Рабочая программа по французскому языку (10 класс, УМК: Бубнова Г.И.)

0
0
Материал опубликован 20 February 2016

Предмет:

Уровень:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Французский язык

Профильный

10

Г.И. Бубновой, А.Н. Тарасовой, Э.Лонэ

170

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования по иностранному языку, разработанная на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Учебно-методический комплект Г.И. Бубновой, А.Н. Тарасовой, Э.Лонэ для 10 класса «Le français en perspective Х” представляет собой предзавершающий курс обучения французскому языку. В состав УМК входят : учебник для Х класса школ с углубленным изучением французского языка, сборник упражнений, книга для учителя, аудиоприложения.

Углубленное изучение иностранного языка предусматривает 5 часов в неделю, 170 часов в один учебный год. Учебник содержит 4 блока. Предусмотрен для каждого блока резерв 4 часа для реализации и использования различных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий и т.д.Запланированы 10 лексико-грамматических контрольных работ и 8 уроков на контроль основных видов речевой деятельности.

Статус программы

1. Статус программы

Программа реализует следующие основные функции:

информационно-методическую;

организационно-планирующую;

контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык»

Иностранный язык (в том числе французский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно

существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования

их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной

компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется

- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведе-

ния из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, матема-

тики и др.);

- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языко-

выми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство

приобретения сведений в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Примерная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе французскому).

В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование ино-

язычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного

процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.

Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Обучение иностранному языку (французскому) в старшей школе должно обеспечи-

вать преемственность с подготовкой учащихся в средней школе. Данный этап изучения

иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в старшей школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интере и намечается профориентационный вектор.

В старшей школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифферен-

циации обучения,профилизации, большее значение приобретает использование проектной методики и совре-менных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить связи французского языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, входе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире.

Цели обучения французскому языку.

Изучение иностранного языка в целом и французского в частности в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой,

языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех

основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) ;

умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение

новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами

общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие

навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной

специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое

речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений

выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положе-

ния в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной

информации;

учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных

умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению ино-

странным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других

областях знания.

развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерыв-

ному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.

К завершению обучения в старшей школе планируется достижение учащимися об-

щеевропейского допорогового уровня подготовки по иностранному языку (французскому языку)(уровень В 2). Этот уровень дает возможность выпускникам старшей школы использовать иностранный язык для продолжения образования на высшей ступени учебных заведений и для дальнейшего самообразования.

В 10 классе Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 5 часов французского языка для углубленного изучения , что составляет 170 часов в один учебный год. Основным УМК, используемым на уроках французского языка, является «Французский в перспективе 10» Бубновой Г.И., Тарасовой А.Н., Э.Лонэ, включающий в себя учебник, сборник упражнений, книгу для учителя и аудиокассеты.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных уме-

ний и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, свободное владение коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельностив различных по степени официальности ситуациях речевого общения.

Основное содержание

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ

Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и

бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской

местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе,

межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нем,

самочувствие, медицинские услуги. (50 часов).

Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг

молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам.

Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по

своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания

туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический

прогресс.(70 часов)

Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжение

образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональ-

ной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного

общения и их роль при выборе профессии в современном мире. (50 часов).

РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

Говорение

Диалогическая речь

Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера,

диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией,

а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на

Развитие умений:

участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему,

осуществлять запрос информации,

обращаться за разъяснениями,

выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по

обсуждаемой теме.

Объем диалогов – до 6-7 реплик со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь

Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным /

прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.

Развитие умений:

делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме,

кратко передавать содержание полученной информации;

рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая

свои намерения/поступки;

рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая

выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого

языка.

Объем монологического высказывания 12-15 фраз.

Аудирование

Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точ-

ности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных

аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до 3х минут:

- понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологи-

ческого и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;

- выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и инфор-

мационной рекламе;

- относительно полного понимания высказываний собеседника в

наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.

Развитие умений:

отделять главную информацию от второстепенной;

выявлять наиболее значимые факты;

определять свое отношение к ним, извлекать из аудио текста

необходимую/интересующую информацию.

Чтение

Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных

стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также

текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):

- ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания

сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы,

несложных публикаций научно-познавательного характера;

- изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации

прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);

- просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания

необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.

Развитие умений:

выделять основные факты;

отделять главную информацию от второстепенной;

предвосхищать возможные события/факты;

раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

понимать аргументацию;

извлекать необходимую/интересующую информацию;

определять свое отношение к прочитанному.

Письменная речь

Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в странах, говорящих на французском языке (автобиография/резюме);

составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.

Развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;

рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и

чувства; описывать свои планы на будущее.

КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ

Совершенствование следующих умений: пользоваться языковой и контекстуальной

догадкой при чтении и аудировании; прогнозировать содержание текста по заголовку

/ началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы,

графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски); игнорировать лексические и

смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста,

использовать переспрос и словарные замены в процессе устноречевого общения; мимику,

жесты.

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приемами самостоятель-

ного приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу, в том числе лингвострановедческую, ориентироваться

в письменном и аудиотексте на французском языке, обобщать информацию, фиксировать

содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источ-

ников на французском языке.

Развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства,

отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для

уточнения понимания текста на французском языке.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений происходит за счет

углубления:

социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных

ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения

в иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье,

при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;

межпредметных знаний о культурном наследии страны/стран, говорящих

на французском языке, об условиях жизни разных слоев общества в ней / них,

возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных ориентирах;

этническом составе и религиозных особенностях стран.

