Рабочая программа «Спецрисунок и лепка» для специальности «Повар-кондитер»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рисование и лепка для кондитеров
(профессия СПО 19.01.17 «Повар, кондитер»)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
|
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
СТРУКТУРА И содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
условия реализации учебной дисциплины |
10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
11 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РИСОВАНИЕ И ЛЕПКА ДЛЯ КОНДИТЕРОВ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный учебный цикл, профильные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять упражнения по рисованию;
рисовать различного вида орнамент;
рисовать с натуры предметы геометрической формы;
рисовать с натуры предметы домашнего обихода;
рисовать фрукты и овощи;
рисовать с натуры пирожные и торты различной формы;
рисовать торты различной конфигурации, используя выразительные средства композиции;
выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента;
выполнять лепку макетов тортов, используя законы композиции;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
технику рисунка и ее многообразие
технику выполнения рисунка с натуры;
технику выполнения рисунка с натуры пирожных и тортов;
композицию в рисунке, последовательность работы над рисунком;
законы композиции, выразительные средства композиции;
композиция тортов;
технику лепки элементов украшения для тортов;
технику лепки макетов различной формы.
Формируемые компетенции:
ПК1.1.Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ
ПК1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов
ПК2.1.Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров
ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы
ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий
ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога
ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.
ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2. Готовить простые супа.
ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.
ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом
ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом
ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом
ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.
ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.
ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.
ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.
ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.
ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.
ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.
ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.
ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.
ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.
ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.
ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.
ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.
ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.
ПК 8.4.Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.
ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.
ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством клиентами
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
-
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
50 |
в том числе: |
|
практические занятия |
40 |
контрольные работы |
10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
10 |
в том числе: |
10 |
рисунок, лепка, макет, письменное сообщение |
|
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
РИСОВАНИЕ ИЛЕПКА ДЛЯ КОНДИТЕРОВ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Тема 1. Основы рисунка
Тема 2. Рисунок с натуры рисования |
Содержание учебного материала |
6 |
1.Техника рисунка и ее многообразие. Материалы для рисования. Техника нанесения различных линий. Орнамент и его виды. |
|
|
Практические занятия Выполнение упражнения по рисованию: (прямые вертикальные, горизонтальные, криволинейные линии). 2.Рисование ленточного и сетчатого орнамента. 3.Техника рисунка и ее многообразие. Рисование композиционно-замкнутого орнамента. 4.Рисунок геометрических фигур с различными видами узоров.
|
2
2 2
|
|
Содержание учебного материала |
20
|
|
1.Последовательность работы над рисунком с натуры. Подготовка к рисованию с натуры. Перспектива. 2.Композиция в рисунке, последовательность работы над рисунком. 3.Понятие о светотени. Градации светотени. Понятие о цвете и его психологическое воздействие. Значение цвета в кондитерском производстве. . |
|
|
Практические занятия Рисование с натуры куба. Рисование с натуры шара. Рисование конусной драпировки Рисование с натуры ваз и корзин с цветами. Рисование овощей. Рисование натюрморта из 2х предметов Рисование натюрморта из 4х предметов Рисование натюрморта с драпировкой Рисование с натуры пирожные и торты различной форма. Законы композиции, |
1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
|
Тема 3 Рисование готовых блюд
Тема 4 Рисование кондитерских изделий
|
Содержание учебного материала. |
17 |
Композиция готовых блюд. Рисование посуды. Оформление готовых блюд. Техника работы цветными карандашами. Элементы оформления готового блюда.
