Рабочая программа по физике для 8 класса по УМК А.В. Пёрышкина

2
0
Материал опубликован 18 May 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО учителей физики

______________ /Ематина О.И. /

30 августа 2014 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /Плотникова И.В./

30 августа 2014 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. Старопетрово ______________ /Резнов В.В./

Приказ № 189-К иот 30 августа 2014 г.


 

Рабочая программа

по физике для 8 класса

на 2015-2016 учебный год

Составил учитель физики

Шамукаев Салай Милаевич

 


 


 


 


 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с. Старопетрово

Протокол № 1 от 29 августа 2014 года

Руководитель ШМО __________/Аликова Н. А. /

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ № 107-К от 10.04.2014 г. МБОУ СОШ с. Старопетрово о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году; -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; -Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Старопетрово; -Учебный план основного общего образования для 5-8 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2014-2015 учебный год. Приказ №185-К от 30.08.2014г; -Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ С. Старопетрово на 2014-2015 учебный год. Приказ №184-К от 30.08.2014г; -Положение о разработке и утверждении рабочих программ педагогическими работниками МБОУ СОШ с. Старопетрово. Приказ №189-К от 30.08.2014г.

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

- Примерная программа основного общего образования по физике VII-IX классы - http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

-Программы основного общего образования .Физика. Авторы: А.В.Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. Методическое пособие. Физика 7-9 классы. Москва. Дрофа. 2014.

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК А.В. Перышкина «Физика 8 класс» для общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа.2013г.

 

Цель и задачи учебного предмета

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основ­ной школе определяются спецификой физики как науки. По­нятие «ценности» включает единство объективного (сам объ­ект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ве­дущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, форми­руемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

в осознании ценности физических методов исследования жи­вой и неживой природы;

в понимании сложности и противоречивости самого про­цесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жиз­ни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

уважительного отношения к созидательной, творческой дея­тельности;

понимания необходимости эффективного и безопасного ис­пользования различных технических устройств;

потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

сознательного выбора будущей профессиональной деятель­ности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют про­цесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация на­правлена на воспитание у учащихся:

правильного использования физической терминологии и символики;

потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

способности открыто выражать и аргументированно отстаи­вать свою точку зрения.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Учебный план на этапе основного общего образования со­ставляет 210 учебных часов из расчёта 2 ч в неделю — при общем уровне изучения или 315 учебных часов — по 3 ч в неделю — при повышенном уровне. Представленная программа предусматривает изучение физики в 8 классе общеобразовательных учреждений : 70 часов (2 часа в неделю).

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

 

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, сформированность познавательных интересов на основе раз­вития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование ценностного отношения к культурному наследию Республики Башкортостан.

убеждённость в закономерной связи и познаваемости явле­ний природы, в объективности научного знания, в необходимо­сти разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практи­ческих умений;

развитость теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулиро­вать доказательства этих гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с соб­ственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

приобретение ценностных отношений друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основ­ной школе являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей дея­тельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотеза­ми для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки этих гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

сформированность умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание прочитанного текста и находить в нём ответы на вопросы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и от­бора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познаватель­ных задач;

развитость монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие ис­точники информации;

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, ов­ладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в 8 классе являются:

знания о природе важнейших физических явлений окружа­ющего мира и понимание смысла физических законов, рас­крывающих связь изученных явлений;

умения пользоваться методами научного исследования яв­лений природы, проводить наблюдения, планировать и вы­полнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

владение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с услови­ями поставленной задачи на основании использования законов физики;

понимание принципа действия машин, приборов и техниче­ских устройств, с которыми каждый человек постоянно встре­чается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;

умение применять полученные знания для объяснения прин­ципа действия важнейших технических устройств;

умение использовать полученные знания, умения и навыки для решения практических задач повседневной жизни, обеспе­чения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление

(отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение

применять его на практике;

овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необхо-

димого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического

тока;

умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое со-

противление;

владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на

различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось

линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

Предпочтительные формы контроля

Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, домашние работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Объектом итоговой оценки достижений учащихся 8 класса в овладении курса физики являются предметные результаты обучения.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.


