Рабочая программа по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗ и ЗПР
Утверждаю
заведующая МБДОУ
«Инжавинский детский сад «Берёзка»
_____________
Рабочая программа
по физическому воспитанию
дошкольников с ОВЗ.
Инструктор по физической культуре МБДОУ
«Инжавинский детский сад «Березка»:
Николаева Ирина Александровна.
р.п. Инжавино
2022 уч.год
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 стр.
1.1. Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3стр.
1.2. Цели и задачи Программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-4 стр.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.....................................4-5стр.
1.4 Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР...................5-6 стр.
1.5 Планируемые результаты освоения Программы..............................................6-7 стр.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.................................................7-8 стр.
2.1. Содержание образовательной деятельности для детей 6-7 лет с ЗПР . . . . . 8-13 стр.
2.2. Содержание образовательной деятельности для детей 4-5 лет с ОВЗ.......14-18 стр.
2.3. Система физкультурно - оздоровительно образовательной работы в ДОУ...19 стр.
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .......20 стр.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ "Инжавинский д/сад "Березка" в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, отражает особенности содержания и организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, с задержкой психического развития.
Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы:
Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко.
Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. К таким детям также относят разные категории детей, в том числе и детей с задержкой психического развития.
У детей с задержкой психического развития, как правило, не наблюдается тяжелых двигательных расстройств. Однако при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность двигательных качеств, несовершенство мелкой моторики рук. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обуславливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, в процессе одевания и др.
Программа адаптирована к детям с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития), учитывает их особенности, способствует развитию двигательных возможностей и способностей, коррекции имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребенка. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основной образовательной области - «Физическое развитие»
1.2 Цели и задачи Программы
Цель: Укрепление физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование у детей с ОВЗ осознанного отношения к своим силам и уверенности в них, потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья.
Задачи Программы:
Образовательные задачи:
Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции)
Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные задачи:
Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма ребенка.
Активизация защитных сил организма ребёнка.
Повышение физиологической активности органов и систем организма.
Укрепление и развитие дыхательной системы.
Воспитательные задачи:
Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора принципов, подходов, методов в воспитании и развитии детей.
Данная программа построена на основе качественного подхода к проблеме развития психики ребенка.
Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Исходя из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.
Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:
Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей.
Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально - нравственного и художественно - эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно - оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.
Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.
Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередования нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий.
Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно - гигиенических навыков, развития двигательных навыков.
1.4.Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР
Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже негрубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий.
Физическое развитие дошкольников с ЗПР по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки незначительно отстает от нормы. По сравнению со здоровыми детьми дошкольники 6-7 лет с ЗПР имеют отставание в развитии основных физических качеств - мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости - на уровне 5-10%. Задержка моторного развития выражается в недостаточной координации предметных действий, слабой согласованности движений рук, ног, туловища, излишней мышечной напряженности при выполнении основных движений (бег, ходьба, прыжки,
метания). Дети затрудняются в выполнении двигательных заданий на точность, выразительность, часто нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, задерживаются (застревают) в одной позе, не чувствуют заданного ритма движений, не запоминают правил. Наибольшие трудности вызывают двигательные действия, выполняемые по словесной инструкции. Из-за отставания речи дети испытывают затруднения в вербальном программировании предстоящих действий, которые усиливаются эмоциональной неустойчивостью, импульсивным поведением, отвлекаемостью, низким уровнем самоконтроля. Характерной особенностью является несформированность тонкой моторики кисти, поэтому дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, заплетать косички. Известно, что сфомированность моторики кисти и пальцев влияет на развитие речи и мышления ребенка.
Дети достаточно легко осваивают простые упражнения, не связанные со сложной координацией. Своеобразие психомоторного развития детей с ЗПР состоит главным образом в слабости регуляции сложнокоординационных двигательных действий, требующих активного участия психических функций: избирательности и устойчивости внимания, селективности восприятия сенсорной информации, зрительно-двигательного, слуходвигательного, слухозрительного взаимодействия, реагирующей, ориентационной, кинестетической способности, воображения, запоминания, антиципации, управления эмоциями и поведением и т.п. Это означает, что координационные способности детей с ЗПР регулируются психическими функциями, которые отстают в развитии.
