12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кузнецова Алина Валентиновна4670
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 ФИЗИКА

по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

15.01.05 «СВАРЩИК (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ)»

 

Разработчик: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к. к.

 

1. Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 ФИЗИКА

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы технического профиля 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», составлена на основе примерной программы образовательной учебной дисциплины «Физика» (Дмитриева В. Ф. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 20 с.) с учетом требований ФГОС среднего общего образования и профиля профессионального образования.

Рабочая программа адаптирована к уровню подготовки обучающихся.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина является профильной общеобразовательной дисциплиной, реализуется на 1 и 2 курсах.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Результатом освоения программы являются достижения личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС среднего (полного) общего образования, готовности к обучению по ФГОС СПО по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» и начало формирования общих компетенций (далее ОК).

Личностные:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки;
  • физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
  • умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
  • умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

Метапредметные:

  • использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
  • умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации

Предметные:

  • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • сформированность умения решать физические задачи;
  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Достигнутые результаты являются началом формирования общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины.

Максимальная нагрузка студентов: 270 часов

В том числе:

Обязательная аудиторной нагрузка студентов: 180 часов

Самостоятельная работа студентов 90 часов.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

270

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

в том числе:

 

лабораторные работы

27

практические работы

17

практические занятия

88

контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

90

в том числе:

 

определение различных параметров

30

изучение различных объектов

6

наблюдение

6

измерение физических величин

6

подготовка доклада

42

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.08 Физика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Номер занятия

Уровень освоения

 

1

2

3

4

5

 

Введение.

Содержание учебного материала

2

     

Физика-фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод

познания, его возможности и границы применимости. Моделирование

физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе

познания природы. Физическая величина. Погрешности измерения

физических величин. Физические законы. Границы применимости

физических законов. Понятие о физической картины мира. Значение

физики для освоения профессий СПО.

2

1,2

1

 

1. Механика.

38

     

1.1. Кинематика.

13

     

1.1.1. Механическое

движение.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Механическое движение. Перемещение. Путь.

Скорость. Равномерное прямолинейное движение.

2

3,4

1

 

Самостоятельная работа: Расчёт параметров равномерного движения.

2

     

1.1.2. Прямолинейное равнопеременное движение.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение

2

5,6

1

 

Самостоятельная работа: Расчёт параметров равноускоренного движения.

2

     

Входная контрольная работа

1

7

3

 

1.1.3. Свободное падение.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Свободное падение.

2

8,9

1

 

Практическая работа № 1 «Определение параметров движения при

свободном падении тела».

1

10

2

 

1.1.4. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Движение тел, брошенного под углом к горизонту.

2

11,12

1

 

Практическая работа № 2 «Определение параметров тела, брошенного

под углом к горизонту».

1

13

2

 
    1. Движение по

окружности.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Равномерное движение по окружности.

2

14,15

1

 

Самостоятельная работа: Расчёт параметров движения по окружности.

2

     

1.2. Законы механики Ньютона

14

     

1.2.1. Законы Ньютона.

Содержание учебного материала

2

     

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Основной закон классической механики. Третий закон Ньютона.

2

16,17

1

 

1.2.2.Всемирное тяготение.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Закон всемирного тяготения. Гравитационное

поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тела.

2

18,19

1

 

Самостоятельные работы: Определение веса тела, движущегося с ускорением.

Подготовка доклада «Первые искусственные спутники Земли».

2

2

     

1.2.3. Сила упругости.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Силы в механике: сила упругости.

2

20,21

1

 

Лабораторная работа № 1 «Определение жёсткости пружины».

1

22

2

 

1.2.4.Сила трения.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Силы в механике: сила трения.

2

23,24

1

 

Лабораторная работа № 2 «Изучение особенностей силы трения (скольжения)».

1

25

2

 

1.2.5. Движение под действием нескольких сил.

Содержание учебного материала

4

     

Движение под действием нескольких сил.

2

26,27

1

 

Практическая работа № 3 «Движение под действием нескольких сил».

1

28

2

 

Лабораторная работа № 3 «Исследование движения тела под действием

постоянной силы».

