12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрей Файрузов247
Учитель начальных классов и информатики.
Россия, Татарстан респ., Елабуга

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Французский язык

5-6

В.Н. Шацких

70

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения французскому языку как второму иностранному в 5 — 6 классах общеобразовательных учреждений основного общего образования и разработана в соответствии:

- с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» - М.: Просвещение, 2011;

- с требованиями «Примерной основной образовательной программы основного общего образования» - протокол от 8 апреля 2015г. №1/15;

- с рекомендациями авторской рабочей программы В.Н. Шацких «Рабочие программы по французскому языку для общеобразовательных учреждений», серия «Dans le monde du français» 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2013;

- с возможностями УМК «Dans le monde du français.Французский язык. 1-ый год обучения. 5 класс». В. Н. Шацких, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. – 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2014 и УМК «Dans le monde du français.Французский язык. 2-ой год обучения. 6 класс». В. Н. Шацких и др. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015;

- с содержанием основной образовательной программы образовательного учреждения МОУ СОШ №34.

Учебно-методический комплекс «Dans le monde du français» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению вторым иностранным языком в повседневном общении. Данная программа рассчитана на реализацию в 2015 — 2016 уч. г.

По программе к УМК В. Н. Шацких «Французский язык», в соответствии с Базисным учебным планом и календарным графиком учебного процесса, утвержденным руководителем органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования Кусковой Л.А., учебный год в 5 – 6 классах составляет 35 учебных недель. Согласно данным документам на изучение курса второго иностранного языка в 5 - 6 классах отводится 70 часов.

В настоящей программе учтены основные положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в необходимости владения хотя бы одним иностранным языком. Развивающиеся международные экономические, политические и культурные связи, научно-технический прогресс повысили престиж иноязычной грамотности настолько, что владение иностранными языками становится одним из условий профессиональной компетентности специалиста.

Кроме того, огромные образовательные возможности иностранного языка как филологической дисциплины осознаются не только специалистами в области преподавания, но и самими учащимися, и их родителями. Этим объясняется возрастающая потребность в изучении двух и более иностранных языков.

Расширяется спектр изучаемых языков. На этом фоне повышается интерес к французскому языку – языку литературы и искусства, моды и дипломатии, международному языку математики и почтовой связи, интерес к Франции и французскому народу, с которым нас связывают давние культурные традиции.

Цели обучения французскому языку.

Изучение иностранного языка в целом и французского в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    Развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, в совокупности всех ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной учебно-познавательной:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на данном этапе (5-6 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе и использованием новых информационных технологий;

    Развитие и воспитание личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:

- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;

- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;

- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;

- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения отказа от вредных привычек.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Dans le monde du français.Французский язык. 1-ый год обучения. 5 класс». В. Н. Шацких, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. – 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2014 и

УМК «Dans le monde du français.Французский язык. 2-ой год обучения. 6 класс». В. Н. Шацких и др. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015;

В состав УМК для 5 класса входят:

 Французский язык: 1-й год обучения. 5 кл. Ч. 1. Ч. 2: учебник / В.Н. Шацких, О.В.Кузнецова, И.Н.Кузнецова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2014;

электронное приложение к учебнику «Французский язык» 1-й год обучения на www.drofa.ru и аудиоприложение;

методическое пособие для учителей.

В состав УМК для 6 класса входят:

 Французский язык: 2-й год обучения. 6 кл. Ч. 1. Ч. 2: учебник / Ф 84 В.Н. Шацких и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015;

 электронное приложение к учебнику «Французский язык» 1-й год обучения на www.drofa.ru и аудиоприложение;

 методическое пособие для учителей.

Общая характеристика учебного предмета

Основная школа — вторая ступень общего образования. Она является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего образования: начальную, основную и старшую. Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту начала обучения в основной школе у них расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета; накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках.

На этой ступени совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объем используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения иностранным языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности. В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений.

Особенности содержания обучения иностранному языку в основной школе обусловлены динамикой развития школьников. Выделяются два возрастных этапа: 5—7 и 8—9 классы. Это обусловлено тем, что в школьные годы дети динамично развиваются психически и физически. В 5 – 9-х классах круг интересов учащихся не только расширяется, но и дифференцируется в зависимости от социальной среды, индивидуальных склонностей.

