Рабочая программа по русскому языку (10 класс, УМК: Г.Ф. Хлебинской)
Предмет: Уровень: Класс: УМК: Количество часов: |
Русский язык Профильный 10 Г.Ф. Хлебинской 105 |
Пояснительная записка
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение воспитательных, развивающих и образовательных целей. В процессе обучения углубляются знания о лингвистике как науке, формируется представление о языке как многофункциональной развивающейся системе, совершенствуются речемыслительные, интеллектуальные и творческие способности, навыки речевого взаимодействия, а также универсальные учебные умения и навыки, необходимые для продолжения обучения и профессиональной деятельности выпускников. Изучение родного языка является важнейшим условием духовного и нравственного развития личности школьника.
Программа предназначена для изучения русского языка в 10–11 классах на профильном уровне и составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений.
Курс рассчитан на 210 часов (в 10 классе — 105 часов;
11 классе — 105 часов). Методологической основой курса и программы является государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень).
Линия учебников УМК Г. Ф. Хлебинской, обеспечивающая программу, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях.
Направленность курса определяется достижением целей обучения русскому языку в соответствии с основными положениями примерной программы, предлагаемой Министерством образования и науки РФ.
В старших классах средней школы обучение русскому языку выходит на новый качественный уровень.
Основные задачи курса:
1) повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе;
2) закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях речевого общения;
3) подготовка учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку, а также вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.
Отличительной особенностью курса является осуществление последовательной подготовки учащихся к ЕГЭ. Содержание курса позволяет выпускникам освоить весь необходимый объём теоретических знаний, а также выработать и закрепить навыки практического использования языка. Структура ЕГЭ требует от выпускников умения анализировать и классифицировать языковые явления, оценивать их с точки зрения правильности. Тестовая форма предполагает способность давать оценку различным вариантам решения учебной задачи, разграничивать верные и неверные интерпретации.
Для развития этих умений в учебниках, обеспечивающих данный курс, представлены упражнения, структурно повторяющие экзаменационные задания.
Итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, также ориентированы на формат единого государственного экзамена.
Особое внимание уделяется написанию сочинения по прочитанному тексту, которое требует от учащихся умения понимать, интерпретировать чужой текст и создавать собственное речевое произведение, следуя заданной композиционной схеме. Чтобы обеспечить успешное выполнение данного задания, в учебниках даётся алгоритм работы, образцы сочинений по прочитанному тексту (различных функциональных стилей) и материал для отработки навыков.
В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у учащихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.
Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.
Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.
Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения.
Задачи обучения русскому языку в данном курсе решаются в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, что предполагает формирование навыков грамотного письма и приобретение знаний из области фонетики, морфемики, лексики и других разделов на основе совершенствования речевой деятельности учащихся в целом, т. е. формирование языковой и лингвистической компетенций строится на базе коммуникативной. Именно поэтому темы, связанные с характеристикой функциональных стилей, жанров и типов речи, комплексным анализом текста, культурой устного и письменного общения, рассматриваются в начале курса. Значимость таких разделов, как «Культура речи» и «Текст», вызвала необходимость отвести на их изучение большую часть учебного времени (около трети курса русского языка в 10 классе), а содержание учебников скомпоновать следующим образом:
10 класс
• Общие сведения о языке и речи. Культура речи.
• Текст. Стили и жанры.
• Лексика. Фразеология. Лексикография.
• Фонетика. Графика. Орфоэпия.
• Морфемика и словообразование.
• Орфография.
11 класс
• Морфология.
• Синтаксис и пунктуация.
При этом содержательные линии, обеспечивающие формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, взаимосвязаны и интегрированы. Это означает, что в каждом разделе курса изучение языковых фактов,
явлений и закономерностей сопровождается активной и разнообразной речевой деятельностью, совершенствованием коммуникативных умений, а также способствует осознанию национально культурного своеобразия родного языка. Такое построение курса русского языка позволяет совершенствовать и развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные и организационные умения учащихся, а также создаёт условия для реализации в учебном процессе надпредметной функции, которую русский
язык выполняет в системе школьного образования.