1

29

2

 

1.3. Законы сохранения в механике

10

     

1.3.1. Импульс.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Закон сохранения импульса.

1

30

1

 

Лабораторная работа № 4 «Изучения закона сохранения импульса».

1

31

   

1.3.2. Реактивное

движение.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Реактивное движение.

1

32

1

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада: «Мировые достижения в освоении

космического пространства».

2

     

1.3.3. Механическая

работа.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Работа силы.

1

33

1

 

Самостоятельная работа: Определение работы силы тяжести.

2

     

1.3.4. Мощность.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Мощность.

1

34

1

 

1.3.5. Механическая

энергия.

Содержание учебного материала

2

     

Энергия. Работа потенциальных сил. Кинетическая энергия. Потенциальная

энергия.

1

35

1

 

Лабораторная работа № 5 «Сравнение работы силы с изменением

кинетической энергии тела».

1

36

2

 

Самостоятельная работа: Расчёт кинетической энергии тел.

2

     

1.3.6. Закон сохранения

механической

энергии.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Закон сохранения механической энергии.

Применение законов сохранения.

1

37

1

 

Лабораторная работа № 6 «Сохранение механической энергии при

движении тела под действием сил тяжести и упругости».

1

38

2

 

Лабораторная работа № 7 «Изучение законов сохранения на примере

удара шаров и баллистического маятника».

1

39

2

 

Самостоятельная работа: Сохранение механической энергии при движении тела под

действием сил тяжести и упругости.

2

     

Контрольная работа № 1 по разделу «Механика».

1

40

3

 

2. Молекулярная физика. Термодинамика.

24

     

2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.

8

     

2.1.1.Основы молекулярно-кинетической теории.

Содержание учебного материала

3

     

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и массы молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Сила и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел.

2

41,42

1

 

Практическая работа № 4 «Изучение агрегатных состояний вещества».

1

43

2

 

2.1.2. Идеальный газ.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Идеальный газ. Давление газа. Скорости движения

молекул и их измерение. Основное уравнение молекулярно-кинетической

теории.

1

44

1

 

2.1.3.Температура.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Температура и её измерение. Абсолютный нуль

температур. Термодинамическая шкала температуры.

1

45

1

 

2.1.4. Уравнение

состояния

идеального газа.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Уравнение состояния идеального газа.

Молярная газовая постоянная.

1

46

1

 

Самостоятельная работа: Расчёт параметров идеального газа.

2

     

2.1.5. Газовые законы.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Газовые законы.

1

47

1

 

Лабораторная работа № 8 «Проверка закона Гей-Люссака».

1

48

2

 

Самостоятельная работа: Трансформация графиков изопроцессов.

2

     

2.2. Основы термодинамики

7

     

2.2.1.Внутренняя

энергия.

Содержание учебного материала

1

     

Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы.

Внутренняя энергия идеального газа.

1

49

1

 

Самостоятельная работа: Расчёт внутренней энергии газов.

2

     

2.2.2. Первый закон

термодинамики.

Содержание учебного материала

1

     

Первое начало термодинамики. Работа и теплота как формы передачи

энергии.

1

50

1

 

2.2.3. Количество

теплоты.

Содержание учебного материала

2

     

Теплоёмкость. Удельная теплоёмкость. Уравнение теплового баланса.

1

51

1

 

Практическая работа № 5 «Изменение внутренней энергии тел в

процессе теплопередачи»

1

52

2

 

Самостоятельная работа: Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы.

2

     

2.2.4. Необратимость

тепловых процессов.

Содержание учебного материала

1

     

Второе начало термодинамики.

1

53

1

 

2.2.5.Тепловые

двигатели.

Содержание учебного материала

2

     

Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового

двигателя. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

2

54,55

1

 

Самостоятельные работы: Подготовка докладов:

«Способы уменьшения вредного воздействия тепловых двигателей»,

«Альтернативные источники энергии».

2

2

     

2.3. Свойства паров

2

     

2.3.1.Насыщенный пар.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его

свойства.. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Точка росы.

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый

пар и его использование в технике.

1

56

1

 

Лабораторная работа № 9 «Измерение влажности воздуха».

