Рабочая программа кружка «Юный краевед»
Управление системой образования администрации городского округа Луховицы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Газопроводская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Директор МБОУ
МБОУ «Газопроводская средняя «Газопроводская средняя
общеобразовательная школа» общеобразовательная школа»
Протокол № 4 ___________Трунякова И.А.
от «17» марта 2020г. Приказ № 40
от «17» марта 2020г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный краевед»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся - 15 лет
Срок реализации – 1 год
Автор - составитель:
Тлеумуратова Светлана Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
п. Газопроводск
2020 - 2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………..3
План………………………………………………………………………..12
Содержание изучаемого курса……………………………………………14
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы………………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………..20
Календарный график……………………………………………………..21
Приложение ………………………………………………………………26
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196).
4.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5.Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще-развивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
6.О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
7.Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
8.Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
9.Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).
10. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
11. Закон Московской области «Об образовании» от 27 июля 2013 года N 94/2013-ОЗ
11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительство РФ от 29.05.2015 №996-р).
12. Устав МБОУ « Газопроводская средняя общеобразовательная школа».
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» имеет естественнонаучную направленность и предназначена для реализации на базе МБОУ «Газопроводская средняя общеобразовательная школа».
В основе программы «Юный краевед» лежат концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Московской области.
Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю и природу родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Новизна программы в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью города Луховицы и Московской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию природы родного края.
Благодаря этой программе у обучающихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
Обучающиеся будут проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса к изучению и исследованию родного края, города Луховицы и Московской области, посредством краеведческой и исследовательской деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
образовательные:
расширить представления о малой родине, развивать чувство гордости за свой родной край, интерес к природе родного края;
формировать информационную грамотность, т.е. совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
научить оперировать краеведческими и географическими знаниями, извлекать их из различных источников, применять их в новой ситуации,
продолжить формировать элементы творческой деятельности.
развивающие:
развивать творческие способности обучающихся;
формировать нравственные основы личности, повышать уровень духовной культуры;
способствовать развитию у обучающегося чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
развивать внимание к собственной речи и речи собеседника;
сформировать образное и логическое мышление.
воспитательные:
сформировать осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
привить уважительное отношение к природе родного края;
воспитать бережное отношение к объектам природы.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.
Данная программа имеет комплексный, интеграционный подход к охвату дисциплин, включающих в себя все направления краеведения (географическое, биологическое, экономическое, историческое, культурное), основы исследовательской деятельности.
Программа составлена в соответствии с требованиями САН ПИН от 04.07.2014 г. № 41, методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242).
При разработке данной программы учитывался принцип разноуровневости. Уровень данной программы «Стартовый».
Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания материала.
Данная программа является модифицированной.
Основные принципы реализации программы:
принцип сотрудничества предполагает совместную деятельность детей и педагога;
принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха;
принцип личностно-ориентированного взаимодействия: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы.
Содержание программы, тематика занятий составлены на основе личного опыта педагога.
При разработке образовательной программы педагог ориентировался на следующие принципы дидактики:
принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
Адресат программы
Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 15 лет опирается на местный краеведческий и географический материал, изучение естественнонаучных и обществоведческих дисциплин, и нацеленных на мотивированную исследовательскую деятельность.
Значимость использования краеведческого материала обусловлена еще и тем, что знания обучающегося в процессе обучения формируются не только путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений, но и путем непосредственного восприятия памятников природы родного края, с помощью экскурсии, через реальные предметы.
В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте.
Усиливается значимость собственных ценностей, усложняется отношение к себе (если раньше подростки судили о себе категорично и прямолинейно, то теперь – более тонко). Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Создается так называемый жизненный план: старшеклассник решает, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть в своей будущей жизни (личностное или моральное самоопределение). Существенно влияет на процесс самоопределения общение со
значимыми людьми: возникает особый интерес к общению со взрослыми,
восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более
высоком, сознательном уровне. С родителями и с другими взрослыми, чье
мнение для них важно, обсуждаются жизненные перспективы, в том числе,
профессиональные.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 72 часа. Срок освоения программы - 1 учебный год.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный краевед» составляет один год.
Îáùåå êîëè÷åñòâî ÷àñîâ â ãîä -72 ÷àñà.
Обучающиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут.
Экскурсии проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием. Для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 20 человек, состав групп - постоянный.
Формы обучения: очная.
Особенности организация образовательного процесса
занятия групповые (одновозрастные), состав группы постоянный.
На обучение принимаются все желающие. Зачисление проводится на основании заявления от родителей (опекунов).
На занятиях могут быть организованы:
индивидуальная, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Юный краевед»: чтение и анализ географических материалов, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свой родной край, интереса к природе родного края;
-развитие чувства собственного достоинства, осознание своей роли в жизни родного края;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми;
-формирование уважительного отношения к природе родного края .
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости изучения природы родного края для личного развития; формирование представлений о малой Родине, окружающем мире;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности, т. е. овладение элементарными приёмами анализа научно-познавательных и учебных текстов с использованием географических понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение работать с разными видами материалов: научных, географических; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных, связанных с изучением природы родного города.
