Рабочая программа по физике для учащихся 8 класса по УМК А.В. Пёрышкина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. Дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Основные цели изучения курса физики:
освоение знаний о тепловых, электромагнитных и оптических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование у учащихся научного мировоззрения, основанного на знаниях и жизненном опыте.
развитие целеустремленности к самообразованию, саморазвитию;
воспитание экологической культуры учащихся;
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные направленные на:
развитие интеллекта;
использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.
Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса.
Обучение физике в школе служит общим целям образования и воспитания личности: вооружить учащихся знаниями, необходимыми для их развития; готовить их к практической работе и продолжению образования; формировать научное мировоззрение, базовые и ключевые компетенции: информационно-технические и коммуникативные.
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума физического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, системности.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Закон РФ от 29 декабря 2012 №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".» Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 "N 99-ФЗ", от 07.06.2013 "N 120-ФЗ", от 02.07.2013 "N 170-ФЗ", от 23.07.2013 "N 203-ФЗ", от 25.11.2013 "N 317-ФЗ", от 03.02.2014 "N 11-ФЗ", от 03.02.2014 "N 15-ФЗ", от 05.05.2014 "N 84-ФЗ", от 27.05.2014 "N 135-ФЗ", от 04.06.2014 "N 148-ФЗ", от 28.06.2014 "N 182-ФЗ", от 21.07.2014 "N 216-ФЗ", от 21.07.2014 "N 256-ФЗ", от 21.07.2014 "N 262-ФЗ", от 31.12.2014 "N 489-ФЗ", от 31.12.2014 "N 500-ФЗ", с изм., внесенными Федеральным "законом" от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2016-2017 учебный год, утвержден приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г (о внесении изменений №1577, №1578 от 31.12.2015г, )
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69).
Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике рекомендованная Министерством образования и науки РФ 2004 года.
Инструктивно-методическое письмо Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «физики)» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2016-2017учебном году»;
Основная образовательная программа МБОУ им. Л.Н.Толстого (утверждена приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 30.08.2011г. №246 в ред. приказов №241-о от 30.08.2012г, №260-о от 30.08.2013г, №242-о от 29.08.2014г, №260-о от 28.08.2015г).
Календарный учебный график МБОУ им.Л.Н.Толстого на 2016-2017 уч.г. (утвержден приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от).
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (утверждено Приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 29.08.2014г №247)
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Е. М. Гутник из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
В авторскую программу Перышкина А. В. внесены следующие изменения: увеличено количество часов на изучение темы
«Тепловые явления» на 1 час – добавлен урок решения задач за счет резерва, предусмотренного программой.
Лабораторные работы «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды», «Измерение относительной влажности воздуха», «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» проводятся как лабораторные опыты в рамках урока по соответствующей теме.
Количество часов. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, из них: 10 лабораторных работ, 7 контрольных работ.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Формы занятий: уроки – лекции, уроки – практикумы, зачеты, урок – защита проектов, контрольные работы, уроки – семинары, уроки – игры.
Урок – лекция – излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Урок – исследование – на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок – предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра – на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач – вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач.
Урок – самостоятельная работа – предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа – урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа – проводится с целью комплексного практического применения знаний.
Формы контроля: самостоятельные работы, тесты, карточки, контрольные работы, физический диктант, практические задания, компьютерные тесты, творческие домашние задания. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, информационно-развивающий, частично поисковый, творческий, проблемно-поисковый, репродуктивный, исследовательский.
Используется учебник физики для 8 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «Физика, 8» А. В. Перышкин, М.: И.Д. «Дрофа», 2010 г.
Содержание рабочей программы
Тепловые явления (13 часов)
Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.
Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц.
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.
Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Конвекция. Излучение.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Демонстрации.
Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров. Принцип действия термометра. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Фронтальные лабораторные работы.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Контрольная работа.
Тепловые явления.
Школьный компонент
Теплоизоляция и ее роль в природе.