1

57

2

 

Самостоятельная работа: Измерение влажности воздуха.

2

     

2.4. Свойства жидкостей

2

     

2.4.1. Поверхностное

натяжение.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Характеристика жидкого состояния вещества.

Поверхностный слой жидкостей. Энергия поверхностного слоя. Явления

на границе жидкости с твёрдым телом. Капиллярные явления. Тепловое

расширение жидкостей.

1

58

1

 

Лабораторная работа № 11 «Изучение особенностей теплового расширения

воды».

 

Лабораторная работа № 10 «Измерение поверхностного натяжения».

1

59

2

 

Самостоятельная работа: Наблюдение капиллярных явлений.

2

     

2.5. Свойства твёрдых тел

4

     

2.5.1. Свойства

твёрдых тел.

Содержание учебного материала

2

     

Характеристика твёрдого состояния вещества. Тепловое расширение

твёрдых тел. Плавление и кристаллизация.

1

60

1

 

Лабораторная работа № 11«Наблюдение процесса кристаллизации».

 

Лабораторная работа № 12 «Изучение теплового расширения твёрдых тел».

1

61

2

 

Самостоятельная работа: Наблюдение роста кристаллов из раствора.

2

     

2.5.2. Механические

свойства твёрдых тел.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Упругие свойства твёрдых тел. Закон Гука.

Механические свойства твёрдых тел.

1

62

1

 

Лабораторная работа № 13 «Изучение деформации растяжения».

1

63

2

 

Контрольная работа № 2 по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика».

1

64

3

 

3. Электродинамика.

50

     

3.1. Электрическое поле

12

     

3.1.1.Электрический заряд.

Содержание учебного материала

2

     

Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

2

65,66

1

 

Самостоятельная работа: Наблюдение электризации тел.

2

     

3.1.2.Электрическое поле.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Электрическое поле. Напряжённость

электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

2

67,68

1

 

Практическая работа № 6 «Проводники и диэлектрики в электрическом

поле». Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.

Проводники в электрическом поле.

1

69

2

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Электростатическая защита электроприборов».

2

     

3.1.3. Работа

электрического

поля.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Работа сил электростатического поля. Потенциал.

2

70,71

1

 

3.1.4. Напряжение.

Содержание учебного материала

1

     

Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряжённостью и разностью потенциалов электрического поля.

1

72

1

 

Самостоятельная работа: Определение связи между напряжённостью и напряжением.

2

     

3.1.5. Электроёмкость.

Содержание учебного материала

2

     

Электрическая ёмкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в

батарею.

2

73,74

1

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Применение конденсаторов».

2

     

3.1.6. Энергия

электрического поля.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Энергия заряженного конденсатора. Энергия

электрического поля.

2

75,76

2

 

3.2. Законы постоянного тока

11

     

3.2.1.Электрический

ток.

Содержание учебного материала

4

     

Практическое занятие: Условия, необходимые для возникновения

электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка

цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала,

длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость

электрического сопротивления проводников от температуры.

2

77,78

1

 

Лабораторная работа № 14 «Изучение закона Ома для полной цепи».

1

79

2

 

Лабораторная работа 15 «Определение температуры нити лампы

накаливания».

1

80

2

 

Самостоятельная работа: Расчёт параметров электрической цепи.

2

     

3.2.2. Соединение

проводников.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Соединение проводников.

1

81

1

 

Лабораторная работа 16 «Изучение закона Ома для участка цепи,

последовательного и параллельного соединения проводников».

1

82

2

 

Самостоятельная работа: Расчёт смешанного соединения проводников.

2

     

3.2.3. Тепловое

действие

электрического тока.

Содержание учебного материала

2

     

Практическая работа № 7 «Тепловое действие тока».

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

1

83

2

 

Лабораторная работа № 17 «Определение коэффициента полезного действия электрочайника»

1

84

2

 

Самостоятельная работа: Определение работы тока с помощью электросчётчика.

2

     

3.2.4. Электро-

движущая сила.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома

для полной цепи. Соединение источников электрической энергии в батарею.

2

85,86

1

 

Лабораторная работа № 18 «Измерение ЭДС и внутреннего

сопротивления источника напряжения».

