12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трунтаева Светлана Юрьевна1360
Россия, Липецкая обл.

Пояснительная записка

Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. Дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Цели изучения физики:

освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента;

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В задачи обучения физике входят:

развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные направленные на:

развитие интеллекта;

использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;

формирование у учащихся физического образа окружающего мира.

формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.

Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса.

Обучение физике в школе служит общим целям образования и воспитания личности: вооружить учащихся знаниями, необходимыми для их развития; готовить их к практической работе и продолжению образования; формировать научное мировоззрение, базовые и ключевые компетенции: информационно-технические и коммуникативные.

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума физического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

Закон РФ от 29 декабря 2012 №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".» Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 "N 99-ФЗ", от 07.06.2013 "N 120-ФЗ", от 02.07.2013 "N 170-ФЗ", от 23.07.2013 "N 203-ФЗ", от 25.11.2013 "N 317-ФЗ", от 03.02.2014 "N 11-ФЗ", от 03.02.2014 "N 15-ФЗ", от 05.05.2014 "N 84-ФЗ", от 27.05.2014 "N 135-ФЗ", от 04.06.2014 "N 148-ФЗ", от 28.06.2014 "N 182-ФЗ", от 21.07.2014 "N 216-ФЗ", от 21.07.2014 "N 256-ФЗ", от 21.07.2014 "N 262-ФЗ", от 31.12.2014 "N 489-ФЗ", от 31.12.2014 "N 500-ФЗ", с изм., внесенными Федеральным "законом" от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2016-2017 учебный год, утвержден приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г (о внесении изменений №1577, №1578 от 31.12.2015г, )

Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69).

Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике рекомендованная Министерством образования и науки РФ 2004 года.

Инструктивно-методическое письмо Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «физики)» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2016-2017учебном году»;

Основная образовательная программа МБОУ им. Л.Н.Толстого (утверждена приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 30.08.2011г. №246 в ред. приказов №241-о от 30.08.2012г, №260-о от 30.08.2013г, №242-о от 29.08.2014г, №260-о от 28.08.2015г).

Календарный учебный график МБОУ им.Л.Н.Толстого на 2016-2017 уч.г. (утвержден приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от).

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (утверждено Приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 29.08.2014г №247)

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Е. М. Гутник из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

В авторскую программу Перышкина А. В. внесены следующие изменения: увеличено количество часов на изучение тем

«Механические колебания» на 2 часа для более детального изучения темы, так как данный материал является одним из наиболее трудных для учащихся;

«Строение атома и атомного ядра» на 3 часа: добавлены уроки на рассмотрение вопросов об экологических проблемах атомной энергетики и детальное рассмотрение темы «Радиоактивные превращения».

Часы добавлены за счет резерва, предусмотренного программой.

Количество часов по учебному плану 70 (2 часа в неделю).

Количество часов по программе 70 (2 часа в неделю) из них 6 лабораторных работ и 6 контрольных работ.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Формы занятий: уроки – лекции, уроки – практикумы, зачеты, урок – защита проектов, контрольные работы, уроки – семинары, уроки – игры.

Урок – лекция – излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

Урок – исследование – на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок – предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок – игра – на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач – вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач.

Урок – самостоятельная работа – предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – контрольная работа – урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок – лабораторная работа – проводится с целью комплексного практического применения знаний.

Формы контроля: самостоятельные работы, тесты, карточки, контрольные работы, физический диктант, практические задания, компьютерные тесты, творческие домашние задания. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, информационно-развивающий, частично поисковый, творческий, проблемно-поисковый, репродуктивный, исследовательский.

Используется учебник физики для 9 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «Физика. 9 класс» Перышкин А. В, Гутник Е. М. – М.: Дрофа, 2007 г.

Содержание программы

Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)

Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Скорость равноускоренного движения.

Перемещение при равноускоренном движении.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Свободное падение

Закон Всемирного тяготения.

Криволинейное движение

Движение по окружности.

Искусственные спутники Земли. Ракеты.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Движение тела брошенного вертикально вверх.

Движение тела брошенного под углом к горизонту.

Движение тела брошенного горизонтально.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Измерение ускорения свободного падения.

Контрольные работы.

Кинематика.

Основы динамики.

Школьный компонент.

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.

Экономия энергоресурсов при использовании в практике явления инерции.

