12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Космовский Сергей Сергеевич103 Россия, Новосибирская обл., с. Варламово |
Рабочая программа «Фенология с основами метеорологии», 8 класс
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Варламовская средняя общеобразовательная школа
У
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР
___________________
«__»__________20__ г.
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
Протокол №____ от
«__»__________20__ г.
руководитель МО
____________________
тверждаю:
директор И.А. Колчина
«__»_________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Фенология с основами метеорологии», 8 класс
учителя биологии и химии
Космовского Сергея Сергеевича
с. Варламово
2016-2017 уч.г.
Пояснительная записка
Программа курса «Фенология с основами метеорологии» в 8 классе составлена на основе авторской программы С.М. Космовского «Фенология с основами метеорологии» г. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2010 год.
Программа рассчитана на 36 часов.
Цель: формирование у учащихся экологического мировоззрения, развитие интереса у учащихся к изучению фенологии, как науки, изучающей временные параметры сезонного развития природы и метеорологии, как науки о физическом состоянии атмосферы и об атмосферных явлениях; научиться работать с метеорологическим обрудованием.
Задачи:
овладеть методикой фенологических и метеорологических наблюдений;
выполнять программы фенологических и метеорологических наблюдений;
научить учащихся производить измерения по метеорологическим приборам.
Программа курса содержит:
сведения из метеорологии: физико-географическая характеристика, основные климатические особенности, агроклиматическое районирование, устройство анеморумбометра, прибор ИВО.
Фенология очень тесно связана с метеорологией. Метеорологические явления характеризуют переход природы из одного сезона в другой. Они показывают все сезонные изменения в природе.
В программе специально выделены часы на практические работы. Темы практических работ пропорционально распределены между теоретическим материалом. На базе школы оборудована метеостанция, на которой имеются все метеорологические приборы и проводятся практические работы.
Учащиеся 8 класса составляют программы фенологических и метеорологических наблюдений, фиксируют показания метеорологических приборов.
Проведение всех видов занятий сопровождается систематическим контролем знаний школьников путём устного опроса.
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
Всего | Практ. | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | 8 класс Фенологические и метеорологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение Физико-географическая характеристика Основные климатические особенности Агроклиматическое районирование Производство метеорологических наблюдений и запись результатов Облачность всего | 2 2 4 8 11 9 36 | 1 1 2 |
Содержание курса
8 КЛАСС
Глава 1. Фенологические и метеорологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение – 2 ч.
Глава 2. Физико-географическая характеристика – 2 ч.
Глава 3. Основные климатические особенности – 4 ч.
Глава 4. Агроклиматическое районирование – 8 ч.
Глава 5. Производство метеорологических наблюдений и запись результатов -11+1ч.
Устройство анеморумбометра М-63М, установка и правила его эксплуатации. Ветер. Метель. Наблюдения над ветром. Метель, пыльная буря
Глава 6. Облачность – 7+1ч.
Общие указания. Определение и запись количества и формы облаков. Определение высоты облаков. Измерение высоты нижней границы облаков прибором ИВО
Практическая работа
«Изучение и эксплуатация наземного и импульсного светового измерителя высоты нижней границы облаков ИВО»
Итоговый урок – 1 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения фенологии с основами метеорологии обучающийся должен
знать:
фенологические и метеорологические наблюдения их задачи и научно-практическое значение;
физико-географическую характеристику села Варламово;
основные климатические особенности села Вараламово;
агроклиматическое районирование;
устройство анеморумбометра М-63М, установку и правила его эксплуатации;
условные знаки солнечного и лунного сияния;
устройство прибора ИВО
уметь:
измерять скорость и направление ветра с помощью анеморумбометра;
определять среднюю скорость ветра 2 минуты, за 10 минут;
оценивать количество облаков на небосводе;
измерять высоту нижней границы прибором ИВО;
Учебно-методический комплект:
Природа моего края. С.М. Космовский. г.Новосибирск НИПКиПРО. 2010г.
Фенология с основами метеорологии 6-8 класс. С.М. Космовский г.Новосибирск НИПКиПРО. 2010г.
Литература, электронное сопровождение:
Природа моего края. С.М. Космовский
Авторские учебные фильмы от экогруппы «КЕДР» и студии съёмки и монтажа «kosmos» - Природные явления.
Календарно-тематический план
8 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Фенологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение | 1 | |
2. | Метеорологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение | 1 | |
3. | Физико-географическая характеристика села Варламово | 1 | |
4. | Физико-географическая характеристика | 1 | |
5. | Основные климатические особенности | 1 | |
6. | Климат села | 1 | |
7. | Характеристика термического режима | 1 | |
8. | Характеристика термического режима | 1 | |
9. | Агроклиматическое районирование | 1 | |
10. | Характеристика теплового периода | 1 | |
11. | Влияние местоположения на продолжительность безморозного периода | 1 | |
12. | Даты последнего заморозка весной | 1 | |
13. | Даты первого заморозка осенью | 1 | |
14. | Необходимость снежного покрова для посевов озимых | 1 | |
15. | Устойчивость сельскохозяйственных культур к заморозкам в различные фазы развития | 1 | |
16. | Критические температуры гибели цветочных посек, цветов и молодых завязей яблони | 1 | |
17. | Устройство анеморумбометра М-63М | 1 | |
18. | Установка и правила его эксплуатации | 1 | |
19. | Средняя скорость по селу | 1 | |
20. | Ветер. | 1 | |
21. | Число дней с сильным ветром | 1 | |
22. | Метель. | 1 | |
23. | Число дней с метелью | 1 | |
24. | Наблюдения над ветром | 1 | |
25. | Метель. Пыльная буря | 1 | |
26. | Характеристика скорости ветра | 1 | |
27. | Практическая работа «Производство метеорологических наблюдений и запись результатов» | 1 | |
28. | Облачность. Общие указания. | 1 | |
29. | Условные знаки солнечного и лунного сияния | 1 | |
30. | Определение и запись количества и формы облаков. | 1 | |
31. | Определение высоты облаков. | 1 | |
32. | Измерение высоты нижней границы облаков прибором ИВО | 1 | |
33. | Измерение высоты нижней границы облаков прибором ИВО | ||
34. | Формирование облачности | 1 | |
35. | Практическая работа «Изучение и эксплуатация наземного и импульсного светового измерителя высоты нижней границы облаков ИВО» | 1 | |
36. | Итоговый урок | 1 |