Обучающиеся должны знать/ понимать:
- природные особенности своего населенного пункта;
- природу родного края,
- необходимость бережного отношения к природному наследию.
Обучающиеся должны уметь:
- систематизировать информацию о природе родном крае,
- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками информации;
- определять географические координаты и границы населенного пункта,
- оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты и др.
Формы аттестации (контроля)
Для оценки результативности применяются: входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года.
Цель: определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование. -
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с
различными источниками информации. Анализируются положительные и
отрицательные стороны работы, корректируются недостатки.
Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др.
Они активизируют, стимулируют работу обучающихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года.
Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный краевед» будет осуществляться по 4 направлениям. Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
1.Организационно-волевые качества 1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3. Самоконтроль | Способность переносить нагрузки в течение определенного времени
Способность активно побуждать себя к практическим действиям
Умение контролировать свои поступки | - терпения хватает меньше чем на половину занятия - терпения хватает больше чем на половину занятия - терпения хватает на все занятие
- волевые усилия побуждаются извне - иногда самим ребенком - всегда самим ребенком
- постоянно находится под воздействием контроля извне - периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам | 1
2
3
1 2 3
1
2 3 |
Наблюдение |
2.Ориентационные качества 2.1..Самооценка
2.2.Интерес к занятиям | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | - завышенная - заниженная - нормальная (адекватная)
- интерес к занятиям продиктован извне - интерес периодически поддерживается самим ребенком - интерес постоянно поддерживается самим ребенком | 1 2 3
1
2
3 |
Тестирование
Анкетирование |
3.Поведенческие качества 3.1.Тип сотрудничеств. Отношение к общим делам Т/О | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах |
1
2 3 |
Наблюдение |
4.Творческие способности
| Креативность в выполнении творческих работ | - начальный уровень - репродуктивный уровень - творческий уровень | 1 2 3 | Анкетирование |
Критерии оценки личностного развития:
10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
13 – 21 балл – средний уровень развития;
22 – 30 баллов – высокий уровень развития
Материально – техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;
2. Столы для учащихся – 6 штук;
3. Стулья – 14 штук;
4. Стол – тумба – 1 штука;
5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;
6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видеопрезентации по темам;
7. Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.
8. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Информационное обеспечение
Газета «География» и сайт для учителей «Я иду на урок географии»
GeoPort.ru: страноведческий портал
GeoSite – все о географии
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия
География. Планета Земля.
География. ру: страноведческая журналистика
География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации
Мир карт: интерактивные карты стран и городов
Новая энциклопедия городов и регионов России «Мой город»
Страны мира: географический справочник
Сайт редких карт Александра Акопяна
Территориальное устройство России: справочник-каталог «Вся Россия» по экономическим районам
Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования
Кадровое обеспечение программы – учителя географии, краеведения, педагоги дополнительного образования.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Форма аттестации/контроля | ||||
|
| Всего | Теория | Практика |
| ||
1 | Раздел 1. Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
| ||
1.1 | Путешествие по картам. «Дорожные знаки – наши друзья» |
| 1 | 1 | Анкетирование. Начальная диагностика | ||
2 | Раздел 2. «Географическая картография» | 25 | 10 | 15 |
| ||
2.1 | Общая теория картографии |
| 1 | 1 | Решение задач | ||
2.2 | История картографии |
| 1 | 2 | Практическая работа | ||
2.3 | Математическая картография |
| 1 | 3 | Практическая работа | ||
2.4 | Масштабы старых русских карт |
| 1 | 1 | Практическая работа | ||
2.5 | Язык карты. Картографические знаки
|
| 1 | 2 | Практическая работа самооценка детей | ||
2.6 | Картографическая топонимика Луховицкого района |
| 1 | 2 | Практическая работа, устный контроль | ||
2.7 | Географические координаты Московской области |
| 1 | 1 | Практическая работа, рефлексия | ||
2.8 | Виды картографической генерализации |
| 1 | 1 | Защита проекта | ||
2.9 | Подготовка к походу. Условные знаки на плане местности п. Газопроводск |
| 1 | 1 | Практическая работа | ||
2.10 | Экскурсия в парк п.Газопроводск. Составление плана небольшого участка. Тема по ПДД « Помни правила дорожного движения» |
| 1 | 1 | Отчет о походе | ||
3 | Раздел 3. Геоморфология Московской области | 15 | 5 | 10 |
| ||
3.1 | Рельефообразующие процессы на территории Московской области |