1

87

2

 

Самостоятельная работа: Определение ЭДС аккумуляторов.

2

     

3.3. Электрический ток в полупроводниках

3

     

3.3.1. Полупроводники.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Собственная проводимость полупроводников.

2

88,89

1

 

Практическая работа № 8 «Полупроводниковые приборы».

1

90

2

 

Итого за 1 курс аудиторных часов - 90

 

2 курс

 

3.4. Электрический ток в различных средах

7

     

3.4.1. Электрический ток

в вакууме.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Электрический ток в вакууме.

2

1,2/ 91,92

1

 

3.4.1. Электрический ток

в газах.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Электрический ток в газах.

2

3,4/ 93,94

1

 

Самостоятельные работы: Подготовка докладов «Применение различных типов газового разряда».

«Люминесцентные лампы».

2

2

     

3.4.1. Электрический ток

в жидкостях.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Электрический ток в жидкостях.

2

5,6/ 95,96

1

 

Практическая работа № 9 «Электрический ток в различных средах»

1

7/ 97

2

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Применение электролиза в технике».

2

     

3.5. Магнитное поле

8

     

3.5.1. Магнитное поле.

Содержание учебного материала

3

     

Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на

прямолинейный проводник с током. Закон Ампера.

Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению

проводника с током в магнитном поле.

2

8,9/ 98,99

1

 

Лабораторная работа № 19«Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1

10/ 100

2

 

3.5.2.Взаимодействие

токов.

Содержание учебного материала

3

     

Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению

проводника с током в магнитном поле.

2

11,12/101,102

1

 

Практическая работа № 10 «Магнитные свойства вещества».

1

13/ 103

2

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Применение электродвигателей».

2

     

3.5.3.Движение

зарядов в магнитном

поле.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Действие магнитного поля на движущийся

заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители

заряженных частиц.

2

14,15/

104,105

1

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Ускорители заряженных частиц».

2

     

3.6. Электромагнитная индукция

8

     

3.6.1. Электромагнитная

индукция.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Электромагнитная индукция.

1

16/106

1

 

Лабораторная работа № 20 «Изучение явления электромагнитной

индукции»

1

17/107

2

 

3.6.2. Вихревое

электрическое поле.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Вихревое электрическое поле.

2

18,19/108,109

1

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Изучение явления электромагнитной

индукции».

2

     

3.6.3. Самоиндукция.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Самоиндукция.

2

20,21/110,111

1

 

3.6.4. Энергия

магнитного поля.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Энергия магнитного поля.

2

22,23/112,113

1

 

Контрольная работа № 3 по разделу «Электродинамика».

1

24/114

3

 

4. Колебания и волны

30

     

4.1. Механические колебания

5

     

4.1.1. Механические

колебания.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Колебательное движение.

Гармонические колебания. Свободные механические колебания.

Линейные механические колебательные системы. Превращение

энергии при колебательном движении. Свободные затухающие

механические колебания.

2

25,26/115,116

1

 

Лабораторная работа № 20 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити».

1

27/117

2

 

4.1.2. Вынужденные

колебания.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Вынужденные механические колебания. Резонанс.

2

28,29/118,119

1

 

4.2. Упругие волны

5

     

4.2.1. Механические

волны.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Поперечные и продольные волны. Характеристики

волны. Уравнение плоской бегущей волны.

2

30,31/120,121

1

 

Самостоятельная работа: Определение параметров механической волны.

2

     

4.2.2. Волновые свойства..

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Интерференция волн. Понятие о дифракции волн.

1

32/122

1

 

4.2.3. Звук.

Содержание учебного материала

2

     

Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

2

33,34/123,124

1

 

4.3. Электромагнитные колебания

14

     

4.3.1. Электромагнитные

колебания.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Свободные электромагнитные колебания.

Превращения энергии в колебательном контуре. Затухающие

электромагнитные колебания.

2

35,36/125,126

1

 

4.3.2. Переменный ток.

Содержание учебного материала

3

     

Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные

электрические колебания. Переменный ток.

2

37,38/127,128

1

 

Практическая работа № 11 «Цепи переменного тока».