|
|
|
Практическое занятие 1.Рисование яичницы 2. Рисование супов 3. Рисование блюд из рыбы 4. Рисование-оформление блюда с жареной курицей. 5. Рисование натюрморта из молочных продуктов (сыр, масло, молоко) 6. Рисование натюрморта из хлебобулочных изделий (хлеб, булки, пирожки) 7. Рисование фаст-фуда (гамбургеры, бутерброды, пицца) 8. рисование ягод 9. Рисование салфеток для сервировки
|
2 2 2 3 2 2 1 2
1 |
|
Содержание учебного материала |
14
|
|
1. Выразительные средства композиции. 2. Композиция тортов 3. Современные направления в оформление тортов. Виды отделочных полуфабрикатов. Инструменты и приспособления для оформления тортов. Композиция квадратного торта. Композиция круглого торта. Композиция овального торта, Композиция фигурных тортов. |
|
|
Тема 5 Лепка
|
Рисование цветов Рисование пирожных различных форм Натюрморт с фруктами и кондитерскими изделиями Торт квадратной формы Торт круглой формы Натюрморт с тортом в разрезе Рисование мороженого |
2 2 2 2 2 2 2 |
Содержание учебного материала |
20 |
|
Основы лепки. Содержание и задачи лепки. Инструменты и материалы для лепки. Техника лепки элементов украшения для тортов. Материалы лепки в кондитерском производстве. Техника лепки макетов торта различной формы. Практические занятия Техника лепки и ее многообразие. Рисование эскизов. Последовательность лепки растительного орнамента, овощей, Последовательность лепки цветов. Техника лепки деталей и элементов. Рисование эскизов. Последовательность изготовления макета, Лепка деталей и элементов. Техника лепки объемных фигур. Рисование эскиза. Последовательность лепки объемных фигур. Лепка объемных фигур. Выполнение лепки орнамента (по заданию) Разработка эскизов макетов тортов. Изготовление макетов тортов по эскизам.
|
2 2 2
2 2 2
2 2
2 2 2
|
|
Итого: |
72 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технологии кулинарного производства.
Оборудование учебного кабинета:
- наглядный материал (плакаты);
- учебно-методический комплекс;
- ЦОР (презентации).
Технические средства обучения:
компьютер;
интерактивная доска;
экран;
комплект обучающих видеофильмов.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Иванова. И.Н. Рисование и лепка.- М.: Издательский ценАкадемия,2011.
Дополнительные источники:
Беляева. С. Е. Основы изобразительного искусства. – Академия,2009.
Бутейскис Н.Г., Жукова А.А. Технология приготовления мучных кондитерских изделий – М.: Издательский центр Академия, 2009.
Усов В.А. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания – М.: Издательский центр Академия, 2009.
Шембель А. Ф. Рисование и лепка.- М.: Издательский центр Академия, 2008.
Интернет-ресурсы:
Лепка элементов торта [Электронные ресурсы]
Hlebopechka.ru
Оформление торта [Электронные ресурсы]
Hlebopechka.ru, Мастер-классы
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
выполнять упражнения по рисованию; рисовать различного вида орнамент; рисовать с натуры предметы геометрической формы; рисовать с натуры предметы домашнего обихода; рисовать фрукты и овощи; рисовать с натуры пирожные и торты различных форм; рисовать торты различной конфигураций, используя выразительные средства композиции; выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента; выполнять лепку макетов тортов, используя законы композиции. |
- выполнение и защита отчетов по лабораторной работе; - тестовый контроль; - выполнение и защита практических работ
|
Знания: |
|
техника рисунка и ее многообразие; техника выполнения рисунка с натуры; техника выполнения рисунка с натуры пирожных и тортов; композиция в рисунке, последовательность работы над рисунком; законы композиции, выразительные средства композиции; композиция тортов; техника лепки элементов украшения для тортов; техника лепки макетов различной формы. |
- выполнение и защита отчетов по лабораторной работе; - тестовый контроль; - выполнение и защита практических работ
|
Тест для самопроверки (для все вариантов)
Глава 1. Основы рисунка
Цель рисунка – это:
Познание мира через реалистическое изображение действительности
Получение знаний и умений по рисованию
Изучение правил перспективы и пропорций
Рисунок – это:
Графическое изображение мыслей и чувств художника
Структурная основа любого изображения
Произведение искусства
Выразительными средствами графики являются:
Эскиз, линия
Линия, штрих, тон
Набросок, штрих
Главное свойство акварели:
Матовость
Прозрачность
Плотность
Процесс создания рисунка основан:
Выделение общих признаков предмета
Выделение индивидуальных признаков предмета
Рисование «от общего к частному» и «от частного к общему»
Глава 2. Геометрические композиции в рисунке
Гармоничная композиция – это:
1. Создание художественного образа
2. Стройный порядок, единство целого и его частей
3. Соразмерность произведения
Законы композиции основаны:
1. На правилах пропорций
2. На правилах светотени
3. На правилах взаимосвязи всех частей рисунка
Композиционный центр в картине:
1. Всегда совпадает с геометрическим центром
2. Выделяет главный элемент рисунка
3. Расчленяет композицию картины
Ось геометрической фигуры проходит через:
1. Середину фигуры
2. Край фигуры
3. Диагональ фигуры
Геометрический метод в рисунке основан:
1. На правилах симметрии
2. На правилах асимметрии
3. На приближении формы изображения к геометрической фигуре
Глава 3. Орнамент
. Орнамент – это:
Украшение предметов декоративно-прикладного искусства
Стилизованный рисунок, построенный на ритме и повторе
Ритмический повтор изобразительных элементов
Стилизация в орнаменте – это:
Декоративное обобщение формы с помощью декоративных приемов
Упрощение изображения
Отказ от передачи объема
Исторический орнамент выражает:
Религиозные представления людей
Национальные традиции поколений
Потребности жизненного уклада
Ритм в орнаменте означает:
Повтор и чередование
Акцент и повтор
Статику и динамику
Замкнутый орнамент – это:
Узор в полосе
Сетчатый узор
Узор в круге.