| 1 | 2 | Работа в контурной карте | ||
3.2 | Строение поверхности Московской области |
| 1 | 2 | Подготовка презентации | ||
3.3 | О чем расскажут камни Московской области |
| 1 | 2 | Исследовательская работа | ||
3.4 | Профессия геолога |
| 1 | 2 | Практическая работа | ||
3.5 | Есть ли бесполезные ископаемые. Тема по ПДД «Знаете ли вы запрещающие знаки?» |
| 1 | 2 | Подготовка сообщения | ||
4 | Раздел 4. Воды суши Московской области | 10 | 5 | 5 |
| ||
4.1 | Разнообразие вод суши Московской области |
| 1 | 1 | Презентация | ||
4.2 | Удивительные обитатели рек и озер |
| 1 | 1 | Устный контроль | ||
4.3 | Роль водных ресурсов в жизни человека |
| 1 | 1 | Работа в контурной карте | ||
4.4 | Исток реки Меча. Тема по ПДД «Пешеходная наука» |
| 1 | 1 | Творческое задание, самооценка детей | ||
4.5 | Защита проекта « Реки Луховицкого муниципального района»
|
| 1 | 1 | Защита презентации | ||
5 | Раздел 5. Погода и климат Московской области | 12 | 4 | 8 |
| ||
5.1 | Времена года и типы погод в Московской области |
| 1 | 1 | Исследовательский проект: дневник наблюдений за погодой | ||
5.2 | Климатические показатели Луховицкого района |
| 1 | 2 | Практическая работа | ||
5.3 | Учимся предсказывать погоду |
| 1 | 2 | Исследовательский проект: дневник наблюдений за погодой | ||
5.4 | Живые барометры |
| 1 | 2 | Исследовательская работа | ||
5.5 | Грозные явления в атмосфере. |
| 1 | 1 | Защита проектов | ||
6 | Раздел 6. Зеленая планета | 9 | 4 | 5 |
| ||
6.1 | Уникальные растения и животные |
| 1 | 1 | Самостоятельная работа | ||
6.2 | Растения и животные Луховицкого района |
| 1 | 2 | Устный контроль | ||
6.3 | Природные лаборатории-заповедники. |
| 1 | 1 | Презентация | ||
6.4 | Человек и природа. Экстремальные условия жизни. Тема по ПДД «Дорожная грамотность детей» |
| 1 | 1 | Тестовая работа | ||
| | | | |
| ||
| Итого | 72 | 29 | 43 |
|
III.Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в программу (2 ч.)
Тема 1. Путешествие по картам. «Дорожные знаки – наши друзья». (2 ч)
Теория (1 ч). Цели и задачи. История создания первых карт. Инструктаж по технике безопасности
Практика (1 ч): Анкетирование. Начальная диагностика. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Раздел 2. Географическая картография (25 ч)
Тема 2.1. Общая теория картографии (2 ч)
Теория (1 ч): Общая теория картографии - включает понятие о предмете и методе картографии, изучает вопросы методологии создания и использования карт, картоведение - общее учение о картографических произведениях.
Практика(1ч): Игра на знание географической номенклатуры Луховицкого района и Московской области.
2.2.. История картографии (3 ч)
Теория(1 ч): История картографии - изучение основных этапов и закономерностей в развитии картографической науки и производства.
Практика (2ч): Подготовка реферата об истории создания карт Московской области.
2.3. Математическая картография (4 ч)
Теория(1ч): Математическая картография - изучает математическую основу карт: масштаб, координатные сетки, картографические проекции, т.е. учение об их свойствах, видах, методах, оценки искажений, о выборе и изыскании проекции.
Практика(3ч): Определение географических координат объектов Московской области.
2.4 Масштабы старых русских карт (2ч)
Теория(1ч): Масштабы старых русских карт. Карты дореволюционной России. Старые русские меры длин – вёрсты, сажени, дюймы
Практика(1ч): Определение направлений, расстояний по плану местности и карте Луховицкого района.
2.5 Язык карты. Картографические знаки (3ч)
Теория(1ч): Язык карты. Условные знаки топографических карт: внемасштабные или точечные, линейные или полумасштабные, площадные или масштабные.
Практика(2ч): Экскурсия в парк п. Газопроводск. Ориентирование на местности с помощью компаса.
2.6. Картографическая топонимика Луховицкого района (3ч)
Теория(1ч): Картографическая топонимика. Географические названия объектов, их сбор, анализ, систематизация и стандартизация названий. Пять форм передачи на картах иноязычных названий.
Практика(2ч): Определение азимута объектов на топографической карте Луховицкого района.
2.7. Географические координаты Московской области (2ч)
Теория(1ч): Понятия географическая широта и долгота объекта.
Практика(1ч): Решение географических задач на определение координат объектов Луховицкого района.
2.8. Виды картографической генерализации (2ч)
Теория(1ч): Отбор картографируемых объектов и явлений. Обобщение геометрической формы картографируемых объектов и явлений. Обобщение количественной характеристики. Обобщение качественной характеристики.
Практика(1ч): Разработка легенды карты Луховицкого района.
2.9. Подготовка к походу. Условные знаки на плане местности п. Газопроводск. (2ч)
Теория(1ч): Стороны горизонта. Условные знаки на плане местности.
Практика(1ч): Составление плана небольшого участка п. Газопроводск.
2.10. Экскурсия в парк. Составление плана небольшого участка. (2ч)
Теория(1ч): Стороны горизонта. Условные знаки на плане местности.
Практика(1ч): Составление плана местности небольшого участка п. Газопроводск.
Раздел 3. Геоморфология Московской области (15ч)
3.1 Рельефообразующие процессы на территории Московской области (3ч)
Теория(1ч): Наука геоморфология. История формирования рельефа Московской области. Древнее оледенение.
