Рабочая программа по французскому языку (5-9 класс, УМК: Кулигина А.С.)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Французский язык 5-9 А.С. Кулигина 525 |
Рабочая программа по французскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы начального общего образования.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Рабочая программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет предметное содержание речи, на котором целесообразно проводить обучение. Программа предназначена для изучения французского языка на базовом уровне в 5-9 классах МАОУ СОШ №27.
Концепция (основная идея) данной программы и учебно-методического комплекса обусловлены тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, дает обучающимся возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессов, а также обогащения своего коммуникативного опыта, филологического кругозора, общей и речевой культуры.
Актуальность данной программы определяется тем, что в рабочую программу включен материал, который дает возможность включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные обучающимся этой возрастной группы, интегрировать знания из разных предметных областей. Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей обучающихся, что положительно сказывается на развитии речи обучающихся, развитию их познавательных способностей, формированию общеучебных умений обучающихся.
Программа реализует следующие основные функции:
информационно-методическую;
организационно-планирующую;
контролирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
В соответствии с ФГОС рабочая программа нацелена на реализацию личностно ориентированного, коммуникативно-когнитивного, деятельностного подхода к обучению иностранному языку.
Место учебного предмета в обучении
Иностранный язык (в том числе французский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира.Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе французскому).
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Изучение иностранного языка в целом и французского в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; осознания необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержки здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек. В соответствии с вышеуказанными целями изучение предмета «Французский язык» направлено на решение следующих задач: 1) развивать сформированные во 2—4классах коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; 2) развивать в комплексе все составляющие иноязычной коммуникативной компетенции, в том числе стратегическую, учебную, компенсаторную для формирования способности и готовности использовать французский язык в личностном и межкультурном общении. Коммуникативно направленные упражнения инициируют учащихся на общение в форме диалога, сообщения, рассказа, интервью, на выражение своего взгляда на увиденное, услышанное, прочитанное, развивают способности: — использовать адекватные стратегии для создания собственных текстов; — использовать речевые и неречевые стратегии для восполнения недостаточных знаний или умений для самовыражения; — осуществлять поиск и выделять необходимую/значимую информацию; — использовать умения сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать и систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; 3) продолжать приобщение обучающихся к культуре стран французского языка в рамках более широкого спектра тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; 4) развивать умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, включать учащихся в диалог культур при ознакомлении их со страноведческим, культуроведческим, социолингвистическим материалом; 5) продолжать ознакомление обучающихся с доступными им стратегиями изучения языков и культур, развивать специальные учебные умения (умение пользоваться двуязычным словарем, умение планировать свою учебную деятельность, умение улучшать качественные характеристики речи с помощью прослушивания аудиокассет и просмотра французских фильмов и т. д.). Аутентичные тексты и задания к ним, предназначенные для самостоятельного выполнения, вызовут у учащихся потребность пользоваться словарем. Задания в виде проектов потребуют от ребят использовать дополнительные источники информации: энциклопедию, журналы, Интернет. 6) обеспечивать дальнейшее продвижение учащихся в развитии лексических и грамматических умений и навыков; 7) кроме вышеизложенных задач, необходимо развивать у учащихся потребность в изучении еще одного иностранного языка, ориентируя школьников при его изучении на достижение того же уровня обученности, что и в первом иностранном языке. Рекомендуется объяснить ребятам, что это возможно благодаря опоре на приобретенный ими опыт при изучении первого иностранного языка, обращая их внимание на заимствованные из других языков слова и т. д. |
Обучение иностранному языку (французскому) в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения народном и иностранном языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес. В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все этопозволяет расширить связи французского языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире. Возможно введение 2-го иностранного языка за счет школьного компонента. В 8-9 классах реальной становится предпрофильная ориентация школьников средствами французского языка. На данной ступени языкового развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В связи с динамикой возрастного развития школьников на средней ступени в данной программе предусматривается выделение двух этапов: • обучение французскому языку в 5-7 классах •обучение французскому языку в 8-9 классах. К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися общеевропейского допорогового уровня подготовки по иностранному языку (французскому языку) (уровень А-2). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения образования на старшей ступени в полной средней школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования, для межкультурного общения в знакомых ситуациях коммуникации . |
Место и роль курса в обучении
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе основного (общего) образования, в том числе в 5-7 классах 315 часов из расчета 3-х учебных часов в неделю; в 8-9 классах 310 часов из расчета 3-х учебных часов в неделю.
Примерная программа рассчитана на 525 учебных часов, что дает возможность использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Принципы отбора материала
Для достижения основной цели – формирование коммуникативной компетенции– особый акцент при отборе учебного материала сделан на социокультурную составляющую иноязычной коммуникативной компетенции.
Содержание отобрано в соответствии с общедидактическими требованиями и современными принципами методики обучения иностранным языкам.
К общедидактическим относятся следующие требования:
— доступность учебного материала, который соответствует способностям учащихся 11—15 лет;
— научность, выражающаяся в том, что учебник дает верное, не искаженное представление о фактах языка, лингвистических понятиях, хотя и на уровне, доступном подросткам;
— системность и последовательность изложения материала. УМК являются частью, структурной единицей УМК для 2—9 классов общеобразовательной школы, материал излагается в строгой преемственности с содержанием УМК «Le françaisc’est super!» для 2—4 классов и формирует умения и навыки речевой деятельности, необходимые для достижения планируемого уровня коммуникативной компетенции к 9 классу;
— программа реализует современную деятельностно-творческую и личностно ориентированную концепцию. Отобранное предметное содержание и познавательные, творческие упражнения помогают школьнику приобретать коммуникативный, творческий, эмоциональный, социальный и познавательный опыт. Равное внимание к обучающему, развивающему и воспитательному компонентам содержания позволяет способствовать формированию желаемого для современного общества типа личности: человека познавательно активного, социально мобильного, творческого.
