Рабочая программа по географии, 6 класс, УМК: Домогацких Е.М.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
География 6 Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. 68 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии (профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03. 2004 года № 1089;
авторской программы по физической географии под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2008 , созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г.
федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 9 декабря 2008 г. № 379, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Статус документа
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.
Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Построение начального курса географии.
Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.
Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 34 часа. Однако, еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Итого: 68 учебных часов, 2 часа в неделю. Практических работ по программе – 20, оценочных (с выставлением обязательной отметки в журнале) – 10. Экскурсий природу – 2. Контрольных работ -3.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Оценочных практических работ: 10.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно – исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).
Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический. Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности.
2.Учебно- тематический план, 70 часов, 6 класс.
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
Часы по федеральному плану |
Часы по региональному плану |
Практичес-кие работы |
Экскурсии |
1 |
Введение. |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Земля как планета. |
5 |
5 |
3 |
||
3 |
Географическая карта. |
13 |
4 |
9 |
6 |
|
4 |
Литосфера. |
9 |
6 |
3 |
4 |
|
5 |
Атмосфера. |
13 |
7 |
6 |
5 |
|
6 |
Гидросфера. |
8 |
4 |
4 |
1 |
|
7 |
Биосфера. |
5 |
2 |
3 |
1 |
|
8 |
Почва и геосфера. |
6 |
3 |
3 |
||
9 |
Земля – планета людей |
5 |
5 |
|||
10 |
Обобщение знаний |
2 |
1 |
1 |
||
Резервное время |
2 |
1 |
1 |
|||
итого |
70 |
35 |
35 |
20 (из них 10 - оценочных) |
2 |
3.Содержание программы
Введение (2 часа)
География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.
Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.
Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.
Практическая работа: 1. Экскурсия «Осенние изменения в природе. 2. Организация и обучение приемам работы: наблюдение за погодой.Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Персоналии: Клайд Томбо.
Практическая работа: 1. Составление и объяснение схемы: положение Земли в Солнечной системе. 2. Составление и объяснение схемы: движение Земли вокруг Солнца. 3.Определение по карте географических координат различных географических объектов.Тема 2. Способы изображения земной поверхности (13 часов)
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Топографический диктант. 3. Определение направлений по компасу, азимуту. 4. Решение практических задач по плану: описание маршрута, составление простейшего плана местности. 5. Глазомерная съемка. 6. Ориентирование на местности. Тема 3. Литосфера (9 часов)Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы: 1. Составление таблицы «Взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов» 2. Установление закономерностей размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры 3. Нанесение объектов литосферы на контурную карту. 4. Определение минералов и горных пород Дмитровского района по их морфологическим признакам.
Тема 4. Атмосфера (13 часов)Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы: 1. Построение графика температур. 2. Решение задач на определение температуры и давления. 3. Построение розы ветров. 4. Построение графика облачности. 5. Обработка данных метеонаблюдений своей местности.
Тема 5. Гидросфера (8 часов)Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы: 1. Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры.
Тема 6. Биосфера (5 часов)Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Практическая работа: 1. Экскурсия «Взаимосвязи компонентов природы».
Тема 7. Почва и геосфера (6 часов)Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Тема 8. Земля – планета людей (5 часов)Географическое положение Московской области и Дмитровского района. Типы населенных пунктов. Население и его основные характеристики: численность, плотность, размещение, этнический состав. Город Дмитров и его современные функции.
4.Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
-типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска. Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский. Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины. Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское. Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи. Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи. Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское. Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров. Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
5. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
письменные
тесты ответы на вопросы |
правильный ответ – 1 балл 0-49% - «2» 50-69% - «3» 70-89% - «4» 90-100% - «5» |
Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;
- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.
6. Используемый УМК:
1. Авторская программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 6-9 классов) - М.: Русское слово, 2008 год.
2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Учебник. География. Физическая география 6 кл., - М. «Русское слово», 2011 год.
3. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011 год.
4. Контурные карты. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011 год.
5. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М. «Русское слово», 2011 год.
Дополнительная литература:
1. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2007 год.
2. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География, 6 кл., М. «Дрофа», 2008 год.
3. Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя,- М. «Первое сентября», 2000.
Петрова Л. Е. Дидактические карточки задания по географии 6 класс. М., «Экзамен», 2007
Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2007.
Романова А. Ф., Нестандартные уроки в школе. География, 6 класс,Волгоград, «Учитель», 2007.
Шатных А. В. Современный урок географии. Часть1. Методические разработки уроков географии 6 класс. М.: «Школьная пресса», 2007.
Журналы «География в школе».
9. Газета «География».
10. «География в таблицах и схемах». Чернова В.Г. – С-П: «Виктори», 2008г.
11. «Физическая география. Интересные факты». Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Илекса, 2008г.
12. «Я иду на урок. Общая физическая география. В 2-х частях». Лазаревич К.С. – М.: Первое сентября, 2007г.
Тематика оценочных (с выставлением обязательной отметки в журнале)
практических работ
Тема |
Кол-во часов |
Название практической работы |
Земля как планета |
1 |
|
Система географических координат |
1 |
«Определение географических координат» |
Способы изображения земной поверхности |
6 |
|
Масштаб карты |
1 |
«Определение направлений и расстояний по карте |
Виды условных знаков |
1 |
«Топографический диктант» |
Стороны горизонта |
1 |
« Определение направлений по компасу, азимту» |
Изображение рельефа на карте |
1 |
«Решение практических задач по плану: описание маршрута, составление простейшего плана местности» |
Основные виды и способы съемки местности (на примере своей местности) |
1 |
«Глазомерная съемка» |
Составление плана класса (школьного двора) |
1 |
«Ориентирование на местности» |
Литосфера |
2 |
|
Восточно-Европейская равнина. Характеристика равнины по плану |
1 |
« Нанесение объектов литосферы на контурную карту» |
Рельеф МО и Дмитровского р-на, основные формы. Полезные ископаемые |
1 |
«Определение минералов и горных пород Дмитровского района по их морфологическим признакам» |
Атмосфера |
1 |
|
Наблюдение за погодой |
1 |
«Обработка данных метеонаблюдений своей местности» |
Итого |
10 |
Оценочные практические работы выделены в календарно-тематическом планировании жирным шрифтом.
Календарно-тематическое планирование.
Физическая география. 6 класс.
№ |
Тема урока |
Кол |
Тип урока |
Элементы |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Дополни- |
Формы контроля |
Практические работы |
Дом.за-да-ние |
Дата про- веде- ния |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Введение ( 2 часа) |
||||||||||
1 |
Введение. Что такое география |
1 |
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического про-странства. |
Знать: основные географические понятия и термины |
Вводная беседа |
Экскурсия «Осенние изменения в природе» Пр.р. №1 «Организация и обучение приемам работы: наблюдение за погодой (календарь погоды)» |
§1р/тс.6 |
|||
2 |
Из истории географических открытий |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Представле-ние о мире в древности |
Работа с картой, фронтальный опрос |
§2 р/т с.8 |
||||
Земля как планета (5 часов) |
||||||||||
3 |
Планеты Солнечной системы |
1 |
Изучения нового материала |
Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. |
Знать: основные географические понятия и термины. |
Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. |
Вводная беседа |
Пр.р. №2 «Составление и объяснение схемы: положение Земли в Солнечной системе» |
§3 р/т с.10 |
|
4 |
Форма, размеры и движение Земли. |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Луна — спутник Земли, их взаимодействие. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