Практика(1ч): Обозначение на контурной карте форм рельефа Московской области
3.2. Основные черты рельефа Московской области (3ч)
Теория(1ч): Основные формы рельефа Московской области (долины рек, овраги, балки, западины), их происхождение. Роль внешних процессов в изменении современного рельефа. Разнообразие абсолютных и относительных высот территории области. Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственную деятельность людей, на особенности природы.
Практика(2ч): Построение профиля рельефа местности по топографической карте
3.3. О чем расскажут камни (3ч)
Теория(1ч): Основные термины и понятия минералогии, петрографии.
Практика(2ч): Определение горных пород из коллекции минералов Московской области.
3.4 Профессия геолога. (3ч)
Теория(1ч): Профессия геолога.
Месторождения полезных ископаемых Московской области. Геологическая карта и строение района, где ищут полезное ископаемое.
Практика(2ч): Обозначение на контурной карте полезных ископаемых Московской области
3.5. Есть ли бесполезные ископаемые. «Знаете ли вы запрещающие знаки?» (3ч)
Теория(1ч): Вредные полезные ископаемые: колорадоит, халькантит, таллий, галенит, ртуть и другие.
Практика(2ч): Подготовка проекта о вредных полезных ископаемых.
Раздел 4. Воды суши Московской области (10ч)
4.1. Разнообразие вод суши Московской области (2ч)
Теория(1ч): Состав вод суши на территории Московской области. Поверхностные и подземные воды и их виды. Природные и искусственные водоемы. Река-главная часть состава вод суши и ее значение в водообеспечении области и своей местности. Влияние рельефа и климата на воды суши. Режим и питание поверхностных
вод.
Практика(1ч): Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Обсуждение. Описание речных систем Московской области.
4.2 Удивительные обитатели рек и озер (2ч)
Теория(1ч): Растительный и животный мир рек и озер Московской области.
Практика(1ч): Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Подготовка презентации о растительном и животном мире рек и озер Московской области.
4.3 Роль водных ресурсов в жизни человека (2ч)
Теория(1ч): Роль рек и озер в заселении Московского края. Реки транспортные магистрали. Искусственные водоемы: пруды и водохранилища. Реки и озера важнейшие зоны отдыха.
Практика(1ч): Обозначение на контурной карте рек и озер Московской области
4.4. Исток реки Меча. «Пешеходная наука» (2ч)
Теория(1ч): Образование реки Меча Луховицкого района.
Практика(1ч): Экскурсия к истоку реки Меча. Подготовка исследовательского проекта о реке Меча.
4.5 Защита проекта « Реки Луховицкого района» (2 ч)
Раздел 5. Погода и климат Московской области (12ч)
5.1 Времена года и типы погод в Московской области (2ч)
Теория(1ч): Годовое движение Земли и изменение высоты Солнца над горизонтом своей местности. Смена времен года. Типы погод и сезоны года в Тамбовской области, их астрономическое, географическое и фенологическое начало.
Практика(1ч): Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
5.2 Климатические показатели (3ч)
Теория(1ч): Температура воздуха по сезонам года. Среднемесячная, среднесуточная, минимальная, максимальная температура, амплитуда своей местности. Осадки. Зависимость количества осадков от направления ветра и сезона года. Роза ветров своей местности.
Практика(2ч): Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Обсуждение. Построение розы ветров Московской области
5.3 Предсказывать погоду (3ч)
Теория(1ч): Местные признаки и приметы для предсказания погоды. Аномальные климатические показатели. Глобальное потепление климата.
Практика(2ч): Обработка и оформление результатов наблюдения за климатическими показателями, характерными для Московской области. Построение климатограммы.
5.4 Живые барометры (3ч)
Теория(1ч): Возможности живой природы в предсказании погоды –«живые барометры». Живые барометры: животные, птицы.
Практика(2ч): Подготовка исследовательского проекта «Живые барометры»
5.5 Грозные явления в атмосфере. (2ч)
Теория(1ч): Опасные явления в атмосфере. Причины образования смерчей, ураганов, гроз, радуги и других природных явлений.
Практика(1ч): Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Обсуждение. Подготовка презентации по теме «Грозные явления в атмосфере»
Раздел 6: Зеленая планета (9ч)
6.1 Уникальные растения и животные (2ч)
Теория(1ч): Удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены. Эндемики материков.
Практика(1ч): Определение взаимосвязей и приспособлений растений и животных к окружающей среде.
6.2 Растения и животные Луховицкого района (3ч)
Теория(1ч): Характер растительности, видовой состав растений и животных, их приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Красная книга.
Практика(2ч): Сбор информации подготовка к созданию презентации. Обсуждение темы, работа с интернет ресурсами.
6.3 Почвы Московской области. (2ч)
Теория(1ч): Понятие «почва», тип почвы, главные типы почв области. Различия в их главном свойстве - плодородии. Зависимость почв от условия формирования рельефа и климата. Почвенная карта области.
Практика(1ч): Исследование почвенного профиля на пришкольном участке п. Газопроводск.