 

Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

 

Тепловые явления (23 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теп-

лообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание

кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная

теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических

представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Сравнение количеств теплоты при смешивании во-ды разной температуры.

2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

3. Измерение влажности воздуха.

Электрические явления (29 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон

Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

4. Сборка электрической цепи и измерение силы токов ее различных участках.

5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

6. Регулирование силы тока реостатом.

7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Электромагнитные явления (5 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

9. Сборка электромагнита и испытание его действия.

10. Изучение электрического двигателя постоянного тока

(на модели).

Световые явления (10 ч)

Источники света. Прямолинейное распространениесвета. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

11. Получение изображения при помощи линзы.

Итоговая контрольная работа (1ч)

Резервное время (2ч)

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Количество

лабораторных работ

I четверть

9

2

17

1

2

II четверть

8

2

16

1

2

III четверть

10

2

20

2

4

IV четверть

8

2

17

2

3

Итого в год

35

2

70

6

11

Особенности класса

Общеобразовательный ( с наличием учащихся по программе VII-го вида).

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

Внесенных изменений нет.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Ученик должен знать/понимать:

Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.

Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.

Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….)

Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы


 

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Основные направления и цели:

оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки).

Оценка метапредметных результатов

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Результат (продукт) проектной деятельности:

а) письменная работа (реферат, отчёт о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Осуществляется в процессе устных ответов обучающихся, проведения лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Оценка предметных результатов

представляет собой уровневую оценку достижения планируемых результатов по отдельным предметам;

Базовый уровень - оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»);

Повышенный уровень - оценка «хорошо» (отметка «4»);

• Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Уровни достижений ниже базового:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).


 

Проверка знаний учащихся

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Результаты изучения курса физики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

Проверка знаний учащихся

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочѐтов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочѐтов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов; допустил 4-5 недочѐтов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочѐтов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочѐтов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочѐта, не более трѐх недочѐтов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочѐтов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочѐтов, при наличии 4 - 5 недочѐтов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочѐтов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

признаки явления, по которым оно обнаруживается;

условия, при которых протекает явление;

связь данного явлении с другими;

объяснение явления на основе научной теории;

примеры учета и использования его на практике;


 

о физических опытах:

цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

определение понятия (величины);

формулы, связывающие данную величину с другими;

единицы физической величины;

способы измерения величины;

о законах:

формулировка и математическое выражение закона;

опыты, подтверждающие его справедливость;

примеры учета и применения на практике;

условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

опытное обоснование теории;

основные понятия, положения, законы, принципы;

основные следствия;

практические применения;

границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

назначение; принцип действия и схема устройства;

применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

Определение цены деления и предела измерения прибора.

Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.

Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оцени-вать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и дру-гих организмов;

самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;

решать задачи на основе известных законов и формул;


 

пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

планировать проведение опыта;

собирать установку по схеме;

пользоваться измерительными приборами;

проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

оценивать и вычислять погрешности измерений;

составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.


 


 


 


 


 

Календарно-тематический план

 

урока

Сроки проведения

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Демонстрации

Примечания

 

План

Факт

         
     

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

23

   

1/1

2.09

   

Техника безопасности на уроках физики. Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия (§ 1, 2)

1

Принцип действия термометра. Наблюдение за движением частиц с использованием механической модели броуновского движения. Колебания математического и пружинного маятника.

Падение стального и пластилинового ша-

рика на стальную и покрытую пластили-

ном пластину

 

2/2

8.09

   

Способы изменения внутренней энергии (§ 3)

1

Нагревание тел при совершении работы: при ударе, при трении.

 

3/3

9.09

   

Виды теплопередачи. Теплопроводность (§ 4

1

Передача тепла от одной части твердого тела к другой. Теплопроводность различных веществ: жидкостей, газов, металлов

 

4/4

15.09

   

Конвекция.

Излучение (§ 5, 6)

1

Конвекция в воздухе и жидкости. Передача энергии путем излучения

 

5/5

16.09

   

Количество теплоты. Единицы количества теплоты (§ 7)

1

Нагревание разных веществ равной массы.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

 

6/6

22.09

   

Удельная теплоемкость (§ 8)

1

   

7/7

23.09

   

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении (§ 9)

1

   

8/8

29.09

   

Лабораторная работа № 1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании водыразной температуры». Правила по ТБ.

