12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Латышева Надежда Леонидовна24529 Россия, Воронежская обл., Воронеж Материал размещён в группе «Экономическое образование» |
Рабочая программа по дисциплине Финансовая математика
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА
для специальности
38.02.07 «Банковское дело»
2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.07 Банковское дело
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)»
Разработчик:
Латышева Надежда Леонидовна, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», г. Воронеж
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 11 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 «Банковское дело»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять расчеты, связанные с начислением простых и сложных процентов;
корректировать финансово-экономические показатели с учетом инфляции;
рассчитывать суммы платежей при различных способах погашения долга;
вычислять параметры финансовой ренты;
производить вычисления, связанные с проведением валютных операций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
виды процентных ставок и способы начисления процентов;
формулы эквивалентности процентных ставок;
методы расчета наращенных сумм в условиях инфляции;
виды потоков платежей и их основные параметры;
методы расчета платежей при погашении долга;
показатели доходности ценных бумаг;
основы валютных вычислений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 65 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 65 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
лабораторные работы | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
в том числе: | |
подготовка докладов по тематике, предложенной преподавателем; проработка конспектов лекций, учебной литературы, решение задач по темам. | 2 24 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансовая математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Тема 1. Введение | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Сущность и задачи финансовой математики, области ее применения. | 1 | ||||
2 | Основные понятия: процент, процентная ставка, период начисления. Виды процентов и процентных ставок: простые и сложные, обычные и авансовые. | 1 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся подготовка докладов по тематике, предложенной преподавателем | 2 | |||||
Тема 2. Начисление процентов. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Расчеты при начислении простых процентов, наращение по обычной ставке. Множитель наращения. Три варианта расчета простых процентов. | 2 | ||||
2 | Расчеты при начислении сложных процентов по обычной ставке. Внутригодовая капитализация процентов. Непрерывное начисление процентов. | 2 | ||||
3 | Сравнение финансовых операций. Формулы эквивалентности процентных ставок. Эффективная процентная ставка. | 2 | ||||
4 | Определение параметров финансовой операции: срока платежа и процентной ставки. Вычисление процентов с переменной ставкой. | 3 | ||||
5 | Учет уровня инфляции в финансовых расчетах. | 3 | ||||
Лабораторные работы: | ||||||
Практические занятия: Решение задач по теме «Начисление процентов». «Начисление простых процентов в Excel» «Применение функций Excel при расчете будущих значений стоимости». | 4 | |||||
Контрольная работа по теме 2 | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2. | 4 | |||||
Тема 3. Дисконтирование и учет. Операции с векселями. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Векселя. Основные определения. | 1 | ||||
2 | Наращенная и текущая стоимость денежных потоков. Математическое дисконтирование. Банковский учет. | 2 | ||||
3 | Эквивалентность процентной и учетной ставок. | 2 | ||||
4 | Доходность сделок с векселями. | 2 | ||||
5 | Векселя и инфляция. | 3 | ||||
Лабораторные работы: | ||||||
Практические занятия: Решение задач по теме «Дисконтирование и учет. Операции с векселями». «Применение функций Excel при расчете текущей (дисконтированной) стоимости» «Применение функций Excel при расчете процентной ставки». | 3 | |||||
Контрольная работа | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 3. | 4 | |||||
Тема 4. Конверсия и консолидация платежей. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Конверсия платежей. Уравнение эквивалентности. Критический (барьерный) уровень процентной ставки. | 2 | ||||
2 | Консолидация платежей. Определение размера консолидированного платежа. | 2 | ||||
3 | Консолидация платежей. Определение срока консолидированного платежа. | 2 | ||||
Лабораторные работы: | - | |||||
Практические занятия: Решение задач по теме «Конверсия и консолидация платежей». «Применение функций Excel при расчете срока платежа и срока окупаемости» | 3 | |||||
Контрольная работа по темам 3,4 | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 4. | 4 | |||||
Тема 5. Потоки платежей. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Типы потоков платежей: регулярные и нерегулярные. Наращенная сумма и текущая стоимость потока платежей. Виды финансовых рент: обычная (постнумерандо), срочная (пренумерандо), ренты с платежами в середине периода. | 1 | ||||
2 | Обычная финансовая рента, определение наращенной суммы и текущей стоимости обычной ренты. Обычная рента с неоднократными выплатами в году. | 2 | ||||
3 | Срочная финансовая рента, определение наращенной суммы и текущей стоимости срочной ренты. | 2 | ||||
Лабораторные работы: | - | |||||
Практические занятия: Решение задач по теме «Потоки платежей». «Расчет периодических платежей в Excel» | 3 | |||||
Контрольная работа | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 5. | 4 | |||||
Тема 6. Погашение кредита. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Кредит. Погашение кредита единым платежом в конце срока. Случай создания погасительного фонда с начислением процентов на вносимую сумму. | 2 | ||||
