ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛУГАНСКАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 18»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГУ «ЛШ №18»
__________ГОНТАРЬ О. В.
«____»_____________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
базовый уровень
9 класс
Составитель рабочей программы:
Карасёва Ирина Дмитриевна
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для учащихся 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по физике.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом МОН России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
Державні санітарні правила і норми влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу, затверджені Постановою Головного державного санітарного лікаря України 14.08.2001 N 63.
Методические рекомендации по преподаванию предмета Физика в 2016-2017 учебном году.
Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по предметам в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 2016-2017 учебном году.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики в 9 классе на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности.
Понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними.
Формирование у учащихся представлений о физической картине мира
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы.
Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни.
Овладения учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат теоретической проверки.
Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами обучения физике в 9 классе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общественной культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами обучения физике в 9 классе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметными результатами обучения физике в 9 классе являются:
формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
овладение научным подходом к решению различных задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
осознание необходимости в применении достижений физики и технологий для рационального природопользования;
овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, формирование представлений об экологических последствиях выбросов вредных веществ в окружающую среду.
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная работа, групповая работа.
методы работы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий, дифференцированные задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, решение проблемно-поисковых задач.
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме. Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала:
-
лабораторные работы;
физические диктанты;
тесты;
контрольные работы.
Согласно учебному плану школы с русским языком обучения отводится для изучения учебного предмета «Физика» в 9 классе 102 часа, 3 часа в неделю, в том числе: контрольных работ – 7 часов, лабораторных работ – 13 часов.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем примерной программы для 7-9 классов основной школы, показывает последовательность изучения разделов физики, адаптирована к учебнику (Физика. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2016) и определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного предмета в 9 классе учащийся должен:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности рационального фона.
Содержание программы
9 класс, 102 часа, 3 часа в неделю
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1. |
Электрический заряд. Электрическое поле |
5 |
2. |
Электрический ток |
10 |
3. |
Расчет характеристик электрических цепей |
10 |
4. |
Основы кинематики |
6 |
5. |
Основы динамики |
6 |
6. |
Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация |
11 |
7. |
Механические колебания и волны. Звук |
12 |
8. |
Магнитное поле |
5 |
9. |
Электромагнитные колебания и волны |
8 |
10. |
Электромагнитная природа света |
8 |
11. |
Квантовые явления |
11 |
12. |
Строения и эволюция вселенной |
6 |
13. |
Итоговое повторение |
4 |
Всего: |
102 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 9 КЛАС
Электрический заряд. Электрическое поле (5 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Демонстрации: электризация тел; два рода электрических зарядов; устройство и действие электроскопа; проводники и изоляторы; электризация через влияние; перенос электрического заряда с одного тела на другое; закон сохранения электрического заряда.
Электрический ток (10 часов)
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление.
Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах.
Демонстрации: источники постоянного тока; составление электрической цепи; электрический ток в электролитах; электролиз; электрический разряд в газах; измерение силы тока амперметром; измерение напряжения вольтметром; зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Лабораторные работы:
1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных её участках.
2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
3. Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.
Расчёт характеристик электрических цепей (10 часов)
Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца.
Демонстрации: наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвлённой электрической цепи; измерение силы тока в разветвлённой электрической цепи; изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала; удельное сопротивление; реостат и магазин сопротивлений; измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Лабораторные работы:
4. Регулирование силы тока реостатом.
5. Измерение работы и мощности электрического тока.
Основы кинематики (6 часов)
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Демонстрации: равномерное прямолинейное движение; относительность движения; равноускоренное движение.
Лабораторные работы:
6. Изучение равномерного движения тела.
7. Измерение ускорения прямолинейного равнопеременного движения.
Основы динамики (6 часов)
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Взаимодействие тел. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации: явление инерции; взаимодействие тел; второй закон Ньютона; третий закон Ньютона; закон сохранения импульса; реактивное движение.
Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация (11 часов)
Движение тела, брошенного вертикально вверх, горизонтально, под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Период и частота обращения.
Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Демонстрации: равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы:
8. Изучение движения тела про окружности.
Механические колебания и волны (12 часов)
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Демонстрации: свободные колебания груза на нити и груза на пружине; запись колебательного движения; зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза; зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины; вынужденные колебания; резонанс маятников; применение маятника в часах; распространение поперечных и продольных волн; колеблющиеся тела как источник звука; зависимость громкости звука от амплитуды колебаний; зависимость высоты тона от частоты колебаний.
Лабораторные работы:
9. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
Магнитное поле (5 часов)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель.
Демонстрации: опыт Эрстеда; магнитное поле тока; действие магнитного поля на проводник с током; устройство электродвигателя.
Лабораторные работы:
10. Сборка электромагнита и испытание его действия.
Электромагнитные колебания и волны (8 часов)
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Демонстрации: электромагнитная индукция; правило Ленца; самоиндукция; получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле; устройство генератора постоянного тока; устройство генератора переменного тока; устройство трансформатора; передача электрической энергии; электромагнитные колебания; свойства электромагнитных волн; принцип действия микрофона и громкоговорителя; принцип радиосвязи.
Лабораторные работы и опыты:
11. Изучение явления электромагнитной индукции.
Электромагнитная природа света (8 часов)
Свет – электромагнитная волна. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Интерференция и дифракция света.
Демонстрации: дисперсия белого света; получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы:
12. Наблюдение явления дисперсии света.
Квантовые явления (11 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд
Демонстрации: наблюдение треков частиц в камере Вильсона; устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы:
13. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.
Строение и эволюция Вселенной (6 часов)
Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы. Звёзды. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд. Галактики. Происхождение Вселенной
Демонстрации: астрономические наблюдения; знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба; наблюдение движения Луны; Солнца и планет относительно звезд.
Повторение (4 часа)
Распределение учебных часов по разделам программы
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Количество лабораторных работ |
1 |
Электрический заряд. Электрическое поле. |
5 |
||
2 |
Электрический ток. |
10 |
1 |
3 |
3 |
Расчет характеристик электрических цепей. |
10 |
1 |
2 |
4 |
Основы кинематики. |
6 |
2 |
|
5 |
Основы динамики. |
6 |
1 |
|
6 |
Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация. |
11 |
1 |
1 |
7 |
Механические колебания и волны. Звук. |
12 |
1 |
1 |
8 |
Магнитное поле. |
5 |
1 |
|
9 |
Электромагнитные колебания и волны. |
8 |
1 |
1 |
10 |
Электромагнитная природа света. |
8 |
1 |
1 |
11 |
Квантовые явления. |
11 |
1 |
1 |
12 |
Строение и эволюция Вселенной. |
6 |
||
13 |
Итоговое повторение. |
4 |
||
Всего |
102 |
8 |
13 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета в 9 классе
Механические явления
Выпускник научится:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения,
колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее
распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система отсчета;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;
экологических последствий исследования космического пространств;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимостьтемпературы кипения от давления;
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:
указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Приме-чание |
|
по плану |
по факту |
||||
Электрический заряд. Электрическое поле (5 ч) |
|||||
1 |
1 |
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Электризация тел. Два рода электрического заряда. |
|||
2 |
2 |
Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда. Электрон. |
|||
3 |
3 |
Строение атомов. Ионы. Природа электризации тел. Закон сохранения заряда |
|||
4 |
4 |
Электрическое поле. |
|||
5 |
5 |
Электрические явления в природе и технике. Проверочный тест. |
|||
Электрический ток (10 ч) |
|||||
6 |
1 |
Электрический ток. Источники электрического тока. Гальванические элементы. Аккумуляторы. |
|||
7 |
2 |
Электрический ток в различных средах. Примеры действия электрического тока. |
|||
8 |
3 |
Электрическая цепь. Направление электрического тока. Сила тока. |
|||
9 |
4 |
Инструктаж по ТБ. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных её участках. Л. р. № 1. |
|||
10 |
5 |
Электрическое напряжение. |
|||
11 |
6 |
Инструктаж по ТБ. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Л. р. № 2. |
|||
12 |
7 |
Электрическое сопротивление. Закон Ома |
|||
13 |
8 |
Инструктаж по ТБ. Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра. Л. р. № 3. |
|||
14 |
9 |
Электрический ток. Решение задач. |
|||
15 |
10 |
Электрический ток. Контрольная работа № 1. |
|||
Расчёт характеристик электрических цепей (10 ч) |
|||||
16 |
1 |
Анализ контрольной работы. Расчёт сопротивления проводника. |
|||
17 |
2 |
Инструктаж по ТБ. Регулирование силы тока реостатом. Л. р. № 4. |
|||
18 |
3 |
Последовательное и параллельное соединение проводников. |
|||
19 |
4 |
Сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников. |
|||
20 |
5 |
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Электрические нагревательные приборы. |
|||
21 |
6 |
Работа и мощность электрического тока. Решение задач. |
|||
22 |
7 |
Инструктаж по ТБ. Измерение работы и мощности электрического тока. Л. р. № 5. |
|||
23 |
8 |
Расчёт характеристик электрических цепей. Решение задач. |
|||
24 |
9 |
Расчёт характеристик электрических цепей. Решение задач. |
|||
25 |
10 |
Расчёт характеристик электрических цепей. Контрольная работа № 2. |
|||
Основы кинематики (6 ч) |
|||||
26 |
1 |
Анализ контрольной работы. Система отсчёта. Перемещение и описание движения Графическое представление прямолинейного равномерного движения. |
|||
27 |
2 |
Инструктаж по ТБ. Изучение равномерного движения. Л. р. №6. |
|||
28 |
3 |
Скорость при неравномерном движении. Ускорение и скорость при равнопеременном движении. |
|||
29 |
4 |
Перемещение при равнопеременном движении. |
|||
30 |
5 |
Инструктаж по ТБ. Измерение ускорения прямолинейного равнопеременного движения. Л. р. № 7. |
|||
31 |
6 |
Основы кинематики. Самостоятельная работа. |
|||
Основы динамики (6 ч) |
|||||
32 |
1 |
Инерция. Первый закон Ньютона. |
|||
33 |
2 |
Второй закон Ньютона. |
|||
34 |
3 |
Третий закон Ньютона. |
|||
35 |
4 |
Импульс силы. Импульс тела. |
|||
36 |
5 |
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. |
|||
37 |
6 |
Основы динамики. Контрольная работа №3. |
|||
Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация (11 ч) |
|||||
38 |
1 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. |
|||
39 |
2 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач. |
|||
40 |
3 |
Движение тела, брошенного горизонтально. |
|||
41 |
4 |
Движение тела, брошенного под углом к горизонту. |
|||
42 |
5 |
Движение тела, брошенного горизонтально. Решение задач. |
|||
43 |
6 |
Движение тела по окружности. Период и частота. |
|||
44 |
7 |
Инструктаж по ТБ. Изучение движения тел по окружности. Л. р. № 8. |
|||
45 |
8 |
Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли. |
|||
46 |
9 |
Гравитация и Вселенная. |
|||
47 |
10 |
Движение тела по окружности. Решение задач. |
|||
48 |
11 |
Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация. Контрольная работа № 4. |
|||
