Рабочая программа по дисциплине "основы мехатроники"
Министерство образования Новосибирской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Новосибирский машиностроительный колледж»
«Согласовано» Заместитель директора по УПР ___________ Н.В. Петрова | «Утверждаю» Директор ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж» ____________А.А. Ефремов «____»_________2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.09 Основы мехатроники
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
15.02.09 Аддитивные технологии
Новосибирск
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.09 Аддитивные технологии
Организация - разработчик: ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»
Разработчик:
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению протокол № дата
Председатель ПЦК
СОДЕРЖАНИЕ1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы мехатроники»Место дисциплины в структуре примерной основной образовательной программы
Дисциплина «Основы мехатроники» принадлежит к общепрофессиональному циклу основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.09 Аддитивные технологии
Учебная дисциплина «Основы мехатроники» наряду с другими учебными дисциплинами обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
- Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 - ОК 09. ПК 1.1- ПК3.4. | - читать и составлять принципиальные схемы электрических, гидравлических и пневматических приводов несложного технологического оборудования; - составлять управляющие программы для программируемых логических контроллеров; - распознавать, классифицировать и использовать датчики, реле и выключатели в системах управления; - правильно эксплуатировать мехатронное оборудование | - базовые понятия автоматизированных систем управления технологическим процессом, в том числе гибридных систем; - концепцию построения мехатронных модулей, структуру и классификацию; - структуру и состав типовых систем мехатроники; - основы проектирования и конструирования мехатронных модулей, - основные понятия систем автоматизации технологических процессов; - методы построения и анализа интегрированных мехатронных модулей и систем; - типы приводов автоматизированного производства |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 144 |
Обязательная учебная нагрузка | 96 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 96 |
практические занятия | - |
Самостоятельная работа | 48 |
Промежуточная аттестация (экзамен) | |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы мехатроники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Общие вопросы мехатроники. | Содержание учебного материала | 14 | ОК 01 - ОК 09. ПК 1.1- ПК3.4. |
Мехатроника - определение, как отрасли науки и техники. Основные понятия. Архитектура системы в мехатронике. Концепция построения и проектирования мехатронной системы. Структура и принципы интеграции мехатронных систем. Структура и задачи мехатронной системы. Информационный и энергетический потоки в системе. Системный подход и критерии качества при проектировании мехатронной системы | 10 | ||
Самостоятельная работа - Написание реферата по теме «История развития мехатроники» - Написание реферата по теме «Роль мехатроники в машиностроении» | 4 | ||
Тема 2. Особенности конст- рукции и работы мехатронных модулей и систем. | Содержание учебного материала | 22 | ОК 01 - ОК 09. ПК 1.1- ПК3.4. |
Механические узлы мехатронных модулей. Редукторы, передачи преобразования движения, подшипники, муфты, ШВП и др. | 12 | ||
Электромеханические преобразователи мехатронных модулей. Классификация. Основные уравнения. Механические характеристики. | |||
Кинематические и динамические задачи при проектировании мехатронной системы. | |||
Управляемые приводы и их настройка. Структура управляемых приводов мехатронных систем. | |||
Виды датчиков, используемых в мехатронных системах. Датчики обратной связи мехатронных модулей. Датчики положения. Датчики скорости. Датчики усилия и др. технологические датчики. Встраивание датчиков в мехатронную систему. | |||
Самостоятельная работа - Составление презентации по теме «Датчики обратной связи» - Составление презентации по теме «Датчики положения» - Составление презентации по теме «Датчики скорости» - Составление презентации по теме «Приводы мехатронных систем» - Составление презентации по теме «Электромеханические преобразователи» | 10 | ||
Тема 3. Элементы управления мехатронными модулями. | Содержание учебного материала | 14 | ОК 01 - ОК 09. ПК 1.1- ПК3.4. |
Системы управления мехатронными узлами. Особенности построения систем автоматического управления мехатронными модулями. | 10 | ||
Теория автоматического управления мехатронными узлами. | |||
Цифровые системы управления. |
| Самостоятельная работа - Составление презентации по теме «Виды цифровых систем управления» - Составление презентации по теме «Системы автоматического управления» | 4 | |
Тема 4. Мехатронные модули главного движения. | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01 - ОК 09. ПК 1.1- ПК3.4. |
Мехатронные узлы для механизмов главного движения. | 10 | ||