Основные методологические принципы учебного курса ” Dans le monde du français ”:

Компетентностный подход к обучению определяет следующие особенности предъявления содержания образования:

    обучение коммуникативным умениям и навыкам (говорение, чтение, аудирование, письмо);

    обучение языковым знаниям и умениям (лексика, грамматика, фонетика)

    овладение страноведческими и лингвострановедческими знаниями.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития страноведческих процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностных и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об английском языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

К приемам и методам построения образовательного процесса в контексте деятельностного подхода могут быть отнесены методы, приемы, педагогические технологии, предполагающие деятельность учащегося, в которой он выступают как субъект познания, коммуникации, творчества, творчества своего Я, своей жизнедеятельности. К таким педагогическим технологиям могут быть отнесены: проектная технология, технология КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко и др.), метод проблемного обучения, технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков и др.), игровые технологии, исследовательские методы и др.

Большое внимание уделяется игре, как виду учебной деятельности, формирующему необходимые коммуникативные навыки, устанавливающему доверительную и доброжелательную атмосферу на уроке, обучающему самостоятельной работе и формирующему правильную самооценку. Игра является психологически комфортным видом деятельности. По сути же большинство игр учебника направлены на развитие навыков парной и групповой работы. Навыки, полученные в познавательных, речевых, лингвистических и грамматических играх, переносятся затем на другие виды деятельности.

Для современного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Принципиально важная роль отведена участию в проектной деятельности.

Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Данный курс предполагает выход на проектную деятельность в конце каждого тематического раздела.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Их использование рекомендовано не только в условиях школы, но и дома для подготовки домашних заданий. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Содержание учебного курса

Одна из основных задач данного курса – помочь учащимся войти в мир французского языка и французской культуры. Всякая культура национальна по содержанию и индивидуальна по способу присвоения. Всякая культура усваивается в форме четырех элементов:

1) знаний о различных сферах бытия;

2) опыта действования в различных сферах;

3) творчества как преобразования и переноса приемов деятельности в новые непредвиденные условия;

4) отношения к деятельности, ее объектам, всему, что с ней связано, соотнесенного с системой ценностей человека.

Серия "Dans le monde du français" знакомит учащихся с французским языком и культурой Франции, помогает постичь систему ценностных нормативов народа страны изучаемого языка, а также проблемы, волнующие французскую молодежь.

Каждый УМК предоставляет учащимся возможность сопоставить факты французской культуры с фактами родной культуры, выразить свое мнение по обсуждаемой проблеме и сравнить его с мнением представителей французской молодежи. Таким образом, содержательную основу каждого УМК серии "Dans le monde du français" составляют проблемы. Они отобраны с учетом возрастных особенностей для каждой ступени обучения. Стратегия обучения, построенная на основе диалога культур, проявляется в динамике обсуждения проблем и проблемных вопросов, в столкновении мнений русских и французских подростков, способствующих изменению всей системы отношений подростков с окружающими людьми и с самими собой, формированию индивидуальности.

Проблемы отражают все сферы жизни человека, все области его деятельности и поэтому значимы для человека и соотнесены с его внутренним миром. Они не имеют окончательного решения: каждый общающийся решает их для себя сам. А поскольку личностное отношение к проблемам у людей разное, то их обсуждение актуализирует всю систему взаимоотношений участников обсуждения, обеспечивая естественную мотивированность общения.

Содержание каждой из проблем составляют предметы обсуждения десяти различных видов:

- событие (общественное),

- поступок (личный),

- общеизвестный факт, установленный объективно,

- факт, не отражающийся на других,

- понятие,

- объективная сентенция, годная не для всех случаев жизни,

- спорное субъективное утверждение,

- массовое явление,

- "ненормальное" положение вещей, состояние,

- "ненормированное" поведение, отражающееся на других.

Совокупность всех знаний общающихся о предметах обсуждения и составляет предметное содержание общения. Чем разнообразнее перечень проблем, используемых в овладении иноязычной культуры (ИК), чем больше предметов обсуждения задействовано, тем больше объем различных знаний актуализируется в сознании каждого обучаемого по разным проблемам и, следовательно, тем богаче становится опыт его общения и сами высказывания.

На основе предметов обсуждения формулируются речемыслительные задачи, включаемые в задания и упражнения разных видов и типов.

Предметы обсуждения представляют собой логико-содержательные единицы проблемы, единицы проектирования смыслового содержания будущих речевых произведений учащихся. Они же являются и единицами группировки лексического и грамматического материала этих произведений.

В рамках каждой проблемы можно выделить определенное (но не равное) количество предметов обсуждения названных выше десяти видов. Предметы обсуждения связаны между собой в сознании человека ассоциативно, логически и, главное, в смысловом отношении.

