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян, И.Г.остроумов, Н.С. Пурышева, С.А. Сладков, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2013 – 329, [7] с.:ил.
Естествознание. Базовый уровень. 11 кл. : учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. С. Пурышева, С. А. Сладков, В. И. Сивоглазов. — М. : Дрофа, 2013. — 334, [2] с. : ил.
Дополнительная литература
Естествознание: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень /[И.Ю. Алексашина, К.В. Галатионов, И.С. Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образование, изд-во «Просвещение». 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 270 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Лабиринт).
Естествознание: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень: в 2 ч., ч. 1/[И.Ю. Алексашина, К.В. Галатионов, И.С. Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Лабиринт).
Естествознание: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень: в 2 ч., ч. 2/[И.Ю. Алексашина, К.В. Галатионов, И.С. Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 141 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Лабиринт).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Российская электронная школа [Электронный ресурс].- https://resh.edu.ru/subject/33/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знание: | |
смысла понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле и электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера; вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира; | Оценивание устных ответов, письменного опроса, тестирования, проверка выполнения домашнего задания, оценивание подготовки сообщений, докладов, презентаций Дифференцированный зачет |
Умение: | |
- приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы; - объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды; выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы; работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; | |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; - энергосбережения; - безопасного использования материалов и химических веществ в быту; - профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; - осознанных личных действий по охране окружающей среды; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. |
Номер изменения | Номер протокола заседания методического объединения и дата | Страницы с изменениями | Перечень откорректированных пунктов | Подпись председателя методического объединения |
Лист периодических проверок рабочей программы
Дата | Должностное лицо, проводившее проверку | Потребность в корректировке | Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений | ||
Ф.И.О. | должность | подпись | |||
Приложение №1
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
№ раздела | Наименование раздела дисциплины (тема)1 | Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия) | Количество часов | Активные и интерактивные формы обучения2 | |
1 | Квантовые (корпускулярные) свойства полей света. | Лекция | 2 | Видеоуроки «Кванты света» | |
2 | Генетика человека | Лекция | 2 | Фрагменты видеофильма «Законы Менделя» с последующим обсуждением | |
3 | Продовольственная проблема и пути ее решения | Семинар | 2 | «Круглый стол» |
1 Наименование раздела дисциплины (темы) берется из рабочей программы дисциплины
2 Компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков и т.д.