Методическими принципами отбора содержания программы явились следующие приоритеты:
— Содержание УМК отбиралось соответственно уровневым характеристикам, определенным в Государственном стандарте общего среднего образования по иностранным языкам в части предметного содержания речи, перечня формируемых умений и навыков, необходимых для достижения к концу 6 класса уровня развития коммуникативной компетенции А1 и А2 (частично).
— Особое внимание уделено соответствию учебного материала возрастным способностям и интересам подростков. У учащихся 11—15 лет активно формируются абстрактно-логические способности, происходит постепенный переход от наглядного мышления к мышлению в понятиях. Поэтому на четвертом году обучения французскому языку овладение грамматической стороной речи должно происходить сознательно, следует начинать обобщение и систематизацию изученного ранее материала, практиковать когнитивный подход к изучению грамматики. Данная концепция обучения грамматической стороне речи на французском языке имеет большое развивающее значение, так как активизирует у подростков психические механизмы, находящиеся в их «зоне ближайшего развития».
— Помимо возрастных психологических особенностей, учтены коммуникативно-познавательные интересы современных подростков. Кроме традиционных тем и ситуаций, отражающих ближайшее окружение ученика, в УМК введена современная тематика, интересующая подростков: Интернет, технические новинки и пр.
— Содержание отбиралось в строгом соответствии с принципом аутентичности. Тексты соответствуют всем параметрам естественного речевого произведения: они аутентичны на уровне лексики и грамматики, связаны с ситуацией общения, идиоматичны, экспрессивны.
— Содержание имеет интеркультурную направленность. Этот аспект обучения реализуется через аутентичные тексты, диалоги, героями которых являются французские подростки, иллюстративный материал, ссылки на Интернет, социокультурные справки и т. д. Параллельно информации о Франции и франкофонии дается информация о своей стране, позволяющая проводить социокультурные сравнения.
— Был учтен принцип межпредметных связей. Тексты и проблемы, связанные с такими предметами, как география, история, литература, биология, позволяют способствовать формированию у подростков единой картины мира.
— Содержание организовано соответственно принципу концентрической прогрессии. Овладение новым лингвистическим явлением начинается с формирования самого общего представления о нем, развития простейших умений его употребления в речи. В дальнейшем представления совершенствуются, умения обогащаются и детализируются. Соблюдение данного принципа позволяет обеспечить доступность учебного материала, т. е. посильность операций с ним для учащегося, и его необходимую повторяемость.
Преподавание ведется по учебникам:
Кулигина А.С. и др. |
5 класс |
Просвещение |
Кулигина А.С. и др. |
6 класс |
Просвещение |
Кулигина А.С. и др. |
7 класс |
Просвещение |
Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. |
8 класс |
Просвещение |
Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. |
9 класс |
Просвещение |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению французского языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
Система контроля знаний обучающихся
Контроль за качеством знаний осуществляется следующим образом:
1) текущий контроль как наиболее оперативная и гибкая проверка проводится на всех этапах обучения французскому языку. Текущий контроль проводится на каждом уроке (контроль выполнения домашнего задания, умения учащегося выполнить различные упражнения в соответствии с заданием)
2) систематический контроль после серии занятий;
3) итоговый контроль.
Самоконтроль и самооценка в рубрике «Je sais le faire» подводит коммуникативный итог каждого урока. Ученик самостоятельно выделяет тематическую лексику, выражения для решения коммуникативной задачи урока (дать совет, выразить мнение и др.) и выполняет задания, показывающие его прогресс в каждом из четырех видов речевой деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты выпускников основной школы
Формирование мотивации к изучению иностранных языков
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение.
Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя различные социальные роли.
Развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.
Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на французском языке.
Предметные результаты
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В области говорения:
начинать, поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, переспрашивая и уточняя при необходимости;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному или услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
В области аудирования:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
В области чтения:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
В области письма:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного и письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
применение правил чтения и написания изученных слов;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков французского языка; соблюдение правильного ударения в словах и ритмических группах. Соблюдение правил сцепления (liaison) и связывания (enchaînement) слов внутри ритмических групп. Ритмико-интонационные навыки произношения разных типов предложений;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования;
понимание и использование явлений многозначности слов французского языка, синонимии, антонимии, лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций французского языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, прилагательных, наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем французского и русского языков.
Социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого неречевого поведения в своей стране и в странах изучаемого языка; их применение в различных ситуациях формального и неформального и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, оценочной лексики)
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
знакомство с образцами художественной и научно-популярной литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран, говорящих на французском языке (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях, их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция:
умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса. Словарных замен, жестов, мимики.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(525 часов) Основные содержательные линии Основными содержательными линиями являются: - коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме; - языковые средства и навыки оперирования ими; - социокультурная осведомленность; - общеучебные и специальные учебные умения. |
5-7 классы
(315 часов) |
Предметное содержание речи |
|
|
|
|
Речевые умения | |||
В русле говорения | |||
Диалогическая речь. В 5–7 классах продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи. Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения как: начать, поддержать и закончить разговор; поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность; вежливо переспросить, выразить согласие /отказ. |
|||
|
В русле аудирования | |
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. |
|
При этом предусматривается развитие умений: выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте, выбирать главные факты, опуская второстепенные; выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст. |
|
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5-7 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования – до 2-х минут. |
В русле чтения | |||
Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5-7 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. |
|||
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5-7 классах, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов для чтения – 400-500 слов. Умения чтения, подлежащие формированию: определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста. |
|||
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5-7 классах. Формируются и отрабатываются умения: полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря); выражать свое мнение по прочитанному. Объем текстов для чтения до 250 слов. |
|||
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. |
В руслеписьма | ||
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений: делать выписки из текста; писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать о себе, выражать благодарность,просьбы), объем личного письма – 50-60 слов, включая адрес). |
||
Социокультурные знания и умения |
||
Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в франкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование французского языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомством: |
||
фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка; оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы; иноязычными сказками и легендами, рассказами; с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами страны/ стран изучаемого языка); с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в странах изучаемого языка; словами французского языка, вошедшими во многие языки мира, (в том числе и в русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон французского языка.
|
||
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ |
|
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков французского языка; соблюдение правильного ударения в словах и ритмических группах. Соблюдение правил сцепления (liaison) и связывания (enchaînement) слов внутри ритмических групп. Ритмико-интонационные навыки произношения разных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающих культуру стран изучаемого языка. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи. Знание основных способов словообразовании:
аффиксация:
существительныхссуффиксами: -tion, -sion (collection, révision) ; (appartement) ; -eur (ordinateur) ; -ette (bicyclette, disquette) ; -ique (gymnastique) ; -iste, -isme (journaliste, tourisme) ; -er/-ère (boulanger / boulangère) ; -ien/-ienne (pharmacien / pharmacienne) ; -erie (parfumerie) ;
наречие с суффиксом –ment ;
прилагательныхссуффиксами: -eur/-euse (heureux / heureuse) ; -ique (sympatique) ; -ant (intéressant) ; -ain (américain) ; -ais (français) ; -ois (chinois) ; -ien (parisien).
словосложения: существительное + существительное (télécarte); существительное + предлог + существительное (sac-à-dos); прилагательное + существительное (cybercafé), глагол + местоимение (rendez-vous), глагол + существительное (passe-temps), предлог + существительное (sous-sol).
Распознавание и использование интернациональных слов.
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значенийграмматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речинераспространенных и распространенных простых предложений; безличных предложения (il est intéresant); предложений с неопределенно-личным местоимением on ; сложносочиненных предложений с союзами ou, mais ; сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами si, que, quand, parce que. Все типы вопросительных предложений. Прямой порядок слов и инверсия.Вопросительное прилагательное quel, вопросительное наречие comment.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речивременных форм изъявительного наклонения (l’indicatif): présent, futur simple, passé composé, passé proche, imparfait. Знание глаголов, спрягающихся в сложных формах с вспомогательными глаголами avoir или être. Владение особенностями спряжения наиболее распространенных нерегулярных глаголов, отобранных для данного этапа обучения (mettre, prendre, savoir, lire, voir, venir, dire, écrire и пр.); возвратных (местоименных) глаголов. Употребление в речиактивного и пассивного залогав настоящем времени изъявительного наклонения (présent de l’indicatif). Употребление в речи повелительного наклонения регулярных глаголов в утвердительной и отрицательной форме (impératif). Временная форма условного наклонения Conditionnel présent. Ее употребление в независимом предложении для выраженияпожелания (Je voudrais vous poser une question) и в сложноподчиненном предложении с обстоятельственным придаточным условия. Понимание причтенииконструкций с причастиями настоящего и прошедшего времени (participe présent и participepassé), глаголами в действительном и страдательном залоге (активная и пассивная форма).
Знание и употребление в речиособых форм существительных женского рода и множественного числа (travail – travaux), особых форм прилагательных женского рода и множественного числа (belle – beau, long - longue). Употребление существительных с определенным, неопределенным, частичным, слитным формами артикля. Степени сравнения прилагательных и наречий, особые случаи их образования (bon – meilleur, bien - mieux). Наречия на -ment.
Формирование навыков согласования причастия сложных форм глагола с прямым дополнением. Навыки распознавания и употребления в речиличных местоимений в функции прямых и косвенных дополнений, ударных и безударных форм личных местоимений, местоимений и наречий en и y, неопределенных местоимений on, tout, même, personne, количественных числительных (свыше 1000), порядковых числительных (свыше 10).