Температурный режим класса.
Парниковый эффект.
Новые виды топлива.
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (11 часов)
Агрегатные состояния.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.
Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества.
Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении.
Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Контрольная работа.
Изменение агрегатных состояний вещества.
Школьный компонент
Отрицательные последствия использования тепловых двигателей.
Нарушение теплового баланса природы.
Теплопередача в природе и экологические вопросы современности.
В результате изучения курса физики в 8 классе по темам «Тепловые явления» и «Изменение агрегатных состояний вещества» обучающиеся должны:
знать:
понятия: внутренняя энергия; работа как способ изменения внутренней энергии; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования;
формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества;
применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
уметь:
применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа) плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении;
пользоваться термометром и калориметром;
читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании;
решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи;
находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и удельной теплоты парообразования;
решать задачи с применением формул: Q = cm(t2 - t1); Q = qm; Q = λm; Q = Lm.
Электрические явления (27 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах.
Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока.
Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.
Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля – Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.
Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Закон сохранения электрического заряда. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи. Измерение силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. Измерение напряжения вольтметром. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. Реостат и магазин сопротивлений. Измерение напряжений в последовательной электрической цепи. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Фронтальные лабораторные работы.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Регулирование силы тока реостатом.
Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Контрольная работа.
Постоянный электрический ток (кратковременная).
Электрические явления.
Школьный компонент
Влияние стационарного электричества на биологические объекты.
Использование электричества в производстве, быту.
Атмосферное электричество. Электрический способ очистки воздуха от пыли.
Разряд молний и источники разрушения озона. Изменение электропроводности загрязненной атмосферы.
Электромагнитные явления (7 часов)
Взаимодействие магнитов. Постоянные магниты.
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
Магнитное поле катушки с током. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя.
Фронтальные лабораторные работы.
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Контрольная работа.
Электромагнитные явления.
В результате изучения курса физики в 8 классе по теме «Электромагнитные явления» обучающиеся должны:
знать:
понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление;
закон Ома для участка цепи;
формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности электрического тока; количества теплоты, выделяемого проводником с током;
практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах (электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах).
уметь:
применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током;
чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на концах проводника (резистора), определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра; пользоваться реостатом;
решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения; работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, стоимости израсходованной электроэнергии (при известном тарифе); определять силу тока или напряжение по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
находить по таблице удельное сопротивление проводника;
решать задачи с применением закона Ома для участка электрической цепи и следующих формул: I2; Uпос=U1+U2; Rпос=R1+R2; Iпар=I1+I2; Uпар= U1 = U2; A=IUt; P=IU; Q=I2Rt.
Световые явления (9 часов)
Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Фронтальная лабораторная работа.
Получение изображения с помощью линзы.
Контрольные работы.
Световые явления.
Итоговая контрольная работа.
Школьный компонент
Ухудшение зрения и ультрафиолетовое излучение.
Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора и его экологические последствия.
В результате изучения курса физики в 8 классе по теме «Световые явления» обучающиеся должны:
знать:
понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы;
законы отражения и преломления света;
практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.
уметь:
получать изображение предмета с помощью линзы;
строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе;
решать качественные и расчетные задачи на законы отражения и преломления света.
учебно-тематический план
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики в 8 классе ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света, преломления света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
литература и средства обучения
Учебно-методический комплект для учащихся.
Учебник «Физика. 8 класс», А. В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2010 г.
Сборник задач по физике 7 – 9 классы. А. В. Перышкин. Сост. Н. В. Филонович. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010 г.
Лабораторные работы и контрольные задания по физике. Тетрадь для учащихся 8-го класса. Астахова Т. В. – Саратов: «Лицей», 2010 г.
Рабочая тетрадь по физике: 8 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 8 класс» / В. А. Касьянов, В. Ф. Дмитриева. – М.: Изд-во «Экзамен», 2011 г.