Дальнейшее развитие социокультурных умений использовать:

необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия/несогласия,

отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других;

необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить

родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь зарубежным гостям в

ситуациях повседневного общения;

формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения.

ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

В старшей школе осуществляется систематизация языковых знаний школьников,

полученных в основной школе, продолжается овладение учащимися новыми языковыми

знаниями и навыками в соответствии с требованиями базового уровня владения французским языком.

Орфография

Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к

новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.

Фонетическая сторона речи

Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к

новому языковому материалу, навыков правильного произношения; соблюдение ударения

и интонации в французских словах и фразах; ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений.

Лексическая сторона речи

Систематизация лексических единиц, изученных во 2-9 или в 5-9 классах; овладение

лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного

и письменного общения. Лексический минимум выпускников полной средней школы

составляет 1400 лексических единиц.

Расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой,

новыми значениями известных слов и новых слов, образованных на основе продуктивных

способов словообразования. Развитие навыков распознавания и употребления

в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной и

старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише

речевого этикета, характерных для культуры стран, говорящих на французском языке;

навыков использования словарей.

Грамматическая сторона речи

Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены

рецептивно и коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического

материала, усвоенного в основной школе.

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных

ранее коммуникативных и структурных типов предложения. Узнавание при чтении новых

союзов, вводящих известные типы придаточных предложений (tandis que, comme, puisque

и др.), сложных форм относительных местоимений (lequel, laquelle…) и их производных

с предлогами а и de.

Совершенствование навыков употребления изученных временных форм изъявительного

наклонения. Формирование навыков согласования времен в плане настоящего и прошлого

(Il m’a dit qu’il viendrait). Навыки распознавания и употребления в речи изученных неличных форм глагола (infinitif, gérondif, participe présent и participe passé). Понимание при чтении значения глагольной формы passé simple.

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи активной и

пассивной форм глагола, повелительного, условного и сослагательного наклонений.

Выражение гипотезы, предположения при наличии реального и нереального условия

(Conditionnel prйsent и Futur simple в сложном предложении). Знание наиболее частотных

глаголов и безличных конструкций, требующих употребления Subjonctif (regretter, craindre,souhaiter, ordonner ; il est important, il est dommage, il est possible); навыки их дифференциации от «объективных» глаголов и конструкций (affirmer, déclarer, constater ; il est clair, il est certain, il est probable).

Совершенствование навыков употребления определенного / неопределенного /

частичного / нулевого артикля, в том числе, с именами собственными. Совершенствование навыков употребления указательных и притяжательных прилагательных и местоимений, прямых и косвенных местоимений-дополнений, местоимений en и y, ударных и безударных форм личных местоимений, неопределенных местоимений и прилагательных.

Систематизация представлений о функциональной значимости предлогов и

наречий и совершенствование навыков их употребления: предлоги, выражающие

временные значения (il y a, depuis, pour, pendant, en), направление (а, de, en, pour, par);

наречия, выражающие количество (beaucoup, un peu, assez, trop), пространственно-

временные значения (toujours, jamais, souvent, quelquefois, dedans, dehors, ici, lа).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

значения новых лексических единиц, связанных с тематикой «Семейные отношения», «Путешествия», «Отдых», «История французской песни», «Здоровье», «Французские СМИ», «Загрязнение окружающей среды», в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;

значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная

речь / косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);

страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;

В области говорения:

вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения ; беседовать о себе, своих планах; участвовать в об-

суждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;

рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики;

представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;

уметь рассказать о франкоговорящих странах по плану: ГП, границы, символика, климат, экономика, индустрия, события, люди, культура, праздники, традиции;

В области аудирования

относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стан-

дартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать не-

обходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления,

прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике дан-

ной ступени обучения;

чтение

читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-

популярные, прагматические – используя основные виды чтения (ознакомительное, изу-

чающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

В области письменной речи

писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста; писать рассказ по картинкам, сочинение -рассуждение

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-

дневной жизни для:

общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;

получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через

Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;

расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;

изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

Распределение учебного времени по УМК 10 класса

Тема

Кол-во часов

1. Dossier 1(Exposé oral descriptif, Correspondance amicale, Littérature française)

45

2. Dossier 2 (Dialogue simulé, le texte narrative, redaction d’un récit à partir des images)

40

3. Dossier 3 (Commentaire oral , le texte informatif , projet d’un journal de classe)

50

4. Dossier 4 (Exposé oral argumentatif, la structure de l’argumentation)

35

Всего:

170

Учебные пособия и материалы отечественных издательств

1. Григорьева Е., ГорбачеваЕ., Лисенко М. Французский язык: уч. фр. яз для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – 7-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2008. -347 с.: - ил.

2. Рабочие программы по французскому языку. 2-11 классы ( повышенный уровень)/ авт.-сост. Горшкова Т.В. -2-е изд.- М.: Глобус, 2008.-231 с. (Образовательный стандарт)

3. Библиотечка «Первого сентября» № 22, 24, 33 ООО «Чистые пруды», 2008

4. Готовимся к олимпиаде по французскому языку: Практическое пособие/ Авт.-сост. Н.А. Кудрина, С.В. Бабанина и др.,- М.:АРКТИ, 2008.-104 с. (Школьное образование)

5. Григорьева Е.Я., Владимирова Е.Я. Французский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. I-XI классы.- М.: Просвещение.- 2001.-128с.

Интернет-ресурсы

http://window.edu.ru/library/pdf2txt/202/37202/14215

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.