8-9 классы
Предметное содержание речи | |
1. Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе; внешность и характеристики человека; досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино/театра, дискотеки, кафе);. молодежная мода; покупки, карманные деньги - 50 часов. | |
2.Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним; международные школьные обмены; переписка; проблемы выбора профессии и роль иностранного языка - 35 часов. | |
3. Страна и страна/страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), достопримечательности, путешествие по странам изучаемого языка и России; выдающиеся люди, их вклад в науку имировую культуру; средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет) – 75 часов. | |
4.Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни - 30 часов. | |
Речевые умения | |
Говорение | |
Диалогическая речь. Развитие у школьников диалогической речи на средней ступени предусматривает овладение ими умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации: Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера: начать, поддержать и закончить разговор; поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность; вежливо переспросить, выразить согласие/ отказ. Объем этикетных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося. |
Речевые умения при ведении диалога-расспроса: запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
Объем данных диалогов – до 6 реплик со стороны каждого учащегося. |
Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию: обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить; дать совет и принять/не принять его; пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие; сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину. Объем данных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося. |
Речевые умения при ведении диалога–обмена мнениями: выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней; высказать одобрение/неодобрение; выразить сомнение; выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание); выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов. Объем диалогов - не менее 5-7 реплик со стороны каждого учащегося. |
При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений. |
Монологическая речь. Развитие монологической речи на средней ступени предусматривает овладение учащимися следующими умениями: кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения; передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; делать сообщение в связи с прочитанным текстом. выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному. Объем монологического высказывания – до 12 фраз. |
Аудирование |
Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. |
При этом предусматривается развитие следующих умений: прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; выбирать главные факты, опуская второстепенные; выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст; игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания. |
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 8-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текста – 1,5-2 минуты. |
Чтение |
Школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 8-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. |
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Умения чтения, подлежащие формированию: определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов/ событий в тексте. Объем текста – до 500 слов. |
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на облегченных аутентичных текстах разных жанров. Умения чтения, подлежащие формированию: полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использование страноведческого комментария); оценивать полученную информацию, выразить свое мнение; прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте. Объем текста - до 600 слов. |
Чтение свыборочным понимание нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Письменнаяречь | |
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений: делать выписки из текста; писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания; (объемом 30-40 слов, включая написание адреса); заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); писать личное письмо по образцу/ без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес). |
|
Успешное овладение французским языком на допороговом уровне (соответствующем международному стандарту) предполагает развитие учебных и компенсаторных умений при обучении говорению, письму аудированию и чтению. На средней ступени обучения уучащиеся развиваются такие специальные учебные умения как: осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму; пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными; участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования иноязычных источников информации. В основной школе также целенаправленно осуществляется развитие компенсаторных умений- умений выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании - языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, опускать/игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста. |
|
Социокультурные знания и умения |
|
Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Они овладевают знаниями о: значении французского языка в современном мире; наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалиях при изучении учебных тем (традиции в питании, проведении выходных дней, основные национальные праздники, этикетные особенности посещения гостей, сферы обслуживания); социокультурном портрете стран ( говорящих на изучаемом языке) и культурном наследии стран изучаемого языка.; речевых различиях в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи. Предусматривается также овладение умениями: представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения. |
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков французского языка; соблюдение правильного ударения в словах и ритмических группах. Соблюдение правил сцепления (liaison) и связывания (enchaînement) слов внутри ритмических групп, в том числе применительно к новому языковому материалу. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 900 лексическим единицам, усвоенным школьниками ранее, добавляются около 300 новых лексических единиц, в том числе, распространенные устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи. Расширение потенциального словаря за счет интернациональной лексики и овладения новыми словообразовательными средствами:
суффиксами:
существительных: -ence, -ance (préférence, confiance); -aire (questionnaire) -oir, -oire (couloir, mémoire); -age (bricolage); -té (activité); -ude (attitude); -aison (comparaison); -esse (jeunesse); -ure (ouverture); -ise (friandise);
прилагательных: -el/-elle, -al/-ale, -ile, -il/-ille (professionnel, génial, difficile, gentil); -able, -ible (formidable, possible); -eau/-elle (nouveau / nouvelle); -aire (planétaire); -atif/-ative (imaginatif)
префиксами:
существительных, прилагательныхиглаголов: in-, im- (inconnu, impossible); dé- (départ, décourager); dis- (disparaître); re-, ré- (refaire, réviser), pré- (prévenir); mé- (méfiant); a- (asymetrique); extra- (extraordinaire); anti- (antiride).
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значенийграмматических средств, изученных во 2-7 или 5-7 классах, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знания признаков и навыки распознавания и употребления в речи всех типов простых предложений. Употребление в речи вопросительных местоимений quel (s) / quelle (s), отрицательных частиц jamais, rien, personne, ограничительного оборота ne…que. Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речисложноподчиненных предложений с придаточными дополнительными (союз que), определительными (союзные слова qui, que, dont, où), обстоятельственными (наиболее распространенные союзы, выражающие значения времени (quand), места (où), причины (parce que), следствия (ainsi), цели (pour que). Все типы простых предложений. Навыкираспознавания прямой и косвенной речи.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речивременных форм изъявительного наклонения (l’indicatif): plus-que-parfait, futur dans le passé, а также деепричастия (gérondif). Формирование навыков согласования времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого. Употребление в речи глаголов в повелительном наклонении, образующих нерегулярные формы (être, avoir, savoir). Знание признаков и навыки распознавания временной формы условного наклонения Conditionnel présent. Ее употребление в независимом предложении для выражения долженствования (Tu devrais mettre un manteau) и сложноподчиненном предложении с обстоятельственным придаточным условия (Si j’étais libre, j’irais au cinéma). Знание признаков и навыки распознаваниявременной формы сослагательного наклонения Subjonctif présent. Навыки образования Subjonctifprésent регулярных и наиболее частотных нерегулярных глаголов. Его употребление в сложноподчиненном предложении с дополнительным придаточным (Il faut que vous vous reposiez; Je voudrais qu’on aille au cinéma).