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
Ребенок обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастным нормативам.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Самостоятельно организовывает подвижные игры (в разных вариантах).
Умеет прыгать на мягкое покрытие с высоты, мягко приземляться прыгать в длину с места на расстояние не менее 120 см, с разбега - 150 см; прыгать через короткую и длинную скакалку.
Умеет перебрасывать набивные мячи весом 1 кг, метать мяч и предметы на расстояние не менее 10 м., владеть «школой мяча».
Владеет элементами спортивных игр и умеет организовать спортивные игры по облегченным правилам: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол
Имеет представления о ЗОЖ (о некоторых особенностях строения и функционирования организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности, о полезных и вредных привычках и др.); о поведении во время болезни.
Владеет основными культурно-гигиеническими навыками (быстро и правильно умывается, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет уши, причесывается, правильно пользуется носовым платком, следит за своим внешним видом, самостоятельно одевается и раздевается, следит за чистотой одежды и обуви и т.п.). Выполняет правила культуры еды.
Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях, и при напоминании, выполняет эти правила.
Имеет представления о способах обращения за помощью в опасных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи.
Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; оказывает элементарную помощь.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Структура физкультурного занятия
В каждой возрастной группе физкультура проводится 2 раза в неделю в спортивном зале. Различные формы и методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитию координации движений, пространственной ориентации и укреплению их физического и психического здоровья.
Продолжительность занятия по физической культуре:
30 мин. - подготовительная к школе группа
Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.
Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.
Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.
Структура оздоровительно-игрового часа на свежем воздухе
Третье физкультурное занятие проводится на улице в форме оздоровительно- игрового часа, которое направлено на удовлетворение потребности ребенка в движении, оздоровление посредством пребывания на свежем воздухе в сочетании с физической нагрузкой, организуемое в игровой форме. При составлении конспектов оздоровительно- игрового часа учитывается сезонность: повышение двигательной активности в весенне - летний период и ее снижение в осенне - зимний период.
Оздоровительная разминка (различные виды ходьбы, бега, прыжков; имитационные движения; упражнения для профилактики плоскостопия и осанки)
Формы организации двигательной деятельности
Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:
— традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер),
— тренировочная (повторение и закрепление определенного материала),
— игровая (подвижные игры, игры-эстафеты),
— сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений),
— с использованием тренажеров (спортивная перекладина, гимнастическая стенка, гимнастическая скамья, батут, и т.п.),
— по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, тренажеры, скакалки).
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой. Для полной реализации программы укрепляется материально-техническая и учебно-спортивная базу, проводится спортивные соревнования.
2.1 Содержание образовательной деятельности для детей 6-7 лет
с задержкой психического развития
Содержанием занятий являются:
основные движения: ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье;
коррекционно-развивающие подвижные игры;
танцевальные упражнения;
общеразвивающие упражнения как средство формирования базовых координационных способностей, развития двигательных качеств;
дыхательная гимнастика;
релаксационные упражнения.
Ходьба и бег.
В этом возрасте занимают до 80% всех движений. На занятиях обучают обычной ходьбе, ходьбе на носках, на внешней стороне стопы, приставными и скрестными шагами, в приседе, перекатом с пятки на носок; бегу в переменном темпе, с подскоками, «змейкой», с изменением направления, с предметами в руках, с препятствиями, остановками, врассыпную, парами.
Типичные ошибки при ходьбе: плохая координация рук и ног (иногда асимметрия), слабое отталкивание и шарканье ногами, неустойчивость и неравномерность темпа, нарушение осанки (голова и плечи опущены), неуверенность при смене направления и ритма.
Типичные ошибки при беге: мелкий, семенящий шаг, часто на полусогнутых ногах, ( несогласованность движений рук и ног, недостаточная амплитуда, нечеткий ритм беговых шагов, слабое отталкивание и вынос бедра, боковые колебания туловища, дополнительные движения головой, закрепощенность в быстром беге, неумение согласовывать свои действия с действиями других, наталкивание, запаздывание на сигнал педагога, быстрая утомляемость.
Коррекционно-развивающая направленность упражнений в ходьбе и беге:
коррекция техники движений рук (амплитуды, темпа);
коррекция согласованности ходьбы и бега с дыханием;
развитие чувства ритма;
развитие ориентировки в пространстве;
развитие быстроты реакции;
развитие скоростно-силовых качеств;
укрепление свода стопы;
укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
коррекция осанки;
коррекция расслабления.
