Рабочая программа по географии в 6 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им.Н.А.Самигуллина с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
« Рассмотрено» Руководитель МО _____________Гарипова А.И. Протокол № 1 от «24»августа 2018 г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УР ________Аглиуллина М.Ш. «27» августа 2018г. |
«Утверждено» Директор ________Закиров И.Р. Приказ № 121 от « 27», августа 2018 г. |
Рабочая программа
по предмету «География»
6 класс
учителя географии высшей квалификационной категории
Гариповой Альфии Исмагиловны
------------------------------------------------------------------------------
на 2018 – 2019 учебный год.
Принято на заседании
педагогического совета
(Протокол № 1
от «24»августа 2018г.)
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 – го класса разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им.Н.А.Самигуллина с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
Рабочая программа составлена на 35часов, в неделю 1 час.
Планируемые предметные результаты.
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
описывать погоду своей местности;
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
Выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов
Содержание учебного курса
Природа Земли. Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной
высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Практические работа
1. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.
2. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
3. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Практические работы:
Описание объектов гидрографии.
Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата.Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Практические работы:
Ведение дневника погоды.
Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).
Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.
Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.
Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечание |
|||||||
план |
Факт |
|||||||||
1 |
Природа Земли.Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. |
4.09 |
||||||||
2 |
Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Практическая работа.Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. |
11.09 |
||||||||
3 |
Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. |
18.09 |
||||||||
4 |
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Практическая работа :Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. |
25.09 |
||||||||
5 |
Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор .Практическая работа :Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека. |
2.10 |
||||||||
6 |
Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. |
9.10 |
||||||||
7 |
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. |
16.10 |
||||||||
8 |
Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Практические работы:Описание объектов гидрографии. |
23.10 |
||||||||
9 |
Движение воды в океане – волны, течения |
30.10 |
||||||||
10 |
Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Практическая работа:Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии. |
13.11 |
||||||||
11 |
Озера и их происхождение. |
20.11 |
||||||||
12 |
. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. |
27.11 |
||||||||
13 |
Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера. |
4.12 |
||||||||
14 |
Обобщение по разделу :”Гидросфера” |
11.12 |
||||||||
15 |
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Практическая работа :Ведение дневника погоды. |
18.12 |
||||||||
16 |
Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. |
25.12 |
||||||||
17 |
Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. . Тепловые пояса . Практическая работа :Определение средних температур, амплитуды и построение графиков |
15.01 |
||||||||
18 |
Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки |
22.01 |
||||||||
19 |
Атмосферное давление .Практическая работа:Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). |
29.01 |
||||||||
20 |
Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Практическая работа:Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных. |
5.02 |
||||||||
21 |
Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха Практическая работа: Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности. |
12.02 |
||||||||
22 |
Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений) |
19.02 |
||||||||
23 |
Понятие климата.Погода и климат.Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности .Климаты Земли. |
26.02 |
||||||||
24 |
Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера |
5.03 |
||||||||
25 |
Урок обобщение по разделу« Атмосфера» |
12.03 |
||||||||
26 |
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. |
19.03 |
||||||||
27 |
Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах |
2.04 |
||||||||
28 |
Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы. |
9.04 |
||||||||
29 |
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки |
16.04 |
||||||||
30 |
Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы |
23.04 |
||||||||
31 |
Природные комплексы своей местности. |
30.04 |
||||||||
32 |
Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность |
7.05 |
|
|||||||
33 |
Природные зоны Земли. |
14.05 |
||||||||
34 |
Обобщение по разделу “Географическая оболочка как среда жизни.” |
21.05 |
||||||||
35 |
Итоговое повторение |
28.05 |
||||||||