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речипростыхотносительных местоимений qui, que, dont, où;указательных и притяжательных местоимений (celui/celle/ceux, le mien/la mienne/les miens/les mienne).
Календарно-тематическое планирование по французскому языку.
5 класс
План составлен в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации учебного плана используется:
CD –проигрыватель, ноутбук и колонки
Доска
Учебно-методическиепособия
Дидактическийматериал
Автором УМК по французскому языку для 5 класса общеобразовательной школы «Lefrançaisc'estsuper!» является А.С. Кулигина.
В состав УМК входят:
учебник А.С. Кулигина «Твой друг французский язык» (М.: Просвещение, 2011).;
рабочая тетрадь «Cahierd'activités» А.С. Кулигина (М.: Просвещение, 20012).;
книга для учителя «Guidepedagogique» (М.: Просвещение, 2012)
аудиокурс
Дополнительная литература;
Г. Ю. Настенкова «Контрольные и проверочные работы по французскому языку» для 6 класса М.: Экзамен, 2003);
П.Ю.Мурга «Тесты по грамматике французского языка» 5-11 классы (С.-Петербург «Паритет», 2001);
- А.М Соколова «Грамматика французского языка» 5-11 классы (М.: «Дрофа», 2001).
УМК «Lefrancaisc'estsuper!» рассчитан на 105 часов в год, при 3 часах в неделю.
Одной из приоритетных задач обучения французскому языку в 5 классе является развитие способностей детей к изучению иностранного языка: фонетической чувствительности, лингвистических способностей, памяти. Решению этой задачи поможет обновление содержания обучения французскому языку: интересная современная тематика, тексты, знакомящие с учебой и жизнью зарубежных сверстников, наличие стихотворений, иллюстрированного страноведческого материала, а также использование современных технологий обучения: ролевых игр, постановок небольших сценок, групповых форм работы учащихся, проектной деятельности.
Содержание обучения французскому языку
Речевые умения формируются в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер в рамках тематики и ситуаций / проблем:
Unités |
Thèmes |
Situations |
1 |
Bonjour, lefrançais! (7 часов) |
Je me présente à un Français. François veut savoir... Je présente Thomas à mescopains. |
2 |
Adieu, les vacances. Vive la rentrée (16 часов) |
A la rentrée, je revoismescopains. Mon écoleest la meilleure. En classe de français. J’écris la rédactionsur le bonheur. |
3 |
Parler de la famille. (11 часов) |
L’album de famille. Ma maman / ma sœur / mon frère. Je décrismonimmeuble / ma maison / monappartement. Jeveux / neveuxpasdéménager. |
4 |
Fairelafête. (14 часов) |
A la veille de la fête. C’est la fête. Dansnotre pays il y a plein de fêtes. Lesfêtesaiméesdesenfants. Mafêtepréférée. |
5 |
Copains et copines, comment êtes-vous? (10 часов) |
Nous sommescopains / amis. On a fait plein de choses, hier. Ressembler à tous les autres, est-cebien? |
6 |
Du jour au lendemain. (14 часов) |
Ma journée de travail. J’arrive à l’école à temps. Pourquoiest-il en retard? Après les classes, quefais-tu? Qu’est-cequetu vas faire? Lesparentstravaillent. |
7 |
Partonsenvoyage. (14 часов) |
Un voyage de tourisme, qu’est-cequec’est? Le grand bonjour de mon pays. Moscou, capitale de la Russie. Les grandesvilles de mon pays. Unlivreintéressant. |
8 |
Parlons des goûts et des hobbys. (13 часов) |
Avez-vous les mêmesgoûts, ton ami(e) et toi? Faire un journal mural, est-ceintéressant? Seréunirentreamis. |
Календарно-тематическое планирование по французскому языку.
6 класс
План составлен в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации учебного плана используется:
CD –проигрыватель, ноутбук и колонки
Доска
Учебно-методическиепособия
Дидактическийматериал
Автором УМК по французскому языку для 6 класса общеобразовательной школы «Le français c'est super!» является А.С. Кулигина.
В состав УМК входят:
учебник А.С. Кулигина «Твой друг французский язык» (М.: Просвещение, 2011).;
рабочая тетрадь «Cahier d'activités» А.С. Кулигина (М.: Просвещение, 20012).;
книга для учителя «Guide pedagogique» (М.: Просвещение, 2012)
аудиокурс
Дополнительная литература;
Г. Ю. Настенкова «Контрольные и проверочные работы по французскому языку» для 6 класса М.: Экзамен, 2003);
П.Ю.Мурга «Тесты по грамматике французского языка» 5-11 классы (С.-Петербург «Паритет», 2001);
- А.М Соколова «Грамматика французского языка» 5-11 классы (М.: «Дрофа», 2001).
УМК «Le francais c'est super!» рассчитан на 105 часов в год, при 3 часах в неделю.