Мотор-шпиндели. | |||
Шпиндельные узлы на магнитных опорах. | |||
Тема 5. Мехатронные модули подачи. | Содержание учебного материала | 22 | ОК 01 - ОК 09. ПК 1.1- ПК3.4. |
Мехатронные узлы для механизмов подачи линейных перемещений. | 10 | ||
Линейные двигатели | |||
Мехатронные узлы для механизмов подачи вращательного движения. | |||
Самостоятельная работа | 12 | ||
Написание реферата по теме: - простейшие мехатронные системы, и определение области их применения; - спецификации блоков простейших роботов, их структурного содержания и конструктивных особенностей; - стратегии группового управления группой объектов; - блоки мехатронной системы модуля главного движения; - блокои мехатронной системы модуля подачи; - Составление презентации по теме «Линейные электродвигатели» | |||
Тема 6. Технологические характеристики МРС с мехатронными модулями. | Содержание учебного материала | 10 | |
Технологические характеристики мехатронных модулей. Вопросы точности и производительности при использовании мехатронных модулей. Скоростные режимы работы при применении мехатронных модулей. Тепловые процессы и тепловые поля в узлах мехатронных модулей | 10 | ОК 01 - ОК 09. ПК 1.1- ПК3.4. | |
Тема 7. Компьютерное моделирование в | Содержание учебного материала | 24 | ОК 01 - ОК 09. ПК 1.1- ПК3.4. |
Использование моделей при автоматизированном проектировании. Классификация моделей, используемых при автоматизированном | 18 |
проектировании мехатронных систем. | проектировании. Способы реализации моделей. Знаковые модели. Свойства моделей | | |
Основы имитационного моделирования. Использование компьютерных технологий для имитации различных процессов и операций. Области применения имитационных моделей. Компоненты дискретно-событийной имитационной модели и их организация. | |||
Модели систем. Особенности построения моделей систем. Основные типы мо- делей систем. Динамика развития и использования моделей | |||
Вероятностное моделирование. Метод статических испытаний. Моделирование случайных величин. Сбор статистических данных для получения оценочных характеристик случайных величин | |||
Методы исследования систем и планирования эксперимента. Эксперимент с реальной системой. Эксперимент с моделью системы. Алгоритмизация модели и её машинная реализация | |||
Самостоятельная работа - Составление презентации по теме «Использование компьютерных технологий для имитации различных процессов и операций» - Составление презентации по теме «Модели мехатронных систем» - Составление презентации по теме «Динамика развития и использования моделей» | 6 | ||
Тема 8 Автоматизация конструкторско- технологической подготовки производства. | Содержание учебного материала | 28 | ОК 01 - ОК 09. ПК 1.1- ПК3.4. |
Основные методы проектирования. Понятия и принципы методологии проектирования. Процедурная модель проектирования. Математические модели объекта проектирования. Виды математических моделей. | 16 | ||
Математические модели мехатронных узлов и систем. Принципы построения моделей мехатронных узлов и систем. Виды математических моделей. Трёхмерное моделирование. Гибридное моделирование. Программное обеспечение для моделирования различных объектов и процессов. | |||
Графические системы трёхмерного моделирования. Задачи трёхмерного моделирования. Технология построения трёхмерных моделей. Средства трёхмерного моделирования. Каркасное моделирование. Поверхностное моделирование. Твёрдотельное моделирование. Типы поверхностей. Современные методы разработки промышленных изделий. | |||
Основы моделирования технологических процессов. Использование систем автоматизированного проектирования для моделирования технологических процессов. CAM-системы. | |||
Сквозной метод проектирования изделий. Интегрированные системы и комплексы |
| сквозного проектирования. Алгоритм сквозного проектирования. Моделирование различных процессов в интегрированных САПР. Автоматизация расчётов. Методы корректировки объекта моделирования. Типовая функциональная схема процесса проектирования изделий в условиях функционирования интегрированных САПР. | | |
Самостоятельная работа | 12 | ||
Составление презентации по теме: - Создание сборочных трёхмерных моделей. - Виды математических моделей. - Твёрдотельное моделирование - Каркасное моделирование. - CAM-системы. - Поверхностное моделирование. | |||
Промежуточная аттестация (экзамен) | | | |
Всего: | 144 | |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены:
учебный кабинет «Основы мехатроники», формообразования и инструмента, электротехники и электроники, технологии машиностроения
Аналоговый модуль ввода МВ 110- 224.8А модуль аналогового ввода, 8 аналоговых входов
Аналоговый модуль вывода МВ 110- 224.8И модуль аналоговых вывода, 8 аналоговых выходов
Цифровой модуль ввода МВ110-24.32ДН модуль дискретного ввода
Цифровой модуль вывода МВ110-24.32Р модуль дискретного вывода, 32 дискретных входа
- Информационное обеспечение обучения Основные источники:
Рачков, М. Ю. Пневматические системы автоматики : учеб.пособие для СПО / М. Ю. Рачков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 285 с.