Проблемный подход к определению предметного содержания общения наиболее продуктивен в рамках концепции овладения ИК:

- проблемный подход "вбирает" в себя тематический, обеспечивая подлинную мотивацию общения;

- решение проблем общения дает пищу для мозга, постоянно совершенствуя работу психофизиологических механизмов речи, развивает и воспитывает обучаемых;

- объём знаний и опыт общения, актуализируемые и приобретаемые в ходе решения проблем, позволяют реализовать и познавательный аспект ИК;

- проблема, являясь содержательной основой ситуации, выступает в качестве содержательной основы эвристической организации материала в обучении. Данное положение есть обязательная предпосылка развития умений общаться со всеми присущими им качествами.

Организация учебного процесса носит цикличный характер. Это означает, что процесс обучения разбит на циклы, т.е. на определенные отрезки, включающие несколько уроков, объединённых общим содержанием. Каждый цикл посвящен обсуждению какой-либо проблемы обсуждения, что отражено в названии цикла. Поскольку в каждом из циклов усваивается определенная доза объектов обучения, цикличность выступает в качестве механизма учебного процесса. В каждом цикле содержится комплекс целей: учебных, познавательных, развивающих и воспитательных.

Усвоение материала внутри каждого цикла проходит через следующие этапы:

1 этап – формирование навыков (лексических, грамматических, произносительных);

2 этап – совершенствование навыков (лексических, грамматических, произносительных);

3 этап – развитие умений (чтения, говорения, аудирования, письма).

Для каждого этапа предусмотрена определенная система упражнений.

Так, на этапе формирования навыков – это имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные упражнения. Кроме того, используются различные виды опор: функционально-смысловые таблицы (учебник для 6 класса).

На этапе совершенствования навыков – это подстановочные, трансформационные и репродуктивные упражнения. В качестве основной опоры на данном этапе выступает разговорный текст, в котором содержится мнение французских школьников по обсуждаемой проблеме.

Для этапа развития умений характерна своя система упражнений:

а) для развития умения читать – содержательная идентификация, содержательный поиск,

смысловой выбор, интерпретация прочитанного;

б) для развития умения аудировать – содержательная идентификация, смысловой выбор, интерпретация прослушанного;

в) для развития умения писать – письменное изложение своей точки зрения по обсуждаемой проблеме (сочинение-размышление), переписка со своими французскими сверстниками (написание писем, предполагающих ответ на полученное письмо и запрос информации);

г) для развития умения говорить – репродуктивные и продуктивные упражнения с использованием различного вида опор: логико-синтаксические схемы, иллюстративная наглядность, схемы, статистические данные, функциональные опоры (при обучении диалогу учебники для 7,9 классов), логико-смысловая карта проблемы (при обучении дискуссии учебник для 9 класса).

Структура цикла учебника для 5 класса (цикл состоит из 7 уроков)

1 -5 уроки

6-7 уроки

Исходя из специфики первого года обучения, новый материал вводится на каждом уроке и проходит этапы формирования, совершенствования навыков и развития умений. Основной упор делается на формировании лексических, грамматических, произносительных навыков, а также перцептивных навыков чтения.

Повторение пройденного материала представлено в рубриках: 1)учимся правильно произносить по-французски; 2)повторяем правила чтения;3) повторяем грамматику; 4) о чем вы можете рассказать

Структура цикла учебника для 6 класса (цикл состоит из 6 уроков)

урока

Основные цели и задачи урока

1.

Формирование лексических навыков

2.

Формирование грамматических навыков

3.

Формирование грамматических навыков

4.

Совершенствование лексических и грамматических навыков

5.

Развитие умения читать

6.

Тестовый контроль

Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т. е. в сочетании языкового / иноязычного образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической). Таким образом, в нём могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией, физикой, музыкой, изобразительным искусством и т. д.).

Место учебного предмета «Французский язык» в учебном плане.

Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 348 ч. (из расчета 2 учебных часа в неделю при 35-недельной нагрузке в 5-8 классаз и 34-недельной нагрузке в 9 классах) для изучения учебного предмета «Иностранный язык» (второй) на этапе основного общего образования. Объем инвариантной части от указанного количества часов составляет 261 ч., т. е. 75% учебного времени. Остальные 25% учебного времени составляют вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий. В соответствии с требованиями учебного плана МОУ СОШ №34 предмет «Французский язык» изучается в кадетских, с 5 по 9 классах, как второй иностранный.

