12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Цинадзе Олеся Валентиновна94
Учитель физики, работаю по профессии с 2002 года
Россия, Московская обл., Дзержинский


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №____

от______ _______2022 г.

Руководитель МО

__________ /Цинадзе О.В./



‹‹Согласовано››

Зам. директора по УВР


________/ Баринова И.В./


‹‹_____›› _______ 2022 г.

‹‹Утверждаю››

Приказ № _______

от _____ _________ 2022 г

Директор МБОУ ‹‹Гимназия №4››


____________/ Шувалова И.А./

.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физике

для 9А,Б,В класса

на 2022-2023 учебный год


Уровень образования: основное общее


Срок реализации: 1 год




Составила: Цинадзе Олеся Валентиновна

учитель физики высшей квалификационной категории

















г.о. Дзержинский


год составления 2022





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 N 287

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №4»,

учебного плана МБОУ «Гимназия №4»,

авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин Физика. 7-9 классы. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл./ сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2014.);

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.



Общая характеристика курса

Школьный курс физики системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как «природное явление», «эмпирически установленный факт», «проблема», «гипотеза», «теоретический вывод», «результат экспериментальной проверки»; понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

В процессе обучения физики обеспечивается формирование у школьников естественнонаучной грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций. Схема естественнонаучной грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций (потребность — цель — способ — результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема естественнонаучной грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметные задачи в курсе физики в формате PISA позволяют формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Изучение физики на базовом уровне ориенти­ровано на обеспечение общеобразовательной и об­щекультурной подготовки выпускников. Содержа­ние базового курса позволяет использовать знания о физических объектах и процессах для обеспечения безопасности при обращении с приборами и тех­ническими устройствами; для сохранения здоро­вья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; для принятия решений в по­вседневной жизни. В курсе физики отражён вклад советских и российских учёных в развитие науки.

Место курса в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит: 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, по 68 часов в год.


Содержание курса физики в 9 классе

Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механические колебания и волны. Звук

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Электромагнитное поле

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной

Состав, строение и происхождение Солнечной системы, большие и малые тела Солнечной системы. Строения, излучения и эволюция Солнца и Звёзд, Строение и эволюция Вселенной.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
содержания курса

В примерной программе по физике для 79 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами изучения курса физики в 9 классе являются:

понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, периода колебаний маятника от его длины, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии);

понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется; понимать роль эксперимента в получении научной информации; проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений. Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин; проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений; анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни; использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений; самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов; воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Выпускник научится:

распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук); описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета; решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука,) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.); находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света; анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях; решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света); на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

пользовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов; использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома; описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра; приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы; приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования; понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд; понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:

указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба; различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой; различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.













Тематическое планирование 9 класс


Раздел

Тема

Количество

часов

В том числе, контр. раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)


"Могучие силы сомкнуло в миры..."

3






Фаза постановки и решения системы учебных задач

I

Законы движения и взаимодействия тел

19

1

II

Механические колебания и волны. Звук

10

1

III

Электромагнитное поле

18

1

IV

Строение атома и атомного ядра. Атомная энергия

12

1





Рефлексивная фаза


Обобщающее повторение

4

1

V

Строение и эволюция Вселенной

2


Итого


68

5

Учебно-методическое оснащение учебного процесса


1. Марон, А. Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7–9 классы / А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский. – М. : Дрофа, 2013.

2. Перышкин, А. В. Сборник задач по физике : 7–9 кл. : к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А. В. Перышкин ; сост. Н. В. Филонович. М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011.

3. Перышкин, А. В. Физика. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – М. : Дрофа, 2013.











Календарно-тематический план 9 класс


п/п

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этап учебной деятельности/форма работы

Характеристика основных видов деятельности (предметный результат)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Дата по плану

Дата по факту

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)



"Могучие силы сомкнуло в миры..."