1

Устройство калориметра

 

9/9

30.09

   

Лабораторная работа №2.«Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Правила по ТБ.

1

   

10/10

6.10

   

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

(§ 10)

1

Образцы различных видов топлива, нагревание воды при сгорании спирта или газа в горелке

 

11/11

7.10

   

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах (§ 11)

1

   

12/12

13.10

   

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления».

1

   

13/13

14.10

   

Работа над ошибками контрольной работы №1. Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание(§ 12, 13)

1

Модель кристаллической решетки молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, кристаллы. Наблюдение за таянием кусочка льда в воде.

 

14/14

20.10

   

График плавления и отвер-девания кристаллических тел. Удельная теплота плавления (§ 14,15)

1

   

15/15

21.10

   

Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация».

1

   

16/16

27.10

   

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарениижидкости и выделение ее при конденсации пара

(§ 16, 17)

1

Явление испарения и конденсации

 

17/17

28.10

   

Кипение. Удельная теплотапарообразования и конденсации (§ 18,19)

1

Кипение воды. Конденсация пара.

 

18/18

10.11

   

Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании)

1

   

19/19

11.11

   

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха (§ 20). Лабораторная работа № 3. «Измерение влажности воздуха». Правила по ТБ.

1

Различные виды гигрометров, психрометр, психрометрическая таблица.

 

20/20

17.11

   

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания (§ 21, 22)

1

Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

 

21/21

18.11

   

Паровая турбина. КПД теплового двигателя (§ 23, 24)

1

Модель паровой турбины

 

22/22

24.11

   

Контрольная работа №2 по теме «Агрегатные состояния вещества»

1

   

23/23

25.11

   

Работа над ошибками контрольной работы №2. Зачет по теме «Тепловые явления»

1

   
     

ЭЛЕКТРИ-ЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

 

29

   

24/1

1.12

   

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел(§25)

1

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.

 

25/2

2.12

   

Электроскоп. Электрическое поле (§ 26, 27)

1

Устройство и принцип действия электроскопа. Электрометр. Действие электрического поля. Обнаружение поля заряженного шара.

 

26/3

8.12

   

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома(§ 28, 29)

1

Делимость электрического заряда. Перенос заряда с заряженного электроскопа на незаряженный с по-

мощью пробного шарика.

 

27/4

9.12

   

Объяснение электрических явлений (§ 30)

1

Электризация электроскопа в электрическом поле заряженного тела. Зарядка электроскопа с помощью металлического стержня (опыт по рис. 41учебника). Передача заряда от заряженной палочки к незаряженной гильзе.

 

28/5

15.12

   

Проводники,

полупроводники и

непроводники электричества(§ 31)

1

Проводники и диэлектрики. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Полупроводниковый диод.

Работа полупроводникового диода

 

29/6

16.12

   

Электрический ток. Источники электрического тока (§ 32)

1

Электрофорная машина. Превращение внутренней энергии в электрическую. Действие электрическоготока в проводнике на магнитную стрелку. Превращение энергии излучения в электрическую энергию. Гальванический элемент. Аккумуляторы, фотоэлементы.

 

30/7

22.12

   

Электрическая цепь и ее составные части(§ 33)

1

Составление простейшей электрической цепи.

 

31/8

23.12

   

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока (§ 34—36)

1

Модель кристаллической решетки металла. Тепловое, химическое, магнитное действия тока. Гальванометр.

 

32/9

28.12

   

Сила тока.

Единицы силы тока (§ 37)

1

Взаимодействие двух параллельных проводников с током

 

33/10

29.12

   

Амперметр. Измерение силы тока (§38) Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». Правила по ТБ.

1

Амперметр. Измерение силы тока с помощью амперметра

 

34/11

19.01

   

Электрическое напряжение.

Единицы напряжения (§ 39, 40)

1

Электрические цепи с лампочкой от карманного фонаря и аккумулятором, лампой накаливания и осветительной сетью.