Авторская программа и УМК «Dans le monde du français» предусматривают 70 часов в год на освоение данного курса. Рабочая программа полностью соответствует базисному учебному плану и рассчитана на ежегодное освоение учащимися 70 часов при нагрузке 2 часа в неделю.

Цели курса обучения французскому языку.

Курс "Dans le monde du français" опирается на Концепцию коммуникативного иноязычного образования (Е.И. Пассов. "Программа – концепция коммуникативного иноязычного образования". – М.: Просвещение, 2000г.), Федеральный государственный образовательный стандарт и ставит перед собой следующие стратегические цели:

1. Развитие коммуникативной компетенции, то есть умения успешно общаться на французском языке.

2. Развитие информационной компетенции. Для успешного решения коммуникативных задач учащиеся учатся находить информацию и отбирать именно ту, которая является достоверной и необходимой для конкретной ситуации общения.

3. Развитие социокультурной компетенции. Знание иноязычной культуры необходимо для успешного общения. Ученики знакомятся с особенностями речевого этикета, с важнейшими событиями истории стран изучаемого языка, а также современными реалиями, которые формируют мировоззрение носителей языка и вызывают к жизни многочисленные ассоциации, прямо или косвенно влияющие на ход общения и определяющие его конечный результат. Одной из важнейших целей развития социокультурной компетенции является научить учащихся представлять свою культуру и свою страну на изучаемом языке, умение с уважением относиться к другим культурам и гордиться своей страной, умение сосуществовать в быстро изменяющемся мире, в то же время, оставаясь носителем культуры своей страны. Развитие социокультурной компетенции учащихся является одним из ключевых факторов в воспитании патриотизма у школьников.

    Внедрение в процесс обучения полиэтнической модели школы помогает учащимся разносторонне воспринимать мир, а ценностные ориентиры приобретают более гуманный характер и не позволяют учащимся встать на путь ксенофобии, т. е. негативного отношения к зарубежной культуре и языку. Необходимо говорить о приобщении детей к родной этнической культуре, усвоении знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях; осмыслении общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; о воспитании взаимной этнической толерантности и уважении к этнокультурному плюрализму, формированию готовности и умения жить в полиэтнической среде. Присвоение основных ценностей, составляющих нравственную основу духовной личности: мировая культура, французская культура, родная культура как ценность, человек и его права, свобода, собственное достоинство и достоинство людей, общение и гуманитарное мировоззрение, межкультурное сотрудничество. Языковое (культурное по своей сути, точнее, межкультурное) образование - едва ли не самая подходящая возможность воспитания уважительного отношения к другому языку, культуре, народу.

    Реализация межпредметных связей на уроке английского языка способствует воспитанию гармоничной, всесторонне развитой личности. На уроках французского языка учащиеся получат дополнительные знания по другим предметам, например таким, как история, география, основы этики и эстетики, история мировой и отечественной художественной культуры ит.д.

    В ходе обучения французскому языку решаются различные задачи по развитию школьников использование языка как уникального тренажера для развития способностей, облегчающих и интенсифицирующих процесс овладения необходимыми умениями, а также способностей, лежащих в основе всей интеллектуальной деятельности человека и определяющих успешность всей его жизнедеятельности как личности;

    Воспитание достойных граждан России, развитие эстетического вкуса осуществляется за счет правильного отбора содержания курса и общей воспитательной направленности упражнений. Познание определенной совокупности фактов французской культуры, представляющих в целом ее модель, должно стать репрезентантом этой культуры и помочь раскрыть менталитет французского народа. Овладение французской культурой осуществляется в постоянном диалоге с родной и служит повышению статуса ученика как субъекта родной культуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «французский язык» для учащихся 5-6 классов.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты выпускников 5 — 6 классов основной школы, формируемые при изучении иностранного языка:

    формирование мотивации изучения иностранных языков;

    осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

    стремление к формированию собственной речевой культуры в целом;

    формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

    развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

    формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

    стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

    готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности.