Пр. р. №3 «Составление и объ-яснение схемы: движение Земли вокруг Солнца» |
§4 р/т с.13 |
|||
5 |
Система географических координат |
1 |
Практикум |
Широта, долгота. |
Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос |
Пр.р.№4 «Определение географических координат» |
§5 р/т с.14 |
|||
6 |
Времена года |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца |
§6 р/т с.17 |
|||||
7 |
Пояса ос-вещености |
1 |
Практикум |
§7 р/т с.19 |
||||||
Способы изображения земной поверхности (13 часов) |
||||||||||
8 |
Масштаб карты |
1 |
Практикум |
Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. Географическая карта. Масштаб. |
Знать: основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; |
Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос |
Пр.р. №5 «Определение направлений и рассто-яний по карте.» |
§8 р/т с.22 |
||
9 |
Способы определения рассто-яний на местности, их изображение на плане и карте МО и Дмитровского района |
1 |
Практикум |
Способы определения расстояний |
||||||
10 |
Вычисление расстояний на плане с помощью масштаба |
1 |
Практикум |
План местности. Градусная сеть на плане и карте. |
Решение географических задач |
|||||
11 |
Виды условных знаков |
1 |
Практикум |
Условные знаки на плане и карте |
Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос |
Пр.р.№6 «Топографический диктант» |
§9 р/т с.24 |
|||
12 |
Чтение условных знаков на плане местности и картах МО и Дмитровского района |
1 |
Практикум |
Чтение и использование карт. |
||||||
13 |
Стороны горизонта |
1 |
Практикум |
Основные и промежуточные стороны горизонта |
Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос |
Пр.р. №7 « Определение направлений по компасу, азимуту.» |
§10 р/т с.27 |
|||
14 |
Определение направлений по плану местности МО и Дмитровского р-на |
1 |
Практикум |
Азимут. |
||||||
15 |
Изображение рельефа на карте. |
1 |
Практикум |
Способы картографического изображения. Классификация карт. |
Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос |
Пр.р.№8 «Решение практических задач по плану: описание маршрута, составление простейшего плана местности» |
§11 р/т с.29 |
|||
16 |
Абсолютные и относительные высоты Дмитровского р-на и МО |
1 |
Практикум |
Работа с картами |
||||||
17 |
Основные виды и способы съемки местности (на примере своей местности) |
1 |
Практикум |
Виды съемки местности. Ориентирование на местности. Составление плана местности. |
Съемка местности |
Пр.р.№9 «Глазомерная съемка» |
||||
18 |
Камеральная обработка планов местности |
1 |
Практикум |
Построение плана |
||||||
19 |
Составление плана класса (школьного двора) |
1 |
Практикум |
Построение плана |
Пр.р.№10 «Ориентирование на местности» |
|||||
20 |
Значение и разнообразие планов и карт МО и Дмитровского р-на. Обобщение и контроль знаний по теме «Способы изображения земной поверхности»(с включением краеведческих вопросов) |
1 |
Обобщение |
Значение планов и карт. |
Тестирование |
|||||
Литосфера (9 часов) |
||||||||||
21 |
Строение земного шара. |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Литосфера: строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли |
Знать: основные географические понятия и термины географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека |
Возникновение и геоло-гическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ис-копаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
§12 р/т с.31 |
||
22 |
Виды горных пород. |
1 |
Практикум |
Группы горных пород по происхождению |
§13 р/т с.33 |
|||||
23 |
Полезные ископаемые |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
§14 р/т с.35 |
|||||
24 |
Движения земной коры |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Разнообразие форм рельефа Движения земной коры |
Пр.р.№11 «Составление таблицы «Взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов» |
§15 р/т с.37 |
||||
25 |
Выветривание горных пород |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Виды выветривания |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
§16 р/т с.40 |
||||
26 |
Рельеф суши и дна океана |
