Адаптированная рабочая программа «Основы финансовой грамотности» (2 класс)
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Семичанская школа-интернат» Дубовского района
(ГБОУ РО Семичанская школа-интернат)
«Утверждаю»
Директор ГБОУ РО Семичанской школы-интерната
_______________Н.Н. Чопурян
Приказ №_______от________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы финансовой грамотности в начальной школе» 2 класс
(внеурочная деятельность)
Составитель:
Назарова Елена Сергеевна
Интенсивность: 1 час в неделю
2020-2021 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова. Рабочая программа составлена в рамках внеурочной деятельности для детей 2-4 классов с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности, он затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов.
Люди с ограниченными возможностями здоровья постоянно сталкиваются со сложностями в получении банковских услуг из-за дефектов речи, задержки умственного развития, поведенческих особенностей, нарушений эмоционального развития. Они обладает низким уровнем финансовой грамотности, не знают порой, как осуществить покупку товара в магазине и правильно сосчитать сдачу, умело распорядиться карманными деньгами, правильно осуществлять траты.
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья основам финансовой грамотности необходимо начинать со школьного возраста. Это позволит дать ясную картину понимания серьезности отношения детей к финансам, а также подготовить будущих выпускников к решению жизненных финансовых задач, что бы будущие выпускники могли чувствовать себя увереннее, когда будут жить самостоятельной жизнью.
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу.
Цель программы - формирование у учащихся адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры мышления, применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.
Задачи:
научить учащихся излагать свои мысли;
привить навыки элементарных финансовых расчетов;
расширить кругозор детей;
способствовать развитию самодисциплины, логического и аналитического мышления;
способствовать формированию основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
воспитывать ответственность за экономические решения.
Основные содержательные линии программы: – деньги, их история, виды, функции; – семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на меж предметные связи с курсами математики, литературы, окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
ситуационная игра,
образно-ролевые игры,
исследовательская деятельность,
урок-практикум,
дискуссия, обсуждение.
Реализация программы позволит сформировать начальную обучающую базу по финансово-грамотному поведению людей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа ориентирована на использование учебнометодического комплекта авторов С.Н. Федина для 2-3 классов; Г. Гловели для 4 класса «Финансовая грамотность».
Принципы реализации программы
Реализация принципов системно-деятельностногоо подхода.
Единство и логическая преемственность элементов содержания программы.
Реализация меж предметных связей
Конкретность определения требований к формируемым знаниям и умениям учащихся.
Учет возрастных особенностей обучающихся
Применение интерактивных и практикоориентироанных методов обучения
Система оценивания
Система оценивания курса «Основы финансовой грамотности» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
Определение позитивных и негативных последствий решений и действий. F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления
Содержание курса
В соответствии с учебным планом дополнительного образования образовательного учреждения в 2020-2021 учебном году на реализацию курса «Основы финансовой грамотности» 34 часа из расчета 1 час в неделю, но в связи с тем, 01.05.21, выпадают праздничные и выходные дни, то на изучение курса отводится 32 часа.
Общеинтеллектуальное направление
Наименование кружка | Класс | Руководитель кружка | Суббота |
«Основы финансовой грамотности» | 2 | Назарова Е.С. | 10.20-11.00 |
Класс 2
Содержание программы
Тема I. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Компетенции
Объяснять причины и приводить примеры обмена.
Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
Описывать свойства товарных денег. – Приводить примеры товарных денег.
Приводить примеры первых монет.
Тема II. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Сказка Жила была денежка; Сказка про Кошелек Мечты сбываются» — сказка про маленькую денежку;
Компетенции
Объяснять, почему появились монеты.
Описывать купюры и монеты.
Сравнивать металлические и бумажные деньги.
–Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема III. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Игры по экономии денег; загадки; пословицы; Задания для «Мастерской Тюбика»:
Компетенции
Описывать старинные российские деньги.
