Рабочая программа «Фенология с основами метеорологии» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 25 August 2017

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Варламовская средняя общеобразовательная школа

У

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

___________________

«__»__________20__ г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

Протокол №____ от

«__»__________20__ г.

руководитель МО

____________________

тверждаю:

 

директор И.А. Колчина

«__»_________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Фенология с основами метеорологии», 8 класс

учителя биологии и химии

Космовского Сергея Сергеевича

с. Варламово

2016-2017 уч.г.

Пояснительная записка

Программа курса «Фенология с основами метеорологии» в 8 классе составлена на основе авторской программы С.М. Космовского «Фенология с основами метеорологии» г. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2010 год.

Программа рассчитана на 36 часов.

Цель: формирование у учащихся экологического мировоззрения, развитие интереса у учащихся к изучению фенологии, как науки, изучающей временные параметры сезонного развития природы и метеорологии, как науки о физическом состоянии атмосферы и об атмосферных явлениях; научиться работать с метеорологическим обрудованием.

Задачи:

овладеть методикой фенологических и метеорологических наблюдений;

выполнять программы фенологических и метеорологических наблюдений;

научить учащихся производить измерения по метеорологическим приборам.

Программа курса содержит:

сведения из метеорологии: физико-географическая характеристика, основные климатические особенности, агроклиматическое районирование, устройство анеморумбометра, прибор ИВО.

Фенология очень тесно связана с метеорологией. Метеорологические явления характеризуют переход природы из одного сезона в другой. Они показывают все сезонные изменения в природе.

В программе специально выделены часы на практические работы. Темы практических работ пропорционально распределены между теоретическим материалом. На базе школы оборудована метеостанция, на которой имеются все метеорологические приборы и проводятся практические работы.

Учащиеся 8 класса составляют программы фенологических и метеорологических наблюдений, фиксируют показания метеорологических приборов.

Проведение всех видов занятий сопровождается систематическим контролем знаний школьников путём устного опроса.

 

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во

часов

Всего

Практ.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

8 класс

Фенологические и метеорологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение

Физико-географическая характеристика

Основные климатические особенности

Агроклиматическое районирование

Производство метеорологических наблюдений и запись результатов

Облачность

всего

2

2

4

8

11

9

36

1

1

2

Содержание курса

8 КЛАСС

Глава 1. Фенологические и метеорологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение – 2 ч.

Глава 2. Физико-географическая характеристика – 2 ч.

Глава 3. Основные климатические особенности – 4 ч.

Глава 4. Агроклиматическое районирование – 8 ч.

Глава 5. Производство метеорологических наблюдений и запись результатов -11+1ч.

Устройство анеморумбометра М-63М, установка и правила его эксплуатации. Ветер. Метель. Наблюдения над ветром. Метель, пыльная буря

Глава 6. Облачность – 7+1ч.

Общие указания. Определение и запись количества и формы облаков. Определение высоты облаков. Измерение высоты нижней границы облаков прибором ИВО

Практическая работа

«Изучение и эксплуатация наземного и импульсного светового измерителя высоты нижней границы облаков ИВО»

Итоговый урок – 1 ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В результате изучения фенологии с основами метеорологии обучающийся должен

знать:

фенологические и метеорологические наблюдения их задачи и научно-практическое значение;

физико-географическую характеристику села Варламово;

основные климатические особенности села Вараламово;

агроклиматическое районирование;

устройство анеморумбометра М-63М, установку и правила его эксплуатации;

условные знаки солнечного и лунного сияния;

устройство прибора ИВО

уметь:

измерять скорость и направление ветра с помощью анеморумбометра;

определять среднюю скорость ветра 2 минуты, за 10 минут;

оценивать количество облаков на небосводе;

измерять высоту нижней границы прибором ИВО;

Учебно-методический комплект:

Природа моего края. С.М. Космовский. г.Новосибирск НИПКиПРО. 2010г.

Фенология с основами метеорологии 6-8 класс. С.М. Космовский г.Новосибирск НИПКиПРО. 2010г.

Литература, электронное сопровождение:

Природа моего края. С.М. Космовский

Авторские учебные фильмы от экогруппы «КЕДР» и студии съёмки и монтажа «kosmos» - Природные явления.

Календарно-тематический план

8 класс

урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1.

 

Фенологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение

1

2.

 

Метеорологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение

1

3.

 

Физико-географическая характеристика села Варламово

1

4.

 

Физико-географическая характеристика

1

5.

 

Основные климатические особенности

1

6.

 

Климат села

1

7.

 

Характеристика термического режима

1

8.

 

Характеристика термического режима

1

9.

 

Агроклиматическое районирование

1

10.

 

Характеристика теплового периода

1

11.

 

Влияние местоположения на продолжительность безморозного периода

1

12.

 

Даты последнего заморозка весной

1

13.

 

Даты первого заморозка осенью

1

14.

 

Необходимость снежного покрова для посевов озимых

1

15.

 

Устойчивость сельскохозяйственных культур к заморозкам в различные фазы развития

1

16.

 

Критические температуры гибели цветочных посек, цветов и молодых завязей яблони

1

17.

 

Устройство анеморумбометра М-63М

1

18.

 

Установка и правила его эксплуатации

1

19.

 

Средняя скорость по селу

1

20.

 

Ветер.

1

21.

 

Число дней с сильным ветром

1

22.

 

Метель.

1

23.

 

Число дней с метелью

1

24.

 

Наблюдения над ветром

1

25.

 

Метель. Пыльная буря

1

26.

 

Характеристика скорости ветра

1

27.

 

Практическая работа

«Производство метеорологических наблюдений и запись результатов»

1

28.

 

Облачность. Общие указания.

1

29.

 

Условные знаки солнечного и лунного сияния

1

30.

 

Определение и запись количества и формы облаков.

1

31.

 

Определение высоты облаков.

1

32.

 

Измерение высоты нижней границы облаков прибором ИВО

1

33.

 

Измерение высоты нижней границы облаков прибором ИВО

 

34.

 

Формирование облачности

1

35.

 

Практическая работа

«Изучение и эксплуатация наземного и импульсного светового измерителя высоты нижней границы облаков ИВО»

1

36.

 

Итоговый урок

1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.