6.4 Природные лаборатории-заповедники. (2ч)
Теория(1ч): Крупные заповедники и охраняемые природные территории.
Практика(1ч): Сбор информации подготовка к созданию презентации. Работа с источниками информации, атласами, интернет ресурсами.
6.5 Человек и природа. Экстремальные условия жизни. «Дорожная грамотность детей»
Теория(1ч): Экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях.
Практика(1ч): Выступление с защитой презентации.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При реализации данной программы используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
проектный;
исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных географических задач.
Исследовательский метод используется для развития умения обучающихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.
Программа предполагает применение следующих пед.технологий:
Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний или способов деятельности.
Проектная деятельность - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Технология личностно-ориентированного обучения - такой тип образовательного процесса, в котором личность обучающегося и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения педагог - обучающийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Коллективно-творческая деятельность - это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Формы проведения занятий.
лекция;
семинар;
практикум;
исследование;
путешествие;
конференция;
защита творческих проектов;
экскурсии
Алгоритм занятия:
1 часть: разминка: обсуждение организационных моментов, планирование – 10 минут.
2 часть: основная часть: выполнение различных практических заданий – 30 минут
3 часть: обсуждение результатов – 5 минут.
Дидактические материалы.
В качестве дидактического материала используется:
- Подборка информационно-справочной литературы
- Атласы и контурные карты
- Наглядные пособия по темам, схемы.
- Технологические карты, задания, упражнения.
Упражнения: краткий конспект, исключите лишнее название, разгадать ребус, составить кроссворд, описание по плану, загадки, построить график температуры, построить розу ветров, построить профиль рельефа местности, определить координаты географических объектов и другие.
Контрольно-оценочные материалы:
Тест
По площади Московская область превосходит:
а) Бельгию б) Бельгию и Швейцарию в) Бельгию, Швейцарию и Данию
Московская область находится в…. часовом поясе
Московская область расположена в междуречье:
а) Дона и Волги б) Волги и Оки в) Оки и Дона
Территория Московской области составляет.
а) 46 тыс. км² б) 101 тыс. км² в) 30 тыс. км² г) 44,3 тыс. км²
Московская область образована в:
а) 1883 г. б) 1708 г. в) 1929 г. г) 1917 г.
Численность населения Московской области составляет:
А) 10 млн. чел. Б) 6,9 млн. чел. В) 100 тыс. чел. Г) 17 млн. чел
Московская область расположена:
а) в центре Западной Сибири б) на юге Русской равнины в) в центре Русской равнины
Ближайшее к Московской области море: а) Балтийское б) Баренцево в) Черное г) Азовское
Московская область входит в состав …. …………………………. Федерального округа.
По площади Московская область превосходит:
а) Бельгию б) Бельгию и Швейцарию в) Бельгию, Швейцарию и Данию
Московская область находится в…. часовом поясе
Московская область расположена в междуречье:
а) Дона и Волги б) Волги и Оки в) Оки и Дона
Территория Московской области составляет.
а) 46 тыс. км² б) 101 тыс. км² в) 30 тыс. км² г) 44,3 тыс. км²
Московская область образована в:
а) 1883 г. б) 1708 г. в) 1929 г. г) 1917 г.
Численность населения Московской области составляет:
А) 10 млн. чел. Б) 6,9 млн. чел. В) 100 тыс. чел. Г) 17 млн. чел
Московская область расположена:
а) в центре Западной Сибири б) на юге Русской равнины в) в центре Русской равнины
Ближайшее к Московской области море: а) Балтийское б) Баренцево в) Черное г) Азовское
Московская область входит в состав …. …………………………. Федерального округа
По площади Московская область превосходит:
а) Бельгию б) Бельгию и Швейцарию в) Бельгию, Швейцарию и Данию
Московская область находится в…. часовом поясе
Московская область расположена в междуречье:
а) Дона и Волги б) Волги и Оки в) Оки и Дона
Территория Московской области составляет.
а) 46 тыс. км² б) 101 тыс. км² в) 30 тыс. км² г) 44,3 тыс. км²
Московская область образована в:
а) 1883 г. б) 1708 г. в) 1929 г. г) 1917 г.
Численность населения Московской области составляет:
А) 10 млн. чел. Б) 6,9 млн. чел. В) 100 тыс. чел. Г) 17 млн. чел
Московская область расположена:
а) в центре Западной Сибири б) на юге Русской равнины в) в центре Русской равнины
Ближайшее к Московской области море: а) Балтийское б) Баренцево в) Черное г) Азовское
Московская область входит в состав …. …………………………. Федерального округа.
V.Список литературы
Для обучающихся и родителей:
1. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 2013.
2. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ», 2013.
3. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные» - М: ООО «Издательство АСТ»,2014.
4. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2015.
Для педагога:
1.Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию, 2016.
2. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев ВА. Наш дом — Земля. Материки, океаны, народы и страны. М.: Дрофа, 2017.
3. Максаковский В.П., Баринова И.Н., Дронов В.П. и др. География: пособие для поступающих в ВУЗы. М.: Дрофа, 2013.
4. Максаковский В.П., Петрова Н.Н. Физическая и экономическая география мира. – М.: Айрис-пресс, 2015.
5. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. М.: Дрофа, 2014.
VI. Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед»
Год обучения: 1
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | сентябрь | | | Информирование. Диагностика. | 1 | Вводное занятие. Путешествие по картам. | Каб № 2 | Анкетирование. Начальная диагностика |
2 | сентябрь | | | Практикум | 1 | Дорожные знаки – наши друзья | Каб № 2 | Практическая работа |
3 | сентябрь | | | Практикум | 1 | Общая теория картографии | Каб № 2 | Решение задач |
4 | сентябрь | | | Практикум | 1 | Общая теория картографии | Каб. № 2 | Практическая работа |
5 | сентябрь | | | Лекция | 1 | История картографии | Каб. № 2 | Устный контроль |
6 | сентябрь | | | Практикум | 1 | История картографии | Каб. № 2 | Практическая работа |
7 | сентябрь | | | Практикум | 1 | История картографии | Каб. № 2 | Практическая работа |
8 | сентябрь | | | Лекция.
| 1 | Математическая картография | Каб. № 2 | Устный контроль |
9 | октябрь | | | Практикум | 1 | Математическая картография | Каб. № 2 | Практическая работа |
10 | октябрь | | | Практикум | 1 | Математическая картография | Каб. № 2 | Практическая работа |
11 | октябрь | | | Практикум | 1 | Математическая картография | Каб. № 2 | Практическая работа |
12 | октябрь | | | Лекция | 1 | Масштабы старых русских карт. | Каб. № 2 | Устный контроль |
13 | октябрь | | | Практикум | 1 | Масштабы старых русских карт | Каб. № 2 | Практическая работа |
14 | октябрь | | | Лекция | 1 | Язык карты. Картографические знаки. | Каб. № 2 | Устный контроль |
15 | октябрь | | | Практикум | 1 | Язык карты. Картографические знаки. | Каб. № 2 | Практическая работа |
16 | октябрь | | | Практикум | 1 | Язык карты. Картографические знаки. | Каб. № 2 | Практическая работа |
17 | ноябрь | | | Лекция | 1 | Картографическая топонимика Луховицкого района. | Каб. № 2 | Устный контроль |
18 | ноябрь | | | Практикум | 1 | Картографическая топонимика Луховицкого района. | Каб. № 2 | Практическая работа |
19 | ноябрь | | | Практикум | 1 | Картографическая топонимика Луховицкого района. | Каб. № 2 | Практическая работа |
20 | ноябрь | | | Практикум | 1 | Географические координаты Московской обл. | Каб. № 2 | Практическая работа |
21 | ноябрь | | | Практикум | 1 | Географические координаты Московской обл. | Каб. № 2 | Работа в контурной карте |
22 | ноябрь | | | Лекция | 1 | Виды картографической генерализации | Каб. № 2 | Защита проектов |
23 | ноябрь | | | Защита проектов | 1 | Виды картографической генерализации | Каб. № 2 | Защита проектов |
24 | ноябрь | | | Практикум | 1 | Подготовка к походу. Условные знаки на плане местности п. Газопроводск | Каб. № 2 | Практическая работа |
25 | декабрь | | | Практикум | 1 | Подготовка к походу. Условные знаки на плане местности п.Газопроводск | Каб. № 2 | Практическая работа |
26 | декабрь | | | Экскурсия | 1 | Экскурсия в парк. Составление плана небольшого участка п. Газопроводск | парк | Отчет |
27 | декабрь | | | Лекция | 1 | Рельефообразующие процессы на территории Московской области | Каб. № 2 | Устный контроль |
28 | декабрь | | | Практикум | 1 | Рельефообразующие процессы на территории Московской области | Каб. № 2 | Работа в контурной карте Подготовка презентации |
29 | декабрь | | | Практикум | 1 | Рельефообразующие процессы на территории Московской области | Каб. № 2 | Практическая работа |
30 | декабрь | | | Лекция | 1 | Строение поверхности Московской области | Каб. № 2 | Устный контроль |
31 | декабрь | | | Исследование | 1 | Строение поверхности Московской области | Каб. № 2 | Исследование |
32 | декабрь | | | Практикум | 1 | Строение поверхности Московской области | Каб. № 2 | Практическая работа |
33 | январь | | | Лекция. Практикум | 1 | О чем расскажут камни | Каб. № 2 | Практическая работа |
34 | январь | | | Практикум | 1 | О чем расскажут камни | Каб. № 2 | Практическая работа |
35 | январь | | | тест | 1 | О чем расскажут камни | Каб. № 2 | Практическая работа |
36 | январь | | | лекция | 1 | Профессия геолога | Каб. № 2 | тест |
37 | январь | | | семинар | 1 | Профессия геолога | Каб. № 2 | Подготовка сообщения |
38 | январь | | | просмотр фильма | 1 | Профессия геолога | Каб. № 2 | Практическая работа |
39 | февраль | | | путешествие | 1 | Есть ли бесполезные ископаемые | Каб. № 2 | презентация |
40 | февраль | | | «Круглый стол» | 1 | Есть ли бесполезные ископаемые | Каб. № 2 | Подготовка выступлений |
41 | февраль | | | лекция | 1 | Знаете ли вы запрещающие знаки? | Каб. № 2 | тест |