Коммуникативная направленность курса предполагает интенсивное речевое развитие учащихся. Широко представлена работа с текстами различных стилей, типов речи и жанров, позволяющая не только обеспечить усвоение речеведческой теории, но и сформировать навыки эффективной коммуникации. Большое внимание уделяется развитию умения выполнять многоаспектный анализ речевого произведения, способности создавать устные и
письменные тексты с учётом замысла, адресата и ситуации общения, овладению нормами русского литературного языка.
В предлагаемом курсе реализуется личностно-ориентированный подход к обучению: представлена современная форма подачи теоретического материала, введены упражнения разных уровней сложности, задания по выбору, побуждающие учащихся к поиску, к творчеству, развивающие лингвистическую рефлексию, а также способность к целеполаганию, планированию и адекватной оценке результатов учебной деятельности. Кроме того, обучение по данному УМК предполагает рейтинговую систему оценивания
результатов учебной деятельности, складывающейся из работы на уроке, самостоятельного выполнения индивидуальных заданий различной сложности и различных типов (презентации, доклады, рецензирование, рефераты и т. д.), учебных и контрольных тестов, диктантов, зачётов.
Системно-обобщающий подход в организации подачи теоретического материала способствует эффективному решению образовательных задач. Для изложения теоретических сведений активно используются схемы и таблицы, что позволяет представить изучаемый материал в наглядной форме и способствует его целостному восприятию, облегчает запоминание, позволяет эффективно организовать повторение.
Формирование представления о языке как развивающейся системе решается в рамках исторического подхода. Обращение к фактам истории родного языка способствует осознанному усвоению материала, развитию чувства языка, а также выработке ценностного отношения к родному языку, осознанию его национально-культурного своеобразия.
Формированию лингвистического мышления способствуют и специальные упражнения частично-поискового характера, направленные на развитие аналитических способностей учащихся.
При ознакомлении с теоретическим материалом старшеклассники также побуждаются к анализу языковых явлений и формулированию собственных выводов.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому в ней значительное место отводится повторению, регулярной систематизации и обобщению изученного материала (в начале и в конце учебного года, а также после изучения каждого раздела). В учебники включено большое количество упражнений разных типов, позволяющих организовать эффективное сопутствующее повторение, актуализировать и закрепить приобретённые умения и навыки.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, поддержания учебного интереса предусматривается использование различных педагогических технологий, в том числе и игровых. Включённые в учебники упражнения игрового характера («Кто больше?», «Одним словом», «Без запинки», «Орфографическая задача» и др.) способствуют формированию определённых навыков и умений, развивают мышление учащихся.
Дидактический материал учебников, в котором сочетается логическое и эмоциональное, научное и художественно-образное, является основой реализации компетентностного подхода в обучении. Дидактический материал соответствует возрастным особенностям учащихся и обеспечивает широкий интеллектуальный фон, способствующий процессу самообразования старшеклассников, передаче социального опыта предшествующих поколений, развитию научно-теоретического мышления, формированию творческой личности. Чтобы учащиеся смогли осознать язык как форму выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, тексты упражнений, включённые в учебники, объединены одной большой темой, охватывающей развитие русского языка на протяжении значительного социально-исторического периода, состояние общественной мысли, литературы, критики. В учебниках нашел отражение литературный процесс в России с середины XVIII по конец XX века. Такой подход к дидактическому материалу позволяет осуществить межпредметные связи (язык — история — литература) и способствует не только развитию учебных навыков и умений учащихся, повышению культуры их устной и письменной речи, но прежде всего решению главной задачи современной школы – воспитанию гражданина и патриота, формированию представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознанию национального своеобразия русского языка.
В зависимости от специфики конкретного образовательного учреждения и уровня подготовки учащихся распределение учебных часов, отведённых на изучение разделов курса, может варьироваться.