Прыжки.
Развивают координацию движений, силу мышц ног и туловища.. В 6-7 лет дети прыгают в длину с места, выполняют ритмичные подскоки на одной ноге вперед, назад, вправо, влево, с предметами, разным положением рук, хлопками; в 6 лет - прыгают в длину и высоту с разбега, через скакалку, запрыгивают на предметы, спрыгивают на точность (в обруч).
Типичные ошибки при прыжках у 6-7-летних - слабое подседание при прыжках в длину с места, неодновременное отталкивание, прямые ноги в полете, малая траектория, жесткое приземление, часто с потерей равновесия; в прыжках с разбега - дискоординация движений рук и ног, отсутствие или несогласованность маха руками вверх при отталкивании, неполное разгибание толчковой ноги в коленном суставе, иногда неумение оттолкнуться одной ногой; в прыжках со скакалкой - много лишних движений, несогласованность вращения скакалки с движениями ног, особенно у мальчиков.
Коррекционно-развивающая направленность упражнений в прыжках:
развитие силы мышц-разгибателей ног, туловища;
коррекция и развитие координации движений всех звеньев тела;
развитие дифференцировки усилий, расстояния;
укрепление мышечно-связочного аппарата стопы;
развитие подвижности всех суставов;
развитие скоростно-силовых качеств;
коррекция и развитие равновесия.
Метание.
Метание - сложное по координации упражнение, развивает ловкость, глазомер, укрепляет мышцы ног, туловища, рук и плечевого пояса, развивает тонкую моторику, подвижность в суставах, кинестетические ощущения. В процессе обучения используется мелкий инвентарь: от больших пляжных мячей до маленьких шариков, различных по весу, объему, цвету, дротики на липучках, мешочки с песком, серсо, при занятиях на улице - шишки, желуди, снежки, тарелочки.
В 6-7 лет - метание на дальность, в горизонтальную и вертикальную цель, «школа мяча» у стены, игры с мячом, переходные к спортивным.
Дети с ЗПР долго и не все осваивают технику метания.
Типичные ошибки: неправильное исходное положение, отсутствие широкого замаха, рука в момент выброса не разгибается полностью, перенос веса тела на сзади стоящую ногу, нарушение траектории полета (как правило, вперед-вниз, чаще у девочек), отсутствие слитности движения.
Коррекционно-развивающая направленность упражнений в метании, бросании и ловле мяча:
развитие способности дифференцировать усилие и расстояние;
развитие ручной ловкости;
развитие координации движений рук, глазомера, зрительного слежения;
развитие ориентировки в пространстве и схеме тела;
развитие мелкой моторики;
развитие концентрации внимания, быстроты реакции;
развитие согласованности движений рук, ног и туловища;
развитие подвижности в суставах;
развитие умения анализировать и контролировать собственные действия.
Ползание и лазанье.
Укрепляют крупные мышцы туловища, рук, ног, развивают ловкость, силу, гибкость позвоночника, точность перемещения, смелость. Для ползания и лазанья используют гимнастические скамейки, наклонные приставные доски и лестницы, поролоновые модули, горку, канат, веревочную лестницу. Инвентарь используется отдельно или в комплексе, например: гимнастическая стенка, канат и т.д.
Коррекционно-развивающая направленность упражнений:
развитие координации всех звеньев тела;
развитие согласованности движений;
развитие ловкости, смелости, преодоление страха;
развитие равновесия;
профилактика плоскостопия;
развитие способности дифференцировать усилие.
Общеразвивающие упражнения.
ОРУ для детей с ЗПР имеют многофункциональное значение, они формируют культуру движений, осанку, развивают равновесие, координацию, выразительность, точность, согласованность движений по темпу и амплитуде, ориентировку в схеме тела, подвижность в суставах, расслабление. Упражнения выполняются без предметов и с мелким инвентарем - мячами, ленточками, флажками, кубиками, кеглями, гимнастическими палками, мягкими игрушками, обручами. Общеразвивающие упражнения не только расширяют двигательный диапазон дошкольников, но и развивают психические процессы: внимание, двигательную, зрительную, слуховую память, эмоции, образное мышление, воображение, дисциплинируют поведение.