3 ч


1


Механическое движение. Силы в природе

Повторение понятий и положений курса 7–8 классов: механическое движение, траектория, путь, скорость, силы электромагнитной и гравитационной природы

Проведение стартовой работы. Коррекция знаний и способов действий

Приводят примеры прямолинейного и криволинейного движения, объясняют причины изменения скорости тел, вычисляют путь, скорость и время прямолинейного равномерного движения

Умеют заменять термины определениями. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Осознают свои действия. Умеют задавать вопросы и слушать собеседника. Владеют вербальными и невербальными средствами общения

02.09


2


Электрические и магнитные явления

Повторение понятий и положений курса 8 класса: электрический заряд, два вида электрических зарядов, электрический ток, постоянные магниты, электромагниты

Проведение стартовой работы. Коррекция знаний и способов действий

Объясняют электрические и магнитные явления. Описывают действия электрического тока, применяют закон Ома, вычисляют работу и мощность электрического тока

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания

03.09


3


"Могучие силы сомкнуло в миры..."

Задачи "на разрыв": различия в траектории движения под действием одних и тех же сил, взаимосвязь электрических и магнитных явлений

Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний"

Приводят примеры явлений, причины которых им неизвестны. Выбирают направление и тему исследований на предстоящий год

Структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Самостоятельно формулируют познавательную цель, предвосхищают результат и уровень усвоения

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют функции участников и способы взаимодействия

09.09


Личностные результаты освоения темы: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива


Фаза постановки и решения системы учебных задач



Законы движения и взаимодействия тел

19 ч


4

1-3

Механическое движение

Материальная точка, система отсчета, перемещение. Векторные величины, проекции векторов на координатные оси. Определение координаты движущегося тела.

Вводный урок - постановка и решение общей учебной задачи

Изображают траекторию движения тела в разных системах отсчета. Схематически изображают направление скорости и перемещения тела, определяют его координаты

Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

10.09


5

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Графики зависимости модуля и проекции вектора скорости от времени. Формулы для вычисления перемещения и координаты тела

Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия

Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.

Определяют пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени

Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Работают в группе

16.09.


6

5-6

Прямолинейное равноускоренное движение

Мгновенная скорость, ускорение, равноускоренное движение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Графики зависимости проекций скорости и ускорения от времени

Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач

Определяют пройденный путь и ускорение тела по графику зависимости скорости прямолинейного равноускоренного движения тела от времени

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Работают в группе

17.09.


7

7-8

Прямолинейное равноускоренное движение

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении с начальной скоростью и из состояния покоя.

Решение заданий в формате PISA

Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия


Рассчитывают путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела

Умеют выводить следствия из имеющихся данных. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

23.09


8

9

Относительность движения

Системы отсчета. Относительность движения. Определение характеристик прямолинейного равномерного и равноускоренного движения в разных системах отсчета

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Приводят примеры относительности механического движения. Рассчитывают путь и скорость движения тела в разных системах отсчета

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Работают в группе

24.09


9

10-12

Законы Ньютона

ИСО. Первый, второй и третий законы Ньютона

Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия

Приводят примеры инерциальных и неинерциальных систем отсчета. Измеряют силу взаимодействия двух тел.

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

30.09.


10

10-12

Законы Ньютона

Решение задач с применением законов Ньютона. Движение тел под действием силы трения, силы упругости, архимедовой силы и силы тяжести. Движение по горизонтальной и наклонной плоскости

Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач

Вычисляют ускорение, массу и силу, действующую на тело, на основе законов Ньютона. Составляют алгоритм решения задач по динамике

Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия

01.10


11

13-14

Свободное падение тел

Свободное падение. Ускорение свободного падения. Вычисление проекции скорости и перемещения свободно падающего тела в любой момент времени. Уравнение движения по вертикали

Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач

Вычисляют координату и скорость тела в любой момент времени при движении по вертикали под действием только силы тяжести

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

07.10.


12

13-14

Движение тел под действием силы тяжести

Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Уравнения движения тела. Высота и дальность полета. Баллистика. Задачи на определение места и времени

"встречи" (столкновения) тел.

Решение заданий в формате PISA

Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач


Вычисляют координату и скорость тела в любой момент времени при движении под действием силы тяжести в общем случае

Выражают структуру задачи разными средствами. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

8.10.


13

15

Закон всемирного тяготения

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения в разных точках Земли и на других небесных телах

Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия

Измеряют ускорение свободного падения и силу всемирного тяготения

Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи

Сличают свой способ действия с эталоном

Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию

14.10.