Гравитационные пылеосадочные камеры.

ИЗС для глобального изучения влияния деятельности человека на природу планеты.

Проблемы космического мусора.

Центробежные очистители.

Мировые достижения в освоении космического пространства.

В результате изучения курса физики в 9 классе по теме «Законы взаимодействия и движения тел» обучающиеся должны:

знать:

понятия: материальная точка, система отсчета, перемещение, скорость, ускорение, мгновенная и средняя скорости, импульс, изменение импульса.

законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса;

формулы вычисления скорости, ускорения и перемещения при равномерном и равноускоренном движении;

формулы вычисления силы, массы тела и ускорения, используя законы Ньютона;

формулы вычисления импульса тела, изменения импульса.

уметь:

определять вид движения, строить графики зависимости кинематических величин скорости и пути от времени при равномерном и равноускоренном движении;

уметь применять знания для объяснения явления свободного падения, движения ракеты, искусственных спутников Земли;

измерять величину ускорения свободного падения практическим путем.

Механические колебания и волны. Звук (13 часов)

Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.

Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Распространение звука.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Фронтальная лабораторная работа.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Контрольная работа.

3. Механические колебания и волны.

Школьный компонент

Шумовое загрязнение среды. Последствия и пути его преодоления. Ультразвук. Ультразвуковая очистка воздуха.

Вредное влияние вибраций на человеческий организм.

В результате изучения курса физики в 9 классе по теме «Механические колебания и волны. Звук» обучающиеся должны:

знать:

понятия: колебательное движение, амплитуда, частота, период колебания, скорость волны, длина волны, высота и громкость звука;

формулы для вычисления периода и частоты колебания, длины волны, скорости распространения волны;

применение изучаемых явлений и свойств в технических устройства – камертон, рупор.

уметь:

объяснять процесс колебания тела на подвесе и пружине, процесс возникновения и распространения волн; объяснять зависимость громкости и высоты звука от характеристик волны;

определять вид колебания;

уметь применять формулы для решения расчетных задач по определению скорости волны, периода и частоты колебания, длины волны;

уметь строить графики колебания и волны, а также по графикам определять период колебания, длину волны и составлять уравнение колебательного движения;

применять знания о свойствах волн для объяснения явлений отражения волн, явления эхо,

Электромагнитное поле (11 часов)

Взаимодействие магнитов.

Магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

Электродвигатель.

Электрогенератор.

Свет – электромагнитная волна.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство трансформатора. Передача электрической энергии. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Фронтальная лабораторная работа.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Контрольная работа.

4. Электромагнитное поле.

Школьный компонент

Влияние магнитного поля на биологические объекты.

Электродвигатель. Преимущество электротранспорта.

В результате изучения курса физики в 9 классе по теме «Электромагнитное поле» обучающиеся должны:

знать:

понятия: магнитное поле, однородное и неоднородное поле, магнитная индукция, магнитный поток, электромагнитное поле, электромагнитное поле и волна, электромагнитная индукция;

направление магнитной индукции, правило «буравчика», правило левой руки для определения направления магнитных сил;

формулы для вычисления магнитного потока, силы Ампера и Лоренца;

способы изучения магнитного поля с помощью магнитной стрелки и метода магнитных линий;

устройство генератора переменного тока, принципа получения электроэнергии и преобразование энергии на основных типах электростанций.

уметь:

решать расчетные задачи на вычисление магнитного потока, магнитной индукции, силы Ампера и силы Лоренца;

изображать магнитные поля разных источников с помощью магнитных линий, определять их направление и направление электрического тока;

Строение атома и атомного ядра (14 часов)

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.

Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.

Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.

Заряд ядра. Массовое число ядра.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.

Энергия связи частиц в ядре.

Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

Использование ядерной энергии. Дозиметрия.

Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Атомная энергетика. Термоядерные реакции.

Биологическое действие радиации.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Фронтальные лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Контрольная работа.

5. Строение атома и атомного ядра.

Школьный компонент

Опасность ионизирующей радиации. Естественный радиоактивный фон.

АЭС и их связь с окружающей средой.

Экологические проблемы ядерной энергетики (безопасное хранение радиоактивных отходов, степень риска аварий на атомных электростанциях).

Лучевая болезнь.

Ядерная война – угроза жизни на Земле.