Календарно-тематическое планирование. 10 класс
Первое полугодие
16 недель
48часов
№ |
Раздел |
Тема урока |
Дата |
1 |
Русский язык и русистика (2 ч) |
Русский язык как национальный язык русского народа |
1 |
2 |
Выдающиеся отечественные языковеды. |
1 |
|
3 |
Входная диагностика |
1 |
|
4 |
Культура речи (4 ч) |
§1Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке. |
1 |
5 |
§1Основные функции языка. Язык как знаковая система. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. |
1 |
|
6 |
§2 Язык и речь. Культура речи. |
1 |
|
7 |
§2 Основные аспекты культуры речи: коммуникативность, нормативность, этичность. |
1 |
|
8 |
Текст, стили и жанры (23 ч) |
Структурно-смысловые признаки текста |
|
9 |
Функционально-смысловые типы речи |
||
10 |
Понятие о функциональных стилях |
||
11 |
Характеристика научного стиля речи |
||
12 |
Доклад и реферат как жанры научного стиля речи. |
||
13 |
Характеристика официально-делового стиля речи: |
||
14 |
Отличительные черты некоторых жанров официально-делового стиля речи: заявления, объяснительной записки, доверенности, характеристики, автобиографии, резюме. |
||
15 |
Характеристика публицистического стиля речи: |
||
16 |
Некоторые жанры публицистического стиля речи: статья, очерк, интервью, аннотация, отзыв, рецензия, заметка. |
||
17 |
Характеристика разговорного стиля речи |
||
18 |
Культура устного общения. |
||
19 |
Эстетическое богатство и разнообразие литературно-художественного стиля речи |
||
20 |
Комплексный анализ текста. |
||
21 |
Виды переработки текста (план, тезисы, конспект). |
||
22 |
Изложение как разновидность текста. |
||
23 |
Сочинение по прочитанному публицистическому и литературно-художественному тексту. |
||
24 |
Сочинение в жанре эссе. |
||
25 |
Повторение и обобщение изученного материала |
||
26 |
Итоговая работа №1 |
2 |
|
27 |
Лексика. Фразеология. лексикография (16 ч) |
Слово и его значение |
1 |
28 |
Многозначность и омонимия |
1 |
|
29 |
Паронимы |
||
30 |
Синонимы |
||
31 |
Антонимы |
||
32 |
Исконно русская лексика. Заимствования из славянских языков |
||
33 |
Заимствования из неславянских языков |
||
34 |
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления |
||
35 |
Виды стилистической окраски слова. |
||
36 |
Активный и пассивный словарь русского языка. |
||
37 |
Лексический разбор слова. |
||
38 |
Изобразительно-выразительные средства лексики, их использование в художественном тексте. |
||
39 |
Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в различных стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова |
||
40 |
Словари русского языка №2 |
||
41 |
Повторение и обобщение изученного материала; |
||
42 |
Контроль |
2 |
|
43 |
|||
44 |
Обобщение изученного в 1 полугодии |
3 |
Второе полугодие
18 недель
54 часа
№ |
Раздел |
Тема урока |
Дата |
1 |
Фонетика. орфоэпия. Графика (9) |
Звуковой состав русского языка. |
1 |
2 |
Звуки и буквы, алфавит. |
1 |
|
3 |
Фонетическая транскрипция. |
1 |
|
4 |
Чередования звуков (исторические и позиционные). |
1 |
|
5 |
Основные нормы современного литературного произношения. |
1 |
|
6 |
Слог. Ударение. |
1 |
|
7 |
Интонация. |
1 |
|
8 |
Фонетический разбор слова. |
1 |
|
9 |
Изобразительно-выразительные средства фонетики. |
1 |
|
10 |
Морфемика и словообразование (10 ч) |
Значимые части слова. Корневая морфема и основа. |
2 |
11 |
Аффиксальные морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы). |
2 |
|
12 |
Формообразование и словообразование |
2 |
|
13 |
Способы образования слов |
2 |
|
14 |
Морфемный и словообразовательный разборы слова. |
2 |
|
15 |
Итоговая работа№3 |
2 |
|
16 |
Орфография (20 ч) |
Принципы русской орфографии |
1 |
17 |
Правописание безударных гласных в корне слова |
1 |
|
18 |
Правописание чередующихся гласных в корне слова |
2 |
|
19 |
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова |
1 |
|
20 |
Правописание согласных корня перед суффиксами |
1 |
|
21 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
1 |
|
22 |
Правописание удвоенных согласных |
1 |
|
23 |
Правописание приставок |
2 |
|
24 |
Правописание букв ы, и после приставок |
1 |
|
25 |
Правописание букв а, и, у после шипящих |
1 |
|
26 |
Правописание букв ы, и после ц |
1 |
|
27 |
Правописание букв о, е, ё после шипящих и ц; |
1 |
|
28 |
Употребление ь для обозначения мягкости согласных |