 

35/12

20.01

   

Техника безопасности на уроках физики. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения (§ 41,42)

1

Вольтметр. Измерение

напряжения с помощью вольтметра

 

36/13

26.01

   

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления (§43). Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».Правила по ТБ.

1

Электрический ток в различных металлических проводниках.

Зависимость силы тока от свойств провод-

ников

 

37/14

27.01

   

Закон Ома

для участка цепи

(§ 44)

1

Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении на участке цепи

 

38/15

2.02

   

Расчет сопротивления про-водника. Удельное сопротивление(§ 45)

1

Зависимость сопротивления проводника от его размеров и рода вещества

 

39/16

3.02

   

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения (§ 46)

1

   

40/17

9.02

   

Реостаты(§ 47). Лабораторная работа № 6. «Регулирование силы тока реостатом». Правила по ТБ.

1

Устройство и принцип действия реостата. Реостаты разных конструкций: ползунковый, штепсельный, магазин сопротивлений. Изменение силы тока в цепи с помощью реостата.

 

41/18

10.02

   

Лабораторная работа № 7. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Правила по ТБ.

1

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

 

42/19

16.02

   

Последовательное соединение проводников (§ 48)

1

Цепь с последовательно соединенными лампочками, постоянство силы тока на различных участках цепи,измерение напряжения в проводниках при последовательном соединении.

 

43/20

17.02

   

Параллельное соединение

проводников (§ 49)

1

Цепь с параллельно включенными лампочками, измерение напряжения в проводниках при параллельном соединении.

 

44/21

23.02

   

Решение задач по теме: «Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи».

1

   

45/22

24.02

   

Контрольная работа №3 по темам «Электрический ток. Напряжение», «Сопротивление. Соединение проводников»

1

   

46/23

1.03

   

Работа над ошибками контрольной работы №3. Работа и мощность электрического тока(§ 50, 51)

1

Измерение мощности тока в лабораторной электроплитке

 

47/24

2.03

   

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике (§ 52). Лабораторная работа № 8. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». Правила по ТБ.

1

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

 

48/25

8.03

   

Нагревание проводниковэлектрическим током. Закон Джоуля—Ленца (§ 53)

1

Нагревание проводников из различных веществ электрическим током.

 

49/26

9.03

   

Конденсатор (§ 54)

1

Простейший конденсатор, различные типы конденсаторов. Зарядка конденсатора от электрофорной машины, зависимость емкости конденсатора от площади пластин, диэлектрика, расстояния между пластинами.

 

50/27

15.03

   

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители (§ 55, 56)

1

Устройство и принцип действия лампы накаливания, светодиодных и люминесцентных ламп, электронагревательные приборы, виды предохранителей.

 

51/28

16.03

   

Контрольная работа №4 по темам «Работа и мощность электрического тока», «Закон Джоуля—Ленца», «Конденсатор»

1

   

52/29

22.03

   

Работа над ошибками контрольной работы №4. Зачет по теме «Электрические явления»

1

   
     

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

5

   

53/1

23.03

   

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

Магнитные линии(§ 57, 58)

1

Картина магнитного поля проводника с током, расположение магнитных стрелок вокруг проводника с током.

 

54/2

5.04

   

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение (§ 59). Лабораторная работа №9. «Сборка электромагнита и испытание его действия». Правила по ТБ.

1

Действие магнитного поля катушки, действие магнитного поля катушки с железным сердечником

 

55/3

6.04

   

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное полеЗемли (§ 60, 61)

1

Типы постоянных магнитов. Взаимодействие магнитных стрелок, картина магнитного поля магнитов, устройство компаса, магнитные линии

магнитного поля Земли.

 

56/4

12.04

   

Действие магнитного поляна проводник с током. Электрический двигатель(§ 62). Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». Правила по ТБ.

1

Действие магнитного поля на проводник с током. Вращение рамки с током в магнитном поле

 

57/5

13.04

   

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»

1

   
     

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

13

   

58/1

19.04

   

Работа над ошибками контрольной работы №5. Источники света. Распространение света (§ 63)

1

Излучение света различными источниками, прямолинейное распространение света, получение тени и полутени

 

59/2

20.04

   

Видимое движение светил

(§ 64)

1

Определение положения планет на небе с помощью астрономического календаря.