В результате изучения курса физики в 9 классе по теме «Строение атома и атомного ядра» обучающиеся должны:

знать:

понятия: радиоактивность, виды радиоактивного излучения, зарядовое и массовое числа, протон, нейтрон, ядерная реакция, энергия связи в атомном ядре;

строение атома и атомного ядра;

правила смещения, закон сохранения зарядового и массового чисел;

процессы: радиоактивного излучения, ядерных реакций деления и синтеза;

методы наблюдения и регистрации заряженных частиц;

экологические проблемы, связанные с работой атомных электростанций.

уметь:

объяснять на основе планетарной модели состав атомов химических элементов, различия в свойствах радиоактивных излучений, процесс деления атомных ядер;

решать расчетные задачи с использованием правил смещения; рассчитывать энергию связи атомных ядер;

записывать ядерные реакции; определять состав ядра по таблице Менделеева.

Итоговое повторение (6 часов)

6. Итоговая контрольная работа.

учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на

уроки

контрольные работы

лабораторные, практические работы

зачеты

 

Законы взаимодействия и движения тел

26

22

2

2

 

 

Механические колебания и волны. Звук

13

11

1

1

 

 

Электромагнитное поле

11

9

1

1

 

 

Строение атома и атомного ядра

14

11

1

2

 

 

Итоговое повторение

6

5

1

   

Всего – 70 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики в 9 классе ученик должен

знать/понимать

смысл понятий:

Механическое движение. Относительность движения.  Инерция. Взаимодействие тел. Реактивное движение. Механические колебания и волны. Звук. Магнитное поле тока. Радиоактивность. Атом. Атомное ядро. Ионизирующие излучения. 

смысл физических величин:

Путь. Скорость. Ускорение. Масса. Плотность. Сила. Импульс. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Период полураспада.

смысл физических законов:

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон сохранения импульса. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механиче­ские колебания и волны, действие магнитного по­ля на проводник с током, электромагнит­ную индукцию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка време­ни, силы;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от вре­мени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от си­лы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна­родной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графи­ков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспорт­ных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

оценки безопасности радиационного фона.

Владеть компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования.

Решать следующие жизненно-практические задачи: практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

В результате изучения курса физики ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов;

оценки безопасности радиационного фона.

Литература и средства обучения.

Учебно-методический комплекс для учащихся.

Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика, 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007 г.

Перышкин А. В. Сборник задач по физике 7-9 классы. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010 г.

Губанов В. В. Лабораторные работы и контрольные задания по физике: Тетрадь для учащихся 9-го класса. – Саратов, Лицей, 2010 г.

Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс» / Р. Д. Минькова, В. В. Иванова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009 г.

Литература для учителя.

Тесты по физике 7-9 классы. Волков В. А. – М.: ВАКО, 2010 г.

Сборник задач по физике 7-9 классы. Лукашик В. И., Иванова Е. В. – М., Просвещение, 2003 г.

Сборник задач по курсу физики с решениями. Трофимова Т. И., Павлова З. Г. – М., Высшая школа, 1999 г.

Сборник задач по физике, 9-11. Рымкевич А. П., Рымкевич П. А: – М., Просвещение, 2002 г.

Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003 г.

Физика. Тесты. 7-9 классы. Учебн.-метод. пособие. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. – М.: Дрофа, 2000 г.

Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й кл.: к учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». Минькова Р. Д. – М.: Экзамен, 2003 г.

Физика. Задачник. 9-11 кл. / О. Ф. Кабардин., В. А. Орлов, А. Р. Зильберман. – М.: Дрофа, 2001 г.

100 игр по физике. Ланина И. Я. – М.: Просвещение, 1995 г.

Физика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011. / Монастырский Л. М. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010 г.

ГИА 2011. Физика: сборник заданий: 9 класс. / Н. К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2010 г.

Физика. 9 класс: дидактические материалы. Марон А. Е., Марон Е. А. – М.: Дрофа. 2002 г.

Физика. 9 класс. Контрольные работы в новом формате. Годова И. В. – М.: «Интеллект-центр». 2011 г.

Контрольно-измерительные материалы. Физика. 9 класс. Сост. Н. И. Зорин. – М.: ВАКО, 2011 г.

Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 8 класс». Громцева О. И. – М.: «Экзамен», 2010 г.

Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С. В. Громова и А. В. Пёрышкина: 9 класс. Волков В. А. – М.: ВАКО. 2007 г.

