Урок-семинар на тему «Механизированные способы сварки плавлением»

3
0
Материал опубликован 25 January 2023 в группе

ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«АЛЧЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



урока-семинара на тему:

«Механизированные способы сварки плавлением»

по МДК 01.01. Технология сварочных работ

специальность 22.06.02. «Сварочное производство»



t1674631974aa.png



Разработала: преподаватель

дисциплин профессионального цикла

Шишкина Л.Н.



Алчевск, 2023 год



Шишкина Людмила Николаевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла Обособленного структурного подразделения «Алчевский строительный колледж» Государственного образовательного учреждения высшего образования Луганской Народной Республики «Донбасский Государственный технический институт» г. Алчевска

Адрес электронной почты: shishkina_lyudmila@mail.ru



Методическая разработка урока-семинара на тему: «Механизированные способы сварки плавлением» по МДК 01.01. Технология сварочных работ специальность 22.06.02. «Сварочное производство»

Аннотация:В методической разработке раскрывается методика и ход проведения урока-семинара на тему «Механизированные способы сварки» по МДК 01.01. Технология сварочных работ, входящего в профессиональный модуль ПМ.01 «Подготовка и осуществление изготовления сварных конструкций» по специальности: 22.02.06 «Сварочное производство. Методическая разработка сопровождается презентацией в формате Microsoft Office PowerPoint по теме занятия. Методическая разработка может быть использована для проведения занятий теоретической подготовки преподавателями дисциплин профессионального цикла и методистов профессиональных образовательных организаций различных профилей.

Ключевые слова: механизация сварочных процессов, способы механизированной сварки, защитный газ, флюс, плазма, лазер.

Введение

Семинар является одной из наиболее значимых форм проведения занятий. От того, насколько правильно будет организован семинар, зависит то, насколько эффективным будет процесс усвоения изученного материала студентами. Семинар относится к одной из основных форм проведения практических занятий по разным предметам. Именно семинарские занятия в большей мере способствуют формированию и дальнейшему развитию культуры научного мышления у студента.

Семинар выполняет следующие функции: систематизация и обобщение знаний по изученному вопросу, теме, разделу (в том числе в нескольких учебных курсах); совершенствование умений работать с дополнительными источниками, сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источниках информации; умений высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; писать рефераты, тезисы и планы докладов и сообщений, конспектировать прочитанное.

Для семинарского занятия важную роль играет процесс подготовки. Семинар был организован в виде развернутой беседы на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия. В плане семинара мною указаны основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литература, рекомендуемая всем и отдельным студентам-докладчикам; формы работы на занятии.

При подготовке семинара первостепенное значение приобретает дифференцированный подход к студентам, а при его проведении - обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов. От того, как подготовится к такому занятию студент, зависит уровень эффективности занятия.

Основная часть

План урока-семинара на тему: «Механизированные способы сварки плавлением»

Цели занятия:

Обучающая: обобщение, активизация и закрепление знаний о механизированных способах сварки, роль механизации и автоматизации в сварочном производстве;

Воспитывающая – воспитывать интерес к техническим предметам через связь с изучаемой специальностью, умение работать в группе, высказать свою точку зрения, организовать свое рабочее место, дисциплинированность;

Развивающая – развивать общие и профессиональные компетенции, практическое применение полученных знаний, планирование хода действий; развивать навыки студентов по работе в группе, сотрудничестве, взаимной помощи.

Задачи:

1. Научиться слушать и слышать, воспитывать творческую активность студентов;

2. Научить осмысленно воспроизводить подобранный материал в ходе подготовки семинара, способствовать отработке навыков подготовки реферата или доклада, выступления перед аудиторией;

3. Обеспечить условия самостоятельной работы с дополнительными источниками информации по предмету;

4. Содействовать развитию умений представлять информацию в различных видах;

5. Развивать коммуникативные способности студентов, умения работать в группе, содействовать воспитанию культуры общения.

Тип занятия: семинар.

Форма семинара: семинар - конференция.

Межпредметные связи: основное оборудование для производства сварных конструкций, материаловедение, информатика и информационные технологии в производственной деятельности.

Оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, флипчарт.

Учебно-наглядные пособия: презентация по теме занятия, дидактический материал, конспекты лекций.

Методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, объяснение), наглядные методы (показ презентации).

План проведения занятия:

1. Организационная часть.

2. Ознакомление студентов с темой и учебной целью занятия.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Актуализация опорных знаний.

5. Вступительное слово преподавателя (краткое повторение материала темы).

6. Обобщение и систематизация изученного материала.

7. Подведение итогов занятия.

8. Выдача домашнего задания.

Ход занятия:

1. Организационная часть

1.1 Приветствие студентов

1.2 Основная цель – создать и поддерживать рабочую обстановку на период проведения занятия, настроить студентов на плодотворную работу. Преподаватель проверяет наличие студентов, определяет готовность студентов к восприятию материала.

2. Ознакомление студентов с темой и учебной целью занятия

Тема занятия: «Механизированные способы сварки плавлением».

Цель занятия: обобщить ранее изученный материал, углубить знания по теме: «Механизированные способы сварки плавлением», конкретизировать механизированные способы сварки, изучить основные особенности каждого способа, выяснить преимущества и недостатки.

3. Мотивация учебной деятельности

Несмотря на то, что в общем комплексе сварочного производства сварочные операции по своей трудоемкости, занимают сравнительно небольшой объем (20-25%), тем не менее ведущим технологическим процессом любого сварочного производства следует считать сварку. Внедрение механизированных способов сварки повлекло за собой полное изменение процесса заготовительных и сборочных операций. Правильный выбор механизированного способа сварки определяет не только эффективность сварочных операций, но и других смежных операций, а, следовательно, и всего технологического процесса изготовления конструкций, т.е. сварочного производства в целом.

Знания, приобретенные при изучении этой темы, вы сможете применить во время выполнения курсового и дипломного проекта, а также в практической деятельности на производстве.

В процессе обучения часто приходится работать с данными из разных источников, каждый из которого связан с определенным типом деятельности. Для координации всех этих данных необходимы определенные знания и организационные навыки, умение систематизировать изученные данные и применить их на практике.

Во время проведения занятия мы с вами будем использовать метод семинара, решив конкретную задачу, научимся систематизировать полученные знания. В процессе урока-семинара вам необходимо ответить на вопросы, которые вы увидите в листе-опроснике, поэтому внимательно слушайте выступающих одногруппников.

4. Актуализация опорных знаний

Цель – закрепить и углубить знания студентов, выяснить и уточнить непонятные вопросы по пройденному разделу, приучить студентов к систематическому учебному труду, развивать способности логически рассуждать, делать выводы.

Вопросы:

Что понимают под механизированной сваркой?

Наиболее распространенные виды и способы механизированной сварки плавлением?

Область применения механизированной сварки?

Преимущества и недостатки механизированной сварки?

Вступительное слово преподавателя–история развития и техника безопасности при выполнении механизированной сварки

Развитие механизированной сварки происходило в несколько этапов по мере появления новых разработок в области сварочных источников. Самым первым источником был выпрямитель (трансформатор+диодная сборка). Данный источник используется и в настоящее время.

Следующим шагом в развитии источников для полуавтоматической сварки стал так называемый тиристор (трансформатор+управляемый диод). Самой последней разработкой в области сварочных источников является инвертор (импульсный источник).

Развитие получают и использующиеся в механизированной сварке защитные газы. Первым из них был (используется и в настоящее время) углекислый газ. В настоящее время в качестве защитного газа используются двух- и трехкомпонентные газы.

Русский изобретатель Славянов, разработал способ дуговой сварки металлическим электродом с защитой сварочной зоны слоем порошкообразного вещества, то есть флюса, и первый в мире механизм для полуавтоматической подачи электронного прутка в зону сварки. Способ сварки плавящимся металлическим электродом получил название «дуговая сварка по способу Славянова».

Изобретения Славянова нашли заметное применение по тем временам, и в первую очередь на железных дорогах, а затем на нескольких крупных машиностроительных и металлургических заводах России.

Однако, несмотря на первоначальные успехи русских изобретателей в деле разработки и внедрения дуговой сварки, к началу XX века страны Европы опередили Россию.

Только после революции 1917г. сварка получила интенсивное развитие в нашей стране. В нашей стране тогда впервые в мире были разработаны новые высокопроизводительные виды сварки, это электрошлаковая, в углекислом газе, диффузная и другие. Фундаментальные исследования по разработке новых процессов и технологии сварки проводятся в ряде научно-исследовательских организациях, ВУЗах и крупных предприятиях судостроительной, авиационной, нефтехимической, атомной и других.

На современном этапе развития сварочного производства в связи с развитием научно-технической революции резко возрос диагноз свариваемых толщин, материалов, видов сварки. В настоящее время сваривают материалы толщиной от несколько микрон (в микроэлектронике) до нескольких метров (в тяжелом машиностроении).

Метод механизированной сварки позволяет качественно и быстро сваривать изделия из большого спектра металлов и их сплавов в различных отраслях промышленности от пищевой до космической.

Техника безопасности при выполнении механизированной сварки:

1.Токоведущие части должны быть защищены кожухом из диэлектрического материала.

2. Если кожух металлический, его необходимо заземлять. Кожух должен быть снабжен крышкой, сблокированной так, чтобы при ее открывании происходило автоматическое отключение осциллятора от питающей сети.

3. В случае искрения между корпусом и газоэлектрической горелки и свариваемой деталью или сварочным столом, сварка должна быть прекращена до исправления неисправности горелки (очистка сопла, замене изолирующей шайбы).

4. Трубки для газа и водяного охлаждения электросварочных горелок должны быть цельными и не пропускать воду и газ в местах соединения трубок штуцером.

5. В газоэлектрических горелках, работающих с водяным охлаждением, выход воды должен быть виден. В случае прекращения подачи воды, электросварку необходимо немедленно остановить.

6.Электродвигатель для подачи сварочной проволоки встроенный в пистолет-горелку шлангового полуавтомата, следует подключать к сети напряжением не свыше 36В при переменном токе и не более 48В при постоянном. Гибкий металлический шланг, по которому подается сварочная проволока в пистолет-горелку, должен иметь диэлектрическое покрытие.

7. Горелка для сварки в среде защитных газов не должна иметь открытых токоведущих частей, а его рукоятка должна быть покрыта диэлектрическим и теплоизоляционным материалом и снабжена щитком для защиты рук сварщика от ожогов.

8. В ранцевых полуавтоматах для защиты от возможного воздействия напряжения на сварщика спинка ранца и наружные части кассеты для сварочной проволоки должны иметь электрическую изоляцию.

9. Конструкция держателя полуавтомата для сварки в среде защитных газов должна обеспечивать быстрое снятие сопла для смены и очистки его от брызг. Сопло должно быть изолированно от токоведущих частей горелки.

10. Напряжение подогревателя газа, идущего из баллона в редуктор, не должно превышать 36В переменного тока и 48 постоянного тока.

11. Стационарные автоматические установки для сварки в среде защитных газов должны иметь газоотсасывающее устройства.

12. Защитные газы – аргон, гелий, азот и углекислый газ хранят и транспортируют в баллонах под избыточным давлением 150 атм. Обращаться с баллонами при их транспортировки, хранении, эксплуатации следует в соответствии с Правилами Госгортехнадзора.


Презентация к урокуPPTX / 8.1 Мб

6. Заслушивание и обсуждение рефератов и докладов студентов

Преподаватель напоминает о задачах семинара, предлагает прослушать рефераты и доклады студентов, по ходу докладов делать краткие записи в своих конспектах. Записывать рекомендуется темы докладов, числовые данные, наиболее важные определения, разъяснения, названия технологических процессов, сущность которых рассматривается в докладах.

Темы рефератов и докладов студентов:

6.1 Механизированная сварка под флюсом;

6.2 Механизированная сварка в среде защитных газов;

6.3 Сварка сжатой дугой (плазменная);

6.4 Электрошлаковая сварка;

6.5 Лазерная сварка;

6.6 Электрозаклепочная дуговая сварка.

После каждого доклада предоставляется возможность обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения.

Обсуждение, обобщение и систематизация изученного материала

После прослушивания и обсуждения рефератов и докладов необходимо обобщить всё, что нового узнали студенты на семинаре. Это можно осуществить методом беседы. Обсуждение намеченных вопросов должно носить конструктивный характер, в ходе которого систематизируются знания студентов, устанавливаются связи между фактическими и теоретическими положениями, совершенствуется умение делать выводы. Для закрепления темы можно провести блиц-опрос.