42 | февраль | | | лекция | 1 | Разнообразие вод суши Московской области | Каб. № 2 | Устный контроль |
43 | февраль | | | семинар | 1 | Разнообразие вод суши Московской области | Каб. № 2 | Подготовка сообщения |
44 | февраль | | | лекция | 1 | Удивительные обитатели рек и озер | Каб. № 2 | Устный контроль |
45 | февраль | | | защита проекта | 1 | Удивительные обитатели рек и озер | Каб. № 2 | защита проекта |
46 | февраль | | | лекция | 1 | Роль водных ресурсов в жизни человека | Каб. № 2 | Устный контроль |
47 | март | | | семинар | 1 | Роль водных ресурсов в жизни человека | Каб. № 2 | презентация |
48 | март | | | исследование | 1 | Исток р. Меча | | исследование |
49 | март | | | исследование «Круглый стол» | 1 | Исток р. Меча Пешеходная наука | | исследование |
50 | март | | | лекция | 1 | Времена года и типы погод в Московской области | Каб. № 2 | Устный контроль |
51 | март | | | практикум | 1 | Времена года и типы погод в Московской области | Каб. № 2 | Подготовка сообщений |
52 | март | | | лекция | 1 | Климатические показатели Луховицкого района | Каб. № 2 | Устный контроль |
53 | апрель | | | исслед. | 1 | Климатические показатели Луховицкого района | Каб. № 2 | Исследовательский проект: дневник наблюдений за погодой |
54 | апрель | | | беседа | 1 | Предсказывать погоду | Каб. № 2 | Подготовка сообщений |
55 | апрель | | | практикум | 1 | Предсказывать погоду | Каб. № 2 | Исследовательская работа |
56 | апрель | | | практикум | 1 | Предсказывать погоду | Каб. № 2 | Практическая работа |
57 | апрель | | | защита проекта | 1 | Живые барометры | Каб. № 2 | презентации |
58 | апрель | | | Просмотр фильма | 1 | Живые барометры | Каб. № 2 | Практическая работа |
59 | апрель | | | тест | 1 | Живые барометры | Каб. № 2 | тест |
60 | апрель | | | лекция | 1 | Грозные явления в атмосфере. | Каб. № 2 | Подготовка проектов |
61 | апрель | | | конференция | 1 | Грозные явления в атмосфере. | Каб. № 2 | Защита проектов |
62 | май | | | лекция | 1 | Уникальные растения и животные | Каб. № 2 | Подготовка сообщений |
63 | май | | | Просмотр фильма | 1 | Уникальные растения и животные | Каб. № 2 | Практическая работа |
64 | май | | | лекция | 1 | Растения и животные Луховицкого района | Каб. № 2 | Подготовка проектов |
65 | май | | | практикум | 1 | Растения и животные Луховицкого района | Каб. № 2 | Защита проектов |
66-72 | май | | | Лекция, практикум | 1 | Человек и природа. Природные лаборатории-заповедники. Дорожная грамотность детей. | Каб. № 2 | Защита проектов |
Приложение
Тест
По площади Московская область превосходит:
а) Бельгию б) Бельгию и Швейцарию в) Бельгию, Швейцарию и Данию
Московская область находится в…. часовом поясе
Московская область расположена в междуречье:
а) Дона и Волги б) Волги и Оки в) Оки и Дона
Территория Московской области составляет.
а) 46 тыс. км² б) 101 тыс. км² в) 30 тыс. км² г) 44,3 тыс. км²
Московская область образована в:
а) 1883 г. б) 1708 г. в) 1929 г. г) 1917 г.
Численность населения Московской области составляет:
А) 10 млн. чел. Б) 6,9 млн. чел. В) 100 тыс. чел. Г) 17 млн. чел
Московская область расположена:
а) в центре Западной Сибири б) на юге Русской равнины в) в центре Русской равнины
Ближайшее к Московской области море: а) Балтийское б) Баренцево в) Черное г) Азовское
Московская область входит в состав …. …………………………. Федерального округа.
По площади Московская область превосходит:
а) Бельгию б) Бельгию и Швейцарию в) Бельгию, Швейцарию и Данию
Московская область находится в…. часовом поясе
Московская область расположена в междуречье:
а) Дона и Волги б) Волги и Оки в) Оки и Дона
Территория Московской области составляет.
а) 46 тыс. км² б) 101 тыс. км² в) 30 тыс. км² г) 44,3 тыс. км²
Московская область образована в:
а) 1883 г. б) 1708 г. в) 1929 г. г) 1917 г.
Численность населения Московской области составляет:
А) 10 млн. чел. Б) 6,9 млн. чел. В) 100 тыс. чел. Г) 17 млн. чел
Московская область расположена:
а) в центре Западной Сибири б) на юге Русской равнины в) в центре Русской равнины
Ближайшее к Московской области море: а) Балтийское б) Баренцево в) Черное г) Азовское
Московская область входит в состав …. …………………………. Федерального округа
По площади Московская область превосходит:
а) Бельгию б) Бельгию и Швейцарию в) Бельгию, Швейцарию и Данию
Московская область находится в…. часовом поясе
Московская область расположена в междуречье:
а) Дона и Волги б) Волги и Оки в) Оки и Дона
Территория Московской области составляет.
