Рабочая программа «Фенология с основами метеорологии» (8 класс)
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Варламовская средняя общеобразовательная школа
У
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР
___________________
«__»__________20__ г.
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
Протокол №____ от
«__»__________20__ г.
руководитель МО
____________________
тверждаю:
директор И.А. Колчина
«__»_________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Фенология с основами метеорологии», 8 класс
учителя биологии и химии
Космовского Сергея Сергеевича
с. Варламово
2016-2017 уч.г.
Пояснительная записка
Программа курса «Фенология с основами метеорологии» в 8 классе составлена на основе авторской программы С.М. Космовского «Фенология с основами метеорологии» г. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2010 год.
Программа рассчитана на 36 часов.
Цель: формирование у учащихся экологического мировоззрения, развитие интереса у учащихся к изучению фенологии, как науки, изучающей временные параметры сезонного развития природы и метеорологии, как науки о физическом состоянии атмосферы и об атмосферных явлениях; научиться работать с метеорологическим обрудованием.
Задачи:
овладеть методикой фенологических и метеорологических наблюдений;
выполнять программы фенологических и метеорологических наблюдений;
научить учащихся производить измерения по метеорологическим приборам.
Программа курса содержит:
сведения из метеорологии: физико-географическая характеристика, основные климатические особенности, агроклиматическое районирование, устройство анеморумбометра, прибор ИВО.
Фенология очень тесно связана с метеорологией. Метеорологические явления характеризуют переход природы из одного сезона в другой. Они показывают все сезонные изменения в природе.
В программе специально выделены часы на практические работы. Темы практических работ пропорционально распределены между теоретическим материалом. На базе школы оборудована метеостанция, на которой имеются все метеорологические приборы и проводятся практические работы.
Учащиеся 8 класса составляют программы фенологических и метеорологических наблюдений, фиксируют показания метеорологических приборов.
Проведение всех видов занятий сопровождается систематическим контролем знаний школьников путём устного опроса.
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
|
Всего |
Практ. |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
8 класс Фенологические и метеорологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение Физико-географическая характеристика Основные климатические особенности Агроклиматическое районирование Производство метеорологических наблюдений и запись результатов Облачность всего |
2 2 4 8 11 9 36 |
1 1 2 |
Содержание курса
8 КЛАСС
Глава 1. Фенологические и метеорологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение – 2 ч.
Глава 2. Физико-географическая характеристика – 2 ч.
Глава 3. Основные климатические особенности – 4 ч.
Глава 4. Агроклиматическое районирование – 8 ч.
Глава 5. Производство метеорологических наблюдений и запись результатов -11+1ч.
Устройство анеморумбометра М-63М, установка и правила его эксплуатации. Ветер. Метель. Наблюдения над ветром. Метель, пыльная буря
Глава 6. Облачность – 7+1ч.
Общие указания. Определение и запись количества и формы облаков. Определение высоты облаков. Измерение высоты нижней границы облаков прибором ИВО
Практическая работа
«Изучение и эксплуатация наземного и импульсного светового измерителя высоты нижней границы облаков ИВО»
Итоговый урок – 1 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения фенологии с основами метеорологии обучающийся должен
знать:
фенологические и метеорологические наблюдения их задачи и научно-практическое значение;
физико-географическую характеристику села Варламово;
основные климатические особенности села Вараламово;
агроклиматическое районирование;
устройство анеморумбометра М-63М, установку и правила его эксплуатации;
условные знаки солнечного и лунного сияния;
устройство прибора ИВО
уметь:
измерять скорость и направление ветра с помощью анеморумбометра;
определять среднюю скорость ветра 2 минуты, за 10 минут;
оценивать количество облаков на небосводе;
измерять высоту нижней границы прибором ИВО;
Учебно-методический комплект:
Природа моего края. С.М. Космовский. г.Новосибирск НИПКиПРО. 2010г.
Фенология с основами метеорологии 6-8 класс. С.М. Космовский г.Новосибирск НИПКиПРО. 2010г.
Литература, электронное сопровождение:
Природа моего края. С.М. Космовский
Авторские учебные фильмы от экогруппы «КЕДР» и студии съёмки и монтажа «kosmos» - Природные явления.
Календарно-тематический план
8 класс
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
1. |
Фенологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение |
1 |
|
2. |
Метеорологические наблюдения, их задачи и научно-практическое значение |
1 |
|
3. |
Физико-географическая характеристика села Варламово |
1 |
|
4. |
Физико-географическая характеристика |
1 |
|
5. |
Основные климатические особенности |
1 |
|
6. |
Климат села |
1 |
|
7. |
Характеристика термического режима |
1 |
|
8. |
Характеристика термического режима |
1 |
|
9. |
Агроклиматическое районирование |
1 |
|
10. |
Характеристика теплового периода |
1 |
|
11. |
Влияние местоположения на продолжительность безморозного периода |
1 |
|
12. |
Даты последнего заморозка весной |
1 |
|
13. |
Даты первого заморозка осенью |
1 |
|
14. |
Необходимость снежного покрова для посевов озимых |
1 |
|
15. |
Устойчивость сельскохозяйственных культур к заморозкам в различные фазы развития |
1 |
|
16. |
Критические температуры гибели цветочных посек, цветов и молодых завязей яблони |
1 |
|
17. |
Устройство анеморумбометра М-63М |
1 |
|
18. |
Установка и правила его эксплуатации |
1 |
|
19. |
Средняя скорость по селу |
1 |
|
20. |
Ветер. |
1 |
|
21. |
Число дней с сильным ветром |
1 |
|
22. |
Метель. |
1 |
|
23. |
Число дней с метелью |
1 |
|
24. |
Наблюдения над ветром |
1 |
|
25. |
Метель. Пыльная буря |
1 |
|
26. |
Характеристика скорости ветра |
1 |
|
27. |
Практическая работа «Производство метеорологических наблюдений и запись результатов» |
1 |
|
28. |
Облачность. Общие указания. |
1 |
|
29. |
Условные знаки солнечного и лунного сияния |
1 |
|
30. |
Определение и запись количества и формы облаков. |
1 |
|
31. |
Определение высоты облаков. |
1 |
|
32. |
Измерение высоты нижней границы облаков прибором ИВО |
1 |
|
33. |
Измерение высоты нижней границы облаков прибором ИВО |
||
34. |
Формирование облачности |
1 |
|
35. |
Практическая работа «Изучение и эксплуатация наземного и импульсного светового измерителя высоты нижней границы облаков ИВО» |
1 |
|
36. |
Итоговый урок |
1 |