Физика. 9 класс: диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты). Авт.-сост. В. С. Лебединская. – Волгоград: Учитель, 2010 г.

Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». Громцева О. И. – М.: «Экзамен», 2010 г.

Дополнительная литература.

Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

Журнал «Физика в школе»

Енохович А. С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1989.

Занимательная физика. Я. И. Перельман. В двух частях. – М.: Наука, 1982 г.

Занимательные опыты по физике. Л. А. Горев. – М.: Просвещение, 1985 г.

Физика. Все законы и формулы в таблицах. 7-11 кл. Моркотун В. Л. – М.: ВЛАДОС, 2007 г.

Физика в формулах и схемах. Сост. Малярова О. В. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2003 г.

Средства обучения.

Персональный компьютер и мультимедийный проектор.

Таблицы по физике 9 класс.

Демонстрационные и лабораторные приборы (номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования. Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся).

Компьютерные диски: «Уроки физики КиМ», «Библиотека наглядных пособий по физике», «Физика. 7-11 класс. Практикум» (ФИЗИКОН. 2004 г).

Перечень демонстрационного оборудования.

Механика

1. Держатели со спиральными пружинами.

2. Комплект пружин для демонстрации волн.

3. Комплект «Вращение».

4. Камертоны на резонансных ящиках с молоточком.

5. Трубка Ньютона.

6. Прибор для демонстрации независимости действия сил.

7. Прибор для записи колебательного движения.

8. Прибор для демонстрации распространения волн.

9. Прибор для демонстрации законов механики.

10. Прибор для демонстрации закона сохранения импульса.

11. Прибор для демонстрации закона сохранения энергии.

12. Тележки легкоподвижные с акселерометрами.

13. Трибометр демонстрационный.

14. Маятник Максвелла.

15. Тележка самодвижущаяся с программным управлением.

16. Модель системы отсчета.

Электромагнитное поле

1. Катушка для демонстрации магнитного поля тока (на поставке со столиком).

2. Прибор для изучения магнитного поля Земли.

3. Прибор для изучения правила Ленца.

4. Катушка дроссельная.

5. Магнитная стрелка на подставке.

6. Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов.

7. Трансформатор.

8. Комплект приборов для демонстрации свойств электромагнитных волн.

9. Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле.

10. Конденсатор демонстрационный.

11. Конденсатор разборный.

12. Батарея конденсатора, 60 мкФ.

13. Электромагнит разборный.

14. Спектроскоп.

15. Скамья оптическая ФОС с принадлежностями.

16. Набор по дифракции, интерференции и поляризации света.

17. Прибор для изучения законов геометрической оптики.

18. Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи.

Строения атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

1. Панель с газоразрядным счетчиком.

2. Дозиметр.

3. Модель для демонстрации рассеяния α-частиц.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Работа № 1. Штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, шарик, измерительная лента, желоб лабораторный металлический.

Работа № 2. Прибор для изучения движения тел, штатив с муфтой и лапкой, миллиметровая и копировальная бумага.

Работа № 3. Штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см, секундомер.

Работа № 4. Миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником, реостат, ключ, соединительные провода, модель генератора переменного тока.

Работа № 5. Фотография треков заряженных частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана.

Работа № 6. Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

План.

Факт.

Законы взаимодействия и движения тел – 26 часов.

1/1

Вводный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчёта.

1

   

2/2

Перемещение. Путь. Траектория.

1

   

3/3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

   

4/4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

   

5/5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

   

6/6

Решение задач.

1

   

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

   

8/8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

   

9/9

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

   

10/10

Решение задач.

1

   

11/11

Контрольная работа № 1 «Кинематика».

1

   

12/12

Относительность движения.

1

   

13/13

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

1

   

14/14

Второй закон Ньютона.

1

   

15/15

Третий закон Ньютона.

1

   

16/16

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

   

17/17

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения». Решение задач.

1

   

18/18

Закон всемирного тяготения.

1

   

19/19

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

   

20/20

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

   

21/21

Решение задач (на движение по окружности).

1

   

22/22

Искусственные спутники.

1

   

23/23

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

   

24/24

Реактивное движение. Ракеты.

1

   

25/25

Решение задач.

1

   

26/26

Контрольная работа № 2 «Основы динамики».

1

   

Механические колебания и волны. Звук – 13 часов.