1 |
|
29 |
Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; |
1 |
|
30 |
Употребление разделительных ъ и ь |
1 |
|
31 |
Употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо |
2 |
|
32 |
Употребление прописной и строчной букв. |
2 |
|
33 |
Правила переноса слов. |
1 |
|
34 |
Повторение и обобщение изученного материала |
1 |
|
35 |
Итоговая работа №4 |
2 |
|
36 |
Итоговое повторение, обобщение, контроль (8ч) |
Повторение |
8 |
Основное содержание программы
10 Класс
105 часов (3 часа в неделю)
Русский язык и русистика (2 ч)
Русский язык как национальный язык русского народа. Основные этапы исторического развития русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Формы существования русского национального языка. Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, один из ведущих языков мира. Русский язык как развивающееся явление. Сведения из истории русской письменности.
Русский язык как объект научного изучения. Выдающиеся отечественные языковеды. Основные направления развития русистики на современном этапе. Общие сведения о языке и речи.
Культура речи (4 ч)
Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке. Структура языка (уровни, основные единицы, взаимосвязь единиц языка разных уровней). Основные функции языка. Язык как знаковая система. Языки естественные и искусственные.
Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Общее и различное в русском и других языках.
Язык и речь. Культура речи. Основные аспекты культуры речи: коммуникативность, нормативность, этичность. Языковая норма, ее функции и типы. Динамика языковой нормы. Варианты норм. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Текст, стили и жанры (23 ч)
Текст как продукт речевой деятельности. Устная и письменная формы текста. Структурно-смысловые признаки текста. Речевая ситуация. Тема, основная мысль (идея) текста. Тема и микротема. Абзац, его назначение в тексте. Соотношение микротемы и абзаца. Типы связи между предложениями в тексте: цепная связь, параллельная, смешанная; средства связи предложений.
Функционально-смысловые типы речи. Типологическая структура описания, повествования, рассуждения.
Функциональные разновидности языка: разговорная и книжная.
Понятие о функциональных стилях книжной речи (научном, официально-деловом, публицистическом); о разговорном стиле; о литературно-художественном стиле и его принципиальном отличии от остальных стилей речи. Жанр как форма организации речевого материала определённого стиля речи.
Характеристика научного стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста научного стиля речи. Доклад и реферат как жанры научного стиля речи.
Характеристика официально-делового стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста официально-делового стиля речи. Отличительные черты некоторых жанров официально-делового стиля речи: заявления, объяснительной записки, доверенности, характеристики, автобиографии, резюме.
Характеристика публицистического стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста публицистического стиля речи. Некоторые жанры публицистического стиля речи:
статья, очерк, интервью, аннотация, отзыв, рецензия, заметка.
Характеристика разговорного стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ разговорного стиля речи. Некоторые жанры разговорного стиля речи: беседа, дневниковые записи, частная переписка, дискуссия.
Культура устного и письменного общения.
Эстетическое богатство и разнообразие литературно-художественного стиля речи. Роль художников слова в развитии и совершенствовании русского литературного языка.
Комплексный анализ текста.
Виды переработки текста (план, тезисы, конспект).
Изложение как разновидность текста.
Сочинение по прочитанному публицистическому и литературно-художественному тексту. Сочинение в жанре эссе.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Лексика. Фразеология. лексикография (16 ч)
Слово — основная единица языка. Лексическое значение слова. Грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы; их выразительные возможности.
Активный и пассивный словарь русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Виды стилистической окраски слова.
Лексический разбор слова.
Фразеологизмы.Употребление фразеологизмов в различных стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.