а) 46 тыс. км² б) 101 тыс. км² в) 30 тыс. км² г) 44,3 тыс. км²
Московская область образована в:
а) 1883 г. б) 1708 г. в) 1929 г. г) 1917 г.
Численность населения Московской области составляет:
А) 10 млн. чел. Б) 6,9 млн. чел. В) 100 тыс. чел. Г) 17 млн. чел
Московская область расположена:
а) в центре Западной Сибири б) на юге Русской равнины в) в центре Русской равнины
Ближайшее к Московской области море: а) Балтийское б) Баренцево в) Черное г) Азовское
Московская область входит в состав …. …………………………. Федерального округа.
Задание “ Определение почвенного профиля” по окраске.
Окраска почвы в связи с химическим и минералогическим составом
Окраска почвы
Химический и минералогический состав
интенсивно-чёрная,
гумусовые вещества
тёмно-серая, серая,
(интенсивность окраски и оттенки зависят
светло-серая, тёмно-бурая,
от концентрации и состава гумуса)
буровато-чёрная, буро-чёрная
чёрные пятна (вкрапления) и
прослойки на красновато-буром
гидроксиды марганца
фоне
жёлто-оранжевая,
оксиды и гидроксиды железа, алюминия и
жёлто-бурая, буровато-жёлтая,
фосфора, образующие самостоятельные мине-
красно-бурая, фиолетово-бурая,
ралы или находящиеся в сорбированном
светло-бурая и т.д.
состоянии на поверхности тонких
глинистых минералов
голубоватая,
голубовато-серая (сизая),
закиси железа (II)
зеленовато-голубоватая и т.д.
белёсая
тонкие зёрна кварца (кремнезём);
каолинит
белая, желтовато-белая,
хлориды натрия, магния, кальция;
палево-белая и т.д.
сульфаты натрия и магния, гипс;
карбонаты кальция и магния
Викторина "Природа Подмосковья".
В какой природной зоне находится большая часть Подмосковья? (смешанные леса)
Река Подмосковья, имеющая в пределах области наибольшую длину (445 км). Исток этой реки находится близ деревни Старково Можайского района (Москва)
В центре, какой равнины расположена Московская область? (Восточно-Европейской или Русской)
В каком районе Московской области расположено самое глубокое озеро Подмосковья и как оно называется? (озеро Глубокое - 38 м, Рузский район)
Заболоченная низменность на востоке Подмосковья, воспетая в произведениях Пришвина и Паустовского (Мещёрская).
Самое большое озеро, площадью 15,4 км2, находится в Солнечногорском районе. Как оно называется? (Сенеж или Сенежское)
В Сергиево-Посадском районе на правом берегу реки Вондиги, из расщелины известкового выступа бьет насколько ключей, сливаясь вместе, они образуют водопад. Как он называется? (Гремячий ключ)
Единственный на территории Подмосковья заповедник, расположен на правом берегу Оки, на территории заповедника произрастают около 1000 видов растений, в том числе и редких, занесенных в Красную книгу России. Но особый интерес представляют здесь зубры и бизоны. (Приокско-Террасный)
Какие почвы самые распространенные на территории Московской области? (дерново-подзолистые)
Гряда сложенная моренными отложениями и проходящая в пределах Дмитровского района. (Клинско-Дмитровская)
Озеро, расположенное в городе Лобня, и его котловина, моренно-ледникового происхождения являются памятником природы. До середины 90-х годов здесь гнездилась крупнейшая колония речных чаек. Как называется это озеро. (Киёво или Киово)
На территории нашей области выкачивается минеральная вода по химическому составу похожая на «Ессентуки №20». Используется эта вода в санаториях Подмосковья. Назовите эти санатории. (Рузский район – санаторий «Дорохово», Щёлковский район – санаторий «Монино»).
Какова продолжительность дня в Московской области 22 июня? Это день летнего солнцестояния, известный самой короткой ночью в году. (17 часов 33 минуты - продолжительность дня)
Какова продолжительность фенологической зимы на территории Московской области? (151 сутки или около 4,5-5 месяцев)
Какая самая низкая температура воздуха была зарегистрирована на территории Московской области? (-54º, Наро-Фоминск)
Какую реку Подмосковья М.М. Пришвин называл самой русской из всех рек? (Оку)
Самое распространенное дерево в лесах Подмосковья? (береза – 39%)
Самое «разговорчивое» дерево в подмосковных лесах, чутко улавливающее дыхание даже самого легкого ветерка. (Осина)
Какой хищник был полностью истреблён на территории Московской области к середине 20 века. (Медведь)
Какой ценный зверек был завезен в Подмосковье с Дальнего Востока? (Енотовидная собака)
Название этому заказнику на северо-востоке Московской области дал М.М. Пришвин. («Журавлиная Родина»)