14

17-18

Движение по окружности

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение

Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия

Измеряют центростремительное ускорение. Вычисляют период и частоту обращения. Наблюдают действие центробежных сил

Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Умеют выводить следствия из имеющихся данных

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

15.10.


15

19

Искусственные спутники Земли

Движение в гравитационном поле. Спутники Солнца и планет. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. Роль гравитационного поля в формировании звезд и планетных систем.

Решение заданий в формате PISA

Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач


Вычисляют скорость движения ИСЗ в зависимости от высоты над поверхностью Земли. Наблюдают естественные спутники планет Солнечной системы

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста

Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

21.10.


16

20

Импульс тела. Закон сохранения импульса

Импульс тела. Векторная сумма импульсов тел замкнутой системы. Закон сохранения импульса

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий

Определяют направление движения и скорость тел после удара. Приводят примеры проявления закона сохранения импульса

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

22.10.


17

21

Реактивное движение

Проявления закона сохранения импульса в природных явлениях. Реактивные двигатели. Ракетные двигатели. Реактивное движение в воздушном и безвоздушном пространстве

Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач

Наблюдают реактивное движение. Объясняют устройство и принцип действия реактивного двигателя. Приводят примеры применения реактивных двигателей

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

05.11.


18

22

Закон сохранения механической энергии

Потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия системы тел. Вывод закона сохранения механической энергии. Использование закона при решении задач

Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия

Наблюдают движение и взаимодействие тел, объясняют происходящие при этом превращения энергии. применяют закон сохранения энергии при решении задач

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

11.11.


19

20-22

Решение задач по теме "Законы движения и взаимодействия тел"

Прямолинейное и криволинейное движение. Графики зависимости скорости и координаты тела от времени. Определение траектории, расчет ускорения, скорости, пути и времени движения в случае действия одной и нескольких сил.

Решение заданий в формате PISA

Комплексное применение освоенных ЗУН и СУД


Знают смысл законов Ньютона, применяют их для объяснения механических явлений и процессов. Понимают смысл прямой и обратной задач механики, знают алгоритм их решения

Восстанавливают ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением существенной для решения информации

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

12.11.


20

10-12, 20-22

Законы движения и взаимодействия тел

Применение законов Ньютона и законов сохранения импульса и энергии при решении задач. Классификация задач по способам решения

Обобщение и систематизация знаний. Работа с

"картой знаний"

Умеют описывать и объяснять упругий и неупругий удары, применять законы сохранения импульса и энергии при решении задач

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

18.11.


21

10-12, 20-22

Законы движения и взаимодействия тел

Применение законов Ньютона и законов сохранения импульса и энергии при решении задач. Классификация задач по способам решения

Коррекция знаний и способов действий. Формирование разных способов и форм действия оценки

Применяют законы Ньютона, законы сохранения импульса и энергии при решении задач. Умеют правильно определять величину и направление действующих на тело сил

Структурируют знания. Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Осознают качество и уровень усвоения

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

19.11.


22


Контрольная работа по теме "Законы движения и взаимодействия тел"

Законы Ньютона. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. Закон всемирного тяготения. Прямолинейное и криволинейное движение тел

Контроль

Демонстрируют умение описывать и объяснять механические явления, решать задачи на определение характеристик механического движения

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Оценивают достигнутый результат

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

25.11.


Личностные результаты освоения темы: позитивная моральная самооценка; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация; ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива



Механические колебания и волны. Звук

10 ч


23

23-24

Колебательное движение. Свободные колебания

Колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, фаза и частота колебаний

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий

Наблюдают свободные колебания. Исследуют зависимость периода колебаний маятника от амплитуды колебаний

Строят логические цепи рассуждений. Умеют заменять термины определениями

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

26.11.


24

25

Гармонические колебания

Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза гармонических колебаний. Пружинный и математический маятники

Решение учебной задачи, открытие нового способа действий

Исследуют зависимость периода колебаний маятника от его длины. Определяют ускорение свободного падения с помощью математического маятника

Выделяют и формулируют познавательную цель. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

2.12.


25

26-27

Вынужденные колебания. Резонанс

Затухание свободных колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Применение и предотвращение резонанса в различных механических устройствах. Гашение колебаний

Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Исследуют колебания груза на пружине. Наблюдают явление резонанса. Рассматривают и объясняют устройства, предназначенные для усиления и гашения колебаний

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

03.12.