1

39/129

2

 

4.3.3. Параметры цепей

переменного тока.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Ёмкостное и индуктивное сопротивления

переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока.

Работа и мощность переменного тока.

1

40/130

1

 

Лабораторная работа № 21 «Индуктивные и ёмкостное сопротивления в

цепи переменного тока».

1

41/131

   

4.3.4. Электрический

резонанс.

Содержание учебного материала

2

     

Электрический резонанс

2

42,43/132,133

2

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Применение резонанса в радиотехнике».

2

     

4.3.5. Генератор

переменного тока.

Содержание учебного материала

2

     

Генератор переменного тока. Генераторы тока. Токи высокой частоты.

2

44,45/134,135

1

 

4.3.6. Трансформатор.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Трансформаторы.

2

46,47/136,137

1

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Применение трансформаторов».

2

     

4.3.7. Получение,

передача и

распределение

электроэнергии

Содержание учебного материала

1

     

Практическая работа № 12 «Получение, передача и распределение

электроэнергии».

1

48/138

1

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Проблемы энергосбережения».

2

     

4.4. Электромагнитные волны

6

     

4.4.1. Электромагнитные

волны.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Электромагнитное поле как особый вид

материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый

колебательный контур.

2

49,50/139,140

1

 

4.4.2. Изобретение радио.

Содержание учебного материала

2

     

Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи.

1

51/141

1

 

Практическая работа № 13 «Принципы радиосвязи».

1

52/142

2

 

4.4.3. Применение

радиоволн.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Применение электромагнитных волн.

1

53/143

1

 

Практическая работа № 14 «Распространение радиоволн».

1

54/144

2

 

5. Оптика

14

     

5.1. Природа света

6

     

5.1.1. Законы

распространения света.

Содержание учебного материала

4

     

Практическое занятие: Скорость распространения света. Законы

отражения и преломления света. Полное отражение.

2

55,56/145,146

1

 

Лабораторная работа № 22«Наблюдение отражения света».

Лабораторная работа № 23 «Измерение показателя преломления стекла».

1

1

57/147

58/148

2

2

 

5.1.2. Оптические

приборы.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Линзы. Глаз как оптическая система.

Оптические приборы.

1

59/149

1

 

Лабораторная работа № 24 «Изучение изображения предметов в тонкой

линзе».

1

60/150

2

 

5.2. Волновые свойства света

7

     

5.2.1. Дисперсия света.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Дисперсия света. Виды спектров. Спектры

испускания. Спектры поглощения.

1

61/151

1

 

5.2.2. Интерференция

света.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Интерференция света. Когерентность световых

лучей. Интерференция в тонких плёнках. Полосы равной толщины. Кольца

Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.

1

62/152

1

 

Самостоятельная работа: Изучение интерференции.

2

     

5.2.3. Дифракция света.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Дифракция света. Дифракция на щели в

параллельных лучах. Дифракционная решётка. Понятие о голографии.

2

63,64/153,154

1

 

Лабораторная работа № 25 «Изучение интерференции и дифракции света».

1

65/155

2

 

5.2.4. Поляризация

света.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Поляризация поперечных волн. Поляризация света.

Двойное лучепреломление. Поляроиды

1

66/156

1

 

5.3.5. Шкала

электромагнитных

колебаний.

Содержание учебного материала

1

     

Практическая работа № 15 «Шкала электромагнитных

излучений». Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские

лучи. Их природа и свойства.

1

67/157

2

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Воздействие электромагнитных излучений

на живую природу».

2

     

Контрольная работа № 4 по разделам «Колебания и волны» и «Оптика».

1

68/158

3

 

6. Элементы квантовой физики.

14

     

6.1. Квантовая оптика.

3

     

6.1.1.Гипотеза Планка.

Содержание учебного материала

1

     

Квантовая гипотеза Планка.

1

69/159

1

 

6.1.2. Фотоэффект.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект.

Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

2

70,71/160,161

1

 

Самостоятельные работы: Изучение биографии А. Эйнштейна.

Подготовка доклада «Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта».

Подготовка доклада «Волновые свойства частиц».

2

2

2

     

6.2. Физика атома.