Источники фразеологии. Выразительные возможности фразеологических единиц.
Изобразительно-выразительные средства лексики, их использование в художественном тексте.
Лексические нормы. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексических норм.
Лексикография. Словарные описания языковых единиц. Различные виды лингвистических словарей. Объем и характер информации о слове в различных словарях.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Фонетика. орфоэпия. Графика (12 ч)
Предмет изучения фонетики. Звуковой состав русского языка.
Основные единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация. Характеристика звуков речи: гласные (ударные и безударные) и согласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Исторические изменения в звуковом составе русского языка.
Понятие о графике. Звуки и буквы, алфавит. Исторические изменения в буквенном составе русского языка. Фонетическая транскрипция.
Понятие об орфоэпии. Звук и фонема. Чередования звуков (исторические и позиционные). Основные нормы современного литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных. Особенности произношения слов иноязычного происхождения. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Фонетический разбор слова.
Изобразительно-выразительные средства фонетики.
Морфемика и словообразование (10 ч)
Понятие о морфемике и словообразовании. Значимые части слова. Корневая морфема и основа. Аффиксальные морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы). Интерфиксы, их назначение в слове.
Материально выраженные и нулевые окончания. Материально выраженные и нулевые суффиксы. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Приставки, их роль в слове. Синонимия, омонимия, паронимия приставок; синонимия, антонимия суффиксов. Постфиксы, их отличия от других значимых частей слова.
Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо.
Морфемный и словообразовательный разборы слова.
Понятие об этимологии.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Орфография (20 ч)
Принципы русской орфографии: морфематический, фонетический и традиционный. Слитные, раздельные и дефисные написания.
Орфограмма. Орфографические нормы.
Написание слов и их значимых частей:
— правописание безударных гласных в корне слова; правописание чередующихся гласных в корне слова; правописание звонких и глухих согласных в корне слова; правописание согласных корня перед суффиксами; правописание непроизносимых согласных в корне слова; правописание удвоенных согласных;
— правописание приставок, правописание букв ы, и после приставок;
— правописание букв а, и, у после шипящих; правописание букв ы, и после ц; правописание букв о, е, ё после шипящих и ц;
— употребление ь для обозначения мягкости согласных; употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; употребление разделительных ъ и ь;
— употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо.
Употребление прописной и строчной букв.
Правила переноса слов.
Исторические изменения, под влиянием которых сложилась современная система орфографических норм: утрата гласных ъ и ь, возникновение закрытых слогов, редукция безударных гласных, отвердение шипящих и ц, произношение звука о на месте буквы е, совпадение в звучании «ять» и е.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Итоговое повторение, обобщение, контроль (10 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании 11-го класса учащиеся должны:
1) в области языковой и лингвистической (языковедческой):
знать
— основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;
— системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
— понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
уметь
— проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
— привлекать сведения из истории русского языка при проведении лингвистического анализа языковых единиц;
— разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;
— оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления;
— анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
— применять знания о нормах литературного языка на практике;
— соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
— извлекать необходимую информацию из различных учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
— производить лингвистический анализ текста (полный и частичный);
— иллюстрировать орфографические и пунктуационные нормы примерами из предложенного текста;
— находить и исправлять орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки в тексте;
— классифицировать орфограммы и пунктограммы в тексте;
— производить все виды разбора как слова, так и предложения;
— конструировать предложения, строить их схемы;
— определять роль конструкций, не являющихся членами предложения;
— заменять обособленные члены предложения, предложения с прямой речью и т. д. синонимическими конструкциями;
— комментировать выбор орфограмм и пунктограмм; доказывать, где это возможно, свое мнение графически;
2) в области коммуникативной:
знать
— компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;
— основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;
уметь
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
— использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
— извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
— владеть основными приёмами информационной переработки устного и письменного текста;
— создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
— применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
— применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
— оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
при работе с текстом:
уметь
— определять тему, основную мысль;
— озаглавливать текст; находить ключевые слова (словосочетания);
— определять принадлежность текста к тому или иному типу и стилю речи;
— определять языковые средства связи предложений в тексте;
— делить текст на абзацы, объяснять уже имеющееся абзацное членение;
— определять авторскую позицию, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
— использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста: составлять планы (простой и сложный), конспекты, выделять тезисы;
—оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов;
— создавать (владеть навыками написания) изложения (в том числе с элементами сочинения), сочинения в жанре эссе, сочинения по прочитанному тексту;
— производить комплексный анализ текстов различных типов, стилей и жанров;
3) в области культуроведческой:
знать и понимать
— осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;
— осознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов;
— осознавать взаимосвязь развития языка и литературного процесса;
уметь
— соблюдать нормы русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Список рекомендуемой литературы
Арефьева С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. — М.: Прометей, 1997.