26

23-27

Колебательные системы

Колебательные системы в природе, в быту и технике. Расчет характеристик колебательного движения: частоты, периода и амплитуды колебаний.

Решение заданий в формате PISA

Обобщение и систематизация знаний. Работа с

"картой знаний"


Объясняют устройство и принцип применения различных колебательных систем. составляют общую схему решения задач по теме

Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

09.12.


27

28-29

Волны

Распространение колебаний в среде. Условия, необходимые для возникновения волн. Поперечные и продольные волны. Частота, скорость и длина волны

Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия

Наблюдают поперечные и продольные волны. Вычисляют длину и скорость волны

Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

10.12.


28

28-29

Волны

Волны внутри и на поверхности жидкости. Возникновение волн в океане. Цунами. Девятый вал. Серфинг, виндсерфинг

Осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач

Наблюдают и объясняют возникновение волн на поверхности воды. Определяют величину и направление скорости серфингиста

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

16.12.


29

30-31

Звук

Звуковые колебания. Источники звука. Скорость звука. Высота и тембр звука. Громкость звука. Звуковые волны в различных средах

Осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач

Вычисляют скорость распространения звуковых волн. Экспериментально определяют границы частоты звука

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Устанавливают причинно-следственные связи

Составляют план и последовательность действий

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

17.12.


30

32-33

Звуковые явления

Музыка и шум. Инфразвук, ультразвук. Влияние звука на живые организмы. Благоприятные и вредные шумы. Эхо. Интерференция звука. Эхолокация. Решение заданий в формате PISA

Осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач


Изучают области применения ультразвука и инфразвука. Экспериментальным путем обнаруживают различия музыкальных и шумовых волн

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Сличают свой способ действия с эталоном

(свои привычки с нормами поведения: соблюдение тишины)

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

23.12.


31

23-33

Механические колебания и волны. Звук

Колебательные системы. Возникновение и распространение колебаний в пространстве. Период и частота колебаний. Длина и скорость волны. Значение волн в жизни человека

Обобщение и систематизация знаний. Работа с

"картой знаний"

Умеют объяснять процессы в колебательных системах и волновые явления. Решают задачи на расчет характеристик волнового и колебательного движения

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Структурируют знания

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

24.12.


32


Контрольная работа по теме "Механические колебания и волны. Звук"

Расчет характеристик колебательного и волнового движения. Объяснение волновых и резонансных явлений

Контроль

Демонстрируют умение объяснять процессы в колебательных системах, решать задачи на расчет характеристик волнового и колебательного движения

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи

Оценивают достигнутый результат

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

13.01.


Личностные результаты освоения темы: доброжелательное отношение к окружающим; признание ценности здоровья, своего и других людей; готовность к равноправному сотрудничеству; чувство гордости при следовании моральным нормам; переживание стыда и вины при нарушении моральных норм



Электромагнитное поле

18 ч


33

34-35

Магнитное поле

Магнитное поле, создаваемое электрическим током и движущимися электрическими зарядами. Направление линий магнитной индукции, правило буравчика. Однородное и неоднородное магнитное поле

Обобщение и систематизация знаний (повторение материала, изученного в 8 классе)

Наблюдают магнитное поле, создаваемое постоянным магнитом и электрическим током, с помощью компаса определяют направление магнитной индукции

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Предвосхищают результат и уровень усвоения

(какой будет результат?)

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

14.01.


34

36

Действие магнитного поля на электрический ток

Обнаружение магнитного поля. Действие магнитного поля на движущиеся электрические заряды. Правило левой руки

Осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач

Исследуют взаимодействие магнитного поля и электрического тока. Производят опытную проверку правила левой руки

Выражают смысл ситуации различными средствами

(рисунки, символы, схемы, знаки)

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Работают в группе

20.01.


35

37-38

Магнитная индукция

Магнитная индукция. Тесла. Магнитный поток. Сила Ампера

Осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Вычисляют магнитный поток. Вычисляют силу Ампера

Выражают смысл ситуации различными средствами

(рисунки, символы, схемы, знаки)

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Работают в группе

21.01.


36

36-38

Решение задач

Правило буравчика, правило левой руки. Определение направления и величины магнитного потока. Определение направления и величины силы Ампера. Электрический двигатель.