Метапредметные результаты изучения иностранного языка в данном курсе развиваются, главным образом, благодаря развивающему аспекту иноязычного образования. У учащихся 5 — 6 классов основной школы будут сформированы и развиты:

    положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком:

    представление об иностранном языке как средстве познания мира других культур;

    осознание роли иностранного языка в жизни общества и личности;

    осознание личностного смысла в изучении иностранного языка;

    обогащение опыта межкультурного общения;

2. языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, догадке, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного и к логическому изложению;

3. универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные:

    самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;

    оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности её решения;

    владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные:

    использовать знаково-символические средства представления информации;

    пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установливать аналогии;

    строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы;

    работать с прослушанным / прочитанным текстом;

    осуществлять информационный поиск, в том числе, с помощью компьютерных средств;

    выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

    осознанно строить своё высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

    решать проблемы творческого и поискового характера;

    самостоятельно работать в классе и дома;

    контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

коммуникативные:

    готовность осуществлять межкультурное общение на французском языке;

    вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи в

соответствии с нормами, предполагаемыми на данной ступени обучения;

    спрашивать, интересоваться чужим мнением, высказывать своё;

    уметь обсуждать разные точки зрения, способствовать выработке общей (групповой) позиции;

    уметь аргументировать свою точку зрения;

    уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию;

    уметь устанавливать рабочие отношения;

    проявлять уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;

    уметь адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели;

4. специальные учебные умения (СУУ):

в области использования ИКТ-технологий,

в области исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;

организовывать работу по выполнению и защите творческого проекта;

развитие смыслового чтения, включая умения выделять темы, прогнозировать содержание текста по заголовку / ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

работать с французско-русским словарём, пользоваться лингво-страноведческим словарём;

выполнять тесты в различных форматах.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Предметные результаты освоения ООП ООО должны учитывать общие требования Стандарта и специфику предмета «иностранный язык». Эти результаты должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Можно выделить следующее:

    формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

    формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

    достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

    создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

Планируемые предметные результаты освоения учащимися 5 – 6 классов основной школы программы по иностранному языку:

А. В коммуникативной сфере (владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорении:
- умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- умение рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- умение сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- умение описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
Аудировании:
- умение воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- умение воспринимать на слух и пониматьвысказывания разного характера и стиля;

- умение адекватно реагировать на услышанное;

- умение понимать сказанное собеседником однократно и переспрашивать, если что-то непонятно.
Чтении:
- умение читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
- умение читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- умение читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой / нужной / интересующей информации;
Письменной речи:
- умение заполнять анкеты и формуляры;
- умение писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
- умение составлять план, тезисы (интеллект-карта) устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
- понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
- знакомство с образцами художественной литературы;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения / аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать /слушать текст с разной глуби ной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- готовность к овладению способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках.
Г. В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка.
Д. В трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).

Работа с любой темой включает предварительную беседу, вводящую новую лексику, разнообразные действия с текстами, звучащими или читаемыми, выражение своих мыслей в письменном виде и выход в свободную речь в виде монологического высказывания или диалога.

Работа в парах и группах сопутствует всем видам речевой деятельности как тренировка и взаимопроверка.

Работа в классе в рамках каждой из перечисленных тем предполагает также применение итоговых заданий в виде различных тестов, а также беседу по пройденной теме с учителем и/ или с ровесником; прослушивание учебного текста в записи; проверку понимания прочитанного или услышанного; неподготовленное высказывание по предложенной теме (8-10 фраз для 5-6 классов, логически связанных и грамматически правильных); чтение про себя небольшого впервые предъявленного текста со знакомой лексикой.

В дополнение к конкретным видам внеурочной деятельности, указанным в таблицах примерного тематического планирования, рекомендуется также применять следующие общие виды внеурочной деятельности: классная рефлексия; лексическая и грамматическая практика в игровых/ролевых ситуациях; чтение занимательных текстов (рассказы, сказки, стихи, пьесы); инсценировки; песни на французском языке; прослушивание и разучивание.

Предметное содержание речи.

Предметное содержание устной и письменной речи, предлагаемое в авторской программе курса французхского языка к УМК "Dans le monde du français" полностью включает темы, предусмотренные ФГОС по иностранным языкам. Ряд тем в авторской программе имеет более конкретную формулировку и при изучении рассматривается подробно, в связи с повышенным уровнем сложности для учащихся.

Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.

Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.

Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.

Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.

Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.

Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе.Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.

Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.

Окружающий мир.

Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности

Средства массовой информации.

Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.

Страны изучаемого языка и родная страна.

Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.

УМК для 5 класса знакомит учащихся с отдельными фактами французской культуры, формирует навыки речевой деятельности в наиболее распространённых сферах общения: семья, быт, место жительства, родной город, страна изучаемого языка, система образования, любимые занятия, домашние животные, профессии, качества характера, времена года, месяцы, дни недели, даты.

УМК для 6 класса предлагает учащимся обсудить следующие проблемы:

• À l’école comme à l’ école... / В школе как в школе…

• Comment occupez-vous vos loisirs? / Что вы делаете в свободное время?