 

60/3

26.04

   

Отражение света. Закон отражения света (§ 65)

1

Наблюдение отражения света, изменения угла падения и отражения света

 

61/4

27.04

   

Плоское зеркало (§ 66)

1

Получение изображения предмета в плоском зеркале

 

62/5

3.05

   

Преломление света. Закон преломления света(§ 67)

1

Преломление света. Прохождение света через плоскопараллельную пластинку, призму.

 

63/6

4.05

   

Линзы. Оптическая сила линзы (§ 68)

1

Различные виды линз. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах

 

64/7

10.05

   

Изображения, даваемые линзой (§ 69)

1

Получение изображений с помощью линз

 

65/8

11.05

   

Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы». Правила по ТБ.

1

   

66/9

17.05

   

Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз

1

   

67/10

18.05

   

Глаз и зрение (§ 70)

1

Модель глаза

 

68/11

24.05

   

Повторение пройденного материала.

1

   

69/12

25.05

   

Контрольная работа за курс 8 класса.

1

   

70/13

31.05

   

Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Повторение пройденного материала

1

   


 


 


 

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

Программа Основного общего образования. Физика 7-9 классы. А.В.Перышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник. Москва. Дрофа. 2014.

Физика 8 класс. А.В. Перышкин: Учебник. – М.:Дрофа, 2013.

Справочник по физике и технике. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006.

Учебно-практические издания

1. Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов обшеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – 17-е изд. – м,: Просвещение, 2004.

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

И.В.Годова. Контрольные работы в новом формате. Москва. «Интеллект-Центр».2011.

Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс к учебнику Перышкина А.В. - Громцева О.И. 2013г.

Учебно-наглядные издания и пособия

Таблица «Физические постоянные».

Таблица «Множители и приставки».

Комплект таблиц по физике для 8 класса.

Учебно-методические пособия

Методическое пособие. Физика7-9 классы. Рекомендации по составлению рабочих программ. Е.Н. Тихонова. Москва. Дрофа. 2014.

В.А.Волков. Универсальные поурочные разработки по физике. 8 класс. Москва. «Вако».2009.

Горлова Л.А.Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя)

3.Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение», 1977. 159 с.

Физический эксперимент в школе. Г.П. Мансветова, В.Ф. Гудкова. Просвещение. 1981.

Сборник диктантов по физике. Н.И.Петрушенко. Минск. Народная асвета. 1982.

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

1.Колтун М.; Мир физики; Детская литература; 1987.

2. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 1. Москва. Наука.1976.

3. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 2. Москва. Наука.1979

Аудио- и видео приложения

1.Уроки физики КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Физика 8 класс.

2. «Физика, 7-11 класс ООО Физикон»

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

http://www.physics.ru/

http://www.fizika.ru/

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&tmpl=com

http://marathon.1september.ru/2008-04-03

http://www.9151394.ru/projects/arhimed/arhim1/cituo/lab_raboty_f.htm

http://somit.ru/index_demo.htm


 

 

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


 

Библиотечный фонд, печатные пособия

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон)

Тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова)

Компьютерные и ИКТ средства

Персональный компьютер HP ProBook4545s

Технические средства обучения

Мультимедиапроектор Epson

Демонстрационные пособия

 

Экранно-звуковые пособия

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Комплект «Минилаборатория по механике».

Учебные игры

 


 


 

Список литературы


 

Литература, рекомендованная для учителя

1. А. С. Енохович. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1989.

2. В. А. Золотов. Вопросы и задачи по физике в 6–7 классах. – М.: Просвещение, 1971.

3. С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

4. О. Ф. Кабардин и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7–11 классах. – М.: Просвещение, 1994,

Литература, рекомендованная для учащихся

1. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся / Сост. А. С. Енохович и др. Под ред. Б. И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982.

2. Г.Д.Луппов .Опорные конспекты для изучения физики.

Дополнительная литература

1. В.А.Ильин. Физика в формулах в 7-11кл.

2. Л.Р. Стоцкий. Физические величины и их единицы.

3. В.А. Буров, С.Ф. Кабанов. Фронтальные экспериментальные задания по физике 7-8 кл

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.