На данном этапе обучения школьников французскому языку ставятся следующие задачи:
1) развивать сформированные во 2—5 классах коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, дальнейшее развитие у шестиклассников трех основных компетенций: речевой, социокультурной и языковой. Развитие речевых умений в условиях личностно ориентированного обучения создает для учащихся естественные возможности выражать свои коммуникативные намерения, делиться опытом, выражать свое мнение по поводу прочитанного или увиденного;
2) развивать в комплексе все составляющие иноязычной коммуникативной компетенции, в том числе стратегическую, учебную, компенсаторную для формирования способности и готовности использовать французский язык в личностном и межкультурном общении. Коммуникативно направленные упражнения инициируют учащихся на общение в форме диалога, сообщения, рассказа, интервью, на выражение своего взгляда на увиденное, услышанное, прочитанное, развивают способности:
— использовать адекватные стратегии для создания собственных текстов;
— использовать речевые и неречевые стратегии для восполнения недостаточных знаний или умений для самовыражения;
— осуществлять поиск и выделять необходимую/значимую информацию;
— использовать умения сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать и систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
3) продолжать приобщение шестиклассников к культуре стран французского языка в рамках более широкого спектра тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
4) развивать умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, включать учащихся в диалог культур при ознакомлении их со страноведческим, культуроведческим, социолингвистическим материалом;
5) продолжать ознакомление шестиклассников с доступными им стратегиями изучения языков и культур, развивать специальные учебные умения (умение пользоваться двуязычным словарем, умение планировать свою учебную деятельность, умение улучшать качественные характеристики речи с помощью прослушивания аудиокассет и просмотра французских фильмов и т. д.). Аутентичные тексты и задания к ним, предназначенные для самостоятельного выполнения, вызовут у учащихся потребность пользоваться словарем. Задания в виде проектов потребуют от ребят использовать дополнительные источники информации: энциклопедию, журналы, Интернет;
6) обеспечивать дальнейшее продвижение учащихся в развитии лексических и грамматических умений и навыков.
Распределение учебного времени по темам:
Тема (3 часа в неделю) |
Часы |
Unité 1. Laplanète école. (Школьная планета) . (Познакомимся) |
14 |
Unité 2. On a du temps libre.(Свободное время) |
12 |
Unité 3. En famille (Семья) |
12 |
Unité 4. Les vacancesd’hiver, j’adore. Ettoi? (Я обожаю зимние каникулы) (Что мы едим сегодня?) |
10 |
Unité 5. Ohé, les ados! Comment allez-vous? (Как дела у подростков) (Скажи мне, кто твой друг?) |
12 |
Unité 6.Le monde des merveilles (Мирчудес) (Яобожаютелевизор) |
13 |
Unité 7. Bonvoyage! (Счастливого путешествия!) |
13 |
Unité 8. Horizons élargis (Открытые горизонты) |
12 |
Резервный урок. |
7 |
ВСЕГО: |
105 |
Календарно-тематическое планирование по французскому языку.
7 класс
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации учебного плана используется:
CD –проигрыватель, ноутбук и колонки
Доска
Учебно-методическиепособия
Дидактическийматериал
ВсоставУМК«Le françaisc'est super!» входят:
учебник А. Кулигина, А. Щепилова «Твой друг французский язык» для 7 класса (М.: Просвещение, 2014);
рабочая тетрадь А. Кулигина, А. Щепилова для 7класса (М.: Просвещение, 2014);
книга для учителя,
Дополнительная литература:
Г. Ю. Настенкова «Контрольные и проверочные работы по французскому языку» для 7-8 классов М.: Экзамен, 2003);
П.Ю.Мурга «Тесты по грамматике французского языка» 5-11 класс (С.-Петербург «Паритет», 2001);
Количество учебных недель – 35
часов в неделю – 3
часов в год – 105
Целью обучения французскому языку является развитие коммуникативной компетенции и еёсоставляющих:
речевой (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах деятельности: чтении, говорении, аудировании и письме);
языковой (овладение новыми языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими);
социокультурной (приобщение к культуре, традициям и реалиям Франции);
компенсаторной (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при передаче и получении информации);
учебно-познавательной (развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление соспособами и приёмами самостоятельного изучения языка и культуры Франции с использованием новых информационных технологий).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ В ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОВОРЕНИЕ
Диалогическая речь
Учащиеся овладевают навыками и развивают умения:
• проявлять самостоятельность и инициативность в процессе речевого общения, находить нужную реплику для поддержания беседы с партнером;
• находить нужную форму обращения за помощью к собеседнику в зависимости от его социального статуса (соученик, учитель, носитель языка);
• адекватно использовать мимику, жесты при общении с речевым партнером;
• отстаивать свою точку зрения в диалоге-обмене мнениями, а также высказывать одобрение/неодобрение, эмоциональную оценку, адекватно используя ранее известные и новые речевые клише.
Монологическая речь
Учащиеся развивают умения:
• логично и последовательно высказываться в соответствии с ситуацией общения;
• приводить примеры, иллюстрирующие информацию;
• строить как развернутое сообщение, так и передавать кратко содержание текста различного характера: рассказа, истории, газетной статьи, анонса;
• делить текст на смысловые части, находить главное и второстепенное, озаглавливать каждый отрывок;
• варьировать языковые средства, использовать синонимы, парафразирование.
АУДИРОВАНИЕ
При прослушивании аудиотекста учащиеся должны уметь:
• фиксировать (устно или письменно) нужную информацию в процессе прослушивания текста;
• делить аудиотекст на смысловые части;
• уточнять содержание с помощью вопросов после первого прослушивания;
• адекватно выполнять поставленные задачи во время первого и повторного прослушивания.
ЧТЕНИЕ
Целью общения при чтении познавательных и страноведческих текстов монологического и диалогического характера, рассказов, отрывков из произведений художественной литературы является:
• понимание основного содержания;
• понимание полного содержания;
• прочтение с целью изучения интересующей информации.