• Comment ça va en famille? / Как дела в семье?

• Tout le monde aime les fêtes, et vous? / Все любят праздники, а вы?

• Manger pour vivre et non pas vivre pour manger. / Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

• Est-ce facile d’être en forme? / Легко ли быть в форме?

• Pour chaque oiseau son nid est beau. / Каждый кулик свое болото хвалит.

• Tout le monde aime les voyages. / Все любят путешествия.

Тематическое планирование по дисциплине «Английский язык» 5 класс

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Количество работ контрольного характера

Количество работ проектного характера

Деятельность ученика –

УУД

1

Unité 1;

Unité 2;

18

1

1

Будут сформированы

Личностные:

- историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России;

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Ученик получит возможность для формирования:

* выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

* готовности к самообразованию и самовоспитанию;

* эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Коммуникативные:

Ученик научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- основам коммуникативной рефлексии;

Ученик получит возможность научиться:

* брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

* оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

* следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Познавательные:

Ученик научится:

- давать определение понятиям;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Ученик получит возможность научиться:

    делать умозаключения (индуктивное и по аналогии).

Регулятивные:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Ученик получит возможность научиться:

* самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

* осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

* основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

* адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

* прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

2

Unité 3;

Unité 4;

14

1

1

3

Unité 5;

Unité 6;

Unité 7;

22

1

1

4

Unité 8;

Unité 9;

16

2

1

ИТОГО

70

5

4

Тематическое планирование по дисциплине «Французский язык» 6 класс

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Количество работ контрольного характера

Количество работ проектного характера

Деятельность ученика –

УУД

1

Unité 1;

В школе как в школе…

Unité 2;

Что вы делаете в свободное время?

18

1

1

Будут сформированы

Личностные:

- историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях;

- знание о государственных праздниках;

- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира;

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Ученик получит возможность для формирования:

* экологического сознания; знания основных принципов и правил отношения к природе;

* гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну;

* уважения к другим народам России и мира, межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;

* учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

* готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Коммуникативные:

Ученик научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- основам коммуникативной рефлексии;

Ученик получит возможность научиться:

* учитывать разные мнениями интересы и обосновывать собственную позицию;

* брать на себя инициативу в организации совместного действия(деловое лидерство);

* вступать в диалог;

* оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

* следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Познавательные:

Ученик научится:

- основам реализации проектной деятельности;

- давать определение понятиям;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций;

- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Ученик получит возможность научиться:

* делать умозаключения (индуктивные и по аналогии);

Регулятивные:

Ученик научится:

-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической цели в познавательную;

- планировать пути достижения целей;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;

Ученик получит возможность научиться:

* самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

*основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

*основам саморегуляции эмоциональных состояний;

* адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

* прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

2

Unité 3;

Как дела в семье?

Unité 4;

Все любят праздники, а вы?

14

1

1

3

Unité 5;

Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Unité 6;

Легко ли быть в форме?

22

1

1

4

Unité 7;

Каждый кулик свое болото хвалит.

Unité 8;

Все любят путешествия.

16

2

1

ИТОГО

70

5

4

Календарно-тематическое планирование (см. приложения)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

а) Литература (основная и дополнительная):

    Учебник «Dans le monde du français.Французский язык. 1-ый год обучения. 5 класс». В. Н. Шацких, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. – 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2014

    Учебник «Dans le monde du français.Французский язык. 2-ой год обучения. 6 класс». В. Н. Шацких и др. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015;

    Авторская рабочая программа В.Н. Шацких «Рабочие программы по французскому языку для общеобразовательных учреждений», серия «Dans le monde du français» 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2013;

    «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» - протокол от 8 апреля 2015г. №1/15;

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

    Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. 79 с. - (Стандарты второго поколения).

    Щукин А. Н. Современные интенсивные методики и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. – М.: Филоматис, 2010 г.

б) Дидактический материал:

    печатные пособия

    Таблицы к основным разделам грамматического материала.

    Алфавит (настенная таблица).

    Произносительная таблица (правила чтения).

    Карта Франции.

    Карта России.

    Политическая карта мира.

    Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка.

    Набор тематических карточек.

    Тематические плакаты.

    информационно-коммуникативные средства

      Презентации.

      Компьютерные словари.

      Игровые компьютерные программы.