Литература для учителя.
Сборник задач по физике 7 – 9 класс для общеобразовательных учреждений. В. И. Лукашик, Е. В. Иванов. – М.: Просвещение 2007 г.
Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. – М.: Дрофа, 2000 г.
Физика-8. Методические материалы. Кирик Л. А. – М.: Илекса, 2007 г.
Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7–11 классах. Кабардин О. Ф. и др. – М.: Просвещение, 1999 г.
Занимательные материалы к урокам. Физика: 8 класс. Авт.-сост. А. И. Сёмке. – М.: НЦ ЭНАС, 2006 г.
100 игр по физике. Ланина И. Я. – М.: Просвещение, 1995 г.
Тесты по физике: 7-9 классы. Волков В. А. – М.: ВАКО, 2010 г.
Физика. 8 класс: дидактические материалы. Марон А. Е., Марон Е. А. – М.: Дрофа. 2002 г.
Физика. 8 класс. Контрольные работы в новом формате. Годова И. В. – М.: «Интеллект-центр». 2011 г.
Контрольно-измерительные материалы. Физика. 8 класс. Сост. Н. И. Зорин. – М.: ВАКО, 2011 г.
Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 8 класс». Чеботарева А. В. – М.: «Экзамен», 2010 г.
Поурочные разработки по физике: 8 класс. Волков В. А. – М.: ВАКО. 2009 г.
Дополнительная литература.
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Физика в школе»
Енохович А. С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1989.
Занимательная физика. Я. И. Перельман. В двух частях. – М.: Наука, 1982 г.
Занимательные опыты по физике. Л. А. Горев. – М.: Просвещение, 1985 г.
Физика. Все законы и формулы в таблицах. 7-11 кл. Моркотун В. Л. – М.: ВЛАДОС, 2007 г.
Физика в формулах и схемах. Сост. Малярова О. В. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2003 г.
Средства обучения.
Персональный компьютер и мультимедийный проектор.
Таблицы по физике 8 класс.
Демонстрационные и лабораторные приборы (номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования. Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся).
Компьютерные диски: «Уроки физики КиМ», «Библиотека наглядных пособий по физике», «Физика. 7-11 класс. Практикум» (ФИЗИКОН. 2004 г).
Перечень демонстрационного оборудования
Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.
Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.
Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.
Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для калориметрических работ.
Перечень оборудования для лабораторных работ
Калориметр, термометр, набор тел для калориметрических работ, психрометр.
Комплект приборов для проведения работ по электричеству.
Компас, модель электродвигателя, электромагнит разборный.
Набор приборов для проведения работ по оптике.
Календарно-тематический план.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
План. |
Факт. |
|||
Тепловые явления – 13 часов. |
||||
1/1 |
Вводный инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура. |
1 |
|
|
2/2 |
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. |
1 |
||
3/3 |
Теплопроводность. |
1 |
|
|
4/4 |
Конвекция. Излучение. |
1 |
|
|
5/5 |
Примеры теплопередачи в природе и технике. |
1 |
|
|
6/6 |
Количество теплоты. |
1 |
|
|
7/7 |
Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. |
1 |
|
|
8/8 |
Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
1 |
|
|
9/9 |
Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» |
1 |
|
|
10/10 |
Решение задач на расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. |
1 |
|
|
11/11 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. |
1 |
|
|
12/12 |
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. |
1 |
|
|
13/13 |
Контрольная работа № 1 «Тепловые явления» |
1 |
|
|
Изменение агрегатных состояний вещества – 11 часов. |
||||
1/14 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. |
1 |
|
|
2/15 |
График плавления и отвердевания. Удельная теплота плавления. |
1 |
|
|
3/16 |