Рассматривая чтение как развитие умения письменного общения, необходимо формировать на этом этапе следующие речевые умения:
• выявлять главные факты (опуская второстепенные);
• устанавливать логическую связь между излагаемыми фактами, событиями;
• обобщать изложенные в тексте факты;
• делать выводы из прочитанного;
• раскрывать причинно-следственные отношения между фактами, событиями, явлениями;
• определять тип текста и доказывать его принадлежность к литературному произведению, прессе, инструкции, объявлению, рекламе, анонсу.
При оценке работы с текстом учитываются учебные умения ученика:
• ориентироваться в структуре текста;
• выделять смысловые части;
• выписывать из текста наиболее значимую информацию;
• пересказывать текст (с опорой и без нее);
• делать выборочный перевод, используя большой словарь.
ПИСЬМО
Цели общения при письме:
• написать личное письмо, поздравление с праздником или событием;
• заполнить формуляр сведений о себе, своей семье, своем друге или своих друзьях.
Письмо зарубежному другу, а также в редакцию журнала/газеты должно быть логически организованным и оформленным в соответствии с принятыми во Франции нормами.
Учащиеся должны уметь:
• сообщать информацию о себе, своей семье, личной жизни, о проблемах, запрашивать аналогичную информацию;
• приглашать в гости и отвечать на приглашение;
• выражать благодарность, пожелание, желание в деликатной форме, а также написать краткое сочинение/рассказ на заданную тему.
У учащихся, обучающихся французскому языку со 2 класса по учебно-методическим комплектам «Lefrançaisc’estsuper!», к шестому году обучения должны быть полностью сформированы орфографические и произносительные навыки. В 7 классе произносительные навыки контролируются и развиваются в сторону улучшения их качественных характеристик: например, выражение чувств, эмоций с помощью эмфатической интонации.
ОРФОГРАФИЯ
В курсе 7 класса идет дальнейшее совершенствование умений правильного чтения и орфографии, закрепляются и совершенствуются навыки их применения на базе изучаемого лексико-грамматического материала.
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ
У учащихся сформированы навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков французского языка. Учащиеся обучены соблюдению ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационным навыкам произношенияразличных типов предложений, выражению чувств и эмоций с помощью эмфатической интонации.
На данном этапе обучения предполагается поддержание и совершенствование этих навыков с помощью записанных на диск разнообразных типов текстов, образцов речи носителей языка, выражения ими чувств и эмоций. Учащимся предлагаются упражнения для многократной тренировки произносительных навыков, с помощью которых восприятие и имитация звуков осуществляются не изолированно, а в речи. В целом фонетические навыки в УМК для 7 класса поддерживаются и совершенствуются, как только для этого представляется возможность.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
В УМК для 7 класса при развитии лексической стороны речирешаются следующие задачи:
1) дальнейшее накопление учащимися словарного запаса для его продуктивного и рецептивного использования. Лексические единицы для репродуктивного использования помещены под рубрикой «Vocabulaire». Словарный запас для рецептивного использования расширяется в индивидуальном порядке в результате аудирования, чтения, самостоятельной работы учащихся («Vue sur Internet», «Projet», «Projet individuel», a также в рубрике «Pour mieux comprendre»);
2) развитие у учащихся представлений о системе лексики французского языка: словообразовательных моделях, синонимах, антонимах, семантических полях («Faire des mots avec des mots»). Кроме развития филологической культуры, данный аспект помогает оптимизации процесса интериоризации новых слов и расширению рецептивного словарного запаса учащихся;
3) совершенствование учебных умений, работа с иноязычной лексикой: работа со словарем, группировка лексики по понятийному, словообразовательному, функциональному и другим признакам («Je chasse l’intrus», «J’écris en deux colonnes», «Je relie les deux colonnes et jef ais des phrases», «Quand la préposition change le sens» и т. д.). Решение этой задачи развивает способность учащихся самостоятельно расширять свой словарный запас. Как и во всех УМК «Le françaisc’est super!», новая лексика предъявляется ситуативно и в контексте: на текстовом материале, отражающем определенную ситуацию общения.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Учащиеся 7 класса уже имеют значительный учебный опыт и способны к самостоятельным наблюдениям и обобщениям. Эти умения и навыки работы с грамматическим материалом совершенствуются в направлении развития умений учащихся грамматически правильно строить и понимать французскую речь в соответствии с принципами когнитивной направленности обучения, сознательности, сопоставления, интенсификации. В данный УМК включен для повторения ранее изученный грамматический материал в рубрике «Lexique-Grammaire» («Je révise/Interrogation», «Les adjectifs démonstratifs», «La forme passive», «Les conjugaisons/ verbes du IIe et IIIe groupes», «L’article partitif», «Les pronoms en et y» и т. д.).
Новый грамматический материал строится на известной учащимся лексике и направлен на расширение грамматических навыков. Так, ранее знакомые учащимся относительные местоимения (les pronoms relatifs) дополнены местоимением dont, частичный артикль (l’article partitif) — сведениями о его употреблении перед абстрактными словами, значительно расширены рамки спряжений глаголов (recevoir, bâtir, apparaître, глаголы на -dre, -andre, -endre, -ondre) и т. д. В тему «Le discours indirect» включены сведения о согласовании времен, учащиеся знакомятся с предпрошедшим временем (plus-que-parfait) и условным наклонением (conditionnel présent). В качестве нового грамматического материала отобраны структуры, представляющие коммуникативную ценность: указательные местоимения (les pronoms démonstratifs), употребление которых помогает выражать свои мысли адекватно принятым нормам французского языка; косвенная речь (le discour indirect), развивающая умения грамотно передавать содержание диалогов, сослагательное наклонение (le conditionnel); деепричастие (le gérondif), улучшающее качественные характеристики высказывания учащегося в передаче содержания рассказа, истории, текста.