    Интернет – поддержка

    www.drofa.ru

    www.francesoir.fr

    www.lefigaro.fr

    www.lemonde/

    www.programme-tv.net

    www.europe1.fr

в) Оборудование и приборы:

    экранно-звуковые пособия

      СD/DVD диски к УМК

      Презентации.

    технические средства обучения:

1. Компьютер

2. Аудио-магнитола

3. Интерактивная доска

4. Мультимедийный проектор

Требования к планируемым предметным результатам освоения курса французского языка

Коммуникативные умения

Речевая компетенция по видам речевой деятельности:

Говорение. Диалогическая речь

Ученик научится:

    вести диалог этикетного характера (начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться).

Объем диалога этикетного характера – до 3-х реплик от каждой стороны.

    вести диалог-расспрос (запрашивать и сообщать фактическую информацию на вопросы разных видов, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; выражать своё мнение, отношение).

Оъем диалога-расспроса – до 4-х реплик от каждой стороны.

    вести диалог-побуждение к действию (приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться /не соглашаться принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие/несогласие принять его; обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать/не принимать его);

    вести диалог-обмен мнениями (выслушивать сообщение / мнение партнёра; выражать точку зрения и соглашаться / не соглашаться с ней; высказывать одобрение/неодобрение; выражать сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий).

Объем – до 2-х реклик от каждой стороны.

    вести комбинированный диалог (сообщать информацию и выражать своё мнение; расспрашивать и давать оценку;

Ученик получит возможность научиться:

    вести диалог разного характера в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

    аргументировать свою точку зрения.

Говорение. Монологическая речь

Ученик научится:

• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе / селе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и / или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);

• описывать события с опорой на зрительную наглядность и / или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);

• давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;

• передавать основное содержание прочитанного текста с опорой на текст, ключевые слова, план или вопросы.

Объем монологического высказывания – до 8-10 фраз.

Ученик получит возможность научиться:

делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

комментировать факты из прочитанного / прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному / прослушанному;

кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

    кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

Аудирование

Ученик научится:

• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

• воспринимать на слух и понимать значимую / нужную / запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5-6 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания аудиотекстов – до 2-х минут.

Ученик получит возможность научиться:

выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;

использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;

игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.

Чтение

Ученик научится:

• читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержания в зависимости от коммуникативной задачи: соотносить графический образ слова с его звуковым образом, соблюдать правильное ударение, выразительно читать вслух небольшие тексты, содержащие изученный материал.

1. Чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на предметное содержание и включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов – 400-500слов.

    определять тему, содержание текста по заголовку;

    прогнозировать содержание текста на основе заголовка текста или его начала;

    выделять основную мысль;

    выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

    устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

    озаглавливать текст, его отдельные части;

    догадываться о значении незнакомых слов, игнорировать незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста.

2. Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов разных жанров (изучающее чтение). Объем текстов до 250 слов.

    понимать содержание текста на основе его информационной переработки;

    оценивать полученную информацию;

    озаглавливать текст, его отдельные части;

    устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста.

3. Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое / поисковое чтение):

    просматривать текст и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся;

    находить значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника;

Ученик получит возможность научиться:

читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;

догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским / родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;

игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;

    выражать свое мнение о прочитанном;

пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.

Письменная речь

Ученик научится:

•владеть основными правилами орфографии, написанием наиболее употребительных слов;

• заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

• писать личное письмо по образцу (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

• писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать пожелания;

Объем личного письма 50-60 слов, включая адрес.

Ученик получит возможность научиться:

делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;

составлять план / тезисы устного или письменного сообщения;

кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;

писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.

Социокультурные знания и умения.

Учащиеся ознакомятся с отдельными элементами речевого поведенческого этикета во франкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения: «В семье», «В школе», «Проведение досуга» и т.д. Использование французского языка как средства социокультурного развития школьников на этапе 5-6 классов включает:

знакомство с фамилиями и именами выдающихся людей из стран изучаемого языка;

знакомство с оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы, сказками и легендами;

знакомство с государственной символикой стран изучаемого языка;

знакомство с интернациональными словами, вошедшими в лексикон русского языка из французского и наоборот;

Ученик научится:

писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на французском языке;

правильно оформлять адрес;

описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов, сел, деревень, в крторых живут школьники.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

Фонетическая сторона речи

Ученик научится:

• различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки французского языка;

• соблюдать правильное ударение в изученных словах;

• соблюдать правила сцепления (liaison) и связывания (enchenement) слов внутри ритических групп.