Комплексное применение ЗУН и СУД

Решают качественные и экспериментальные задачи с применением правила буравчика и правила левой руки. Наблюдают устройство и принцип действия электрического двигателя

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

27.01.


37

39-40

Электромагнитная индукция

Исследования М. Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Индукционный ток. Правило Ленца.

Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия

Наблюдают и исследуют явление электромагнитной индукции

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

28.01.


38

41

Явление самоиндукции

Индуктивность. Самоиндукция. Применение и учет явления самоиндукции в электротехнике.

Решение заданий в формате PISA

Решение частных задач – осмысление и конкретизация ЗУН


Наблюдают и объясняют явление самоиндукции

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

Формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

03.02.


39

39-41

Электромагнитная индукция и самоиндукция

Использование явлений электромагнитной индукции и самоиндукции. Устройство и принцип действия генератора и трансформатора электрического тока

Комплексное применение ЗУН и СУД

Изучают устройство и принцип действия трансформатора электрического тока. Изготавливают модель генератора, объясняют принцип его действия

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

04.02.


40

43-44

Электромагнитные волны

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Школа электромагнитных волн. Источники электромагнитных излучений и их действие на живые организмы

Представление результатов самостоятельной работы

Наблюдают зависимость частоты самого интенсивного излучения от температуры тела. Изучают шкалу электромагнитных волн

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Оценивают достигнутый результат

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

10.02.


41

45

Конденсатор

Конденсатор. Электрическая емкость. Свойства конденсаторов и их применение

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий

Изучают устройство и принцип действия конденсатора. Наблюдают зависимость емкости конденсатора от площади пластин и расстояния между ними

Выражают смысл ситуации различными средствами

(рисунки, символы, схемы, знаки)

Составляют план и последовательность действий

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

11.02.


42

45

Колебательный контур

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий

Наблюдают возникновение электромагнитных колебаний в колебательном контуре. Исследуют зависимость частоты колебаний от емкости конденсатора и индуктивности катушки

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Устанавливают причинно-следственные связи

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

17.02.


43

46

Принципы радиосвязи и телевидения

Передача и прием информации с помощью электромагнитных волн. Модуляция и детектирование. Сотовая связь. Решение заданий в формате PISA


Комплексное применение ЗУН и СУД


Наблюдают преломление радиоволн в диэлектриках и отражение от проводящих поверхностей. Рассматривают устройство простейшего детекторного приемника

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

18.02.


44

47

Электромагнитная природа света. Интерференция

Интерференция света. Доказательства электромагнитной природы света. Источники света. Солнце – главный фактор существования жизни на Земле

Осмысление и конкретизация ЗУН и СУД

Наблюдают различные источники света, интерференцию света. Знакомятся с классификацией звезд

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Устанавливают причинно-следственные связи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Работают в группе

24.02.


45

48

Преломление света

Преломление света. Закон преломления света. Физический смысл показателя преломления

Осмысление и конкретизация ЗУН и СУД

Наблюдают преломление света, объясняют явление преломления на основе волновой природы света

Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

25.02.


46

48

Преломление света

Использование явления преломления света. Полное отражение света. Оптическое волокно. Оптические явления, вызываемые преломлением света в атмосфере

Комплексное применение ЗУН и СУД

Наблюдают преломление света при переходе из более плотной среды в менее плотную, полное отражение света

Выражают смысл ситуации различными средствами

(рисунки, символы, схемы, знаки)

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

03.03.


47

49

Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф

Оптическая плотность среды. Зависимость скорости света в среде от частоты волны. Дисперсия света. Цвета тел

Осмысление и конкретизация ЗУН и СУД

Наблюдают дисперсию света. Изучают и объясняют явление изменения цветов тел, при рассматривании их через цветные стекла

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

04.03.


48

50=51

Типы спектров. Спектральный анализ

Спектрограф и спектроскоп. Типы спектров. Спектральный анализ. Свет – основной источник информации о Вселенной.

Решение заданий в формате PISA

Осмысление и конкретизация ЗУН и СУД



Наблюдают сплошные, линейчатые и полосатые спектры испускания, спектры поглощения. Сравнивают спектры от различных источников света

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов, выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

10.03.


