Рабочая программа дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» для специальности «Банковское дело»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Среднее профессиональное образование
Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины ОП.09 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
38.02.07 Банковское дело
форма обучения очная
Москва 2018
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации № 67 от 5 февраля 2018 года
Заместитель директора по учебной работе
__________________________/ /
Подпись
СОГЛАСОВАНА:
Цикловой методической комиссией
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»:
Протокол № ___
от «___»_____________20___года
Председатель цикловой методической комиссии
Подпись Инициалы Фамилия
УТВЕЖДЕНА:
Директор колледжа __________________________/ /
Подпись
Составители (авторы) Полякова Р.Р_______________
ФИО, преподаватель ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Рецензент: ________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ФГБОУ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИЗ ФИНАНСОВО—ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.09. Анализ финансово-хозяйственной деятельности является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело.
Учебная дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации, обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации. |
ОК 02 | определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска | номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации; использовать информационные технологии для сбора, обработки, накопления и анализа информации. |
ОК 03 | определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; ориентироваться в методиках проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации | содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; нормативно-правовое регулирование анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации. |
ОК 04 | организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности; функции подразделений аналитической службы в кредитных организациях. |
ОК 05 | грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; составлять документы аналитического учета, рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации | особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений; основные принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения. |
ОК 09 | применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
ОК 10 | понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
ОК 11 | презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности | основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 42 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 16 |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа | 4 |
Консультации | 4 |
Промежуточная аттестация | Диффер.зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Содержание и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности Тема 2. Планирование аналитической работы. Информационное и металогическое обеспечение анализа | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 1, ОК 2, |
1.Краткая характеристика развития анализа финансово-хозяйственной деятельности в России..Общая схема экономического анализа деятельности организации. Классификация видов экономического анализа, содержание, задачи и методика проведения текущего анализа. Краткая характеристика видов экономического анализа. | |||
В том числе: практических занятий | 2 | ||
Практическая работа№1 «Методы факторного детерминированного анализа: цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы» | |||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение конспекта лекций, основной и дополнительной литературы по анализу финансово-хозяйственной деятельности организации, выполнение домашних заданий. | 2 | ||
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Понятие экономической информации; основные требования к экономической информации; достоверность, актуальность, оперативность, точность. Виды источников информации. | |||
Приемы экономического анализа, их классификации и краткая характеристика. Методы экономического анализа, их особенности. краткая характеристика и область применения традиционных методов экономического анализа. | |||
Тема 3.1. Анализ производства и реализации продукции. Анализ качества продукции | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1, ОК 2, |
1. Анализ объема производства продукции по стоимостным показателям. Анализ производства продукции в натуральном выражении (ассортимент, структура). Показатели объема реализации продукции, оценка динамики реализации продукции организации; факторы, влияющие на объем реализации. | |||
| В том числе: практических занятий | 4 | |
Практическая работа №2«Анализ ритмичности производства, качества продукции» Практическая работа №3 «Резервы увеличения объема реализации, повышения конкурентоспособности продукции организации» | |||
Тема 3.2. Анализ состояния и эффективного использования производственных фондов | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 2, |
1.Цели, задачи, источники анализа.. Анализ движения основных средств. Оценка технического состояния средств. Показатели эффективности использования основных средств. Оценка влияния экстенсивного и интенсивного использование средств труда на приращение объема производства реализации продукции. | |||
В том числе: практических занятий и лабораторных работ | 2 | | |
Практическая работа №4 «Анализ состава и структуры основных средств, их состояния». | | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение конспектов лекций, изучение дополнительной литературы по анализу хозяйственной деятельности. Оформление в форме рефератов и эссе | 2 | | |
Тема 3.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1, ОК 2, |
1.Анализ объема, ритмичности, комплексности поставок. .Показатели эффективности использования предметов труда: материалоотдача, материалоемкость, их расчет | |||
Практическая работа№5 «Анализ использования сырья и материалов в производстве, соблюдения норм расхода» Практическая работа№6«Оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования материальных ресурсов на приращение объема выпуска продукции» | |||
Тема 3.4. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ производительности труда и трудоемкости. Анализ фонда заработной платы | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 2, |