Глава 4. Цвет в композиции рисунка
Хроматическими цветами являются:
Черный, красный
Серый, черный
Красный, синий
Основные цвета в цветовом круге – это:
Красный, желтый, синий
Оранжевый, зеленый, фиолетовый
Голубой, желтый, зеленый
Основные характеристики цвета выражают:
Локальный цвет, светлота, насыщенность
Освещенность, полутени, цветовой тон
Цветовой тон, насыщенность, светлота
Колорит картины – это:
Цветовая гамма
Гармония цветовых сочетаний
Богатство цветовых оттенков
Метод «Алла прима» означает:
Длительную многослойную живопись
Нанесение цвета за один прием
Соединение большого количества цветов
Глава 5. Рисование с натуры.
Конструкция формы предмета – это:
1. Геометрическая основа предмета
2. Внешние очертания предмета
3. Невидимые снаружи части предмета
Грамотное ведение рисунка с натуры означает:
Поочередное срисовывание всех частей формы
Целостное восприятие предмета
Отражение мельчайших нюансов формы
Законы перспективы учат:
Грамотно воспринимать поле зрения
Уходящие к горизонту предметы увеличиваются
Изображать предметы на плоскости так, как мы их видим
Пропорции предмета – это:
Сравнительные величины всех частей
Размерные соотношения частей к целому
Масштабность величин
Обобщение рисунка с натуры – это:
Детальная проработка формы
Подчеркивание главного на первом плане
Придание цельности изображению
Глава 6. Рисование с натуры геометрических фигур и предметов быта
Геометрическим фигурам вращения являются:
Конус, шар, цилиндр
Цилиндр, пирамида, призма
Призма, конус, шар
Метод «сквозного» рисования предметов с натуры – это:
Светотеневой рисунок предмета
Линейный рисунок предмета с учетом правил перспективы
Изображение невидимых частей предмета с учетом правил перспективы
Рефлекс в светотеневом рисунке:
Отраженный свет
Отраженный цвет
Скользящий свет
Направление штрихов в тональном рисунке предмета подчеркивает:
Композицию рисунка
Объемную форму предмета
Цвет предмета
Штриховой тон в рисунке с натуры – это:
Тональность
Многослойность штриховки
Светлотные отношения
Глава 7. Рисование с натуры овощей, фруктов и растений
. Конструкция формы в рисунке овощей, фруктов растений выявляется:
Геометрической основой
Тональными отношениями
Цветовыми нюансами
Основа грамотного изображения цветов – это:
Подчеркивание индивидуальных особенностей формы предметов
Изучение строения цветов
Тональные нюансы
Натюрморт из плодов и растений представляет собой:
Плоды и растения в бытовой среде
Натурную постановку из плодов и растений
Единую композиционную группу, объединенную одной темой
. Характер работы в живописном этюде группы плодов основан:
На цветовой композиции взаимодействующих предметов
На пространственном расположении плодов
На одновременной работе над всеми частями композиции с решением живописных задач
.