49

34-51

Электромагнитное поле

Электромагнитные колебания и волны. Период и частота колебаний, длина и скорость волны. Формула Томсона. Колебательный контур. Волновые свойства света

Обобщение и систематизация знаний. Работа с

"картой знаний"

Понимают смысл изученных формул, умеют применять их при объяснении явлений и решении задач

Составляют целое из частей, выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку

11.03.


50


Контрольная работа по теме "Электромагнитное поле"

Электромагнитные колебания и волны. Период и частота колебаний, длина и скорость волны. Формула Томсона. Колебательный контур. Волновые свойства света

Контроль


Демонстрируют умение объяснять электромагнитные явления, решать задачи по теме

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме

Оценивают достигнутый результат

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

17.03.


Личностные результаты освоения темы: готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка; оптимизм в восприятии мира; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность к выбору профильного образования



Строение атома и атомного ядра. Атомная энергия

12 ч


51

52

Строение атома. Модель Резерфорда

Эволюция взглядов на природу атома. Сложное строение атома, радиоактивность. Модель атома Томсона. Опыт Резерфорда. Планетарная модель строения атома

Решение учебной задачи – поиск и открытие новых ЗУН, СУД

Изучают модели строения атомов Томсона и Резерфорда. Объясняют смысл и результаты опыта Резерфорда

Ориентируются и воспринимают тексты научного стиля. Устанавливают причинно-следственные связи

Предвосхищают результат и уровень усвоения

(какой будет результат?)

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

18.03.


52

53

Состав атомного ядра

Состав ядра. Протоны и нейтроны. Массовое и зарядовое число атома. Радиоактивные превращения ядер. Альфа- и бета-распад

Осмысление, конкретизация и отработка ЗУН, СУД

Описывают состав атомных ядер, пользуясь таблицей Менделеева

Выполняют операции со знаками и символами.

Сличают свой способ действия с эталоном

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

24.03.


53

54-55

Экспериментальные методы исследования частиц

Экспериментальные методы исследования частиц. История открытия протона и нейтрона.

Решение заданий в формате PISA

Осмысление, конкретизация и отработка ЗУН, СУД


Изучают устройство и принцип действия счетчика Гейгера, сцинтилляционного счетчика, камеры Вильсона и пузырьковой камеры, понимают сущность метода толстослойных эмульсий

Выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Составляют план и последовательность действий

Работают в группе. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия

25.03.


54

56

Изотопы. Ядерные реакции

Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Превращения атомных ядер. История открытия изотопов. Методы разделения изотопов. Масс-спектрограф. Применение изотопов

Осмысление, конкретизация и отработка ЗУН, СУД

Составляют уравнения ядерных реакций, объясняют отличия в строении атомных ядер изотопов одного и тоже элемента. Объясняют устройство и принцип действия масс-спектрографа

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

07.04.


55

57

Ядерные силы

Ядерные силы. Энергия связи. Удельная энергия связи. Дефект масс

Решение общей учебной задачи

Знакомятся с понятием сильных взаимодействий. Анализируют график зависимости удельной энергии связи от массового числа

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности

08.04.


56

58-59

Деление ядер урана. Цепные реакции

Деление ядер урана. Цепные реакции. Управляемые и неуправляемые ядерные реакции. Ядерное оружие

Решение общей учебной задачи

Изучают схему деления ядра урана, схемы протекания цепных ядерных реакций

Ориентируются и воспринимают тексты разных стилей

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности

14.04.


57

61

Закон радиоактивного распада

Биологическое действие радиации. Поглощенная и эквивалентная дозы облучения. Период полураспада. Закон радиоактивного распада

Решение общей учебной задачи

Измеряют радиационный фон, определяют поглощенную и эквивалентную дозы облучения

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности

15.04.


58

59-60

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Ядерный реактор: устройство и принцип действия. Ядерное топливо. Радиоактивные отходы. МАГАТЭ. Проблемы и перспективы атомной энергетики

Комплексное применение ЗУН и СУД. Представление результатов самостоятельной работы

Осуществляют самостоятельный поиск информации о деятельности МАГАТЭ и ГРИНПИС

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной

21.04.