3

     

6.2.1. Строение атома.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Развитие взглядов на строение вещества.

Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома.

Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые

Генераторы.

2

72,73/162,163

1

 

Лабораторная работа № 26 «Градуировка спектроскопа и определение

длины волны спектральных линий».

1

74/164

2

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Различные типы лазеров и их применение».

2

     

6.3. Физика атомного ядра.

8

     

6.3.1. Радиоактивность.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Естественная радиоактивность. Закон

радиоактивного распада.

1

75/165

1

 

Практическая работа № 16 «Способы наблюдения и регистрации

заряженных частиц». Эффект Вавилова-Черенкова.

1

76/166

2

 

6.3.2.Строение

атомного ядра.

Содержание учебного материала

3

     

Практическое занятие: Строение атомного ядра. Дефект массы,

энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции.

Искусственная радиоактивность. Деление тяжёлых ядер. Цепная ядерная

реакция.

2

77,78/167,168

1

 

Лабораторная работа № 27 «Изучение треков заряженных частиц».

1

79/169

2

 

6.3.3.Ядерная

энергетика.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор.

Получение радиоактивных изотопов и их использование.

1

80/170

1

 

6.3.4. Ионизирующие

излучения.

Содержание учебного материала

1

     

Биологическое действие радиоактивных излучений.

1

81/171

   

Самостоятельная работа: Изучение требований радиационной безопасности.

2

     

6.3.5. Элементарные

частицы.

Содержание учебного материала

1

     

Элементарные частицы.

1

82/182

1

 

7. Эволюция Вселенной.

8

     

7.1. Эволюция звёзд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.

5

     

7.1.1.Солнечная система.

Содержание учебного материала

2

     

Происхождение Солнечной системы.

1

83/173

1

 

Практическая работа № 17 «Сравнительная характеристика планет».

1

84/174

2

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Малые тела Солнечной системы».

2

     

7.1.2.Солнце.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Солнце. Солнечно-земные связи.

1

85/175

1

 

7.1.3.Звёзды.

Содержание учебного материала

2

     

Практическое занятие: Термоядерный синтез. Проблема термоядерной

энергетики. Энергия Солнца и звёзд. Эволюция звёзд.

2

86,87/176,177

1

 

7.2. Строение и эволюция Вселенной.

3

     

7.2.1.Галактика.

Содержание учебного материала

1

     

Практическое занятие: Наша звёздная система - Галактика.

1

88/178

1

 

7.2.2. Вселенная.

Содержание учебного материала

2

     

Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии.

Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и

происхождение галактик.

2

89,90/179,180

1

 

Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Возможные сценарии эволюции Вселенной».

2

     

Итого максимальной нагрузки /аудиторных часов:

270/180

   

Экзамен по дисциплине проводится за счет часов на промежуточную аттестацию

     

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете физики (2.1.).

Оборудование учебного кабинета:

набор ученической мебели на 30 посадочных мест;

учебная (магнитная) доска.

Оборудование для демонстрационного и лабораторного эксперимента:

Оборудование общего назначения

Щит для электроснабжения;

Штативы;

Лотки для хранения оборудования;

Кадоскоп;

Экран;

Столик подъёмный;

Лампа накаливания;

Источник постоянного напряжения 4 В;

Выпрямитель ВУП-2;

Провода соединительные;

Удлинитель электрический;

Усилитель низкой частоты;

Громкоговоритель на подставке;

Оборудование по разделам программы

Механика

Динамометры лабораторные;

Набор грузов по механике;

Желоб прямой;

Весы учебные с гирями;

Трибометры лабораторные;

Камертон;

Волновая машина;

Шарики на нитях;

Метроном;

Молекулярная физика. Термодинамика

Термометры лабораторные;

Модель деформации растяжения;

Модель деформации сдвига;

Набор для исследования изопроцессов в газах;

Модель кристаллической решётки;

Модель двигателя внутреннего сгорания;

Психрометр;

Модель броуновского движения;

Стаканы химические;

Пробирки;

Пипетки;

Шнуры резиновые;

Электродинамика

Амперметры лабораторные;

Вольтметры лабораторные;

Катушка – моток;