1 |
Практикум |
Главные формы рельефа Рельеф дна океанов Человек и земная кора |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
Пр.р.№12 «Установление закономерностей размещения крупных форм рельефа в зависимости от стро-ения земной коры» |
§17 р/т с.43 |
|||
27 |
Восточно-Европейская равнина. Характеристика равнины по плану |
1 |
Практикум |
План описания равнин |
Пр.р.№13 « Нанесение объектов литосферы на контурную карту» |
|||||
28 |
Рельеф МО и Дмитровского р-на, основные формы. Полезные ископаемые |
1 |
Практикум |
Основные формы рельефа и полезные ископаемые МО и Дмитровского района. |
Пр.р.№14 «Определение минералов и горных пород Дмитровского р-на по их мор-фологическим признакам» |
|||||
29 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Литосфера» (с включением краеведческих вопросов) |
1 |
Обобщение |
Тестирование |
||||||
Атмосфера (13 часов) |
||||||||||
30 |
Строение атмосферы |
1 |
Урок актуа-лизации знаний |
Атмосфера: значение, строение, изучение |
Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
§18 р/т с.46 |
|||
31 |
Температура воздуха |
1 |
Практикум |
Зависимость температуры от широты, рельефа, воздушных масс |
Пр.р.№15 «Построение графика хода tо» |
§19 р/т с.47 |
||||
32 |
Температура воздуха. Годовой ход tо на территории МО и Дмитровского р-на |
1 |
Практикум |
График годового хода температур и его анализ. Чтение графиков. |
Построение графиков |
|||||
33 |
Атмосферное давление |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Зависимость давления от высоты над уровнем моря |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
Пр.р.№16 "Решение задач на определение tо и давления» |
§20 р/т с.50 |
|||
34 |
Движение воздуха |
1 |
Практикум |
Образование ветра и его зависимость от атмосферного давления |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
Пр.р.№17 «Построение розы ветров» |
§21 р/т с.52 |
|||
35 |
Типы ветров МО и Дмитровского р-на |
1 |
Практикум |
|||||||
36 |
Вода в атмосфере |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Влажность воздуха: абсолютная и относительная |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
Пр.р.№18 «Построение графика облачности» |
§22 р/т с.55 |
|||
37 |
Водяной пар и облака. Облака, наблюдаемые в МО и Дмитровском р-не |
1 |
Практикум |
Водяной пар и облака. Виды облаков, их характеристики |
||||||
38 |
Характеристика видов осадков по сезонам года в МО и Дмитровском р-не |
1 |
Практикум |
|||||||
39 |
Погода |
1 |
Практикум |
Типы погоды |
Фронталь-ный опрос |
§23 р/т с.58 |
||||
40 |
Наблюдение за погодой |
1 |
Практикум |
Дневник наблюдений за погодой. Обработка данных |
Пр.р.№19 «Обработка данных метеонаблюдений своей местности» |
|||||
41 |
Климат |
1 |
Практикум |
Распределения тепла и влаги на поверхности Земли |
§24 р/т с.61 |
|||||
42 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» (с включением краеведческих вопросов) |
1 |
Обобщение |
Тестирование |
||||||
Гидросфера (8 часов) |
||||||||||
43 |
Единство гидросферы |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. |
Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; |
Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспечен-ности водными ресурсами разных ре-гионов Зем-ли. Природные памят-ники гидросферы |
Вводная беседа |
§25 р/т с.63 |
||
44 |
Мировой океан |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
§26 р/т с.66 |
||||
45 |
Воды суши: реки и озера |
1 |
Практикум |
Типы озерных котловин, особенности стока. Крупнейшие реки и озера мира |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
§27 р/т с.68 |
||||
46 |
Реки МО и Дмитровского р-на: режим, характер течения, тип питания, значение |
1 |
Практикум |
Описание крупных рек по плану |
Работа с картами МО и Дмитровского района |
Записи в тетр |
||||
47 |
Озера, искусственные водоемы МО и Дмитровского р-на |
1 |
Практикум |
Крупные озера МО и Дмитровского района. Канал им. Москвы. Водохранилища. |
Работа с картами МО и Дмитровского района |
|||||
48 |