Коррекционно-развивающая направленность общеразвивающих упражнений:
коррекция осанки, плоскостопия:
развитие и коррекция основных движений;
развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей;
развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения;
развитие эмоциональной сферы;
развитие нервно-мышечной, сенсорной, дыхательной систем.
Подвижные игры.
Подвижные игры удовлетворяют естественную потребность детей в движении, общении, эмоциональном насыщении и имеют огромное воспитательно-образовательное значение, позволяя решать коррекционные задачи физического и психического развития детей с ЗПР. Подвижные игры состоят из простых или уже изученных упражнений: ходьбы, бега, прыжков и метания, лазанья и перелезания, предметных действий. Они могут быть сюжетными, имитационными, театрализованными, в виде эстафеты, полосы препятствий.
Одна из особенностей задержки психического развития - несформированность у детей игровой деятельности, отсутствие интереса к игре, робость, стеснительность, а чаще гиперактивность, дефекты речи, нежелание действовать в команде. В связи с этим игровая деятельность строится постепенно. Ритм стихов помогает подчинить движения определенному темпу, сила голоса определяет амплитуду и выразительность движений.
Перспективное планирование работы
по направлению физическая культура
для ...
Задачи работы:
Добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений.
Закреплять умения в анализе движений (самоконтроль, самооценка, контроль и оценка движений других детей, элементарное планирование).
Закреплять умение в самостоятельной организации игр и упражнений со сверстниками и малышами.
Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
Закреплять правила и двигательные умения в спортивных играх и упражнениях.
Целенаправленно развивать ловкость движений
| Ходьба и бег | Равновесие | Прыжки | Ползание и лазанье | Катание, бросание, метание |
сентябрь | -Упражнять в ходьбе с разным положением рук; на пятках, на носках -Упражнять в беге с высоким подниманием колена; на носках; | -Упражнять в умении ходить приставным шагом по скамейке -Учить ходить по скамейке, приседая на одну ногу | -Упражнять в прыжках разными способами в чередовании с ходьбой; с поворотом кругом -Упражнять прыгать через длинную скакалку | -Учить ползать на животе, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами -Учить лазать по гимнастической стенке с изменением темпа | -Учить метать в горизонтальную цель -Упражнять в перебрасывании мяча из одной руки в другую |
октябрь | -Упражнять в ходьбе на наружных сторонах стоп; приставным шагом -Упражнять в беге в разных направлениях; с сильным сгибанием ног назад; мелким и широким шагом | -Упражнять ходить по скамейке, приседая на одну ногу -Учить кружиться с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением различных фигур) | -Учить прыгать с зажатым между ног мешочком -Упражнять в прыжках разными способами в чередовании с ходьбой | -Упражнять в умении подлезать под дугу несколькими способами -Упражнять лазать по гимнастической стенке с изменением темпа | -Упражнять в метание предметов на дальность -Учить перебрасывать мяч через сетку |
ноябрь | -Развивать умение ходить приставным шагом вперед и назад -Учить бегать с различными заданиями -Упражнять в беге в чередовании с ходьбой | -Учить ходить по гимнастической скамейке с прокатыванием перед собой мяча -Учить кружиться с закрытыми глазами | -Учить прыгать с зажатым между ног мешочком -Учить прыгать через набивные мячи последовательно | -Упражнять в умении перелезать с одного пролета на другой (по диагонали) | -Продолжать учить бросать и ловить мяч двумя руками -Упражнять в метание предметов на дальность |
декабрь | -Упражнять в ходьбе приставным шагом вперед и назад -Упражнять в беге в разными заданиями; с сильным сгибанием ног назад | -Учить ходить по скамейке с приседанием и поворотом кругом -Упражнять ходить по скамейке, приседая на одну ногу | -Учить прыгать через набивные мячи последовательно; вверх из глубоко приседа -Учить прыгать на мягкое покрытие с разбега | -Учить ползать по скамейке на спине с подтягиванием руками и отталкиванием ногами -Упражнять в умении подлезать под дугу несколькими способами | -Упражнять в метании предметов на дальность левой и правой рукой -Учить бросать и ловить мяч одной рукой |