Решение задач по теме «Расчет количества теплоты, поглощаемого телом при плавлении и выделяемого им при отвердевании» |
1 |
|
|
4/17 |
Испарение. Конденсация. |
1 |
|
|
5/18 |
Кипение. Удельная теплота парообразования. |
1 |
|
|
6/19 |
Влажность воздуха. Лабораторный опыт «Измерение относительной влажности воздуха» |
1 |
|
|
7/20 |
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. |
1 |
|
|
8/21 |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. |
1 |
|
|
9/22 |
Урок-семинар «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» |
1 |
|
|
10/23 |
Повторительно-обобщающий урок «Изменение агрегатных состояний вещества» |
1 |
|
|
11/24 |
Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» |
1 |
|
|
Электрические явления – 27 часов. |
||||
1/25 |
Электризация тел. Два рода зарядов. |
1 |
|
|
2/26 |
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. |
1 |
|
|
3/27 |
Делимость электрического заряда. Строение атомов. |
1 |
|
|
4/28 |
Объяснение электрических явлений. |
1 |
|
|
5/29 |
Электрический ток. Источники тока. |
1 |
|
|
6/30 |
Электрическая цепь и ее составные части. |
1 |
|
|
7/31 |
Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. |
1 |
|
|
8/32 |
Повторительно-обобщающий урок «Электрические явления» |
1 |
|
|
9/33 |
Сила тока. |
1 |
|
|
10/34 |
Амперметр. Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках» |
1 |
|
|
11/35 |
Электрическое напряжение. Вольтметр. |
1 |
|
|
12/36 |
Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» |
1 |
|
|
13/37 |
Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. |
1 |
|
|
14/38 |
Решение задач на расчет сопротивления проводников. |
1 |
|
|
15/39 |
Закон Ома для участка цепи. |
1 |
|
|
16/40 |
Реостат. Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом» |
1 |
|
|
17/41 |
Лабораторная работа № 6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» |
1 |
|
|
18/42 |
Последовательное соединение проводников. |
1 |
|
|
19/43 |
Параллельное соединение проводников. |
1 |
|
|
20/44 |
Решение задач «Закон Ома для участка цепи». Кратковременная контрольная работа № 3 «Постоянный электрический ток». |
1 |
|
|
21/45 |
Работа электрического тока. |
1 |
|
|
22/46 |
Мощность электрического тока. |
1 |
|
|
23/47 |
Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» |
1 |
|
|
24/48 |
Закон Джоуля – Ленца. |
1 |
|
|
25/49 |
Лампа накаливания. Короткое замыкание. |
1 |
|
|
26/50 |
Повторительно-обобщающий урок «Электрический ток» |
1 |
|
|
27/51 |
Контрольная работа № 4 «Электрические явления» |
1 |
|
|
Электромагнитные явления – 7 часов. |
||||
1/52 |
Магнитное поле. Магнитные линии. |
1 |
|
|
2/53 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. |
1 |
|
|
3/54 |
Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» |
1 |
|
|
4/55 |
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. |
1 |
|
|
5/56 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя (на модели)» |
1 |
|
|
6/57 |
Обобщающий урок «Электромагнитные явления» |
1 |
|
|
7/58 |
Контрольная работа № 5 «Электромагнитные явления» |
1 |
|
|
Световые явления – 9 часов. |
||||
1/59 |
Источники света. Распространение света. |
1 |
|
|
2/60 |
Отражение света. Лабораторный опыт «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». |
1 |
|
|
3/61 |
Плоское зеркало. |
1 |
|
|
4/62 |
Преломление света. Лабораторный опыт «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света». |
1 |
|
|
5/63 |
Линзы. Оптическая сила линзы. |
1 |
|
|
6/64 |
Изображения, даваемые линзой. |
1 |
|
|
7/65 |
Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы» |
1 |
|
|
8/66 |
Повторительно-обобщающий урок «Световые явления» |
1 |
|
|
9/67 |
Контрольная работа № 6 «Световые явления» |
1 |
|
|
1/68, 2/69 |
Обобщающее повторение. |
2 |
|
|
3/70 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
|
Всего – 70 часов. |