Ключи замыкания тока;

Набор прямых и дугообразных магнитов;

Миллиамперметры;

Набор по электролизу;

Резисторы проволочные;

Реохорды;

Набор полупроводников;

Реостаты ползунковые;

Электроосветители с колпачками;

Электромагнит разборный;

Батарея конденсаторов;

Электроннолучевая трубка:

Комплект для исследования принципов радиопередачи и радиоприема;

Электродвигатель;

Трансформатор разборный;

Регулятор напряжения РПШ;

Осциллограф лабораторный;

Электрометры с принадлежностями;

Штативы изолирующие;

Конденсатор разборный;

Высоковольтный генератор «Разряд - 1»;

Гальванометр чувствительный;

Гальванометр демонстрационный;

Стрелки магнитные на штативах;

Прибор для изучения правила Ленца;

Фонарь проекционный;

Набор линз и зеркал;

Дифракционные решетки с держателями;

Экраны с щелью;

Набор по поляризации света;

Набор светофильтров;

Пластины стеклянные;

Призма стеклянная;

Строение атома и квантовая физика

Камера Вильсона;

Счётчик Гейгера;

Фотоэлемент вакуумный;

Фотоэлемент полупроводниковый;

Солнечная батарея;

Набор спектральных трубок с источником питания;

Эволюция Вселенной

Глобус Луны;

Модель небесной сферы;

Модель Солнечной системы.

Комплекты пособий

Комплекты пособий для выполнения лабораторных практикумов по физике (CD)

Сборники тестовых заданий по физике(CD)

Печатные пособия:

Тематические таблицы по физике.

Портреты выдающихся ученых

 

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

  1. Л. Э. Генденштейн Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. – М.: Мнемозина, 2013. – 448с.
  2. Л. Э. Генденштейн Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. – М.: Мнемозина, 2013. – 367с.
  3. Л. Э. Генденштейн Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев; под ред. Л. Э. Генденштейна. – М.: Мнемозина, 2013. – 127с.
  4. Л. Э. Генденштейн Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев; под ред. Л. Э. Генденштейна. – М.: Мнемозина, 2013. – 96с.

Дополнительные источники:

  1. Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профильный уровни/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой.- 21 изд. - М.: Просвещение, 2012. – 366с.
  2. Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профильный уровни/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. Н. А. Парфентьевой.- 21 изд. - М.: Просвещение, 2012. – 299с.
  3. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2013. – 188с.
  4. Комплекты пособий для выполнения лабораторных практикумов по физике (CD)
  5. Сборники тестовых заданий по физике(CD)

Интернет-источники:

http://www.sfiz.ru/index.php - образовательный сайт

http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 - сайт преподавателя

3.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Преподаватель: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель

Образование высшее, в 1990 году закончила Уральский государственный университет

Специальность: «Астрономо – геодезия»

Квалификация: астрономо – геодезист. Преподаватель физики и астрономии

Квалификационная категория: первая.

4. Особенности реализации программы, контроль и оценка результатов освоения дисциплины ФИЗИКА Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических, лабораторных и контрольных работ, а также в ходе выполнения обучающимися самостоятельной работы.

Базовые компетенции

Общие компетенции (формируемые)

Результаты обучения

Способы достижения средствами учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Эмоциольно-психологические

ОК 1.

Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес

1. Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.

Включение обучающихся в алгоритмы деятельности от постановки цели до оценки результатов.

Самостоятельные работы «Наблюдение электризации», «Наблюдение капиллярных явлений».

2. Сформированность

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Открытая система оценки
образовательных достижений как личностный ориентир;
запрос и предъявление учебной информации.

Контрольные работы

№№ 1 – 4

3. Системы значимых

социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок.

Вариативность образовательной деятельности по уровням сложности, по способам учебной
деятельности как показатель достижений.

Практические работы №№ 1- 17, лабораторные работы №№ 1- 27, контрольные работы №№ 1 – 4

4. Личностные и

гражданские позиции

деятельности.

Актуализация информации о достижениях нашей страны.

Самостоятельная работа «Первые искусственные спутники Земли».

5. Экологическая культура.