1/27

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

1

   

2/28

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

   

3/29

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

1

   

4/30

Гармонические колебания.

1

   

5/31

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1

   

6/32

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные.

1

   

7/33

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

   

8/34

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач.

1

   

9/35

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

   

10/36

Звуковые волны. Скорость звука.

1

   

11/37

Отражение звука. Эхо. Решение задач.

1

   

12/38

Обобщающий урок «Механические колебания и волны»

1

   

13/39

Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны. Звук».

1

   

Электромагнитное поле – 11 часов.

1/40

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

   

2/41

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

   

3/42

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

   

4/43

Индукция магнитного поля.

1

   

5/44

Магнитный поток.

1

   

6/45

Явление электромагнитной индукции.

1

   

7/46

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

   

8/47

Получение переменного электрического тока.

1

   

9/48

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

   

11/49

Электромагнитная природа света. Обобщение темы «Электромагнитное поле».

1

   

12/50

Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле».

1

   

Строение атома и атомного ядра – 14 часов.

1/51

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1

   

2/52

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

   

3/53

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

   

4/54

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

   

5/55

Открытие протона. Открытие нейтрона.

1

   

6/56

Состав атомного ядра. Зарядовое число.

1

   

7/57

α-, β-распад. Ядерные силы.

1

   

8/58

Энергия связи. Дефект масс.

1

   

9/59

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

1

   

10/60

Ядерный реактор. Лабораторная работа № 6 «Изучение треков зараженных частиц по готовым фотографиям».

1

   

11/61

Атомная энергетика. Биологическое действие радиации.

1

   

12/62

Термоядерная реакция.

1

   

13/63

Повторительно-обобщающий урок по теме «Строение атома и атомного ядра».

1

   

14/64

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра».

1

   

Итоговое повторение – 6 часов.

1/65

Повторение «Основы механики»

1

   

2/66

Повторение «Тепловые явления»

1

   

5/67

Повторение «Строение атома»

1

   

6/68

Итоговая контрольная работа.

1

   

Всего – 68 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К знаниям и умениям учащихся

В результате изучения элективного курса ученик дол­жен

используя теоретические модели, объяснять физические явления:

указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов, теорий:

выдвигать гипотезы о связи физических величин на основе наблюдений и измерений, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез.

Знать назначение физических приборов и уметь ими пользоваться.

Приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений: закон сохранения импульса; закон сохранения энергии; существование электромагнитных волн; свет – электромагнитная волна; связь массы и энергии;

уметь правильно формулировать физические законы;

использовать их в конкретных условиях при решении задач;

определять физические понятия и величины, основные физические законы;

применять знания, полученные при изучении математики, при решении физических задач, применять знания одних разделов курса физики к решению задач из других разделов, хорошо знать единицы физических величин.

1.7. Измерять

1.7.2. фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы;

2.Владеть основными понятиями и законами физики.

2.1. Соотносить указанные в «Обязательном минимуме содержания…» понятия с теми свойствами (особенностями) тел и процессов, для характеристики которых они введены в физику.

2.2. Раскрывать смысл физических законов и принципов, указанных в «Обязательном минимуме содержания…»:

2.2.1. закон Ома для участка цепи, закон электромагнитной индукции, законы геометрической оптики;

2.2.3. взаимосвязь массы и энергии;

2.3. Вычислять:

2.3.1. скорость и путь при равноускоренном движении;

2.3.2. центростремительное ускорение;

2.3.4. ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;

2.3.5силу тока, напряжение, сопротивление в электрических цепях;

2.3.6. силу, действующую на движущийся электрический заряд или на проводник с током в магнитном поле;

2.3.9. длину волны по скорости ее распространения и частоте;

2.3.11. энергетический выход простейших ядерных реакций по известным массам взаимодействующих частиц и продуктам реакций.

2.4. Определять:

2.4.1. вид движения электрического заряда в однородных электрическом и магнитном полях;

2.4.3. продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

2.4.4. состав ядра по его заряду и массовому числу.

2.5. Описывать преобразование энергии при:

2.5.1. протекании электрического тока по проводнику;

2.5.2. свободных колебаниях в колебательной системе;

2.5.4. работе электрогенератора, химических источников тока, солнечных батарей;

2.5.5. работе ядерных реакторов.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах. Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.