январь | -Учить ходить с поворотом; приставным шагом вперед и назад -Учить бегать, выбрасывая прямые ноги вперед; со сменой ведущего | -Учить ходить по скамейке с остановкой и перешагиванием через предмет; в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз | -Учить прыгать в длину с места; на одной ноге вправо, влево; на мягкое покрытие с разбега -Упражнять в прыжках вверх из глубоко приседа; | -Учить лазать по гимнастической стенке с использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног | -Упражнять в умении бросать и ловить мяч одной и двумя руками -Упражнять в перебрасывание мяча через сетку |
февраль | -Упражнять в ходьбе на наружных сторонах стоп; на носках; -Упражнять в непрерывном беге | -Упражнять в ходьбе по скамейке боком приставным шагом; ходить по скамейке, приседая на одну ногу | -Учить подпрыгивать на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперед; прыгать в длину с места | -Упражнять в умении подлезать под дугу несколькими способами -Учить лазать по гимнастической стенке | -Учить отбивать мяч в движении и на месте -Учить метать в цель из положения стоя на коленях |
март | -Упражнять в ходьбе с разным положением рук; с высоким подниманием колена; в полуприседе; в непрерывном беге | -Учить ходить по скамейке, поднимая прямую ногу и делать под ней хлопок; кружиться с закрытыми глазами | -Учить прыгать через мячи; на одной ноге вправо, влево; прыжки на двух ногах на скамейке с продвижением вперед | -Упражнять в подлезании в обруч разными способами -Учить ползать по скамейке на спине | -Учить метать в цель из разных исходных положений -Учить бросать мяч вверх, с хлопком и поворотом |
апрель | -Упражнять в ходьбе с изменением направления; приставным шагом -Учить бегать с прыжком | -Совершенствовать умения и навыки ходьбы с мешочком на голове; с приседанием и поворотом кругом | -Упражнять в прыжках вверх из глубоко приседа -Упражнять прыгать с разбега | -Упражнять в умении подлезать под дугу несколькими способами; лазать по гимнастической стенке с изменением темпа | -Упражнять в умении бросать и ловить мяч одной и двумя руками -Учить ведению мяча в разных направлениях |
май | -Учить в ходьбе с выбрасыванием ног вперед; в полуприседе; -Упражнять в беге на скорость; | -Закреплять умения и навыки в ходьбе по наклонной доске; по скамейке с переступанием | -Учить прыгать через большой обруч -Упражнять прыгать через скакалку | -Учить ползать по скамейке на спине; подлезать под дугу несколькими способами | -Учить метать в движущуюся цель -Учить отбивать мяч в движении |
2.2 Содержание образовательной деятельности для детей 4-5 лет
с ОВЗ
Ходьба.
Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходьба в колонне по одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук); ходьба в чередовании с бегом, прыжками, изменением направления, темпа, со сменой направляющего.
Упражнения в равновесии.
Ходьба между линиями (расстояние 10–15 см), по линии, по веревке (диаметр 1,5–3 см), по доске, гимнастической скамейке, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны). Ходьба по ребристой доске, ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15–20 см, высота 30–35 см). Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой на 20–25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через 5–6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положениями рук. Кружение в обе стороны (руки на поясе).
Бег.
Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1–1,5 минуты. Бег на расстояние 40–60 м со средней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5–6 секунд; к концу года).
Ползание, лазанье.
Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево).
Прыжки.
Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2–3 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 2–3 м), с поворотом кругом. Прыжки: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге (на правой и левой поочередно). Прыжки через линию, поочередно через 4–5 линий, расстояние между которыми 40–50 см. Прыжки через 2–3 предмета (поочередно через каждый) высотой 5–10 см. Прыжки с высоты 20–25 см, в длину с места (не менее 70 см). Прыжки с короткой скакалкой.
Катание, бросание, ловля, метание.
Прокатывание мячей, обручей друг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния 2 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3–4 раза подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3,5–6,5 м), в горизонтальную цель (с расстояния 2–2,5 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5–2 м.
Групповые упражнения с переходами.
Построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, по три; равнение по ориентирам; повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.
Ритмическая гимнастика.