Актуализация информации о влиянии достижений науки и техники на природу, способах уменьшения вредного воздействия на окружающую среду.

Самостоятельные работы: «Способы уменьшения вредного воздействия тепловых двигателей», «Альтернативные источники энергии», «Радиационная безопасность», «Воздействие электромагнитных излучений на живую природу», «Проблемы энергосбережения».

Самосовершенствования

6. Способность ставить цели и строить жизненные планы.

Запрос элемента «само» в алгоритм учебных действий: самоорганизация, самоконтроль, самооценка.

Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов.

Эмоционально-психологические

7. Способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Актуализация информации о роли сотрудничества России и других стран в освоении космического пространства.

Самостоятельная работа «Мировые достижения в освоении космического пространства».

метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Регулятивные

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных

руководителем.

1. Регулятивные универсальные учебные действия (УУД):

- самоорганизация учебной

деятельности.

Запрос элемента «само» в алгоритм учебных действий: самоорганизация, самоконтроль, самооценка.

Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов.

Социальные

ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач.

2. Коммуникативные УУД:

- обобщение;

- классификация;

Актуализация учебно-информационных умений работать с письменными текстами; учебно-логических умений обобщать и классифицировать.

Практические работы

№№ 1 – 16, самостоятельные работы на извлечение информации из различных источников, систематизацию, обобщение

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- работа с информацией;

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной,

передача содержания
информации адекватно поставленной цели,
перевод информации из одной
знаковой системы в другую.

Практические работы

№№ 1 – 17, самостоятельные работы на извлечение информации из различных источников, систематизацию, обобщение

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- общение с людьми;

Запрос продуктивного учебного общения.

Оценка устного ответа на экзамене.

Аналитические

ОК 3.1. -анализировать рабочую ситуацию;

3. Познавательные УУД:

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- установление связей и зависимостей.

Определение свойств объекта, его существенных признаков, осуществление родовидовых определений, упражнения в анализе и синтезе.

Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов.

Творческие

ОК 3.3. - нести ответственность за результаты своей работы;

Способность к построению индивидуальной образовательной траектории.

Формирование кругозора.

Самостоятельная работа «Возможные сценарии эволюции Вселенной».

Самосовершенствования

ОК 3.2. - осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности;

ОК 3.3. - нести ответственность за результаты своей работы.

Владение навыками учебно-исследовательской, проектной деятельности.

Включение в содержание учебной дисциплины исследовательских работ

Лабораторные работы

№№ 1-27, самостоятельные работы на наблюдение физических явлений

предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Самосовершенствования

ОК 3.2. - осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности;

ОК 3.3. - нести ответственность за результаты своей работы.

1) Сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач.

Освоение обучающимися содержания учебной дисциплины.

Самостоятельная работы: «Возможные сценарии эволюции Вселенной», практические работы

№№ 1- 17.

Оценка устного ответа на экзамене

Регулятивные

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных

руководителем.

2) Владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой.

Освоение обучающимися содержания учебной дисциплины.

Оценка выполнения контрольных работ №№ 1 - 4.

Оценка устного ответа на экзамене

Аналитические

ОК 3.1. -анализировать рабочую ситуацию.

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы.

Включение в содержание учебной дисциплины лабораторных и практических занятий.

Оценка выполнения лабораторных работ №№ 1- 27 и практических работ №№ 1- 17, самостоятельные работы: «Наблюдение электризации», «Наблюдение капиллярных явлений».

4) Сформированность умения решать физические задачи.

Освоение алгоритма решения физически задач.

Оценка решения физически задач на аудиторных занятиях

Оценка выполнения контрольных работ и практических работ № 1, 2, 3, 6; выполнение самостоятельных работ на определение параметров.

5) Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни.

Освоение алгоритма характеристики физических явлений.

Оценка выполнения контрольных работ

№№ 2,4.

Социальные

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

6) Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Освоение методов самостоятельной работы с информацией.

Самостоятельные работы: «Способы уменьшения вредного воздействия тепловых двигателей», «Альтернативные источники энергии», «Радиационная безопасность», «Воздействие электромагнитных излучений на живую природу», «Проблемы энергосбережения».

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.