Описание водных объектов МО и Дмитровского р-на по плану |
1 |
Практикум |
Сообщения по теме |
Работа с картами МО и Дмитровского района |
|||||
49 |
Воды суши: подземные воды и природные льды |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Льды покровные и горные |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
Пр.р.№20 «Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры» |
§28 р/т с.71 |
|||
50 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Гидросфера» (с включением краеведческих вопросов) |
1 |
Обобщение |
Тестирование |
||||||
Биосфера (5 часов) |
||||||||||
51 |
Царства живой природы |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Биосфера: распро-странение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. |
Знать: географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; геогра-фическую зональность и поясность |
Наблюдения за раститель-ным и животным миром для определе-ния качества окружающей среды. Описание расти-тельного и животного мира на мест-ности и по карте. |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
§29 р/т с.73 |
||
52 |
Биосфера и охрана природы |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
§30 р/т с.76 |
||||||
53 |
Флора и фауна МО и Дмитровского р-на |
1 |
Практикум |
Основные виды растений и животных МО и Дмитровского района |
Сообщения по теме. |
|||||
54 |
Природные комплексы МО и Дмитровского р-на |
1 |
Практикум |
Природные и антропогенные комплексы. Особо охраняемые территории. |
||||||
55 |
Описание природного комплекса своей местности |
1 |
Экскурсия |
Описание природного комплекса по плану |
Экскурсия «Взаимосвязи компонентов природы». |
|||||
Почва и геосфера (6 часов) |
||||||||||
56 |
Почва |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа. Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека |
Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. |
Наблюдение за изменени-ем почвенно-го покрова |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
§31 р/т с.78 |
||
57 |
Почвы МО и Дмитровского р-на |
1 |
Практикум |
Работа с картами МО и Дмитровского района |
||||||
58 |
Хозяйственное использование почв МО и Дмит-ровского р-на |
1 |
Практикум |
|||||||
59 |
Природный комплекс |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
§32 р/т с.81 |
|||||
60 |
Природные зоны |
1 |
Практикум |
§33 р/т с.83 |
||||||
61 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Почва и геосфера» (с включением краеведческих вопросов) |
1 |
Обобщение |
Тестирование |
||||||
Земля – планета людей (5 часов) |
||||||||||
62 |
Географическое положение МО и Дмитровского р-на |
1 |
Урок изучения нового |
План описания географического положения объекта. |
Записи в тетр |
|||||
63 |
Типы населенных пунктов МО и Дмитровского р-на |
1 |
Урок изучения нового |
Городские и сельские населенные пункты |
Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
|||||
64 |
Население МО и Дмитровского р-на: численность, плотность, этнический состав |
1 |
Урок изучения нового |
Основные характеристики населения: численность, плотность, поло-возрастной и этнический состав, размещение. |
Работа с картами МО и Дмитровского района |
Записи в тетр |
||||
65 |
Город Дмитров, его современные функции |
1 |
Урок актуа-лизации знаний и умений |
|||||||
66 |
Обобщение по теме «Население своей местности» |
1 |
Обобщение |
Тестирование |
||||||
Обобщающее повторение (2 часа) |
||||||||||
67 |
Обобщение знаний по темам курса, контроль |
1 |
Урок повторения и обобщения |
Тестирова-ние |
||||||
68 |
Обобщение знаний о природе и населению своей местности, контроль |
1 |
Урок повторения и обобщения |
Тестирова-ние |
||||||
Резервное время |
2 |
|||||||||
Всего |
70 |
Итоговая проверочная работа.
География 6 класс
1 вариант
Переведите в численный масштаб: в 1 см – 250 метров
Какой азимут имеет направление северо-восток?
а) 360 градусов б) 90 градусов в) 45 градусов г) 225 градусов
Определите координаты города Москва – столицы России
Какой город находится севернее Москва или Санкт –Петербург?