Графическая зарисовка растений ведется:
Гуашевыми красками
Тушью, пером
Темперными красками
Глава 8. Рисование с натуры животных и птиц
8.1. Анималистический жанр в искусстве изображает:
1. Человека
2. Животных
3. Природу
Самое сложное в набросках животных и птиц с натуры – это:
1. Передача пропорций
2. Передача характерного движения
3. Передача цветовых характеристик
Зарисовка животного и птицы с натуры начинается:
1. С композиции рисунка
2. С наброска общих контуров
3. С анализа особенностей формы
Графическая зарисовка животного строится на основе:
1. Обобщения формы, уточнения пропорций
2. Уточнения индивидуальных характеристик
3. Нюансов светотеневой моделировки формы
Подробная трактовка формы птицы в работе с натуры необходима:
1. В наброске птицы
2. В этюде птицы
3. В тональном рисунке чучела птицы
Глава 9. Рисование пирожных и тортов
Декор в рисунке пирожного – это:
1. Орнамент
2. Стилизованное изображение украшения
3. Художественная привлекательность
Композиция декоративной отделки торта зависит:
1. От формы торта
2. От фактуры торта
3. От технологии изготовления торта
Изображение торта с натуры должно выявлять:
1. Композицию декора
2. Особенности формы торта
3. Форму торта и характер его оформления
Выразительные средства композиции кондитерских изделий помогают:
1. Найти равновесие элементов декора
2. Сделать вид изделия гармоничным
3. Расставить акценты
Гармоничные соотношения отдельных частей и деталей торта определяет:
1. Пропорции, масштаб
2. Симметрия, пропорции
3. Конструкция, масштаб
Глава 10. Основы лепки
Скульптурные изображения выражают:
1. Цвет, фактуру
2. Объем, фактуру
3. Объем, цвет
Рельефная скульптура выступает над фоном:
1. Более, чем на половину объема
2. На половину объема
3. Менее, чем на половину объема
Круглая скульптура:
1. Носит прикладной характер
2. Выражает рельеф формы
3. Обозревается со всех сторон
Скульптурный способ лепки предполагает:
1. Лепку формы из целого куска
2. Комбинированные приемы лепки
3. Лепку формы из отдельных частей
Конструктивный способ лепки выражает:
1. Общий характер пластической массы
2. Членение формы на составные элементы
3. Соединение частей формы
Глава 11. Изготовление макетов тортов
Выбор каркаса для макета торта обусловлен:
1. Формой и размером макета
2. Масштабом и цветом макета
3. Фактурой и формой макета
В процессе украшения макетов тортов учитываются:
1. Конструкция каркасной формы
2. Общий характер декоративной отделки и формы торта
3. Особенности бордюра торта
Фор-эскизы для макета торта – это:
1. Рисунки торта с натуры
2. Варианты композиции торта в уменьшенном размере
3. Лучшие композиции торта
Лепка цветов осуществляется на основе:
1. Размещения цветов на плоскости
2. Предварительных эскизов
3. Изучения строения формы
Главное в лепке элементов декора:
1. Передача характерных особенностей формы
2. Выбор способов и приемов лепки
3. Разработка композиции
Ключи к тестам для самопроверки:
Глава 1. 1.1.-1; 1.2.-2; 1.3.-2; 1.4.-2; 1.5.-3
Глава 2. 2.1.-2; 2.2.-3; 2.3.-2; 2.4.-1; 2.5.-3
Глава 3. 3.1.-2; 3.2.-1; 3.3.-2; 3.4.-1; 3.5.-3
Глава 4. 4.1.-3; 4.2.-1; 4.3.-3; 4.4.-2; 4.5.-2
Глава 5. 5.1.-1; 5.2.-2; 5.3.-3; 5.4.-2; 5.5.-3
Глава 6. 6.1.-1; 6.2.-3; 6.3.-1; 6.4.-2; 6.5.-3
Глава 7. 7.1.-1; 7.2.-2; 7.3.-3; 7.4.-3; 7.5.-2
Глава 8. 8.1.-2; 8.2.-2; 8.3.-3; 8.4.-1; 8.5.-3
Глава 9. 9.1.-2; 9.2.-1; 9.3.-3; 9.4.-2; 9.5.-1
Глава 10. 10.1.-2; 10.2.-2; 10.3.-3; 10.4-1; 10.5.-2
Глава 11. 11.1.-1; 11.2.-2; 11.3.-2; 11.4.-3; 11.5.-1