2 | Погашение кредита равными частями. | 2 | ||||
3 | Погашение кредита равными годовыми выплатами. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия: Решение задач по теме «Погашение кредита». | 3 | |||||
Контрольная работа по темам 5,6 | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 6. | 4 | |||||
Тема 7. Доходность ценных бумаг. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Облигации. Основные определения. Виды облигаций, номинальная стоимость и курс облигации. | 1 | ||||
2 | Доходность облигаций без выплаты процентов. Доходность облигаций с выплатой процентов в конце срока погашения. Доходность облигаций с периодической выплатой процентов. | 2 | ||||
3 | Акции. Основные определения. Номинальная и курсовая стоимость акции. Простые и привилегированные акции. | 1 | ||||
4 | Доходность простых акций. Доходность привилегированных акций. | 2 | ||||
Лабораторные работы: | ||||||
Практические занятия: Решение задач по теме «Доходность с ценных бумаг». «Применение функций Excel в работе с ценными бумагами» | 3 | |||||
Контрольная работа | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 7. | 2 | |||||
Тема 8. Основы валютных вычислений. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Валюта. Конвертируемость валюты. Валютный курс. | 1 | ||||
2 | Виды сделок с иностранной валютой. Финансово-экономические расчеты при проведении валютных операций. Кассовые и форвардные сделки. Фьючерсные сделки. Опционы. Процентный арбитраж. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия: Решение задач по теме «Основы валютных вычислений». | 3 | |||||
Контрольная работа по темам 7,8 | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 8. | 2 | |||||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - | |||||
Всего: | 65 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета:
рабочий стол преподавателя, настенная доска, посадочные места по количеству обучающихся;
демонстрационное оборудование общего назначения (справочные плакаты и таблицы);
печатные пособия (учебная, методическая и справочная литература);
раздаточные материалы (карточки с заданиями, справочные материалы);
интерактивные средства обучения (учебные фильмы, компьютерные презентации, интерактивные обучающие компьютерные программы);
Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, ПК
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Александрова Т.Н. Финансовая арифметика. Просто как дважды два / Т.Н. Александрова, А.А. Минько. – М. : ЭКСМО, 2014. – 240 с.
Башарик Г.П. Начала финансовой математики. – М. : Инфра-М, 2015.
Капитоненко В.В. Задачи и тесты по финансовой математике : учеб. пособие / В.В. Капитоненко. – М. : Финансы и статистика, 2014. – 256 с. : ил.
Дополнительные источники:
Данилин В.И. Финансовый менеджмент: задачи, тесты, ситуации: учеб. пособие / В.И. Данилин. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 360 с.
Информационные системы в экономике : практикум / Е.Л. Торопцев, А.С. Мараховский, Е.В. Богушевич и др. ; под ред. П.В. Акинина. – М. : КНОРУС, 2014. – 256 с.
Калугина О.Б. Работа с электронными таблицами. Microsoft Office Excel 2003 / О.Б. Калугина, В.С. Люцарев; Интернет ун-т информ. технологий. – М. : Интернет ун-т информ. технологий, 2013. – 240 с. : ил.
Капельян С.Н. Основы коммерческих и финансовых расчетов / С.Н. Капельян, О.А. Левкович. – Мн. : НТЦ «АПИ», 2015. – 224 с.
Количественные методы финансового анализа. / Под. ред. С Дж. Брауна, М.П. Криулина. : пер. с англ. – М. : Инфро – М, 2016.
Просветов Г.И. Бизнес-планирование : задачи и решения : учеб.-практ. пособие / Г.И. Просветов. 2-е изд., доп. – М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2014. – 256 с.
Салин В.Н., Ситникова О.Ю. Техника финансово-экономических расчетов. – М. : Финансы и статистика, 2013.
Самаров К.Л. Финансовая математика : практический курс : учеб. пособие. / К.Л. Самаров. – М. : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2014. – 80 с.
Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов – М. : Дело ЛТД, 2015.
Черкасов В.Е. Практическое руководство по финансово-экономическим расчетам. – М. : Метанинформ, Консалтбанкир, 2015
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
выполнять расчеты, связанные с начислением простых и сложных процентов; | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
корректировать финансово-экономические показатели с учетом инфляции; | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
рассчитывать суммы платежей при различных способах погашения долга; | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
вычислять параметры финансовой ренты; | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
производить вычисления, связанные с проведением валютных операций. | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
Знания: | |
виды процентных ставок и способы начисления процентов; | опрос, тестирование, домашние задания, работа у доски, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
формулы эквивалентности процентных ставок; | опрос, тестирование, домашние задания, работа у доски, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
методы расчета наращенных сумм в условиях инфляции; | опрос, тестирование, домашние задания, работа у доски, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
виды потоков платежей и их основные параметры; | опрос, тестирование, домашние задания, работа у доски, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
методы расчета платежей при погашении долга; | опрос, тестирование, домашние задания, работа у доски, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
показатели доходности ценных бумаг; | опрос, тестирование, домашние задания, работа у доски, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
основы валютных вычислений. | опрос, тестирование, домашние задания, работа у доски, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |