Рабочая программа по физике для 10 класса по УМК Л.С. Хижняковой
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета.
Место курса физики в учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики.
Требования к уровню подготовки
Содержание программы
Тематическое планирование.
Учебно-методический комплект
9. Система оценивания
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
ФГОС СОО.
Примерной программы основного общего образования для учреждений, работающих по системе учебников «Алгоритм успеха», с использованием рекомендаций авторской программы по курсу физики для 10–11 классов (авт: Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина).
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Большемогойская СОШ»
Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования и требованиям к уровню подготовки учащихся.
Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит значительный вклад в формирование у обучающихся системы знаний об окружающем мире, физической картины мира, которая является основой естественнонаучной картины мира. Изучение физики необходимо для развития научного мировоззрения, научного стиля мышления и естественнонаучной грамотности обучающихся. Школьный курс физики является системообразующим для других учебных предметов естественнонаучного цикла — химии, биологии, географии и астрономии.
Целями обучения физике на базовом уровне являются:
- формирование относительно целостной системы элементов научных знаний, лежащих в основе современной физической картины мира;
- понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- овладение системой знаний об основных физических понятиях, закономерностях, физических законах и теориях, о научном методе познания, экспериментальных и теоретических методах исследования законов природы, важнейших методологических принципах, о наиболее важных открытиях в физике, оказавших основополагающее влияние на развитие цивилизации;
- формирование убеждённости в ценности образования, значимости знаний по физике для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности;
- приобретение умений применять полученные знания для решения физических задач, объяснения условий протекания физических явлений в природе, принципов действия технических устройств, рационального природопользования и защиты окружающей среды, для принятия практических решений в повседневной жизни.
На базовом уровне изучения физики предусмотрено выполнение фронтальных лабораторных работ, которые направлены на развитие умений обучающихся наблюдать физические явления, выдвигать гипотезу исследования, проводить экспериментальную работу, измерять физические величины с учётом погрешностей измерений, анализировать экспериментальные данные.
Изучение курса начинается с главы «Научный метод познания», которая посвящена структуре физики как науки, объектам её изучения, естественнонаучным методам изучения природы, основным формам выражения научного знания, структурным элементам физической теории. Если ведущими методами исследования физических явлений и процессов в курсе физики основной школы были физический эксперимент и ряд теоретических моделей, то в старшей школе они дополняются, например, общенаучными принципами историзма, суперпозиции, относительности, соответствия, симметрии. При этом физический эксперимент является эмпирической базой физической теории, а мысленный эксперимент и физические модели — теоретической основой познания.
Каждая физическая теория в курсе физики старшей школы рассматривается согласно её структуре, в которой можно условно выделить: основание (эмпирический базис), ядро, выводы (следствия), интерпретацию. Основание теории составляют экспериментальные факты, идеализированный объект (модель), физические понятия и величины, описывающие этот объект, и правила действия с ними. В ядро теории входят система законов (уравнений), постулаты, принципы, фундаментальные физические константы (постоянные). К выводам теории относятся практические приложения физической теории, примеры её применения к решению конкретных задач. Интерпретация теории проводится на основе идей, понятий, законов и принципов. Она позволяет установить границы применимости физических теорий. Во вводной главе представлен также материал об измерении физических величин, о видах погрешностей измерения и способах их расчёта.
Далее рассматриваются основные понятия, величины и модели классической механики. В главе «Кинематика» учебный материал систематизирован вокруг идеи относительности механического движения, основных теоретических моделей и методов описания движения — векторного и координатного. При изучении особенностей равномерного и равноускоренного прямолинейного движений, равномерного движения по окружности используются различные формы предъявления информации: табличный, графический, аналитический (по формулам). Изложение главы «Динамика» опирается на преемственность курсов физики старшей и основной школы. Обобщение законов динамики проводится на основе принципов причинности, суперпозиции, относительности, общенаучных понятий (например, механическое движение, гравитационное взаимодействие, причинно-следственные связи) и решения конкретных физических задач.
В главе «Законы сохранения в механике» рассмотрены законы сохранения импульса, полной механической энергии и их применение к описанию абсолютно неупругого и абсолютно упругого столкновений тел (для углублённого уровня). Обучающиеся знакомятся с решением прямой и обратной задач механики, формулировкой второго закона Ньютона в импульсной форме, формулами определения работы силы тяжести, силы упругости и силы трения, теоремой о кинетической энергии и теоремой о потенциальной энергии. Для дополнительного чтения приводится материал, посвящённый истории развития космонавтики.
Глава «Статика. Законы гидро- и аэростатики» завершает изучение раздела «Механика» и содержит учебный материал, посвящённый условиям равновесия материальной точки и твёрдого тела, видам равновесия. В главе проводится повторение и обобщение знаний о простых механизмах, условии равновесия рычага, «золотом правиле» механики, законах гидро- и аэростатики (законе Паскаля, законе Архимеда), условии плавания тел. Для дополнительного чтения предлагается материал о ламинарном и турбулентном движениях жидкости, об уравнении Бернулли.
Тепловые явления, свойства и строение вещества рассматриваются в следующем разделе курса «Молекулярная физика», который включает в себя молекулярно-кинетическую теорию идеального газа и термодинамику. Систематизирующими факторами этих теорий являются статистический и термодинамический методы. При изучении молекулярно-кинетической теории идеального газа формируются представления о статистическом методе исследования систем, состоящих из огромной совокупности частиц. Суть этого метода раскрывается при введении вероятностно-статистических понятий, при описании свойств идеального газа, распределения молекул газа по скоростям.
В разделе «Молекулярная физика» получает дальнейшее развитие понятие температуры как физической величины, характеризующей тепловое равновесие системы тел. Далее рассматриваются фундаментальные опыты Штерна по измерению скоростей теплового движения молекул, основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение состояния идеального газа, изопроцессы. В отличие от курса физики основной школы, где газовые законы рассматривались в термодинамике, в курсе физики старшей школы они объясняются и с позиций молекулярно-кинетической теории.
-
термодинамике изучаются понятия внутренней энергии термодинамической системы, количества теплоты, первый закон термодинамики, тепловые двигатели, необратимость тепловых процессов, второй закон термодинамики. Термодинамический метод представлен как метод изучения макроскопических тел, которые взаимодействуют между собой и с другими телами, а также обмениваются с ними энергией. Термодинамический и статистический методы используются при рассмотрении агрегатных состояний вещества и фазовых переходов. В качестве материала для дополнительного чтения представлен материал о жидких кристаллах и наночастицах.
Вопросы электростатики завершают курс физики 10 класса. Электростатическое поле рассматривается как частный случай проявления единого электромагнитного поля. Преемственность между содержанием учебного материала курсов физики основной и старшей школы реализуется за счёт повторения основных свойств электрического заряда, законов электростатического поля, таких энергетических характеристик, как потенциальная энергия взаимодействия электрических зарядов, потенциал, разность потенциалов (напряжение), эквипотенциальные поверхности, энергия электростатического поля.
К идеализированным объектам (моделям) электростатики относятся: точечный электрический заряд, линии напряжённости электростатического поля, однородное электростатическое поле. В качестве практических приложений электростатики рассмотрены: воздействие электростатических полей на организм человека, явления, происходящие с проводниками (электростатическая индукция) и диэлектриками (поляризация), помещёнными в электростатическое поле, конденсаторы.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики на ступени среднего общего образования в 10 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Учебная программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ - 4
- лабораторных работ – 6
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных и проверочных работ и физических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики.
Личностными результатами освоения основной образовательной программы среднего общего образования являются:
• формирование мотивации к дальнейшей образовательной деятельности, оценки собственных возможностей и личных интересов при выборе сферы будущей профессиональной деятельности, сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности:
обсуждение физики как науки, её связей с другими естественными науками, выполнение исследовательских и конструкторских заданий;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей: объяснение физических процессов и явлений на основе теорий, знакомство с работами физиков-классиков, выполнение проектов и учебных исследований;
• формирование убеждённости в необходимости познания природы, в развитии науки и технологий для дальнейшего научно-технического прогресса: знакомство с историей развития физики, с научными достижениями в освоении космоса, развитии радиосвязи, телевидения, ядерной энергетики и др.;
• развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний и умений: экспериментальное исследование объектов физики, опытное подтверждение физических законов и теорий, объяснение наблюдаемых явлений на основе физических теорий, теоретические обобщения с использованием общенаучных понятий и методологических принципов;
• ценностное отношение к физике и результатам обучения, воспитание уважения к творцам науки и техники: обсуждение вклада учёных в развитие фундаментальных физических теорий, астрофизики.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы среднего общего образования являются:
• владение умением проектировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность: определение объекта исследования, постановка целей, выбор теоретического или экспериментального метода исследования, формулировка гипотезы исследования, получение из неё следствий (выводов),
экспериментальная проверка следствий, оценка полученных результатов и проведение самоконтроля;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели физических явлений, экспериментально проверять выдвигаемые гипотезы, предсказывать результаты опытов или наблюдений на основе физических законов и теорий, устанавливать границы их применимости;
• понимание различий между теоретическими и эмпирическими методами исследования, исходными фактами и гипотезами, теоретическими и техническими моделями, теоретическими моделями и реальными объектами, отличий научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека, для дальнейшего научно-технического прогресса;
• формирование основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта экологонаправленной деятельности: рассмотрение экологических проблем, связанных с использованием тепловых двигателей, с эксплуатацией АЭС, выполнение межпредметных проектов экологического содержания;
• совершенствование опыта самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая: способность и готовность к поиску информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов) и информационных технологий; умений обрабатывать и представлять информацию в разных формах (словесно, с помощью
графиков, математических символов, рисунков и структурных схем), критически её оценивать и интерпретировать;
• готовность к самостоятельному исследованию физических объектов, оформлению его результатов в виде докладов, рефератов, проектов; приобщение к опыту проектной и учебно-исследовательской деятельности и публичного представления её результатов, в том числе с использованием средств ИКТ;
• развитие умений вести дискуссию, выслушивать разные точки зрения, признавать право другого человека на иное мнение, отстаивать свои взгляды и убеждения, работать в группе с выполнением различных социальных ролей, эффективно разрешать конфликты.
Предметные результаты
По окончании изучения курса на базовом уровне обучающийся научится:
• использовать основополагающие физические понятия, закономерности, законы и теории, физическую терминологию и символику, использовать информацию физического содержания при решении учебно-познавательных и практических задач, интегрируя информацию из различных источников, критически её оценивая и интерпретируя;
• применять в учебно-исследовательской деятельности научный метод познания (проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы исследований, планировать и выполнять эксперименты с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, представлять результаты прямых и косвенных измерений с помощью таблиц, графиков и формул, проводить измерения и их математическую обработку, объяснять полученные результаты и делать выводы, понимать неизбежность погрешностей измерений физических величин, оценивать погрешности результатов измерений, обнаруживать и исследовать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы) и формы научного познания (факты, законы, теории);
• решать качественные задачи (в том числе межпредметного характера) на основе моделей, физических величин и законов, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
• решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для её решения, проводить расчёты и проверять полученный результат;
• применять знания об устройстве, принципах действия и основных характеристиках машин, приборов и других технических объектов для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач; знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
По окончании изучения курса на базовом уровне обучающийся получит возможность научиться:
• понимать и объяснять целостность физической теории, устанавливать границы её применимости и место в ряду других физических теорий;
• характеризовать системную связь между такими основополагающими научными понятиями, как пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
• демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
• обсуждать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические — и роль физики в решении этих проблем;
• решать практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей.
5. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
Механика
По окончании изучения курса обучающийся научится:
• объяснять такие механические явления, как равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, деформация тел, невесомость, перегрузки, реактивное движение, поступательное движение, равновесие сил, передача давления жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, колебательное движение, волновые явления, звук;
• описывать механические явления, используя такие физические величины, как перемещение, путь, время, скорость, ускорение, период и частота обращения, масса тела, плотность вещества, сила, равнодействующая сила, вес тела, коэффициент перегрузки, коэффициент трения скольжения, импульс тела, импульс силы, механическая работа, механическая энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия, полная механическая энергия, мощность, момент силы, КПД простого механизма, давление,
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• проводить прямые и косвенные измерения физических величин, оценивать погрешности прямых и косвенных измерений;
• понимать смысл физических законов: сложения (преобразования) скоростей, инерции, Ньютона, всемирного тяготения, Кеплера, Гука, сохранения импульса, сохранения полной механической энергии, Паскаля, Архимеда; уравнений: равномерного и равноускоренного прямолинейного движений тела; условий равновесия
твёрдого тела; принципов: относительности Галилея, суперпозиции сил; теоремы о кинетической энергии, теоремы о потенциальной энергии; отличать словесную формулировку закона от его математической записи; объяснять содержание законов на уровне взаимосвязи физических величин;
• решать физические задачи, используя формулы, связывающие указанные физические величины, и физические законы, представляя решение в общем виде, графически и (или)в числовом выражении;
• выполнять экспериментальные исследования механических явлений: относительности механического движения, равномерного и равноускоренного прямолинейного движений, движения тела, брошенного горизонтально, равномерного движения по окружности, взаимодействий тел, упругой деформации пружины, трения скольжения, сохранения полной механической энергии в замкнутой системе тел, равновесия твёрдых тел.
• выделять главные признаки таких физических моделей, как материальная точка, инерциальная система отсчёта, замкнутая система, абсолютно твёрдое тело, идеальная жидкость (на примере воды).
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
• приводить примеры практического использования знаний о механических явлениях и физических законах; использовать эти знания в повседневной жизни: для бытовых нужд, в учебных целях, для сохранения здоровья, безопасного использования машин, механизмов, технических устройств и приборов;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости (например, перемещения, пути и скорости от времени движения, силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды.
• анализировать результаты опытов, оказавших основополагающее влияние на развитие физической науки: опытов Галилея, Кавендиша, Торричелли, Архимеда;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ и представление в разных формах, выполнять проектные и учебно-исследовательские работы по механике.
Молекулярная физика и термодинамика
По окончании изучения курса обучающийся научится:
• объяснять такие тепловые явления, как диффузия, броуновское движение, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, тепловое (термодинамическое) равновесие, тепловое (хаотическое) движение молекул газа, изменения состояний идеального газа при изопроцессах, теплообмен, агрегатные состояния вещества и их изменения (фазовые переходы) — испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, анизотропия свойств монокристаллов, изотропия свойств поликристаллов;
• описывать тепловые явления, используя статистический и термодинамический методы, такие физические величины,
как количество вещества, молярная масса, температура, средняя квадратичная скорость, наиболее вероятная скорость, средняя кинетическая энергия движения молекул идеального газа, внутренняя энергия одноатомного идеального газа, давление и объём идеального газа, количество теплоты, внутренняя энергия термодинамической системы,работа газа при изобарном процессе, удельная теплоёмкость вещества, КПД теплового двигателя, удельная теплота парообразования и конденсации жидкости, абсолютная и относительная влажности воздуха, удельная теплота плавления вещества; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• проводить прямые и косвенные измерения физических величин, оценивать погрешности прямых и косвенных измерений;
• понимать смысл физических законов: сохранения энергии для тепловых процессов (первый закон термодинамики),
Бойля — Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, второго закона термодинамики; уравнений: состояния идеального газа
(уравнения Клапейрона — Менделеева), основного уравнения МКТ, теплового баланса; физических констант: постоянной Авогадро, атомной единицы массы, постоянной Больцмана, универсальной газовой постоянной; отличать словесную формулировку закона от его математической записи; объяснять содержание законов на уровне взаимосвязи физических величин;
• выполнять экспериментальные исследования тепловых явлений: диффузии, броуновского движения, теплообмена, зависимостей между физическими величинами — макропараметрами термодинамической системы, изменений агрегатных состояний вещества, влажности воздуха;
• решать физические задачи, используя формулы, связывающие указанные физические величины, и физические законы, представляя решение в общем виде, графически и (или) в числовом выражении;
• выделять главные признаки таких физических моделей, как термодинамическая система, равновесное состояние системы, равновесный процесс, теплоизолированная система, идеальный газ, идеальный тепловой двигатель, цикл Карно.
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
• приводить примеры практического использования знаний о тепловых явлениях и физических законах; использовать эти
знания в повседневной жизни: для бытовых нужд, в учебных целях, для сохранения здоровья, безопасного использования машин, механизмов, технических устройств и приборов, соблюдения норм экологической безопасности (использование тепловых двигателей и охрана природы);
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости (например, температуры остывающего тела от времени, давления газа данной массы от объёма при постоянной температуре);
• анализировать результаты опытов, оказавших основополагающее влияние на развитие физической науки: опытов Штерна, Перрена, Джоуля;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных
источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ и представление в разных формах, выполнять проектные и исследовательские работы по молекулярной физике.
Основы электродинамики
По окончании изучения курса обучающийся научится:
• объяснять такие электромагнитные явления, как электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, электростатическая индукция, поляризация диэлектриков, электронная проводимость металлов.
•описывать электромагнитные явления, используя такие физические величины, как электрический заряд, кулоновская сила, напряжённость электростатического поля, работа сил однородного электростатического поля, потенциальная энергия заряда в однородном электростатическом поле, потенциал электростатического поля и разность потенциалов (напряжение), диэлектрическая проницаемость вещества, электроёмкость конденсатора,
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• проводить прямые и косвенные измерения физических величин, оценивать погрешности прямых и косвенных измерений;
• понимать смысл физических законов: сохранения электрического заряда; отличать словесную формулировку закона от его математической записи; объяснять содержание законов на уровне взаимосвязи физических величин;
• определять направления векторов кулоновских сил, напряжённости электростатического поля;
• решать физические задачи, используя формулы, связывающие указанные физические величины, и физические законы;
• выделять главные признаки таких физических моделей, как точечный неподвижный заряд, пробный заряд, линии напряжённости электростатического поля, однородное электростатическое поле, эквипотенциальные поверхности, электронный газ;
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
• приводить примеры практического использования знаний об электромагнитных явлениях и физических законах; использовать эти знания в повседневной жизни: для бытовых нужд, в учебных целях, для сохранения здоровья, безопасного использования машин, механизмов, технических устройств и приборов;
• анализировать результаты опытов, оказавших основополагающее влияние на развитие физической науки: опыт Кулона
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных
источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ и представление в разных формах, выполнять проектные и исследовательские работы по основам электродинамики.
Содержание программы
Механика
Механическое движение. Система отсчёта. Способы описания движения. Поступательное движение. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения (преобразования) скоростей. Графики
движения. Средняя скорость при неравномерном движении .Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении. Криволинейное движение. Угловая скорость. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Опыты Галилея. Закон инерции — первый закон Ньютона. Инертность. Масса тела. Плотность вещества. Способы измерения массы. Сила. Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Гравитационные силы. Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Перегрузки. Невесомость. Силы трения. Коэффициент трения скольжения. Импульс тела (материальной точки). Импульс тела и второй закон Ньютона. Замкнутая система тел. Закон сохранения им-
пульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяжести, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Потенциальная энергия. Теорема о потенциальной энергии. Закон сохранения полной механической энергии. Условия равновесия материальной точки и твёрдого тела. Виды равновесия. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Коэффициент полезного действия (КПД) механизмов и машин. Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Молекулярная физика и термодинамика
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Строение вещества. Масса и размеры молекул. Постоянная Авогадро. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Идеальный газ. Статистический метод описания теплового движения. Термодинамический метод. Термодинамическое равновесие. Равновесный термодинамический процесс. Температура. Шкала Цельсия. Термодинамическая (абсолютная) шкала температур. Абсолютная температура. Тепловое движение молекул газа. Опыт Штерна. Средняя квадратичная скорость и средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура и средняя кинетическая энергия молекул. Постоянная Больцмана. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона — Менделеева). Универсальная газовая постоянная. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Молекулярно-кинетическая теория
и газовые законы. Внутренняя энергия термодинамической системы. Адиабатический процесс. Работа идеального газа в термодинамике. Количество теплоты. Опыты Джоуля. Первый закон термодинамики. Удельная теплоёмкость вещества. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Тепловой двигатель. КПД теплового двигателя. Второй закон термодинамики. Цикл Карно. Виды тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых двигателей.
Фаза. Насыщенный и ненасыщенный пары. Критическая температура. Парообразование. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации жидкости. Кипение. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления вещества.
Основы электродинамики
Электрический заряд и его свойства. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Опыты Кулона. Кулоновские силы. Электростатическое поле. Напряжённость электростатического поля. Линии напряжённости электростатического поля. Однородное электростатическое поле.
Потенциальная энергия заряда в однородном электростатическом поле. Работа сил однородного электростатического поля. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов (напряжение). Связь между напряжённостью электростатического поля и напряжением. Эквипотенциальные поверхности. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость вещества. Электрическая ёмкость. Конденсаторы.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Дата проведения |
||||||||
По плану |
По факту |
||||||||||
Научный метод познания 3 часа |
|||||||||||
1 |
1 |
Физика и уровни познания природы. Естественнонаучные методы изучения природы. |
Обсуждать объекты изучения физики. Изучать эмпирический и теоретический методы исследования природы, их взаимосвязь. Рассматривать схему естественнонаучного метода познания (метода Галилея) и применять его к исследованию свободного падения тел. Наблюдать и анализировать физические явления и процессы (выделять явление из других наблюдаемых явлений, фиксировать изменения свойств объектов, оценивать результаты экспериментальных исследований). Моделировать физические явления и процессы. Познакомиться с видами теоретических моделей в физике. Выделять фундаментальные физические теории. Изучать физические законы как главную составляющую ядра теории. Приводить примеры основных и производных единиц СИ. Измерять физические величины с учётом погрешностей измерения. Обсуждать прямые и косвенные методы измерений физических величин. |
||||||||
2 |
2 |
Метод моделирования. Физические теории. |
|||||||||
3 |
3 |
Измерение физических величин. Международная система единиц. |
|||||||||
Основы кинематики 8 часов |
|||||||||||
4 |
1 |
Механическое движение. Перемещение. Скорость. |
Познакомиться со способами описания механического движения, с основной задачей механики. Формулировать правило определения знака проекции векторной величины. Изучать основные физические величины кинематики: перемещение, скорость, ускорение. Наблюдать относительность механического движения. Формулировать закон сложения (преобразования) скоростей. Измерять модуль перемещения, скорости, ускорения тела. Представлять результаты измерений и вычислений в виде уравнений (формул), графиков, таблиц. Записывать формулу определения средней скорости неравномерного движения, уравнение равномерного прямолинейного движения тела, уравнение равноускоренного прямолинейного движения тела. Объяснять направление вектора мгновенной скорости неравномерного движения тела. Наблюдать равномерное и равноускоренное прямолинейное движения тела. Исследовать равноускоренное прямолинейное движение (на примере свободного падения тел) и равномерное движение тела по окружности. Читать и строить графики зависимости проекции перемещения тела от времени, проекции скорости движения от времени при равномерном и равноускоренном прямолинейном движениях. Понимать смысл основных физических величин, характеризующих равномерное движение тела по окружности: периода и частоты обращения, угловой скорости, линейной скорости, центростремительного ускорения. Применять основные понятия и формулы кинематики к решению задач. |
||||||||
5 |
2 |
Относительность механического движения. |
|||||||||
6 |
3 |
Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. |
|||||||||
7 |
4 |
Ускорение. Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении |
|||||||||
8 |
5 |
Лабораторная работа№1 «Измерение модуля ускорения тела при равноускоренном прямолинейном движении.» |
|||||||||
9 |
6 |
Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. |
|||||||||
10 |
7 |
Лабораторная работа №2» Исследование равномерного движения тела по окружности» |
|||||||||
11 |
8 |
Решение задач |
|||||||||
Динамика 10 часов |
|||||||||||
12 |
1 |
Закон инерции —первый закон Ньютона. Масса тела. Способы измерения массы |
Понимать смысл таких физических моделей, как материальная точка, инерциальная система отсчёта. Наблюдать движение тел в инерциальных системах отсчёта. Наблюдать инертность тел в опыте с вращающимися металлическими цилиндрами, надетыми на стержень центробежной машины. Измерять массу тела разными способами. Приводить формулировки законов Ньютона. Использовать законы Ньютона для описания движения и взаимодействия тел в инерциальных системах отсчёта. Изучать принцип суперпозиции сил. Формулировать принцип относительности Галилея. Приводить формулировки законов Кеплера, закона всемирного тяготения, закона Гука. Изучать схему опыта Кавендиша. Различать силу тяжести и вес тела, силу трения покоя и силу трения скольжения. Объяснять и приводить примеры явления невесомости. Познакомиться с видами сил трения. Понимать смысл коэффициента трения скольжения и приводить его значения для некоторых материалов. Измерять модули сил тяжести, упругости, трения скольжения прямым и косвенным способами. Применять основные понятия, формулы и за- коны динамики к решению задач. |
||||||||
13 |
2 |
Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил |
|||||||||
14 |
3 |
Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея |
|||||||||
15 |
4 |
Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. Сила тяжести |
|||||||||
16 |
5 |
Сила упругости. Закон Гука |
|||||||||
17 |
6 |
Лабораторная работа№3 «Измерение жёсткости пружины.» |
|||||||||
18 |
7 |
Вес тела. Перегрузки. Невесомость |
|||||||||
19 |
8 |
Силы трения. |
|||||||||
20 |
9 |
Решение задач |
|||||||||
21 |
10 |
Контрольная работа № 1 по теме «Механика» |
|||||||||
Законы сохранения в механике 8 часов |
|||||||||||
22 |
1 |
Импульс тела и второй закон Ньютона. Закон сохранения импульса. Реактивное движение |
Получать и формулировать закон Ньютона в импульсной форме. Измерять импульс тела косвенным способом. Понимать смысл физической модели «замкнутая система тел», понятий «внутренние силы» и «внешние силы». Наблюдать изменения импульса тел при их упругом соударении. Объяснять реактивное движение на основе закона сохранения импульса. Записывать и анализировать формулу определения работы постоянной силы для общего случая. Характеризовать производительность машин и двигателей, используя понятие мощности. Записывать формулы определения работы силы упругости и силы тяжести. Записывать формулы определения кинетической энергии тела, потенциальной энергии взаимодействия тела и Земли, потенциальной энергии упруго деформированной пружины. Раскрывать смысл понятия «нулевой уровень потенциальной энергии» и объяснять его выбор в зависимости от конкретной физической задачи. Устанавливать связь между работой постоянной силы и изменением кинетической энергии тела, работой постоянной силы и изменением потенциальной энергии системы тел. Наблюдать изменения положения тела и потенциальной энергии, скорости движения тела и кинетической энергии. Измерять работу постоянной силы, кинетическую и потенциальную энергии косвенным способом. Применять законы сохранения импульса и полной механической энергии к решению задач |
||||||||
23 |
2 |
Механическая работа. Мощность |
|||||||||
24 |
3 |
Работа силы тяжести, силы упругости и силы трения |
|||||||||
25 |
4 |
Механическая энергия. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии |
|||||||||
26 |
5 |
Потенциальная энергия. Теорема о потенциальной энергии |
|||||||||
27 |
6 |
Закон сохранения полной механической энергии |
|||||||||
28 |
7 |
Лабораторная работа № 4» Исследование свойства сохранения полной механической энергии в замкнутой системе тел» |
|||||||||
29 |
8 |
Решение задач |
|||||||||
Статика. Законы гидро-и аэростатики 5 часов |
|||||||||||
30 |
1 |
Условия равновесия материальной точки и твёрдого тела. Виды равновесия |
Применять при объяснении равновесия тел такие физические модели, как абсолютно твёрдое тело, центр масс, центр тяжести тела. Формулировать и объяснять условие равновесия материальной точки, первое условие равновесия твёрдого тела как условие неподвижности центра масс тела, второе условие равновесия твёрдого тела, используя понятие момента силы. Приводить примеры видов равновесия твёрдых тел, простых механизмов. Формулировать условие равновесия рычага. Применять условие равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике и в быту. Подтверждать экспериментально преобразования сил и движений с помощью простых механизмов. Теоретически доказывать, что, используя простой механизм, можно выиграть или в силе, или в расстоянии (на примере наклонной плоскости). Вычислять мощность и КПД механизмов и машин. Формулировать и объяснять на основе экспериментов закон Паскаля и закон Архимеда. Объяснять опыт Торричелли по обнаружению атмосферного давления. Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида. Наблюдать и анализировать действие архимедовой силы. Измерять модуль архимедовой силы с помощью динамометра с учётом погрешностей измерений. Решать задачи на применение законов Паскаля и Архимеда. |
||||||||
31 |
2 |
Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Коэффициент полезного действия (КПД) механизмов и машин |
|||||||||
32 |
3 |
Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. |
|||||||||
33 |
4 |
Решение задач |
|||||||||
34 |
5 |
Контрольная работа № 2 по теме» Законы гидро- и аэростатики» |
|||||||||
Методы изучения тепловых явлений. Температура 3 часа |
|||||||||||
35 |
1 |
Основные положения молекулярно- кинетической теории. |
Формулировать основные положения молекулярно-кинетической теории. Рассматривать такие характеристики молекул, как размеры молекул, количество вещества, число Авогадро, относительная молекулярная масса и молярная масса. Понимать смысл и знать числовые значения постоянной Авогадро и атомной единицы массы. Наблюдать броуновское движение и явление диффузии. Объяснять взаимодействие частиц вещества на основе моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Понимать смысл таких физических моделей, как идеальный газ, термодинамическая система, равновесное состояние системы, равно- весный процесс. Анализировать модель идеального газа, исходя из статистического метода. Рассматривать составляющие термодинамического метода на примере температуры. Изучать понятие температуры как параметра равновесного состояния термодинамической системы. Измерять температуру тел термометром с учётом погрешностей измерения. Устанавливать связи между макроскопическими и микроскопическими параметрами термодинамической системы. Выражать значения температуры тела с помощью шкалы Цельсия, термодинамической шкалы температур |
||||||||
36 |
2 |
Статистический метод описания теплового движения |
|||||||||
37 |
3 |
Термодинамический метод. Температура. Шкала Цельсия. Термодинамическая шкала температур. |
|||||||||
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа 7 часов |
|||||||||||
38 |
1 |
Тепловое движение молекул газа. |
Познакомиться с опытом Штерна по измерению скоростей теплового движения частиц. Понимать смысл таких понятий, как средняя квадратичная скорость, средняя скорость, наиболее вероятная скорость, средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул газа. Объяснять тепловое движение молекул идеального газа с помощью средней кинетической энергии их поступательного движения. Описывать и объяснять условия, удовлетворяющие модели идеального газа. Анализировать основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Устанавливать связь между средней кинетической энергией поступательного движения молекул идеального газа и температурой. Знать значение постоянной Больцмана и универсальной газовой постоянной. Понимать физический смысл понятия внутренней энергии идеального газа. Объяснять изотермический, изохорный, изобарный процессы с точки зрения молекулярно-кинетической теории. Анализировать графики изопроцессов. Решать задачи на применение основного уравнения молекулярно-кинетической теории, уравнения состояния идеального газа, газовых законов |
||||||||
39 |
2 |
Основное уравнение молекулярно- кинетической теории |
|||||||||
40 |
3 |
Температура и средняя кинетическая энергия молекул. |
|||||||||
41 |
4 |
Уравнение состояния идеального газа. Внутренняя энергия идеального газа |
|||||||||
42 |
5 |
Молекулярно-кинетическая теория и газовые законы |
|||||||||
43 |
6 |
Лабораторная работа №5 «Экспериментальная проверка закона Бойля — Мариотта» |
|||||||||
44 |
7 |
Решение задач |
|||||||||
Основы термодинамики 6 часов |
|||||||||||
45 |
1 |
Внутренняя энергия термодинамической системы. Адиабатический процесс. Работа газа в термодинамике |
Приводить примеры термодинамических систем. Объяснять понятие внутренней энергии макроскопической системы с точки зрения молекулярно кинетической теории. Обсуждать равновесное состояние системы, равновесный процесс как идеализированные объекты термодинамики. Наблюдать и экспериментально исследовать изменение внутренней энергии термодинамической системы при совершении работы внешними силами, против внешних сил, а также при теплообмене. Определять работу идеального газа при изобарном процессе с помощью графиков в координатах p-V. Изучать схему опыта Джоуля. Формулировать первый закон термодинамики как закон сохранения энергии для тепловых процессов. Записывать уравнение первого закона термодинамики и формулу определения удельной теплоёмкости вещества. Применять первый закон термодинамики к объяснению изопроцессов. Рассматривать устройство и принцип действия теплового двигателя по схеме. Приводить формулировки второго закона термодинамики. Рассматривать цикл Карно как пример обратимого процесса. Находить и сравнивать КПД тепловых двигателей. Записывать формулу опреде- ления максимально возможного КПД идеального тепло -вого двигателя. Познакомиться с различными видами тепловых двигателей, их устройством и физическими основами работы. Рассматривать простейшую тепловую машину, работающую как холодильная установка. Обсуждать и оценивать экологические проблемы, связанные с использованием тепловых машин. Решать задачи на применение первого закона термодинамики, составление уравнения теплового баланса. |
||||||||
46 |
2 |
Количество теплоты. Первый закон термодинамики. |
|||||||||
47 |
3 |
Применение первого закона термодинамики к изопроцессам |
|||||||||
48 |
4 |
КПД теплового двигателя. Второй закон термодинамики. Цикл Карно |
|||||||||
49 |
5 |
Виды тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых двигателей |
|||||||||
50 |
6 |
Решение задач |
|||||||||
9. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы 6часов |
|||||||||||
51 |
1 |
Взаимные превращения жидкостей и газов |
Познакомиться с понятием фазы и фазовыми превращениями вещества. Сравнивать строение и свойства жидкостей и твёрдых тел. Рассматривать фазовые переходы, происходящие между жидкостью и газом, жидкостью и твёрдым телом. Понимать физический смысл таких понятий, как насыщенный пар, ненасыщенный пар, критическая температура, критическая изотерма, температура кипения, удельная теплота парообразования и конденсации жидкости, абсолютная и относительная влажности воздуха, температура плавления, удельная теплота плавления вещества. Измерять влажность воздуха с помощью психрометра. Вычислять относительную влажность воздуха. Обсуждать роль влажности воздуха в жизни человека. Исследовать процессы кипения воды и плавления вещества с помощью графиков. Сравнивать средние расстояния между частицами вещества в трёх его агрегатных состояниях. Наблюдать и объяснять анизотропию свойств монокристаллов, изотропию свойств поликристаллов. Познакомиться с типами кристаллических решёток, видами твёрдых тел (по характеру расположения частиц). Изучать модели кристаллических решёток, рост кристаллов. Решать задачи на определение основных физических величин, характеризующих фазовые переходы. |