Механические колебания и волны. Звук (12 ч) |
|||||
49 |
1 |
Анализ контрольной работы. Механические колебания. |
|||
50 |
2 |
Маятник. Характеристика колебательного движения. |
|||
51 |
3 |
Период колебаний математического маятника. |
|||
52 |
4 |
Инструктаж по ТБ. Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника. Л. р. № 9. |
|||
53 |
5 |
Гармонические колебания. Затухающие колебания. |
|||
54 |
6 |
Вынужденные колебания. Резонанс. |
|||
55 |
7 |
Волновые явления. Длина волны. Скорость распространения волны. |
|||
56 |
8 |
Звуковые колебания. Источники звука. Звуковые волны. Скорость звука. |
|||
57 |
9 |
Громкость звука. Высота и тембр звука. Отражение звука. Эхо. |
|||
58 |
10 |
Резонанс в акустике. |
|||
59 |
11 |
Ультразвук и инфразвук в природе и технике. |
|||
60 |
12 |
Механические колебания и волны. Звук. Контрольная работа № 5. |
|||
Магнитное поле (5 ч) |
|||||
61 |
1 |
Анализ контрольной работы. Магнитное поле прямолинейного тока. Магнитное поле катушки с током. |
|||
62 |
2 |
Инструктаж по ТБ. Сборка электромагнита и испытание его действия. Л. р. № 10. |
|||
63 |
3 |
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. |
|||
64 |
4 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели. |
|||
65 |
5 |
Магнитное поле. Решение задач. Самостоятельная работа. |
|||
Электромагнитные колебания и волны (8 ч) |
|||||
66 |
1 |
Индукция магнитного поля. Однородное магнитное поле. Магнитный поток. |
|||
67 |
2 |
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. |
|||
68 |
3 |
Инструктаж по ТБ. Изучение явления электромагнитной индукции. Л. р. № 11. |
|||
69 |
4 |
Переменный электрический ток. Генератор. Трансформатор. |
|||
70 |
5 |
Электромагнитное поле. Вихревое электромагнитное поле. Самоиндукция. |
|||
71 |
6 |
Электромагнитные колебания. Конденсатор. Колебательный контур. |
|||
72 |
7 |
Электромагнитные волны. Опыты Герца. Радиосвязь. Телевидение. |
|||
73 |
8 |
Электромагнитные колебания и волны. Контрольная работа № 6. |
|||
Электромагнитная природа света (8 ч) |
|||||
74 |
1 |
Анализ контрольной работы. Электромагнитная природа света. Скорость света. |
|||
75 |
2 |
Преломление света. Показатель преломления среды. |
|||
76 |
3 |
Дисперсия света. Типы спектров. |
|||
77 |
4 |
Инструктаж по ТБ. Наблюдение явления дисперсии света. Л. р. № 12. |
|||
78 |
5 |
Интерференция света. |
|||
79 |
6 |
Дифракция света. |
|||
80 |
7 |
Поперечность световых волн. |
|||
81 |
8 |
Электромагнитная природа света. Проверочный тест. |
|||
Квантовые явления (11 ч) |
|||||
82 |
1 |
Опыты с катодными лучами. Открытие электрона. |
|||
83 |
2 |
Излучение и спектры. Квантовая гипотеза Планка. |
|||
84 |
3 |
Опыты Резерфорда. Атом Бора. |
|||
85 |
4 |
Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. |
|||
86 |
5 |
Инструктаж по ТБ. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром. Л. р. № 13. |
|||
87 |
6 |
Состав атомного ядра. |
|||
88 |
7 |
Ядерные силы и ядерные реакции. |
|||
89 |
8 |
Ядерные силы и ядерные реакции. Решение задач. |
|||
90 |
9 |
Деление и синтез ядер. |
|||
91 |
10 |
Атомная энергетика. |
|||
92 |
11 |
Квантовые явления. Контрольная работа № 7. |
|||
Строение и эволюция Вселенной (6 ч) |
|||||
93 |
1 |
Анализ контрольной работы. Структура Вселенной. |
|||
94 |
2 |
Физическая природа Солнца и звезд. |
|||
95 |
3 |
Спектр электромагнитного излучения. |
|||
96 |
4 |
Рождение и эволюция Вселенной. |
|||
97 |
5 |
Современные методы исследования Вселенной. |
|||
98 |
6 |
Строение и эволюция Вселенной. Проверочный тест. |
|||
Повторение (4 ч) |
|||||
99 |
1 |
Повторение. Механические явления |
|||
100 |
2 |
Повторение. Тепловые явления |
|||
101 |
3 |
Повторение. Электромагнитные явления |
|||
102 |
4 |
Повторение. Квантовые явления |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественных дисциплин,
физической культуры, ОБЖ и НВП
от _____________ № ___
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________ Шляханова С.Д
_______________