Филин В. М. , Гидравлика, пневматика и термодинамика: Курс лекций, 2017, ИД ФОРУМ, 2017
Дополнительные источники: Основы мехатроники : учебное пособие для СПО / И. В. Абрамов, А. И. Абрамов, Ю. Р. Никитин, С. А. Трефилов. — Саратов : Профобразование, 2021. — 179 c. — ISBN 978-5-4488-1299-6.Афонин А.М., Петрова А.М., Царегородцев Ю.Н., Ефремова Ю.Е. Теоретические основы разработки и моделирования систем автоматизации. — М.: Форум.
Быков А.В., Силин В.В., Семенников В.В., Феоктистов В.Ю. Черчение, моделирование, механообработка. — СПб: БХВ-Петербург.
Герман-Галкин С.Г. Проектирование мехатронных систем на ПК. — СПб: Корона-
Век.
Егоров О.Д, Подураев Ю.В. Конструирование мехатронных модулей. — М.: МГТУ
«Станкин.
Кондаков А.И. САПР технологических процессов. — М.: Академия. Подураев Ю.В. Мехатроника: основы, методы, применение. — М.:
Машиностроение.
СхиртладзеА.Г., Лазарева Т.Я., Мартемьянов Ю.Ф. Интегрированные системы проектирования и управления. — М.
Харазов В.Г. Интегрированные системы управления технологическими процессами. — СПб: Профессия.
3.2.2. Интернет-ресурсыАвтоматика и телемеханика. Вычислительная техника // Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. — http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr= 2.2.75.2
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Умение читать и составлять принципиальные схемы электрических, гидравлических и пневматических приводов несложного технологического оборудования | Точность чтения и составления принципиальных схем электрических, гидравлических и пневматических приводов несложного технологического оборудования | Тестирование. Оценка выполнения самостоятельной работы. Наличие конспектов. |
Умение составлять управляющие программы для программируемых логических контроллеров | Правильность составления управляющих программ для программируемых логических контроллеров | Тестирование. Оценка выполнения самостоятельной работы. Наличие конспектов. |
Умение распознавать, классифицировать и использовать датчики, реле и выключатели в системах управления | Правильное использование датчиков, реле и выключателей в системах управления | Тестирование. Оценка выполнения самостоятельной работы. Наличие конспектов. |
Умение правильно эксплуатировать мехатронное оборудование | Качество эксплуатации мехатронного оборудования | Тестирование. Оценка выполнения самостоятельной работы. Наличие конспектов. |
Знание базовых понятий автоматизированных систем управления технологическим процессом, в том числе гибридных систем | Оценка применения автоматизированных систем управления технологическим процессом, в том числе гибридных систем | Тестирование. Оценка выполнения самостоятельной работы. Наличие конспектов. |
Знание концепции построения мехатронных модулей, структуру и классификацию | Применение концепции построения мехатронных модулей, структуры и классификацию | Тестирование. Оценка выполнения самостоятельной работы. Наличие конспектов. |
Знание структуры и состава типовых систем мехатроники | Использование структуры и состава типовых систем мехатроники | Тестирование. Оценка выполнения самостоятельной работы. Наличие конспектов. |
Знание основы проектирования и конструирования мехатронных модулей | Качество проектирования и конструирования мехатронных модулей | Тестирование. Оценка выполнения самостоятельной работы. Наличие конспектов. |
Знание основных понятий систем автоматизации технологических процессов | Выбор основных систем автоматизации технологических процессов | Тестирование. Оценка выполнения самостоятельной работы. Наличие конспектов. |
Знание методов построения и анализа интегрированных мехатронных модулей и систем | Выбор методов построения и анализа интегрированных мехатронных модулей и систем | Тестирование. Оценка выполнения самостоятельной работы. Наличие конспектов. |
Знание типов приводов автоматизированного производства | Выбор типов приводов автоматизированного производства | Тестирование. Оценка выполнения самостоятельной работы. Наличие конспектов. |