Ученик получит возможность научиться:

• различать коммуникативные типы предложения по интонации;

• адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Орфография

Ученик научится:

• правильно писать изученные слова;

• применять основные правила чтения и орфографии.

Ученик получит возможность научиться:

сравнивать и анализировать звуко-буквенные соответствия.

Лексическая сторона речи

Ученик научится:

• распознавать и употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в рамках тематики основной школы, в том числе наиболее

распространённые устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, характерные для культуры стран изучаемого языка;

• распознавать и употреблять в речи основные способы словообразования: аффиксация:

- существительных с суффиксами: -tion, -sion (collection, révision); (appartement) ; -eur

(ordinateur) ; -ette (bicyclette, disquette) ; -ique (gymnastique) ; -iste, -isme (journaliste,

tourisme) ; -ien/-ienne (pharmacien / pharmacienne) ;

- наречий с суффиксом –ment ;

- прилагательных с суффиксами: -eur/-euse (heureux / heureuse) ; -ique (sympatique) ; -ant (intéressant) ; -ain (américain) ; -ais (français) ; -ien (parisien).

словосложение :

- существительное + существительное (télécarte);

- существительное + предлог + существительное (sac-à-dos);

- прилагательное + существительное (cybercafé);

- глагол + местоимение (rendez-vous);

- глагол + существительное (passe-temps);

- предлог + существительное (sous-sol).

Ученик получит возможность научиться:

употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах курса;

находить различия между явлениями синонимии и антонимии;

распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);

использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам).

Грамматическая сторона речи

Ученик научится:

распознавать и употреблять в речи:

• нераспространенные и распространенные простые предложения;

• безличные предложения (il est intéresant);

• предложения с неопределенно-личным местоимением on;

• сложносочиненные предложения с союзами ou, mais;

•все типы вопросительных предложений;

•прямой порядок слов и инверсию;

• вопросительное прилагательное quel, вопросительное наречие comment.

распознавать и употреблять в речи временные формы изъявительного наклонения

(l’indicatif): présent, passé composé, imparfait;

• употреблять глаголы, спрягающиеся в сложных формах с вспомогательными

глаголами avoir или etre.

•владеть особенностями спряжения наиболее распространенных нерегулярных

глаголов, отобранных для данного этапа обучения (mettre, prendre, savoir, lire, voir,

venir, dire, écrire и пр.); возвратных (местоименных) глаголов;

•употреблять в речи особые формы существительных женского рода и

множественного числа (travail – travaux), особые формы прилагательных женского

рода и множественного числа (belle – beau, long - longue);

• употреблять существительные с определенным, неопределенным, частичным,

слитным формами артикля;

• степени сравнения прилагательных и наречий, особые случаи их образования

(bon – meilleur, bien - mieux);

• наречия на –ment;

• количественные числительные до 100, порядковые числительные до 30.

Ученик получит возможность научиться:

распознавать сложноподчинённые предложения с определительными придаточным.

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

Контрольно-измерительные материалы даны в учебнике «Dans le monde du français. Французский язык. 1-ый год обучения. 5 класс». В. Н. Шацких, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова и вучебнике «Dans le monde du français.Французский язык. 2-ой год обучения. 6 класс». В. Н. Шацких и др. в конце каждого раздела в виде лексико-грамматического теста в рубрике «Revision. Tests». В конце учебника содержатся вопросы для самооценки.

Хотя контроль сформированности лексической стороны речи фактически происходит на каждом уроке при выполнении подготовительных и речевых упражнений, однако в рубрике «Revision» обязательно представлены специальные тесты для проверки владения некоторыми лексическими единицами, входящими в обязательный словарный запас данного урока.

Контроль формирования грамматических навыков также осуществляется как в ходе ежедневной практики на уроке (то есть с использованием обычных упражнений подготовительного и речевого характера), так и с помощью специальных тестовых заданий, предусмотренных в разделе «Revision».

Контроль навыков аудирования текстов на французском языке также предусмотрен в учебнике. Тексты для аудирования построены в основном на известном детям лексико-грамматическом материале, но допускается содержание в них небольшого процента незнакомых слов. Чем раньше учащиеся столкнутся с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать французскую речь на слух. Длительность звучания текста для аудирования не превышает 2 минут в нормальном темпе в исполнении носителей языка.

Контроль сформированности навыков чтения предусматривает различные послетекстовые задания:

- ответы на вопросы;

- выбор правильного варианта окончания данного предложения из предложенных;

- поиск верной/неверной информации и т.д.

25

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.