Найдите лишнее слово: а) гранит б) мел в) пемза г) базальт
Какова главная причина образования морских течений ?
а) Постоянные ветры б) Землетрясения
в) Приближение и удаление Луны г) Температура воды
7. Найдите лишнее слово
а) Амазонка б) Лена в) Килиманджаро г) Волга д) Конго
8.Покажите стрелками направление ветра между точками А и Б, укажите в каком случае ветер самый сильный:
а) 758 мм.рт.ст и 762 мм.рт.ст
б) 740 мм.рт.ст и 750 мм.рт.ст
в) 759 мм.рт.ст и 760 мм.рт.ст
г) 755 мм.рт.ст и 752 мм.рт.ст
9. Найдите соответствие:
1) Прибор для определения температуры а) Анемометр
2) Прибор для определения скорости ветра б) Эхолот
3) Прибор для определения Глубины дна в) Термометр
Главная река со всеми притоками образует:
а) водораздел б) речную систему в) бассейн реки г) речную долину
Назовите время суток, если на побережье ветер дует с моря на материк? а) день б) вечер в) ночь г) утро
Самые большие разрушения получают здания, находящиеся при землетрясении:
а) в зоне землетрясения б) на окраине зоны землетрясения
в) в эпицентре землетрясения г) в очаге землетрясения
Определите и подпишите географический объект, координаты которого 55° с.ш. 160 ° в.д.
Соленость 12 ‰ (промилле) означает, что содержание солей в 1 л воды:
а) 1,2 грамма б) 12 граммов в) 120 граммов г) 1200 граммов
Нарисуйте условные знаки плана местности – луг и болото.
Выберите неверное утверждение: Климат местности зависит от
а) Близости океанов б) господствующих ветров в) Времени года (Зима или Лето) г) географической широты местности
Как называется участок суши с абсолютной высотой до 200 метров а) низменность б) равнина в) плоскогорье г) гора
Высота точки земной поверхности над уровнем моря называется
а) Относительной высотой б) Постоянной высотой в) Абсолютной высотой г) Настоящей высотой
19. К дням равноденствий относятся следующие даты:
А)22 июня Б)23 сентября
В)22 декабря Г)21 марта
20.Дополните предложение: 22 декабря день длиннее ночи в ____________ полушарии.
21.Установите соответствие:
А)Северный тропик |
66,5º ю.ш. |
б)Южный тропик |
23,5º ю.ш. |
В)Северный полярный круг |
66,5º с.ш. |
Г)Южный полярный круг |
23,5º с.ш. |
22. 23 сентября Солнце в зените находится:
А)над экватором
Б)над северным тропиком
В)над южным тропиком
Г)над полярными кругами.
24.Полярные ночи бывают на широте:
А)50º с.ш.
Б)65º ю.ш.
В)100º с.ш.
Г)67º с.ш.
25. В июле Солнце освещает:
А)северное полушарие
Б) южное полушарие
26.В какое время летом, при ясной погоде, наблюдается наибольшая температура воздуха:
А) в полдень
Б) до полудня
В) после полудня
27.Заполните пропуск: При подъёме в горы атмосферное давление ____________ каждые 10,5 м на 1 мм рт.ст.
28.Установите соответствие:
А)летний муссон
Б)зимний муссон
2.
География 6 класс
2 вариант
Переведите в численный масштаб: в 1 см – 75 метров
Какой азимут имеет направление юго-запад?
а) 360 градусов б) 90 градусов в) 45 градусов г) 225 градусов
Определите координаты города Санкт-Петербург
Какой город находится южнее Нью-Йорк или Пекин?
Найдите лишнее слово:
а) известняк б) песок в) базальт г) мел
Какова главная причина образования приливов и отливов ?