Распределение учебного времени по УМК 7 класса
Тема |
Часы |
Unité 1. Elargir le cercle de sesconnaissances. |
16 |
Unité 2. A la campagne et en ville. |
15 |
Unité 3. Les arts et les techniques de représenter. |
16 |
Unité 4. Les vacances pour quoi faire? |
6 |
Unité 5. De l`Antiquité à nosjours. |
17 |
Unité 6. Allons à la découverte. |
17 |
Unité 7. Leursproblèmes, sont-ils graves? |
14 |
ВСЕГО: |
105 |
Календарно-тематическое планирование по французскому языку.
8 класс
План составлен в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации учебного плана используется:
CD –проигрыватель, ноутбук и колонки
Доска
Учебно-методическиепособия
Дидактическийматериал
В состав УМК входят:
учебник Н. А. Селивановой и А. Ю. Шашуриной «Синяя птица» для 7-8 классов (М.: Просвещение, 2006);
сборник упражнений Н. А. Селивановой и А. Ю. Шашуриной «Синяя птица» для 7-8 классов (М.: Просвещение, 2006);
книга для учителя,
аудиокурс.
Дополнительная литература:
Г. Ю. Настенкова «Контрольные и проверочные работы по французскому языку» для 7-8 классов М.: Экзамен, 2003);
П.Ю.Мурга «Тесты по грамматике французского языка» 5-11 классы (С.-Петербург «Паритет», 2001);
А.М Соколова «Грамматика французского языка» 5-11 классы (М.: «Дрофа», 2001).
Количество учебных недель – 35
часов в неделю – 3
часов в год – 105
Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);
развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
воспитание качеств гражданина, патриота;
развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения французского языка в 8 классе обучающиеся должны знать/понимать;
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в стране изучаемого языка;
роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
уметь: говорение:
начинать, вести, поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, о своей любимой музыке, своих занятиях спортом, хобби, защите окружающей среды, обычаях и культуре жителей Европейского союза;
- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем),
передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование:
понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (тексты песен, объявления на концерте, стадионе, анонсы телепередач, интервью, диалоги на изученные темы) и выделять значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение:
ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры;
- писать приглашения, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
социальной адаптации;
достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Распределение учебного времени по УМК 8 класса
Тема |
Кол-во часов |
Unité 5. Ecoutez le guitarist et fermez les yeux. |
19 |
Unité 6. Plushaut, plusvite, plusfort! (Выше, быстрее, сильнее!) |
19 |
Unité 7. C’estunpeudelibertébienméritée. (Досуг и увлечения) |
19 |
Unité 8. Comment çavasur la Terre? (Как дела на Земле?) |
19 |
Unité 9. Si tout les gars du monde... (Если бы парни всей Земли…) |
19 |
Резервные уроки |
10 |
Всего: |
105 |
Календарно-тематическое планирование по французскому языку.
9 класс
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации учебного плана используется:
CD –проигрыватель, ноутбук и колонки
Доска
Учебно-методическиепособия
Дидактическийматериал
В состав УМК входят:
учебник (Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина «Синяя птица» - М.: Просвещение, 2011).;
сборник упражнений в чтении и письме (Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина - М.: Просвещение, 2010).;
методические рекомендации для учителя,
аудиокурс с записью диалогов и текстов учебника.
Дополнительная литература:
Г. Ю. Настенкова «Контрольные и проверочные работы по французскому языку» для 9 класса М.: Экзамен, 2003);
П.Ю.Мурга «Тесты по грамматике французского языка» 5-11 класс С.-Петербург «Паритет», 2001
- Беляева Л. М. Методическое пособие «Контрольные и проверочные работы по французскому языку 9 -11 классы» - Москва, «Дрофа», 2004
Количество учебных недель – 34
часов в неделю – 2
часов в год – 68
Цели и задачи курса:
формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть способности общения на изучаемом иностранном языке;
развитие умений иноязычного общения - как непосредственного (со своими сверстниками, взрослыми, носителями языка), так и опосредованного (с книгой, радио и т. д.).
В результате изучения французского языка в основной общей школе обучающиеся 9 класса должны знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- особенности структуры простых и сложных предложений французского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
- признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
- роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
уметь:
ГОВОРЕНИЕ:
- начинать, вести, поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей стране и стране изучаемого языка;
- делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
АУДИРОВАНИЕ:
- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач, объявления на вокзале или в аэропорту) и выделять значимую информацию;
-понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
- использовать переспрос, просьбу повторить;
ЧТЕНИЕ:
- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным понимание нужной или интересующей информации;
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец; расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
- создание целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
- приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
- ознакомление представителей других стран с культурой своего народа; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Распределение учебного времени по УМК 9 класса
Тема |
Кол-во часов |
Unité 1. Je vais en France |
9 |
Unité 2. Je m’installe à l’hôtel |
9 |
Unité 3. Je me promènedans Paris |
14 |
Unité 4. Je visite un muse |
10 |
Unité 5. Je vais au cinéma |
10 |
Unité 6. Je visite des endroitshistoriques |
12 |
Резервные уроки |
4 |
Итого: |
68 |