«Блиц - опрос»:

Механизированная сварка­-это

Ответ: Механизированная сварка представляет собой дуговую сварку, в процессе которой подача электрода, преобразованного путем плавления в присадочный металл или перемещение дуги выполняются с помощью управляемых машин и механизмов.

Какие виды сварных швов можно выполнять при помощи механизированной сварки?

Ответ: С помощью механизированной сварки сварщик может производить стыковые, угловые, тавровые швы в различных пространственных положениях.

Какие операции выполняются при помощи механизмов, а какие – вручную?

Ответ: например, при механизированной сварке в среде углекислого газа механизирована подача электродной проволоки и защитного газа в зону горения дуги, движения газоэлектрической горелки сварщик выполняет вручную.

Перечислите основные виды механизированной сварки плавлением.

Ответ: механизированная сварка под флюсом, механизированная сварка в среде защитных газов; сварка сжатой дугой (плазменная); электрошлаковая сварка; лазерная сварка; электрозаклепочная дуговая сварка.

Как называют сварочный аппарат для механизированной сварки?

Ответ: сварочный полуавтомат.

Основные преимущества механизированной сварки плавлением?

Ответ: Технологическими преимуществами являются относительная простота процесса сварки, возможность сварки швов, находящихся в различных пространственных положениях; качество шва; высокая скорость работы; большой диапазон толщины обрабатываемых деталей и их материалов; возможность контролировать образование шва; благодаря небольшим габаритам и практичному использованию механизированная сварка отличается энергоемкостью и относительно невысокой стоимостью оборудования.

Перечислите комплект сварочного полуавтомата в среде СО2

Ответ: источник питания сварочного тока; газовый баллон с газовой аппаратурой; механизм подачи проволоки; газоэлектрическая; блок управления - регулирует скорость подачи проволоки и мощность сварочного тока; провод цепи управления.

Недостатки механизированной сварки плавлением?

Ответ: Недостатком можно назвать большой разлет брызг металла из сварочной ванны при работе без защитной газовой струи. Отрицательным является и наличие значительной электрической дуги.

8. Анализ и оценка преподавателем выступлений студентов, представивших рефераты и доклады, и студентов, принявших активное участие в обсуждении этих докладов

Критерии оценки работы студентов на семинарском занятии:

- осуществление контроля подготовки студентами рефератов, докладов и других материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

- мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова преподавателя;

- побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

- подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;

- согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

- управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

- постановка задания к следующему семинарскому занятию.

Подводятся итоги по семинарскому занятию, выставляются оценки студентам.

9.Сообщение домашнего задания

Подготовить презентацию по теме «Механизированные способы сварки плавлением» (способ сварки выбрать самостоятельно).

Заключение

Семинар является одной из форм организации обучения, при которой важная роль отводится самостоятельной подготовке студентов. Задача педагога состоит в организации подготовительного этапа, оказании помощи студентам в процессе их подготовки к занятию, осуществлению контроля за их работой. В настоящее время наиболее распространенными формами семинарского занятия являются: развернутая беседа; обсуждение докладов и рефератов; семинар-диспут; семинар –конференция; комментированное чтение; упражнения на самостоятельность мышления; письменная (контрольная) работа; семинар-коллоквиум и другие.

Специфика семинарского занятия заключается в том, что при проведении и организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности и сотворчества. Кроме того, семинар является одной из наиболее эффективных форм усвоения знаний. С точки зрения методики проведения семинар является комбинированной, интегративной формой учебного занятия.

Список использованных источников

1. Гитлевич А.Д., Этингоф Л.А. Механизация и автоматизация сварочного производства. – М.: Машиностроение, 1972г. 298с.

2. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. - М.: 2001. – 325 с.

3. Макеева И.В. Роль семинарского занятия в подготовке специалиста, и методика управления дискуссией // Советская педагогика - М: Просвещение, 2003 - № 5, - 61 с.

4. Шебеко Л.П. Оборудование и технология автоматической и механизированной сварки. – М.: Высшая школа,1986. – 279с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.