Выполнение знакомых, разученных ранее упражнений и цикличных движений под музыку.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно, поочередно), отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову, разводить их в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе. Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения (сидя и стоя на коленях); перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой); сидя приподнимать обе ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на носок; выполнять притопы; полуприседания (4–5 раз подряд); приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны. Поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке или по канату, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног.
Статические упражнения.
Сохранять равновесие в разных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5–7 секунд).
Спортивные упражнения
Катание на санках.
Скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее, подниматься с санками на гору.
Скольжение.
Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
Ходьба на лыжах.
Передвигаться на лыжах по лыжне скользящим шагом. Выполнять повороты на месте (направо и налево) переступанием. Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой (прямо и наискось). Проходить на лыжах до 500 м.
Игры на лыжах.
«Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучше», «Воротца».
Катание на велосипеде.
Кататься на трехколесном и двухколесном велосипедах по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо и налево.
Плавание.
Выполнять движения ногами вверх и вниз, сидя в воде. Приседая, погружаться в воду до уровня подбородка, глаз. Опускать в воду лицо, дуть на воду, погружаться в нее с головой. Пытаться плавать произвольным способом.
Игры на воде.
«Цапли», «Дровосек в воде», «Карусели», «Футбол в воде», «Бегом за мячом», «Покажи пятки», «Катание на кругах».
Гидроаэробика.
Продолжать учить различным движениям в воде под музыку и без нее.
Подвижные игры
С бегом.
«Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».
С прыжками.
«Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».
С ползанием и лазаньем.
«Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята».
С бросанием и ловлей.
«Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».
На ориентировку в пространстве, на внимание.
«Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».
Народные игры.
«У медведя во бору» и др.
Перспективное планирование работы
по направлению физическая культура
для ...
Задачи работы:
Учить воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнения.
Добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движений (общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения).
Приучать оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
Соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
Побуждать к самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений.
Закреплять умения по ориентировке в пространстве.
Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества (преимущественно на основе силовых упражнений).
| Ходьба, бег | Равновесие | Прыжки | Ползание и лазанье | Катание, бросание, метание |
сентябрь | - Упражнять в ходьбе на носках; с высоким подниманием колена; на пятках - Учить бегать в колонне по двое | - Учить ходить по ребристой доске и бревну | - Учить прыгать на одной ноге - Упражнять в прыжках с места | - Упражнять в лазанье по гимнастической стенке; -Упражнять перелезать через бревно | - Учить метать предметы на дальность -Учить прокатывать обруч друг другу |
октябрь | - Упражнять в ходьбе на носках; на пятках; по прямой - в беге в колонне по два; непрерывном беге в медленном темпе | - Упражнять в ходьбе по веревке | - Упражнять в прыжках с места; -Учить прыгать на месте на двух ногах в чередовании с ходьбой | - Учить ползать на животе по гимнастической скамейке | - Учить ловить мяч двумя руками - Учить бросать и ловить мяч несколько раз подряд |
ноябрь | - Упражнять в ходьбе в разных направлениях; с выполнением заданий; - в беге в колонне по два; | - Упражнять в ходьбе по веревке; с мешочком на голове. | - Упражнять в прыжках на одной ноге; прыжки с поворотом кругом. | - Учить ползать по горизонтальной и наклонной доске -Упражнять в ползании между предметами | - Упражнять в ловле мяча -Учить отбиванию мяча об пол правой и левой рукой -Упражнять в метании предметов на дальность |
декабрь | - Упражнять в ходьбе в разных направлениях; с выполнением заданий; -Учить бегать со сменой ведущего | - Упражнять в ходьбе с мешочком на голове -Учить перешагивать через рейки лестницы, приподнятой от пола | -Учить прыгать поочередно через линии -Упражнять в умении прыгать с поворотом кругом | -Упражнять в ползании между предметами -Упражнять в ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони | - Упражнять в ловле мяча -Упражнять в отбивании мяча об пол правой и левой рукой |