59

62

Термоядерные реакции

Термоядерная реакция. Управляемые и неуправляемые термоядерные реакции. Источник энергии Солнца и звезд. Роль термоядерных реакций в эволюции Вселенной. Перспективы развития термоядерной энергетики

Комплексное применение ЗУН и СУД. Представление результатов самостоятельной работы

Осуществляют самостоятельный поиск информации по истории создания термоядерных реакторов, проблемах и перспективах развития термоядерной энергетики

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

22.04.


60


Атом: "мирный" и "убивающий"

(урок-семинар)

Ядерное оружие. Водородная бомба. Ядерная зима. Гонка вооружений. Атомная энергетика – плюсы и минусы. Политические, экономические и экологические проблемы использования атомной энергии.

Решение заданий в формате PISA

Комплексное применение ЗУН и СУД. Представление результатов самостоятельной работы


Участвуют в дискуссии по обсуждению проблем, связанных с использованием энергии ядерных реакций распада и синтеза

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

28.04.


61


Строение атома и атомного ядра. Атомная энергия

(урок-консультация)

Строение атома и атомного ядра. Ядерные реакции. Термоядерные реакции. Энергия связи. Закон радиоактивного распада

Коррекция знаний и способов действий.

Работа с "картой знаний"

Структурируют ЗУН по теме

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

29.04.


62


Контрольная работа по теме "Строение атома и атомного ядра. Атомная энергия"

Строение атома и атомного ядра. Ядерные реакции. Термоядерные реакции. Энергия связи. Закон радиоактивного распада

Контроль

Демонстрируют умение объяснять явления распада и синтеза ядер, составлять ядерные реакции, решать задачи по теме

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Оценивают достигнутый результат

Описывают содержание совершаемых действий

05.05.


Личностные результаты освоения темы: ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация; понимание конвенционального характера морали; основы социально-критического мышления; установление взаимосвязи между научными и политическими событиями; экологическое сознание; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях




Рефлексивная фаза

Обобщающее повторение

4 ч


63

1

Механические явления

Механическое движение. Классификация видов движений. Законы Ньютона. Гравитационное, электромагнитное и ядерное взаимодействие. Силы в природе. Импульс тела. Полная механическая энергия тела. Работа и мощность.

Решение заданий в формате PISA

Обобщение и систематизация знаний. Работа с

"картой знаний"


Понимают смысл основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними. Применяют метод научного познания, понимают и объясняют механические явления

Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов

Применяют навыки организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности

Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

06.05.


64

2

Молекулярная физика и термодинамика

Агрегатные состояния вещества. Фазовые превращения. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи. Решение заданий в формате PISA

Обобщение и систематизация знаний. Работа с

"картой знаний"


Понимают смысл основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними. Применяют знания о строении вещества для объяснения явлений и процессов

Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов

Применяют навыки организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности

Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

12.05.


65

3

Электрические, магнитные и квантовые явления

Электромагнитное поле. Электромагнитные излучения. Взаимодействие электрических зарядов. Закон электромагнитной индукции. Способы передачи энергии. Виды энергии и ее превращения. Решение заданий в формате PISA

Обобщение и систематизация знаний. Работа с

"картой знаний"


Понимают смысл основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними. Применяют метод научного познания, понимают и объясняют электромагнитные и квантовые явления

Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов

Применяют навыки организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности

Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

13.05.


66

4

Итоговая контрольная работа

Тестирование в формате ГИА за весь курс основной школы

Контроль

Демонстрируют знания по курсу физики основной школы

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Оценивают достигнутый результат

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

19.05.


Строение и эволюция Вселенной

2 ч


67

63-64

"Мы познаем природы тайны, что скрыты множеством личин..."

(урок-презентация)

Физика: история открытий и свершений.

Закономерная связь и познаваемость явлений природы

Развернутое оценивание – предъявление результатов освоения ЗУН и СУД

Представляют результаты своей проектной деятельности

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Оценивают достигнутый результат

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания

20.05.


68

65-67

"... И в далях мирозданья, и на Земле у нас - одно: первоначальный дар познанья.

Другого просто не дано!"

(урок-презентация)

Физика – как элемент общечеловеческой культуры. Ценность науки в развитии материальной и духовной культуры людей

Развернутое оценивание – предъявление результатов освоения ЗУН и СУД

Представляют результаты своей проектной деятельности

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Оценивают достигнутый результат

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания

20.05.


Личностные результаты освоения курса: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями















11


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.