а) Постоянные ветры
б) Землетрясения
в) Приближение и удаление Луны
г) Температура воды
7. Найдите лишнее слово:
а) Байкал
б) Каспийское
в) Ладожское
г) Нил
д) Аральское
8.Покажите стрелками направление ветра между точками А и Б, укажите в каком случае ветер самый сильный:
а) 761 мм.рт.ст и 752 мм.рт.ст
б) 745 мм.рт.ст и 750 мм.рт.ст
в) 758 мм.рт.ст и 760 мм.рт.ст
г) 762 мм.рт.ст и 758 мм.рт.ст
9. Найдите соответствие:
1) Прибор для определения направления ветра а) Барометр
2) Прибор для определения Атм. давления б) Осадкомер
3) Прибор для определения количества осадков в) Флюгер
10. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в одну реку называется:
а) водораздел б) речная система в) бассейн реки г) долина реки
11. Назовите время года, если на побережье ветер дует с материка на море?
а) весна б) лето в) осень г) зима
Как называется место в глубине земли, где происходят толчки при землетрясении? а) зона землетрясения б) окраина зоны землетрясения в) эпицентр землетрясения г) очаг землетрясения
Определите и подпишите географический объект, координаты которого 3° ю.ш. 38°в.д.
Солёность 42 ‰ (промилле) означает, что содержание солей в 1 л воды: а) 4,2 грамма б) 42 грамма в) 420 граммов г) 4200 граммов
Нарисуйте условные знаки плана местности – фруктовый сад и овраг.
Выберите неверное утверждение: Климат местности зависит от: а) Близости гор б) Летних заморозков в) Высоты над уровнем моря г) Рельефа местности
Как называется участок суши с абсолютной высотой от 500 до 1000 метров? а) низменность б) равнина в) плоскогорье г) гора
Как называется превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой? а) Относительной высотой б) Постоянной высотой в) Абсолютной высотой г) Настоящей высотой
19. К дням равноденствий относятся следующие даты:
А)23 сентября
Б) 22 июня
В) 21 марта
Г) 22 декабря
20.Дополните предложение: 22 декабря день короче ночи в ____________ полушарии.
21.Установите соответствие:
А) Южный тропик |
66,5º ю.ш. |
б) Северный тропик |
23,5º ю.ш. |
В) Южный полярный круг |
66,5º с.ш. |
Г) Северный полярный круг |
23,5º с.ш. |
22. 21 марта Солнце в зените находится:
А)над экватором
Б)над северным тропиком
В)над южным тропиком
Г)над полярными кругами.
24.Полярные ночи бывают на широте:
А)50º с.ш.
Б)65º ю.ш.
В)100º с.ш.
Г)67º с.ш.
25. В декабре Солнце освещает:
А)северное полушарие
Б) южное полушарие
26.В какое время летом при ясной погоде наблюдается наименьшая температура воздуха?
А) в полночь
Б) перед восходом Солнца
В) после захода Солнца
27.Заполните пропуски: При подъёме вверх температура воздуха уменьшается на каждые ________ км на _______ºС.
28. Установите соответствие:
А)дневной бриз
Б)ночной бриз
2.
7. Список литературы.
I. Учебники
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География. Физическая география 6 кл., - М. «Русское слово», 2008 год.
Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008 год.
Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008 год
II. Дополнительная литература для учащихся.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005 год.
Климанова О.А., География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007 год.
Крылова О.В.Физическая география. Начальный курс. 6 класс. – М.: Просвещение, 2005 год.
III. Литература для учителя.
Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2008 год.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География, 6 кл., «Дрофа», 2008 год.
Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя,- М первое сентября 2000.
Петрова Л Е Дидактические карточки задания по географии 6 класс М Экзамен 2005
Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы.-М.: Дрофа 2001.
Романова А. Ф., Нестандартные уроки в школе. География, 6 класс, Волгоград, Учитель, 2003.
Шатных А. В. Современный урок географии. Часть1. Методические разработки уроков географии 6 класс. М.: Школьная пресса, 2002.
Журналы «География в школе».
Газета «География».
Интернет-ресурсы.