||||||||
52 |
2 |
Влажность воздуха |
|||||||||
53 |
3 |
Лабораторная работа №6 «Измерение относительной влажности воздуха» |
|||||||||
54 |
4 |
Кристаллические и аморфные тела. Плавление и кристаллизация. |
|||||||||
55 |
5 |
Решение задач |
|||||||||
56 |
6 |
Контрольная работа № 3 по теме « Агрегатные состояния вещества» |
|||||||||
10. Электромагнитное поле. Напряжённость электростатического поля 5 часов |
|||||||||||
57 |
1 |
Электрический заряд и его свойства. |
Обсуждать особенности электростатического поля как частного случая проявления электромагнитного поля в выбранной системе отсчёта. Анализировать свойства электрического заряда. Применять физическую модель «точечный заряд» при изучении электрических взаимодействий покоящихся заряженных тел. Формулировать закон сохранения электрического заряда. Изучать закон сохранения электрического заряда в замкнутой системе с помощью электрометров. Анализировать схему устройства крутильных весов Кулона. Определять направления векторов кулоновских сил. Наблюдать силовое действие электростатического поля на внесённый в него электрический заряд. Объяснять направление вектора напряжённости электростатического поля в произвольной точке поля. Обсуждать свойства знаковой модели электростатического поля — линий напряжённости — и применять её при анализе картин электростатических полей. Решать задачи на определение силовых характеристик электростатического поля |
||||||||
58 |
2 |
Закон Кулона- основной закон электростатики |
|||||||||
59 |
3 |
Напряжённость электростатического поля. |
|||||||||
60 |
4 |
Линии напряжённости электростатического поля. |
|||||||||
61 |
5 |
Решение задач |
|||||||||
11. Разность потенциалов. Энергия электростатического поля 7 часов |
|||||||||||
62 |
1 |
Потенциальная энергия заряда в однородном электростатическом поле. |
Понимать физический смысл и записывать формулы определения энергетических характеристик электростатического поля: потенциальной энергии взаимодействия электрических зарядов, потенциала, разности потенциалов (напряжения). Показывать, что однородное электростатическое поле обладает энергией (косвенно на опыте) и работа сил однородного электро- статического поля не зависит от формы траектории движущегося заряда. Измерять разность потенциалов между двумя проводниками с помощью электрометра. Устанавливать связь между напряжённостью электро- статического поля и напряжением. Обсуждать свойство эквипотенциальных поверхностей. Познакомиться со схемой опыта, доказывающего существование свобод -ных носителей заряда в металлах. Приводить примеры проводников и диэлектриков. Наблюдать явление электростатической индукции, способ электризации через влияние, явление поляризации диэлектрика, находящегося в электростатическом поле. Понимать смысл физической величины «диэлектрическая прони -цаемость вещества» и находить по таблицам её значе- ния для разных диэлектриков. Записывать формулы определения электроёмкости уединённого конденса -тора, электроёмкости конденсатора с диэлектриком. Исследовать экспериментально зависимость электро -ёмкости плоского конденсатора от расстояния между пластинами, площади пластин и заполняющей конденсатор среды. Решать задачи на определение энергетических характеристик однородного электро -статического поля, параметров конденсаторов |
||||||||
63 |
2 |
Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. |
|||||||||
64 |
3 |
Связь между напряжённостью электростатического поля и напряжением. |
|||||||||
65 |
4 |
Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. |
|||||||||
66 |
5 |
Электрическая ёмкость. Конденсаторы. |
|||||||||
67 |
6 |
Решение задач. |
|||||||||
68 |
7 |
Контрольная работа № 4 по теме « Разность потенциалов. Энергия электростатического поля» |
Учебно-методический комплект
1. Рабочая программа по физике. 10–11 классы (авторы: Л .С. Хижнякова, А. А. Синявина, В. В. Кудрявцев, С. А. Холина).
2. Физика. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебник (авторы: Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина, С. А. Холина и др.)
3. Физика. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Электронная форма учебника (авторы: Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина, С. А. Холина и др.).
4. Физика. 10 класс. Методическое пособие (авторы: А. А. Синявина, С. А. Холина, В. В. Кудрявцев).
5. Физика. 10 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Учебное пособие (авторы: А. А. Синявина, С. А. Холина, В. В. Кудрявцев).
6. Физика. 10 класс. Тетрадь для лабораторных работ (авторы: А. А. Синявина, С. А. Холина, В. В. Кудрявцев).
9. Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4.Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.