январь | - Упражнять в ходьбе с выполнением заданий; -Совершенствовать умение бегать змейкой, бегать на расстояние со средней скоростью | -Учить в ходьбе по гимнастической скамейке с перешагиванием через предметы; -Учить перешагивать через рейки лестницы | -Упражнять в прыжках поочередно через линии, прыгать с высоты и в прыжках с продвижением вперед | -Упражнять в умении ползать по наклонной доске -Учить ползать змейкой | -Учить метать предметы в горизонтальную цель -Упражнять в прокатывании мяча друг другу, между предметами |
февраль | - Упражнять в ходьбе с изменением направления -Формировать умения бегать на расстояние со средней скоростью; мелким и широким шагом | -Формировать устойчивое равновесие при ходьбе по наклонной доске вверх и вниз - Упражнять в ходьбе с мешочком на голове | -Учить прыгать - ноги вместе, ноги врозь - Учить прыгать на одной ноге поочередно; с поворотом кругом | -Учить подлезать под веревку правым и левым боком -Упражнять в ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони | -Упражнять в отбивании мяча об пол правой и левой рукой -Учить метать предметы в вертикальную цель |
март | -Упражнять в ходьбе с изменением направления; на наружных сторонах стоп -Упражнять в беге со сменой ведущего | -Учить перешагиванию через набивные мячи -Упражнять в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз | -Упражнять в прыжках - ноги вместе, ноги врозь, прыгать с высоты -Учить прыгать с короткой скакалкой | -Учить лазать по гимнастической стенке (с одного пролета на другой) -Упражнять подлезать под веревку правым и левым боком | -Упражнять в бросании, отбивании мяча; перебрасывании через препятствие |
апрель | -Упражнять в ходьбе приставным шагом; с мешочком на голове -Упражнять в беге с изменением темпа | -Упражнять перешагиванию через набивные мячи, предметы с различным положением рук | -Упражнять в прыжках через предметы - Учить прыгать на одной ноге поочередно | -Учить ползать по гимнастической скамейке, подтягиваясь двумя руками и лазать по гимнастической стенке | -Упражнять в перебрасывании мяча двумя руками из-за головы; |
май | -Упражнять в ходьбе приставным шагом; на пятках -Упражнять в беге со сменой ведущего | - Упражнять в ходьбе с мешочком на голове -Упражнять в перешагивание через рейки лестницы | -Упражнять в прыжках в длину с места; с поворотом кругом | -Упражнять в ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони -Упражнять пролезать в обруч | -Упражнять в отбивании мяча об пол правой и левой рукой -Упражнять в прокатывании обручей |
2.3. Система физкультурно - оздоровительно образовательной работы в ДОУ
Цель: удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребёнка в двигательной деятельности, давать возможность ему ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом.
Содержание работы:
1. Обеспечение здорового образа жизни: щадящий режим, профилактические, оздоровительные мероприятия.
2. Создание условий для физкультурно - оздоровительной работы: планирование физкультурных занятий, разработка конспектов физ.занятий, планирование физ. мероприятий.
3. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры: проведение утренних гимнастик, бодрящих, пальчиковых, и т.д, физ. занятия в разных формах, физ. досуги, спорт. праздники, подвижные игры, спортивные игры, индивидуальная работа по развитию движений, недели здоровья.
4. Мониторинг: проведение диагностики физической подготовленности дошкольников.
5. Организация активного отдыха и самостоятельной двигательной деятельности детей: подвижные игры, самостоятельная деятельность на прогулке, в группах, динамические паузы, использование сезонных видов спорта.
6. Закаливание детского организма: проветривание помещений, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима, структуры прогулки, хождение босиком, рациональная одежда детей на прогулках, в группе, на занятиях на свежем воздухе.
7. Работа с родителями: день открытых дверей , родительские собрания, участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях детского сада, пропаганда ЗОЖ
8. Медико - педагогический контроль: проверка условий санитарно – гигиенического состояния мест проведения занятий и физкультурного оборудования, мониторинг за состоянием здоровья детей, рациональное питание
9. Работа по охране жизни и здоровья детей: создание условий для занятий, соблюдение ТБ и санитарно – гигиенических требований и норм при подготовке, проведении занятий, инструктаж.
Список литературы.
1. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей. — 2-е изд. —- М. : Просвещение, 2005.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
3. СанПиН
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
5. Физическое воспитание в детском саду. Э.Я. Степаненкова, М.: Мозаика – Синтез,
6. Физическое воспитание в детском саду. Л.Пензулаева
7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии.
20