Объяснять происхождение названий денег.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Мета предметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
составлять текст в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
проводить элементарные финансовые расчеты.
Тематический план внеурочной деятельности во 2 классе№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение в курс внеурочной деятельности | 1 | 1 | - |
2 | Что такое деньги и откуда они взялись | 11 | 5 | 6 |
3 | Защита денег от подделок | 9 | 4 | 5 |
4 | Какие деньги были раньше в России | 12 | 3 | 9 |
Итого: | 33 | 13 | 20 |
Календарно-тематическое планирование 2 класса
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Дата по плану | Дата по факту | Контроль | |
1 | Введение в курс внеурочной деятельности | 1 | 05.09.20 | | | |
Раздел 1 Что такое деньги и откуда они взялись 11 | ||||||
2-3 | Занятие: «История копилки»; Юный финансист | 2 | 12.09.20 19.09.20 | | Буклет, памятка | |
4-5 | Первые деньги | 2 | 26.09.20 03.10.20 | | Рисунок | |
6-8 | Монеты | 3 | 10.10.20 17.10.20 24.10.20 | | Кроссворд | |
9-10 | «Приключения монетки» по мотивам сказки | 2 | 07.11.20 14.11.20 | | занятие | |
11-12 | Где что купить: «Магазин» | 2 | 21.11.20 28.11.20 | | игра | |
Раздел 2 Защита денег от подделок 9 | | | ||||
13-15 | Гурт. Подделка монет | 3 | 05.12.20 12.12.20 19.12.20 | | Презентация | |
16-18 | Жила была денежка | 3 | 26.12.20 16.01.21 23.01.21 | | Сочинить сказки | |
19-21 | Игры по экономии денег | 3 | 30.01.21 06.02.21 13.02.21 | | Решение задач | |
Раздел 3 Какие деньги были раньше в России 12 | ||||||
22-23 | Древнерусские товарные деньги. | 2 | 20.02.21 27.02.21 | | Мини-проект | |
24-25 | Меховые деньги | 2 | 06.03.21 13.03.21 | | Презентация | |
26-27 | Первые русские монеты. Деньга и копейка | 2 | 20.03.21 03.04.21 | | Разработка буклета, памятки | |
28-29 | Рубль, гривенник и полтинник | 2 | 10.04.21 17.04.21 | | Кроссворд | |
30 | Что мы узнали о деньгах | 1 | 24.04.21 | | Урок-игра | |
31-32 | Такие разные деньги | 2 | 08.05.21 15.05.21 | | викторина | |
33 | Красим, клеим, мастерим деньги | 1 | 22.05.21 | | Мини-проект | |
Итого: | | | | | | |
| 33 | | | |
Список используемой литературы
Антипова, М. В. Метод кейсов [Текст]: методическое пособие / М. В. Антипова. – Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011
Горяев, А. П. Финансовая грамота для школьников [Текст] /А. П. Горяев, В. В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2010.
Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность [Текст]: материалы для учащихся общеобразоват. орг. 4 класс / Г. Д. Гловели. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Думная, Н. Н. Как вести семейный бюджет [Текст]: учеб. пособие / Н.Н.
Думная, О. В. Карамова и др. – М.: Интеллект-центр, 2010.
Думная, Н. Н. Выбирая свой банк учебное пособие [Текст]: учеб. пособие / Н. Н. Думная, О. В. Карамова и др. – М.: Интеллект-центр, 2010.
– М.: Интеллект-центр, 2010.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность [Текст]: методические рекомендации для учителя общеобразоват. орг. 2-4 классы / Ю. Н.
Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Паранич, А. В. Путеводитель по финансовому рынку [Текст] / А. В.– Паранич. – М.: И-трейд, 2010.
Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности [Текст] / В. В.
Чумаченко, А. П. Горяев. – М.: «Просвещение», 2017.
Федин, C. Н. Финансовая грамотность. [Текст]: материалы для учащихся.
2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях / С. Н. Федин. – М.: ВИТАПРЕСС, 2014.