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. 13-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
Головин Б. Н. Основы культуры речи: [Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.»]. 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988.
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика: Кн. для учащихся 8—10-х кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1988.
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. — М.: Междунар. отношения, 1993.
Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности: учеб. для общеобразоват. учреждений, 10—11 кл. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2001.
Горбачевич К. С. Нормы современного литературного языка. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1989.
Изотов А. И. и др. Лексическая и синтаксическая синонимика. — М.: Московский лицей, 1994.
Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистики при изучении частей речи: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.
Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М.: ЭКСМО-пресс, 1998. (Уроки русского языка).
Пахнова Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9—11 классы. — М.: Вербум-М: Моск. учеб., 2003.
Словари и справочники
Александрова З. Е. Словарь синонимов русскогоязыка: Практ. справ.: Ок. 11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 2001.
Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986.
Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. — М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999.
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника: Свыше 107 000 сложных слов. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа: Рус. яз., 2006. (Библиотека словарей русского языка).
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М.: Рус. яз., 1984.
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка: Более 14 000 слов. Рос. акад. наук, Ин-т лингв. исслед. — СПб.: Норинт, 2004.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: совмещённая редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртене в современном написании: в 4 т. — М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2008.
Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка:
Грамматические формы. Ударение: Ок. 12 000 слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2003.
Зимин В. И., Спирин А. С. Русские пословицы и поговорки: Большой объяснительный словарь. 4-е изд., стереотип. — М.: Феникс, 2008. (Словари).
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: А—Я: Пособие для учащихся 5—9 классов. 8-е изд, испр., доп. —М.: Просвещение, 2006.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тысяч слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник: ИТИ Технологии: А ТЕМП: ЭЛПИС, 2008.
Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка : Произношение, ударение, граммат. формы: Ок. 65 000 слов. Под ред. Р. И. Аванесова. Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 8-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2000.
Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: пособие для учащихся. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. 9-е изд. — М.: Рольф, 2009.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: по произведениям русских писателей XVIII—ХХ вв. 2-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.
Русский орфографический словарь: Около 180 тысяч слов. Под ред. Лопатина В. В. 2-е изд, испр., доп. — М.: Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова, 2007.
Аристова Т. С. [и др.]. Словарь образных выражений русского языка. Под ред. [и с предисл.] Телия В. Н. — М.: Отечество, 1995.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: А—Я: пособие для учащихся. — М.: Цитадель-трейд: РИПОЛ классик, 2010.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002.
Быстрова Е. А. [и др.]. Школьный толковый словарь русского языка. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.
Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение.10-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.
Одинцов В. В. [и др.]. Школьный словарь иностранных слов: А—Я. Под ред. Иванова В. В. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2001.
Современный толковый словарь русского языка: более 90 000 слов и фразеологических выражений. Под ред. Кузнецова С. А. Российская акад. наук, Ин-т лингвистических исслед. — СПб.: Норинт, 2007.
Тихонова Е. Н., Тихонов А. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов: Ок. 26 тысяч слов. 7-е изд., стереотип. — М.: Цитадель-трейд, 2005.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание): Для сред. и ст. шк. возраста. Сост. Панов М. В. Редкол.: Степанов Г. В. [и др.]. — М.: Педагогика, 1984.
Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для сред.и ст. шк. возраста. Сост. Новиков В. И., Шкловский Е. А. — М.: Педагогика-пресс, 1998.
14