1. Анализ численности, состава, структуры кадров и уровня их квалификации. Анализ движения рабочей силы. Анализ использования рабочего времени. Изучение форм, динамики причин движения рабочей силы. Определение абсолютного и относительного отклонения по фонду заработной платы. | |||
В том числе: практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
Практическая работа№7«Анализ производительности труда и трудоемкости.Анализ уровня оплаты труда персонала предприятия» | |||
Тема 3.5. Анализ общей суммы затрат на производство продукции. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг и рентабельности предприятия. Анализ состава и динамики прибыли | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 2, |
1.Внешние и внутренние факторы, влияющие на себестоимость продукции. Факторный анализ себестоимости продукции.. Расчет структуры затрат. Анализ себестоимости по отдельным статьям и элементам затрат. Резервы снижения себестоимости продукции. Формирование и расчет показателей прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. | |||
В том числе: практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
Практическая работа№8 «Определение и оценка показателей себестоимости продукции. .Анализ и оценка динамики, уровня и структуры прибыли. Резервы увеличения прибыли, повышения рентабельности» | |||
Тема 4. Понятие, значение и задачи финансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 2, |
1.Система показателей, характеризующих финансовое состояние. Экспресс-анализ финансового состояния. Этапы экспресс-анализа. Детализированный анализ финансового состояния, его цель, основные этапы. Характеристика типов финансовой устойчивости | |||
В том числе: практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
Практическая работа№9«Анализ показателей ликвидности и финансовой устойчивости организации по данным баланса» | |||
Консультации | 4 | | |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет | | |
Всего: | 42 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет Анализ финансово-хозяйственной деятельности: рабочее место преподавателя, доска, рабочие места обучающихся, по специальности 38.02.07 Банковское дело.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Код | Наименование литературы |
ОСНОВНАЯ | |
Печатное издание | |
1.1.1 | Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 368 с. — (среднее профессиональное образование). |
1.1.2 | Хазанович Э.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие. – М.: «КноРус», 2017. – 272 с. — (среднее профессиональное образование). |
1.1.3 | Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 208 с. — (среднее профессиональное образование). |
1.1.4 | Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник для студентов среднего профессионального образования / С.М. Пястолов. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 384 c. — (среднее профессиональное образование). |
1.1.5 | Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник и практикум для СПО / Г. В. Шадрина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 432 с. — (профессиональное образование). |
1.1.6 | Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для СПО / Ю. А. Кропин. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 364 с. — Серия : Профессиональное образование. |
Электронные издание | |
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа http://www.consultant.ru | |
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа http://www.consultant.ru | |
Справочно-правовая система «ГАРАНТ».- Режим доступа http://www.aero.garant.ru | |
Электронно-библиотечная система "Znanium. Режим доступа http:// znanium.com | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ | |
2.1. Законодательные акты и инструктивно-нормативные материалы | |
2.1.1. | Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99г., №43Н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; - номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации; - содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; - психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности; - особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений; - современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности; - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности; - основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации; -нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в организациях; -задачи и требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности в качестве информационной базы анализа; - применять различные методы экономического анализа в целях комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности организации- основные методы и приемы экономического анализа. принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения; - краткая характеристика основных элементов учетной политики кредитной организации; | Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены - уровень освоения учебного материала; - умение использовать теоретические знания и практические умения при выполнении профессиональных задач; - уровень сформированности общих компетенций. | Какими процедурами производится оценка Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведенного экзамена. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); - определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска; - определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; - организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности; - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; - понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы; - презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; - составлять документы экономического анализа предприятия. | - Демонстрация умений рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации. - Демонстрация умений обобщать результаты аналитической работы. - Демонстрация умений подготавливать соответствующие рекомендации. -Использовать информационные технологии длясбора ,обработки,накопления и анализа информации. | - Оценка результатов выполнения практических работ. - Оценка результатов устного и письменного опроса. - Оценка результатов тестирования. - Оценка результатов самостоятельной работы. - Оценка результатов выполнения домашних заданий. - Оценка результатов проведенного дифференцированного зачета. |
6